Jump to content

Христианство в Османской империи

Христианская литургическая процессия из Османской империи, изображенная Ламбертом де Восом в 1574 году.

В рамках империи Османской системы проса христиане и евреи считались зимми (что означает «защищенные») согласно османскому законодательству в обмен на лояльность государству и уплату налога джизья . [ 1 ] [ 2 ]

Православные христиане были самой крупной немусульманской группой. С возникновением Российской империи русские стали своего рода защитниками православных христиан в Османской империи. [ 3 ]

Обращение в ислам в Османской империи включало сочетание индивидуальных, семейных, общинных и институциональных инициатив и мотивов. На этот процесс также повлиял баланс сил между османами и соседними христианскими государствами. [ 4 ] Однако большинство османских подданных в Восточной Европе оставались православными христианами, такими как греки , сербы , румыны , болгары , в то время как в современных Албании , Боснии и Косово проживало больше мусульман в результате османского влияния.

Османский чиновник регистрирует христианских мальчиков для участия в девширме . Османская миниатюра из Сулейманнаме , 1558 год.

Гражданский статус

[ редактировать ]
Карта преобладающих религий на территориях Османской империи в конце 16 века.

При османском правлении зимми (немусульманским подданным) разрешалось «исповедовать свою религию при определенных условиях и пользоваться определенной общинной автономией» (см.: Милле ) и гарантировались их личная безопасность и безопасность собственности. [ 5 ] В обмен на гарантию указанной безопасности граждане, подпадающие под категорию зимми, платили джизью , которая была налогом, эксклюзивным для зимми. [ 6 ] Кроме того, у зимми были определенные правила, которых не соблюдали другие граждане-мусульмане. Например, зимми было запрещено даже пытаться обратить граждан-мусульман в свою религиозную практику. [ 7 ] и в некоторые периоды государство постановляло, что люди разных милтов должны носить определенные цвета, например, тюрбаны и обувь - политика, которой, однако, не всегда придерживались османские граждане. [ 8 ] Таким образом, Османская империя не была государством с юридическим равенством религий, немусульмане юридически уступали мусульманам. [ 9 ] Признавая этот более низкий статус зимми под властью Османской империи, Бернард Льюис , почетный профессор ближневосточных исследований Принстонского университета , заявляет, что во многих отношениях их положение было «гораздо легче, чем положение нехристиан или даже христиан-еретиков в средневековая (католическая) Европа». [ 10 ] Например, зимми редко сталкивались с мученической смертью, изгнанием или принуждением к смене религии, и, за некоторыми исключениями, они были свободны в выборе места жительства и профессии. [ 11 ]

Религия как османский институт

[ редактировать ]
Мехмед Завоеватель принимает Геннадия II Схолария ( Вселенского патриарха Константинополя с 1454 по 1464 год)

Османская империя постоянно формулировала политику, уравновешивающую ее религиозные проблемы. Османы признали концепцию духовенства и связанное с ним расширение религии как института. Они привнесли установленную политику (правила) в отношении религиозных учреждений через идею «юридически действительных» организаций.

Отношения государства с Греческой православной церковью были неоднозначными, поскольку православных не убивали, вначале они составляли подавляющее большинство и налогоплательщики, их поощряли взятками и льготами принять ислам. В свою очередь, они не могли обращать мусульман в свою веру. Структура церкви сохранялась нетронутой и в основном оставалась в покое (но под пристальным контролем и наблюдением) до греческой войны за независимость 1821–1831 годов, а затем, в 19 и начале 20 веков, во время возникновения Османской конституционной монархии , которая была в некоторой степени обусловлено националистическими течениями. Другие церкви, такие как Сербский Патриархат Печа (1766 г.) и Охридское архиепископство (1767 г.), были распущены, а их епархии переданы под юрисдикцию Вселенского Патриархата Константинополя .

В конце концов, были заключены капитуляции Османской империи (контракты с европейскими державами), защищающие религиозные права христиан внутри Империи. стали В 1774 году русские формальными защитниками восточно-православных групп, французы — католиков, а британцы — евреев и других групп. [ 12 ]

Конверсия

[ редактировать ]

Историки Апостолос Вакалопулос и Димитар Ангелов дают оценку первым османским вторжениям в Европу и навязыванию ими ислама коренным балканским христианам: [ 13 ]

Документов о процессе обращения в ислам в Анатолии до середины 15 века недостаточно. К тому времени, согласно османской переписи населения, он был завершен примерно на 85%, хотя в некоторых регионах, таких как Трабзон , он отставал . На Балканах общая тенденция конверсии медленно началась в 14 веке, достигла своего пика в 17 веке и постепенно сошла на нет к концу 18 века, со значительными региональными вариациями. [ 4 ]

Первые обращенные в ислам происходили из рядов балканской знати и военной элиты, которые помогали османам управлять их родными провинциями. Хотя для получения этих постов не требовалось обращение в веру, со временем местные правящие элиты стали склонны принимать ислам. Некоторые ученые рассматривают прозелитизм суфийских мистиков и само Османское государство как важных агентов обращения среди более широких слоев населения. Другие ученые утверждают, что смешанные браки и сети профессионального патронажа были наиболее важными факторами религиозной трансформации общества в целом. [ 4 ] По словам Халила Иналджика , желание избежать уплаты джизьи было важным стимулом для обращения в ислам на Балканах, в то время как Антон Минков утверждал, что это был лишь один из нескольких мотивирующих факторов. [ 14 ]

С конца 14 до середины 17 века османы проводили политику введения набора детей мужского пола ( девширме ) на своих христианских подданных на Балканах с целью снабжения Османского государства способными солдатами и администраторами. Принудительное обращение в ислам, которому подверглись эти мальчики в рамках своего образования, является единственной задокументированной формой систематического принудительного обращения, организованного Османским государством. [ 4 ]

По стратегическим причинам османы насильно обращали христиан, живших в приграничных регионах Македонии и северной Болгарии, особенно в 16 и 17 веках. Тех, кто отказывался, либо казнили, либо сжигали заживо. [ 15 ]

Согласно исламскому закону, религия детей автоматически менялась после обращения их родителей. Многие семьи коллективно обратились в христианство, и известны их прошения в соответствии с исламскими обычаями о денежной помощи Османскому императорскому совету. Поскольку браки между мужчинами-немусульманами и женщинами-мусульманками были запрещены законами шариата, отказ мужа принять ислам привел к разводу, и жена получила опеку над детьми. Источники семнадцатого века указывают, что женщины-немусульманки по всей империи использовали этот метод для получения развода. [ 4 ]

Османы терпели протестантских миссионеров в своих владениях, пока они ограничивали свою прозелитическую деятельность православными христианами. [ 16 ] С ростом влияния западных держав и России в 18 веке процесс обращения замедлился, и османы были вынуждены закрывать глаза на повторное обращение многих своих подданных в христианство, хотя отступничество де-юре было запрещено согласно смертная казнь. [ 4 ]

[ редактировать ]

Основной идеей османской правовой системы была « конфессиональная община ». Османы пытались оставить выбор религии за человеком, а не навязывать принудительную классификацию. Однако были и серые зоны.

Османские греки в Константинополе, картина Луиджи Майера

Османская практика предполагала, что закон будет применяться на основе религиозных убеждений ее граждан. Однако Османская империя была организована вокруг системы местной юриспруденции . Юридическое управление вписывается в более широкую схему, балансирующую центральную и местную власть. [ 17 ] Юрисдикционная сложность Османской империи была направлена ​​на облегчение интеграции различных в культурном и религиозном отношении групп. [ 17 ]

Существовало три судебные системы: одна для мусульман, другая для немусульман ( зимми ), в которых участвовали назначенные евреи и христиане, управляющие своими соответствующими религиозными общинами, и «торговый суд». Зимми было разрешено управлять собственными судами в соответствии с их собственной правовой системой в делах, которые не затрагивали другие религиозные группы, тяжкие преступления или угрозы общественному порядку. Христиане несли ответственность в нехристианском суде в конкретных, четко определенных случаях, например, за убийство мусульманина или разрешение торгового спора.

Османская судебная система институционализировала ряд предубеждений в отношении немусульман, например, запрет немусульманам давать показания в качестве свидетелей против мусульман. В то же время немусульмане «относительно хорошо справляются с межконфессиональными спорами», поскольку ожидание судебной предвзятости побудило их урегулировать большинство конфликтов во внесудебном порядке. [ 18 ]

В Османской империи XVIII и XIX веков зимми часто пользовались услугами мусульманских судов не только тогда, когда их присутствие было обязательным (например, в делах, возбужденных против них мусульманами), но также для регистрации имущественных и деловых сделок внутри своих общин. . Дела были возбуждены против мусульман, других зимми и даже против членов семьи зимми. Зимми часто передавали дела, касающиеся брака, развода и наследования, в мусульманские суды, чтобы они рассматривались в соответствии с законами шариата. Клятвы, данные зимми в мусульманских судах, иногда были такими же, как клятвы, данные мусульманами, иногда с учетом убеждений зимми. [ 19 ] Некоторые христианские источники указывают, что, хотя христиане не были мусульманами, были случаи, когда на них распространялись законы шариата. [ 20 ] Согласно некоторым западным источникам, «свидетельства христианина не считались в мусульманском суде столь же действительными, как показания мусульманина».

Преследование

[ редактировать ]
Фотография, сделанная во время резни в Хамидиане, 1895 год. По оценкам, погибло от 200 000 до 300 000 христиан.

Отношение Османской империи к своим христианским подданным на протяжении всей ее истории менялось. В золотой век империи система проса обещала христианским подданным лучшее обращение, чем нехристианское население христианской Европы, в то время как во время упадка и падения империи христианские меньшинства пережили ряд злодеяний. [ 21 ] Известные случаи преследований включают резню в Константинополе 1821 года , резню на Хиосе , разрушение Псары , резню в Батаке , резню в Хамидиане , резню в Адане , этническую чистку фракийских болгар в 1913 году, Великий голод в Горном Ливане и армянскую резню. геноцид , геноцид греков и геноцид ассирийцев , все из которых произошли во время греческой войны за независимость или в течение последних нескольких десятилетий существования империи под влиянием пантюркизма . [ нужна ссылка ] Доля немусульман на территории в пределах нынешних границ Турции снизилась с 20–22% в 1914 году, или примерно 3,3–3,6 миллиона человек, до примерно 3% в 1927 году. [ 22 ] Некоторые христиане в Империи также пострадали от несправедливости, когда их принуждали к сожительствам . [ 23 ]

Во времена австро-турецкой войны (1683–1699) отношения между мусульманами и христианами, проживавшими в европейских провинциях Османской империи, постепенно ухудшались. [ нечеткий ] и это ухудшение межконфессиональных отношений иногда приводило к призывам к изгнанию или истреблению местных христианских общин со стороны некоторых мусульманских религиозных лидеров. В результате османской дискриминации сербские христиане и их церковные лидеры во главе с сербским патриархом Арсением III перешли на сторону австрийцев в 1689 году и снова в 1737 году под руководством сербского патриарха Арсения IV . В следующих карательных кампаниях османские войска совершали зверства против христианского населения в сербских регионах, что привело к Великому переселению сербов . [ 24 ]

Девсирме

[ редактировать ]

Начиная с Мурада I в 14 веке и вплоть до 17 века, Османская империя использовала девширме (دوشيرم), своего рода систему дани или призыва, при которой молодых христианских мальчиков забирали из общин на Балканах, порабощали и обращали в ислам, а затем работал либо в янычарском военном корпусе, либо в административной системе Османской империи. Наиболее перспективные ученики были зачислены в школу Эндерун , выпускники которой занимали более высокие должности. Большинство собранных детей были с балканских территорий Империи, где система девширме называлась «налогом на кровь». Когда дети в конечном итоге стали мусульманами из-за среды, в которой они выросли, все дети, которые у них были, считались свободными мусульманами. [ 25 ]

Налогообложение

[ редактировать ]

Налогообложение с точки зрения зимми было «конкретным продолжением налогов, уплаченных предыдущим режимам». [ 26 ] [ нужна страница ] и с точки зрения мусульманского завоевателя это было вещественным доказательством подчинения зимми. [ 26 ] [ сомнительно обсудить ] [ 27 ] Христиане были вынуждены платить непропорционально более высокие налоги, чем мусульмане внутри империи, включая унизительный подушный налог. Даже беременные матери должны были платить джизью за своих будущих детей. [ 28 ] В Алеппо в 1683 году французский консул шевалье Лоран д'Арвье отмечал, что десятилетних христианских детей заставляли платить джизью. [ 29 ] Джизья , собираемая с христианских и еврейских общин, была одним из основных источников налоговых поступлений в османскую казну. [ 30 ]

Религиозная архитектура

[ редактировать ]

Османская империя регулировала то, как будут строиться ее города (гарантии качества) и как будет формироваться архитектура (структурная целостность, социальные потребности и т. д.).

До Танзимата (периода реформации, начавшегося в 1839 году) были наложены особые ограничения на строительство, ремонт, размер и колоколов в православных церквях. Например, колокольня православного храма должна была быть немного короче минарета самой большой мечети того же города. Собор Айя Фотини в Измире был заметным исключением, поскольку его колокольня на сегодняшний день была самой высокой достопримечательностью города. Им также не нужно было превосходить мечети по величию и элегантности. Лишь некоторые церкви разрешили построить, но это сочли подозрительным, а некоторые церкви даже пришли в упадок.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кейн, Питер; Конаган, Джоан (2008). Система Милле — Оксфордский справочник . doi : 10.1093/acref/9780199290543.001.0001 . ISBN  9780199290543 .
  2. ^ Кизер, Ханс-Лукас (27 октября 2006 г.). Турция за пределами национализма: на пути к постнационалистическим идентичностям . ИБТаурис. ISBN  978-0-85771-757-3 .
  3. ^ Мирные договоры и международное право в европейской истории: от позднего средневековья до Первой мировой войны, Рэндалл. Лесаффер, 2004, стр.357.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Тияна Крстич (2009). « Конверсия » . В Эд. Габор Агостон и Брюс Алан Мастерс (ред.). Энциклопедия Османской империи . Издательство ИнфоБазы. стр. 145–147. ISBN  9781438110257 .
  5. ^ Льюис (1984), стр. 10, 20.
  6. ^ Шарки, Хизер Дж (2017). История мусульман, христиан и евреев на Ближнем Востоке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 65–66. ISBN  978-1-139-02845-5 . OCLC   987671521 .
  7. ^ Шарки, Хизер Дж (2017). История мусульман, христиан и евреев на Ближнем Востоке . Кембридж. п. 40. ISBN  978-1-139-02845-5 . OCLC   987671521 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  8. ^ Мансель, Филип (1997). Константинополь: город желаний мира, 1453–1924 гг . Лондон: Книги Пингвинов . стр. 20–21. ISBN  978-0-14-026246-9 .
  9. ^ Тодорова Мария, «Османское наследие на Балканах», в книге Карла Л. Брауна (редактор), «Имперское наследие: Османский отпечаток на Балканах и Ближнем Востоке» , Нью-Йорк, 1996, стр. 47.
  10. ^ Льюис (1984) с. 62, Коэн (1995), с. XVII
  11. ^ Льюис (1999) стр.131
  12. ^ Брауде, Бенджамин (2014). «Христиане и евреи в Османской империи: сокращенное издание» (PDF) . Издательство Линн Риннер .
  13. ^ Вакалопулос, Апостолы Евангелу (1970). Происхождение греческой нации: византийский период, 1204–1461 гг . Издательство Университета Рутгерса. ISBN  9780813506593 .
  14. ^ Трамонтана, Феличита (2013). «Подушный налог и снижение христианского присутствия в палестинской деревне в 17 веке». Журнал экономической и социальной истории Востока . 56 (4–5): 631–652. дои : 10.1163/15685209-12341337 .
  15. ^ Дуйчев, Иван (1977). История Болгарии: от истоков до наших дней . Хорват. п. 251 259. ISBN  9782717100846 .
  16. Крымская война: священная война необычного типа: война, в которой две христианские страны, сражающиеся с третьей, объявили ислам своим союзником, The Economist , 30 сентября 2010 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Лорен А. Бентон «Право и колониальные культуры: правовые режимы в мировой истории, 1400–1900», стр. 109–110.
  18. ^ Куран, Т.; Люстиг, С. (2012). «Судебные предвзятости в Османском Стамбуле - исламское правосудие и его совместимость с современной экономической жизнью». Журнал права и экономики . 55 (2): 631–666. дои : 10.1086/665537 . JSTOR   665537 . S2CID   222321949 .
  19. ^ Аль-Каттан, Наджва. « 'Зимми в мусульманском суде: правовая автономия и религиозная дискриминация' ». Международный журнал ближневосточных исследований . 31 (3): 429–44.
  20. ^ Краткая история Болгарии, Ричард Дж. Крэмптон, 2005, стр.31.
  21. ^ Джордж А. Бурнутян (2006). Краткая история армянского народа (5-е изд.). Издательство Мазда. п. 191. В своих лучших проявлениях, во времена золотого века Османской империи, система проса обещала немусульманам более справедливое обращение, чем завоеванные или нехристианские подданные, которыми пользовались при европейцах. В худшем случае, во время упадка и падения империи, христианские меньшинства подвергались вымогательствам и погромам.
  22. ^ Памук, Шевкет (2018). Неровные века: экономическое развитие Турции с 1820 года . Издательство Принстонского университета. п. 50. ISBN  978-0691184982 .
  23. ^ Шарки, Хизер Дж (2017). История мусульман, христиан и евреев на Ближнем Востоке . Кембридж. стр. 67–68. ISBN  978-1-139-02845-5 . OCLC   987671521 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  24. ^ Павлович 2002 , стр. 19–20.
  25. ^ Кейлен, Торе. « Девсирме. Архивировано 26 января 2021 г. в Wayback Machine », Энциклопедия Востока.
  26. ^ Перейти обратно: а б кл. Каэн в Энциклопедии ислама , статья о Джизье
  27. ^ Шарки, Хизер Дж (2017). История мусульман, христиан и евреев на Ближнем Востоке . Кембридж. п. 67. ИСБН  978-1-139-02845-5 . OCLC   987671521 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  28. ^ Развитие духовной жизни в Боснии под влиянием турецкого правления . Издательство Университета Дьюка. 22 января 1991 г. стр. 26, 80н11. ISBN  9780822382553 .
  29. ^ Арвье, Лоран д'(1735). Мемуары шевалье д'Арвье, чрезвычайного посланника короля в Порте, консула Алеппо, Алжира, Триполи и других стран Леванта. Содержит его путешествия в Константинополь, Азию, Сирию, Палестину, Египет и Барбарию, описание этих стран, религий, морали, обычаев, торговли этих народов и их правительств, естественной истории и наиболее значительных событий. собрано из его оригинальных мемуаров и приведено в порядок размышлениями. Отец Жан-Батист Лаба из Ордена братьев-проповедников. Том первый [-Том шестой] . п. 439.
  30. ^ Пери, Одед (1990). «Мусульманский вакф и сбор джизьи в Иерусалиме конца восемнадцатого века». В Гилбаре, Гад (ред.). Османская Палестина, 1800–1914: Исследования по экономической и социальной истории . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 287. ИСБН  978-90-04-07785-0 . джизья была одним из основных источников доходов государственной казны Османской империи в целом.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1ad93b81b7b01b854a303d0b327b31db__1720472640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/db/1ad93b81b7b01b854a303d0b327b31db.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christianity in the Ottoman Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)