Jump to content

Коллективное поведение

Выражение « коллективное поведение» впервые использовал Франклин Генри Гиддингс. [1] и позже нанятый Робертом Парком и Эрнестом Берджессом, [2] Герберт Блумер , [3] Ральф Х. Тернер и Льюис Киллиан, [4] и Нил Смелзер [5] для обозначения социальных процессов и событий, которые не отражают существующую социальную структуру ( законы , конвенции и институты ), но возникают «спонтанным» образом. Использование этого термина было расширено и теперь включает ссылку на клетки, социальных животных, таких как птицы и рыбы, и насекомых, включая муравьев . [6] Коллективное поведение принимает множество форм, но обычно нарушает социальные нормы. [7] [8] Коллективное поведение может быть чрезвычайно разрушительным, как в случае беспорядков или насилия со стороны толпы, глупым, как в случае причуд, или чем-то средним между ними. Коллективное поведение всегда определяется групповой динамикой, побуждая людей совершать действия, которые они могли бы счесть немыслимыми в типичных социальных обстоятельствах. [8]

Определение поля [ править ]

Тернер и Киллиан были первыми социологами, подкрепившими свои теоретические положения наглядными доказательствами в виде фотографий и кинофильмов коллективного поведения в действии. [4] До этого социологи в значительной степени полагались на свидетельства очевидцев, которые оказались гораздо менее надежными, чем можно было бы надеяться.

Подход Тернера и Киллиана во многом основан на аргументах Блюмера, который утверждал, что социальные «силы» на самом деле не являются силами. Действующий деятель активен: он создает интерпретацию действий других и действует на основе этой интерпретации.

Примеры [ править ]

Вот некоторые примеры коллективного поведения: бунт в Лос-Анджелесе в 1992 году, увлечение хула-хупом в 1958 году, крах фондового рынка в 1929 году и эпизоды « призрачного газовика » в Вирджинии в 1933–1934 годах и в Маттуне, штат Иллинойс, в 1944 году. [8] [7] Утверждение о том, что все столь разнообразные эпизоды принадлежат одной области исследования, является теоретическим утверждением, и не все социологи с ним согласятся. Но Блумер и Нил Смелзер , как и другие, согласились, указав, что эта формулировка удовлетворила некоторых ведущих социологических мыслителей.

Четыре формы [ править ]

Хотя существует несколько других схем, которые можно использовать для классификации форм коллективного поведения, большинство социологов обычно считают полезными следующие четыре категории Блюмера. [3]

Толпа [ править ]

Ученые расходятся во мнениях относительно того, какие классы социальных событий подпадают под категорию коллективного поведения. Фактически, единственный класс событий, который включают все авторы, — это толпы. Кларк Макфэйл — один из тех, кто рассматривает толпу и коллективное поведение как синонимы. Хотя некоторые считают работу Макфейла [9] слишком упрощенный, [8] его важный вклад состоит в том, что он вышел за рамки спекуляций других и провел новаторские эмпирические исследования толпы. Он считает, что они образуют сложный набор типов.

Классический подход к толпе принадлежит Гюставу Лебону « Толпа: исследование народного сознания» . [10] в которой автор интерпретировал толпы Французской революции как иррациональное возвращение к животным эмоциям и делал из этого вывод, что такое возвращение характерно для толп вообще. ЛеБон считал, что толпы каким-то образом заставляют людей терять способность мыслить рационально и каким-то образом восстанавливать эту способность после того, как они покидают толпу. Он размышлял, но не мог объяснить, как это могло произойти. Фрейд выразил аналогичную точку зрения в «Групповой психологии и анализе эго» . [11] Такие авторы думали, что их идеи были подтверждены различными группами людей, одной из которых был экономический пузырь . В Голландии во время тюльпаномании (1637 г.) цены на луковицы тюльпанов поднялись до астрономических высот. Множество подобных безумий и других исторических странностей описано в книге Чарльза Маккея « Чрезвычайные популярные заблуждения и безумие толпы» . [12]

В Чикагском университете Роберт Парк и Герберт Блумер согласились с предположениями Лебона и других о том, что толпа действительно эмоциональна. Но для них толпа способна на любые эмоции, а не только на негативные, такие как гнев и страх.

Ряд авторов модифицируют общепринятое представление о толпе, включив в нее эпизоды, во время которых участники не собираются в одном месте, а рассредоточены на большой территории. Тернер и Киллиан называют такие эпизоды рассеянными толпами, примерами которых являются Билли Грэма пробуждения , паника по поводу сексуальных опасностей, охота на ведьм и красные страхи. Их расширенное определение толпы оправдано, если положения, справедливые для компактных толп, справедливы и для рассеянных толп.

Некоторые психологи утверждают, что существует три фундаментальные человеческие эмоции: страх, радость и гнев. Нил Смелзер , Джон Лофланд , [13] и другие предложили три соответствующие формы толпы: панику (выражение страха), безумие (выражение радости) и взрыв враждебности (выражение гнева). Каждая из трех эмоций может характеризовать либо компактную , либо рассеянную толпу, в результате чего получается схема из шести типов толп. Лофланд предложил наиболее подробное обсуждение этих типов.

Публика [ править ]

Бум отличает толпу , выражающую общие эмоции , от публики , обсуждающей один вопрос . Таким образом, общественность не эквивалентна всем членам общества. Очевидно, это не обычное использование слова «публичный». Для Парка и Блумера существует столько же публики, сколько и проблем. Общественность возникает, когда начинается обсуждение какого-либо вопроса, и перестает существовать, когда она принимает по нему решение.

Масса [ править ]

К толпе и публике Блюмер добавляет третью форму коллективного поведения — массу. Оно отличается и от толпы, и от публики тем, что определяется не формой взаимодействия, а усилиями тех, кто использует средства массовой информации для обращения к аудитории. Первым средством массовой информации была полиграфия.

Общественное движение [ править ]

Мы переключаем интеллектуальные механизмы, когда сталкиваемся с последней формой коллективного поведения Блумера — социальным движением. Он выделяет несколько их типов, среди которых активные социальные движения, такие как Французская революция, и выразительные , такие как Анонимные Алкоголики. Активное движение пытается изменить общество; экспрессивный пытается изменить своих членов.

Общественное движение — это форма коллективного поведения, наименее удовлетворяющая первому его определению, предложенному в начале статьи. Эти эпизоды менее изменчивы, чем другие формы, и не меняются так часто, как другие формы. Более того, как можно видеть из истории рабочего движения и многих религиозных сект, социальное движение может начинаться как коллективное поведение, но со временем прочно утвердиться как социальный институт.

По этой причине социальные движения часто рассматривают как отдельную область социологии. Книг и статей о них гораздо больше, чем суммы исследований всех остальных форм коллективного поведения, вместе взятых. Социальные движения рассматриваются во многих статьях Википедии, и статья о социальных движениях в целом будет намного длиннее этого эссе.

Изучение коллективного поведения крутилось в течение многих лет, но начало прогрессировать с появлением «Коллективного поведения» Тёрнера и Киллиана. [4] Смелзера и теория коллективного поведения . [5] Обе книги вернули тему коллективного поведения в сознание американских социологов, и обе теории внесли огромный вклад в наше понимание коллективного поведения. [8] [7] Социальные волнения в США и других странах в конце 60-х и начале 70-х вызвали новый всплеск интереса к толпам и социальным движениям. Эти исследования поставили перед кафедрой социологии, изучавшей коллективное поведение, ряд проблем.

Теории, разработанные для объяснения [ править ]

Социологи разработали теории, объясняющие поведение толпы.

  1. Теория заражения . Теория заражения была сформулирована французским мыслителем Гюставом Лебоном . По мнению Ле Бона, толпы оказывают гипнотическое влияние на своих членов. Прикрываясь своей анонимностью, большое количество людей отказываются от личной ответственности и отдаются заразительным эмоциям толпы. Таким образом, толпа обретает собственную жизнь, возбуждая эмоции и подталкивая людей к иррациональным, даже насильственным действиям. [10] Теория Ле Бона, хотя и является одним из самых ранних объяснений поведения толпы, до сих пор принимается многими людьми за пределами социологии. [14] Однако критики утверждают, что «коллективный разум» не был документирован систематическими исследованиями. Более того, хотя коллективное поведение может включать сильные эмоции, такие чувства не обязательно иррациональны. Тернер и Киллиан убедительно доказывают, что «заражение» на самом деле никогда не происходит и участники коллективного поведения не теряют способности мыслить рационально. [4]
  2. Теория конвергенции – в то время как теория заражения утверждает, что толпы заставляют людей действовать определенным образом, теория конвергенции утверждает, что люди, которые хотят действовать определенным образом, собираются вместе, чтобы сформировать толпу. Разработано Флойдом Олпортом [15] и позже расширенная Нилом Миллером и Джоном Доллардом как «Теория обучения», [16] Центральный аргумент всех теорий конвергенции заключается в том, что коллективное поведение раскрывает скрытые в противном случае тенденции людей, участвующих в эпизоде. Он утверждает, что люди со схожими качествами находят других единомышленников, вместе с которыми они могут высвободить эти основные тенденции. Люди иногда делают в толпе вещи, на которые у них не хватило бы смелости сделать в одиночку, потому что толпа может распределять ответственность, но утверждается, что само поведение зарождается внутри отдельных людей. Кроме того, толпа может усилить настроения, просто создав критическую массу единомышленников.
  3. Теория возникающих норм - по мнению социологов Ральфа Тернера и Льюиса Киллиана, [4] толпы начинаются как коллективы, состоящие из людей со смешанными интересами и мотивами. Особенно в случае менее стабильных толп — выразительных, действующих и протестующих — нормы могут быть расплывчатыми и меняющимися, например, когда один человек решает разбить стеклянные витрины магазина, а другие присоединяются и начинают грабить товары. Когда люди оказываются в ситуации, которая расплывчата, двусмысленна или сбивает с толку, тут же «возникают» новые нормы, и люди следуют этим возникающим нормам, которые могут противоречить нормальному социальному поведению. Тернер и Киллиан далее утверждают, что существует несколько разных категорий участников, каждая из которых следует разным моделям поведения из-за разной мотивации.
  4. Теория добавленной стоимости - профессор Нил Смелзер утверждает, что коллективное поведение на самом деле является своего рода выпускным клапаном для накопившегося напряжения («напряжения») внутри социальной системы, сообщества или группы. [5] Если присутствуют надлежащие детерминанты, коллективное поведение становится неизбежным. И наоборот, если какой-либо из ключевых детерминантов отсутствует, коллективное поведение не возникнет до тех пор, пока недостающие детерминанты не встанут на свои места. Они в первую очередь социальные, хотя физические факторы, такие как местоположение и погода, также могут способствовать или препятствовать развитию коллективного поведения.
  5. Теория сложных адаптивных систем . Голландский ученый Яап ван Гиннекен утверждает, что заражение, конвергенция и возникающие нормы являются лишь примерами синергии, возникновения и аутопоэзиса или самосоздания паттернов и новых сущностей, типичных для недавно открытой метакатегории сложных адаптивных систем. [17] Это также помогает объяснить ключевую роль существенных деталей и зависимости от пути в быстрых изменениях.
  6. Теория общей интенциональности . Профессор когнитивной психологии Майкл Томаселло разработал психологическую конструкцию общей интенциональности на основе своего понимания эволюции познания и, в частности, развития знаний о вкладе общей интенциональности в формирование социальной реальности. [18] Общая намеренность обеспечивает неосознанные процессы в диадах мать-ребенок во время социального обучения, когда молодые организмы могут проявлять только простые рефлексы. [19] Это повышает когнитивные способности детей, живущих с матерями, которые знают правильный ответ. Это взаимодействие протекает без общения внутри диады с помощью сенсорных сигналов. Профессор Игорь Валь Данилов утверждает, что такое выступление удается благодаря совместному использованию важного стимула во время выполнения одной когнитивной задачи в общем экологическом контексте. [20] Более того, исследования показывают, что общая интенциональность может проявляться даже в группах более зрелых организмов из-за их физиологической синхронности и групповой динамики. [21] [22] [23] [24] Таким образом, это взаимодействие может обеспечить подсознательное согласие участников с групповыми решениями, побуждая людей совершать действия, которые они могли бы счесть немыслимыми в типичных социальных обстоятельствах. Гипотеза о нейробиологических процессах, происходящих во время общей интенциональности, объясняет, как организмы могут делиться соответствующими сенсорными стимулами без общения внутри группы с помощью сенсорных сигналов. [25] [26]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Гиддингс, Франклин Генри. 1908. Социология . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
  2. ^ Парк, Роберт Э. и Эрнест В. Берджесс. 1921. Введение в социологию. Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета.
  3. ^ Перейти обратно: а б Блумер, Герберт . 1939. Коллективное поведение. В книге Роберта Э. Парка, редактора, «Очерк принципов социологии». Нью-Йорк: Барнс и Ноубл. стр. 219-280.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Тернер, Ральф Х. и Льюис М. Киллиан, Коллективное поведение , Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси, Прентис-Холл, 1957, 1-е изд., 2-е изд., 1972; 3д. ред. 1987 год; 4-е изд. 1993.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Смелзер, Нил Дж. Теория коллективного поведения , Free Press, Гленко, Иллинойс, 1962.
  6. ^ Гордон, Дебора М. (11 марта 2014 г.). «Экология коллективного поведения» . ПЛОС Биол . 12 (3): e1001805. дои : 10.1371/journal.pbio.1001805 . ПМЦ   3949665 . ПМИД   24618695 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Миллер, Дэвид Л., Введение в коллективное поведение и коллективные действия , Проспект Хайтс, Иллинойс: Waveland Press, 2000, 2-е изд., 1985.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Лочер, Дэвид А., Коллективное поведение , Аппер-Сэдл-Ривер, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 2002.
  9. ^ Макфейл, Кларк. Миф о обезумевшей толпе , Нью-Йорк, Олдин де Грюйтер, 1991.
  10. ^ Перейти обратно: а б Лебон, Гюстав . 1896. Толпа: исследование общественного мнения . Атланта: Издательская компания Cherokee.
  11. ^ Фрейд, С. (1921). Массовая психология и анализ эго . Лейпциг, Вена, Цюрих: Международное психоаналитическое издательство.
    Английский перевод: Фрейд, Зигмунд (1922). Групповая психология и анализ эго . Перевод Джеймса Стрейчи. Лондон, Вена: Международная психоаналитическая пресса.
  12. ^ Маккей, Чарльз. «Чрезвычайные популярные заблуждения и безумие толпы» , 1841 год.
  13. ^ Лофланд, Джон (1985). Протест – исследования коллективного поведения и социальных движений . Рутледж. ISBN  9780887388767 .
  14. ^ Кастеллано, К.; Фортунато С. и Лорето В. (2009). Статистическая физика социальной динамики. Ред. Мод Физика 81 (2): 591–646.
  15. ^ Олпорт, Флойд. 1924. Социальная психология . Кембридж: Houghton Mifflin, The Riverside Press.
  16. ^ Миллер, Нил и Джон Доллард. 1941. Социальное обучение и подражание . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
  17. ^ Яап ван Гиннекен , Коллективное поведение и общественное мнение – быстрые изменения во мнениях и общении , Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум, 2003.
  18. ^ Томаселло, М. Становление человеком: теория онтогенеза . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета ; 2019.
  19. ^ Вал Данилов Игорь; Михайлова, Сандра (2022). «Новый взгляд на оценку когнитивных способностей детей посредством оценки общей интенциональности» . Журнал разведки . 10 (2): 21. doi : 10.3390/jintelligence10020021 . ISSN   2079-3200 . ПМЦ   9036231 . ПМИД   35466234 .
  20. ^ Вал Данилов Игорь (17 февраля 2023 г.). «Теоретические основы общей интенциональности для нейробиологии при разработке биоинженерных систем» . ОБМ Нейробиология . 7 (1): 156. doi : 10.21926/obm.neurobiol.2301156 .
  21. ^ Вал Данилов И., Михайлова С. Эмпирические доказательства общей интенциональности: на пути к развитию биоинженерных систем. ОБМ Нейробиология 2023; 7(2): 167; doi:10.21926/obm.neurobiol.2302167. https://www.lidsen.com/journals/neurobiology/neurobiology-07-02-167
  22. ^ Вал Данилов Игорь; Михайлова, Сандра; Сваджян, Араксия (2022). «Компьютерная оценка когнитивного развития нейротипичных и нейродивергентных детей» . ОБМ Нейробиология . 6 (3): 1–8. дои : 10.21926/obm.neurobiol.2203137 .
  23. ^ Вал Данилов, Игорь (2022). «Биоинженерная система оценки когнитивного развития детей путем компьютерной оценки общей интенциональности» . Международная конференция по вычислительной науке и вычислительному интеллекту (CSCI) 2022 года . стр. 1583–1590. дои : 10.1109/CSCI58124.2022.00284 . ISBN  979-8-3503-2028-2 . Проверено 16 ноября 2023 г.
  24. ^ Вал Данилов Игорь; Сваджян, Араксия; Михайлова, Сандра (2023). «Новый компьютерный метод оценки когнитивных способностей детей в биоинженерных системах диагностики задержки развития» . ОБМ Нейробиология . 7 (4): 1–15. дои : 10.21926/obm.neurobiol.2304189 .
  25. ^ Вал Данилов, Игорь (2023). «Модуляция общей интенциональности на уровне клеток: низкочастотные колебания для временной координации в биоинженерных системах» . ОБМ Нейробиология . 7 (4): 1–17. дои : 10.21926/obm.neurobiol.2304185 .
  26. ^ Вал Данилов, Игорь (2023). «Низкочастотные колебания для нелокального взаимодействия нейронов в общей интенциональности до и после рождения: к происхождению восприятия» . ОБМ Нейробиология . 7 (4): 1–17. дои : 10.21926/obm.neurobiol.2304192 .

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Баско, Майкл, Социоантропология» Мендиола Манила. [ нужна полная цитата ]
  • Блумер, Герберт. «Коллективное поведение», в изд. А. М. Ли, « Принципы социологии», Нью-Йорк, Barnes & Noble, 1951, стр. 67–121.
  • Лэнг, Курт и Глэдис Лэнг, Коллективная динамика [ нужна полная цитата ]
  • Нальди, Джованни, Лоренцо Парески и Джузеппе Тоскани, Математическое моделирование коллективного поведения в социально-экономических и биологических науках , Биркхаузер (2010).
  • Рул, Джеймс Б. Теории гражданского насилия , Беркли, Калифорнийский университет, 1988.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7b7c9ab8457bfd7005dddc55ac57b6e7__1710442140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7b/e7/7b7c9ab8457bfd7005dddc55ac57b6e7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Collective behavior - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)