Образование в Таджикистане
Национальный бюджет образования (2005 г.) | |
---|---|
Бюджет | 80 миллионов долларов США |
Общие сведения | |
Основные языки | таджикский , русский |
Тип системы | Национальный |
Пост-вторичка | 96,600 |
Образование в Таджикистане состоит из четырех лет начальной школы, за которыми следуют две ступени средней школы (продолжительностью пять и два года соответственно). Посещение школы является обязательным с семи до семнадцати лет. В соответствии с Законом о высшем образовании и последипломном профессиональном образовании в стране предусмотрены следующие уровни высшего образования:
- Степень специалиста (дараджаи мутахассис) со сроком обучения пять лет. Пять лет обучения в университете эквивалентны степени бакалавра (четыре года) и магистра (один год).
- Степень бакалавра (дараджаи бакалавр) со сроком обучения не менее четырех лет, за исключением медицины (не менее пяти лет);
- Степень магистра (darajai magistr) со сроком обучения минимум один год.
Некоторые высшие учебные заведения до сих пор применяют старую систему, предоставляя степень специалиста (дараджаи мутахассис), по окончании которой выдается диплом специалиста, который эквивалентно признается степенью магистра высшим образованием и последипломным профессиональным образованием Таджикистана. С другой стороны, некоторые высшие учебные заведения присуждают степень бакалавра после четырех лет обучения. Таким образом, те, кто не имеет степени бакалавра по специальности, не могут поступить в магистратуру. Таджикский язык является основным языком обучения в средней школе, но в 2003 году русский язык был восстановлен в качестве обязательного второго языка.
Инициатива по измерению прав человека (HRMI) [1] считает, что Таджикистан выполняет 98,9% того, что он должен выполнять в отношении права на образование, исходя из уровня доходов страны. [2] HRMI разбивает право на образование, рассматривая права как на начальное, так и на среднее образование. Принимая во внимание уровень доходов Таджикистана, страна достигает 97,9% того, что должно быть возможно исходя из ее ресурсов (доходов) для начального образования и 100,00% для среднего образования. [3]
Образование предков таджикского народа [ править ]
По данным историко-археологических исследований предков таджикского народа (подробнее см. История Таджикистана ), первые школы (дабистаны и дабиристаны) возникли более трех тысяч лет назад. Огромное влияние на таджикскую просветительскую философию оказала арийская культура и религия зороастризм . В этот период утвердилось единство обучения и воспитания, сформировались учебные заведения и профессии учителя и ученика. Древнегреческий писатель Ксенофонт (445-355 гг. до н. э.) в своем историческом романе «Киропедия» («Воспитание Кира») подробно описывает постановку воспитания и обучения детей у «персов», то есть иранских народов. . [4]
Обзор [ править ]
Хотя официальный уровень грамотности в Таджикистане составляет 98%, низкое качество образования с 1991 года привело к снижению уровня квалификации молодых людей. Хотя образование является обязательным, многие дети не посещают его из-за экономических потребностей и проблем безопасности в некоторых регионах. В 2001 году дошкольное образование посещали менее 6% детей, имеющих на это право.
В 2005 году общие государственные расходы на образование составили около 80 миллионов долларов США, или 15,9% национального бюджета. В 2006 году планировалось увеличить эту цифру до 108 миллионов долларов США (17,3% бюджета). В 2005 году президентская программа повысила зарплаты учителей на 25%.
и узбекские школы . В городских центрах появились частные школы и колледжи, существуют русские В 2003 году, когда поправка к конституции отменила бесплатное высшее образование, действовало тридцать три высших учебных заведения. В том году общее число учащихся составило 96 600 человек. [5]
Проблемы, проблемы и опасения [ править ]
Система образования Таджикистана страдает от истощенной инфраструктуры и острой нехватки учителей всех уровней, которая будет увеличиваться из-за относительно высокого уровня рождаемости . Советская система, поддерживаемая государством, остается в силе, но плохое состояние национальной экономики и годы гражданской войны резко сократили финансирование в начале 2000-х годов; государственные расходы, однако, начали увеличиваться в 2004 году.
В ходе круглого стола «Образование в период независимости», состоявшегося 2 декабря 2010 года в Душанбе , министр образования распорядился, что 12-летняя система образования будет внедряться в три этапа. Первый этап начался в 2010–2011 учебном году, и ожидалось, что переход на 12-летнюю систему будет завершен к 2016 году. [6]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Инициатива по измерению прав человека – первая глобальная инициатива по отслеживанию соблюдения прав человека в странах» . Humanrightsmeasurement.org . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ «Таджикистан – Трекер прав HRMI» . www.righttracker.org . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ «Таджикистан – Трекер прав HRMI» . www.righttracker.org . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ Ксенофонт.Киропедия. - М.: Наука, 1976, - с. 126
- ^ Профиль страны Таджикистана . Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (январь 2007 г.). В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ОБЪЯВЛЕННЫЕ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ТАДЖИКИСТАНА. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine Ховар, 2 декабря 2010 г., по состоянию на 13 января 2011 г.