Гюстав Ле Бон
Гюстав Ле Бон | |
---|---|
Рожденный | Шарль-Мари-Гюстав Ле Бон 7 мая 1841 г. Ножан-ле-Ротру , Франция |
Умер | 13 декабря 1931 г. Марн-ля-Кокет , Франция | (90 лет)
Место отдыха | Кладбище Пер-Лашез |
Альма-матер | Парижский университет ( доктор медицинских наук ) |
Известный | Толпа: исследование общественного мнения Психология толпы |
Научная карьера | |
Поля | Антропология , психология , социология , медицина , инженерия , физика |
Шарль-Мари Гюстав Ле Бон (англ. Французский: [ɡystav lə bɔ̃] ; 7 мая 1841 — 13 декабря 1931) — ведущий французский эрудит , области интересов которого включали антропологию , психологию , социологию , медицину , изобретения и физику . [1] [2] [3] Он наиболее известен своей работой 1895 года «Толпа: исследование народного сознания» , которая считается одной из основополагающих работ по психологии толпы . [4] [5]
Уроженец Ножан-ле-Ротру , Ле Бон получил степень доктора медицины в Парижском университете в 1866 году. Он отказался от формальной медицинской практики в качестве врача и вместо этого начал свою писательскую карьеру в том же году после окончания учебы. Он опубликовал ряд медицинских статей и книг, прежде чем присоединиться к французской армии после начала франко-прусской войны . Поражение в войне в сочетании с тем, что он стал непосредственным свидетелем Парижской Коммуны 1871 года, сильно сформировало мировоззрение Ле Бона. Затем он много путешествовал по Европе, Азии и Северной Африке. Он анализировал народы и цивилизации, с которыми столкнулся, под эгидой зарождающейся области антропологии, развивая эссенциалистский изобрел портативный цефалометр взгляд на человечество, и во время своих путешествий .
В 1890-е годы он обратился к психологии и социологии, в которых опубликовал свои наиболее успешные работы. Лебон развил точку зрения, согласно которой толпы не являются суммой своих отдельных частей, предположив, что внутри толпы формируется новая психологическая сущность, характеристики которой определяются « расовым бессознательным » толпы. В то же время он создал свои психологические и социологические теории, проводил физические эксперименты и опубликовал популярные книги по этой теме, предвосхищая эквивалентность массы и энергии и предсказывая атомный век . Ле Бон сохранял свои эклектичные интересы вплоть до своей смерти в 1931 году.
Игнорируемый или оклеветанный частью французского академического и научного истеблишмента при жизни из-за его политически консервативных и реакционных взглядов, Ле Бон критиковал мажоритаризм и социализм .
Биография [ править ]
Молодёжь [ править ]
Шарль-Мари Гюстав Ле Бон родился в Ножан-ле-Ротру , Центр-Валь-де-Луара, 7 мая 1841 года в семье бретонского происхождения. На момент рождения Ле Бона его матери, Аннет Жозефине Эженик Тетио Демарлине, было двадцать шесть лет, а его отцу, Жан-Мари Шарлю Ле Бону, был сорок один год, и он был провинциальным функционером французского правительства. [6] Ле Бон был прямым потомком Жана-Оде Карно, у деда которого, Жана Карно, был брат Дени, от которого республики пятый президент Третьей французской Мари Франсуа Сади Карно . напрямую происходил [7]
Когда Ле Бону было восемь лет, его отец получил новый пост во французском правительстве, и семья, включая младшего брата Гюстава Жоржа, покинула Ножан-ле-Ротру и никогда не вернулась. Тем не менее, город гордился тем, что здесь родился Гюстав Ле Бон, и позже назвал в его честь улицу. [7] О детстве Ле Бона мало что известно, за исключением его посещения лицея в Туре , где он был ничем не выдающимся учеником. [8]
В 1860 году он начал изучать медицину в Парижском университете . Он завершил стажировку в Hôtel-Dieu de Paris и получил докторскую степень в 1866 году. С этого времени он называл себя «доктором», хотя официально никогда не работал врачом. Во время учебы в университете Лебон писал статьи на различные медицинские темы, первая из которых касалась болезней, от которых страдали те, кто жил в болотистых условиях. Он опубликовал еще несколько статей о лоа-лоа-филяриатозе и асфиксии , прежде чем в 1866 году выпустил свою первую полноценную книгу « De la mort кажущаяся смерть и преждевременные погребения» . Эта работа была посвящена определению смерти в 20 веке . , предшествовавшему юридическим дебатам по этому вопросу [9]
Жизнь в Париже [ править ]
После окончания учебы Лебон остался в Париже, где выучил английский и немецкий языки , читая . произведения Шекспира на каждом языке [10] Он сохранил свою страсть к писательству и написал несколько статей по физиологическим исследованиям, а также учебник 1868 года о половом размножении , прежде чем присоединиться к французской армии в качестве офицера-медика после начала франко-прусской войны в июле 1870 года. [11] Во время войны Лебон организовал подразделение военных санитарных машин . В этом качестве он наблюдал за поведением военных в наихудших условиях — полном поражении, и писал о своих размышлениях о военной дисциплине, лидерстве и поведении человека в состоянии стресса и страданий. Эти размышления получили похвалу от генералов и позже изучались в Сен-Сире и других военных академиях Франции. По окончании войны Лебон был удостоен звания кавалера легиона Почётного . [12]
Лебон также стал свидетелем Парижской Коммуны 1871 года, которая глубоко повлияла на его мировоззрение. Тогдашний тридцатилетний Лебон наблюдал, как парижские революционные толпы сжигали дворец Тюильри , библиотеку Лувра , ратушу де Виль , мануфактуру гобеленов , Дворец правосудия и другие незаменимые произведения архитектурного искусства. [13]
С 1871 года Лебон был явным противником социалистов -пацифистов и протекционистов , которые, по его мнению, останавливали военное развитие Франции и подавляли ее промышленный рост; заявив в 1913 году: «Только люди с большим количеством пушек имеют право быть пацифистами». [14] Он также предупреждал своих соотечественников о пагубных последствиях политического соперничества перед лицом немецкой военной мощи и быстрой индустриализации, и поэтому не был вовлечен в дело Дрейфуса , которое разделило Францию. [13]
Масштабные путешествия [ править ]
Ле Бон заинтересовался развивающейся областью антропологии в 1870-х годах и путешествовал по Европе , Азии и Северной Африке . Под влиянием Чарльза Дарвина , Герберта Спенсера и Эрнста Геккеля Лебон поддерживал биологический детерминизм и иерархический взгляд на расы и полы; после обширных полевых исследований он установил корреляцию между емкостью черепа и интеллектом в «Анатомических и математических исследованиях по вариациям объема шеи и отношений между интеллектом» (1879), что принесло ему премию Годара Французской академии наук. . [15] В ходе своих исследований он изобрел портативный цефалометр , помогающий измерять физические характеристики отдаленных народов, а в 1881 году опубликовал статью « Карманный цефалометр, или компас координат », подробно описывающую свое изобретение и его применение. [16]
В 1884 году французское правительство поручило ему путешествовать по Азии и рассказывать о тамошних цивилизациях. [11] Результатом его путешествий стал ряд книг, а также развитие взглядов Лебона, который также стал рассматривать культуру как находящуюся под влиянием главным образом наследственных факторов, таких как уникальные расовые особенности людей. [17] [18] Первая книга, озаглавленная «Цивилизация арабов» , была выпущена в 1884 году. В ней Лебон арабов высоко оценил вклад в цивилизацию, но критиковал исламизм как фактор застоя. [19] [20] Он также описал их культуру как превосходящую культуру правивших ими турок , а переводы этой работы вдохновляли первых арабских националистов . [21] [22] После этого он совершил поездку в Непал , став первым французом, посетившим страну, и выпустил «Путешествие по Непалу» в 1886 году. [23]
Затем он опубликовал Les Civilizations de l'Inde (1887), в котором аплодировал индийской архитектуре, искусству и религии, но утверждал, что индийцы сравнительно уступают европейцам в отношении научных достижений, и что это способствовало британскому доминированию. [24] В 1889 году он выпустил «Les Premières Civilizations de l'Orient» , в котором дан обзор месопотамской, индийской, китайской и египетской цивилизаций. В том же году он выступил с речью на Международном колониальном конгрессе, критикуя колониальную политику, которая включала попытки культурной ассимиляции , заявив: «Оставьте туземцам их обычаи, их институты и их законы». [25] В 1893 году Лебон выпустил последнюю книгу на тему своих путешествий под названием Les Monuments de l'Inde , снова восхваляя архитектурные достижения индийского народа. [26]
Развитие теорий [ править ]
Во время своих путешествий Ле Бон в основном путешествовал верхом на лошади и заметил, что методы, используемые коневодами и дрессировщиками, различались в зависимости от региона. Он вернулся в Париж и в 1892 году, верхом на резвой лошади, был сбит с толку и чудом избежал смерти. Он не был уверен, что заставило его сбросить с лошади, и решил начать изучение того, что он сделал неправильно как наездник. [27] Результатом его исследования стала L'Equitation actuelle et ses principes. «Recherches expérimentales» (1892 г.), состоявший из многочисленных фотографий лошадей в действии в сочетании с анализом Ле Бона. Эта работа стала уважаемым руководством для кавалеристов, и Лебон экстраполировал свои исследования поведения лошадей для разработки теорий дошкольного образования . [28]
Поведенческое исследование лошадей, проведенное Лебоном, также вызвало давний интерес к психологии , и в 1894 году он выпустил «Луа психологическую теорию эволюции людей ». Эта работа была посвящена его другу Шарлю Рише, хотя во многом она опиралась на теории Теодуля-Армана Рибо , которому Ле Бон посвятил «Психологию фулей» (1895). [29] Psychologie des Foules была частично суммированием работы Ле Бона 1881 года «Человек и общество», на которую Эмиль Дюркгейм ссылался в своей докторской диссертации « О разделении социального труда» . [30]
Обе книги стали бестселлерами: «Психология фуля» была переведена на девятнадцать языков в течение года после ее появления. [31] Ле Бон последовал за ними, выпустив еще две книги по психологии, Psychologie du Socialisme и Psychologie de l'Education , в 1896 и 1902 годах соответственно. Эти работы вызвали раздражение преимущественно социалистического академического истеблишмента Франции. [32]
Ле Бон построил домашнюю лабораторию в начале 1890-х годов, а в 1896 году сообщил о наблюдении «черного света», нового вида излучения, который, по его мнению, отличался от рентгеновских лучей и катодных лучей , но, возможно, был связан с ними . [33] Это не тот тип излучения, который сейчас известен как черный свет , его существование никогда не подтверждалось и, как и N-лучи , сейчас считается, что оно не существует, но заявление об открытии привлекло большое внимание французских ученых в время, многие из которых поддержали его и общие идеи Лебона о материи и излучении, и он даже был номинирован на Нобелевскую премию по физике в 1903 году. [34]
В 1902 году Лебон начал серию еженедельных обедов, на которые приглашал выдающихся интеллектуалов, дворян и модниц. Сила его личных связей очевидна из списка гостей: в число участников входили двоюродные братья Анри и Раймон Пуанкаре , Поль Валери , Александр Извольский , Анри Бергсон , Марселлен Бертло и Аристид Бриан . [35]
В «Эволюции материи» (1905) Ле Бон предвидел эквивалентность массы и энергии , а в письме 1922 года Альберту Эйнштейну жаловался на отсутствие у него признания. Эйнштейн ответил и признал, что эквивалентность массы и энергии была предложена до него, но только теория относительности убедительно доказала это. [36] Гастон Мок отдал должное Ле Бону за предвосхищение теории относительности Эйнштейна. [37] В «Эволюции сил» (1907) Лебон предсказал атомный век . [38] [39] Он писал о «проявлении новой силы, а именно внутриатомной энергии , превосходящей все другие по своей колоссальной величине», и заявлял, что учёный, открывший способ быстрой диссоциации одного грамма любого металла, «не станет свидетелем результатов его экспериментов... произведенный взрыв был бы настолько огромным, что его лаборатория и все соседние дома с их обитателями были бы мгновенно превращены в пыль». [40] [41]
Лебон прекратил свои исследования в области физики в 1908 году и снова обратился к психологии. Он выпустил книги «Политическая психология и социальная защита» , «Мнения и убеждения» , «Французская революция и психология революций» , «Афоризмы современности » и «Жизнь истин» в разные годы с 1910 по 1914 год, излагая в которых свои взгляды на аффективное и рациональное мышление, психология расы и история цивилизации.
жизнь Дальнейшая смерть и
Лебон продолжал писать на протяжении всей Первой мировой войны , опубликовав «Психологические учения европейской войны» (1915), «Первые последствия войны: психическая трансформация народов» (1916) и «Вчера и завтра». Краткие мысли (1918) во время войны.
Затем он выпустил Psychologie des Temps Nouveaux (1920), а затем ушел с должности профессора психологии и смежных наук в Парижском университете и удалился к себе домой.
Он выпустил книги «Дисбаланс мира» , «Неопределенности настоящего времени» и «Текущая эволюция мира, иллюзии и реальности» в 1923, 1924 и 1927 годах соответственно, изложив в них свои взгляды на мир в нестабильный межвоенный период .
Он стал кавалером Ордена Почетного легиона в 1929 году. Свою последнюю работу под названием « Научные основы философии истории» он опубликовал в 1931 году, а 13 декабря умер в Марн-ла-Кокет , Иль-де. -Франция в возрасте девяноста лет. [42]
Положив конец долгой, разнообразной и плодотворной деятельности Гюстава Лебона, смерть лишила нашу культуру поистине замечательного человека. Это был человек исключительного интеллекта; оно возникло целиком внутри него самого; он был сам себе хозяин, сам себе инициатор... Наука и философия понесли жестокую утрату. [43]
Ле подумал Бониан
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2016 г. ) |
Эта статья является частью серии, посвященной |
Консерватизм во Франции |
---|
Убежденный в том, что действия человека управляются вечными законами, Лебон предпринял попытку синтезировать Огюста Конта и Герберта Спенсера с Жюлем Мишле и Алексисом де Токвилем . [ нужна ссылка ]
Вдохновение [ править ]
По словам Стива Райхера , Лебон не был первым психологом толпы : «Первые дебаты в психологии толпы фактически велись между двумя криминалистами , Сципионом Зигеле и Габриэлем Тардом , относительно того, как определить и возложить уголовную ответственность в толпе и, следовательно, кого арестовывать. " [44] Хотя это предыдущее объяснение может быть справедливым, стоит отметить, что Лебон уточнил, что влияние толпы было не только негативным явлением, но могло также иметь положительное влияние. Он считал это недостатком тех авторов, которые рассматривали только криминальный аспект психологии толпы. [45]
Толпа [ править ]
Лебон предположил, что новая сущность, «психологическая толпа», возникающая в результате объединения собравшегося населения, не только формирует новое тело, но и создает коллективное «бессознательное». Когда группа людей собирается вместе и объединяется, образуя толпу, возникает «магнетическое влияние, исходящее от толпы», которое преобразует поведение каждого человека до тех пор, пока оно не становится управляемым « групповым разумом ». Эта модель рассматривает толпу как единицу своего состава, которая лишает каждого отдельного члена его мнений, ценностей и убеждений; как утверждает Ле Бон: «Человек в толпе — это песчинка среди других песчинок, которую ветер поднимает по своему желанию».
Ле Бон подробно описал три ключевых процесса, которые создают психологическую толпу: i) анонимность, ii) заражение и iii) внушаемость. Анонимность дает рациональным личностям ощущение непобедимости и потери личной ответственности. Индивид становится примитивным, неразумным и эмоциональным. Отсутствие самоограничения позволяет людям «поддаться инстинктам» и принять инстинктивные побуждения своего « бессознательного ». По мнению Ле Бона, толпа переворачивает дарвиновский закон эволюции и становится атавистической , доказывая Эрнста Геккеля эмбриологическую теорию : « онтогенез повторяет филогению ». Заражение означает распространение в толпе определенного поведения, и люди жертвуют своими личными интересами ради коллективных интересов. Внушаемость — это механизм, посредством которого достигается заражение; По мере того, как толпа объединяется в единый разум, предложения, исходящие от сильных голосов в толпе, создают пространство для бессознательного, которое выходит на передний план и направляет ее поведение. На этом этапе психологическая толпа становится однородной и податливой к предложениям самых сильных ее членов. «Лидеры, о которых мы говорим, — говорит Лебон, — это обычно люди дела, а не слова. Они не одарены острым предвидением… Их особенно набирают из рядов тех болезненно нервных, возбудимых полусумасшедших людей, которые граничат с безумием».
Влияние [ править ]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2016 г. ) |
Джордж Лахманн Моссе утверждал, что фашистские теории лидерства, возникшие в 1920-е годы, во многом обязаны теориям психологии толпы Лебона. Известно, что Адольф Гитлер читал «Толпу» и в «Майн кампф» использовал методы пропаганды, предложенные Ле Боном. [46] [47] Бенито Муссолини также внимательно изучил Ле Бона. [48] Некоторые комментаторы связывают Лебона и Владимира Ленина / большевиков . [49]
Незадолго до мировой войны Первой Уилфред Троттер познакомил Уилфреда Биона с работами Ле Бона и Зигмунда Фрейда работой «Групповая психология и анализ эго» . Книга Троттера «Стадные инстинкты в мире и войне » (1919) формирует основу для исследований Уилфреда Биона и Эрнеста Джонса , которые установили то, что можно было бы назвать групповой динамикой . В первой половине двадцатого века сочинения Лебона использовались такими исследователями средств массовой информации, как Хэдли Кэнтрил и Герберт Блумер, для описания реакции подчиненных групп на средства массовой информации.
Эдвард Бернейс , племянник Зигмунда Фрейда , находился под влиянием Лебона и Троттера. В своей влиятельной книге «Пропаганда » он заявил, что главной особенностью демократии является манипулирование электоратом с помощью средств массовой информации и рекламы . Некоторые утверждали, что Теодор Рузвельт , Чарльз Дж. Доус и многие другие американские прогрессивные деятели начала 20 века также испытали глубокое влияние сочинений Ле Бона. [50]
Работает [ править ]
- Библиография составлена из переиздания журнала Psychologie du Socialisme 1984 года . [51]
Медицинский
- О очевидной смерти и несвоевременных захоронениях (1866 г.); («Очевидная смерть и преждевременные захоронения»)
- Практический трактат о болезнях мочеполовых органов (1869); («Практический трактат по болезням мочеполовой системы»)
- Физиологическая жизнь человека в применении к гигиене и медицине (1874 г.); («Жизнь (Трактат о физиологии человека)»)
Антропология, психология и социология
- История происхождения и развития человека и общества (1877); («История происхождения и развития человека и общества»)
- «Путешествие в Татры» (1881 г.); («Путешествие в Татры»)
- Человек и общества (1881); («Человек и общество»)
- «Цивилизация арабов» (1884 г.); Мир исламской цивилизации (1884 г.)
- «Путешествие по Непалу» (1886 г.); («Путешествие в Непал»)
- «Цивилизации Индии» (1887 г.); («Цивилизации Индии»)
- Первые цивилизации Востока (1889 г.); («Первые цивилизации Востока»)
- «Памятники Индии» (1893 г.); («Памятники Индии»)
- Психологические законы эволюции народов (1894 г.); ( « Психология народов » , 1898 г.) Имеется аудиокнига .
- Психология фулей (1895); (« Толпа: Исследование народного сознания », 1986) Доступен полный текст ; Аудиокнига в наличии .
- Психология социализма (1896); Психология социализма (1899)
- Психология образования (1902); («Психология образования»)
- Политическая психология и социальная защита (1910); («Психология политики и социальная защита»)
- Les Opinions et les croyances (1911); («Мнения и убеждения»)
- Французская революция и психология революций (1912); «Психология революции» (1913) Доступна аудиокнига ; Французская революция и психология революции (1980).
- Афоризмы современности (1913); («Афоризмы современности»)
- Жизнь истин (1914); («Правда жизни»)
- Психологические учения европейской войны (1915 г.); Психология Великой войны (1916)
- Первые последствия войны: психическое преобразование народов (1916); («Первые последствия войны: психическая трансформация народов»)
- Вчера и завтра. Краткие мысли (1918); («Вчера и завтра. Краткие мысли»)
- Психология новых времен (1920); Мир в восстании (1921)
- Дисбаланс мира (1923); Мир несбалансированный (1924)
- Неопределенность настоящего времени (1924); («Неопределенность настоящего часа»)
- Текущая эволюция мира, иллюзии и реальность (1927); («Современная эволюция мира, иллюзии и реальность»)
- Научные основы философии истории (1931); («Научные основы философии истории»)
Естественные науки
- Графический метод и записывающие устройства (1878 г.); («Графический метод и записывающие устройства»)
- Анатомо-математические исследования изменений объема мозга и их связи с интеллектом (1879 г.); («Анатомо-математические исследования изменения объема мозга и его связи с интеллектом»)
- Табачный дым (1880); («Табачный дым»)
- Фотографические рычаги (1888 г.); («Фотосъемка»)
- Современный конный спорт и его принципы. Экспериментальные исследования (1892 г.); («Верховая езда: Психология лошади»)
- Эволюция материи (1905); Эволюция материи (1907)
- Рождение и исчезновение материи (1907); («Рождение и исчезновение материи»)
- «Эволюция сил» (1907); Эволюция сил (1908)
Примечания [ править ]
- ^ Салер, Майкл (2015). Мир Фин-де-Секля . Рутледж. п. 450. ИСБН 9780415674133 .
- ^ Пиетт, Бернар (2014). Вселенная Максвелла . Лулу Пресс Инк. с. 67. ИСБН 9781291960082 .
- ^ Бек, Матиас (2013). Риск: исследование его происхождения, истории и политики . Мировое научное издательство. п. 111. ИСБН 978-9814383202 .
- ^ Рансьер, Жак (2016). Метод равенства: интервью с Лораном Жанпьером и Дорком Забуняном . Политика. п. 95. ИСБН 978-0745680620 .
- ^ Друри, Джон; Скотт, Клиффорд (2015). Толпы в 21 веке: перспективы современной социальной науки . Рутледж. п. 169. ИСБН 978-1138922914 .
- ^ Адас, Майкл (1990). Машины как мера людей: наука, технология и идеологии западного доминирования . Издательство Корнельского университета. п. 195 . ISBN 9780801497605 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уайденер 1979 , с. 25
- ^ ван Гиннекен 1992 , с. 132
- ^ Уайденер 1979 , с. 26
- ^ Уайденер 1979 , с. 21
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Штатный автор(ы) (10 мая 1941 г.). «Гюстав Ле Бон» . Природа . 147 (3732): 573. Бибкод : 1941Natur.147Q.573. . дои : 10.1038/147573a0 .
- ^ Уайденер 1979 , с. 27
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уайденер 1979 , с. 28
- ^ Ле Бон, Гюстав (1913). Афоризмы современности . Эрнест Фламмарион.
- ^ Стаум 2011 , с. 65
- ^ Бад, Роберт; Уорнер, Дебора Джин (1998). Инструменты науки: Историческая энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. п. 157. ИСБН 9780815315612 .
- ^ Сойлер, Мехтап (2015). Глубинное государство Турции: государственная консолидация, военно-гражданские отношения и демократия . Рутледж. п. 70. ИСБН 9781317668800 .
- ^ Миттер, Парта (1992). Много оклеветанных монстров: история европейской реакции на индийское искусство . Издательство Чикагского университета. п. 268. ИСБН 9780226532394 .
- ^ Куинн, Фредерик (2007). Сумма всех ересей: образ ислама в западной мысли . Издательство Оксфордского университета. п. 100. ИСБН 9780199886760 .
- ^ Хурани, Альберт (1962). Арабская мысль в либеральную эпоху 1798-1939 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 173 . ISBN 9780521274234 .
- ^ Кедури, Сильвия (1962). Арабский национализм: антология . Издательство Кембриджского университета. п. 182 . ISBN 9780520026452 .
- ^ Крамер, Мартин Сет (2011). Арабское пробуждение и исламское возрождение: политика идей на Ближнем Востоке . Издатели транзакций. п. 63. ИСБН 9781412817394 .
- ^ Кэри, Джон (2012). Интеллектуалы и массы: гордость и предубеждение среди литературной интеллигенции 1880-1939 гг . Фабер и Фабер. п. 31. ISBN 9780571265107 .
- ^ Сеймор, Сара (2013). Близкие контакты инвазивного типа: имперская история в избранных британских романах научной фантастики о встречах с инопланетянами после Второй мировой войны . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 108. ИСБН 9783643903914 .
- ^ Беттс 1960 , с. 68
- ^ Силлс, Дэвид Л. (1968). Международная энциклопедия социальных наук . Макмиллан. п. 82 . ISBN 9780028661520 .
- ^ Уайденер 1979 , с. 14
- ^ Уайденер 1979 , с. 15
- ^ ван Гиннекен 1992 , с. 172
- ^ Вагнер, Герхард (ноябрь 1993 г.). «Кто боится» Доктора. Ле Бон"?". Социологическая теория . 11 (3). Американская социологическая ассоциация: 321–323. дои : 10.2307/201974 . JSTOR 201974 .
- ^ Юэн, Стюарт; Юэн, Элизабет (2011). Типовое приведение: об искусстве и науках о человеческом неравенстве . Семь Историй Пресс. п. 346. ИСБН 9781583229491 .
- ^ Най, Роберт А. (1969). Интеллектуальный портрет Гюстава Ле Бона: исследование развития и влияния социолога в его исторической обстановке . Микрофильмы Xerox University. п. 5.
- ^ Най, Мэри (1974). Черный свет Гюстава Ле Бона: исследование физики и философии во Франции на рубеже веков . стр. 163–195.
- ^ Краг, Хельге (1999). Квантовые поколения: история физики двадцатого века . Издательство Принстонского университета. стр. 11–12 . ISBN 9780691012063 .
- ^ Беттс 1960 , с. 65
- ^ Джаммер, Макс (2009). Понятия массы в современной физике и философии . Издательство Принстонского университета. п. 72. ИСБН 9781400823789 .
- ^ Свидерски, Ричард М. (2012). Рентгеновское зрение: взгляд . Универсал-Издательство. п. 67. ИСБН 9781612331089 .
- ^ Уайденер 1979 , с. 13
- ^ Кросланд, Морис (2002). Наука под контролем: Французская академия наук, 1795–1914 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 347.
- ^ Уайденер 1979 , с. 19
- ^ Кайман, Мартин А. (1986). Модернизм Эзры Паунда: наука о поэзии . Спрингер. п. 83. ИСБН 9781349182473 .
- ^ Макклелланд, Дж. С. (2005). История западной политической мысли . Рутледж. п. 660. ИСБН 9781134812103 .
- ^ Штатный автор(ы) (14 декабря 1931 г.). «Некролог Гюстава Ле Бона». Журнал дебатов.
- ^ Райхер, Стив (2003). Справочник Блэквелла по социальной психологии: групповые процессы . Уайли-Блэквелл. п. 185.
- ^ Толпа: исследование общественного мнения. Гюстав Ле Бон. 1841 [1931] Dover Publications, с. 9.
- ^ Эли, Джефф (2008). Гражданство и национальная идентичность в Германии двадцатого века . Издательство Стэнфордского университета. п. 284.
- ^ Гонен, Джей Ю. (2013). Корни нацистской психологии: утопическое варварство Гитлера . Университетское издательство Кентукки. п. 92.
- ^ ван Гиннекен 1992 , с. 186
- ^ Ольберг 2014 , с. 162
- ^ Юэн, Стюарт (1996). PR!: Социальная история спина . Основные книги. п. 63.
- ^ Ле Бон, Гюстав (1984). Психология социализма . стр. 415–416.
Ссылки [ править ]
- Бэрроуз, Сюзанна (1981), Искажающие зеркала - видения толпы во Франции конца XIX века , издательство Йельского университета
- Най, Роберт (1975), Истоки психологии толпы - Гюстав Ле Бон и кризис массовой демократии в Третьей республике , Сейдж
- ван Гиннекен, Яап (1992), Толпа, психология и политика, 1871–1899 , издательство Кембриджского университета
- Беттс, Раймонд Ф. (1960), Ассимиляция и ассоциация во французской колониальной теории, 1890–1914 , Университет Небраски Press
- Стаум, Мартин С. (2011), Природа и воспитание во французских социальных науках, 1859–1914 и далее , McGill-Queen's Press
- де Бенуа, Ален (1977), вид справа. Критическая антология современных идей , Коперник
- Терье, Жан (2011), «Видения социального: общество как политический проект во Франции, 1750–1950» , BRILL
- Ольберг, Марике (2014), Эра толпы: Гюстав Ле Бон, Психология толпы и концептуализации отношений между массой и элитой в Китае , Springer
- Уайденер, Алиса (1979), Гюстав Ле Бон, Человек и его произведения , Liberty Press
Внешние ссылки [ править ]
- Работы Гюстава Ле Бона в форме электронных книг в Standard Ebooks
- Работы Гюстава Ле Бона в Project Gutenberg
- Работы Гюстава Ле Бона в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Работы Гюстава Ле Бона или о нем в Internet Archive
- Работы Гюстава Ле Бона: Архивировано 14 марта 2007 г. на странице Wayback Machine , посвященной Гюставу Ле Бону, его работы доступны на французском и английском языках.
- Классика социальных наук: хорошее
- 1841 рождений
- 1931 смертей
- Люди из Ножан-ле-Ротру
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Психологи толпы
- Французские антропологи
- Французские археологи
- Французы бретонского происхождения
- Французские физики
- Французские психологи
- Французские социологи
- Большой крест Почетного легиона
- История психологии
- Теоретики пропаганды
- Социальные психологи
- Выпускники Парижского университета