Контрпропаганда
Контрпропаганда – это форма коммуникации, состоящая из методов и сообщений, передаваемых для противодействия пропаганде , стремящейся повлиять на действия или взгляды целевой аудитории . Оно тесно связано с пропагандой, поскольку они часто используют одни и те же методы для трансляции сообщений целевой аудитории. Контрпропаганда отличается от пропаганды тем, что она носит оборонительный характер и реагирует на выявленную пропаганду. Кроме того, контрпропаганда состоит из нескольких элементов, которые еще больше отличают ее от пропаганды и обеспечивают ее эффективность в противодействии пропагандистским сообщениям.
Определение
[ редактировать ]Контрпропаганда и пропаганда находятся в симбиотических отношениях. Контрпропаганда используется в ситуациях, когда необходимо противодействовать существующим пропагандистским усилиям, и поэтому для понимания первой необходимо четкое понимание второй. Как практики, так и ученые выдвинули множество определений пропаганды. Для ясности в этой статье признается определение, предложенное Гартом Джоуэттом и Викторией О'Доннелл , которые определяют пропаганду как «преднамеренную, систематическую попытку формировать восприятие, манипулировать сознанием и направлять поведение для достижения реакции, которая способствует желаемому намерению общества». пропагандист" [1] На практике пропаганда заключается в передаче контролируемого сообщения целевой аудитории. Аналогичным образом, контрпропаганда используется для передачи сообщения, которое описывает пропаганду как ложную и инструктирует целевую аудиторию думать или действовать таким образом, чтобы противостоять пропагандистскому сообщению. Чтобы быть эффективной, контрпропаганда должна быть нацелена на ту же аудиторию, что и исходное пропагандистское сообщение, и часто может использовать те же методы. Однако контрпропаганда уникальна тем, что опирается на фактические сообщения и существует как реакционная попытка. Поскольку контрпропаганда направлена на противодействие ранее заявленным пропагандистским сообщениям, ее нельзя использовать упреждающе. Контрпропаганда, однако, основана на некоторых из тех же основ пропаганды, касающихся нацеливания на наиболее важные элементы, влияющие на аудиторию. [2] : 33–36
Существующие определения контрпропаганды различаются по назначению конкретных методов и намерений. В качестве иллюстрации Герберт Ромерштейн , бывший директор Управления по противодействию советской дезинформации и активным мерам Информационного агентства США , определил контрпропаганду как «тщательно подготовленные ответы на ложную пропаганду с целью опровержения дезинформации и подрыва пропагандиста». [3] Его определение определяет намерения контрпропаганды как сначала противодействие пропаганде, а затем подрыв доверия к пропагандистам. На выводы Ромерштейна, вероятно, повлиял его профессиональный опыт противодействия советской пропаганде, которая транслировалась в США различными способами. Для сравнения, полковник Гаррисон, чьи исследования сосредоточены на вещательных СМИ как методе пропаганды и публичной дипломатии, дает более подробное определение контрпропаганды. Он определил контрпропаганду как «действия по дискредитации использования противником средств массовой информации для поддержки своих национальных целей путем влияния на мнения, эмоции, отношение или поведение США и дружественной аудитории». [4] В этом определении основное внимание уделяется действиям по дискредитации использования пропагандистами вещательных СМИ. В этом определении контрпропаганда определяется использованием вещательных средств массовой информации и намерением подорвать предвзятое использование противниками того же средства массовой информации. Различия между ними показывают, что контрпропаганда, скорее всего, будет определяться на основе ее оперативного использования и точки зрения, которую определяющий имеет в отношении пропаганды. Вместе оба определения ясно иллюстрируют симбиотические отношения между пропагандой и контрпропагандой. Определения также показывают, что контрпропаганда, как и пропаганда, обычно описывается как целевая форма коммуникации, направленная на влияние на конкретную аудиторию. Контрпропаганда просто призвана повлиять на противодействие или мысль по отношению к ранее транслируемому пропагандистскому сообщению или сообщениям.
Элементы контрпропаганды
[ редактировать ]Хотя контрпропаганда имеет схожие черты с пропагандой, она также состоит из уникальных ключевых элементов, которые определяют ее эффективное использование.
Основа в истине
[ редактировать ]Хотя пропагандистские сообщения не всегда могут быть правдивыми, эффективная контрпропаганда обычно передает только правду. [3] [5] Действительно, под контрпропагандой обычно понимают «правдивую и честную оппозицию» пропаганде противника. [4] Контрпропаганда передает правдивые сообщения по моральным и практическим причинам. Во время холодной войны репутация Соединенных Штатов как страны, транслирующей правду для опровержения советской пропаганды, привела к тому, что США стали рассматривать как «рассказчика правды», тогда как Советский Союз имел репутацию «рассказчика лжи». [3] Герберт Ромерштейн утверждает, что использование контрпропаганды, основанной на правде, привело к тому, что США стали восприниматься как честные, тогда как использование Советским Союзом ложных заявлений дискредитировало их сообщения. [3] Этот пример холодной войны демонстрирует, как ложное сообщение дискредитируется, когда раскрывается правда. На практике контрпропагандистское сообщение, которое было намеренно или ошибочно ложным, могло оказаться столь же предвзятым, как и пропаганда, которой оно стремилось противостоять. Таким образом, говорить правду усиливает эффективность контрпропаганды и ослабляет пропаганду тех, кто оказался лжецом. Использование ложных сообщений в контрпропаганде неэффективно и не может адекватно опровергнуть пропагандистское сообщение. Разоблачение контрпропагандистского сообщения как неверного или намерение оказать влияние с помощью лжи также нанесет ущерб репутации вещателя и снизит его способность эффективно противодействовать пропагандистским сообщениям в будущем.
Вторая мировая война – Резня в Неммерсдорфе
[ редактировать ]Соединенные Штаты попытались использовать контрпропаганду против обвинений Германии в том, что Советский Союз совершил резню в Неммерсдорфе . Когда в октябре 1944 года Германия вытеснила Советский Союз из города, они обнаружили двадцать четыре трупа, в том числе двенадцать женщин, двух девочек-подростков, младенца, шестерых стариков и троих школьников. Несколько женщин и подростков были изнасилованы. Нацистское пропагандистское подразделение под названием «Скорпион» начало кампанию листовок и направило письмо генералу Эйзенхауэру, чтобы разоблачить действия Советского Союза перед его американскими союзниками. В ответ Америка также начала кампанию по распространению листовок и опубликовала в номере 49 своей листовки/газеты Frontpost от 1 марта 1945 года статью под названием «Keine Rache» («Нет мести»), в которой цитировались советские отрицания правонарушений. [6] Ложные послания американской контрпропаганды не смогли эффективно противостоять немецкой пропаганде и не смогли изменить взгляды Германии на Советский Союз. Кампания контрпропаганды также мало что сделала для укрепления репутации Америки как честной страны среди немецких солдат. В случае обнаружения ложная контрпропаганда наносит ущерб репутации вещателя и ограничивает его/ее возможности противодействия пропаганде в будущем.
Ясность
[ редактировать ]Сообщения контрпропаганды, основанные на словах или концепциях, которые не являются общепонятными, не доносятся адекватно до целевой аудитории и неэффективны в противодействии пропаганде. Использование понятных слов для четкой передачи контрпропагандистского сообщения с большей вероятностью поможет противостоять пропагандистским сообщениям.
«Безусловная капитуляция» во Второй мировой войне.
[ редактировать ]Обратное утверждение столь же верно. Использование фразы «безоговорочная капитуляция» во время Второй мировой войны является ярким примером важности ясности. Эта фраза вызывала у немцев и японцев пугающие образы. Некоторые эксперты предположили, что эта фраза вызовет большее сопротивление союзников, поскольку термин не был четко донесен до целевой аудитории. Эта путаница потребовала от США и Великобритании объяснения послания, что привело к снижению его эффективности. [3]
Сообщения коалиции в Ираке
[ редактировать ]Эндрю Гарфилд объяснил, что в сообщениях коалиции в Ираке повстанцы обычно называются «антииракцами», что вызывает двусмысленность в контрпропагандистских сообщениях коалиции. Эта фраза не совсем соответствовала описаниям, которые давали повстанцам различные иракские общины. В результате эта фраза не смогла передать то послание, которое стремилась передать Коалиция. [7] Сообщения контрпропаганды, которые требуют пояснений для ясности, не могут адекватно передать предполагаемое сообщение и, следовательно, не могут противостоять пропаганде.
Знание аудитории
[ редактировать ]Контрпропаганда, как и пропаганда, требует развития понимания сообщений целевой аудиторией и способности соответствующим образом адаптировать сообщение. Эффективная контрпропаганда опирается на передачу сообщений, которые «находят отклик у целевой аудитории» и основаны на культурно значимых нарративах. Точнее, разработка сообщений, эффективных для целевой аудитории, предполагает выявление существующих настроений, стереотипов и мнений, которые влияют на взгляды, убеждения и действия аудитории. [2] : 34 [7] При рассмотрении этих элементов общества пропаганда и контрпропаганда могут повлиять на группу в сторону определенной точки зрения или действия. [2] : 34–36 Поскольку цель контрпропаганды состоит в том, чтобы повлиять на аудиторию, чтобы она отвергла пропагандистское послание, она должна затрагивать элементы культуры, убеждений и эмоций, которые приведут к такому действию. Элементы будут различаться в зависимости от аудитории, и хотя пропагандистские и контрпропагандистские кампании могут использовать и используют существующие методы, сообщения должны быть адаптированы специально для отдельной целевой аудитории.
Быстро трудоустроен
[ редактировать ]Контрпропаганда – это реактивный метод, который необходимо использовать быстро, чтобы эффективно опровергнуть пропагандистское сообщение. Оливер Карлсон объясняет, что чем дольше пропаганда воспринимается как правда, тем труднее ей противоречить, даже если целевая аудитория сталкивается с противоположным истинным посланием. [8] Пропагандистское послание, которому не противоречат сразу же после его обнаружения, скорее всего, станет основой действий и убеждений целевой аудитории.
Психология дает дополнительные причины для быстрого использования контрпропаганды. На процесс принятия решений влияют когнитивные искажения , которые определяют, как человек воспринимает определенные фрагменты информации и как он на них действует. Предвзятость подтверждения особенно актуальна при объяснении необходимости быстрого использования контрпропаганды. Предвзятость подтверждения — это тенденция людей отдавать предпочтение информации, подтверждающей их убеждения или гипотезы. [9] [10] Если группа основывала свои убеждения или действия на пропагандистском послании, которому она подвергалась в течение длительного периода времени, ей трудно противостоять пропаганде. Группа в таком сценарии не будет ассимилировать любую информацию из контрпропагандистского сообщения, которая противоречит пропагандистскому сообщению. Таким образом, важно использовать контрпропаганду на ранних этапах пропагандистской кампании, чтобы предотвратить возможность предвзятости подтверждения, возникающей в результате пропаганды. В книге «Пропаганда: формирование мужских установок » Жак Эллюль предлагает еще одну причину быстрого использования контрпропаганды в ответ на выявленное пропагандистское послание. Он утверждает, что человечество больше озабочено текущими событиями и проблемами, которые привлекают внимание общества. Пропаганда, основанная на текущих событиях, вызовет наибольший энтузиазм и интерес общества. [2] : 46, 49 Противодействие пропаганде требует быстрого реагирования на пропаганду в случае ее раскрытия. И наоборот, использование контрпропаганды против устаревшего пропагандистского сообщения, касающегося столь же устаревшей проблемы, которая не представляет для общества текущих интересов, вероятно, будет менее эффективным.
Методы контрпропаганды
[ редактировать ]Целью контрпропаганды является трансляция сообщений, направленных на опровержение и/или противодействие пропагандистским сообщениям, и поэтому многие из эффективных методов пропаганды одинаково эффективны при трансляции контрпропаганды. Однако контрпропаганда использует несколько уникальных методов, которые эффективны для атаки на авторитет пропаганды и ее способность влиять на целевую аудиторию.
Исследования и анализ
[ редактировать ]Эффективная контрпропаганда начинается с полного сбора и анализа пропаганды, которой необходимо противостоять. Метафора, объясняющая эту функцию, проста; Чтобы противостоять пропагандистскому сообщению, необходимо полностью понимать само послание, его целевую аудиторию и его цели. Для успеха в противодействии пропаганде необходимы «комплексные усилия по мониторингу и сбору пропаганды», которые выявляют и каталогизируют примеры всех типов враждебной пропаганды. Этот первоначальный метод контрпропаганды извлекает выгоду из экспертов в ряде дисциплин, включая разведывательные психологические операции, социальные науки, культурных антропологов и т. д., которые способны анализировать пропаганду. Экспертный анализ может правильно проанализировать пропаганду и дать ответы на следующие вопросы, необходимые для формирования эффективных контрпропагандистских усилий: [7]
- Кто является целевой аудиторией?
- Каких эффектов желают пропагандисты?
- Какого эффекта они достигли?
- Какая еще аудитория слышала или видела это сообщение?
- Что эти сообщения говорят о восприятии, возможностях, уязвимостях и намерениях противника?
- Какие преднамеренные или непреднамеренные неточности, несоответствия или обман в сообщениях мы можем использовать?
- Какие контраргументы мы можем предъявить, кому и как?
Раскрыть истинное происхождение пропаганды
[ редактировать ]Оливер Карлсон объясняет в «Справочнике по пропаганде: для бдительного гражданина», что «Лучшая пропаганда - это та, которая не раскрывает себя как пропаганда». [8] : 105 Существует три типа пропаганды, которые различаются в зависимости от их атрибуции. Белая пропаганда раскрывает свое происхождение и в целом классифицируется как явная. Скрытая пропаганда включает в себя серую пропаганду, источник которой не раскрывается, и черную пропаганду, в которой утверждается ложное происхождение (описываемый ниже эпизод на Олимпийских играх 1984 года является примером «черной пропаганды»). [11] В последних двух видах пропаганды происхождение сообщения каким-то образом скрывается. Часто доверие к пропагандистскому сообщению зависит от маскировки истинного происхождения сообщения, чтобы гарантировать, что аудитория воспримет его как непредвзятое сообщение. Часто пропагандисты создают образ, который является «надежным, заслуживающим доверия и заслуживающим доверия» для целевой аудитории, что увеличивает вероятность того, что сообщению поверят, и влияет на действия и взгляды аудитории. [12] Когда контрпропаганда раскрывает истинное происхождение пропаганды, целевая аудитория быстро теряет веру в послание, поскольку пропагандист был уличен во лжи. [12] [13]
Олимпийские игры 1984 года в Лос-Анджелесе.
[ редактировать ]В течение нескольких месяцев, предшествовавших летним Олимпийским играм 1984 года в Лос-Анджелесе, Советский Союз распространял поддельные листовки Ку-клукс-клана, угрожавшие жизни цветных спортсменов. Советский Союз разослал листовки специально Олимпийским комитетам Африки и Азии. Госдепартамент США опубликовал публичное заявление, обвинив КГБ в изготовлении листовок, и уведомил каждый олимпийский комитет о том, что листовки являются подделками. В результате ни один олимпийский комитет не отказался присутствовать на играх, а источником пропаганды оказался Советский Союз. [3]
Выявить ошибки в рассуждениях
[ редактировать ]Пропагандисты используют когнитивные предубеждения и другие элементы принятия решений, чтобы формировать свои сообщения и влиять на целевую аудиторию. В этом смысле они способны вставить пропагандистское сообщение в логику целевой аудитории, чтобы сделать это сообщение более правдоподобным и заслуживающим доверия. В частности, пропагандисты намеренно используют ошибки в аргументах, чтобы апеллировать к эмоциям своей аудитории. [12] Когда контрпропагандистская кампания выявляет ошибки в суждениях целевой аудитории и исправляет их, пропагандистское послание теряет силу. Этот метод контрпропаганды работает так же, как и раскрытие истинного происхождения пропагандистского сообщения, поскольку он разоблачает вещателя как лжеца, что снижает доверие к нему. Более того, если целевая аудитория узнает о логических ошибках в своих рассуждениях, она вскоре отвергнет любое сообщение, основанное на этих ошибочных рассуждениях. Конкурирующая точка зрения предполагает, что пропаганда основана на эмоциональных реакциях, а не на когнитивных рассуждениях. Карлсон утверждает, что пропаганда разрабатывается в максимально возможной степени, чтобы сосредоточиться на эмоциях людей, а не на их разуме. [8] : 16–17 Этот аргумент предполагает, что пропаганда минимально основана на рассуждениях и логике и что разоблачение логических ошибок группы неэффективно для опровержения пропагандистских сообщений. [14]
Жак Эллюль представляет еще одну основу пропаганды, которая предполагает, что разоблачение ошибочных рассуждений группы не является эффективным методом противодействия пропаганде. Он утверждает, что скорость, с которой происходят события, устаревают и перестают представлять интерес, приводит к тому, что человечеству не хватает терпения использовать внимание и осведомленность для внимательного изучения текущих событий. Человека интересует только поверхностный элемент конкретных событий, и это одна из причин эффективности пропаганды. [2] : 47 Поэтому трудно привлечь внимание аудитории к мелочам, необходимым для выявления недостатков в ее рассуждениях, которые делают пропагандистское сообщение эффективным. Тем не менее, Эллул далее уточняет, что это контрпропагандистское послание имеет решающее значение для того, чтобы научить группу защищаться от пропаганды, поскольку оно раскрывает уязвимость аудитории к пропаганде, основанную на нашей собственной умственной уязвимости. [2] : 257
Распространение разоблаченной пропаганды
[ редактировать ]Эффективная пропаганда ориентирована на конкретную аудиторию, и когда она передается другой группе, сообщение ясно проявляется как оказывающее влияние. Некоторые аудитории более искушены, и методы, которые работают в сравнительно менее развитых странах, окажутся неэффективными в отношении первых. Когда контрпропагандистская кампания делится пропагандой, предназначенной для определенной аудитории, с другой аудиторией, раскрываются истинные намерения пропагандистов. Обмен пропагандистскими сообщениями между аудиториями также позволяет второй аудитории раскрывать пропагандистские сообщения, нацеленные на них. В 1980-е годы, во время Холодной войны, Соединенные Штаты делились с европейскими странами примерами советской дезинформации, направленной на страны третьего мира. Тогда европейцы смогли распознать направленную против них советскую пропаганду. Распространение пропаганды нанесло ущерб репутации Советского Союза в Европе в то время, когда он искал одобрения Запада. [3] Таким образом, противодействие пропаганде путем демонстрации ее откровенной лжи или намерения оказать влияние снижает ее эффективность среди целевых аудиторий.
См. также
[ редактировать ]- Дезинформация
- Дезинформация
- Психологическая война
- Психологическая манипуляция
- Информационные операции
- Саботаж
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гарт Джоветт и Виктория О'Доннелл, Пропаганда и убеждение , 4-е изд. Публикации Сейджа, 7.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Эллюль, Жак (1973). Пропаганда: формирование мужских настроений (переиздание). Нью-Йорк: Винтажные книги. ISBN 978-0-394-71874-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ромерштейн, Герберт (2009). «Контрпропаганда: без этого мы не сможем победить», в книге «Стратегическое влияние: публичная дипломатия, контрпропаганда и политическая война» (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Институт мировой политики Press. стр. 137–180. ISBN 978-0979223648 . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б туалет Гарнизон; Полковник армии США. «Информационные операции и контрпропаганда: создание оружия для связей с общественностью» (PDF) . Исследовательский проект стратегии USAWC, Военный колледж армии США. Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2017 г. Проверено 3 декабря 2015 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Пол А. Смит-младший, О политической войне , Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национального университета обороны, 1989), 7.
- ^ Frontpost, Новости для немецких солдат, Редактор: Американские войска в Западной Европе, No. 1 (март 1945 г.), 3 в Уоллере, изд., Стратегическое влияние: общественная дипломатия, контрпропаганда и политическая война (IWP Press, 2008), 144–145.
- ^ Перейти обратно: а б с Гарфилд, Эндрю (2009). «Восстановление утраченного искусства контрпропаганды: промежуточная оценка войны идей в Ираке», в книге «Стратегическое влияние: публичная дипломатия, контрпропаганда и политическая война» (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Институт мировой политики Press. стр. 181–196. ISBN 978-0979223648 . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Карлсон, Оливер (1953). «Справочник по пропаганде для бдительного гражданина» . Исследования Фонда социальных исследований . 2 (1).
- ^ Скотт Плаус, Психология суждений и принятия решений , McGraw Hill, 1993, 233.
- ^ ScienceDaily. Предвзятость подтверждения. https://www.sciencedaily.com/articles/c/confirmation_bias.htm ( по состоянию на 27 ноября 2018 г. , архивировано на Wayback Machine 14 апреля 2012 г.)
- ^ Альфред Х. Пэддок-младший, «Легитимизация армейских психологических операций», Ежеквартальный журнал Joint Forces, выпуск 56, 2010 г., 90, http://www.dtic.mil/dtic/tr/fulltext/u2/a515093.pdf . Архивировано в 2017 г. – 05-01 в Wayback Machine (по состоянию на 15 апреля 2012 г.).
- ^ Перейти обратно: а б с Пропаганда, «Цель пропаганды» . Архивировано из оригинала 30 апреля 2012 г. Проверено 16 апреля 2012 г. (По состоянию на 8 апреля 2012 г.).
- ^ Энтони Роудс, Пропаганда: Искусство убеждения, Вторая мировая война, (Нью-Йорк: Chelsea House Publications, 1976), 287.
- ^ Филип М. Тейлор, Боеприпасы разума: история пропаганды от древнего мира до наших дней (Манчестер и Нью-Йорк: Издательство Манчестерского университета, 1995), 15.