Неоосманизм


Неоосманизм ( турецкий : Yeni Osmanlıcılık, Neo-Osmanlıcılık ) — ирредентистская и империалистическая турецкая политическая идеология , которая в самом широком смысле выступает за уважение османского прошлого Турции и способствует более широкому политическому участию Турецкой Республики в регионах, ранее находившихся под властью Турции. правление Османской империи , государства-предшественника, которое, среди прочего, охватывало территорию современной Турции. [1] [2] [3] [4] [5]
Неоосманизм возник в конце Холодной войны с распадом Советского Союза . [6] формирование двух отдельных волн идеологии: первая, разработанная в начале 1990-х годов турецким журналистом и советником президента Тургута Озала по внешней Ченгизом ; Чандаром политике второй связан с Ахметом Давутоглу и его внешнеполитическими целями по превращению Турции в влиятельную державу на Балканах , Кавказе и Ближнем Востоке. [7] [8]
Этот термин ассоциировался с внешней политикой Реджепа Тайипа Эрдогана в ирредентистской , интервенционистской и экспансионистской Восточном Средиземноморье и на соседнем Кипре , в Греции , Ираке , Сирии , а также в Африке , включая Ливию и Нагорный Карабах . [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] Однако этот термин был отвергнут членами правительства Эрдогана , такими как бывший министр иностранных дел Ахмет Давутоглу. [20] и бывший парламента спикер Мустафа Шентоп . [21]
Обзор
[ редактировать ]Одно из первых использований этого термина было в Chatham House в 1985 году: статье Дэвида Барчарда в [22] в котором Барчард предположил, что «неоосманский вариант» может стать возможным путем будущего развития Турции. Судя по всему, его также использовали греки после вторжения Турции на Кипр в 1974 году. [23]
В 21 веке этот термин стал обозначать внутреннюю тенденцию в турецкой политике , где возрождение османских традиций и культуры сопровождалось подъемом Партии справедливости и развития (турецкий: Adalet ve Kalkınma Partisi, сокращенно ПСР, основанной в 21 веке). 2001), пришедший к власти в 2002 году. Использование этой идеологии Партией справедливости и развития в основном способствовало большему влиянию османской культуры во внутренней социальной политике, что вызвало проблемы со светской и республиканской репутацией современной Турции. [24] [25] ПСР « использовала такие лозунги, как Османлы торуну » («потомок османов»), для обозначения своих сторонников, а также своего лидера Реджепа Тайипа Эрдогана (который был избран президентом в 2014 году ) во время своих избирательных кампаний. [26] Эти внутренние идеалы также привели к возрождению неоосманизма во внешней политике ПСР. Помимо того, что социальный османизм, пропагандируемый ПСР, служит четким различием между ними и ярыми сторонниками секуляризма , он служит основой для их усилий по преобразованию существующей парламентской системы Турции в президентскую систему , отдавая предпочтение сильному централизованному руководству, подобному тому, которое существовало в Турции. Османская эпоха. Таким образом, критики обвинили Эрдогана в том, что он действует как «османский султан ». [27] [28] [29]
История
[ редактировать ]Неоосманизм использовался для описания внешней политики Турции в рамках Партии справедливости и развития , которая пришла к власти в 2002 году под руководством Эрдогана, который впоследствии стал премьер-министром . Неоосманизм представляет собой резкий отход от традиционной турецкой внешней политики кемалистской идеологии, которая делала упор на взгляд на Запад, в сторону Европы. Отход от этой концепции во внешней политике Турции при правительстве Тургута Озала был описан как первый шаг к неоосманизму. [30] . Неоосманизм Озала характеризуется новым открытием множественной идентичности Турции, в отличие от унитарной концепции кемалистской республики, а также тенденцией отдавать приоритет экономическим аспектам, а не политико-государственной логике и логике безопасности [31]

Неоосманизм имел основу в религиозных кругах. Фетхуллах Гюлен , влиятельный исламский лидер, уделяет внимание как личной трансформации, так и социальной и политической активности, и полностью поддерживает турецкий национализм , определяющей характеристикой которого является ислам , а не национальность, и экономический неолиберализм, подчеркивая при этом преемственность с османским прошлым Турции. [32] Его акцент на роли государства и неолиберализме является наследием меняющейся природы позднего Османского государства с точки зрения Востока, включая конфликты между мусульманами и христианами в Югославии , а затем расширение Советского Союза и угрозу оно позировало. [32]
Османская империя была влиятельной мировой державой, которая на пике своего развития контролировала Балканы и большую часть современного Ближнего Востока . Неоосманская внешняя политика поощряет более активное участие в этих регионах в рамках растущего регионального влияния Турции. [33] Эта внешняя политика способствовала улучшению отношений Турции со своими соседями, особенно с Ираком , Ираном и Сирией . Однако отношения Турции с Израилем, когда-то союзником Турции, ухудшились, особенно после войны в Газе 2008–2009 годов. [34] и рейд флотилии Газы в 2010 году . [35]
Ахмет Давутоглу , министр иностранных дел Турции с 2009 по 2014 год и «главный архитектор» новой внешней политики, однако отверг термин «неоосманизм» для описания новой внешней политики своей страны. [36]
Новая внешняя политика Турции вызвала дискуссию, главным образом в западных СМИ, о том, происходит ли в Турции «сдвиг оси»; другими словами, отходит ли он от Запада и движется в сторону Ближнего Востока и Азии. [37] Подобные опасения чаще появляются в западных СМИ, когда растет напряженность между Турцией и Израилем . [37] Тогдашний президент Абдулла Гюль отверг утверждения о том, что Турция изменила ось своей внешней политики. [38]
Давутоглу работал над определением новой внешней политики Турции по принципу «ноль проблем с соседями», в отличие от неоосманизма. [37] « Мягкая сила » считается особенно полезной. [37]
Сосредоточившись на риторике встречи между цивилизациями, Давутоглу придерживается подхода бывшего президента Тургута Озала , который был первым президентом Турции, начавшим дискуссии о присоединении Турции к Западу. Последний положил конец кризису, возникшему после переворота 1974 года на Кипре , чтобы приблизиться к западному блоку и, таким образом, посмотреть в сторону Азии и расширить зону своего влияния в сторону стран Кавказа . [39] Стремясь к политике национального согласия, Озал отвергает любое отрицание специфичности среди турецких граждан. В частности, он стремился возобновить диалог с курдами , желая положить конец перманентному состоянию войны между РПК и турецким государством, конфликту, который запятнал имидж Турции в мире. [40]
Будучи президентом, Эрдоган курировал возрождение османских традиций. [41] [42] [43] Будучи премьер-министром Турции, ПСР Эрдогана во время избирательных кампаний ссылалась на османскую эпоху, например, называя своих сторонников «внуками османов» (Osmanlı torunu). [44] Это оказалось спорным, поскольку было воспринято как открытая атака на республиканский характер современной Турции, основанной Мустафой Кемалем Ататюрком . В 2015 году Эрдоган сделал заявление, в котором он поддержал старый османский термин külliye для обозначения университетских кампусов, а не стандартное турецкое слово kampüs . [45] Таким образом, многие критики обвинили Эрдогана в желании стать османским султаном и отказаться от светских и демократических принципов республики. [46] [47] [48] [49] Американский философ Ноам Хомский заявил, что «Эрдоган в Турции, по сути, пытается создать что-то вроде Османского халифата , с ним в качестве халифа , верховного лидера, распространяя свой вес повсюду и уничтожая остатки демократии в Турции в то же время». [50]
Когда в январе 2015 года Эрдоган настаивал на этом вопросе, он отверг эти утверждения и сказал TRT , что он будет стремиться выполнять роль, более похожую на роль королевы Елизаветы II Соединенного Королевства . [51] объясняя: «По моему мнению, даже Великобритания является полупрезидентской страной . И доминирующим элементом является королева». [52]
В июле 2020 года, после того как Государственный совет отменил Кабинета министров решение от 1934 года о создании собора Святой Софии в качестве музея и аннулировал статус памятника, Эрдоган приказал реклассифицировать его в мечеть. [53] [54] Указ 1934 года был признан незаконным как по османскому, так и по турецкому законодательству, поскольку вакф Святой Софии , пожертвованный султаном Мехмедом II , определил это место как мечеть; Сторонники этого решения утверждали, что собор Святой Софии был личной собственностью султана. [55] Это изменение названия является спорным и вызывает осуждение со стороны турецкой оппозиции, ЮНЕСКО , Всемирного совета церквей , Святого Престола и многих других международных лидеров. [56] [57] [58] В августе 2020 года он также подписал приказ о передаче управления Хорой Управлению по делам религии с целью открытия ее для богослужений как мечети. [59] Первоначально османами преобразованное в мечеть, здание с 1934 года было объявлено правительством музеем. [60] [41]
26 августа 2020 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с речью, заявив, что «в нашей цивилизации завоевания – это не оккупация или грабежи. Они устанавливают господство справедливости, которую Аллах заповедал в регионе. Прежде всего, наша нация удалила Угнетение территорий, которые она завоевала. Она установила справедливость. Вот почему наша цивилизация является цивилизацией завоеваний, и Турция воспользуется своими правами в Средиземном море , в Эгейском море и в Черном море . [61] [41]
См. также
[ редактировать ]- 16 великих тюркских империй
- Ирредентизм
- Национальный пакт
- Таксим (политика)
- Голубая Родина
- Видение 2023 года
- Эгейский спор
- Пантюркизм
- Турецкое вторжение на Кипр
- Турецкая оккупация северной Сирии
- Отрицание геноцида армян
- Антиармянские настроения в Турции
- Неосоветизм
- Баасизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вастнидж, Эдвард (2 января 2019 г.). «Имперское величие и избирательная память: переоценка неоосманизма во внешней и внутренней политике Турции» (PDF) . Критика Ближнего Востока . 28 (1): 7–28. дои : 10.1080/19436149.2018.1549232 . ISSN 1943-6149 . S2CID 149534930 .
- ^ Талмиз Ахмад (27 сентября 2020 г.). «Неоосманизм Эрдогана — рискованный подход для Турции» . Арабские новости . Проверено 13 мая 2021 г.
- ^ Эллисон Микем (25 декабря 2020 г.). «Год опасной жизни Турции» . Внешняя политика . Проверено 13 мая 2021 г.
- ^ Джозеф Кроитору (9 мая 2021 г.). «Империалистические устремления Турции – Анкара на пути к расширению (Оригинал: Империалистические устремления Турции – Анкара на пути к расширению)» . Ежедневная газета: Таз . Ежедневная газета (Таз) . Проверено 13 мая 2021 г.
- ^ Бранислав Станичек (сентябрь 2020 г.). «Турция: реконструкция восточного Средиземноморья» (PDF) (брифинг). Европейская парламентская исследовательская служба . Проверено 18 мая 2021 г.
- ^ Расо Делла Вольта, Леа (2021). Парадоксы турецкого национализма: построение идентичности от 1869 года до неоосманизма Реджепа Эрдогана . Харматтан. п. 393. OCLC 1268921056 .
- ^ «Неоосманский министр» . ПОЛИТИКА . 8 июля 2009 года . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ «Доктрина Давутоглу и внешняя политика Турции» . Документация . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ Ташпынар, Омер (1 августа 2012 г.). «Стратегическое видение Турции и Сирия». Вашингтон Ежеквартально . 35 (3): 127–140. дои : 10.1080/0163660X.2012.706519 . ISSN 0163-660X . S2CID 154875841 .
- ^ Антонопулос, Пол (20 октября 2017 г.). «Интересы Турции в сирийской войне: от неоосманизма к борьбе с повстанцами». Глобальные дела . 3 (4–5): 405–419. дои : 10.1080/23340460.2018.1455061 . ISSN 2334-0460 . S2CID 158613563 .
- ^ Дэнфорт, Ник (23 октября 2016 г.). «Новые карты Турции возвращают Османскую империю» . Внешняя политика . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ Сахар, Сойла (2 сентября 2020 г.). «Неоосманизм Турции стучится в дверь» . Современная дипломатия . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ «Новый опасный экспорт Турции: панисламистские, неоосманские взгляды и региональная нестабильность» . Институт Ближнего Востока. 21 апреля 2020 г. Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ Синем Дженгиз (7 мая 2021 г.). «Военизированная внешняя политика Турции провоцирует Ирак» . Арабские новости . Проверено 9 мая 2021 г.
- ^ Ася Акча (8 апреля 2019 г.). «Неоосманизм: внешнеполитический подход Турции к Африке» . Центр стратегических и международных исследований . Проверено 13 мая 2021 г.
- ^ Майкл Аризанти (10 октября 2020 г.). «Европа должна осознать неоосманские амбиции Эрдогана» . КАПХ . Проверено 13 мая 2021 г.
- ^ Срджа Трифкович (2011). «Турция как региональная держава: неоосманизм в действии» . Политея . 1 (2). РидКуб: 83–95. дои : 10.5937/pol1102083t .
- ^ Славиша Милачич (23 октября 2020 г.). «Возрождение неоосманизма в Турции» . Мировые геостратегические взгляды . Проверено 13 мая 2021 г.
- ^ Хай Эйтан Коэн Янарокак (8 ноября 2021 г.). «Турецкий ирредентизм и Большой Ближний Восток» . Иерусалимский институт стратегии и безопасности . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Ракшими, Алтын (26 апреля 2011 г.). «Давутоглу: «Я не неоосман » . Балканский взгляд . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ Ракипоглу, Зейнеп (29 января 2021 г.). « Турция полна решимости защитить свои права»: официально . www.aa.com.tr. Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ Дэвид Барчард (1985). Турция и Запад . Королевский институт международных дел Мойн Али Хана. ISBN 0710206186 .
- ^ Кемаль Х. Карпат , Исследования по социальной и политической истории Османской империи: избранные статьи и очерки , BRILL, 2002, ISBN 978-90-04-12101-0 , с. 524.
- ^ «Очень резкая реакция Стамбульской коллегии адвокатов на депутата от ПСР» . www.cumhuriyet.com.tr (на турецком языке). 16 января 2015 года . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ «Депутат от ПСР: 90-летняя рекламная пауза Османской империи закончилась» . www.cumhuriyet.com.tr (на турецком языке). 15 января 2015 года . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ «Исламский анализ» . www.islamianaliz.com . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ «Любовь ПСР к османам и... - Барыш Яркадаш» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2015 года . Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ «ПСР, снова преследуя османскую мечту, стала причиной катастрофы!» www.sozcu.com.tr (на турецком языке). 15 мая 2013 года . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ «Кылычдароглу: ПСР упаковывает рухнувший османизм» . Т24 (на английском языке) . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ Муринсон, Александр (декабрь 2009 г.). Антанта Турции с Израилем и Азербайджаном: государственная идентичность и безопасность на Ближнем Востоке и Кавказе (Исследования Рутледжа в ближневосточной политике) . Рутледж . п. 119. ИСБН 978-0-415-77892-3 .
- ^ Кая, Угур (2017). «Граница и территориальность в мировосприятии по мнению турецкого государства» . Средиземноморские слияния . 101 (2): 13–25. дои : 10.3917/come.101.0013 . ISSN 1148-2664 .
- ^ Jump up to: а б «Фетхуллах Гюлен» . rlp.hds.harvard.edu . Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года.
- ^ Таспинар, Омер (сентябрь 2008 г.). «Политика Турции на Ближнем Востоке: между неоосманизмом и кемализмом» . Фонд Карнеги за международный мир. Архивировано из оригинала 15 сентября 2004 года . Проверено 5 июня 2010 г.
- ^ Сара Рейнсфорд (16 января 2009 г.). «Турция поддерживает тяжелое положение Газы» . Новости Би-би-си . Проверено 9 января 2012 г.
- ^ «Турция осуждает Израиль за смертоносное нападение на флотилию гуманитарной помощи в Газе» . Телеграф . Великобритания. 31 мая 2010 года . Проверено 5 июня 2010 г.
- ^ «Я не неоосман, - говорит Давутоглу» . Сегодняшний Заман . Турция. 25 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2013 г. . Проверено 9 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Адем Палабийик (29 июня 2010 г.). «Правильная интерпретация внешней политики в перспективе Восток-Запад» . Сегодняшний Заман . Архивировано из оригинала 3 июля 2010 года . Проверено 8 сентября 2010 г.
- ^ «Утверждения о смещении оси проистекают из невежества и плохих намерений, - говорит Гюль» . Сегодняшний Заман . 15 июня 2010 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2012 года . Проверено 9 января 2012 г.
- ^ Леа, Расо делла Вольта (2021). Парадоксы турецкого национализма: построение идентичности от 1869 года до неоосманизма Реджепа Эрдогана . Харматтан. п. 401. OCLC 1268921056 .
- ^ Леа, Расо делла Вольта (2021). Парадоксы турецкого национализма: построение идентичности от 1869 года до неоосманизма Реджепа Эрдогана . Харматтан. п. 396. OCLC 1268921056 .
- ^ Jump up to: а б с Калиан, Флорин Джордж (25 марта 2021 г.). «Собор Святой Софии и неоосманизм Турции» . Армянский еженедельник . Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ «Европа должна осознать неоосманские амбиции Эрдогана» . КапХ . 10 октября 2020 г. Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ Тодорович, Милош (2021). «Проекты восстановления наследия TİKA: примеры иностранной помощи или доказательство неоосманизма?» . Инсайт Турция . 23 (3): 141–156. дои : 10.25253/99.2021233.8 . S2CID 244203965 . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Октай Озилхан. «В песне ПСР «Высокий мужчина» ушел, а «Османский внук» здесь! – Газета «Тараф» . Газета «Тараф» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2015 года.
- ^ «Эрдоган: Это не кампус, это социальный комплекс» . ilk-kursun.com . Архивировано из оригинала 3 июня 2016 года . Проверено 17 сентября 2021 г.
- ^ «Реджеп Тайип Эрдоган: «Новый султан» теперь имеет новый дворец – и он обошелся турецким налогоплательщикам в 400 миллионов фунтов стерлингов» . Независимый . Архивировано из оригинала 18 июня 2022 года.
- ^ «Эрдоган – новый султан Турции – WSJ» . ВСЖ . 13 августа 2014 г.
- ^ «Следующий султан?» . Экономист . 16 августа 2014 г.
- ^ Аккоч, Разие (2 февраля 2015 г.). « Президент Турции ведет себя не как королева, он ведет себя как султан » . Телеграф.co.uk .
- ^ Барсамян, Давид (10 октября 2020 г.). «Ноам Хомский обсуждает агрессию Азербайджана в отношении Арцаха» . Хомский.info . Проверено 10 января 2021 г.
Эрдоган в Турции, по сути, пытается создать что-то вроде Османского халифата, с ним в качестве халифа, верховного лидера, распространяющего свой вес повсюду и одновременно уничтожающего остатки демократии в Турции, сказал Хомский.
- ^ Аккоч, Разие (30 января 2015 г.). «Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган: Я хочу быть королевой Великобритании» . Телеграф.co.uk .
- ^ АФП. «Эрдоган хочет быть похожим на королеву Елизавету» . www.timesofisrael.com . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ Бетан МакКернан (25 июля 2020 г.). «Эрдоган возглавил первую молитву в музее Святой Софии, превращенном в мечеть» . Хранитель . Проверено 2 февраля 2021 г.
- ^ «Указ Президента об открытии собора Святой Софии для богослужений опубликован в Официальном вестнике» . Президентство Турецкой Республики: Управление коммуникаций . 10 июля 2020 г. Проверено 17 июля 2020 г.
- ^ «Эрдоган в Турции заявил, что собор Святой Софии станет мечетью после решения суда» . CNBC . 10 июля 2020 г. Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ «Церковь требует отмены решения собора Святой Софии» . Новости Би-би-си . 11 июля 2020 г. Проверено 13 июля 2020 г.
- ^ «Папа «обижен» решением возведения мечети Святой Софии» . Новости Би-би-си . 12 июля 2020 г. Проверено 13 июля 2020 г.
- ^ «Мир отреагировал на то, что Турция превратила собор Святой Софии в мечеть» . Аль Джазира . 10 июля 2020 г. Проверено 10 июля 2020 г.
- ^ «Мечеть Карие открывается для богослужений» . Пресс-секретарь . 21 августа 2020 г. Архивировано из оригинала 21 августа 2020 г.
- ^ Якли, Эйла (3 декабря 2019 г.). «Решение суда о преобразовании турецкого музея в мечеть может стать прецедентом для собора Святой Софии» . Художественная газета . Проверено 9 декабря 2019 г.
- ^ «СМОТРЕТЬ: Турецкое завоевание распространяет справедливость Аллаха, говорит Эрдоган» . Мировые новости Израиля. 6 сентября 2020 г. Проверено 18 ноября 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Прасанна Адитья, «Неоосманизм» во внешней политике Турции , Observer Research Foundation, 2020.
- Кубилай Ядо Арин, Внешняя политика ПСР, переориентация Турции с Запада на Восток? , Научное издательство Берлин, Берлин, 2013. ISBN 9 783865 737199.
- Флориан Калян, Собор Святой Софии и неоосманизм Турции , Армянский еженедельник, 2021.
- Стефанос Константинидес, Турция: появление новой внешней политики, неоосманская имперская модель , Журнал политической и военной социологии , 1996.
- Грэм Э. Фуллер, Новая Турецкая Республика: Турция как ключевое государство в мусульманском мире , Институт мира США, 2007.
- Марва Мазиад, Джейк Сотириадис, Новый опасный экспорт Турции: панисламистские, неоосманские взгляды и региональная нестабильность , Институт Ближнего Востока , 2020.
- Александр Муринсон, Внешняя политика Турции в XXI веке: неоосманизм и доктрина стратегической глубины . ИБ Таврида, 2020. ISBN 9781784532406
- Дарко Танаскович, Неоосманизм: доктрина и практика внешней политики. Ассоциация неправительственных организаций Юго-Восточной Европы-CIVIS, 2013. ISBN 9788690810352
- ISBN 9781601270191
- Арестакес Симаворян, «Идеологические тенденции в контексте внешней политики Турции» . Европа и Восток , нет. 11 (55-62), 2010 г.
- Милош Тодорович, Проекты восстановления наследия TİKA: примеры иностранной помощи или доказательство неоосманизма? . Инсайт Турция , нет. 23/3 (141-156), 2021.
- Хакан Явуз, Ностальгия по Империи: политика неоосманизма . Издательство Оксфордского университета, Оксфорд, 2020. ISBN 9780197512289 .