Образование в Йемене
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( июнь 2022 г. ) |
Йемен занял 150 место из 177 в Индексе человеческого развития 2006 года и 121 место из 140 стран в Индексе гендерного развития (2006 год). [1] В 2005 году 81 процент населения школьного возраста Йемена посещал начальную школу; охват женского населения составил 74 процента. Затем, в 2005 году, около 46 процентов населения школьного возраста были зачислены в среднюю школу, в том числе только 30 процентов женщин, имеющих на это право. [2] Страна все еще пытается обеспечить необходимую инфраструктуру. Школьные помещения и учебные материалы низкого качества, классных комнат слишком мало, а преподавательский состав неадекватен.
Правительство сделало развитие системы образования своим главным приоритетом. Доля бюджета, выделяемая на образование, оставалась высокой в течение последнего десятилетия. [ который? ] , в среднем от 14 до 20% [3] от общих государственных расходов и по состоянию на 2000 год составляет 32,8 процента. [4] Расходы на образование в 2001 году составили 9,6 процента ВВП. [4] как показано на графике ниже. В стратегическом видении на следующие 25 лет, начиная с 2000 года, правительство обязалось внести существенные изменения в систему образования, тем самым сократив уровень неграмотности до менее 10% к 2025 году. [5] Хотя правительство Йемена обеспечивает всеобщее, обязательное и бесплатное образование для детей в возрасте от шести до 15 лет, тем более Государственный департамент США сообщает, что обязательное посещение не соблюдается.
История [ править ]
Согласно Документу о стратегии сокращения бедности Йемена 2002 года, базовое образование по-прежнему не в состоянии обеспечить всех детей школьного возраста (6–14 лет). [6] В период с 1991 по 2004 год уровень охвата начальным образованием в Йемене увеличился с 73% до 87% для мужчин и с 28% до 63% для женщин. [7] Основными проблемами образования в Йемене являются слабая система образования, рассредоточенность населения, недостаточное государственное финансирование, отсутствие институционального потенциала, необходимого для эффективного предоставления базовых образовательных услуг, а также необходимость детей работать, чтобы прокормить свои семьи. от посещения школ. Существуют также социальные факторы, которые удерживают детей, и особенно девочек, отпосещение школы, например, большое расстояние от школы, отсутствие транспорта и однополые школы в сельской местности, низкий уровень подготовки и квалификации учителей, разрыв в наборе мальчиков и девочек, слабый институциональный потенциал от Министерства до школьного уровня, и низкий уровень участия сообщества [8]
Усилия правительства в области образования начались в 1962 году, когда была основана Йеменская Арабская Республика . В 1970-е годы в Йемене наблюдалось расширение базового образования; однако между Севером и Югом существовало определенное неравенство, и они адаптировали очень разную политику в области образования до своего объединения в 1990 году. Традиционно Северный Йемен был очень закрытым обществом, и образование ограничивалось только религиозными школами, где дети запоминали Коран или в школы, управляемые местными инициативами. Однако не все дети могли иметь доступ к этим школам, и большинство учащихся составляли мальчики, а девочек посещало мало.
Развитие образования в Южном Йемене началось в 1967 году после ухода Великобритании. Во время британской оккупации Юга образование было доступно только в Адене . Начальные и средние школы существовали в каждом небольшом городке Стимер-Пойнт, Кратер, Шейх-Отман и т. д. В Хормаксаре была только одна средняя школа для девочек, а в Кратере и Стимер-Пойнт - две частные школы. [9]
В 1970-е годы для новой республики было разработано несколько образовательных планов, и ситуация с образованием на Юге действительно улучшилась по сравнению с ситуацией на Севере. Система образования на севере адаптирована к схеме 6-3-3 (6 лет начальной школы, 3 года подготовительной, 3 года средней школы). Юг также адаптировал ту же систему образования; однако оно изменилось на 8-4 (8-летняя интегрированная школа, 4-летняя средняя школа). [10] Среднее образование имело возможность выбора академического, профессионального, технического или педагогического образования.
После объединения Северного и Южного Йемена в 1990 году эти две системы образования были объединены в единую систему и адаптирована 9-3 (9 лет базового образования, 3 года среднего образования). Наряду с этим набор в 11 и 12 классы был диверсифицирован на естественнонаучные и литературные направления. [3] Объединенный Йемен столкнулся с рядом образовательных проблем, таких как отсутствие бюджета на образование, отсутствие государственного руководства, нехватка йеменских учителей, перенаселенность и неэффективность управления. Всемирная конференция по образованию для всех В том же году, когда произошло его объединение, в Джомтьене, Таиланд, прошла . В ответ на эту конференцию Министерство образования Йемена разработало несколько национальных стратегий в области образования в сотрудничестве со Всемирным банком и странами-донорами.
Система управления образованием [ править ]
Есть несколько министерств, которые управляют системой образования на разных уровнях. Общее образование находится в ведении Министерства образования). Профессионально-технические училища и общественные колледжи находятся в ведении Министерства технического образования и профессиональной подготовки. Высшее образование регулируется Министерством высшего образования и научных исследований. Существует также небольшой частный сектор, на долю которого приходится по 2% учащихся базового и среднего образования и 15% учащихся университетов в 2005 году. [4]
Правительство Йемена субсидирует государственное образование на всех уровнях. Большая часть увеличения расходов в секторе образования приходится на послесреднее образование. Увеличение расходов привело к большему расширению образовательных услуг. Из 250 000 студентов в 1970 году сейчас около 4,3 миллиона учащихся получают базовое образование. Кроме того, в период с 1996 по 2004 год набор студентов в среднюю школу увеличился с 324 000 до 595 000, а в университеты - со 104 000 до 201 000 студентов. [3]
Недавно правительство Йемена начало работу по улучшению коммуникации и координации политики между тремя министерствами, чтобы иметь более интегрированное видение образования. Правительство также работало в сотрудничестве с правительствами Нидерландов, Германии и Великобритании, а также с мультидонорскими организациями, такими как Всемирный банк, DFID и Канадское агентство международного развития, чтобы добиться существенных улучшений в системе образования на всех уровнях. [3]
Базовое образование [ править ]
В Йемене базовое образование включает девять лет базового обязательного образования для детей в возрасте от 6 до 14 лет. В 2003 году правительство разработало Национальную стратегию развития базового образования, целью которой является предоставление образования 95% йеменских детей в возрасте от 6 до 14 лет, а также сокращение разрыва между мужчинами и женщинами в городских и сельских районах. [11]
базового образования Программы
Программа расширения базового образования BEEP ) (
С 1997 года Всемирный банк и Министерство образования начали изучать текущую ситуацию с образованием в Йемене и разрабатывать стратегии по расширению базового образования. После долгого обсуждения Всемирный банк признал ее Программой расширения базового образования (BEEP) и на ее реализацию было выделено около 60 миллионов долларов США.
Эта программа была специально направлена на увеличение охвата сельских девочек обучением в первые шесть лет базового образования путем улучшения доступа, качества и наращивания потенциала. BEEP оказался успешным, и пилотный проект распространился на все 20 провинций.
базового образования ( Проект развития ) BEDP
В августе 2000 года Всемирный банк одобрил Программу развития базового образования (BEDP), которая стала продолжением и расширением Программы расширения базового образования (BEEP). Он реализуется при сотрудничестве DFID и Нидерландов с июня 2004 года.
BEDP включает в себя строительство и восстановление школ (1–9 классов), включая туалеты, средства гигиенического мытья рук и питьевую воду, ограждающие стены и лаборатории, а также закупку лабораторного оборудования (включая химические материалы) для 1–9 классов.
Целью BEDP является реализация планов во всех провинциях, в то время как действие BEDS (Стратегии развития базового образования) сосредоточено в четырех конкретных провинциях. Размер этого совместного проекта (BEDP) составляет 120 миллионов долларов США и составляет основу BEDS.
В ноябре 2006 года EKN и DFID подписали соглашение о Целевом фонде технической помощи. Этот фонд был выделен для поддержки операций BEDP, таких как проекты подготовки к среднему образованию девочек и подготовка проекта II профессионального обучения, инициированного Всемирным банком.
Стратегия развития базового образования (BEDS) [ править ]
В 2002 году правительство разработало национальную стратегию развития базового образования (BEDS) при поддержке различных партнеров по развитию и заинтересованных сторон.[13] Этот проект сначала реализовывался в четырех округах провинции Сана, а в 2002 году расширился, чтобы охватить 50% округов провинций Сана, Амран, Махвет и Аль-Дхалеа. Позже он был распространен на все 61 район четырех провинций.[14]
У BEDS были следующие цели; повышение уровня охвата до 95% к 2015 году, улучшение качества преподавания, модернизация учебной программы, реформа школьного управления, улучшение управления фондами, децентрализация управления образовательными услугами, расширение доступности школьных помещений для девочек, использование недостаточно используемых классных помещений, введение двойного смены, строительство новых школ на основе школьного картирования, расширение участия сообщества. [15]Правительство провело серию консультативных встреч и семинаров с гражданскими заинтересованными сторонами для формирования чувства ответственности среди граждан. Во встречах приняли участие более 400 граждан мужского и женского пола, которые были представителями Комитета женщин, Союза учителей, родительских и студенческих советов как на центральном, так и на местном уровнях.[13]
Мониторинг реализации BEDS осуществлялся Межминистерским руководящим комитетом (ISC) под руководством Технической группы (TT). Техническая группа также отвечала за регулярную координацию с донорским сообществом. Ответственность за фактическую деятельность и реализацию BEDS несло Министерство образования, в состав которого входят органы власти и организации на децентрализованном уровне.[16]
На реализацию BEDS большое влияние оказали такие экономические ситуации, как снижение цен на нефть, ущерб сельскому хозяйству из-за засухи и сокращение внешней поддержки. Когда этим основным ресурсам национальной экономики был нанесен ущерб, экономика Йемена не обладала способностью продолжить реализацию плана.[17]
В 2004 году была подписана Декларация о партнерстве по реализации BEDS между правительством Йемена и Всемирным банком, ЮНИСЕФ , ВПП , МОТ , ЮНЕСКО , правительствами Германии, Великобритании, Нидерландов, Франции, ЕС. [18]
Целью этой Декларации является гармонизация стратегий и эффективное распределение всех государственных и донорских ресурсов на базовое образование. Благодаря этому партнерству реализация BEDS получила сильных спонсоров и продемонстрировала значительный прогресс.[16]
Инициатива ускоренного содействия ОДВ (FTI) [ редактировать ]
После саммита «Большой восьмерки» в июне 2002 года Йемен был приглашен принять участие в инициативе «Образование для всех: ускоренный процесс» (EFA: FTI). FTI был запущен в апреле 2002 года как глобальное партнерство между донорами и развивающимися странами для ускорения достижения Целей развития тысячелетия в области образования в 2015 году. Йемен сталкивается с быстрым ростом населения и нуждается в дополнительных средствах для расширения своей образовательной стратегии.
Правительство разработало предложение FTI на основе Стратегии развития базового образования (BEDS) и Предложения по стратегии сокращения бедности в сотрудничестве со Всемирным банком. Это предложение было рассмотрено в октябре 2002 года в Брюсселе и одобрено на встрече доноров, состоявшейся в Париже в 2003 году. Год спустя десять миллионов долларов США были переданы правительству в качестве каталитического фонда.
FTI поддерживал базовое образование в основном в провинциях Аль-Байда, Дхамар, Ходейда и Хаджа, и часть этого гранта была выделена провинциям Аль-Джуф, Шабова и Лахедж. Целевые группы были созданы для укрепления и облегчения реализации между правительство и доноры.
Министерство образования продвигало политику реформ, следуя системе FTI, и уделяет особое внимание мониторингу, качеству и эффективности предоставления услуг. Министерство образования также участвовало в административной реформе и укрепило отношения с местными органами власти. Старшие технические представители Министерства образования и представители местного правительства провели несколько семинаров по распределению средств FTI. В центральном министерстве и местном департаменте образования был создан комитет заместителей министров для наращивания потенциала в области управления образованием и разработки политики среди административного персонала. Участие должностных лиц местных органов власти способствовало отражению их голоса в разработке политики. и принесло им серьезный стимул для реализации плана.
Регистрация [ править ]
Правительство увеличило государственные расходы на базовое образование и выделило 17,2% государственных расходов в 2003 году и 16,97% в 2004 году, что составляет около 4,5% ВВП.
Количество школ основного образования увеличилось примерно с 9930 школ в 2000 году до 10293 школ в 2002 году и 10684 в 2004 году. Количество классных комнат также увеличилось с 97 462 классов в 2003 году до 98 329 в 2004 году. В частности, более двух третей числа школ в сельской местности были построены классы, включая частные школы. Увеличение общего количества учащихся связано с особым вниманием, таким как освобождение от платы за обучение или программ школьного питания для детей из бедных семей. Эти программы помогли 106 169 девочкам в 1272 школах. В 2004 году действовала служба сухого питания, которой были охвачены 248 244 девочки начального уровня образования.
Эти проекты способствовали повышению уровня охвата базовым образованием (6–14 лет) до 72% для мальчиков и 42% для девочек в 1999 году[21]. В 2004 году уровень зачисления увеличился до 87% для мальчиков и 63% для девочек. В Йемене только около трети (36%) работающих детей в возрасте от 10 до 14 лет посещают школу по сравнению с 58% неработающих детей. У девочек этот показатель еще ниже. Серьезной проблемой является удержание девочек на уровне базового образования; из каждых 100 девочек, поступивших в базовое образование в 1 класс, только 25% заканчивают 9 класс, что ограничивает набор в среднюю школу. [12]
Среднее образование [ править ]
После девяти лет начального образования учащиеся получают аттестат средней школы и посещают среднюю школу в течение трех лет. Помимо обычных средних школ для подготовки к поступлению в университет, имеются средние технические школы, центры профессиональной подготовки, ветеринарная школа, Институт подготовки медицинских кадров и несколько сельскохозяйственных средних школ. Есть также исламские школы и частные школы. В обычных средних школах в течение первого года обучения учащиеся изучают общую учебную программу, после чего учащимся предоставляется выбор: научное или литературное направление.В конце третьего года обучения студенты сдают экзамены, и студентам, сдавшим экзамен, выдается «Аль Танавия» (Свидетельство об общем среднем образовании). В 1999/2000 учебном году в системе среднего образования обучались 439 129 мальчиков и 324 493 девочки.
Система среднего школьного образования по-прежнему нуждается в правильном управлении. Лишь в 21% школ учатся более 180 учащихся (13% сельских и 47% городских школ), что является минимальным количеством учащихся, необходимым для существования жизнеспособной средней школы, предлагающей два обязательных академических направления. Кроме того, только 27% школ предлагали два параллельных потока в 11 и 12 классах. Предоставление образования частным сектором также не является жизнеспособным вариантом из-за чрезмерных нормативных барьеров, ограничивающих частное финансирование. Тогда размещение учителей также неэффективно. В некоторых школах наблюдается избыток некоторых учителей по отдельным предметам, тогда как в других школах может быть нехватка учителей по тем же предметам. В системе образования также отсутствует официальная программа развития профессионального преподавания. Кроме того, различные министерства не имеют координации в вопросах повышения квалификации учителей. Ежегодно университеты заканчивают около 15 000 студентов с педагогическим образованием. Из этих 6000–7000 учителей наняты в основном в сфере базового образования. [12]
Общий уровень охвата средним образованием в Йемене в 2005 году составил 45,6 процента. Средний показатель по странам Ближнего Востока и Северной Африки составляет 73,4 процента. Девочки живут хуже, чем мальчики, особенно в сельской местности. В 2006 году чистый коэффициент посещаемости средней школы ЧКП составлял 60,4% для мужчин и 55,7% для женщин, с разницей в 17 процентных пунктов между ЧКП в городских и сельских районах для мужчин и разницей в 25,9 процентных пункта для женщин. [13] В июле 2007 года Кабинет министров утвердил Национальную стратегию общего среднего образования, направленную на обеспечение высококачественного среднего образования для перехода к высшему образованию и рынку труда на справедливой и экономически эффективной основе. Эта стратегия будет направлена на сокращение как гендерного, так и географического неравенства в получении среднего образования. [14]
Университетское образование [ править ]
Университетское образование длится 4 года, за исключением инженерного дела и медицины, для которых требуется от 5 до 6 лет соответственно. Есть семь государственных университетов в Сане , Адене , Ходейде, Таизе , Иббе, Дхамаре и Хадрамауте (Мукаллах), а также пять частных университетов и религиозных университетов. Кроме того, в Сане и Адене есть два общественных колледжа. В 2005/06 году в государственные университеты поступило около 174 000 человек, а в частные университеты (2005/06 год) поступило около 12 000 человек. [15]
Результаты экзаменов Танавия очень важны для поступления в университет, и требуемый балл варьируется в зависимости от факультета. Процент тех, кто получает университетское образование, составляет менее 10 процентов.
В 2001 году было создано Министерство высшего образования и научных исследований для удовлетворения потребностей социального развития. Ежегодно около 300–400 студентов, стремящихся получить качественное образование, отправляются на обучение за границу. США, Великобритания и другие европейские страны, а также Индия являются популярными странами для получения высшего образования. Национальная стратегия высшего образования 2006 года также направлена на обеспечение множества направлений в сфере образования. [16]
Высшему образованию в Йемене еще предстоит пройти долгий путь, несмотря на большие инвестиции в этот уровень, соотношение преподавателей и студентов не является благоприятным, оборудование и учебные ресурсы очень плохие; высокий уровень прогулов среди профессоров; отсутствие систематического процесса пересмотра и обновления учебных программ; нехватка лабораторий и компьютеров для студентов-инженеров. Также существует потребность в децентрализованной системе использования средств. [15]
Йеменские университеты [ править ]
- Университет Саны
- Университет Адена
- Университет Хадрамаут
- Университет Таиз
- Университет Тамар
- Университет Ходейды
- Университет Ибба
- Университет науки и технологий (Йемен)
- Университет Аль-Ахгафф
- Иманский университет
- Университет Королевы Арвы
- Йеменский университет
- Ливанский международный университет (Йемен)
Техническое образование и профессиональная подготовка (ТЭВТ) [ править ]
Существуют курсы для TEVT на уровне базового и среднего образования. Правительство прилагает усилия по расширению TEVT на различных уровнях; тем не менее, оно все еще относительно невелико: на его долю приходится лишь один из 200 студентов всех уровней и один из восьми выпускников высших учебных заведений. Также менее одного процента студентов TEVT составляют женщины. Частный сектор также очень мал и ограничивается предложением определенных типов программ обучения и повышения квалификации. Система TEVT также жесткая, поскольку большинству студентов TEVT после окончания средней школы не предлагаются какие-либо курсы даже в местных колледжах или университетах. Тогда единственный вариант получения высшего образования, доступный этим выпускникам TEVT, — это продолжить обучение после среднего образования сроком до трех лет. [17]
Существует необходимость расширить ряд возможностей трудоустройства в стране за счет расширения государственного и частного сотрудничества. Кроме того, TEVT следует предоставлять на основе текущего спроса на рынке труда, а не на основе предложения. Новое министерство пытается улучшить свою систему управления, чтобы сделать ее более эффективной посредством Национальной стратегии профессионально-технического образования. [18]
Рост безработицы [ править ]
Безработица является серьезной проблемой, которую необходимо решать, поскольку население растет, а система образования изо всех сил пытается удовлетворить новые требования на рынке труда. В 1999 году безработица среди молодежи составляла 18,7, и, как и везде на Ближнем Востоке и в Северной Африке, безработица среди женщин с высшим образованием также была очень высокой. По оценкам, из-за отсутствия обследований рабочей силы с 1999 года число безработных может вырасти до миллиона в 2006 году. [19] это около 16,5% рабочей силы. [20]
Недостаток квалификации рабочей силы также является одной из основных проблем, упомянутых в «Ведении бизнеса 2009», для частных компаний при открытии бизнеса в Йемене. [20]
Образование девочек [ править ]
Уровень зачисления девочек в Йемен является самым низким в странах Ближнего Востока, и существует огромное неравенство между мальчиками и девочками, а также между городскими и сельскими районами.Низкий уровень участия девочек в образовании объясняется несколькими социокультурными факторами. Традиция ранних браков в сельской местности препятствует школьному обучению девочек и приводит к высокому проценту отсева. Целомудрие девушек имеет большое значение в сельской местности; поэтому родители не желают отправлять девочек в смешанные школы. Кроме того, негативное отношение общества к образованию девочек и нехватка учителей-женщин способствуют низкому набору женщин в школу. [21]
Ограниченное количество школ, возможности трудоустройства, перенаселенность и низкое качество образования не позволяют семьям отправлять своих девочек в школу. Кроме того, консервативное отношение учителей-мужчин к девочкам, удаленность от школ в сельской местности, нехватка книг и учебных материалов, а также финансовые трудности родителей ограничивают возможности девочек для получения образования. [22]
Грамотность [ править ]
По данным ООН , уровень грамотности взрослого населения Йемена в 2007 году составлял 40,5 процента женщин и 77 процентов мужчин. Общий уровень грамотности населения в возрасте 15 лет и старше составил 49 процентов. Уровень грамотности повысился с 37,1 процента в 1994 году до 58,9 процента в 2007 году. [23] Для сравнения, в странах с низкими доходами уровень грамотности взрослого населения в среднем составляет около 60 процентов.
См. также [ править ]
- Список университетов Йемена
- Мобильные школы в Йемене
- Образование на Ближнем Востоке и в Северной Африке
- История Йемена
Ссылки [ править ]
- ^ «Всемирный банк 2008. Проект развития среднего образования и доступа девочек». Документ об оценке проекта. стр. 1. Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия» (PDF) . 2008.
- ^ База данных Института статистики ЮНЕСКО
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Всемирный банк, 2008 г.». Проект «Развитие среднего образования и доступ девочек». Документ об оценке проекта.pp1» (PDF) . 2008.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с База данных EdStats Всемирного банка за 2008 год.
- ^ Админ (2008). «Республика Йемен, Отчет Министерства образования за 2008 год». Развитие образования в Йеменской Республике."pp3" (PDF) . Международное бюро образования . Архивировано из оригинала (PDF) 12 октября 2017 г. Проверено 5 июня 2009 г.
- ^ «Министерство планирования и международного сотрудничества. Документ о стратегии сокращения бедности (PRSP) 2002» (PDF) . 2002. Архивировано из оригинала (PDF) 18 мая 2004 г. Проверено 22 апреля 2007 г.
- ^ «База данных гендерной статистики GenderStats Группы Всемирного банка» .
- ^ «Офис Группы Всемирного банка в Сане. 2002 год. ОБНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ЙЕМЕНА. Выпуск 10. Группа социального и экономического развития (MNSED), регион Ближнего Востока и Северной Африки» (PDF) . 2002.
- ^ Лейла Номан (2002). «Британско-йеменское общество по образованию девочек в Йемене» . Архивировано из оригинала 29 марта 2007 г. Проверено 22 апреля 2007 г.
- ^ А. Аль-Амри.; Д. Аннузаили.; А. Аль-Дерам. (2003). «Обзор положения детей, женщин и РДРВ в Йемене. Виртуальный университет развития детей раннего возраста (ECDVU)» (PDF) . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Админ (2008). «Республика Йемен, Отчет Министерства образования за 2008 год». Развитие образования в Йеменской Республике."pp5" (PDF) . Международное бюро образования . Архивировано из оригинала (PDF) 12 октября 2017 г. Проверено 5 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Всемирный банк, 2008 г.». Проект «Развитие среднего образования и доступ девочек». Документ об оценке проекта.pp2» (PDF) . 2008.
- ^ Республика Йемен, Министерство здравоохранения и народонаселения. Кластерное исследование по множеству показателей в Йемене, 2006 г. стр. 110. Всемирный банк, 2008 г. «Проект развития среднего образования и доступа девочек». Документ об оценке проекта. стр. 2. , 2008 г.
- ^ «Всемирный банк, 2008 г.». Проект «Развитие среднего образования и доступ девочек». Документ оценки проекта.pp1.Справочная точка 5» (PDF) . 2008.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Проект высшего образования II». Информационный документ о проекте , 2008 г.
- ^ Республика Йемен, Министерство здравоохранения и народонаселения. Кластерное исследование по множественным показателям в Йемене, 2006 г., стр. 110. Всемирный банк, 2008 г., «Проект развития среднего образования и доступа девочек». Документ об оценке проекта. стр. 9 , 2008 г.
- ^ «Всемирный банк. Непройденный путь: реформа образования на Ближнем Востоке и в Северной Африке» . 2008.
- ^ «Всемирный банк 2007». Второй проект профессионального обучения. «Информационный документ о проекте. Всемирный банк» (PDF) . 2007.
- ^ Всемирный банк, 2008 г., «Обзор политики развития Йемена», стр. 9 , 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Всемирный банк, 2009 год. Краткая информация о Йемене» . 2009.
- ^ ЮНЕСКО (2005). «ОЦЕНКА ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ ЙЕМЕНА» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г. Проверено 22 апреля 2007 г.
- ^ Аль-Амри, Д. Аннузаили и А. Аль-Дерам. (2003 (2003). «А. Обзор положения детей, женщин и РДРВ в Йемене. Виртуальный университет развития детей раннего возраста (ECDVU)». « .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Статистический институт ЮНЕСКО , 2008 г.