Коллективное поведение
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Сложные системы |
---|
Темы |
Выражение « коллективное поведение» впервые использовал Франклин Генри Гиддингс. [1] и позже нанятый Робертом Парком и Эрнестом Берджессом, [2] Герберт Блумер , [3] Ральф Х. Тернер и Льюис Киллиан, [4] и Нил Смелзер [5] для обозначения социальных процессов и событий, которые не отражают существующую социальную структуру ( законы , конвенции и институты ), но возникают «спонтанным» образом. Использование этого термина было расширено и теперь включает ссылку на клетки, социальных животных, таких как птицы и рыбы, и насекомых, включая муравьев . [6] Коллективное поведение принимает множество форм, но обычно нарушает социальные нормы. [7] [8] Коллективное поведение может быть чрезвычайно разрушительным, как в случае беспорядков или насилия со стороны толпы, глупым, как в случае причуд, или чем-то средним между ними. Коллективное поведение всегда определяется групповой динамикой, побуждая людей совершать действия, которые они могли бы счесть немыслимыми в типичных социальных обстоятельствах. [8]
Определение поля [ править ]
Тернер и Киллиан были первыми социологами, подкрепившими свои теоретические положения наглядными доказательствами в виде фотографий и кинофильмов коллективного поведения в действии. [4] До этого социологи в значительной степени полагались на свидетельства очевидцев, которые оказались гораздо менее надежными, чем можно было бы надеяться.
Подход Тернера и Киллиана во многом основан на аргументах Блюмера, который утверждал, что социальные «силы» на самом деле не являются силами. Действующий деятель активен: он создает интерпретацию действий других и действует на основе этой интерпретации.
Примеры [ править ]
Вот некоторые примеры коллективного поведения: бунт в Лос-Анджелесе в 1992 году, увлечение хула-хупом в 1958 году, крах фондового рынка в 1929 году и эпизоды « призрачного газовика » в Вирджинии в 1933–1934 годах и в Маттуне, штат Иллинойс, в 1944 году. [8] [7] Утверждение о том, что все столь разнообразные эпизоды принадлежат одной области исследования, является теоретическим утверждением, и не все социологи с ним согласятся. Но Блумер и Нил Смелзер , как и другие, согласились, указав, что эта формулировка удовлетворила некоторых ведущих социологических мыслителей.
Четыре формы [ править ]
Хотя существует несколько других схем, которые можно использовать для классификации форм коллективного поведения, большинство социологов обычно считают полезными следующие четыре категории Блюмера. [3]
Толпа [ править ]
Ученые расходятся во мнениях относительно того, какие классы социальных событий подпадают под категорию коллективного поведения. Фактически, единственный класс событий, который включают все авторы, — это толпы. Кларк Макфэйл — один из тех, кто рассматривает толпу и коллективное поведение как синонимы. Хотя некоторые считают работу Макфейла [9] слишком упрощенный, [8] его важный вклад состоит в том, что он вышел за рамки спекуляций других и провел новаторские эмпирические исследования толпы. Он считает, что они образуют сложный набор типов.
Классический подход к толпе принадлежит Гюставу Лебону « Толпа: исследование народного сознания» . [10] в которой автор интерпретировал толпы Французской революции как иррациональное возвращение к животным эмоциям и делал из этого вывод, что такое возвращение характерно для толп вообще. ЛеБон считал, что толпы каким-то образом заставляют людей терять способность мыслить рационально и каким-то образом восстанавливать эту способность после того, как они покидают толпу. Он размышлял, но не мог объяснить, как это могло произойти. Фрейд выразил аналогичную точку зрения в «Групповой психологии и анализе эго» . [11] Такие авторы думали, что их идеи были подтверждены различными группами людей, одной из которых был экономический пузырь . В Голландии во время тюльпаномании (1637 г.) цены на луковицы тюльпанов поднялись до астрономических высот. Множество подобных безумий и других исторических странностей описано в книге Чарльза Маккея « Чрезвычайные популярные заблуждения и безумие толпы» . [12]
В Чикагском университете Роберт Парк и Герберт Блумер согласились с предположениями Лебона и других о том, что толпа действительно эмоциональна. Но для них толпа способна на любые эмоции, а не только на негативные, такие как гнев и страх.
Ряд авторов модифицируют общепринятое представление о толпе, включив в нее эпизоды, во время которых участники не собираются в одном месте, а рассредоточены на большой территории. Тернер и Киллиан называют такие эпизоды рассеянными толпами, примерами которых являются Билли Грэма пробуждения , паника по поводу сексуальных опасностей, охота на ведьм и красные страхи. Их расширенное определение толпы оправдано, если положения, справедливые для компактных толп, справедливы и для рассеянных толп.
Некоторые психологи утверждают, что существует три фундаментальные человеческие эмоции: страх, радость и гнев. Нил Смелзер , Джон Лофланд , [13] и другие предложили три соответствующие формы толпы: панику (выражение страха), безумие (выражение радости) и взрыв враждебности (выражение гнева). Каждая из трех эмоций может характеризовать либо компактную , либо рассеянную толпу, в результате чего получается схема из шести типов толп. Лофланд предложил наиболее подробное обсуждение этих типов.
Публика [ править ]
Бум отличает толпу , выражающую общие эмоции , от публики , обсуждающей один вопрос . Таким образом, общественность не эквивалентна всем членам общества. Очевидно, это не обычное использование слова «публичный». Для Парка и Блумера существует столько же публики, сколько и проблем. Общественность возникает, когда начинается обсуждение какого-либо вопроса, и перестает существовать, когда она принимает по нему решение.
Масса [ править ]
К толпе и публике Блюмер добавляет третью форму коллективного поведения — массу. Оно отличается и от толпы, и от публики тем, что определяется не формой взаимодействия, а усилиями тех, кто использует средства массовой информации для обращения к аудитории. Первым средством массовой информации была полиграфия.
Общественное движение [ править ]
Мы переключаем интеллектуальные механизмы, когда сталкиваемся с последней формой коллективного поведения Блумера — социальным движением. Он выделяет несколько их типов, среди которых активные социальные движения, такие как Французская революция, и выразительные , такие как Анонимные Алкоголики. Активное движение пытается изменить общество; экспрессивный пытается изменить своих членов.
Общественное движение — это форма коллективного поведения, наименее удовлетворяющая первому его определению, предложенному в начале статьи. Эти эпизоды менее изменчивы, чем другие формы, и не меняются так часто, как другие формы. Более того, как можно видеть из истории рабочего движения и многих религиозных сект, социальное движение может начинаться как коллективное поведение, но со временем прочно утвердиться как социальный институт.
По этой причине социальные движения часто рассматривают как отдельную область социологии. Книг и статей о них гораздо больше, чем суммы исследований всех остальных форм коллективного поведения, вместе взятых. Социальные движения рассматриваются во многих статьях Википедии, и статья о социальных движениях в целом будет намного длиннее этого эссе.
Изучение коллективного поведения крутилось в течение многих лет, но начало прогрессировать с появлением «Коллективного поведения» Тёрнера и Киллиана. [4] Смелзера и теория коллективного поведения . [5] Обе книги вернули тему коллективного поведения в сознание американских социологов, и обе теории внесли огромный вклад в наше понимание коллективного поведения. [8] [7] Социальные волнения в США и других странах в конце 60-х и начале 70-х вызвали новый всплеск интереса к толпам и социальным движениям. Эти исследования поставили перед кафедрой социологии, изучавшей коллективное поведение, ряд проблем.
Теории, разработанные для объяснения [ править ]
Социологи разработали теории, объясняющие поведение толпы.
- Теория заражения . Теория заражения была сформулирована французским мыслителем Гюставом Лебоном . По мнению Ле Бона, толпы оказывают гипнотическое влияние на своих членов. Прикрываясь своей анонимностью, большое количество людей отказываются от личной ответственности и отдаются заразительным эмоциям толпы. Таким образом, толпа обретает собственную жизнь, возбуждая эмоции и подталкивая людей к иррациональным, даже насильственным действиям. [10] Теория Ле Бона, хотя и является одним из самых ранних объяснений поведения толпы, до сих пор принимается многими людьми за пределами социологии. [14] Однако критики утверждают, что «коллективный разум» не был документирован систематическими исследованиями. Более того, хотя коллективное поведение может включать сильные эмоции, такие чувства не обязательно иррациональны. Тернер и Киллиан убедительно доказывают, что «заражение» на самом деле никогда не происходит и участники коллективного поведения не теряют способности мыслить рационально. [4]
- Теория конвергенции – в то время как теория заражения утверждает, что толпы заставляют людей действовать определенным образом, теория конвергенции утверждает, что люди, которые хотят действовать определенным образом, собираются вместе, чтобы сформировать толпу. Разработано Флойдом Олпортом [15] и позже расширенная Нилом Миллером и Джоном Доллардом как «Теория обучения», [16] Центральный аргумент всех теорий конвергенции заключается в том, что коллективное поведение раскрывает скрытые в противном случае тенденции людей, участвующих в эпизоде. Он утверждает, что люди со схожими качествами находят других единомышленников, вместе с которыми они могут высвободить эти основные тенденции. Люди иногда делают в толпе вещи, на которые у них не хватило бы смелости сделать в одиночку, потому что толпа может распределять ответственность, но утверждается, что само поведение зарождается внутри отдельных людей. Кроме того, толпа может усилить настроения, просто создав критическую массу единомышленников.
- Теория возникающих норм - по мнению социологов Ральфа Тернера и Льюиса Киллиана, [4] толпы начинаются как коллективы, состоящие из людей со смешанными интересами и мотивами. Особенно в случае менее стабильных толп — выразительных, действующих и протестующих — нормы могут быть расплывчатыми и меняющимися, например, когда один человек решает разбить стеклянные витрины магазина, а другие присоединяются и начинают грабить товары. Когда люди оказываются в ситуации, которая расплывчата, двусмысленна или сбивает с толку, тут же «возникают» новые нормы, и люди следуют этим возникающим нормам, которые могут противоречить нормальному социальному поведению. Тернер и Киллиан далее утверждают, что существует несколько разных категорий участников, каждая из которых следует разным моделям поведения из-за разной мотивации.
- Теория добавленной стоимости - профессор Нил Смелзер утверждает, что коллективное поведение на самом деле является своего рода выпускным клапаном для накопившегося напряжения («напряжения») внутри социальной системы, сообщества или группы. [5] Если присутствуют надлежащие детерминанты, коллективное поведение становится неизбежным. И наоборот, если какой-либо из ключевых детерминантов отсутствует, коллективное поведение не возникнет до тех пор, пока недостающие детерминанты не встанут на свои места. Они в первую очередь социальные, хотя физические факторы, такие как местоположение и погода, также могут способствовать или препятствовать развитию коллективного поведения.
- Теория сложных адаптивных систем . Голландский ученый Яап ван Гиннекен утверждает, что заражение, конвергенция и возникающие нормы являются лишь примерами синергии, возникновения и аутопоэзиса или самосоздания паттернов и новых сущностей, типичных для недавно открытой метакатегории сложных адаптивных систем. [17] Это также помогает объяснить ключевую роль существенных деталей и зависимости от пути в быстрых изменениях.
- Теория общей интенциональности . Профессор когнитивной психологии Майкл Томаселло разработал психологическую конструкцию общей интенциональности на основе своего понимания эволюции познания и, в частности, развития знаний о вкладе общей интенциональности в формирование социальной реальности. [18] Общая намеренность обеспечивает неосознанные процессы в диадах мать-ребенок во время социального обучения, когда молодые организмы могут проявлять только простые рефлексы. [19] Это повышает когнитивные способности детей, живущих с матерями, которые знают правильный ответ. Это взаимодействие протекает без общения внутри диады с помощью сенсорных сигналов. Профессор Игорь Валь Данилов утверждает, что такое выступление удается благодаря совместному использованию важного стимула во время выполнения одной когнитивной задачи в общем экологическом контексте. [20] Более того, исследования показывают, что общая интенциональность может проявляться даже в группах более зрелых организмов из-за их физиологической синхронности и групповой динамики. [21] [22] [23] [24] Таким образом, это взаимодействие может обеспечить подсознательное согласие участников с групповыми решениями, побуждая людей совершать действия, которые они могли бы счесть немыслимыми в типичных социальных обстоятельствах. Гипотеза о нейробиологических процессах, происходящих во время общей интенциональности, объясняет, как организмы могут делиться соответствующими сенсорными стимулами без общения внутри группы с помощью сенсорных сигналов. [25] [26]
См. также [ править ]
- Эффект победы
- Биоинженерия
- Коллективное сознание
- Коллективное вскипание
- Коллективный разум
- Коллективная истерия
- Коллективный нарциссизм
- Сложные адаптивные системы
- Манипулирование толпой
- Психология толпы
- Групповое поведение
- Стадное поведение
- Стадная мораль
- Идти в ногу с Джонсами
- Моральная паника
- Панические покупки
- Пенисная паника
- Давление со стороны сверстников
- Шипл
- Общая интенциональность
- Теория социального сравнения
- Спираль молчания
- Поведение роя
- Системная наука
- Теории политического поведения
- Вирусные явления
Ссылки [ править ]
- ^ Гиддингс, Франклин Генри. 1908. Социология . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- ^ Парк, Роберт Э. и Эрнест В. Берджесс. 1921. Введение в социологию. Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета.
- ^ Перейти обратно: а б Блумер, Герберт . 1939. Коллективное поведение. В книге Роберта Э. Парка, редактора, «Очерк принципов социологии». Нью-Йорк: Барнс и Ноубл. стр. 219-280.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Тернер, Ральф Х. и Льюис М. Киллиан, Коллективное поведение , Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси, Прентис-Холл, 1957, 1-е изд., 2-е изд., 1972; 3д. ред. 1987 год; 4-е изд. 1993.
- ^ Перейти обратно: а б с Смелзер, Нил Дж. Теория коллективного поведения , Free Press, Гленко, Иллинойс, 1962.
- ^ Гордон, Дебора М. (11 марта 2014 г.). «Экология коллективного поведения» . ПЛОС Биол . 12 (3): e1001805. дои : 10.1371/journal.pbio.1001805 . ПМЦ 3949665 . ПМИД 24618695 .
- ^ Перейти обратно: а б с Миллер, Дэвид Л., Введение в коллективное поведение и коллективные действия , Проспект Хайтс, Иллинойс: Waveland Press, 2000, 2-е изд., 1985.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лочер, Дэвид А., Коллективное поведение , Аппер-Сэдл-Ривер, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 2002.
- ^ Макфейл, Кларк. Миф о обезумевшей толпе , Нью-Йорк, Олдин де Грюйтер, 1991.
- ^ Перейти обратно: а б Лебон, Гюстав . 1896. Толпа: исследование общественного мнения . Атланта: Издательская компания Cherokee.
- ^ Фрейд, С. (1921). Массовая психология и анализ эго . Лейпциг, Вена, Цюрих: Международное психоаналитическое издательство.
Английский перевод: Фрейд, Зигмунд (1922). Групповая психология и анализ эго . Перевод Джеймса Стрейчи. Лондон, Вена: Международная психоаналитическая пресса. - ^ Маккей, Чарльз. «Чрезвычайные популярные заблуждения и безумие толпы» , 1841 год.
- ^ Лофланд, Джон (1985). Протест – исследования коллективного поведения и социальных движений . Рутледж. ISBN 9780887388767 .
- ^ Кастеллано, К.; Фортунато С. и Лорето В. (2009). Статистическая физика социальной динамики. Ред. Мод Физика 81 (2): 591–646.
- ^ Олпорт, Флойд. 1924. Социальная психология . Кембридж: Houghton Mifflin, The Riverside Press.
- ^ Миллер, Нил и Джон Доллард. 1941. Социальное обучение и подражание . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- ^ Яап ван Гиннекен , Коллективное поведение и общественное мнение – быстрые изменения во мнениях и общении , Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум, 2003.
- ^ Томаселло, М. Становление человеком: теория онтогенеза . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета ; 2019.
- ^ Вал Данилов Игорь; Михайлова, Сандра (2022). «Новый взгляд на оценку когнитивных способностей детей посредством оценки общей интенциональности» . Журнал разведки . 10 (2): 21. doi : 10.3390/jintelligence10020021 . ISSN 2079-3200 . ПМЦ 9036231 . ПМИД 35466234 .
- ^ Вал Данилов Игорь (17 февраля 2023 г.). «Теоретические основы общей интенциональности для нейробиологии при разработке биоинженерных систем» . ОБМ Нейробиология . 7 (1): 156. doi : 10.21926/obm.neurobiol.2301156 .
- ^ Вал Данилов И., Михайлова С. Эмпирические доказательства общей интенциональности: на пути к развитию биоинженерных систем. ОБМ Нейробиология 2023; 7(2): 167; doi:10.21926/obm.neurobiol.2302167. https://www.lidsen.com/journals/neurobiology/neurobiology-07-02-167
- ^ Вал Данилов Игорь; Михайлова, Сандра; Сваджян, Араксия (2022). «Компьютерная оценка когнитивного развития нейротипичных и нейродивергентных детей» . ОБМ Нейробиология . 6 (3): 1–8. дои : 10.21926/obm.neurobiol.2203137 .
- ^ Вал Данилов, Игорь (2022). «Биоинженерная система оценки когнитивного развития детей путем компьютерной оценки общей интенциональности» . Международная конференция по вычислительной науке и вычислительному интеллекту (CSCI) 2022 года . стр. 1583–1590. дои : 10.1109/CSCI58124.2022.00284 . ISBN 979-8-3503-2028-2 . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ Вал Данилов Игорь; Сваджян, Араксия; Михайлова, Сандра (2023). «Новый компьютерный метод оценки когнитивных способностей детей в биоинженерных системах диагностики задержки развития» . ОБМ Нейробиология . 7 (4): 1–15. дои : 10.21926/obm.neurobiol.2304189 .
- ^ Вал Данилов, Игорь (2023). «Модуляция общей интенциональности на уровне клеток: низкочастотные колебания для временной координации в биоинженерных системах» . ОБМ Нейробиология . 7 (4): 1–17. дои : 10.21926/obm.neurobiol.2304185 .
- ^ Вал Данилов, Игорь (2023). «Низкочастотные колебания для нелокального взаимодействия нейронов в общей интенциональности до и после рождения: к происхождению восприятия» . ОБМ Нейробиология . 7 (4): 1–17. дои : 10.21926/obm.neurobiol.2304192 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Баско, Майкл, Социоантропология» Мендиола Манила. [ нужна полная цитата ]
- Блумер, Герберт. «Коллективное поведение», в изд. А. М. Ли, « Принципы социологии», Нью-Йорк, Barnes & Noble, 1951, стр. 67–121.
- Лэнг, Курт и Глэдис Лэнг, Коллективная динамика [ нужна полная цитата ]
- Нальди, Джованни, Лоренцо Парески и Джузеппе Тоскани, Математическое моделирование коллективного поведения в социально-экономических и биологических науках , Биркхаузер (2010).
- Рул, Джеймс Б. Теории гражданского насилия , Беркли, Калифорнийский университет, 1988.
Внешние ссылки [ править ]
- Проект Group Experiment Environments (GEE) , спонсируемый Лабораторией восприятия и концепций. Архивировано 5 декабря 2006 года в Wayback Machine в Университете Индианы.