Образование в Османской империи
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на турецком языке . (Октябрь 2020 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |

В Османской империи каждая миллет (религиозная группа) создала школьную систему, обслуживающую своих членов. [1] Таким образом, образование было в значительной степени разделено по этническому и религиозному признаку: лишь немногие немусульмане посещали школы для мусульманских учеников, и наоборот. Большинство учреждений, которые обслуживали все этнические и религиозные группы, преподавали на французском или других языках. [2]
Этапы образования
[ редактировать ]Первый этап начального образования и преподавания в Османской империи назывался сибийскими школами (Сибиан Мектеплери). [ по мнению кого? ] Система образования османов основана на сибийских школах. Сибийские школы были первой и последней школой для многих граждан Османской империи.
Образование мусульман
[ редактировать ]

В Османской империи было традиционное исламское образование. [5] Начальными школами были мектепы , а средними — медресе . Многие такие школы находились при мечетях; [6] соответственно, руководители мечетей выполняли функции руководителей мектепов . [7]

Мектепы обучались совместно и часто взимали символическую плату. [5] хотя некоторые предоставляли бесплатное питание и одежду. [8] Люси Гарнетт заявила в книге 1904 года « Турецкая жизнь в городе и деревне» , что, хотя вводные занятия по чтению и письму были недавно введены, «обучение, даваемое в [школах], носит в основном религиозный характер». [7] По словам Гарнетта, благодаря раннему созданию мектепов и их программам социального обеспечения, «возможно, нет ни одной страны в Европе, в которой начальное образование было бы обеспечено так рано, как в Турции, или так много стимулов предлагалось беднякам». родителям позволить своим детям участвовать в его льготах». [5]
Медресе исторически финансировались султанами. [9] а учебную программу составили языковые и исламские курсы. Выпускники медресе служили в образованных классах и работали на государственных и религиозных службах. [10] В 1904 году в каждом провинциальном городе было по крайней мере одно медресе , а в Стамбуле их было более 100. [11] По словам Гарнетта, медресе «в некотором отношении напоминают университеты Западной Европы, существовавшие в средневековье». [7] Гарнетт пришел к выводу, что «нельзя отрицать, что [ медресе ] сослужили хорошую службу в свое время» благодаря выдающимся выпускникам, которые у них были. [10] К 1904 году пожертвования, возможности и социальные льготы медресе пришли в упадок. [11] и их значение падало. [12]
Кроме того, к 1904 году в империи были созданы школы западного образца. [5] Махмуд II создал школы рушдие, [2] который принимал мальчиков, [13] были турецкими средами и обучали студентов из различных мусульманских групп; очень немногие ученики-немусульмане посещали школы, и власти не планировали строить такие школы в районах, населенных арабами. [2] Расположенные в крупных городах, они поддерживались государственными деньгами. Курсы включали географию и историю империи, чтение и письмо, арифметику. [13] После этого в школах повысилось понимание турецкого языка боснийцами и критянами , а албанцы и курды получили более широкое обучение турецкому языку во время правления Абдул Хамида II . В арабских городах также существовали школы с турецким языком обучения для детей государственных служащих. [2] Средние школы современного типа, обслуживающие мальчиков и готовящие учащихся к получению среднего/высшего образования в западном стиле, назывались Идадия . Гарнетт заявил, что по состоянию на 1904 год их было «очень недостаточно». [14]
Гарнетт писал, что элитные турецкие мальчики часто учились за границей, во Франции и Англии, но что элитные девочки в подростковом возрасте редко делали это, поскольку им приходилось сопровождать родственницу или няню и соблюдать гарема правила ; она заявила, что гувернантки из Англии, Франции, Германии и других стран Европы обучали девочек из элиты, пока они жили дома. [15]
Гарнетт заявил, что османы открывали больше школ для турецких девушек из рабочего и среднего класса, но этого «оборудования» часто не хватало, и их все еще не хватало. [15] Что касается начальных школ, Комитет Союза и Прогресса (CUP) принял в 1913 году закон, который сделал начальное образование обязательным и бесплатным на всей территории Османской империи, одновременно ограничив размер класса до менее пятидесяти учеников. [16] Целью закона была подготовка учеников к среднему образованию. [16]
Образование немусульман
[ редактировать ]
Несколько «иностранных школ» ( Frerler mektebleri ), которыми руководило религиозное духовенство, в основном обслуживали немусульман, хотя некоторые студенты-мусульмане посещали их. [17]
Иоганн Штраус, автор книги «Язык и власть в поздней Османской империи», заявил, что «общей школьной системы» для всех религиозных и этнических групп никогда не существовало, отчасти потому, что члены немусульманских групп сопротивлялись изучению турецкого языка, а не из-за неспособность выучить турецкий язык; школы для немусульман сосредоточили внимание на продвижении этнических языков. [2]

Гарнетт описал школы для христиан и евреев как «организованные по европейским моделям», с пожертвованиями, поддерживающими их работу, и большинство из них «хорошо посещаемы» и имеют «высокий уровень образования». [15]
Статистика школы
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2019 г. ) |
Комиссар по образованию США опубликовал отчет, в котором говорилось, что в 1908 году в Османской империи было около 12 077 школ. В нем говорилось, что в 1910 году в 36 230 школах Османской империи обучалось около 1 331 200 учеников; студенты составляли около 5,3% от общей численности населения Османской империи. Что касается цифр, в отчете говорится, что «возможно, это преувеличение, хотя известно, что количество школ увеличилось за последние несколько лет, особенно в городах и поселках». [18]
В 1909 году в Стамбуле было 626 начальных школ и 12 средних школ. Из начальных школ 561 была низшей и 65 — высшей; из последних 34 были государственными и 31 частным. Существовал один средний колледж и одиннадцать средних подготовительных школ. [18]
Высшее образование
[ редактировать ]
Поздняя Османская империя создала свою систему государственных университетов по образцу Grandes Ecoles Франции; он возник в конце 1800-х годов, когда первым учреждением стал Дарюльфюнун-и шахане , ныне Стамбульский университет . Иоганн Штраус заявил, что Османская империя создала свою университетскую систему позже, чем Австро-Венгрия и Россия . [19]

В 1827 году султан Махмуд II основал Императорскую медицинскую школу — военно-медицинскую школу. В 1867 году начала работу Гражданская медицинская школа, а в 1909 году они объединились в одну медицинскую школу. [20]
Другой медицинской школой с французским языком обучения был Бейрутский факультет французской медицины Бейрута. Турецкая школа «Шам Мектеб-и тиббийе-и мулькийе-и шахане» в Дамаске приобрела книги, написанные на французском языке, и провела тесты на знание французского языка. [21] В 1880 году была основана двойная османско-турецко-французская юридическая школа Мектеб-и Хукук . [19]
Примерно в 1859 году была основана Османско-тюркская школа управления ( Mekteb-i mülkiyye-i şahane ). Штраус заявил, что это помогло создать элиту арабских и албанских территорий в Османской империи и постосманских странах. В школе работало значительное количество армянских и греческих преподавателей и студентов, хотя языком обучения был османский турецкий язык. [22] В 1880 году была основана двойная османско-турецко-французская юридическая школа Мектеб-и Хукук . [19]
Другие медицинские школы включали Французский медицинский факультет Бейрута в Бейруте и Шам Мектеб-и tıbbiyye-i mulkiyye-i şahane в Дамаске ; они были французскими и османско-турецкими соответственно. Последний приобрел книги, написанные на османском турецком и французском языках, и провел тесты на знание французского языка. [21]
Кроме того, иностранные компании основали колледж Роберта в Стамбуле, а также Университет Святого Иосифа и Сирийский протестантский колледж (ныне Американский университет в Бейруте ) в Бейруте. [19]
Ряд османов учились за границей в Европе. [23]
Образовательные учреждения
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2019 г. ) |
Высшие учебные заведения:
- Анатолийский колледж в Мерзифоне (высший компонент)
- Императорская медицинская школа
- Императорская школа военно-морской инженерии ( османский турецкий язык : османский турецкий язык: Mühendishane-i Bahr-i Hümayun ), ныне Стамбульский технический университет
- Санасарский колледж в Эрзеруме
Ссылки
[ редактировать ]- Штраус, Иоганн (07 июля 2016 г.). «Язык и власть в поздней Османской империи». В Мерфи, Роудс (ред.). Имперские родословные и наследие в Восточном Средиземноморье: запись отпечатков римского, византийского и османского правления . Рутледж . ISBN 9781317118459 .
- Штраус, Иоганн. «Язык и власть в поздней Османской империи» (глава 7). В: Мерфи, Роудс (редактор). Имперские родословные и наследие в Восточном Средиземноморье: запись отпечатков римского, византийского и османского правления (том 18 Бирмингемских византийских и османских исследований). Рутледж, 7 июля 2016 г. ISBN 1317118448 , 9781317118442.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Штраус, ISBN 1317118448 , 9781317118442. Google Книги PT194 — PT195 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Штраус, ISBN 1317118448 , 9781317118442. Google Книги PT195 .
- ^ «Художник: кем был Осман Хамди бей?» . Как говорить об истории искусства . 27 апреля 2017 года . Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ Журнал Американской медицинской ассоциации , том 79. Американская медицинская ассоциация , 1922. с. 646
- ^ Перейти обратно: а б с д Гарнетт, Люси Мэри Джейн . Турецкая жизнь в городе и деревне . Сыновья Г. П. Патнэма , 1904. с. 196 .
- ^ Гамм, Ники (12 октября 2013 г.). «Стамбульские школы при османах» . Хюрриет Дейли Ньюс . Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гарнетт, Люси Мэри Джейн . Турецкая жизнь в городе и деревне . Сыновья Г. П. Патнэма , 1904. с. 198 .
- ^ Гарнетт, Люси Мэри Джейн . Турецкая жизнь в городе и деревне . Сыновья Г. П. Патнэма , 1904. с. 197 .
- ^ Гарнетт, Люси Мэри Джейн . Турецкая жизнь в городе и деревне . Сыновья Г. П. Патнэма , 1904. с. 198 - 199 .
- ^ Перейти обратно: а б Гарнетт, Люси Мэри Джейн . Турецкая жизнь в городе и деревне . Сыновья Г. П. Патнэма , 1904. с. 200 .
- ^ Перейти обратно: а б Гарнетт, Люси Мэри Джейн . Турецкая жизнь в городе и деревне . Сыновья Г. П. Патнэма , 1904. с. 199 .
- ^ Гарнетт, Люси Мэри Джейн . Турецкая жизнь в городе и деревне . Сыновья Г. П. Патнэма , 1904. с. 200 - 201 .
- ^ Перейти обратно: а б Гарнетт, Люси Мэри Джейн . Турецкая жизнь в городе и деревне . Сыновья Г. П. Патнэма , 1904. с. 201 .
- ^ Гарнетт, Люси Мэри Джейн . Турецкая жизнь в городе и деревне . Сыновья Г. П. Патнэма , 1904. с. 202 - 203 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гарнетт, Люси Мэри Джейн . Турецкая жизнь в городе и деревне . Сыновья Г. П. Патнэма , 1904. с. 205 .
- ^ Перейти обратно: а б Юнгор, Угур Юмит (март 2012 г.). Создание современной Турции: нация и государство в Восточной Анатолии, 1913-1950 гг . ОУП Оксфорд. п. 173. ИСБН 978-0-19-965522-9 .
- ^ Штраус, ISBN 1317118456 , 9781317118459, с. 139 .
- ^ Перейти обратно: а б «Отчет комиссара просвещения за год, закончившийся 30 июня 1912 года». Целый номер 525. Том 1. Типография правительства Вашингтона, 1913 г. В: Издание Конгресса , том 6410. Издательство правительства США , 1913 г. с. 570 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Мерфи, Роудс (2016). Имперские родословные и наследие в Восточном Средиземноморье: запись отпечатков римского, византийского и османского правления . Рутледж. п. 197. ИСБН 978-1-317-11844-2 .
- ^ Тромпукис, Константинос; Ласкаратос, Джон (2003). «Греческие профессора Константинопольской медицинской школы в период Реформации (1839–76)». Журнал медицинской биографии . 11 (4): 226–231. дои : 10.1177/096777200301100411 . ПМИД 14562157 . S2CID 11201905 . - Впервые опубликовано 1 ноября 2003 г. - Цитируется: с. 226 (PDF стр. 1/5).
- ^ Перейти обратно: а б Мерфи, Роудс (7 июля 2016 г.). Имперские родословные и наследие в Восточном Средиземноморье: запись отпечатков римского, византийского и османского правления . Рутледж. п. 194. ИСБН 978-1-317-11844-2 .
- ^ Мерфи, Роудс (2016). Имперские родословные и наследие в Восточном Средиземноморье: запись отпечатков римского, византийского и османского правления . Рутледж. п. 196. ИСБН 978-1-317-11844-2 .
- ^ «Османские студенты в Европе» . Французская часть Servet-i Funoun (на французском языке) (1380 г.): 3 . 14 февраля 1918 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гелишлы, Юджел (апрель 2004 г.). «Образование женщин от Османской империи до современной Турции». SEER: Журнал по труду и социальным вопросам в Восточной Европе . 7 (4, Промышленная перспектива Балкан). Nomos Verlagsgesellschaft mbH : 121–135. JSTOR 43293079 .
- Озджан, Рухи ( Сельджукского университета Педагогический факультет ) (2015). «Османская семья и воспитание детей (1300-1600)» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 174 (174): 1606–1613. дои : 10.1016/j.sbspro.2015.01.811 .