Jump to content

Договор о водах Инда

Река Инд и притоки

Водный договор Инда (ИВТ) — это договор о распределении воды между Индией и Пакистаном , заключенный и согласованный Всемирным банком , с целью использования воды, имеющейся в реке Инд и ее притоках . [1] [2] [3] [4] Он был подписан в Карачи 19 сентября 1960 года тогдашним премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру и тогдашним президентом Пакистана фельдмаршалом Аюбом Ханом . [5] [1]

Договор дает контроль над водами трех «восточных рек» — Беас , Рави и Сатледж, расположенных в Индии, со средним годовым стоком 41 млрд   м3. 3 (33 млн акров футов ) — Индии, при этом контроль над водами трёх «западных рек» — Инда , Ченаба и Джелума , расположенных в Индии, со среднегодовым стоком 99 млрд м3. 3 — в Пакистан. [6] Индия получила около 30% общего объема воды, переносимой системой рек Инд, расположенной в Индии, а Пакистан получил оставшиеся 70%. [7] [8] Соглашение позволяет Индии использовать воду западных рек для ограниченного ирригационного использования и неограниченного непотребительского использования, такого как производство электроэнергии, судоходство, плавучее имущество, рыбоводство и т. д. [9] Он устанавливает подробные правила для Индии при строительстве проектов на западных реках. В преамбуле договора признаются права и обязанности каждой страны по оптимальному использованию воды из системы рек Инда в духе доброй воли, дружбы и сотрудничества. Хотя договор никоим образом не связан с аспектами безопасности обеих стран, Пакистан, будучи страной, расположенной ниже по течению как восточных, так и западных рек, опасается, что Индия потенциально может вызвать наводнения или засухи в Пакистане, особенно во время военных ситуаций. [10] [11]

В 1948 году во время Индо-Пакистанской войны 1947-1948 годов права на воду в речной системе оказались в центре индо-пакистанского водного спора . С момента ратификации договора в 1960 году Индия и Пакистан не участвовали ни в каких водных войнах, несмотря на участие в нескольких военных конфликтах . Большинство разногласий и споров разрешалось посредством юридических процедур, предусмотренных в рамках договора. [12]

Договор о водах Инда сегодня считается одним из наиболее успешных проектов по совместному использованию водных ресурсов в мире, хотя аналитики признают необходимость обновления некоторых технических спецификаций и расширения сферы действия соглашения для решения проблем, связанных с изменением климата . [13] [14]

Положения договора

[ редактировать ]

Речная система Инда включает три западные реки — Инд, Джелум и Ченаб — и три восточные реки — Сатледж, Беас и Рави. Согласно статье I ВВТ, любая река/приток и ее водосборная площадь в системе рек Инд, которые не являются частью других пяти рек, являются частью реки Инд, включая ее ручьи , дельтовые каналы , соединяющие озера и т. д. Согласно этому договору, восточные реки отводятся Индии в исключительное водопользование после того, как использование воды в соответствии со Статьей II (1) прямо разрешено в Пакистане. Аналогичным образом, Пакистан имеет исключительное право водопользования западных рек после разрешенного водопользования в Индии. Статья IV (14) ВВТ гласит, что любое водопользование, освоенное из недостаточно используемых вод другой страны, не приобретает права водопользования по истечении времени. [15] В основном договор привел к разделению рек, а не к разделению их вод. [16]

Был разрешен переходный период продолжительностью в 10 лет, в течение которого Индия была обязана поставлять воду в каналы Пакистана из своих восточных рек до тех пор, пока Пакистан не сможет построить систему каналов для использования вод западных рек. Такое водоснабжение Пакистана не прерывалось даже во время Индо-Пакистанской войны 1965 года. Согласно статье 5.1 IWT, Индия согласилась внести фиксированный взнос в размере 62 060 000 фунтов стерлингов ( фунтов стерлингов только шестьдесят два миллиона шестьдесят тысяч или 125 метрических тонн золота при соблюдении золотого стандарта ) на стоимость строительства новых головные сооружения и система каналов для орошения западных рек в провинции Пенджаб, Пакистан. [17] Индия выплатила всю сумму десятью равными ежегодными платежами, несмотря на индо-пакистанскую войну 1965 года . [18] [19] [15] Обе страны согласились в договоре обмениваться данными и сотрудничать в оптимальном использовании воды из системы рек Инд. С этой целью договор создает Постоянную Индскую комиссию , комиссар которой назначается каждой страной. Он будет следовать установленной процедуре разрешения любых будущих разногласий и споров, возникающих по поводу осуществления, толкования или нарушения договора. Комиссия пережила три войны и обеспечивает постоянный механизм консультаций и разрешения конфликтов посредством инспекций, обмена данными и визитов. Комиссия должна собираться не реже одного раза в год для обсуждения потенциальных споров, а также механизмов сотрудничества для развития системы рек Инда. [20] Согласно статье VIII (8), оба комиссара вместе должны представлять обеим странам ежегодный отчет о своей работе. Но эти годовые отчеты никогда не публикуются даже Пакистаном, который заявляет о неоднократных нарушениях договора со стороны Индии. [21]

Каждая из сторон должна уведомить другую о планах строительства любых инженерных сооружений, которые могут повлиять на другую сторону, и предоставить данные о таких работах. Ежегодные проверки и обмен данными продолжаются, несмотря на напряженность на субконтиненте. Плотина Салал была построена после заключения взаимного соглашения между обеими странами. [22] Проект «Тулбул» ожидает одобрения на протяжении десятилетий, даже после длительных переговоров между Индией и Пакистаном. [23] В случае спора или разногласия Постоянная палата третейского суда для арбитража вызывается (PCA) или нейтральный технический эксперт соответственно. Постановление технического эксперта было выполнено для очистки электростанции Баглихар , а решение PCA последовало для очистки гидроэлектростанции Кишанганга . [24] [25] [26] Пакистан заявляет о нарушении договора в отношении гидроэлектростанции «Раттл» мощностью 850 МВт и требует создания Арбитражного суда (PCA), тогда как Индия попросила назначить нейтрального эксперта. [27] [28] Индия еще не заявляла о каких-либо нарушениях Пакистаном статьи II ВВТ, хотя Пакистан использует подземные воды для различных целей в бассейне Рави и Сатледжа, прежде чем эти реки наконец перейдут в Пакистан. Пакистан также построил речные водоподготовительные сооружения таким образом, чтобы уменьшить разливы рек на своей территории и усилить наводнения в районе Грейт-Ранн-оф-Катч в Индии, что нарушает статью IV (3a). [29] Пакистан, поднимая споры и обращаясь к СПС против индийских проектов, может привести к отмене ВВТ, если его положения будут подробно интерпретированы решениями СПС. [30]

История и предыстория

[ редактировать ]

Воды системы рек Инда берут свое начало главным образом в Тибете и Гималайских горах в штатах Химачал-Прадеш и Джамму и Кашмир . [31] Они протекают через штаты Пенджаб и Синд, а затем впадают в Аравийское море к югу от Карачи и ручья Кори в Гуджарате. [32] [33] Среднегодовые доступные водные ресурсы в Пакистане составляют 218 миллиардов м3. 3 . [7] [34] Там, где когда-то вдоль этих рек была лишь узкая полоска орошаемых земель, события последнего столетия привели к созданию обширной сети каналов и хранилищ, которые обеспечивают водой более 47 миллионов акров (190 000 км2). 2 ) только в Пакистане к 2009 году это одна из крупнейших орошаемых площадей среди всех речных систем. [35]

Раздел Британской Индии , основанный на религии, а не на географическом основании, привел к конфликту из-за вод бассейна Инда . [36] Вновь образованные государства расходились во мнениях по поводу того, как делить и управлять тем, что по сути представляло собой сплоченную и унитарную ирригационную сеть. Более того, география раздела была такова, что исток рек бассейна Инда находился в Индии. Пакистан почувствовал угрозу своему существованию из-за перспективы контроля Индии над притоками , питавшими воду в пакистанскую часть бассейна. В то время как Индия, безусловно, имела свои собственные амбиции по прибыльному освоению бассейна, Пакистан ощущал острую угрозу конфликта из-за основного источника воды для своих обрабатываемых земель. В первые годы раздела воды Инда были разделены Междоминионским соглашением от 4 мая 1948 года . [37] Это соглашение требовало от Индии выпускать достаточное количество воды через существующие каналы в пакистанские регионы бассейна в обмен на ежегодные платежи от правительства Пакистана. [38] Соглашение было призвано удовлетворить насущные потребности, и за ним последовали переговоры о более постоянном решении. [39] Однако ни одна из сторон не желала идти на компромисс со своими позициями, и переговоры зашли в тупик. С точки зрения Индии, Пакистан не мог ничего сделать, чтобы заставить Индию перенаправить речную воду из любой из своих схем в ирригационные каналы Пакистана. [40] Тогда Пакистан хотел передать дело в Международный суд , но Индия отказалась, заявив, что конфликт требует двустороннего разрешения. [41]

Участие Всемирного банка

[ редактировать ]

В 1951 году Дэвид Лилиенталь , бывший председатель Управления долины Теннесси и Комиссии по атомной энергии США , посетил регион, чтобы написать серию статей для Collier's . журнала [42] Лилиенталь проявлял большой интерес к субконтиненту, и его приветствовали высшие уровни правительств Индии и Пакистана. Хотя его визит спонсировался Collier's , Лилиенталь был проинформирован представителями государственного департамента и исполнительной власти, которые надеялись, что Лилиенталь сможет помочь преодолеть разрыв между Индией и Пакистаном, а также оценить военные действия на субконтиненте. В ходе своего визита Лилиенталю стало ясно, что напряженность в отношениях между Индией и Пакистаном остра, но ее невозможно устранить одним широким жестом. Он написал в своем дневнике:

Индия и Пакистан оказались на грани войны из-за Кашмира. Казалось, не было никакой возможности обсудить этот вопрос до тех пор, пока не спадет напряженность. Один из способов уменьшить враждебность. . . было бы сконцентрироваться на других важных вопросах, где сотрудничество возможно. Прогресс в этих областях будет способствовать укреплению чувства общности между двумя странами, что со временем может привести к кашмирскому урегулированию. Соответственно, я предложил Индии и Пакистану разработать программу совместного развития и совместной эксплуатации системы бассейна реки Инд, от которой обе страны зависели в плане оросительной воды. Благодаря новым плотинам и оросительным каналам Инд и его притоки могут стать источником дополнительной воды, необходимой каждой стране для увеличения производства продуктов питания. В статье я предположил, что Всемирный банк мог бы использовать свои добрые услуги, чтобы привести стороны к соглашению и помочь в финансировании программы развития промышленности. [43] : 93 

Идея Лилиенталя была хорошо принята должностными лицами Всемирного банка (тогда Международного банка реконструкции и развития), а затем правительствами Индии и Пакистана. Юджин Р. Блэк , тогдашний президент Всемирного банка, сказал Лилиенталю, что его предложение «имеет здравый смысл во всех отношениях». Блэк писал, что Банк был заинтересован в экономическом прогрессе двух стран и был обеспокоен тем, что спор по Инду может стать лишь серьезным препятствием для этого развития. Предыдущие возражения Индии против арбитража третьей стороны были устранены за счет того, что Банк настоял на том, что он не будет выносить решения по конфликту, а скорее будет служить проводником для достижения соглашения. [44]

Блэк также провел различие между «функциональными» и «политическими» аспектами спора об Инде. В своей переписке с лидерами Индии и Пакистана Блэк утверждал, что спор по Инду может быть наиболее реалистично разрешен, если функциональные аспекты разногласий будут обсуждаться отдельно от политических соображений. Он представлял себе группу, которая бы занималась вопросом о том, как лучше всего использовать воды бассейна Инда, оставляя в стороне вопросы исторических прав или распределения.

Блэк предложил создать рабочую группу, состоящую из инженеров Индии, Пакистана и Всемирного банка. [45] Делегация Всемирного банка будет действовать как консультативная группа, которой будет поручено предлагать предложения и ускорять диалог. В своем вступительном заявлении перед Рабочей группой Блэк рассказал, почему он с оптимизмом смотрит на успех группы:

Один аспект предложения г-на Лилиенталя привлек меня с самого начала. Я имею в виду его настойчивое утверждение, что проблема Инда является инженерной проблемой и ею должны заниматься инженеры. Одна из сильных сторон инженерной профессии заключается в том, что во всем мире инженеры говорят на одном языке и подходят к проблемам с едиными стандартами суждений. [43] : 110 

Надежды Блэка на быстрое разрешение спора по Инду оказались преждевременными. Хотя Банк ожидал, что обе стороны придут к соглашению о распределении воды, ни Индия, ни Пакистан, похоже, не хотели идти на компромисс со своими позициями. В то время как Пакистан настаивал на своем историческом праве на воды всех притоков Инда и на том, что половина Западного Пенджаба находится под угрозой опустынивания , индийская сторона утверждала, что предыдущее распределение вод не должно определять будущее распределение. Вместо этого индийская сторона установила новую основу распределения: воды западных притоков поступали в Пакистан, а воды восточных притоков - в Индию. Существенные технические дискуссии, на которые надеялся Блэк, были заблокированы политическими соображениями, которых он ожидал избежать.

Всемирный банк вскоре был разочарован отсутствием прогресса. То, что изначально задумывалось как технический спор, который быстро распутается, стало казаться неразрешимым? Индия и Пакистан не смогли договориться о технических аспектах распределения воды, не говоря уже о реализации какого-либо согласованного распределения воды. Наконец, в 1954 году, после почти двух лет переговоров, Всемирный банк предложил свое собственное предложение, выйдя за пределы той ограниченной роли, которую он отводил себе, и вынудив обе стороны рассмотреть конкретные планы на будущее бассейна. [46] Предложение предлагало Индии три восточных притока бассейна, а Пакистану - три западных притока. Каналы и водохранилища должны были быть построены для отвода воды из западных рек и восполнения запасов восточной реки, потерянных Пакистаном.

Хотя индийская сторона согласилась на предложение Всемирного банка, Пакистан счел его неприемлемым. Всемирный банк выделил восточные реки Индии, а западные реки Пакистану. Это новое распределение не учитывало историческое использование бассейна Инда или тот факт, что восточные районы Западного Пенджаба могли превратиться в пустыни, и отвергало переговорную позицию Пакистана. Там, где Индия выступала за новую систему распределения, Пакистан считал, что его доля воды должна основываться на предварительном распределении. Предложение Всемирного банка больше соответствовало плану Индии, и это разозлило пакистанскую делегацию. Они пригрозили выйти из Рабочей группы, и переговоры оказались на грани провала.

Однако ни одна из сторон не могла позволить себе срыв переговоров. Пакистанская пресса встретила слухи о прекращении переговоров разговорами об усилении боевых действий; правительство было не готово отказаться от переговоров о жестоком конфликте с Индией и было вынуждено пересмотреть свою позицию. [47] [48] Индия также стремилась решить проблему Инда; крупные проекты развития были приостановлены из-за переговоров, а индийские лидеры стремились отвести воду для орошения. [49] В декабре 1954 года обе стороны вернулись за стол переговоров. Предложение Всемирного банка превратилось из основы урегулирования в основу для переговоров, и переговоры продолжались с перерывами и перерывами в течение следующих шести лет. [50]

Один из последних камней преткновения на пути к соглашению о финансировании строительства каналов и водохранилищ, которые будут перекачивать воду из западных рек в Пакистан. Эта передача была необходима, чтобы восполнить воду, от которой Пакистан отказался, уступив свои права на восточные реки. Всемирный банк изначально планировал, что Индия оплатит эти работы, но Индия отказалась. [51] Банк ответил планом внешнего финансирования. Соглашение о Фонде развития бассейна Инда ( Карачи , 19 сентября 1960 г.); договор между Австралией , Канадой , Западной Германией , Новой Зеландией , Великобританией , Соединенными Штатами с Международным банком реконструкции и развития (IRDC) и Пакистаном, которые согласились предоставить Пакистану комбинацию средств и кредитов. [52] Это решение устранило оставшиеся камни преткновения на пути к соглашению, и ВВТ было подписано обеими странами в один и тот же день в 1960 году и имело ретроспективную силу с 1 апреля 1960 года, но положения «Соглашения о Фонде развития бассейна Инда» никоим образом не затрагивают ВВТ, согласно его Статья XI(3). [15] Гранты и займы Пакистану были предоставлены в 1964 году на основании дополнительного соглашения. [53]

Гранты и кредиты Пакистану

[ редактировать ]
Страна Валюта Оригинальный грант (1960) Дополнительный грант (1964) Первоначальный кредит Пакистану (1960) Дополнительный кредит Пакистану (1965 г.)
Индия ГБ £ 62,060,000 Десять ежегодных взносов Статья 5 ВВТ
Австралия австралийские доллары 6,965,000 4,667,666
Канада Может $ 22,100,000 16,810,794
Западная Германия ДМ 126,000,000 80,400,000
Новая Зеландия новозеландские фунты стерлингов 1,000,000 503,434
Великобритания ГБ £ 20,860,000 13,978,571
Соединенные Штаты Америки АМЕРИКАНСКИЙ ДОЛЛАР$ 177,000,000 118,590,000 0 0
ИРДЦ Банк АМЕРИКАНСКИЙ ДОЛЛАР$ 0 (в разных валютах) включая проценты [54] 0 (в разных валютах)

В настоящее время роль Всемирного банка в соглашении ограничивается продолжением процесса урегулирования споров, когда сторона/страна не сотрудничает с соблюдением арбитражной процедуры, предусмотренной в соглашении, в случае возникновения спора. [55] [15]

Последствия договора

[ редактировать ]

Из системы рек Инда Индия получила почти 41 млрд м3. 3 на 16%, тогда как Пакистан получил почти 218 млрд м3. 3 на уровне 84%. [7] [56] Однако Индия может использовать воды западных рек для орошения до 701 000 акров с новой емкостью хранения воды, не превышающей 1,54 миллиарда м3. 3 и новые водохранилища с гидроэлектростанциями (за исключением разрешенных водохранилищ в рамках проектов ГЭС с неограниченным пробегом) объемом не более 2,0 млрд м3. 3 и номинальная емкость паводкового водохранилища 0,93 млрд м3. 3 . [14] Эти ассигнования воды, выделенные индийскому штату Джамму и Кашмир , недостаточны для удовлетворения его потребностей в оросительной воде, тогда как договор разрешал достаточно воды для орошения 80,52% обрабатываемых земель в бассейне реки Инд в Пакистане. [57] [58] Хотя Индия может построить любое количество гидроэнергетических проектов в русле реки (RoR), действующий бассейн проекта RoR имеет ограниченную мощность, чтобы ограничить запасы воды во время бедного стока. Однако дополнительное хранилище за закрытым водосбросом в проекте RoR не ограничено, что полезно для хранения воды во время сезона дождей для оптимального вторичного производства электроэнергии. [59] Из-за скудных разрешенных объемов хранения штат J&K вынужден прибегнуть к дорогостоящему удалению ила из своих водоемов, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии. [60] Пакистан также теряет дополнительные преимущества, не разрешая умеренное хранение воды в верхнем течении штата J&K, вода которого в конечном итоге будет сброшена в Пакистан для его использования и позволит избежать необходимости строительства нескольких плотин на его территории. Принимая во внимание, что Пакистан планирует построить многоцелевые водохранилища с массивными хранилищами для накопления многолетних притоков, таких как мощностью 4500 МВт плотина Диамер-Бхаша , плотина Калабаг мощностью 3600 МВт , плотина Ахори мощностью 4320 МВт мощностью 600 МВт, плотина Дасу , плотина Бунджи мощностью 7100 МВт , 4866 Плотина Такот мощностью 2400 МВт, плотина Патан мощностью 2400 МВт, плотина Кацара 700 МВт мощностью 15 000 МВт, плотина Азад Паттан мощностью мощностью 884 МВт , плотина Суки Кинари и т. д. проекты с огромным переселением населения. [14] В случае прорыва любой плотины районы нижнего течения в Пакистане, а также регион Катч в Индии столкнутся с беспрецедентным наводнением или затоплением, поскольку эти плотины расположены в высокоактивных сейсмических зонах. [61]

Тем не менее, Индия получает военное преимущество от ВВТ, поскольку его сфера действия ограничена территорией бассейна системы рек Инда (как восточных, так и западных рек), расположенной в Индии, и только бассейнами Рави и Сатледж, расположенными в Пакистане в соответствии со статьями II (1–4) и III(2–3), а ВВТ касается только распределения воды, имеющейся/текущей в индийской части, между Пакистаном и Индией. [62] Согласно ВВТ, бомбардировка/разрушение Пакистаном плотин, заграждений, электростанций и т. д., расположенных в индийской части системы рек Инда, является нарушением ВВТ, которое может привести к отмене ВВТ. [63] [64]

Договор на рассмотрении

[ редактировать ]

Пакистанские проблемы

[ редактировать ]

Пакистан выразил обеспокоенность Всемирному банку по поводу индийского проекта новой плотины на реке Ченаб, заявив, что он не соответствует Водному договору Инда (ВВТ), и заявил, что Индия может использовать эти водохранилища для создания искусственной нехватки воды или наводнений в Пакистане. [65]

В 2019 году, после нападения на Пулваму , министр водных ресурсов Союза и высокопоставленный лидер правящей партии БДП Нитин Гадкари заявил, что вся вода, текущая из Индии, будет перенаправлена ​​в индийские штаты, чтобы наказать Пакистан за предполагаемое присоединение к нападение, которое правительство Пакистана сначала отрицало и осуждало, но роль которого позже была признана тогдашним министром науки и технологий Пакистана Фавадом Чаудри в Национальной ассамблее Пакистана. [66] Государственный министр Союза Джал Шакти Раттан Лал Катария заявил, что «прилагается все усилия», чтобы остановить поток воды вниз по течению из трех закрепленных за ним рек. [67] [68]

Вода реки Инд также впадает в ручей Кори , расположенный в Ранн Катч районе штата Гуджарат в Индии, через его дельтовый канал, называемый рекой Нара, через озеро Шакур , прежде чем впасть в море. Без согласия Индии с 1987 по 1997 год Пакистан построил проект дренажа левого берега (LBOD), проходящего через район Грейт-Ранн-оф-Катч, при содействии Всемирного банка. [69] [70] В нарушение статьи IV (10) IWT цель LBOD состоит в том, чтобы предотвратить попадание соленой и загрязненной воды в дельту Инда в Пакистане и отвести ее в море через район Ранн-оф-Катч. [71] Вода, выбрасываемая LBOD, усиливает наводнения в Индии и ухудшает качество водоемов, которые являются источником воды для соляных ферм, расположенных на обширной территории. [72] Вода LBOD поступает в море через спорный ручей Сэр-Крик , который принадлежит Индии до его центральной линии, но полностью претендует на него Пакистаном, а вода LBOD также попадает на территорию Индии из-за многочисленных нарушений на ее левом берегу, вызванных наводнениями. [73] [74] Поскольку индийский штат Гуджарат является самой нижней прибрежной частью бассейна Инда, Пакистан обязан предоставить Индии все детали инженерных работ, проводимых Пакистаном, чтобы гарантировать, что Индии не будет нанесен материальный ущерб в соответствии с положениями статьи IV договора и не приступит к проектным работам до разрешения разногласий в арбитражном процессе. [75] [76]

2016 Ури Атака

[ редактировать ]

После нападения на Ури в 2016 году Индия пригрозила аннулировать Договор по водам Инда. Премьер-министр Нарендра Моди заявил: «кровь и вода не могут течь вместе». [77] [78] Пока подобные угрозы не материализовались. [79] Однако Индия решила возобновить проект Тульбул на реке Джелум в Кашмирской долине, который ранее был приостановлен в ответ на возражения Пакистана. [80] Политический аналитик Хасан Аскари Ризви из Лахора заявил, что любое изменение в водоснабжении Пакистана будет иметь «разрушительные последствия». [81] В феврале 2020 года Индия заявила, что хочет следовать букве и духу IWT. [82] [83] Обязательное ежегодное собрание комиссаров IWT стало нерегулярным после нападения в Пулваме в 2019 году , а последнее собрание состоялось в мае 2022 года, что указывает на то, что цель взаимного сотрудничества IWT потеряна, за исключением его арбитражной части. [84]

Завершение усилий Индии по утилизации

[ редактировать ]

Система рек Инда несет около 260 млрд м3 воды. 3 среднегодовые стоки, из которых Индия способна использовать почти 38 миллиардов м3. 3 (15% от общего количества) из трех восточных рек. [7] Наличие воды над краевыми станциями (8,6 млрд м3). 3 на головном сооружении Мадхопур в бассейне Рави, 16 миллиардов м3. 3 на головных сооружениях Манди-Плейн/ Харике в бассейне Беас и 17 млрд м 3 на головном сооружении Ропар в бассейне Сатледж) составляет 42 млрд м3. 3 что исключает воду, доступную в нижних частях этих краевых станций. Без учета паводковых вод, сбрасываемых в низовье реки Рави из головных сооружений Мадхопур, дополнительно 5,611 млрд м3. 3 В среднем за год между головным сооружением Мадхопура и конечным пунктом пересечения (сифон Рави) в Пакистан имеется вода, которая еще не используется Индией и дополнительно течет в Пакистан. [85] Паводковые воды также попадают в Пакистан из головных сооружений Хуссайнивала , которые являются конечной плотиной через реку Сатледж в Индии. Кроме того, Индия имеет право использовать воды Западной реки для ограниченных сельскохозяйственных целей и неограниченных бытовых, непотребительских нужд, производства гидроэлектроэнергии и т. д. [86] [87]

По состоянию на 2019 год Индия использует 38 млрд м3. 3 своей доли, и почти 9,3 млрд м 3 неиспользованная доля Индии течет на территорию Пакистана, расположенную ниже по течению, из основных рек Рави и Сатледж. Индия не теряет права на эту воду, которая поступает в Пакистан в соответствии со статьями II (1 и 4) ВВТ, и Пакистан не должен использовать эту воду для каких-либо целей. [15] Между обеими странами существуют возможности для сотрудничества по поставке этой воды в регион Катч в Индии через реки Пакистана, водохранилище Суккур и канал дельты Нары к озеру Шакур . Из озера Шакур Индия может перекачивать воду на возвышенности для орошения, аквакультуры, лесонасаждения и т. д. Такое сотрудничество также уменьшило бы воздействие частых наводнений в регионе Катч в Пакистане. [88] Другое решение состоит в том, что Индия перенаправит воду реки Ченаб в восточные реки вместо вод восточных рек, пересекающих Пакистан, путем строительства отводных туннелей, таких как туннель Марху, предложенный во время переговоров по IWT. [89] [45] Туннели для перекачки воды также существенно улучшат выработку гидроэлектроэнергии на существующих электростанциях на реках Рави и Беас, что разрешено положениями ВВТ. [90]

Индия реализует три проекта по использованию всей своей доли в восточных реках: (а) проект плотины Шахпурканди на реке Рави, который был завершен в 2024 году. [91] (b) Плотина Макаура-Паттан через реку Рави под вторым звеном Рави-Беас в Пенджабе и (c) проект плотины Уджх на реке Удж в Джамму и Кашмире. [92] [93] Эта вода будет использоваться Пенджабом вместе с северными горными штатами. [94] [95]

Требования пересмотра

[ редактировать ]

В 2003 году ассамблея штата Джамму и Кашмир единогласно приняла резолюцию об отмене договора, а в июне 2016 года ассамблея штата Джамму и Кашмир потребовала пересмотра Водного договора Инда. [6] [96] Рост орошаемых земель и развитие гидроэнергетики неудовлетворительны из-за ограничений, наложенных ВВТ в Джамму и Кашмире. [97] Законодатели считают, что договор попирает права народа и рассматривает штат Джамму и Кашмир как ничтожество. [98] [99] [100] С 2016 года в Верховном суде Индии находится петиция об общественных интересах, требующая объявить договор неконституционным. [101]

В 2023 году Индия официально уведомила Пакистан о пересмотре договора, утверждая, что он неоднократно совершал действия, противоречащие духу и целям договора. [102] [103] Пакистан ответил на уведомление, выпущенное Индией, заявив, что Пакистан не может рисковать отменой ВВТ, будучи стороной нижнего течения, и выразил желание придерживаться процедур, предусмотренных ВВТ. [104] [105]

Индия не назначила двух судей присяжных Арбитражного суда (CoA) со своей стороны, поскольку сочла одновременное разбирательство в CoA и NE нарушением соглашения IWT и обычного международного права . [106] Суд постановил, что рассмотрит возражение Индии и примет решение о компетенции Суда в качестве предварительного вопроса в рамках ускоренного разбирательства к концу июня 2023 года. [107] 6 июля 2023 года Счетная палата объявила о своем частичном вердикте, заявив, что создание Счетной палаты по измененному запросу Пакистана действительно в соответствии с положениями IWT и будет рассматривать только споры, которые не входят в компетенцию нейтрального эксперта, чтобы избежать одновременного разбирательства по одни и те же вопросы как со стороны Счетной палаты, так и нейтрального эксперта. [108] [109] Присуждение действующего нейтрального эксперта ожидается к концу 2024 года. [110]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  • Барретт, Скотт: Конфликты и сотрудничество в управлении международными водными ресурсами , Рабочий документ политических исследований 1303, Всемирный банк, май 1994 г.
  • Мишель, Алоис Артур: Реки Инд - исследование последствий раздела , издательство Йельского университета: Нью-Хейвен, 1967.
  • Вергезе, Б.Г.: Воды надежды , Оксфорд и издательство IBH: Нью-Дели, 1990.
  • Договор о водах Инда: опыт международного посредничества Ниранджана даса Гулхати [1]
  1. ^ Jump up to: а б Патрисия Бауэр. «Договор о водах Инда: Индия-Пакистан [1960]» . Сайт Британской энциклопедии . Проверено 27 июля 2020 г.
  2. ^ Дэниел Хейнс (8 марта 2017 г.). «Реки разрастаются (Договор о водах Инда-1960) - почти 60 лет со дня их знаменательного договора, пакистано-индийский водный спор остается спорным» . Newsweek (журнал) . Проверено 28 октября 2019 г.
  3. ^ «Полный текст «Договора о водных ресурсах Инда» с приложениями, Всемирный банк» (PDF) . 1960 год . Проверено 30 октября 2014 г.
  4. ^ «Война за воду» . Хранитель . 3 июня 2002 года . Проверено 30 июня 2018 г.
  5. ^ «Как был подписан Индский договор» . Индус . 28 сентября 2016 г. Проверено 30 октября 2017 г.
  6. ^ Jump up to: а б Хаки, Саадат Билал (26 июля 2018 г.). «Индо-Пак и гидрополитика» . Большой Кашмир .
  7. ^ Jump up to: а б с д «Пакистан: получение большего от воды (см. Таблицу 3.1)» (PDF) . Всемирный банк . Проверено 29 марта 2019 г.
  8. ^ Эндрю Келлер; Джек Келлер; Дэвид Секлер. «Интегрированные системы водных ресурсов: последствия теории и политики» (PDF) . Проверено 31 января 2020 г.
  9. ^ «Первый шаг Индии по Договору о водах Инда» . Проверено 3 июля 2023 г.
  10. ^ «Преамбула водного договора Инда» (PDF) . Проверено 30 октября 2017 г.
  11. ^ «Договор по водам Инда: пересмотр не вариант» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2017 года . Проверено 30 июля 2018 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  12. ^ Чатурведи, AK (весна 2017 г.), «Договор по водам Инда: варианты для Индии» (PDF) , Scholar Warrior , Центр исследований наземных войн, заархивировано из оригинала (PDF) 9 июля 2018 г.
  13. ^ «Отказ от водного договора не является решением», - говорит пакистанский комиссар по водным ресурсам Инда , 2014 г. , получено 23 марта 2020 г.
  14. ^ Jump up to: а б с Бакши, Гитанджали; Триведи, Сахиба (2011), Уравнение Инда (PDF) , Группа стратегического прогнозирования , получено 28 октября 2014 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д и «Индский водный договор» . Министерство иностранных дел Индии . Проверено 25 июля 2023 г.
  16. ^ «Конфликты по разделению воды между странами и подходы к их разрешению» (PDF) . Гонолулу: глобальная окружающая среда и энергетика в 21 веке. п. 98. Архивировано из оригинала (PDF) 21 августа 2007 года . Проверено 14 апреля 2010 г.
  17. ^ «Борьба за власть над Индом» . Проверено 29 апреля 2018 г.
  18. ^ Шрейан, Сенгупта. «Трансграничные водные споры» (PDF) . ETH Цюрих . Проверено 24 сентября 2013 г.
  19. ^ Гарг, Сантош Кумар (1999). Международные и межгосударственные споры по речной воде . Публикации Лакшми. стр. 54–55. ISBN  81-7008-068-1 .
  20. ^ «Активизация Договора по водам Инда» . Проверено 22 апреля 2023 г.
  21. ^ «Сделка Индии и Пакистана по водным ресурсам должна стать «инструментом мира» » . 17 февраля 2020 г. Проверено 17 февраля 2020 г.
  22. ^ «Соглашение по проекту Салал между Индией и Пакистаном от 14 апреля 1978 г.» (PDF) . Проверено 13 июня 2018 г.
  23. ^ «Заграждение Вуллара: нерешенный «вопрос» » . 27 июня 2010 г. Проверено 29 августа 2018 г. .
  24. ^ «Баглихарская ГЭС: экспертное заключение» (PDF) . Проверено 15 апреля 2018 г.
  25. ^ «Разногласие в Баглихаре и процесс его разрешения – триумф Договора по водам Инда?» (PDF) . 2008 год . Проверено 22 сентября 2017 г.
  26. ^ «Решение Постоянной арбитражной палаты по Кишангангской гидроэлектростанции» . Февраль 2013 года . Проверено 22 сентября 2022 г.
  27. ^ «Спорные гидроэнергетические проекты Кишенганга и Рэтл: 21-го числа Всемирный банк передаст документы по проектам арбитрам, нейтральным экспертам» . Проверено 17 ноября 2022 г.
  28. ^ «Всемирный банк производит назначения в соответствии с Договором о водах Инда» . Всемирный банк . 2022 . Проверено 23 октября 2022 г.
  29. ^ «Наводнения в бассейне Инда» (PDF) . Азиатский банк развития. 2013 . Проверено 20 мая 2019 г.
  30. ^ «Пакистан передаст спор о плотине Кишанганга в Международный арбитражный суд» . Арабские новости . Проверено 22 июля 2018 г.
  31. ^ Гулиа, КС (2007). Открытие Гималаев: Туризм Гималайского региона (2 тома) . Издательство Гян. п. 79. ИСБН  978-81-8205-410-3 .
  32. ^ «Интерактивная карта - Система рек Инда» . Третий полюс . Проверено 24 сентября 2020 г.
  33. ^ «Страница 59, Отчет Водного трибунала Рави-Беас (1987 г.)» (PDF) . Центральная водная комиссия . Проверено 15 февраля 2020 г.
  34. ^ «Подземные воды в бассейне Инда в Пакистане: настоящие и будущие перспективы» (PDF) . Всемирный банк. 2021 . Проверено 29 марта 2023 г.
  35. ^ «Пакистан: Водная стратегия бассейна Инда – прошлое, настоящее и будущее» (PDF) . Проверено 29 августа 2018 г. .
  36. ^ «Договор о воде Инда между Пакистаном и Индией: от примирения к конфронтации» (PDF) . Проверено 9 апреля 2024 г.
  37. ^ «Канал Бамбанвала-Рави-Бедиан, ответвление Райя спешит на помощь» . Проверено 29 октября 2019 г.
  38. ^ «Междоминионское соглашение между правительством Индии и правительством Пакистана о споре о воде в канале между Восточным и Западным Пенджабом» . Проверено 21 октября 2019 г.
  39. ^ «Договор о воде Инда между Пакистаном и Индией: от примирения к конфронтации» (PDF) . Проверено 19 июля 2020 г.
  40. ^ Адам Найяр . «Что означает водный договор Инда» . Рассвет . Проверено 29 апреля 2018 г.
  41. ^ «Вспоминая Водный договор Инда, или шестая ошибка Неру» . Факты об Индии . Проверено 27 июля 2019 г.
  42. ^ «Водный договор Инда: прошлое, настоящее и будущее» . Черная дыра. Март 2023 года . Проверено 28 марта 2023 г.
  43. ^ Jump up to: а б Гулхати, Ниранджан Д. , Договор о водах Инда: опыт международного посредничества , издательства Allied: Бомбей, 1973.
  44. ^ Мейсон, Эдвард Сагендорф; Ашер, Роберт Э. (1973). Всемирный банк со времен Бреттон-Вудса (Первое изд.). Уошингтон: Институт Брукингса. п. 612. ИСБН  9780815720300 . Проверено 28 октября 2014 г.
  45. ^ Jump up to: а б «Архивы Группы Всемирного банка» (PDF) . Всемирный банк. 2015 . Проверено 20 августа 2023 г.
  46. ^ «Договор по водам Инда: переговорный процесс» . Проверено 9 июля 2022 г.
  47. ^ А.Г. Нурани (7 июля 2017 г.). «Война с водами Инда? (Обзор Договора о водах Инда Иджаза Хусейна)» . Линия фронта .
  48. ^ «Друзья, а не хозяева - политическая автобиография президента Аюб Хана (страницы 109–112)» . 1967 год . Проверено 28 июня 2018 г.
  49. ^ «Индия и Пакистан: Атлантический отчет» . Атлантика . Ноябрь 1960 года.
  50. ^ Варику, К. (июль – сентябрь 2005 г.), «Договор о водах Инда: вид из Кашмира» (PDF) , Гималайские и центральноазиатские исследования , 9 (3)
  51. ^ Алам, УЗ (1998). «Водная рациональность: посредничество в Договоре о водах Инда» (PDF) . Университет Дарема . Проверено 22 мая 2018 г.
  52. ^ «Соглашение о Фонде развития бассейна Инда» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2017 года . Проверено 20 апреля 2019 г.
  53. ^ «Дополнительное соглашение о фонде развития бассейна Инда, 1964 г.» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2017 года . Проверено 14 апреля 2017 г.
  54. ^ «Кредитное соглашение на развитие» (PDF) . Всемирный банк . Проверено 16 сентября 2018 г.
  55. ^ Последняя страница Водного договора Инда
  56. ^ Челлани, Брахма (11 августа 2012 г.). «Индия щедра на свои общие водные ресурсы» . Обзор водных ресурсов Индии. Архивировано из оригинала 14 января 2016 года . Проверено 28 октября 2014 г.
  57. ^ «География штата Джамму и Кашмир: ирригация – значение и типы» . Кашмирская сеть пандитов . Проверено 28 октября 2015 г.
  58. ^ «Законодательное собрание отклоняет резолюцию НДП» . Большой Кашмир . 14 марта 2015 года . Проверено 28 октября 2015 г.
  59. ^ «Водная безопасность в Пакистане: проблемы и вызовы (стр. 8)» . ПРООН: Пакистан . Декабрь 2016 года . Проверено 1 мая 2024 г.
  60. ^ «Гигантский робот-очиститель бассейнов гидроэлектростанций» . Проверено 1 мая 2024 г.
  61. ^ «Каскад Инда в Пакистане – надвигающаяся катастрофа» . Экономические времена . 6 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 30 марта 2019 года . Проверено 6 июля 2017 г.
  62. ^ «Развитие всегда было на первом месте в нашей повестке дня: Нитин Гадкари» . Перспективы . 2 мая 2019 г.
  63. ^ Ахмед, Шехарьяр; Икбал, Джавед; Уль Хак, Захур (2020). «В поисках стратегического трансграничного решения для решений о совместном использовании бассейна реки Инд» . Журнал по связям с общественностью . 22 (3): e2367. дои : 10.1002/pa.2367 . S2CID   225130232 . Проверено 11 октября 2020 г.
  64. ^ Цинь, Дж.; Фу, Х.; Пэн, С.; Сюй, Ю.; Хуанг, Дж.; Хуанг, С. (2019). «Асимметричная модель переговоров по распределению водных ресурсов по трансграничным рекам» . Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения . 16 (10): 1733. doi : 10.3390/ijerph16101733 . ПМК   6571634 . ПМИД   31100895 . Проверено 11 октября 2020 г.
  65. ^ «Индия решает реализовать спорный энергетический проект» . 22 января 2021 г.
  66. ^ «Пакистанский министр признает роль Исламабада в теракте в Пулваме» . Индус . 29 октября 2020 г.
  67. ^ Хан, Мохд Асим (8 июля 2019 г.). «Вот почему Индия сбрасывает в Пакистан больше воды, чем раньше» . Национальный Вестник . Проверено 30 августа 2022 г.
  68. ^ «Работы по прекращению поступления воды в Пакистан начались: правительство» . Индийский экспресс . 21 августа 2019 года . Проверено 21 августа 2019 г.
  69. ^ Чатурведи, АК (декабрь 2018 г.). «Водный договор Инда: оценка» (PDF) . Международный фонд Вивекананды.
  70. ^ Водосток на левом берегу: Всемирный банк должен проконсультироваться с синдхами, прежде чем вкладывать миллионы долларов в проект , Tribune Пакистан.
  71. ^ «Возвращаясь к проблеме LBOD» . Рассвет . 5 октября 2011 г.
  72. ^ «Инд вновь входит в Индию спустя два столетия, питает Маленький Ранн, Нал Саровар» . Индия сегодня . Проверено 22 декабря 2015 г.
  73. ^ «Как ЧФ охраняет естественную границу между Гуджаратом и Пакистаном» . 2016 . Проверено 24 декабря 2022 г.
  74. ^ «Эволюция дельты, системы водоотвода LBOD и Бадин-дхандс - главы 3 и 4» (PDF) . Всемирный банк. 2006 год . Проверено 22 декабря 2015 г.
  75. ^ «Индия и Пакистан договорились о турах по мандату IWT по обе стороны бассейна Инда» . живая мята . Проверено 31 августа 2018 г.
  76. ^ «Споры из-за воды: Пакистан ведет водную войну с Индией» . Блог The Times of India . Проверено 22 сентября 2016 г.
  77. Майкл Кугельман, Почему индийско-пакистанская война из-за воды так опасна , Foreign Policy, 30 сентября 2016 г.
  78. ^ Арчана Чаудхари; Фасих Манги (11 марта 2020 г.). «Новые погодные условия превращают воду в оружие» . Блумберг Бизнесуик . Проверено 14 марта 2020 г.
  79. ^ Кейт Джонсон, Индия и Пакистан на грани водной войны? [ постоянная мертвая ссылка ] , Внешняя политика, 25 февраля 2019 г.
  80. Как Индия планирует использовать Водный договор Инда, чтобы нагнетать обстановку в Пакистане , The Times of India, 28 сентября 2016 г.
  81. ^ Арчана Чаудхари; Иэн Марлоу (19 октября 2016 г.). «Нарендра Моди закладывает основу для водной войны в битве с Пакистаном» . живая мята . Проверено 23 октября 2016 г.
  82. ^ «Индия отвергает сообщение пакистанских СМИ о совместном использовании воды в Инде» . Индия сегодня . Проверено 6 февраля 2020 г.
  83. ^ Росси, Кристофер (27 декабря 2019 г.). «Кровь, вода и договор о водах Инда» . Миннесотский журнал международного права . 29 (2). ССНР   3510327 . Проверено 26 июня 2020 г.
  84. ^ «Плотина Шахпураканди: движемся ли мы к войне в Пакистане из-за воды» . Проверено 10 марта 2024 г.
  85. ^ «Страницы 261, 289 и 290, Отчет Трибунала по водным ресурсам Рави-Беаса (1987 г.)» (PDF) . Центральная водная комиссия . Проверено 15 февраля 2020 г.
  86. ^ «Индский водный договор: Индия должна сосредоточиться на скорейшем развитии гидропроектов, говорят эксперты» . Проверено 28 мая 2020 г.
  87. ^ «Атака Пулвамы и Договор о водах Инда: все ли карты у Индии?» . Индус . Проверено 28 апреля 2019 г.
  88. ^ «LBOD: катастрофа развития, которая преследует Бадин спустя два десятилетия после его создания» . Утренние новости. 25 февраля 2023 г. Проверено 23 июля 2023 г.
  89. ^ «Договор по водам Инда нуждается в пересмотре» . 17 февраля 2023 г. Проверено 17 сентября 2023 г.
  90. ^ «Могут ли индийско-пакистанские отношения нормализоваться в 2024 году?» . Проверено 13 января 2024 г.
  91. ^ «Золотое дно для фермеров, поскольку Индия прекращает течение реки Рави в Пакистан» . Проверено 26 января 2024 г.
  92. ^ «Пенджаб, его речные воды и как SYL может стать ненужным» . 26 июля 2023 г. Проверено 27 июля 2023 г.
  93. ^ «700 MCM будут задействованы в проекте Ujh» . Проверено 18 мая 2019 г.
  94. ^ «Остановит долю Индии в поступлении воды в Пак, говорит Нитин Гадкари: 10 фактов» . Новости НДТВ . Проверено 21 февраля 2019 г.
  95. ^ «Договор о водах Инда 1960 года: современное состояние развития Индии» . Правительство Индии . Проверено 25 февраля 2019 г.
  96. ^ «Наконец, J&K нанимает консультанта для количественной оценки потерь по водному договору Инда» . Большой Кашмир . 20 февраля 2018 г.
  97. ^ «Договор о воде Инда: помешал ли он Джамму и Кашмиру использовать свои собственные ресурсы?» . Приземленный . 10 апреля 2023 г. Проверено 16 апреля 2023 г.
  98. ^ «Выступайте за отмену Индо-Пакистанского водного договора» . Трибьюн Индия . Проверено 6 декабря 2017 г.
  99. ^ «Поддержание энергетической и продовольственной безопасности в трансграничной речной системе: пример бассейна Инда». , 15-й Международный речной симпозиум , 2012 г., архивировано из оригинала 24 июня 2013 г. , получено 6 декабря 2017 г.
  100. ^ «Почему гидроэнергетика — несбыточная мечта в развитии Кашмира» . Проверено 30 августа 2019 г.
  101. ^ «ВС не спешит объявлять Индский водный договор неконституционным» . Проверено 17 мая 2023 г.
  102. ^ Сарин, Сушант (28 января 2023 г.). «Договор о водах Инда: открытие набережной» . ОРФ. Архивировано из оригинала 28 января 2023 года . Проверено 29 января 2023 г.
  103. ^ «Пакистан без всякой причины обвиняет в нарушении Договора о водах Инда: профсоюзный министр Джитендра Сингх» . Времена Индии . 28 января 2023 года. Архивировано из оригинала 28 января 2023 года . Проверено 29 января 2023 г.
  104. ^ «Отжелание водных бед» . Проверено 7 апреля 2023 г.
  105. ^ «Спасение ВВТ» . Проверено 7 апреля 2023 г.
  106. ^ «Арбитражный суд завершает первое заседание и начинает ускоренную процедуру определения компетенции» . Проверено 3 февраля 2023 г.
  107. ^ «Разбирательство по Договору о водах Инда (Исламская Республика Пакистан против Республики Индия) – Арбитражный суд завершает слушания по вопросу о компетенции» . Проверено 19 мая 2023 г.
  108. ^ «Награда за компетентность Счетной палаты» . Проверено 6 июля 2023 г.
  109. ^ «Договор о водах Инда 1960 года — ошибочное решение» . Проверено 28 апреля 2024 г.
  110. ^ «Индия и Пакистан проводят встречу по Договору о водах Инда в Вене» . Проверено 23 сентября 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Камар, М.Ю., Азмат, М. и Клапс, П. Подводные камни трансграничного водного договора Инда: перспектива предотвращения неконтролируемых угроз глобальной безопасности. npj Clean Water 2, 22 (2019) doi:10.1038/s41545-019-0046-x

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 49bc7e1eb045796152f8445527a86805__1722774600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/05/49bc7e1eb045796152f8445527a86805.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Indus Waters Treaty - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)