Среда



В семиотических теориях Якоба фон Икскюля и Томаса Себеока умвельт , (множественное число: umwelten; от немецкого Umwelt, означающего «окружающая среда» или «окружение») — это «биологические основы, лежащие в самом центре изучения как коммуникации так и значения» . в человеческом [и нечеловеческом] животном». [1] [ не удалось пройти проверку ] Этот термин обычно переводится как «эгоцентричный мир». [2] Юкскюль предположил, что организмы могут иметь разные умвельтены , даже если они живут в одной и той же среде. Термин umwelt вместе с сопутствующими терминами Umgebung (Umwelt, каким его видит другой наблюдатель) и Innenwelt (отображение личности в мире объектов) [3] имеют особое значение для когнитивных философов, робототехников и кибернетиков, поскольку предлагают потенциальное решение загадки бесконечного регресса картезианского театра .
Обсуждение
[ редактировать ]Каждый функциональный компонент умвельта имеет значение , организма которое представляет модель мира . Эти функциональные компоненты примерно соответствуют перцептивным особенностям. [4] как описано Энн Трейсман . Это также семиотический мир организма, включающий все значимые аспекты мира для любого конкретного организма. Это может быть вода, еда, убежище, потенциальные угрозы или ориентиры для навигации. Организм создает и изменяет свой собственный умвельт при взаимодействии с миром. Это называется «функциональным кругом». Теория умвельта утверждает, что разум и мир неразделимы, поскольку именно разум интерпретирует мир для организма. Из-за индивидуальности и неповторимости истории каждого отдельного организма умвельтен разных организмов различается. Когда два умвельтена взаимодействуют, это создает семиосферу . [5] [6]
Как термин умвельт также объединяет все семиотические процессы организма в единое целое. Внутри организм представляет собой сумму своих частей, действующих в функциональных кругах, и для выживания все части должны работать совместно. Это называется «коллективным умвельтом », который моделирует организм как централизованную систему, начиная с клеточного уровня и выше. Это требует, чтобы семиозис любой части был постоянно связан с любым другим семиозом, действующим в том же организме. Если что-то нарушает этот процесс, организм не будет работать эффективно.
Работы Икскюля демонстрируют особый интерес к различным мирам, которые, по его мнению, существуют («концептуально»), с точки зрения совокупности различных существ, таких как клещи , морские ежи , амебы , медузы и морские черви .
Биосемиотический поворот в анализе Якоба фон Икскюля происходит в его обсуждении отношений животного с окружающей средой. Для него умвельт — это окружающий мир, который, согласно Агамбену , «состоит из более или менее широкого ряда элементов, [называемых] «носителями значения» или «метками», которые являются единственными вещами, которые интересуют животное» . Агамбен продолжает перефразировать пример клеща, приведенный Икскюлем, говоря:
«...это безглазое животное находит путь к своей точке наблюдения [на вершине высокой травинки] с помощью только общей чувствительности своей кожи к свету. Приближение ее добычи становится очевидным только этому слепому и глухому бандиту. через обоняние Запах масляной кислоты, исходящий от сальных фолликулов всех млекопитающих, действует на клеща как сигнал, заставляющий его покинуть свой пост (на вершине травинки/куста) и слепо упасть. Если ей посчастливилось упасть на что-то теплое (что она воспринимает с помощью органа, чувствительного к точной температуре), то она достигла своей добычи, теплокровного животного, и после этого ей требуется только помощь. ее чувство осязания, чтобы найти наименее волосатое место и проникнуть по голову в кожные ткани своей жертвы. Теперь она может медленно всасывать струю теплой крови». [7]
Таким образом, для клеща умвельт сводится всего к трем (биосемиотическим) значимым носителям: (1) запах масляной кислоты , исходящий от сальных фолликулов всех млекопитающих; (2) температура 37°С (соответствует крови всех млекопитающих); и (3) волосатая топография млекопитающих.
Критики
[ редактировать ]Применение Икскюлем понятия «умвельт» к человеческой личности оспаривается. В «Мир и умвельт» [8] и «Die Wahrheit der Dinge», философ и социолог Йозеф Пипер утверждал, что разум позволяет человеческой личности жить в «Welt» (мире), в то время как растения и животные действительно живут в Umwelt - идея, которую он прослеживает далеко за пределами Икскюля, чтобы Платон , Аристотель и Фома Аквинский .
См. также
[ редактировать ]- Познанная среда – антропологическая концепция
- Экзистенциальная терапия - форма психотерапии.
- Феноменология - Философский метод и философские школы
- Квалиа – примеры субъективного опыта
- Туннель реальности – Теория личного восприятия
- Мировоззрение , также известное как Weltanschauung – Фундаментальная когнитивная ориентация человека или общества.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Себеок, Томас А. (1976). «Предисловие». Вклад в учение о знаках . Лиссе, Нидерланды: Peter de Ridder Press. п. х. ISBN 0-87750-194-7 .
- ^ Кулл, Калеви (2010). «Умвельт». В Кобли, Пол (ред.). Routledge Companion по семиотике . Лондон: Рутледж. стр. 348–349. ISBN 978-0-415-44072-1 .
- ^ Кобли, Пол (2010). Routledge Companion по семиотике . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. п. 348.
- ^ Трейсман, Энн М.; Геладе, Гарри (1980). «Теория интеграции функций внимания». Когнитивная психология . 12 (1): 97–136. дои : 10.1016/0010-0285(80)90005-5 . ПМИД 7351125 . S2CID 353246 .
- ^ Икскюлль, Туре фон (1987). «Теория знаков Якоба фон Икскюля». В Крампене; и др. (ред.). Классика семиотики . Нью-Йорк: Пленум. стр. 147–179. ISBN 0-306-42321-9 .
- ^ Икскюлль, Якоб фон (1957). «Прогулка по мирам животных и людей: книга с картинками невидимых миров». В Шиллере, Клэр Х. (ред.). Инстинктивное поведение: развитие современной концепции . Нью-Йорк: Издательство международных университетов. стр. 5 –.
- ^ Агамбен, Джорджио, Открытие: Человек и животное (PDF) , стр. 46, S2CID 141790408 , заархивировано из оригинала (PDF) 25 октября 2019 г.
- ^ Джозеф Пиперс, «Мир и окружающая среда», в «Сочинениях по философской антропологии и этике: основные структуры человеческого существования», 180–206.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кулл, Калеви (1998). «О семиозисе, умвельте и семиосфере» . Семиотика . 120 (3/4): 299–310.
- «Именуя природу» , Кэрол Кэсук Юн
- Огюстен, Приска (2009). «Перевод Якоба фон Икскюля — переосмысление теории окружающей среды как биосемиотики» . Исследования знаковых систем . 37 (1/2): 281–298. дои : 10.12697/SSS.2009.37.1-2.10 .
- «Вид с дуба» , Герберт и Джудит Коль The New Press | https://thenewpress.com/books/view-from-oak
- Внутри собаки: что видят, обоняют и знают собаки Александра Горовиц Скрибнер | https://www.simonandschuster.com/books/Inside-of-a-Dog/Alexandra-Horowitz/9781416583431
- Необъятный мир Эда Йонга Пингвин книги Винтаж | https://www.penguin.co.uk/books/440513/an-immense-world-by-yong-ed/9781847926081
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Умвельт» Дили Джона
- Окружающая среда и феноменология
- Умвельт и семиосфера Калеви Кулла
- Прагматизм и умвельт-теория Алексея Шарова
- TDE-R — Субъективный биокомпьютер Чарльза Дайера