Манипулирование толпой
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2023 г. ) |
Манипулирование толпой — это намеренное или непреднамеренное использование методов, основанных на принципах психологии толпы, для вовлечения, контроля или влияния на желания толпы , чтобы направить ее поведение в сторону определенного действия. [1] Эта практика является общей для религии , политики и бизнеса и может способствовать одобрению, неодобрению или безразличию к человеку, политике или продукту. Этичность манипулирования толпой обычно подвергается сомнению.
Манипулирование толпой отличается от пропаганды , хотя они могут усиливать друг друга для достижения желаемого результата. Если пропаганда – это «последовательные, продолжительные усилия по созданию или формированию событий, призванных повлиять на отношение общественности к предприятию, идее или группе», [2] Манипулирование толпой — это относительно краткий призыв к действию, как только зародились семена пропаганды (т.е., точнее, «предпропагандистской» [3] ) сеются и публика организуется в толпу. Пропагандист обращается к массам, даже если они разделены на отдельные части, тогда как манипулятор толпой обращается к сегменту масс, собранных в толпу (например, политическая демонстрация , собрание или лагерное собрание ) в реальном времени. [4] Однако в таких ситуациях, как чрезвычайное положение в стране, манипулятор толпой может использовать средства массовой информации для обращения к массам в режиме реального времени, как если бы он разговаривал с толпой. [5] [ нужна цитата для проверки ]
Манипулирование толпой отличается от контроля над толпой , который выполняет функцию безопасности. Местные власти используют методы сдерживания толпы для сдерживания и разгона толпы, а также для предотвращения и реагирования на недисциплинированные и незаконные действия, такие как беспорядки и грабежи . [6]
и Функция мораль
Манипулятор толпы вовлекает, контролирует или влияет на толпу без применения физической силы, хотя его целью может быть спровоцирование применения силы толпой или местными властями . Перед американской войной за независимость снабжал бостонцев «тщательно продуманными костюмами, реквизитом и музыкальными инструментами , Сэмюэл Адамс чтобы они руководили песнями протеста на демонстрациях у гавани и парадах на улицах Бостона». Если бы такие толпы спровоцировали британские власти на насилие, как это произошло во время Бостонской резни 5 марта 1770 года, Адамс написал бы, подготовил и распространил сенсационные отчеты об инцидентах, чтобы вызвать недовольство и создать единство среди американских колоний. [7] Американский способ манипулирования можно классифицировать как инструмент « мягкой силы» , который представляет собой «способность получать желаемое посредством привлечения, а не принуждения или платежей». [8] Профессор Гарварда Джозеф Най придумал этот термин в 1980-х годах, хотя не он разработал эту концепцию. Методы, используемые для завоевания умов толпы, были исследованы и развиты, в частности, Квинтилианом в его учебном пособии «Institutio oratoria» и Аристотелем в «Риторике» . Известные истоки манипулирования толпой восходят к V веку до нашей эры, когда истцы в Сиракузах стремились повысить свою убедительность в суде. [9] [10]
Глагол «манипулировать» может передавать негатив, но это не обязательно. Например, согласно словарю Мерриама Вебстера , «манипулировать» означает «контролировать или играть с помощью хитрых, несправедливых или коварных средств, особенно в свою пользу». [11] Таким образом, это определение допускает искусное и честное использование контроля в своих целях. При этом действия толпы не обязательно должны носить преступный характер. Социолог девятнадцатого века Гюстав Лебон писал:
Именно толпы, а не отдельные индивидуумы, которых можно заставить пойти на риск смерти, чтобы обеспечить торжество вероучения или идеи, которые могут быть воспламенены энтузиазмом ради славы и чести, ведутся почти без хлеба и без оружия. , как в эпоху крестовых походов, — чтобы избавить гроб Христа от неверных, или, как в [1793 году], защитить отечество. Такой героизм, без сомнения, в некоторой степени бессознателен, но именно из такого героизма творится история. Если бы народам приписывались только великие дела, хладнокровно совершенные, в анналах мира были бы зафиксированы лишь немногие из них. [12]
Эдвард Бернейс , так называемый «отец связей с общественностью», считал, что манипуляция общественностью не только моральна, но и необходима. Он утверждал, что «небольшое невидимое правительство, которое понимает психические процессы и социальные модели масс, управляет общественным мнением с согласия». Это необходимо для разделения труда и предотвращения хаоса и неразберихи. «Голос народа выражает мнение народа, и это мнение формируется лидерами групп, в которых он верит, и теми людьми, которые понимают манипулирование общественным мнением», - писал Бернейс. [13] Он также писал: «Нами управляют, наше сознание формируется, наши вкусы формируются, наши идеи высказываются, в основном, людьми, о которых мы никогда не слышали. Это логический результат того, как организовано наше демократическое общество».
Другие утверждают, что некоторые методы не являются злыми по своей сути, а являются философски нейтральными средствами. Пожизненный политический активист и бывший Рональда Рейгана Белого дома сотрудник Мортон Блэквелл объяснил в своей речи под названием «Люди, партии и власть»:
Быть правым в том смысле, что быть правильным, недостаточно для победы. Политическая технология определяет политический успех. Научитесь организовывать и общаться. Большинство политических технологий философски нейтральны. Вы обязаны своей философии научиться побеждать. [14]
В социальных науках психолог-эволюционист Дэвид М. Басс и его коллеги используют «манипуляцию» более или менее как синоним «влияния» на то, как люди влияют на поведение других людей.
Короче говоря, манипуляторы с разными идеологиями могут успешно использовать одни и те же методы для достижения как хороших, так и плохих целей. Методы манипулирования толпой предлагают отдельным лицам и группам философски нейтральные средства для максимизации эффекта их сообщений. [15]
Чтобы манипулировать толпой, следует сначала понять, что нужно толпе, а также принципы, управляющие ее поведением.
и поведение их Толпы
Слово «толпа», согласно словарю Мерриам-Вебстера , относится как к «большому количеству людей, особенно когда они собраны вместе» (как в переполненном торговом центре), так и к «группе людей, имеющих что-то общее [как в привычке , интерес или занятие]». [16] Философ Г.А. Тони определял толпу как «многочисленное собрание людей, которые вместе сталкиваются с конкретной ситуацией и более или менее осознают свое телесное существование как группы. Их совместное столкновение с ситуацией обусловлено общими интересами и наличием общих обстоятельств, которые придать единое направление их мыслям и действиям». Тоуни рассмотрел в своей работе «Природа толпы» два основных типа толп:
Толпы можно классифицировать по степени определенности и постоянства этого сознания. Когда она очень определенна и постоянна, толпу можно назвать однородной, а когда она не столь определенна и постоянна, — разнородной. Все мобы относятся к однородному классу, но не все однородные толпы являются мобами. ... Принадлежность данной толпы к той или иной группе может быть спорным вопросом, и одна и та же толпа может незаметно переходить из одной в другую. [17]
В исследовании 2001 года Институт исследований нелетальной защиты Пенсильванского государственного университета определил толпу более конкретно как «собрание множества людей и небольших групп, которые временно собрались. Эти небольшие группы обычно состоят из друзей, членов семьи. или знакомые».
Толпа может демонстрировать поведение, отличное от поведения составляющих ее индивидов. В 19-м и начале 20-го века появилось несколько теорий, объясняющих это явление. Эти коллективные работы вносят вклад в «классическую теорию» психологии толпы. Однако в 1968 году социолог доктор Карл Коуч из Ливерпульского университета опроверг многие стереотипы, связанные с поведением толпы, описанные классической теорией. Его критика широко поддерживается в психологическом сообществе, но до сих пор включается в психологические тексты как «современная теория». [18] Современная модель, основанная на «индивидуалистической» концепции поведения толпы, разработанной Флойдом Олпортом в 1924 году, представляет собой разработанную модель социальной идентичности (ESIM). [19]
Классическая теория [ править ]
Французский философ и историк Ипполит Тэн после франко-прусской войны 1871 года представил первое современное описание психологии толпы. Гюстав Ле Бон разработал эту концепцию в своей книге 1895 года «Психология души» . Он предположил, что французские толпы XIX века были, по сути, возбудимыми, иррациональными толпами, легко поддающимися влиянию правонарушителей. [20] Он постулировал, что гетерогенные элементы, составляющие этот тип толпы, по сути, образуют новое существо, своего рода химическую реакцию, в которой изменяются свойства толпы. Он написал:
При определенных обстоятельствах и только при этих обстоятельствах скопление людей обладает новыми характеристиками, весьма отличными от характеристик составляющих его индивидов. Чувства и идеи всех собравшихся принимают одно и то же направление, и их сознательная личность исчезает. Формируется коллективный разум, несомненно преходящий, но обладающий очень четко выраженными характеристиками.
Он также написал:
В коллективном разуме интеллектуальные способности индивидов и, как следствие, их индивидуальность ослабляются. Неоднородное поглощается однородным, и бессознательные качества берут верх.
- Гюстав Ле Бон, Толпа: исследование общественного мнения, 17 лет.
Ле Бон заметил несколько характеристик того, что он назвал «организованной» или «психологической» толпой, в том числе:
- погружение или исчезновение сознательной личности и появление бессознательной личности (так называемое «психическое единство»). Этому процессу способствуют чувства непобедимой силы и анонимности, которые позволяют человеку поддаться инстинктам, которые он держал бы под контролем (т. е. индивидуальность ослабляется, и бессознательное «берет верх»);
- заражение («В толпе каждое чувство и действие заразительны, причем заразительны до такой степени, что отдельный человек с готовностью жертвует своим личным интересом ради коллективного интереса»); и
- внушаемость как результат гипнотического состояния. «Все чувства и мысли направлены в сторону, определенную гипнотизером», и толпа стремится превратить эти мысли в действия. [12]
В целом, классическая теория утверждает, что:
- «[Толпы] — это единые массы, поведение которых можно разделить на активное, экспрессивное, стяжательное или враждебное».
- «Участники [толпы] склонны к спонтанности, иррациональности, потере самоконтроля и ощущению анонимности». [21]
Современная теория [ править ]
Критики классической теории утверждают, что она серьезно ошибочна, поскольку она деконтекстуализирует поведение толпы, не имеет устойчивой эмпирической поддержки, является предвзятой и игнорирует влияние полицейских мер на поведение толпы. [22]
В 1968 году доктор Карл Дж. Коуч исследовал и опроверг многие стереотипы классической теории в своей статье «Коллективное поведение: исследование некоторых стереотипов». С тех пор другие социологи подтвердили большую часть его критики. Данные этих исследований психологии толпы показывают, что:
- «Толпы не являются однородными образованиями», а состоят «из меньшинства отдельных лиц и большинства небольших групп людей, знакомых друг с другом».
- «Участники толпы [не] единодушны ни в своей мотивации», ни друг с другом. Участники «редко действуют в унисон, а если и действуют, то действие длится недолго».
- «Толпы не наносят ущерба индивидуальному познанию» и «не отличаются исключительно насилием или беспорядочными действиями».
- «Индивидуальные взгляды и личностные характеристики», а также «социально-экономические, демографические и политические переменные являются плохими предикторами интенсивности беспорядков и индивидуального участия».
Согласно вышеупомянутому исследованию 2001 года, проведенному Институтом технологий несмертельной защиты Пенсильванского университета, толпа подвергается процессу, который имеет «начальную, среднюю и конечную фазу». Конкретно:
- Процесс сборки
- Этот этап включает в себя временное собрание людей на определенное время. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что собрания чаще всего происходят посредством «метода организованной мобилизации», но могут также происходить в результате «импровизированного процесса», такого как устное сообщение неофициальных организаторов.
- Временное собрание
- На этом этапе люди собираются и участвуют как в индивидуальных, так и в «коллективных действиях». Редко участвуют все люди в толпе, а те, кто участвует, делают это по своему выбору. Кроме того, участие, по-видимому, варьируется в зависимости от типа и цели собрания: в религиозных службах наблюдается «более широкое участие» (т.е. 80–90%).
- Процесс диспергирования
- На заключительном этапе участники толпы расходятся из «общего места» в «одно или несколько альтернативных мест».
«Бунт» возникает, когда «один или несколько человек в собрании совершают насилие против личности или собственности». По данным американских и европейских исследований с 1830 по 1930 годы и с 1960-х годов по настоящее время, «менее 10 процентов демонстраций протеста сопровождались насилием против личности или собственности», причем «праздничный бунт» был наиболее частым типом беспорядков в Соединенные Штаты. [23]
модель социальной идентичности ( ESIM Разработанная )
Современная модель также была разработана Стивом Райхером , Джоном Друри и Клиффордом Стоттом. [24] что существенно контрастирует с «классической теорией» поведения толпы. По словам Клиффорда Стотта из Университета Лидса:
В основе ESIM лежит положение о том, что составная часть Я-концепции, определяющая социальное поведение человека, вытекает из психологической принадлежности к определенным социальным категориям (т. е. идентичности уникального индивидуума). Участники толпы также обладают рядом социальных идентичностей, которые могут становятся заметными в психологической системе, называемой «самостью». Коллективные действия становятся возможными, когда определенная социальная идентичность одновременно заметна и, следовательно, разделяется среди участников толпы.
Последний тезис Стотта отличается от предложенного Лебоном качества «погружения» толпы, при котором сознание индивида уступает место бессознательному толпе. ESIM также учитывает влияние полиции на поведение толпы. Он предупреждает, что «неизбирательное применение силы создаст новое чувство единства в толпе с точки зрения нелегитимности и противодействия действиям полиции». По сути, это может вовлечь толпу в конфликт, несмотря на первоначальную нерешительность отдельных лиц в толпе. [25]
Планирование и техника [ править ]
Манипулирование толпой включает в себя несколько элементов, в том числе: анализ контекста, выбор места, пропаганду, авторитет и доставку.
Контекстный анализ [ править ]
История показывает, что социально-экономический и политический контекст и местоположение существенно влияют на возможность манипулирования толпой. К таким периодам времени в Америке относились:
- Прелюдия к Американской революции (1763–1775) , когда Великобритания ввела высокие налоги и различные ограничения на свои тринадцать североамериканских колоний; [26]
- Ревущие двадцатые годы (1920–1929) , когда появление массового производства позволило обычным гражданам приобретать ранее считавшиеся предметами роскоши по доступным ценам. Предприятиям, использовавшим конвейерное производство, приходилось продавать большое количество идентичных продуктов; [27]
- Великая депрессия (1929–1939) , когда разрушительный крах фондового рынка разрушил американскую экономику, вызвал повсеместную безработицу; и
- Холодная война (1945–1989) , когда американцы столкнулись с угрозой ядерной войны и участвовали в Корейской войне , крайне непопулярной войне во Вьетнаме , Движении за гражданские права , Карибском кризисе .
На международном уровне периоды времени, способствующие манипулированию толпой, включали период между мировыми войнами (т. е. после распада Австро-Венгерской, Российской, Османской и Германской империй) и после Второй мировой войны (т. е. деколонизацию и крах Великобритании, Германии, Франции, и Японская империи). [28] Прелюдия к распаду Советского Союза предоставила широкие возможности для ободряющих посланий. Движение Солидарности зародилось в 1970-х годах отчасти благодаря таким лидерам, как Лех Валенса , и программам Информационного агентства США . [29] В 1987 году президент США Рональд Рейган воспользовался настроениями жителей Западного Берлина, а также жаждущих свободы жителей Восточного Берлина, чтобы потребовать, чтобы Генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза Михаил Горбачев «снес» Берлинскую стену . [30] Во время президентских выборов 2008 года кандидат Барак Обама воспользовался настроениями многих американских избирателей, разочарованных главным образом недавним экономическим спадом и продолжающимися войнами в Ираке и Афганистане . Его простые послания «Надежда», «Перемены» и «Да, мы можем» были быстро приняты и скандированы его сторонниками во время его политических митингов. [31]
Исторический контекст и события также могут способствовать неуправляемому поведению. К таким примерам относятся:
- 1968 г., Колумбия, Протест за гражданские права Южной Каролины;
- в Лондоне 1992 г., протест против налога на выборы ; и
- 1992 Беспорядки в Лос-Анджелесе (вызванные оправданием полицейских, участвовавших в нападении на Родни Кинга ). [32]
Чтобы в полной мере извлечь выгоду из исторического контекста, важно провести тщательный анализ аудитории, чтобы понять желания, страхи, опасения и предубеждения целевой аудитории. Это можно сделать посредством научных исследований, фокус-групп и опросов. [27]
Также необходимо различать толпу и толпу, чтобы оценить масштабы манипулирования толпой. В учебном руководстве Организации Объединенных Наций по борьбе с толпой говорится, что «толпа — это законное собрание людей, организованных дисциплинированно и имеющих определенную цель. Толпа — это толпа, вышедшая из-под контроля из-за различных и сильных влияний, таких как расовые напряжение или месть». [33]
Выбор места [ править ]
То, где собирается толпа, также дает возможность манипулировать мыслями, чувствами и эмоциями. Местоположение, погода, освещение, звук и даже форма арены — все это влияет на желание толпы участвовать.
Символические и осязаемые декорации, такие как Бранденбургские ворота , которые использовали президенты Джон Ф. Кеннеди , Рональд Рейган и Билл Клинтон в 1963, 1987 и 1994 годах соответственно, могут вызвать эмоции еще до того, как манипулятор толпой откроет рот, чтобы заговорить. [34] [35] Джорджа Буша «Речь в мегафоне» в Ground Zero после террористической атаки на Всемирный торговый центр в 2001 году является еще одним примером того, как место проведения может усилить послание. В ответ на крик спасателя: «Я вас не слышу», президент Буш крикнул в ответ: «Я вас слышу! Я вас слышу! Остальной мир слышит вас! И люди – и люди, которые постучали эти здания скоро нас всех услышат!" Толпа разразилась аплодисментами и патриотическими песнопениями. [36]
Propaganda[editПропаганда
Манипулятор толпой и пропагандист могут работать вместе для достижения больших результатов, чем по отдельности. По мнению Эдварда Бернейса, пропагандист должен подготовить свою целевую группу к тому, чтобы она обдумала и предвосхитила сообщение до того, как оно будет доставлено. Сами сообщения необходимо тестировать заранее, поскольку неэффективное сообщение хуже, чем отсутствие сообщения вообще. [37] Социолог Жак Эллюль назвал такого рода деятельность «предпропагандой», и она необходима для того, чтобы основное послание было эффективным. Эллул писал в «Пропаганде: Формирование мужских взглядов» :
Прямой пропаганде, направленной на изменение мнений и взглядов, должна предшествовать пропаганда социологического характера, медленная, общая, стремящаяся создать климат, атмосферу благоприятных предварительных настроений. Никакая прямая пропаганда не может быть эффективной без предварительной пропаганды, которая без прямой или заметной агрессии ограничивается созданием двусмысленности, уменьшением предрассудков и распространением образов, по-видимому, без цели. …
В Жака Эллюля книге «Пропаганда: формирование мужских установок » говорится, что социологическую пропаганду можно сравнить с вспашкой, а прямую пропаганду — с сеянием; вы не можете сделать одно, не сделав сначала другое. [38] Социологическая пропаганда — явление, когда общество стремится интегрировать в себя максимальное количество индивидов, унифицируя поведение своих членов по шаблону, распространяя свой стиль жизни за границу и тем самым навязывая себя другим группам. По сути, социологическая пропаганда направлена на повышение соответствия окружающей среде, которая носит коллективный характер, путем развития соблюдения или защиты установленного порядка посредством долгосрочного проникновения и постепенной адаптации с использованием всех социальных течений. Пропагандистский элемент – это образ жизни, которым пропитан человек, а затем человек начинает выражать его в кино, литературе или искусстве, не осознавая этого. Такое непроизвольное поведение приводит к расширению общества посредством рекламы, кино, образования и журналов. «Вся группа, сознательно или нет, выражает себя таким образом; и, во-вторых, чтобы указать, что ее влияние гораздо больше направлено на целый стиль жизни». [39] Этот тип пропаганды не является преднамеренным, а возникает спонтанно или непреднамеренно внутри культуры или нации. Эта пропаганда укрепляет образ жизни человека и представляет этот образ жизни как лучший. Социологическая пропаганда создает неоспоримый критерий для суждения личности о добре и зле в соответствии с порядком ее образа жизни. Социологическая пропаганда не приводит к действию, однако может подготовить почву для прямой пропаганды . С этого момента человек, оказавшийся в тисках такой социологической пропаганды, верит, что те, кто так живет, находятся на стороне ангелов, а те, кто нет, — плохи. [40]
Бернейс ускорил этот процесс, выявив и заключив контракты с теми, кто больше всего влияет на общественное мнение (ключевые эксперты, знаменитости, существующие сторонники, переплетающиеся группы и т. д.).
После того как сознание толпы вспахано и семена пропаганды посеяны, манипулятор толпой может подготовиться к сбору урожая. [37]
Авторитет [ править ]
Манипулятором может быть оратор, группа, музыкант, спортсмен или какой-либо другой человек, который приводит толпу к согласию, прежде чем он сделает конкретный призыв к действию. Аристотель считал, что этос или авторитет манипулятора способствует его убедительности.
Престиж — это форма «доминирования над нашим разумом человека, произведения или идеи». Манипулятор с большим авторитетом парализует критические способности своей толпы и вызывает уважение и трепет. Авторитет проистекает из престижа, который может быть создан за счет «приобретенного престижа» (например, должности, униформы, мантии судьи) и «личного престижа» (т.е. внутренней силы). Личный престиж подобен авторитету «укротителя дикого зверя», который легко может его сожрать. Успех – важнейший фактор, влияющий на личный престиж. Лебон писал: «С той минуты, как престиж оказывается под вопросом, он перестает быть престижем». Таким образом, манипулятору следовало бы предотвратить эту дискуссию и держаться на расстоянии от толпы, чтобы его ошибки не подорвали его престиж. [41]
Доставка [ править ]
Способность манипулятора влиять на толпу особенно зависит от его или ее визуальной, голосовой и словесной подачи. Уинстон Черчилль и Адольф Гитлер взяли на себя личное обязательство стать искусными ораторами .
Черчилль [ править ]
В 22 года Уинстон Черчилль задокументировал свои выводы по поводу выступлений перед толпой. Он назвал ее «Леса риторики», и в ней изложено то, что, по его мнению, является основой любой эффективной речи. Среди этих предметов первой необходимости:
- «Правильность дикции» или правильный выбор слов, чтобы передать точную мысль оратора;
- «Ритм», или звуковая привлекательность речи посредством «длинных, раскачивающихся и звучных» предложений;
- «Накопление аргументов» или «быстрая смена волн звука и ярких картин» оратора, приводящая толпу к оглушительному подъему;
- «Аналогия», или соединение неизвестного со знакомым; и
- «Дикая расточительность» или использование выражений, какими бы крайними они ни были, которые отражают чувства оратора и его аудитории. [42]
Гитлер [ править ]
Адольф Гитлер верил, что сможет применить уроки пропаганды, которые он с трудом извлек от союзников во время Первой мировой войны, и впоследствии применить эти уроки на благо Германии. Следующие моменты дают полезное представление о его мышлении, стоящем за его выступлениями на сцене:
- Обращение к массам: «[Пропаганда] должна быть обращена всегда и исключительно к массам», а не к «научно подготовленной интеллигенции».
- Нацельтесь на эмоции: «[Пропаганда] должна быть нацелена на эмоции и лишь в очень ограниченной степени на так называемый интеллект».
- Сохраняйте свое послание простым: «Ошибочно делать пропаганду многосторонней… Восприимчивость больших масс очень ограничена, их интеллект невелик, но их способность забывать огромна».
- Подготовьте свою аудиторию к худшему сценарию: «[Подготовьте] отдельного солдата к ужасам войны и тем самым [помогите] уберечь его от разочарований. После этого самое ужасное оружие, которое было применено против него, казалось, только подтверждало то, что сказали ему его пропагандисты; это также укрепило его веру в истинность утверждений его правительства, а с другой стороны, оно усилило его ярость и ненависть к гнусному врагу».
- Не делайте половинчатых утверждений: «…подчеркивайте одно право, которое оно намеревается отстаивать. Его задача не состоит в том, чтобы провести объективное исследование истины, поскольку она благоприятствует врагу, а затем представить ее массам с академическая справедливость; ее задача — всегда и непоколебимо служить нашему собственному праву».
- Постоянно повторяйте свое послание: «[Техника пропаганды] должна ограничиться несколькими пунктами и повторять их снова и снова. Здесь, как это часто бывает в этом мире, настойчивость является первым и самым важным требованием для успеха». [43] [44] ( Гюстав Лебон считал, что сообщения, которые утверждаются и повторяются, часто воспринимаются как истина и распространяются путем заражения. «Человек, как и животные, имеет естественную склонность к подражанию. Подражание является для него необходимостью при условии, что подражание всегда будет довольно легко», — написал Ле Бон. [45] В своем эссе 1881 года «Человек и общество» он написал: «Толпой руководят примеры, а не аргументы». Он подчеркнул, что для того, чтобы оказывать влияние, не следует отдаляться слишком далеко от своей аудитории или от своего примера, недосягаемого для них. Если да, то его влияние будет равно нулю.) [46]
Нацистская партия в Германии использовала пропаганду для развития культа личности вокруг Гитлера. Такие историки, как Ян Кершоу, подчеркивают психологическое влияние ораторских способностей Гитлера. [47] Нил Крессель сообщает: «В подавляющем большинстве... немцы с недоумением отзываются о «гипнотической» привлекательности Гитлера». [48] Роджер Гилл заявляет: «Его трогательные речи захватили умы и сердца огромного числа немецкого народа: он практически загипнотизировал свою аудиторию». [49] Гитлер был особенно эффективен, когда ему удавалось усвоить обратную связь от живой аудитории, и слушатели также были охвачены растущим энтузиазмом. [50] Он искал признаков фанатичной преданности, заявляя, что тогда его идеи останутся «подобными словам, полученным под гипнотическим воздействием». [51] [52]
Приложения [ править ]
Политика [ править ]
Политический процесс предоставляет широкие возможности для использования методов манипулирования толпой для обеспечения поддержки кандидатов и политики. От предвыборных митингов до дебатов в мэрии и объявления войны государственные деятели исторически использовали манипулирование толпой для передачи своих посланий. Опросы общественного мнения , например, проводимые Pew Research Center и www.RealClearPolitics.com, предоставляют государственным деятелям и начинающим государственным деятелям рейтинги одобрения и разграничивают проблемы.
Бизнес [ править ]
С момента появления массового производства предприятия и корпорации использовали манипулирование толпой для продажи своей продукции. Реклама служит пропагандой, готовящей будущую толпу к восприятию и принятию определенного сообщения. Эдвард Бернейс считал, что конкретная реклама более эффективна, если она создает среду, поощряющую покупку определенных продуктов. Вместо того, чтобы рекламировать особенности фортепиано, предложите потенциальным клиентам идею музыкальной комнаты. [53]
Индустрия развлечений исключительно эффективно использует манипулирование толпой, чтобы возбудить фанатов и увеличить продажи билетов. Оно не только пропагандирует собрания через средства массовой информации, но также использует риторические приемы для вовлечения толпы, тем самым повышая ее опыт. Ниттани Лев талисман , Например, в Университете штата Пенсильвания в Университетском парке PSU Athletics использует чтобы зажечь толпы из более чем 100 000 студентов, выпускников и других посетителей стадиона «Бивер» . Среди используемых приемов - сигналы, позволяющие одной стороне стадиона скандировать «Мы...», а другая сторона отвечает: «Пенсильванский штат!» Эти и другие кричалки делают стадион «Бивер» отличным местом для приезжих команд, которым сложно назвать свои игры из-за шума. [54] World Wrestling Entertainment (WWE), бывшая Всемирная федерация рестлинга (WWF), также использует методы манипулирования толпой, чтобы возбудить толпу. Он особенно использует противоречивые личности и престиж своих борцов, чтобы вызвать эмоции своей аудитории. Практика похожа на практику древнеримских гладиаторов , жизнь которых зависела от их способности не только сражаться, но и завоевывать толпы. [55] Высокий уровень энтузиазма поддерживается с помощью света, звуков, изображений и участия толпы. По словам Халка Хогана в его автобиографии « Моя жизнь вне ринга »: «Вам не обязательно быть великим борцом, вам просто нужно было вовлечь толпу в поединок. и обращать внимание на настроение толпы». [56]
Флешмобы [ править ]
Флешмоб — это собрание людей, обычно организованное заранее с помощью электронных средств, которые выполняют определенное, обычно своеобразное действие, а затем расходятся. Эти действия часто причудливы или комичны — например, массовая драка подушками , специальный мюзикл или синхронный танец. Прохожие обычно испытывают трепет и/или шок.
Концепция флешмоба является относительно новой по сравнению с традиционными формами манипулирования толпой. Биллу Васику , старшему редактору журнала Harper's Magazine Автор этой концепции принадлежит . Свой первый флешмоб он организовал в Macy’s в 2003 году. универмаге [57] Использование флешмобов в качестве инструмента политической войны может принимать форму массовой забастовки во время политического выступления, срыва политического митинга или даже как средства реорганизации толпы после того, как она была разогнана с помощью контроля над толпой. На первый взгляд, флешмоб может показаться спонтанным отменой манипулирования толпой (т.е. обращением толпы против своего манипулятора). Например, 8 сентября 2009 года хореограф Майкл Грейси организовал – с помощью мобильных телефонов и примерно двадцати инструкторов – флешмоб с участием более 20 000 человек, чтобы удивить Опру Уинфри во время ее стартового мероприятия 24-го сезона. После выступления Опры группа The Black Eyed Peas исполнила свой музыкальный хит « I Gotta Feeling ». По ходу песни синхронный танец начинался с выступления одной танцовщицы впереди и распространялся от человека к человеку, пока в него не включилась вся толпа. Удивленная и воодушевленная Опра обнаружила, что помимо нее и ее музыкальных гостей на работе был еще один манипулятор толпой. [58] Грейси и другие смогли организовать такие большие толпы и манипулировать ими с помощью электронных устройств и социальных сетей . [58] Но не обязательно быть профессиональным хореографом, чтобы провести такую операцию. Например, 13 февраля 2009 года 22-летний пользователь Facebook организовал флешмоб, в ходе которого временно отключили лондонскую станцию Liverpool Street . [59]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Адам Кертис (2002). Век Самости . Британское радиовещательное сотрудничество (документальный фильм). Великобритания: BBC4. Архивировано из оригинала 19 марта 2010 г. Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ Бернейс, Эдвард Л. (1928). Пропаганда . Бруклин, Нью-Йорк: Ig Publishing (опубликовано в 2004 г.). п. 52. ИСБН 978-0970312594 .
- ^ Жак Эллюл, Пропаганда: формирование мужских взглядов (Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1965): 15.
- ^ Ле Бон, Гюстав (1895). Толпа: исследование общественного мнения . Перевел [неизвестно]. Курьерская корпорация (опубликовано в 2012 г.). ISBN 978-0486122083 . Проверено 26 июля 2021 г.
Французская революция... имела среди своих отдаленных факторов сочинения философов, поборы дворянства и прогресс научной мысли. Подготовленный таким образом ум масс затем легко возбуждался такими непосредственными факторами, как речи ораторов...
- ^ Гюстав Ле Бон, Толпа: исследование массового сознания , издание Kindle, книга I, глава 1 (Ego Books, 2008).
- ^ Джон М. Кенни; Кларк Макфэйл; и др. (2001). Поведение толпы, контроль над толпой и использование несмертельного оружия (отчет). Институт технологий нелетальной защиты Пенсильванского государственного университета. стр. 4–11.
- ^ Уоллер, Майкл (2006). « Американский путь пропаганды», Белая книга № 1, версия 2.4» . Институт мировой политики . 4 .
- ^ Най младший, Джозеф С. (2005). Мягкая сила: средство достижения успеха в мировой политике . Кембридж, Массачусетс: PublicAffairs.
- ^ Аристотель, Искусство риторики , перевод с введением Х. К. Лоусона-Тенкреда (Нью-Йорк, Нью-Йорк: Penguin Group, 2004): 1–13.
- ^ Шерил Глин (1997). Пересказ риторики: возрождение традиции от античности до эпохи Возрождения . Иллинойс: SIU Press. стр. 33, 60.
- ^ «манипулировать» . Интернет-словарь Мерриам-Вебстера . 2010 . Проверено 24 марта 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ле Бон, Книга I, Глава 1.
- ^ Бернейс, 109.
- ^ Мортон К. Блэквелл, «Люди, партии и власть». Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine , адаптировано на основе выступления в Совете по национальной политике 10 февраля 1990 г.
- ^ Ноггл, Роберт (2022 г.), «Этика манипулирования» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. лета 2022 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 11 августа 2022 г.
- ^ "толпа" . Интернет-словарь Мерриам-Вебстера . 2010 . Проверено 24 марта 2010 г.
- ^ Г. А. Тоуни (15 октября 1905 г.). «Природа толпы» . Психологический вестник . 2 (10): 332. дои : 10.1037/h0072490 .
- ^ Кенни и др., 13.
- ^ Джон Друри; Пол Хатчинсон; Клиффорд Стаут (2001). « Хулиганы» за рубежом? Межгрупповая динамика, социальная идентичность и участие в коллективном «беспорядке» на финале чемпионата мира 1998 года» (PDF) . Британский журнал социальной психологии . 40 (3). Великобритания: Британское психологическое общество: 359–360. дои : 10.1348/014466601164876 . ПМИД 11593939 .
- ^ Клиффорд Стотт (2009). «Психология толпы и охрана общественного порядка: обзор научной теории и фактических данных» (PDF) . Ливерпульская школа психологии Ливерпульского университета. п. 4.
- ^ Кенни и др., 12.
- ^ Стотт, 12.
- ^ Кенни, 12–20.
- ^ Друри, Дж.; Райхер С. и Стотт К. (2003). «Трансформация границ коллективной идентичности: от «локальной» антидорожной кампании к «глобальному» сопротивлению?» (PDF) . Исследования социальных движений . 2 (2): 191–212. дои : 10.1080/1474283032000139779 . S2CID 144227132 .
- ^ Стотт.
- ^ Уоллер, 1–4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кертис.
- ^ Пол Джонсон, Современные времена: мир от двадцатых до девяностых (Нью-Йорк: HarperCollins Publishers, Inc., 2001): 11–44, 231–232, 435, 489, 495–543, 582, 614, 632, 685, 757, 768.
- ^ Уилсон П. Дизард-младший, Изобретение публичной дипломатии: история информационного агентства США (Боулдер, Колорадо: Lynne Rienner Publishers, 2004): 204.
- ^ Smith-Davies Publishing, Речи, которые изменили мир (Лондон: Smith-Davies Publishing Ltd, 2005): 197–201.
- ^ Дэвид Э. Кэмпбелл, «Общественное мнение и президентские выборы 2008 года» в книге Джанет М. Бокс-Стеффенсмайер и Стивена Э. Шира, Американские выборы 2008 года (Лэнхэм, Мэриленд: Rowman & Littlefield, 2009): 99–116.
- ^ Кенни и др.
- ^ «Управление общественным порядком: динамика толпы в операциях по обеспечению общественного порядка» (PDF) . Объединенные Нации. 2015. Архивировано из оригинала (PDF) 6 мая 2021 г.
- ^ Джон Поремба (2010). «Речи у Бранденбургских ворот: публичная дипломатия через политическое ораторское искусство» . StrategicDefense.net . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 12 сентября 2010 г.
- ^ Мелисса Эдди, «Обама выступит у Бранденбургских ворот в Берлине». Ассошиэйтед Пресс , 20 июля 2008 г.
- ^ Американская риторика. «Джордж Буш, Обращение Мегафона к спасателям Ground Zero» . Американская риторика .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бернейс, 52 года.
- ^ Эллюль, 15.
- ^ Эллул, Жак (1973). Пропаганда: формирование мужских настроений , с. 62. Пер. Конрад Келлен и Джин Лернер. Винтажные книги, Нью-Йорк. ISBN 978-0-394-71874-3 .
- ^ Эллул, Жак (1973). Пропаганда: формирование мужских настроений , с. 65. Пер. Конрад Келлен и Джин Лернер. Винтажные книги, Нью-Йорк. ISBN 978-0-394-71874-3 .
- ^ Добро, Книга II, Глава 3.
- ^ Уинстон С. Черчилль, «Леса риторики», в Рэндольфе С. Черчилле, Companion Volume 1, pt. 2, к Молодёжи: 1874–1900, т. 2. 1 официальной биографии Уинстона Спенсера Черчилля (Лондон: Heinmann, 1967): 816–821.
- ^ Адольф Гитлер, Майн Кампф , пер. Ральф Манхейм (Mariner Books, 1998): 176–186.
- ^ Джон Поремба (2010). «Язык ярости, язык огня: ораторское искусство на пути к власти Гитлера и Черчилля» . StrategicDefense.net . Архивировано из оригинала 21 августа 2016 г. Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ Добро, Книга II, Глава 4.
- ^ Гюстав Ле Бон, «L'Homme et Societes», том. II. (1881): 116».
- ^ Ян Кершоу, Гитлер: Биография (2008), с. 105.
- ^ Нил Джеффри Крессел (2013). Массовая ненависть: глобальный рост геноцида и террора . Спрингер. п. 141. ИСБН 978-1489960849 .
- ^ Роджер Гилл (2006). Теория и практика лидерства . Мудрец. п. 259. ИСБН 978-1446228777 .
- ^ Карл Дж. Коуч (2017). Информационные технологии и социальные заказы . Тейлор и Фрэнсис. п. 213. ИСБН 978-1351295185 .
- ^ Ф. В. Ламбертсон, «Гитлер, оратор: исследование психологии мафии». Ежеквартальный журнал выступлений 28 № 2 (1942): 123–131. онлайн
- ^ Янив Левиатан, «Анализ речей Гитлера Гарольдом Д. Лассвеллом». История СМИ 15 № 1 (2009): 55–69.
- ^ Бернейс, 19–20.
- ^ Дж. Дуглас Тома, Университет футбола: Зрительский спорт в жизни американского университета (University of Michigan Press, 2003): 51–52.
- ^ Рэйчел Ханель, Гладиаторы (Манкато, Миннесота: The Creative Company, 2007): 24.
- ^ Халк Хоган и Марк Дагостино, Моя жизнь вне ринга (Нью-Йорк, Нью-Йорк: Macmillan, 2009): 119–120.
- ^ Анджали Атавалей (15 апреля 2008 г.). «Студенты устроили бой подушками на Манхэттене» . Уолл Стрит Джорнал .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Танец-флешмоб на стартовой вечеринке Опры (видео)» . Хаффингтон Пост . 11 сентября 2009 года . Проверено 12 августа 2016 г.
- ^ «Флешмоб в Facebook закрывает станцию» . www.CNN.com . 19 февраля 2009 г.