Образование в Пакистане
Образовательный надзор | |
---|---|
Рана Танвир Хусейн | Министр образования |
Общие сведения | |
Основные языки | английский , урду |
Тип системы | Государственные, федеральные и частные |
Грамотность (2022 г.) [1] ) | |
Общий | 72 |
Мужской | 81.22% |
Женский | 54.71% |
Регистрация | |
Общий | 32,33% населения [2] |
Начальный | 67.57% [2] |
вторичный | 43.82% [2] |
Пост-вторичка | 14.85% [2] |
Образование в Пакистане контролируется Федеральным министерством образования и правительствами провинций , в то время как федеральное правительство в основном помогает в разработке учебных программ, аккредитации и финансировании исследований и разработок. Статья 25-А Конституции Пакистана обязывает государство обеспечивать бесплатное и обязательное качественное образование детям в возрасте от 5 до 16 лет. «Государство обеспечивает бесплатное и обязательное образование всем детям в возрасте от пяти до шестнадцати лет в порядке, установленном законом». [3] Учитывая проблемы, с которыми сталкивается молодежь в Пакистане, неудивительно, что состоятельные и образованные молодые люди и специалисты предпочитают покидать страну всякий раз, когда у них есть такая возможность, что усугубляет явление утечки мозгов . [4]
Система образования в Пакистане [5] Обычно делится на шесть уровней: дошкольный (для детей от 3 до 5 лет), начальный (с первого по пятый годы), средний (с шестого по восьмой классы), средний (девятый и десятый классы, ведущий к получению аттестата о среднем образовании или SSC). ), промежуточные (одиннадцатый и двенадцатый классы, ведущие к получению аттестата о высшем среднем образовании или HSSC), и университетские программы, ведущие к получению степени бакалавра и магистра . [6] Комиссия по высшему образованию, созданная в 2002 году, отвечает за все университеты и институты, присуждающие ученые степени. [7] Он был основан в 2002 году, а его председателем-учредителем был Атта-ур-Рахман. [8]
В Пакистане по-прежнему низкий уровень грамотности по сравнению с другими странами. [9] По состоянию на 2016 год [update] Уровень грамотности в Пакистане колеблется от 82% в Исламабаде до 23% в районе Торгар . [10] Уровень грамотности варьируется в зависимости от пола и региона. В племенных районах грамотность женщин составляет 9,5%. [11] в то время как в Азаде Кашмире уровень грамотности составляет 74%. [12] Население Пакистана детей, не посещающих школу (22,8 миллиона детей), является вторым по величине в мире после Нигерии . [13] Согласно данным, Пакистан сталкивается с серьезной проблемой безработицы, особенно среди образованной молодежи: более 31% из них являются безработными. Более того, женщины составляют 51% от общего числа безработных, что подчеркивает гендерное неравенство в возможностях трудоустройства. [14] Пакистан выпускает около 445 000 выпускников университетов и от 25 000 до 30 000 выпускников компьютерных наук в год По состоянию на 2021 год. [update]. [15]
Этапы формального образования
Начальное образование [ править ]
Лишь около 67,5% пакистанских детей заканчивают начальную школу. [16] Стандартная национальная система образования в основном основана на английской образовательной системе . Дошкольное образование рассчитано на 3–5 лет и обычно состоит из трех этапов: игровая группа, детский сад и детский сад (также называемый «KG» или «Prep»). После дошкольного образования учащиеся проходят начальную школу с 1 по 5 классы. Затем следует средняя школа с 6 по 8 классы. В средней школе однополое обучение сообщество обычно предпочитает совместное обучение , но также допускается . распространено в городских городах. Учебная программа обычно зависит от учебного заведения. Восемь обычно изучаемых дисциплин:
- Искусство
- Компьютерные исследования и ИКТ
- Общие науки (включая физику , химию и биологию )
- Современные языки с литературой, например, урду и английский.
- Математика
- Религиозное образование, т.е. исламоведение
- Социальные исследования (включая граждановедение , географию , историю , экономику , социологию и иногда элементы права , политики и PHSE )
Большинство школ также предлагают изучение драматического искусства , музыки и физкультуры, но они обычно не проверяются и не выставляются оценки. домоводство Студенткам иногда преподают , тогда как темы, связанные с астрономией , природопользованием и психологией, часто включаются в учебники по общенаучным дисциплинам. Иногда археология и антропология широко преподаются в учебниках обществознания. SRE не преподается в большинстве школ Пакистана, хотя эта тенденция осуждается некоторыми городскими школами. Провинциальные и региональные языки, такие как пенджаби , синдхи , пушту и другие, могут преподаваться в соответствующих провинциях, особенно в школах с языковым языком обучения. Некоторые институты преподают на иностранных языках, таких как немецкий , турецкий , арабский , персидский , французский и китайский . Язык обучения зависит от характера самого учебного заведения, будь то школа с преподаванием на английском языке или школа с преподаванием на урду.
По состоянию на 2009 год в Пакистане чистый показатель посещаемости начальной школы для обоих полов составляет 66%, что ниже расчетного мирового среднего показателя в 90 процентов. [17]
«Мать: Али, ты не собираешься сегодня молиться?
Али: Мама,... плохо себя чувствую.
Мать: ...ты уже взрослый,
..не должен пропустить ваши молитвы.
Али: Мама! Почему мы молимся?
Мать: Потому что... чтобы поблагодарить АЛЛАХА.
Всемогущий за Свои благословения.
Али: Можем ли мы пропустить молитвы?
хотя бы на один день?
Мать: Нет, мы не можем.
Али: Хорошо, мама. Я не пропущу...
Мать: Хорошо..."
~Английский учебник
Совет по учебникам Пенджаба
8-го класса в Пакистане
[18]
По состоянию на 2007 год [update]Государственные расходы на образование составили 2,2 процента ВНП, незначительное увеличение по сравнению с 2 процентами до 1984–1985 годов. Очень небольшая часть (всего около 12%) общих национальных ассигнований на образование идет на высшее образование, при этом около 88% тратится на образование более низкого уровня. Учреждения низшего образования, такие как начальные школы, страдают от таких условий, поскольку классы с низкими доходами не могут пользоваться субсидиями и качественным образованием. [19]
Среднее образование [ править ]
Среднее образование в Пакистане начинается в 9 классе и длится четыре года. После окончания каждого учебного года учащиеся должны сдать национальный экзамен, проводимый региональным советом среднего и среднего образования (или BISE).
Ожидается, что по завершении 9-го класса учащиеся сдадут стандартизированный тест по каждой из первых частей своих академических предметов (SSC-I). Они снова сдают эти тесты вторых частей тех же курсов в конце 10 года обучения (SSC-II). После успешной сдачи этих экзаменов им выдается аттестат о среднем образовании (или SSC). На местном уровне это называется « аттестат зрелости » или сокращенно «аттестат зрелости». Учебная программа обычно включает в себя комбинацию восьми курсов, включая факультативные (такие как биология, химия, компьютер и физика), а также обязательные предметы (такие как математика, английский язык, урду, исламоведение и пакистановедение). Общая сумма баллов за Matric составляет 1100, разделенных между 9 и 10 местами. [20] Оценки распределяются каждый год следующим образом: 75 баллов за математику, английский язык и урду, 50 баллов за исламоведение (или этику для студентов-немусульман) и пакистановедение, 65 баллов за естественные науки (биология, химия, физика). За практические занятия отводится дополнительно 90 баллов (по 30 по каждой науке). Затем студенты поступают в колледж среднего уровня и заканчивают 11 и 12 год обучения. По завершении каждого из двух лет они снова сдают стандартизированные тесты по своим академическим предметам (HSSC-I и HSSC-II). После успешной сдачи этих экзаменов учащиеся получают аттестат о высшем среднем образовании (или HSSC). Этот уровень образования также называется FSc /FA/ICS или «средним». Студенты в возрасте 11 и 12 лет могут выбрать множество направлений, например, домедицинские, прединженерные, гуманитарные (или социальные науки), информатика и коммерция. Каждый поток состоит из трех факультативных, а также трех обязательных предметов: английского языка, урду, ислама (только 11-й класс) и пакистановедения (только 12-й класс).
Альтернативные квалификации в Пакистане доступны, но их поддерживают другие экзаменационные комиссии , а не BISE. Наиболее распространенной альтернативой является общий сертификат об образовании (или GCE), где SSC и HSSC заменяются обычным уровнем (или уровнем O) и продвинутым уровнем (или уровнем A) соответственно. Другие квалификации включают IGCSE , который заменяет SSC. GCE и GCSE O Level, IGCSE и GCE AS/A Level управляются британскими экзаменационными комиссиями CIE Cambridge Assessment и/или Edexcel International компании Pearson PLC . Обычно студенты выбирают 8–10 курсов на уровнях GCE O и 3–5 на уровнях GCE A.
Advanced Placement (или AP) — альтернативный вариант, но гораздо менее распространенный, чем GCE или IGCSE. Это заменяет среднее школьное образование на «Среднюю школу». Экзамены AP контролируются североамериканской экзаменационной комиссией College Board и могут проводиться только под контролем центров, зарегистрированных Советом колледжей, в отличие от GCE O/AS/A Level и IGCSE, которые можно сдавать в частном порядке.
Другой тип образования в Пакистане называется «Техническое образование» и сочетает в себе техническое и профессиональное образование. Профессиональная учебная программа начинается в 5 классе и заканчивается в 10 классе. [21] Три совета: Совет технического образования Пенджаба (PBTE), Совет технического образования KPK (KPKBTE) и Совет технического образования Синда (SBTE), предлагающие Matric Tech. курс под названием «Аттестат технической школы» (TSC) (эквивалент 10-го класса) и диплом младшего инженера (DAE) по таким инженерным дисциплинам, как гражданское строительство, химия, архитектура, механика, электротехника, электроника, компьютер и т. д. DAE — это трехлетняя программа обучения, которая соответствует 12 классу. Обладателей дипломов называют младшими инженерами. Они могут либо заняться своей областью деятельности, либо поступить в бакалавриат технических наук. и BE по соответствующей дисциплине после DAE.
Кроме того, квалификация уровня A, унаследованная британской системой образования, широко распространена в частных школах Пакистана. Отбираются три-четыре предмета, исходя из интересов ученика. Обычно он делится на комбинацию аналогичных предметов в одной категории, таких как бизнес, искусство и науки. Это двухлетняя программа. Учреждения уровня A отличаются от средней школы. Вы должны обеспечить поступление в такое учебное заведение после окончания средней школы, т.е. эквивалентом британской системы является уровень O. Уровни O и A обычно не преподаются в одной школе.
Высшее образование [ править ]
Согласно Всемирному обзору образования ЮНЕСКО 6% пакистанцев (9% мужчин и 3,5% женщин ) имели высшее образование. за 2009 год, по состоянию на 2007 год [22] Пакистан планирует увеличить этот показатель до 10% к 2015 году, а затем до 15% к 2020 году. [23] Существует также большое разнообразие между возрастными когортами. Менее 6% людей в возрастной группе 55–64 лет имеют высшее образование по сравнению с 8% в возрастной группе 45–54 лет, 11% в возрастной группе 35–44 лет и 16% в возрастной группе 25–34 лет. [22]
После получения HSSC студенты могут учиться в профессиональном институте на курсах бакалавриата , таких как инженерное дело (BE/BS/BSc Engineering), медицина (MBBS), стоматология (BDS), ветеринарная медицина (DVM), право (LLB), архитектура. (BArch), фармация (Pharm.D) и сестринское дело (бакалавр сестринского дела). Эти курсы требуют четырех или пяти лет обучения. Советами по аккредитации, которые аккредитуют вышеуказанные профессиональные степени и регистрируют этих специалистов, являются: Инженерный совет Пакистана (PEC), Медицинская комиссия Пакистана (PMC), Совет ветеринарной медицины Пакистана (PVMC), Совет адвокатов Пакистана (PBC), Совет архитекторов и городских властей Пакистана. Планировщики (PCATP), Аптечный совет Пакистана (PCP) и Совет медсестер Пакистана (PNC). Студенты также могут посещать университет для получения степени бакалавра гуманитарных наук (BA), бакалавра наук (BSc), бакалавра коммерции (BCom) или бакалавра делового администрирования (BBA).
В Пакистане существует два типа курсов бакалавриата: Pass или Honors. Для получения степени требуется два года обучения, и студенты обычно изучают три дополнительных предмета (например, химию [образования] или экономику ) в дополнение к почти равному количеству обязательных предметов (таких как английский язык , исламоведение и пакистановедение ). Для получения степени с отличием требуется четыре года обучения, и студенты обычно специализируются в выбранной области обучения, например, в области биохимии (бакалавр с отличием в области биохимии).
Pass Bachelor’s в настоящее время постепенно прекращается с отличием по всей стране.
Что касается программ подготовки учителей, существует несколько путей, по которым может пойти начинающий учитель. Первый вариант включает в себя; 12 лет обучения. Затем человек получит степень младшего специалиста в области образования. Наконец, им предстояло получить степень бакалавра педагогики еще на два года, чтобы стать учителем начальной школы. Второй доступный вариант будет включать 12 лет обучения и четыре года обучения для получения степени бакалавра образования для преподавателей начальной или средней школы. Другие варианты варьируются от 14 до 16 лет обучения. Наконец, можно было получить степень магистра или доктора философии. в образовании. Согласно статье «Педагогическое образование в Пакистане»: по всему Пакистану существует множество педагогических институтов. В прошлом около 40 000 учителей проходили обучение по краткосрочным программам в год. Даже несмотря на такой объем подготовки, есть некоторые критические замечания в отношении подготовки учителей. Эти программы больше основаны на знаниях, а не на приложениях. Больше внимания и интереса уделяется запоминанию, чтобы получить квалификацию и сдать экзамены. Наконец, эти тренеры не имеют никакой дополнительной квалификации и изначально не обладают высокой квалификацией. [24]
Четвертичное образование [ править ]
Большинство магистерских программ требуют двухлетнего обучения. Магистр философии (MPhil) доступен по большинству предметов и может быть получен после получения степени магистра. Образование доктора философии (PhD) доступно в отдельных областях и обычно проводится после получения степени магистра философии. Студенты, получающие степень магистра или доктора философии, должны выбрать конкретную область и университет, который проводит исследовательскую работу в этой области. Для получения степени магистра и доктора философии в Пакистане требуется минимум два года обучения.
Неформальное и неформальное образование [ править ]
Помимо формальной системы, государственный сектор управляет многочисленными школами и учебными центрами, большинство из которых ориентированы на профессиональное обучение. Среди этих учреждений можно найти профессионально-технические училища, центры технического обучения, а также центры сельского хозяйства и профессионального обучения. Система ученичества также создана государством Пакистан. [21]
Неформальное образование также важно в Пакистане и объединяет в основном выпускников школ и людей с низкой квалификацией, которые проходят обучение под руководством старшего мастера. [21] Немногие институты находятся в ведении корпораций для подготовки студентов университетов, имеющих право на работу, и предоставления опыта во время обучения, заполняя разрыв между университетом и промышленностью, например: Appxone Private Limited готовит инженеров с профессиональным развитием по основным предметам электроники и информатики, а также другим областям.
Неформальное образование также все чаще становится сферой деятельности некоммерческих организаций в стране. Среди них есть заметные проекты, такие как Центр MagnifiScience в Карачи.
Медресе [ править ]
Медресе – это исламские семинарии . В большинстве медресе преподаются в основном исламские предметы, такие как тафсир (толкование Корана), хадисы (изречения Мухаммеда), фикх (исламское право), арабский язык , а также включаются некоторые неисламские предметы, такие как логика, философия, математика, чтобы дать студентам возможность понять религиозные. Многие медресе популярны среди беднейших семей Пакистана отчасти потому, что они кормят и размещают своих студентов. По оценкам, количество медресе варьируется от 12 000 до 40 000. В некоторых районах Пакистана их численность превышает государственные школы. [25]
История [ править ]
неравенство Гендерное
Страна Пакистан представляет собой глубоко патриархальное общество. В системе образования Пакистана существует гендерное неравенство между мужчинами и женщинами. Фактически, согласно отчету о глобальном гендерном разрыве за 2016 год, Пакистан занял второе место в мире с худшими показателями гендерного неравенства. [26]
В Пакистане гендерная дискриминация в сфере образования наблюдается среди беднейших домохозяйств. [27] Только 18% пакистанских женщин получили образование 10 и более лет. [28] [27] Среди других критических замечаний, с которыми сталкивается пакистанская система образования, — гендерное неравенство в уровне набора учащихся. Однако в последние годы был достигнут некоторый прогресс в попытках решить эту проблему. В 1990–1991 годах соотношение учащихся женского и мужского пола (соотношение женского и мужского пола) составляло 0,47 на начальном уровне образования. В 1999–2000 годах он достиг 0,74, показывая, что соотношение F/M улучшилось на 57,44% за десятилетие. Для среднего уровня образования в начале десятилетия он составлял 0,42, а к концу десятилетия увеличился до 0,68, т. е. улучшился почти на 62%. В обоих случаях гендерное неравенство уменьшается, но относительно быстрее на среднем уровне. [29]
Кроме того, с 2006 года Пакистан продемонстрировал значительный рост уровня грамотности и образования женщин (Moin et al., 2018). Одним из примеров этого прогресса, достигнутого недавно в 2010 году, было то, что начальное образование является законным правом детей в возрасте от пяти до шестнадцати лет. [30] Гендерное неравенство при зачислении в среднюю школу составляло 0,4 в 1990–91 годах и 0,67 в 1999–2000 годах, что показывает, что за десятилетие неравенство сократилось на 67,5%. На уровне колледжей он составлял 0,50 в 1990–91 годах и достиг 0,81 в 1999–2000 годах, показывая, что неравенство уменьшилось на 64%. Гендерное неравенство сравнительно быстро уменьшилось в средней школе. [29]
Однако низкий уровень зачисления женщин по-прежнему остается очень распространенной проблемой. Причина этого в том, что женщины, являющиеся уязвимой группой, имеют меньше шансов получить такой же доступ к образованию, как мальчики. Если они ходят в школу, это также влияет на их успеваемость. Фактически, в 1990-х годах только 20% из 50% учащихся составляли женщины, посещавшие формальное образование. Фактически, поскольку во всех провинциях Пакистана количество учащихся среди женщин намного ниже, чем среди мужчин, уровень грамотности и уровень отсева намного выше. Фактически, уровень грамотности мужчин составляет около 67% по сравнению с женщинами, у которых уровень грамотности составляет 42%. Из-за раннего предотвращения посещения школ женщинами в сфере образования доминируют мужчины. Мужчины с опытом учителей доминируют в педагогической профессии со счетом 2:1, тогда как женщины не могут преподавать или им запрещено заниматься преподавательской деятельностью. Если и так, то они ограничены культурными нормами и давлением. На самом деле соотношение мужчин составляет 1100 на 1000 женщин. Кроме того, во всей стране нет женщин-руководителей университетов. [24] Даже несмотря на это улучшение, из-за их низкого социального статуса и неравенства в доступе к образованию, даже когда они составляют половину населения, женщины по-прежнему сталкиваются с этим бременем. Это верно даже после того, как они подписали «Цели развития тысячелетия». Целью проекта было устранение гендерного неравенства в сфере образования к 2015 году. [26] Несмотря на небольшие улучшения, предпринятые правительством, люди начали верить, что родители предпочитают давать образование мальчикам, а не девочкам. Что касается образования, существуют большие различия между мужчинами и женщинами. Одной из проблем является отсутствие физической инфраструктуры, что является особым препятствием для доступа девочек к образованию. Семьи считают, что эти школы для них небезопасны. Государственные школы, как правило, переполнены и находятся на большом расстоянии от детей. Однако в школах, которые были посещены в ходе упомянутого исследования, похоже, не наблюдается гендерной сегрегации. [31] Исследования показывают, что студентки университетов сталкиваются с большей гендерной дискриминацией, чем мужчины, в столице Пакистана. [32]
Особенно интересным аспектом этого гендерного неравенства является представительство пакистанских женщин в STEMM (наука, технология, инженерия, математика и медицина). В 2013 году проблема женщин-врачей в Пакистане была освещена в местных и международных СМИ. [33] [34] [35] [36] По данным Пакистанского медицинского и стоматологического совета , во многих медицинских колледжах Пакистана до 80% студентов составляют женщины, но большинство из этих женщин не продолжают фактическую медицинскую практику, что создает нехватку врачей в сельских районах и некоторых специальностей. (особенно хирургические области). [34] [36] В 2014 году Пакистанский медицинский и стоматологический совет ввел политику приема с учетом пола, ограничив для женщин 50% имеющихся мест (исходя из гендерного соотношения среди населения в целом). [37] [38] Эта квота была оспорена и впоследствии признана неконституционной (и дискриминационной) Высоким судом Лахора. [39] [40] Исследования указывают на ряд проблем, с которыми сталкиваются женщины-врачи в Пакистане в своей карьере и образовании, включая отсутствие реализации политики, дружественной к женщинам (например, отпуск по беременности и родам, условия для грудного вскармливания и учреждения по уходу за детьми), а также системный сексизм, распространенный в медицинском образовании и обучении. . [41] Патриархальная культура Пакистана, где работа женщины вне дома обычно считается менее важной, чем ее семейные и домашние обязанности, также мешает женщинам совмещать трудную карьеру. [41] Несмотря на важность этого вопроса, не было предложено или реализовано никакой новой политики (за исключением ныне несуществующей квоты) для обеспечения удержания женщин на рынке труда.
Однако в настоящее время может существовать возможное решение проблемы гендерного разрыва на всей территории Пакистана. Возможным решением могли бы стать недорогие частные школы или LCPS, которые могли бы исправить преобладающее гендерное неравенство в Пакистане. Однако, согласно исследованию, студенты мужского пола чаще посещают недорогие частные школы, чем студентки. Это еще больше усиливает гендерный дисбаланс в сфере образования по всему Пакистану. Но если женщины могут посещать занятия, они превосходят студентов мужского пола в учебе. Это верно, за исключением области математики. Возможно, это связано с тем, что многие профессии не считаются женскими. В целом, в будущем эти LCPS, возможно, смогут охватить все больше и больше маргинализированных групп людей. В конце концов, важным фактором, влияющим на то, будут ли родители посещать эти школы своими детьми, был уровень их образования. В основном, от уровня образования отца, чем матери. [30]
В конце концов, даже несмотря на все усилия пакистанского правительства в отношении образовательной политики, они тщетно пытались скорректировать и исправить гендерное неравенство, с которым сталкивается его страна. [31] Похоже, что незаинтересованность родителей в образовании своих дочерей, культурные и религиозные барьеры, высокая стоимость обучения и низкое качество образования являются основными причинами гендерного неравенства в этой стране. [30] В целом женщины сталкиваются и со многими другими различиями. Фактически, на них тратится меньше денег на здравоохранение, образование и домашние расходы. Из-за недостаточного образования и навыков, плохого состояния здоровья и отсутствия доступа к ресурсам качество жизни женщин фактически снижается. [42]
Однако, если выйти за рамки бинарных гендеров, можно отметить случай трансгендеров в Пакистане. По данным Австралийского журнала азиатского права, в 2018 году Пакистан дал определение тому, что они считают «трансгендером». По мнению пакистанского парламента, трансгендер – это человек, который является; интерсекс, евнух, назначенный мужчиной при рождении, или трансгендерный мужчина/женщина, чей пол отличается от того, который им был назначен при рождении. Они также приняли Закон Пакистана о трансгендерах (защита прав) 2018 года. В этом законе содержится множество положений, обеспечивающих основные фундаментальные права человека трансгендеров. Мало того, это должно соблюдаться так же, как и цисгендерные люди. Эти права включают в себя; образование, трудоустройство, здравоохранение, доступ к общественным местам и транспорту, голосование, занятие государственных должностей и т. д. Если пойти еще дальше, это также включает право на признание трансгендером. Они будут иметь право на признание своего гендера, а также право зарегистрировать себя в качестве такового на законных основаниях. Однако до этого закона правительство Пакистана признавало пять разных полов. Кроме того, как позже заявил этот журнал, он помечает трансгендеров как «других» по сравнению с цисгендерами. [43]
Даже несмотря на этот акт, эти люди подвергаются насилию и маргинализации. Например, высмеиваются и преследуются хиджры, то есть мужчины, ведущие себя «женственно». [44] Опять же, более «женственный» пол подвергается нападкам и имеет меньший доступ к возможностям, чем их коллеги-мужчины. [43] В заключение отметим, что гендерное неравенство в большинстве аспектов жизни выходит за рамки бинарных гендеров.
Качественный аспект [ править ]
В Пакистане качество образования имеет тенденцию к снижению. Нехватка преподавателей и плохо оборудованные лаборатории привели к тому, что учебная программа устарела и мало соответствует современным потребностям. Обучение строится на зубрежке, и после окончания института студентам не хватает профессиональных навыков, а также коммуникативных навыков. Кроме того, университеты здесь слишком дорогие, из-за чего пакистанские студенты не могут позволить себе университет для получения высшего образования. Более того, университеты здесь не дают навыков, востребованных на рынке. [19]
Образовательная система Пакистана по-прежнему придерживается « Проекта исламизации Пакистана », представленного военным диктатором генералом Зия-уль-Хаком . Метод механического заучивания, распространенный в системе образования Пакистана, увековечивает узкую и ограниченную точку зрения среди студентов. Этот подход делает упор на запоминание фактов и цифр, не поощряя критическое мышление или независимый анализ. В результате студенты часто ограничены единственной точкой зрения, продиктованной учебниками, что подавляет творчество и инновации. В эпоху преобразований пакистанские студенты по-прежнему используют фотокопированные конспекты и конспекты без каких-либо серьезных обновлений в учебниках. [45]
Однако в этой стране было проведено множество реформ, направленных на повышение качества образования. Примеры этого включают в себя; Конвенция о правах детей (1989 г.), Цели развития тысячелетия (ООН, 1990 г.) и Цели устойчивого развития (2015 г.). Эта последняя реформа включала бесплатное и обязательное образование для всех детей, а также доступ к качественному базовому образованию. [24]
Педагогическое образование [ править ]
Реформа педагогического образования имеет решающее значение для улучшения образования в Пакистане. В программах подготовки учителей в университетах не хватает квалифицированных специалистов. Почти в трети университетов Белуджистана нет профессоров на факультетах педагогического образования, и ни в одном из университетов Белуджистана не было доктора педагогических наук. Учителя являются центром создания прогрессивного образования. Программы подготовки учителей нуждаются в финансировании и последовательности, чтобы подготовить качественных и эффективных учителей. Реформу учителей необходимо продолжить путем создания ресурсов и инвестиций. Необходимо потратить время на обновление учебной программы и средств подготовки учителей. Инвестиции должны быть сделаны в обновление инфраструктуры зданий, библиотек, ИТ-отделов и лабораторий. [46]
Некоторые основные препятствия, с которыми сталкивается система образования в Пакистане, включают: доступ к образованию, равные возможности, актуальность, необходимые учителя и окружающую среду. Есть части Пакистана, где лидеры правительства не приняли стратегии, помогающие детям посещать школы. Многие дети живут слишком далеко от школы, чтобы получить формальное образование. В большинстве школ ученицам женского пола также не предлагаются те же занятия, что и ученикам мужского пола. Помимо того, что студентки лишены возможностей, учителям-женщинам также не хватает адекватных учебных помещений. Еще одним слабым местом образования в Пакистане является актуальность содержания. Содержание должно учить студентов тому, как решать социальные проблемы, а не способствовать политическим конфликтам. Студентам необходимо больше возможностей для углубления своих знаний о том, как удовлетворять экономические и социальные потребности. [47]
Пакистанские учителя сталкиваются с пробелами в знаниях о правах человека из-за устаревшей учебной программы для учителей. Многие пакистанские лидеры и учителя придерживаются консервативных убеждений, что политика в области образования должна оставаться в соответствии с национальной исламской идеологией, которая не фокусируется на правах человека. Мировые политики осознают, что учителя продвигают права человека и этику, и в рамках своих программ подготовки учителей они должны пройти курс по основным правам человека. Исследование показало, что рефлексивное письмо и тематические исследования являются лучшим подходом к повышению осведомленности о проблемах прав человека в программах подготовки учителей в Пакистане. [48]
Педагогическое образование оказывает влияние на общее образование страны. В Пакистане существует множество общих проблем в школах, в том числе отсутствие надлежащих учебных помещений, короткие сроки обучения, отсутствие обучения учителей без отрыва от работы и другие проблемы. [49]
В Пакистане не хватает учителей. Лаборатории старые, устаревшие и плохо оборудованные, а учебные программы очень устарели и не имеют особого значения для сегодняшнего мира. Проблемы в школах включают дефектные учебные материалы и учебные программы, некачественные и недостаточно квалифицированные учителя, а также переполненные классы. [50]
Техническое и профессиональное образование [ править ]
Образование играет решающую роль в развивающихся странах, передавая будущим гражданам необходимые жизненные навыки. После отмены восемнадцатой поправки в 2010 году людям в сферах здравоохранения и образования стало доступно больше автономии. Обучение техническому и профессиональному образованию (ТПОП) привлекло внимание, поскольку образование помогает подготовить студентов к будущему трудоустройству. Классы ТПО также предлагают уроки управления денежными средствами, практику личного и семейного здоровья, электронику и электронику , а также информацию о здравоохранении. Обеспечение надлежащего управления объектами ТПО, адекватных зарплат учителей, компетентных учителей, современных учебных программ и равенства в программах — вот проблемы, с которыми сталкиваются пакистанские лидеры. Основные цели ТПОП включают инвестирование в рабочую силу страны для стимулирования экономики и перераспределения богатства. [51]
Удовлетворенность учителей [ править ]
Удовлетворенность жизнью – это характеристика, связанная с опытом работы учителя. Недавнее исследование, проведенное в Пакистане, сравнило учителей, которые работали в обычных и специальных учебных заведениях. В ходе исследования участникам задавались вопросы об их эмоциональном интеллекте и удовлетворенности жизнью. Результаты исследования педагогических учреждений показали, что преподаватели пакистанских специальных учебных заведений сообщили о более высоком уровне эмоционального интеллекта или самосознания в отношении своих проблем и предложили способы решения своих собственных проблем. Учителя специального образования также сообщили о более высоком уровне удовлетворенности жизнью. Исследование показало, что общее настроение на рабочем месте коррелирует с эмоциональным интеллектом. Необходимы дальнейшие исследования для изучения различий в настроении между средой специальных учебных заведений и средой обычных учебных заведений. [52]
Проблема с учителями [ править ]
Учителя в Пакистане сталкиваются с целым рядом проблем и проблем, которые влияют на их способность предоставлять учащимся качественное образование. Вот некоторые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются учителя в Пакистане:
- Низкая заработная плата. Учителя в Пакистане часто получают низкую зарплату, что может затруднить привлечение и удержание талантливых людей в профессии.
- Недостаточные ресурсы. Учителя в Пакистане часто имеют ограниченный доступ к таким ресурсам, как учебники, классные материалы и технологии, что может затруднить обеспечение эффективного обучения.
- Переполненные классы. Многие классы в Пакистане переполнены, из-за чего учителям может быть сложно уделять индивидуальное внимание каждому ученику.
- Гендерная дискриминация. Женщины-учителя в Пакистане могут сталкиваться с дискриминацией и притеснениями на рабочем месте, а также с культурными барьерами, которые ограничивают их доступ к образованию и возможностям профессионального развития.
- Отсутствие подготовки. Многие учителя в Пакистане имеют ограниченные возможности обучения и профессионального развития, что может затруднить им разработку новых стратегий преподавания и оставаться в курсе событий в своей области.
- Ограниченная гарантия трудоустройства. Учителя в Пакистане могут иметь ограниченную гарантию трудоустройства, что может привести к высокой текучести кадров и отсутствию мотивации среди учителей.
- Социальные и культурные проблемы. Учителя в Пакистане могут сталкиваться с социальными и культурными барьерами, которые ограничивают их способность преподавать определенные предметы или работать с определенными группами учащихся.
Решение этих проблем потребует согласованных усилий со стороны политиков, педагогов и более широкого сообщества по поддержке и расширению прав и возможностей учителей в их жизненно важной роли в формировании будущего пакистанского общества посредством образования.
Во время пандемии COVID-19 в стране запустился образовательный телеканал Teleschool . [53] Телешкола включает уроки для детей от детского сада до средней школы. Каждый класс имеет один час трансляции материалов курса в день. [53]
Обучающие видеоролики телешколы представлены на урду и английском языке, официальных языках Пакистана и языках, используемых в национальной учебной программе страны. [53]
Министерство образования также пытается разработать обучающие программы для радио, поскольку телешкола недоступна для беднейших семей страны. [53]
Из-за COVID-19 Пакистану пришлось рассмотреть возможность использования онлайн-классов. Однако многие студенты, особенно в сельской местности, не имеют доступа к Интернету. Из-за этого процесс онлайн-обучения меняется, особенно для бедных студентов или тех, кто живет в сельской местности. [54]
Цифровое образование было начато во многих учебных заведениях Пакистана, чтобы эффективно использовать время в настоящее время. [55]
Форма дистанционного обучения была признана отличным ресурсом для предоставления равного доступа к образованию женщинам из отдаленных районов развивающихся стран, включая Пакистан, где многие женщины в противном случае не посещали бы школу. [56]
На уровне высшего образования было проведено много исследований сильных и слабых сторон, возможностей и угроз дистанционного обучения. Они обнаружили, что эта модель отлично подходит для тех, кто живет не в том же городе, в котором ходит в школу. Это дает им возможность получить образование, не выходя из дома. Студентам, которым еще предстоит поступить в университет, было трудно, поскольку модель дистанционного обучения замедлила и задержала многие исследовательские процессы. У учителей также более низкий зарплатный пакет, поскольку они не требуют от них выхода на работу.
Достижения [ править ]
из известных выпускников Пакистана некоторые Вот :
Абдус Салам [ править ]
Абдус Салам — пакистанский физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии по физике за работу по электрослабому объединению электромагнитного и слабого взаимодействий. За эту работу Салам, Шелдон Глэшоу и Стивен Вайнберг получили Нобелевскую премию 1979 года. Салам является первым пакистанцем, получившим Нобелевскую премию в любой области. Салам внес большой вклад в распространение пакистанской физики в физическом сообществе . мировом [58] [59]
Атта-ур-Рахман [ править ]
Атта-ур-Рахман — пакистанский учёный, известный своими работами в области природных продуктов химии . Ему принадлежит более 1200 исследовательских работ, книг и патентов, которые принесли ему более 34 000 цитирований и индекс h 74. [60] Он был избран членом Королевского общества (Лондон) в 2006 году. [61] и выиграл премию ЮНЕСКО в области науки в 1999 году. [62] Революционные изменения, которые он внес в высшее образование, а также в науку и технологии, принесли ему многочисленные национальные и международные награды, в том числе высшую национальную награду Нишан-и-Имтиаз. [63] Он также получил высшую награду за международное сотрудничество Китая. [64] Он также был удостоен высокой гражданской награды правительства Австрии в знак признания заслуг перед наукой. [65] [66]
Аюб Оммайя [ править ]
Аюб Оммайя был пакистанским нейрохирургом, внесшим большой вклад в свою область. Ему приписывают более 150 научных работ. Он также изобрел медицинскую процедуру водохранилища Оммайя . Это система доставки медицинских препаратов для лечения пациентов с опухолями головного мозга.
Махбуб-уль- [ править] Хак
Махбуб-уль-Хак был пакистанским экономистом, который вместе с индийским экономистом Амартией Сеном разработал Индекс человеческого развития (ИЧР) , современный международный стандарт измерения и оценки человеческого развития.
Исмат Бег [ править ]
Исмат Бег — пакистанский математик, известный своими работами в области теории фиксированной точки и методов многокритериального принятия решений. Исмат Бег — заслуженный национальный профессор Комиссии высшего образования Лахорской школы экономики и почетный профессор математического отдела Института фундаментальных исследований, Флорида, США. Имеет огромный опыт преподавания и научных исследований. Он является членом Академии наук Пакистана и Института математики и ее приложений (Великобритания).
Арфа Абдул Карим Рандхава [ править ]
Арфа Абдул Карим Рандхава был пакистанским студентом и компьютерным вундеркиндом , который в 2004 году в возрасте девяти лет стал самым молодым сертифицированным специалистом Microsoft (MCP). Ее имя было занесено в Книгу рекордов Гиннеса . [67] Она сохраняла этот титул до 2008 года. Арфа представляла Пакистан на различных международных форумах, включая конференцию разработчиков TechEd . она также получила президентскую премию за гордость за достижения. В 2005 году В ее честь был назван научный парк в Лахоре, Arfa Software Technology Park . [68] [69] [70] [71] пригласил ее Билл Гейтс посетить штаб-квартиру Microsoft в США. [72]
Доктор Навид Сайед [ править ]
Доктор Навид Сайед — пакистанский канадский учёный. Он первый учёный, соединивший клетки мозга с кремниевым чипом. [73] [74] [75]
Нергис Мавалвала [ править ]
Нергис Мавалвала — пакистано-американский астрофизик, известный своей ролью в первом наблюдении гравитационных волн . [76] она была удостоена стипендии Макартура. В 2010 году [77] [78] и первая технологическая награда Лахора от Университета информационных технологий в 2017 году. [79] [80] Мавалвала наиболее известна своей работой по обнаружению гравитационных волн в рамках проекта Лазерной интерферометрической гравитационно-волновой обсерватории (LIGO). [76] [81] [82]
Мухаммад Ирфан-Максуд [ править ]
Мухаммад Ирфан-Максуд — пакистанский исследователь и предприниматель. Он известен своей работой в области технопредпринимательства и биотехнологии. [83] [84] [85] [86] [87] [88] Он имеет докторскую степень в области клеточной и молекулярной биологии, а также две степени магистра (биотехнологии) и магистра (политические науки-IR). Он был награжден 4-кратной иранской национальной премией в области технологического предпринимательства Шейха Бахаи от министра науки и исследований Ирана и молодым предпринимателем от заместителя министра по делам молодежи. [89] [90] Он также был совместным секретарем Пакистанской мусульманской лиги в Лахоре по указанию Миана Наваза Шарифа.
Расходы на образование в от процентах ВВП
Расходы на образование составляют около 2% ВВП Пакистана. [91] Однако в 2009 году правительство утвердило новую национальную политику в области образования, которая предусматривает, что расходы на образование будут увеличены до 7% ВВП. [92] идея, которая была впервые предложена правительством Пенджаба . [93]
Автор статьи «История расходов на образование в Пакистане с 1972 года» утверждает, что эта политическая цель поднимает фундаментальный вопрос: какие необычные события должны произойти, что позволило бы Пакистану достичь в течение шести лет того, чего он не смог заложить? за последние шесть десятилетий? В политическом документе ничего не говорится по этому вопросу и не обсуждаются предположения, лежащие в основе этой цели. Расчеты автора показывают, что за последние 37 лет самые высокие государственные расходы на образование составили 2,80 процента ВВП в 1987–88 годах. Государственные расходы на образование в процентах от ВВП фактически сократились за 16 лет и сохранились за 5 лет в период с 1972–73 по 2008–09 годы. Таким образом, из 37 лет, начиная с 1972 года, государственные расходы на образование в процентах от ВВП либо снижались, либо оставались на прежнем уровне в течение 21 года. Автор утверждает, что если бы линейная тенденция сохранялась с 1972 года, Пакистан мог бы достичь 4 процентов ВВП задолго до 2015 года. Однако это маловероятно, поскольку уровни расходов оставались в значительной степени непредсказуемыми и неустойчивыми в прошлом. Учитывая эту разочаровывающую траекторию, увеличение государственных расходов на образование до 7 процентов ВВП было бы не чем иным, как чудом, но оно не будет носить благочестивый характер. Вместо этого он будет носить политический характер, потому что его должны «изобретать» те, кто стоит у руля дел. Автор полагает, что успеха можно добиться лишь в том случае, если Пакистан примет «нетрадиционный» подход к образованию. Иными словами, к сектору образования следует относиться как к особому сектору, защищая бюджетные ассигнования на него от финансовых стрессов, а также политической и экономической нестабильности. На ассигнования на образование не должны влиять ограничения бюджетного пространства или рост военных расходов или долгов. В то же время необходимо обсудить другие варианты того, как Пакистан может «изобрести» чудо повышения расходов на образование до 7 процентов ВВП к 2015 году. [94]
Рейтинги университетов [ править ]
впервые В 2018 году НИТУ Исламабад заняв 91 место . вошел в число 100 лучших рейтингов университетов QS Asia, Также 7 университетов Пакистана вошли в число 1000 лучших рейтингов университетов QS Asia за 2018 год. [95] По состоянию на 2022 год в топ-1000 вошли 6 университетов: NUST (358), Университет Каид-и-Азам (378), PIEAS (398), LUMS (651), UET, Лахор (801), и Университет Пенджаба (№ 801). [96]
Религия образование и
Образование в Пакистане находится под сильным влиянием религии. Например, одно исследование пакистанских учителей естественных наук показало, что многие отвергали эволюцию по религиозным мотивам. [97] Однако большинство пакистанских учителей, принявших участие в исследовании (14 из 18), либо признавали, либо рассматривали возможность эволюции живых организмов, хотя почти все пакистанские преподаватели естественных наук отвергали эволюцию человека, поскольку считали, что «человеческие существа не эволюционировали». от обезьян». Это серьезное заблуждение и неправильная интерпретация науки об эволюции , но, согласно исследованию, оно распространено среди многих пакистанских учителей. Хотя многие учителя отвергали эволюцию человека, «все согласились с тем, что в целом «нет противоречия между наукой и исламом». [97]
По данным Национального совета ПакистанаОтчет за справедливость и мир (NCJP) за 2001 год о грамотности религиозных меньшинств в Пакистане: средний уровень грамотности среди христиан в Пенджабе составляет 34 процента, индуистов (высшая каста) - 34 процента, индуистов (зарегистрированные касты) - 19 процентов, другие (включая парсов, сикхов, буддистов и кочевников) составляют 17 процентов по сравнению со средним показателем по стране 46,56 процента. Тогда как у ахмадийцев уровень грамотности немного выше, чем в среднем по стране. [98]
Уровень грамотности
Определение грамотности претерпело изменения, в результате чего показатель грамотности неравномерно колебался в ходе последних переписей и опросов. Краткое изложение следующее: [99]
Год перепись или опрос [99] | Общий [99] | Мужской [99] | Женский [99] | Городской [100] | Деревенский [100] | Определение быть «грамотным» [99] | Возраст группа [100] |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1951 (Западный Пакистан) | 17.9% [101] | 21.4% [101] | 13.9% [101] | Н/Д | Н/Д | Тот, кто может ясно читать распечатать на любом языке | Все возрасты |
1961 (Западный Пакистан) | 16.9% [101] | 26.1% [101] | 6.7% [101] | 34.8% | 10.6% | Тот, кто умеет читать с понимание простой буквы на любом языке | Возраст 5 и старше |
1972 | 21.7% | 30.2% | 11.6% | 41.5% | 14.3% | Тот, кто умеет читать и пишите на каком-нибудь языке с пониманием | Возраст 10 лет и старше |
1981 | 26.2% | 35.1% | 16.0% | 47.1% | 17.3% | Тот, кто умеет читать газету и напиши простое письмо | Возраст 10 лет и старше |
1998 | 43.92% | 54.81% | 32.02% | 63.08% | 33.64% | Тот, кто умеет читать газету и напишите простое письмо на любом языке | Возраст 10 лет и старше |
2021 [102] | 62.8% | 73.4% | 51.9% | 77.3% | 54% | «Способность читать и понимать простой текст на любом языке из газеты или журнала, писать простые письма и выполнять основные математические вычисления (т. е. считать и складывать/вычитать)». [103] | Возраст 10 лет и старше |
грамотности провинциям Уровень по
Провинция | Уровень грамотности [99] | ||||
---|---|---|---|---|---|
1972 | 1981 | 1998 | 2021 [102] | ||
Пенджаб | 20.7% | 27.4% | 46.56% | 66.3% | |
Синд | 30.2% | 31.5% | 45.29% | 61.8% | |
Хайбер-Пахтунхва | 15.5% | 16.7% | 35.41% | 55.1% | |
Белуджистан | 10.1% | 10.3% | 26.6% | 54.5% |
грамотности на территориях управления федерального Уровень
Область | Уровень грамотности | ||
---|---|---|---|
1981 | 1998 | Последний | |
Исламабад (ИКТ) | 47.8% [104] [105] | 72.40% [104] | 85% (2015) [10] |
Азад Джамму и Кашмир (AJK) | 25.7% [106] | 55% [107] | 74% (2017) [12] |
Гилгит-Балтистан | 3% [108] | 37.85% [108] | Н/Д |
продолжительность обучения в Пакистане по административным Средняя единицам
Единица [109] | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2010 | 2012 | 2015 | 2018 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Азад Джамму и Кашмир | 3.78 | 4.59 | 5.42 | 7.47 | 7.22 | 7.35 | 6.92 | 6.51 |
Белуджистан | 1.77 | 2.15 | 2.53 | 3.49 | 3.25 | 3.14 | 3.17 | 3.10 |
ДЕВОЧКА | 1.42 | 1.73 | 2.04 | 2.81 | 2.71 | 2.69 | 2.60 | 2.45 |
Гилгит-Балтистан | 2.01 | 2.44 | 2.88 | 3.97 | 3.84 | 3.80 | 4.59 | 5.17 |
Исламабад (ИКТ) | 4.16 | 5.05 | 5.96 | 8.21 | 9.67 | 10.70 | 9.62 | 8.34 |
Хайбер-Пахтунхва | 1.83 | 2.22 | 2.62 | 3.62 | 3.80 | 3.97 | 3.95 | 3.82 |
Пенджаб | 1.96 | 2.38 | 2.81 | 3.88 | 4.44 | 4.85 | 5.23 | 5.41 |
Синд | 2.43 | 2.95 | 3.48 | 4.79 | 5.19 | 5.51 | 5.35 | 5.05 |
Пакистан | 2.28 | 2.77 | 3.27 | 4.51 | 4.68 | 4.85 | 5.09 | 5.16 |
и развитие Уровень грамотности
В Пакистане один из самых низких уровней грамотности в Южной Азии — 49,9 процента. Уровень грамотности мужчин составляет 61,7 процента, а уровень грамотности женщин - 35,2 процента. Уровень грамотности женщин в сельских районах Пакистана падает до двадцати пяти процентов. Охват девочек школьным образованием также значительно снижается в сельских районах Пакистана. Уровень зачисления девочек в сельскую местность в начальную школу составляет лишь двадцать процентов. Шестьдесят пять процентов населения Пакистана составляют сельские жители. Граждане Пакистана сталкиваются с проблемами, которые влияют на качество их жизни. Такие проблемы, как неграмотность, связаны с бедностью и отсутствием основных потребностей. Феодализм и патриархальное руководство не позволяли женщинам получать адекватное образование. [110]
Родители с более низкими навыками грамотности с трудом понимают рекомендации по здоровью, которые могут повлиять на развитие их детей. Недоедание является проблемой для детей родителей, не имеющих формального образования. Необразованные родители могут не знать, какое правильное питание необходимо их детям для нормального роста и развития. Недоедание связано с тем, что матери неграмотны и не знают о правильных методах кормления. [111] Есть несколько факторов, которые способствуют низкому уровню образования в Пакистане. Среди основных катализаторов — безработица, бедность, недостаточная осведомленность, прогулы учителей, нехватка качественных образовательных учреждений и недостаточный государственный надзор за образовательными учреждениями. [112]
В исследовании, опубликованном исследовательским журналом коммерции, экономики и социальных наук, обсуждается важность образования. В исследовании сравниваются Индонезия, Малайзия и Пакистан. Образование играет огромную роль и является важнейшим инструментом общего улучшения благосостояния. Образование помогает создавать рабочие места, поддерживает социальную справедливость и равенство, социальное самосознание и самосознание, а также непредвзятость. Образование является одним из наиболее важных вкладов, которые страна может предложить своим гражданам в борьбе с неравенством и бедностью. Образование оказывает очень положительное влияние на жизнь человека. В любом обществе образование играет такую важную роль, и без образования мы не можем представить свою жизнь. Это исследование показало, что существует много различий в культуре Индонезии, Малайзии и Пакистана, а также ресурсы внутри страны также сильно различаются. Данные показывают, что уровень грамотности в Индонезии составляет 90%, Малайзии — 89% и Пакистане — 54,9%, что значительно ниже по сравнению с двумя другими странами. По сравнению с этими двумя другими странами, в Пакистане больше бедности и неравенства. Имеет смысл только то, что из-за этого здесь самый низкий уровень грамотности. Если уровень грамотности в Пакистане повысится, бедность и неравенство внутри страны, как мы надеемся, снизятся, что приведет к созданию лучшего общества и более выгодной страны. [113]
образование Международное
После одобрения Всемирной организации здравоохранения и Министерства образования Китая учреждения SICAS привели примеры и классифицировали китайские университеты, куда пакистанские студенты, признанные pmdc, приезжают учиться в Китай. [114] онлайн-методамиПо состоянию на январь 2015 года Консультационная служба международных школ (ISC) [115] перечислил Пакистан как страну с 439 международными школами. [116] ISC определяет «международную школу» следующим образом: «ISC включает международную школу, если школа предоставляет учебную программу для любого сочетания дошкольников, учащихся начальной или средней школы, полностью или частично на английском языке за пределами англоязычной страны, или если школа в стране, где английский является одним из официальных языков, предлагает англоязычную учебную программу, отличную от национальной учебной программы страны, и является международной по своей ориентации». [116] Это определение используется в таких изданиях, как The Economist . [117]
См. также [ править ]
- Образовательная философия Мухаммеда Икбала
- Список административных единиц Пакистана по индексу человеческого развития
- Список специальных учебных заведений в Пакистане
- Списки учебных заведений Пакистана
- Пакистанские исследования
- Споры о пакистанских учебниках
- Право на образование Пакистана , пропагандистская кампания
- Католический совет образования, Пакистан
Ссылки [ править ]
- ^ «Уровень грамотности взрослого населения (% людей в возрасте 15 лет и старше) – Пакистан» . Всемирный банк . Проверено 15 января 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Министерство образования Пакистана» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 октября 2011 года.
- ^ «Конституция Пакистана, статья 25A (перевод на английский язык)» (PDF) . na.gov.pk. 28 февраля 2012 года . Проверено 24 июля 2019 г.
- ^ Хэнсберри, Кейт (15 сентября 2023 г.). «Расширение прав и возможностей молодежи Пакистана для решения проблем, связанных с изменением климата» . Атлантический совет . Проверено 25 октября 2023 г.
- ^ «Система образования в Пакистане: проблемы, проблемы и решения» . pgc.edu . 17 ноября 2017 года. Архивировано из оригинала 12 июля 2018 года . Проверено 24 марта 2018 г.
- ^ Питер Блад, изд. (1994). «[Пакистан – ОБРАЗОВАНИЕ]» . Пакистан: страновое исследование . GPO Библиотеки Конгресса США . Проверено 1 апреля 2010 г.
- ^ "Дом" .
- ^ Газета Пакистана hec.gov.pk
- ^ «Уровень грамотности в провинции Пакистан | Уровень грамотности в Пакистане» . Ilm.com.pk. 28 сентября 2010 г. Проверено 10 декабря 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Обследование социального уровня и уровня жизни Пакистана (PSLM), 2014–2015 гг., Провинция / Район» (PDF) . Март 2016 года . Проверено 10 сентября 2019 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2011 года . Проверено 3 сентября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Доктор Первез Тахир. «Расходы на образование в AJK» . «Экспресс Трибьюн» .
- ^ "Образование" . www.unicef.org . Проверено 2 сентября 2021 г.
- ^ «Выпускники сталкиваются с более высокой безработицей в Пакистане – вот почему» . мята . 10 апреля 2023 г. Проверено 14 июня 2023 г.
- ^ Саид, Баркан (4 октября 2021 г.). «Укрепление ИТ-навыков» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 5 октября 2021 г.
- ^ Стьютвилл, Сара (16 августа 2009 г.). «seattletimes.nwsource.com/html/localnews/2009670134_pakistanschool16.html» . Сиэтл Таймс .
- ^ Статистический институт ЮНЕСКО. «Скорректированный чистый коэффициент охвата начальным образованием» . ЮНЕСКО . Проверено 19 сентября 2011 г.
- ^ Байг, Сана; Джавед, Фариха; Сиддикуа, Аиша; Ханам, Афифа (апрель 2021 г.). «Контент-анализ учебника английского языка Учебного совета Пенджаба для 8-го класса в Пакистане» . СЕЙДЖ Открыть . 11 (2): 1–8. дои : 10.1177/21582440211023159 . ISSN 2158-2440 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Расул Мемон, Гулам (2007). «Образование в Пакистане: ключевые вопросы, проблемы и новые вызовы» (PDF) . Журнал менеджмента и социальных наук . 3 (1): 47–55. Архивировано из оригинала (PDF) 29 марта 2012 года . Проверено 19 сентября 2011 г.
- ^ «Синд увеличивает общее количество баллов за выпускные экзамены до 1100 | SAMAA» . Самаа ТВ . 9 ноября 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Профессиональное образование в Пакистане» . ЮНЕСКО-ЮНЕВОК . Проверено 4 августа 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Глобальный дайджест образования 2009 г. (PDF) . Статистический институт ЮНЕСКО. 2009.
- ^ «DAWN.COM | Пакистан | На образование будет выделено семь процентов ВВП» . www.dawn.com . Архивировано из оригинала 12 сентября 2009 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хамис, А. (2019). «Педагогическое образование в Пакистане». Международный справочник по педагогическому образованию во всем мире (эссе) . НИКОСИЯ, КИПР: Исследования и публикации HM. стр. 675–692. ISBN 978-9963-2415-6-9 . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ ТАВЕРНИЗ, САБРИНА (3 мая 2009 г.). «Исламские школы Пакистана заполняют пустоту, но подпитывают воинственность» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 декабря 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мойн, Ариба; Фатима, Худа; Кадир, Туба Фатима (3 февраля 2018 г.). «Медленный прогресс Пакистана на пути к гендерному паритету» . Ланцет Глобальное Здоровье . 6 (2): е144. дои : 10.1016/s2214-109x(17)30498-9 . ISSN 2214-109X . ПМИД 29389536 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Молодежь и навыки: применение образования на практике, отчет о глобальном мониторинге ОДВ, 2012; 2013» (PDF) . п. 196 . Проверено 3 августа 2014 г.
- ^ Карьера, Карван. «Почему образование для женщин низкое?» . www. www.carekarwan.com .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хан, Тасним; Хан, Рана Эджаз Али (2004). «Гендерное неравенство в образовании: масштабы, тенденции и факторы» (PDF) . Журнал исследований (факультет языков и исламских исследований). Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2009 года . Проверено 8 марта 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бизенджо, Сикандер (1 сентября 2020 г.). «Образование в Пакистане: сокращают ли недорогие частные школы гендерный разрыв?» . Международный журнал развития образования . 77 : 102209. doi : 10.1016/j.ijedudev.2020.102209 . S2CID 225283913 – через ScienceDirect.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лалл, Мари (3 марта 2009 г.). «Гендер и образование в Пакистане: динамика изменения этнических групп» . Исследования этнической принадлежности и национализма . 9 (1): 114–121. дои : 10.1111/j.1754-9469.2009.01032.x . ISSN 1473-8481 - через онлайн-библиотеку Wiley.
- ^ «Гендерная природа издевательств на рабочем месте в контексте высшего образования | PPRI» . ppri.pk . 23 апреля 2019 года . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ Закария, Рафия (26 июля 2013 г.). «Доктор невесты» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 17 августа 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Пакистанские студентки-медики станут врачами или женами?» . Новости Би-би-си . 28 августа 2015 года . Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ «В Пакистане много студентов-медиков, но мало врачей» . Женщины в мире совместно с The New York Times – WITW . 30 августа 2015 года . Проверено 17 августа 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Есть ли в доме врач? В Пакистане, вполне возможно» . Национальный . Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ «Правило квоты PMDC: благо или проклятие для будущего здравоохранения Пакистана? | Медицинские блоги JPMS» . Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ Абид, Абдул Маджид (22 октября 2014 г.). «Женщины-врачи становятся «трофейными» женами: является ли квота правильным шагом?» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ «Асма Джаваид и т. д. против правительства Пенджаба и т. д.» (PDF) . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ «Контроль поступления студентов мужского и женского пола в медицинские и стоматологические колледжи» . Юридическая школа Шейха Ахмада Хасана . 30 января 2017 года . Проверено 17 августа 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Доктор на дому: баланс работы и ухода в жизни женщин-врачей в Пакистане – ProQuest (Диссертация). ПроКвест 1897020389 .
- ^ Бегам, А.; Муджахид, Н. (2019). «Оценка гендерного неравенства: пример Пакистана» . Международный журнал расширения прав и возможностей женщин . 05 (1): 43–62. дои : 10.29052/2413-4252.v5.i1.2019.43-62 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Реддинг, Джеффри А. (20 ноября 2019 г.). «Закон Пакистана о трансгендерах (защита прав) 2018 года и его влияние на гендерное право в Пакистане». ССНН 3490418 .
- ^ Шах, Хасан бин Усман; Рашид, Фара; Атиф, Иффат; Хидри, Мухаммад Зафар; Фавад, Мухаммад Валид Бин; Музаффар, Хафиз Зишан; Рехман, Абдул; Анджум, Сохаил; Мехроз, Мухаммад Бин; Хайдер, Али; Хасан, Ахмед; Шукар, Хасан (6 мая 2018 г.). «Проблемы, с которыми сталкиваются маргинализированные сообщества, такие как трансгендеры в Пакистане» . Панафриканский медицинский журнал . 30 (96): 96. doi : 10.11604/pamj.2018.30.96.12818 . ISSN 1937-8688 . ПМК 6191260 . PMID 30344880 – через www.panafrican-med-journal.com.
- ^ «Образовательная система Пакистана...Темная сторона» . Fruit-chat.com . Проверено 11 апреля 2024 г.
- ^ Махмуд, К. (2014). Тихая революция: переосмысление педагогического образования в Пакистане . Журнал исследований и размышлений в области образования (JRRE), 8 (2), 1–18.
- ^ Халид, Салим Мансур; Хан, М. Файяз (2006). «Пакистан: состояние образования» . Мусульманский мир . 96 (2): 305–322. дои : 10.1111/j.1478-1913.2006.00130.x . ISSN 1478-1913 . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ Садруддин, Мунир Муса (1 июня 2017 г.). «Обучение правам человека посредством глобального образования для учителей в Пакистане» . Перспективы . 47 (1): 73–86. дои : 10.1007/s11125-018-9425-1 . ISSN 1573-9090 . S2CID 148599083 . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ Дилшад, Рана Мухаммад (2010). «Оценка качества педагогического образования: взгляд студента» (PDF) . Пакистанский журнал социальных наук (PJSS) (1): 85–97 . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ Мемон, Г. Расул (2007). «Образование в Пакистане: ключевые вопросы, проблемы и новые вызовы» (PDF) . Журнал менеджмента и социальных наук . 30 (1): 47–55. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июня 2022 года . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ Норуддин, Ширин (30 мая 2017 г.). «Техническое и профессиональное образование и обучение для экономического роста в Пакистане» . Журнал образования и развития образования . 4 (1): 130–141. дои : 10.22555/joeed.v4i1.1345 . ISSN 2313-3538 . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ Анджум, доктор Амбрин; Шукат, доктор Аиша; Муаззам, доктор Амина; Эджаз, доктор Бисма (19 августа 2020 г.). «Эмоциональный интеллект и удовлетворенность жизнью учителей, работающих в специальных учебных заведениях Бахавалпура, Пакистан» (PDF) . Журнал искусств и социальных наук : 21–27. doi : 10.46662/jass-vol7-iss1-2020(21-27) . ISSN 2414-8512 . Проверено 5 июля 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Джордж, Сюзанна. «В пятой по численности населения стране мира дистанционное обучение — это единственный телеканал» . Вашингтон Пост . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ Аднан, Мухаммед (22 июня 2020 г.). «Онлайн-обучение в условиях пандемии COVID-19: взгляды студентов» . Журнал педагогической социологии и психологии . 1 (2): 45–51. дои : 10.33902/jpsp.2020261309 . ISSN 2687-3788 .
- ^ Акрам, Мадиха; Анджум, Фаиза; Батул, Захира (10 июля 2020 г.). «Covid-19: причина цифрового образования в Пакистане» . Средиземноморский журнал социальных наук . 11 (4): 19. doi : 10.36941/mjss-2020-0037 . ISSN 2039-2117 .
- ^ Сакина Джумани; Суфий Амин; Фатех м. Мари (2020). «Роль дистанционного образования в продвижении женского образования в Пакистане» . Международный журнал дистанционного образования и электронного обучения . В (II): 74–85. дои : 10.36261/ijdeel.v5i2.1043 . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ Насрин, Халида; Афзал, Мухаммад Танвир (1 января 2020 г.). «Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы в высшем образовании: SWOT-анализ Открытого университета Аллама Икбала в Исламабаде (Пакистан)» . Журнал Азиатской ассоциации открытых университетов . 15 (3): 321–333. дои : 10.1108/AAOUJ-11-2019-0052 . ISSN 1858-3431 .
- ^ Ишфак Ахмад (21 ноября 1998 г.). «ЦЕРН и Пакистан: личный взгляд» . ЦЕРН Курьер . Проверено 18 февраля 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Риазуддин (21 ноября 1998 г.). «Пакистанский физический центр» . ИКТП . Проверено 5 июля 2017 г.
- ^ «Атта Ур-Рахман» . ученый.google.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2021 года . Проверено 17 августа 2021 г.
- ^ «Атта-Ур Рахман | Королевское общество» . royalsociety.org . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ «Группы Google» . groups.google.com . Проверено 24 марта 2018 г.
- ^ «Молекулы» . www.mdpi.com .
- ^ «Доктор Атта-ур-Рехман получает Китайскую премию международного сотрудничества в области науки и технологий 2020 года» . 11 января 2020 г.
- ^ Национальные академии
- ^ Партнерство (ИПА), ИнтерАкадемия. «Атта-ур Рахман» . www.interacademies.org .
- ^ «Арфа Карим в Книге рекордов Гиннеса» . Tribune.com.pk . 23 августа 2017 года . Проверено 22 июля 2018 г.
- ^ «Название Парка программных технологий изменено на Парк программных технологий Arfa» . Новости (газета). 16 января 2012 года. Архивировано из оригинала 16 января 2012 года . Проверено 16 января 2012 г.
- ^ «9-летний ребенок заслужил звание профессионала Microsoft» . Проверено 14 января 2012 г.
- ^ «Вспоминая замечательную девушку, которая оставила след в Microsoft» . 30 декабря 2011 года . Проверено 15 января 2012 г.
- ^ «Арфа Карим Гордость Пакистана» . Зартш Пакистан . 2 августа 2019 года . Проверено 15 сентября 2019 г.
- ^ По интеллекту у нее идеальная 10 – Сиэтл Пи .
- ^ «Университет Калгари: Навид Сайед» . Архивировано из оригинала 21 апреля 2018 года . Проверено 5 октября 2018 г.
- ^ Кэролайн Абрахам (9 августа 2010 г.). «Ученые из Калгари создают человеческий «нейрочип» » . Глобус и почта . Проверено 16 апреля 2014 г.
- ^ Каул, Р. Александр; Сайед, Навид И.; Фромхерц, Питер (2004). «Нейрон-полупроводниковый чип с химическим синапсом между идентифицированными нейронами». Письма о физических отзывах . 92 (3): 038102. Бибкод : 2004PhRvL..92c8102K . doi : 10.1103/PhysRevLett.92.038102 . ПМИД 14753914 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Исследователь гравитационных волн добивается успеха, оставаясь самим собой» . ScienceMag – AAAS . doi : 10.1126/science.caredit.a1200061 . ISSN 1095-9203 . Проверено 18 февраля 2016 г.
- ^ «Нергис Мавалвала - Фонд Макартуров» . Фонд Макартуров . Проверено 18 февраля 2016 г.
- ^ «Нергис Мавалвала и пять исключительных историй женщин в STEM» . АвтоСтрэддл . 24 февраля 2016 г. Проверено 25 февраля 2016 г. .
- ^ «Нергис первый лауреат Лахорской технологической премии» . Нация . Проверено 19 декабря 2017 г.
- ^ «Созыв МСЭ: Нергис Мавалвала из Массачусетского технологического института получил премию Лахора в области технологий - The Express Tribune» . «Экспресс Трибьюн» . 18 декабря 2017 года . Проверено 19 декабря 2017 г.
- ^ «Справочник Института Кавли MIT – Институт астрофизики и космических исследований MIT Кавли» . Массачусетский технологический институт . Проверено 18 февраля 2016 г.
- ^ Кришнан, Мадхуванти С. (25 февраля 2016 г.). «Создание волн» . Индус . Проверено 25 февраля 2016 г. .
- ^ «Предприимчивый и творческий ребенок – краеугольный камень общества» . Проверено 13 октября 2017 г.
- ^ «Знай рак. Давайте узнаем рак», доктор Мохаммад Ирфан Максуд . Aparat — сервис обмена видео (на персидском языке) . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ «Станьте предпринимателем Международного центра || глобализации бизнеса -» .
- ^ «Пакистанинфо || Многоязычный медиа-голос зарубежного Пакистана -» .
- ^ «Доктор Мухаммад Ирфан-Максуд, основатель GnC, был награжден как молодой предприниматель 2018 года» . Гены и клетки . Проверено 20 мая 2018 г.
- ^ «iMAQPRESS Inc. || Канадская группа служб поддержки исследований, базирующаяся в Виннипеге -» . imaqpress.com .
- ^ «Выбор пакистанского молодого человека ведущим международным предпринимателем в международном сообществе» . Тасним новости . Проверено 27 мая 2017 г.
- ^ «Бизнес-дизайнеры – сектор фриланс» . istt.ir Архивировано из оригинала 16 июня 2021 года . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ «В использовании бюджетов на образование улучшений не наблюдается» . Новости. 28 апреля 2016 г.
- ^ Хавар Гумман. «На образование будет выделено семь процентов ВВП» . Архивировано из оригинала 12 сентября 2009 года.
- ^ «Правительство Пенджаба предлагает увеличить бюджет на образование на 200% | Пакистан | Новости | Газета | Ежедневно | Английский | Интернет» . www.nation.com.pk . Архивировано из оригинала 11 сентября 2009 года.
- ^ Мажар Сирадж (4 июля 2010 г.). «Увеличение расходов на образование до 7 процентов ВВП в Пакистане: взгляд на чудо» . Деловой регистратор . Исламабад. Архивировано из оригинала 16 июня 2021 года.
- ^ «Рейтинг университетов QS в Азии 2018 | Лучшие университеты» . www.qschina.cn . Проверено 2 сентября 2021 г.
- ^ «Рейтинг лучших университетов мира по версии QS 2022» . Проверено 21 октября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Асгар, Анила (26 марта 2013 г.). «Восприятие канадскими и пакистанскими учителями-мусульманами эволюционной науки и эволюционного образования» (PDF) . Эволюция: образование и информационно-пропагандистская деятельность . 6 (1): 10. дои : 10.1186/1936-6434-6-10 . ISSN 1936-6434 . S2CID 14653656 .
- ^ «Религиозные меньшинства в Пакистане. Ифтихар Х. Малик» (PDF) . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г «Пакистан: где и кто неграмотные в мире?; Справочный документ для глобального отчета по мониторингу образования для всех 2006: Грамотность на всю жизнь; 2005» (PDF) . Проверено 3 августа 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Тенденции грамотности в Пакистане; 2004 г.» (PDF) . Проверено 3 августа 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж «Копия статистического профиля2.cdr» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 ноября 2014 года . Проверено 3 августа 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Обзор экономики Пакистана за 2020–2021 годы, глава 10: Образование» (PDF) . Экономический обзор Пакистана . Проверено 11 июня 2022 г.
- ^ «Правительство дает новое определение грамотности для графов – The Express Tribune» . «Экспресс Трибьюн» . 28 февраля 2017 г. Проверено 28 февраля 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Пакистан» . ПЕРЕПИСЬ. Архивировано из оригинала 24 мая 2013 года . Проверено 10 декабря 2013 г.
- ^ «Неравенство в уровне грамотности в Пакистане: существование и изменения с течением времени» (PDF) . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ «Уровень грамотности AJK 1981 года – Поиск в Google» . 1988 год . Проверено 13 сентября 2014 г.
- ^ Хьюман Райтс Вотч: «С такими друзьями…» – Хьюман Райтс Вотч – Google Книги . Проверено 10 декабря 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «DAWN.COM | Образование | Образование в Гилгите и Балтистане» . 26 июня 2010 г. Архивировано из оригинала 26 июня 2010 г.
- ^ «Средний срок обучения – Global Data Lab» . globaldatalab.org . Проверено 17 марта 2020 г.
- ^ Латиф, Амна (7 октября 2009 г.). «Критический анализ охвата школьным обучением и уровня грамотности девочек и женщин в Пакистане». Образовательные исследования . 45 (5): 424–439. дои : 10.1080/00131940903190477 . ISSN 0013-1946 . S2CID 145433706 .
- ^ Хаттак, Умме К.; Икбал, Сайма П.; Газанфар, Хайдер (5 июня 2017 г.). «Роль грамотности родителей в недостаточном питании детей в возрасте до пяти лет в полугородском сообществе Пакистана: исследование «случай-контроль» . Куреус . 9 (6): e1316. дои : 10.7759/cureus.1316 . ISSN 2168-8184 . ПМК 5498125 . ПМИД 28690950 .
- ^ «Уровень грамотности в Пакистане» . Нация . 7 февраля 2018 года . Проверено 18 июля 2023 г.
- ^ Хан, Фара; Хасиб, Мухаммед (1 января 2017 г.). «Анализ программы подготовки учителей: сравнительное исследование Индонезии, Малайзии и Пакистана» . Парадигмы . 11 (1): 13–17. дои : 10.24312/paradigms110103 . ISSN 2410-0854 . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ «Пакистанские студенты, обучающиеся в Китае» . www.sicas.cn/ .
- ^ «Главная – ISC Research» . www.iscresearch.com .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Международная консультационная группа по школам > Информация > Новости ISC» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
- ^ «Новый местный житель» . Экономист . 17 декабря 2014 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Султан Али Саваби. Реформа медресе и государственная власть в Пакистане (2012 г.)
- КК Азиз. (2004) Убийство истории: критика учебников истории, используемых в Пакистане. Авангард. ISBN 969-402-126-Х
- Найяр, А.Х. и Салим, Ахмад. (2003) Тонкая подрывная деятельность: состояние учебных программ и учебников в Пакистане - урду, английский язык, социальные исследования и граждановедение. Институт политики устойчивого развития. Тонкая подрывная деятельность
- Халаи, Анджум ( Университета Ага Хана Институт развития образования ). « Гендерное и математическое образование: уроки Пакистана » ( Архив ).
- Малик, Джамал. Колониализация ислама: роспуск традиционных институтов в Пакистане . Нью-Дели: Manohar Publications и Лахор: Vanguard Ltd., 1996.
- Мубарак Али . В тени истории, Нигаршат, Лахор; История на суде, Fiction House, Лахор, 1999; Тарих Аур Нисаби Кутуб, Fiction House, Лахор, 2003.
- Первез Худбхой и А. Х. Найяр. Переписывая историю Пакистана в исламе, политике и государстве: опыт Пакистана , под ред. Мохаммад Асгар Хан, Zed Books, Лондон, 1985.
- Рахман, Тарик. Обитатели чужих миров: исследование образования, неравенства и поляризации в Пакистане . Карачи: Издательство Оксфордского университета, 2004 г. Перепечатано в 2006 г. ISBN 978-0-19-597863-6 .
- Россер, Иветт Клэр (2003). Учебная программа как судьба: формирование национальной идентичности в Индии, Пакистане и Бангладеш (PDF) (Диссертация). Техасский университет в Остине. Архивировано из оригинала (PDF) 11 сентября 2008 года . Проверено 16 ноября 2017 г.
- Рубина Сайгол. Знания и идентичность – артикуляция гендера в образовательном дискурсе в Пакистане, ASR, Лахор, 1995 г.
- Тарик Рахман , Обитатели чужих миров: исследование образования, неравенства и поляризации в Пакистане, Карачи, Oxford University Press, 2004. Перепечатка. 2006 г.
- Тарик Рахман, Язык, идеология и власть: изучение языка мусульманами Пакистана и Северной Индии, Карачи, Оксфордский университет, 2002.
- Тарик Рахман, Язык и политика в Пакистане, Карачи: Oxford UP, 1996. Представитель. несколько раз. см. издание 2006 г.
- Тематическое исследование Всемирного банка по начальному образованию в Пакистане
- Сарангапани, Падма М. и Рекха Паппу, ред. Справочник по системам образования в Южной Азии (Springer Singapore, 2019).
- Танвир, Билал. « Возвращение к вопросу о медресе ». The News International , 6 мая 2007 г. О выступлении доктора Номанула Хака (Университет Пенсильвании) в Лахорском университете наук управления (LUMS), Пакистан.
Внешние ссылки [ править ]
- Мировые данные об образовании, IBE (2011). Архивировано 8 августа 2014 года в Wayback Machine - обзор системы образования Пакистана.
- ТПО в Пакистане, ЮНЕСКО-UNEVOC (2013) – обзор системы технического и профессионального образования в Пакистане
- «Пакистан разрушен языковым мифом» – Зубейда Мустафа