Jump to content

Османский халифат

Османский халифат
официальный халифат
Халифат
1517–1924
Флаг Османского халифата
Штандарт Халифата Абдул-Меджида II (1922–1924)
Герб Абдул-Меджида II (1922–1924) Османского халифата.
Герб Абдул-Меджида II (1922–1924).
Капитал Константинополь
Рабочие языки Османский турецкий (династический)
арабский (религиозный)
Религия
Суннитский ислам
Правительство Наследственный халифат в составе империи (1517–1922 гг.)
Выборный халифат при парламенте (1922–1924)
Халиф  
• 1517–1520
Селим I (первый)
• 1922–1924
Абдулмегид II (последний)
Учредил
Аль-Мутаваккиль III официально передает свой титул Селиму I.
1517
1774
1914
1924
Предшественник
Аббасидские халифы Каира

Халифат « Османской империи ( османский турецкий язык : خلافت مقامى , латинизированный : hilâfet makamı , букв. офис халифата») был заявлением глав турецкой Османской династии о том, чтобы быть халифами ислама в позднем средневековье и начале современная эпоха . В период османской экспансии османские правители претендовали на власть халифа после завоевания мамлюкского Египта султаном Селимом I в 1517 году и упразднения контролируемого мамлюками халифата Аббасидов . Это оставило Селима защитником священных городов Мекки Медины и мире и укрепило претензии Османской империи на лидерство в мусульманском .

Распад Османского халифата произошел из-за медленной эрозии власти по отношению к Западной Европе , а также из-за конца Османского государства в результате раздела Османской империи по мандату Лиги Наций . Абдулмеджид II , последний османский халиф, занимал свой пост халифа в течение нескольких лет после раздела, но с Мустафы Кемаля-паши и светскими реформами последующим изгнанием императорской семьи Османоглу из Турции в 1924 году пост халифа был упразднен . Мустафа Кемаль-паша предложил халифат Ахмеду Шарифу ас-Сенусси при условии, что он будет проживать за пределами Турции; Сенусси отклонил предложение и подтвердил свою поддержку Абдул-Меджида II. [1]

С учреждением суфийских орденов, таких как Байрамия и Мавлавия при Османском халифате, процветала мистическая сторона ислама, суфизм . [2] [3] [4] [5]

Селим I Абдулазизу (1517–1876)

[ редактировать ]
Битва при Мардж-Дабике между османской и мамлюкской армиями .
Мемориальная доска на месте Кучук-Кайнарджийского договора подписания

В 1517 году османский султан Селим I разгромил султанат мамлюков в Каире в Османско-мамлюкской войне . Последний халиф Каира Аль-Мутаваккиль III был возвращен в Константинополь в качестве пленника. Там, как говорят, аль-Мутаваккиль официально передал титул халифа, а также его внешние эмблемы — меч и мантию Мухаммеда Селиму, провозгласив османских султанов новой линией халифов. [6] И постепенно их стали рассматривать как фактических лидеров и представителей исламского мира. Из Константинополя османские султаны правили империей, которая на пике своего развития охватывала Анатолию , большую часть Ближнего Востока , Северной Африки , Кавказа и простиралась глубоко в Восточную Европу .

Укрепленные Вестфальским миром и промышленной революцией , европейские державы перегруппировались и бросили вызов османскому господству. Во многом из-за плохого руководства, архаичных политических норм и неспособности идти в ногу с технологическим прогрессом в Европе Османская империя не смогла эффективно отреагировать на возрождение Европы и постепенно потеряла свои позиции выдающейся великой державы .

Однако первое политическое (а не религиозное) использование титула халифа произошло только в 1774 году, когда османам пришлось противостоять русским , которые заявили, что им необходимо защитить православных христиан под властью Османской империи, сделав аналогичное заявление. о мусульманах, живущих в России. [7] [8] Британцы Британской тактично подтвердят притязания Османской империи на халифат и заставят османского халифа отдать приказ мусульманам, живущим в Индии, подчиняться британскому правительству. [9]

В девятнадцатом веке Османская империя начала период модернизации, известный как Танзимат , который изменил природу Османского государства, значительно увеличив его мощь, несмотря на территориальные потери империи. [10] Несмотря на успех самоукрепляющихся реформ, империя была в значительной степени неспособна сравниться с военной мощью своего главного соперника, Российской империи , и потерпела несколько поражений в русско-турецких войнах . Османское государство объявило дефолт по своим кредитам в 1875–1876 годах, что стало частью более широкого финансового кризиса, затронувшего большую часть земного шара. [11]

Британское правительство поддержало точку зрения, что османы были халифами ислама среди мусульман Британской Индии, а османские султаны в ответ помогли британцам, выступив с заявлениями перед мусульманами Индии, в которых превозносились их поддержка британского правления; они пришли от султана Селима III и султана I. Абдул- Меджида [12]

Абдул Хамид II (1876–1909)

[ редактировать ]

Султан Абдул Хамид II , правивший в 1876–1909 годах, считал, что отчаянное положение Империи можно исправить только благодаря сильному и решительному руководству. Он не доверял своим министрам и другим чиновникам, которые служили его предшественникам, и постепенно уменьшал их роль в своем режиме, сосредоточив в своих руках абсолютную власть над управлением Империей. Заняв жесткую позицию против вмешательства Запада в дела Османской империи, он подчеркнул «исламский» характер Империи, подтвердил свой статус халифа и призвал к мусульманскому единству в рамках Халифата. Абдул-Хамид несколько укрепил позиции Империи и на короткое время преуспел в восстановлении исламской власти, построив многочисленные школы, сократив государственный долг и приступив к проектам, направленным на оживление разрушающейся инфраструктуры Империи.

В 1899 году османы удовлетворили просьбу правительства Соединенных Штатов и использовали свою религиозную власть халифов, чтобы приказать султанату Таусуг (расположенному на территории нынешних южных Филиппин и северо-восточной Малайзии) прекратить защиту султаната и сдаться американскому вторжению. ; Султан Джамалул-Кирам II из султаната Таусуг прислушался к приказу халифа султана Абдул-Хамида II и сдался. [13] [14]

Переворот трех паш в 1909 году ознаменовал конец его правления. Прозападно настроенные турецкие офицеры, выступавшие против правления Абдул-Хамида, постоянно организовывались в форме тайных обществ внутри и за пределами Турции . К 1906 году движение пользовалось поддержкой значительной части армии, а его лидеры сформировали Комитет Союза и Прогресса (КУП), неофициально известный как Партия младотурок . Младотурки стремились перестроить управление Империей по западному образцу. Их идеология носила националистический характер и была предшественником движения, которое должно было захватить контроль над Турцией после Первой мировой войны . Лидеры CUP представили общественности свои идеи как возрождение «истинных исламских принципов». Под руководством Энвер-паши , турецкого военного офицера, КЕП совершила военный переворот против султана в 1908 году, провозгласив 6 июля новый режим. Хотя они оставили Абдул-Хамида на троне, младотурки вынудили его восстановить парламент и конституцию, действие которых он приостановил тридцать лет назад, тем самым создав конституционную монархию и лишив Халифат его власти.

Контрпереворот и инцидент 31 марта

[ редактировать ]

Контрпереворот, предпринятый лояльными султану солдатами, угрожал новому правительству, но в конечном итоге провалился. Спустя девять месяцев после начала нового парламентского срока недовольство и реакция нашли выражение в контрреволюционном движении «Инцидент 31 марта» , которое фактически произошло 13 апреля 1909 года. Многие аспекты этого восстания, которое началось в определенных частях мятежной армии в Константинополе, еще предстоит проанализировать. Общепризнанное восприятие «реакционного» движения иногда подвергалось сомнению, учитывая результаты и влияние на молодую политическую систему.

Абдул-Хамид был свергнут 13 апреля 1909 года. Его заменил его брат Рашид Эффенди, который был провозглашен султаном Мехмедом V. 27 апреля

Мехмед V (1909–1918)

[ редактировать ]

С Ливией

[ редактировать ]

В 1911 году Италия воевала с османами из-за Ливии , и неспособность Турции защитить эти регионы продемонстрировала слабость османской армии. В 1912 году Болгария , Сербия , Черногория и Греция сформировали Балканскую лигу — антиосманский союз, который впоследствии начал совместное нападение на Османскую империю. Последовавшие за этим Балканские войны уничтожили то небольшое присутствие османов, которое они оставили в Европе, и только распри между союзниками по Балканской лиге помешали им продвинуться в Анатолию.

Внутри Османов по-прежнему беспокоила политическая нестабильность. Националистические восстания, время от времени преследовавшие Империю на протяжении последних пятидесяти лет, усилились. Массы становились все более разочарованными хроническим плохим управлением и плохой результативностью османов в военных конфликтах. В ответ КЕП провела второй государственный переворот в 1913 году и захватила абсолютный контроль над правительством. В течение следующих пяти лет Империя представляла собой однопартийное государство, управляемое КЕП под руководством Энвер-паши (который вернулся в Константинополь после службы Турции за границей на различных военных и дипломатических должностях после первого переворота), министра внутренних дел. Талат-паша и министр военно-морского флота Джемаль-паша . Хотя султан был сохранен, он не предпринял никаких усилий для осуществления власти независимо от младотурок и фактически был их марионеткой . Таким образом, халифат номинально принадлежал Мехмеду V, но власть, связанная с этой должностью, принадлежала младотуркам.

Первая мировая война

[ редактировать ]

Когда в Европе разразилась Первая мировая война , младотурки заключили союз с Германией , и этот шаг имел катастрофические последствия. Империя вступила в войну на стороне Центральных держав в ноябре 1914 года, и Великобритания , Франция и Россия немедленно объявили войну Османской империи. [15] В ходе войны положение империи продолжало ухудшаться, и даже на Ближнем Востоке – в самом сердце исламского мира – вскоре она была потеряна.

Призыв к джихаду

[ редактировать ]

Хотя младотурки вынудили султана в его качестве халифа объявить джихад, призывая всех мусульман противостоять вторжению союзников на их земли, эти усилия оказались в основном безуспешными. Правительство младотурок массово ушло в отставку, а Энвер, Талат и Джемаль бежали из Турции на борту немецкого военного корабля. Султан Мехмед VI , провозглашенный султаном после того, как его брат Мехмед V умер от сердечного приступа в июле, согласился на перемирие. оформляющее Мудросское перемирие, капитуляцию Османской империи, было подписано на борту HMS Agamemnon 30 октября 1918 года. Союзные войска прибыли в Константинополь и вскоре после этого заняли дворец султана. [16]

Раздел Османской империи

[ редактировать ]

К концу войны османы потеряли практически всю свою империю. Надеясь сохранить свой трон и сохранить в той или иной форме Османскую династию, султан согласился сотрудничать с союзниками. Он распустил парламент и позволил военной администрации союзников заменить правительство, освобожденное младотурками.

Движение Халифат

[ редактировать ]

Движение Халифат (1919–22) — политическая кампания, начатая в Британской Индии против британской политики против Турции и запланированного расчленения Турции после Первой мировой войны союзными войсками. [17] [18] [19]

Среди лидеров, участвовавших в движении, были Шаукат Али , Маулана Мохаммед Али Джаухар , [20] Хаким Аджмал Хан , [21] [22] и Абул Калам Азад [23] некоторые из них стремились восстановить халифа Османского халифата, в то время как другие продвигали интересы мусульман и вовлекали мусульман в национальную борьбу.

Махатма Ганди поддерживал это движение как часть своей оппозиции Британской империи, и он выступал за более широкое движение отказа от сотрудничества . в то же время [24] Валлабхай Патель , Бал Гангадхар Тилак и другие деятели Конгресса также поддержали движение. [25] [26]

Обычно описываемое как протест против санкций, введенных против Османской империи после Первой мировой войны , Севрским договором движение также известно единством индуистов и мусульман. [27] Оно закончилось в 1922 году после прекращения движения за отказ от сотрудничества. [28] [29] [30] [31] [32]

Абдул Меджид II, последний османский халиф
«Война турок с патриархами » после отмены Халифата, как сообщалось в The New York Times от 16 марта 1924 г.

Турецкое национальное движение, как подробно объясняется в « Турецкой войне за независимость» , сформировало Великое национальное собрание Турции в Анкаре 23 апреля 1920 года и добилось официального признания независимости страны и новых границ 20 февраля 1923 года посредством Лозаннского договора . Национальное собрание объявило Турцию республикой 29 октября 1923 года и провозгласило Анкару своей новой столицей. Спустя более чем 600 лет Османская империя официально прекратила свое существование. Однако под руководством союзников султан пообещал подавлять такие движения и добился официальной фетвы, от шейх-уль-ислама объявляющей их неисламскими. [33] Но националисты постепенно набирали обороты и начали пользоваться широкой поддержкой. Многие чувствовали, что нация созрела для революции. Стремясь нейтрализовать эту угрозу, султан согласился провести выборы в надежде успокоить и привлечь на свою сторону националистов. К его разочарованию, националистические группы победили в опросах, что побудило его снова распустить парламент в апреле 1920 года.

Первоначально Национальное собрание, казалось, было готово предоставить халифату место в новом режиме, согласившись на назначение двоюродного брата Мехмеда Абдулмеджида халифом после ухода Мехмеда (ноябрь 1922 г.). Но эта должность была лишена всякой власти, и чисто церемониальное правление Абдулмеджида было недолгим. Мустафа Кемаль был ярым критиком Османского дома и его исламской ориентации. Когда Абдулмеджид был провозглашен халифом, Кемаль отказался разрешить проведение традиционной османской церемонии, прямо заявив:

Халиф не имеет никакой власти или положения, кроме как в качестве номинального номинального главы.

В ответ на прошение Абдулмеджида о повышении его зарплаты Кемаль написал:

Ваш офис, Халифат, — не более чем историческая реликвия. Оно не имеет оправдания для существования. Это дерзость, что вы посмеете написать кому-либо из моих секретарей!

Тем не менее, несмотря на всю власть, которой он уже обладал в Турции, Кемаль не осмелился полностью упразднить Халифат, поскольку он все еще пользовался значительной поддержкой со стороны простого народа.

Затем, в 1924 году, два индийских брата, Маулана Мохаммед Али Джаухар и Маулана Шаукат Али , лидеры индийского движения Халифат , распространяли брошюры, призывающие турецкий народ сохранить Османский халифат ради ислама. [34] Однако при новом националистическом правительстве Турции это было истолковано как иностранная интервенция, и любая форма иностранного вмешательства была названа оскорблением турецкого суверенитета и, что еще хуже, угрозой государственной безопасности. Кемаль незамедлительно воспользовался своим шансом. По его инициативе Национальное собрание 3 марта 1924 года упразднило Халифат. Абдулмеджид был отправлен в ссылку вместе с остальными членами Османского дома. [35] [36] Мустафа Кемаль-паша предложил халифат Ахмеду Шарифу ас-Сенусси при условии, что он будет проживать за пределами Турции; Сенусси отклонил предложение и подтвердил свою поддержку Абдулмеджида. [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Озоглу 2011 , с. 5; Озоглу цитирует 867.00/1801: Марк Ламберт Бристоль , 19 августа 1924 года.
  2. ^ Алгар, Айла Эсен (январь 1992 г.). Ложа дервишей: архитектура, искусство и суфизм в Османской Турции . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  9780520070608 .
  3. ^ Сиррие, Элизабет (2005). Суфийский провидец Османского Дамаска: Абд аль-Гани ан-Набулуси, 1641–1731 гг . Психология Пресс. ISBN  9780415341653 .
  4. ^ Вассерштейн, Дэвид Дж.; Аялон, Ами (17 июня 2013 г.). Мамлюки и османы: исследования в честь Майкла Винтера . Рутледж. ISBN  9781136579172 .
  5. ^ Гостон, Габор А.; Мастерс, Брюс Алан (21 мая 2010 г.). Энциклопедия Османской империи . Информационная база. ISBN  9781438110257 .
  6. ^ Дрюс, Роберт (август 2011 г.). «Глава тридцатая – Османская империя, иудаизм и Восточная Европа до 1648 года» (PDF) . Учебник: Иудаизм, христианство и ислам: к истокам современной цивилизации . Университет Вандербильта.
  7. ^ Бартольд
  8. ^ Финкель, Кэролайн (2005). Мечта Османа: История Османской империи, 1300-1923 гг . Нью-Йорк: Основные книги. п. 111. ISBN   978-0-465-02396-7 .
  9. ^ Куреши, М. Наим (1999). Панислам в британской индийской политике: исследование движения Халифат, 1918–1924 гг . БРИЛЛ. стр. 18–19. ISBN   978-90-04-11371-8 .
  10. ^ Куатаерт, Дональд (1994). «Эпоха реформ, 1812–1914». В Инальчике Халил; Дональд Куаерт (ред.). Экономическая и социальная история Османской империи, 1300–1914 гг . Том. 2. Издательство Кембриджского университета. п. 762. ИСБН  0-521-57456-0 .
  11. ^ Куатаерт, Дональд (2005). Османская империя, 1700–1922 (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 72 . ISBN  978-0-521-54782-6 .
  12. ^ М. Наим Куреши (1999). Панислам в британской индийской политике: исследование движения Халифат, 1918–1924 гг . БРИЛЛ. стр. 18–19. ISBN  90-04-11371-1 .
  13. ^ Карпат, Кемаль Х. (2001). Политизация ислама: реконструкция идентичности, государства, веры и сообщества в позднем Османском государстве . Издательство Оксфордского университета. п. 235. ISBN   978-0-19-513618-0 .
  14. Йегар, Моше (1 января 2002 г.). Между интеграцией и отделением: мусульманские общины южных Филиппин, южного Таиланда и западной Бирмы/Мьянмы . Лексингтонские книги. п. 397. ISBN   978-0-7391-0356-2 .
  15. ^ Николь, Дэвид. (2008). Османы: Империя веры . Ладлоу: Таламус. ISBN  978-1-902886-11-4 . OCLC   455106992 .
  16. ^ Исследования международного права
  17. ^ Хатчинсон, Дж.; Смит, AD (2000). Национализм: критические концепции в политической науке . Рутледж. п. 926. ИСБН  978-0-415-20112-4 . Проверено 9 февраля 2023 г. Движение Халифат, которое было в первую очередь создано для предотвращения союзного расчленения Турции после Первой мировой войны.
  18. ^ Али, А.; Сахни, Дж.; Шарма, М.; Шарма, П.; Гоэл, П. (2019). Основной документ IAS 1 Индийское наследие и культура, история и география мира и общества 2020 . Arihant Publications India Limited. п. 273. ИСБН  978-93-241-9210-3 .
  19. ^ Випул, С. (2009). История и гражданское право Лонгмана Icse 10 . Пирсон Образование. п. 88. ИСБН  978-81-317-2042-4 .
  20. ^ «Мухаммад Али Джаухар и судебный процесс по делу о мятеже» . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 29 октября 2014 года . Проверено 5 декабря 2013 г.
  21. ^ Хусейн, Интезаар (2003). Аджмал и Азам . Санг-э-миль. ISBN  9693509919 .
  22. ^ Эндрюс, CF (1922). Хаким Аджмал Хан .
  23. ^ «Движение Халифат | Индийское мусульманское движение | Britannica.com» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2018 года . Проверено 4 января 2019 г.
  24. ^ Карл Олсон (2007). Многоцветие индуизма: тематико-историческое введение . Издательство Университета Рутгерса. п. 29.
  25. ^ Инамдар, НР (1983). Политическая мысль и лидерство Локманья Тилак . Концепция. п. 259 . Проверено 9 февраля 2023 г.
  26. ^ Жафрело, Кристоф (7 декабря 2013 г.). «Сардар и сваямсеваки» . Фонд Карнеги за международный мир . Проверено 9 февраля 2023 г.
  27. ^ Теджани, С. (2021). Индийский секуляризм: социальная и интеллектуальная история, 1890-1950 гг . Издательство Университета Индианы. п. 145. ИСБН  978-0-253-05832-4 .
  28. ^ Бандиопадхьяна, С. (2004). От Плесси до раздела: история современной Индии . Ориент Блэксван. п. 304. ИСБН  978-81-250-2596-2 .
  29. ^ Ахмад Хасан Дани (1979). Мировые ученые о Каид-и-Азаме Мухаммеде Али Джинне, Том 1 . Университет Каид-и-Азам. п. 85. Халифатская агитация закончилась в 1922 году.
  30. ^ Гейл Мино, Движение Халифат: религиозная символика и политическая мобилизация в Индии (1982).
  31. ^ Бертон Стейн (2010). История Индии . Джон Уайли и сыновья. п. 300.
  32. ^ Фогт, К.; Ларсен, Л.; Мо, К. (2011). Новые направления исламской мысли: изучение реформ и мусульманских традиций . Издательство Блумсбери. п. 195. ИСБН  978-0-85772-233-1 .
  33. ^ Гингерас, Райан (2009). Скорбные берега . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 95 . ISBN  978-0-19-956152-0 .
  34. ^ «Движение Халифат | Причины, дата, история и факты | Британника» . www.britanica.com . 22 декабря 2023 г.
  35. ^ Финкель, Кэролайн (2007). Мечта Османа: История Османской империи . Основные книги . п. 546. ИСБН  9780465008506 .
  36. ^ Озоглу, Хакан (2011). От халифата к светскому государству: борьба за власть в ранней Турецкой республике . АВС-КЛИО. ISBN  9780313379567 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Дерингил, Селим. «Структуры легитимности в Османском государстве: правление Абдул-Хамида II (1876-1909), Международный журнал ближневосточных исследований , том 23, № 3 (август 1991 г.).
  • Хаддад, Махмуд. «Арабский религиозный национализм в колониальную эпоху: перечитывание идей Рашида Риды о халифате», Журнал Американского восточного общества , Vol. 117, № 2 (апрель 1997 г.).
  • Кедури, Эли. «Конец Османской империи», Журнал современной истории , Том. 3, № 4 (октябрь 1968 г.).
  • Льюис, Бернард. «Османская империя и ее последствия», Журнал современной истории , Vol. 15, № 1 (январь 1980 г.).
  • Хусейн, Иштиак. «Танзимат: светские реформы в Османской империи», Faith Matters (октябрь 2011 г.)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 454b066d4940535932c96b1055f07275__1719981480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/45/75/454b066d4940535932c96b1055f07275.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ottoman Caliphate - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)