Споры о пакистанских учебниках
Споры по поводу пакистанских учебников связаны с заявленными неточностями и историческим отрицанием . Неточности и мифы способствуют развитию религиозной нетерпимости и индофобии и приводят к призывам к реформе учебных программ. По данным Института политики устойчивого развития, с 1970-х годов школьные учебники Пакистана систематически насаждают антииндийскую дискриминацию посредством исторических упущений и преднамеренной дезинформации. [1]
Ревизионизм можно проследить до правления генерала Мухаммада Зия-уль-Хака , который учредил программу исламизации страны . [2] В его политике в области образования 1979 года говорилось, что наивысший приоритет будет отдан пересмотру учебных программ с целью реорганизации всего содержания вокруг исламской мысли и придания образованию идеологической ориентации, чтобы исламская идеология пронизывала мышление молодого поколения и помогала им в учебе. необходимая убежденность и способность преобразовать общество в соответствии с исламскими принципами. [3] В марте 2016 года председатель Сената Раза Раббани из верхней палаты пакистанского парламента заявил, что с тех пор пакистанские учебники учат детей больше о преимуществах диктатуры, чем о демократии.
По словам доктора Наазира Махмуда, учебники по журналистике в Пакистане не охватывают темы критического мышления , развития знаний, свободы слова , гендерных исследований , прав меньшинств , прав человека , исследований развития , демократии и конституционализма . [4] Он предполагает, что вместо того, чтобы заниматься критическим расследованием, пакистанские журналисты в конечном итоге повторяют шовинистические , замкнутые и ограниченные повествования . Такие журналисты в конечном итоге потворствуют или даже пропагандируют разжигание ненависти и религиозное насилие по отношению к религиозным меньшинствам в Пакистане . [4]
Контекст
[ редактировать ]В первое десятилетие после того, как Пакистан обрел независимость после раздела Индии , Пакистан «считал свою историю частью более крупной Индии, общей историей, совместной историей, и фактически индийские учебники использовались в учебной программе в Пакистане». [5] Однако правительство под руководством Аюб Хана хотело переписать историю Пакистана, исключив любые упоминания об Индии, и поручило историкам Пакистана создать националистический нарратив «отдельной» истории, которая стерла бы индийское прошлое. [5] По словам Хусейна Хаккани , со времен Аюб-хана в пакистанских школах и колледжах использовались только официально изданные учебники. Эти учебники используются правительством Пакистана для создания стандартного повествования об истории Пакистана. Элизабет А. Коул из Школы анализа и разрешения конфликтов Университета Джорджа Мейсона отметила, что пакистанские учебники исключают индуистское и буддийское прошлое страны, называя мусульман как монолитное образование и фокусируясь исключительно на появлении ислама на Индийском субконтиненте . [6] Во время правления генерала Мухаммада Зия-уль-Хака началась «программа исламизации » страны, включая учебники. [2] В политике генерала Зии в области образования 1979 года говорилось, что «наивысший приоритет будет отдан пересмотру учебных программ с целью реорганизации всего содержания вокруг исламской мысли и придания образованию идеологической ориентации, чтобы исламская идеология пронизывала мышление молодого поколения и помогала их с необходимой убежденностью и способностью перестроить общество в соответствии с исламскими принципами». [3] С 21 века вклад Неру , Махатмы Ганди , Амбедкара , Пателя и Бозе в движение за независимость Индии в значительной степени сокращен из пакистанских учебников. [7]
По данным Института политики устойчивого развития, с 1970-х годов в школьных учебниках Пакистана систематически прививаются предрассудки в отношении Индии и индуистов посредством исторического ревизионизма . [8] Учебники вызывают сильные эмоции среди студентов и способствуют развитию экстремизма и фанатизма в впечатлительных умах пакистанской молодежи. [9]
Подрыв демократических ценностей и конституционализма
[ редактировать ]В марте 2016 года председатель Сената Раза Раббани из верхней палаты пакистанского парламента признал, что в учебной программе, созданной по решению Зии, пакистанские учебники по-прежнему учат детей двенадцати преимуществам диктатуры по сравнению всего с восемью преимуществами демократии. [10]
Учебники религиозного образования
[ редактировать ]В Пакистане с 1980-х годов исламият (ислам) является обязательным предметом на каждом уровне образования. [11] С 2018 года в пакистанской провинции Пенджаб предусмотрено преподавание Назры Корана (чтение арабского текста) в классах с I по V, а чтение перевода Корана для классов VI-XII стало обязательным в соответствии с Обязательным обучением Священного Писания в Пенджабе. Закон о Коране 2018 года. [11]
В Пенджабе совет, представляющий исламское духовенство , известный как Совет улемов Муттахида, уже имел право подвергать цензуре образовательный контент; Закон о совете по учебным программам и учебникам (поправка) был принят единогласно в 2020 году, который дал им дополнительные права на предварительную проверку любого исламского контента во всех пакистанских учебниках, включая учебники по исламиату, пакистанским исследованиям, истории и литературе урду. [12] [13] В июне 2020 года еще один указ губернатора сделал сдачу экзамена по Корану обязательной перед получением какой-либо университетской степени. [12] По словам Баэлы Разы Джамиля, законодательные изменения в Пенджабе, Пакистан, в июне 2020 года поставят под угрозу образование, основанное на свободе исследования и критическом мышлении в Пакистане. [11] Хума Юсуф выразила удивление по поводу неверных приоритетов в пакистанском образовании, где правая промывка образовательного содержания отдается приоритету образованию в области науки, технологий, инженерного дела, математики и критического мышления. [14]
Добровольная группа преподавателей, Рабочая группа по инклюзивному образованию (WGIE), выразила серьезные сомнения по поводу законодательных мер в Пенджабе, Пакистан, которые ставят под угрозу многообразие и свободу вероисповедания. [11]
Согласно исследованию Мухаммада Азима Ашрафа из Университета Хунань в Чанше , большинство преподавателей в Пакистане считают, что, поскольку Пакистан является исламской страной, ислам должен ассоциироваться с национализмом. Таким образом, ислам может быть внедрен только через религиозное образование, которое практически включает в себя только суннитский ислам и ведет к исключению религиозной мысли меньшинства из образования, пакистанского гражданства и прав человека. [15]
Открытия подчеркивают повсеместное влияние радикального ислама в Пакистане, проливая свет на причины тенденции страны поддерживать, терпеть или потворствовать терроризму. Учебные материалы, используемые в пакистанских школах, способствуют пропаганде предрассудков и нетерпимости по отношению к индуистам и другим религиозным меньшинствам. Более того, значительное количество учителей воспринимают немусульман как «врагов ислама». [16] Пакистанские учебники предвзято изображают немусульманских граждан Пакистана, часто характеризуя пакистанских христиан как представителей западных или британских колониальных держав, а пакистанских индуистов как меньшинства среди населения с мусульманским большинством, связанного с Индией. Такое изображение порождает враждебность и неприязнь. Эти книги по истории загрязняют и внушают умы молодежи преднамеренной пропагандой ложных повествований и жестких идеологий. [17]
Учебники журналистики в Пакистане
[ редактировать ]По словам доктора Наазира Махмуда, учебники по журналистике в Пакистане не охватывают критическое мышление , развитие знаний, свободу слова , гендерные исследования , права меньшинств , права человека , демократию и конституционализм , а также санитарное просвещение и другие исследования развития . [4] Махмуд говорит, что в результате пакистанские журналисты скорее продвигают, чем подвергают сомнению шовинистические , замкнутые, ограниченные повествования , оправдывая и даже пропагандируя разжигание ненависти и сектантство в отношении религиозных меньшинств в Пакистане . [4] Многие высокопоставленные журналисты и обозреватели средств массовой информации в Пакистане часто жалуются на новых или более молодых специалистов средств массовой информации, которые стали самопровозглашенными пропагандистами шовинизма, шовинизма и сектантских тенденций в стране.
Критика
[ редактировать ]В статье, опубликованной в 1995 году в Международном журнале исследований Ближнего Востока и посвященной недавно изобретенному предмету « пакистанских исследований », историк Айеша Джалал отмечает значительную степень творческого воображения при создании государственной историографии, направленной на создание национальной прошлое, основанное на гегемонистских ценностях. Она отметила, что учебники истории Пакистана являются примером взаимоотношений между властью и фанатизмом , в отношении жесткой контролируемой государством системы образования и учебной программы, которая продвигала ревизионистскую историю для удовлетворения своей национальной идеологии. [18]
Авторы сильно расходятся во взглядах на историю пакистанского национального государства. Джалал считает это примером путаницы в повествовании, возникающей из-за противоречий между идеологией мусульманского национализма и географическими ограничениями пакистанского национального государства. [18] В то время как некоторые панисламистские идеологи определяют временные рамки, соответствующие зарождению ислама на Аравийском полуострове, и предпочитают игнорировать пространственную и временную дистанцию между двумя несогласованными событиями, другие выбирают субконтинентальный подход. [18] «Введение в пакистанские исследования » (популярный учебник, который является обязательным для чтения студентами первого и второго курса колледжей, обучающимися на степень FA по истории), утверждает, что Пакистан является исламским государством, которым управляет Аллах , а не просто географическим государством. сущность, а не идеология, отражающая уникальную цивилизацию и культуру, которая возникла в результате усилий противостоять навязыванию индуистского национализма мусульманским массам и защищать неэтичные практики индуизма. [18] В другом учебнике – «Учебнике пакистанских исследований» утверждается, что Пакистан «впервые возник, когда арабы под предводительством Мухаммеда бин Касима оккупировали Синд и Мултан», и после этого Индийский субконтинент приравнивается к Пакистану, чей величайший правитель впоследствии считается будь Аурангзебом . [18] Антииндийские настроения в сочетании с антииндуистскими предрассудками усугубляют эти проблемы. [18] Двухтомная история К. Али, предназначенная для студентов бакалавриата, даже несмотря на то, что она прослеживает предысторию «Индо-Пакистанского» субконтинента до палеолита и обсуждает дравидийские народы и арийцев , постоянно ссылается на границы Пакистана после 1947 года. [18] В конце концов, он поддерживает существование национального государства, основанного на религиозной идеологии, в свете необходимости иммунизироваться от (предполагаемой) враждебности индуистов, проявленной к мусульманам во время движения за независимость , а также того факта, что субконтинент был правили мусульмане . веками [18]
Такие ученые, как Джамиль Джалиби, ставят под сомнение достоверность любой национальной истории, в которой упоминается «доисламское прошлое Пакистана». [18] Джалал отмечает утверждения Али о том, что реактивный религиозный фанатизм должен стать основой государственности Пакистана. [18] Секуляризм, коммунизм и др. изображаются как злая угроза государству, и Джалал отмечает учебник, в котором Зульфикар Али Бхутто описывается как пьяница, бесхарактерный и не придерживающийся исламских взглядов человек, благодаря его социально-политическим склонностям к коммунизму, но Зия уль Хаку и его диктаторскому военному режиму. широко хвалят за приверженность исламским идеологиям. [18] В свете белуджей Sindhis et al. будучи все более открыто заявляющими о своей региональной культуре, один учебник называет регионализм «очень опасным эпизодом». [18] Далее упоминается, что усилия по продвижению «региональных диалектов и традиций» были атакой на сами основы государства и что пенджабизму никогда не будет позволено заменить исламскую культуру, поскольку его покровители вели войны против исламских правителей. [18] В учебниках часто указывается, что урду превосходит региональные диалекты; знаменосец коллективной исламской идентичности. [18]
Все эти нарративы, хотя и предлагают аргументы разного масштаба и масштаба, в конечном итоге поддерживают национальную политику исламизации государства и принцип теории двух наций , согласно которой тройное единство мусульман, ислама и Пакистана не может быть оспорено. [18] Джалал обвиняет их в том, что они отвергают призывы Джинны к секуляризму, в противодействии многочисленных мусульман разделу и подчинению региональных общин ради их собственного удобства. [18] Она отмечает более широкую цель в обучении будущих поколений отвергать все в своих региональных культурах, что не может быть квалифицировано как «исламское», и стремиться к духовной и культурной гегемонии во имя ислама. [18] Антииндийские настроения в сочетании с антииндуистскими предрассудками усугубляют эти проблемы. [19]
По словам Университета Тафтса профессора Сейеда Вали Резы Насра , индофобия в Пакистане усилилась с приходом к власти воинствующего исламистского движения « Джамаат-и-Ислами» под руководством Сайида Абул Ала Маудуди . [19] Индофобия вместе с антииндуизмом и расистскими идеологиями, такими как теория боевых рас , были движущими факторами переписывания школьных учебников в Пакистане (как в «светских» школах, так и в исламских медресе ) с целью продвижения предвзятого и ревизионистская историография Индийского субконтинента, пропагандирующая индофобские и антииндуистские предрассудки. Эти нарративы сочетаются с исламистской пропагандой при обширном пересмотре истории Пакистана. Пропагандируя такие концепции, как джихад , неполноценность немусульман, укоренившуюся вражду Индии с Пакистаном и т. д., публикации учебников, используемые во всех государственных школах, пропагандируют мракобесное мышление. [20]
По словам историка профессора Мубарака Али , «реформа» учебников в Пакистане началась с введения пакистановедения и исламоведения Зульфикаром Али Бхутто в 1971 году в национальную учебную программу в качестве обязательного предмета. Бывший военный диктатор Мухаммад Зия-уль-Хак , движимый общим стремлением к исламизации, всерьез начал процесс исторического ревизионизма и воспользовался этой инициативой. «Пакистанский истеблишмент с самого начала внушал своим детям, что это государство построено на основе религии – поэтому они не терпят других религий и хотят уничтожить их все». высказывает мнение из The Guardian , написанное Афнаном Ханом [21]
По словам пакистанского физика Первеза Худбхоя , исламистский ревизионизм в школах Пакистана начался в 1976 году, когда парламентский акт потребовал от всех государственных и частных школ (за исключением тех, которые преподают британские программы O-уровня с 9 класса) следовать учебной программе, включающей результаты обучения для одобренные на федеральном уровне занятия по общественным наукам для 5-го класса, такие как: «Признать и определить силы, которые могут действовать против Пакистана», «Выступить с речами о джихаде», «Собрать фотографии полицейских, солдат и национальных гвардейцев» и «Злые замыслы Индии против Пакистана». Пакистан.'. [22] [23] Точно так же Иветт Россер критикует пакистанские учебники за пропаганду шовинистических и ирредентистских убеждений об истории и культуре Пакистана, а также за отрицание в изображении политического ислама и обращения с меньшинствами в Пакистане, такими как индуисты и христиане. Ирредентизм проявляется в утверждениях о «вечном Пакистане» (несмотря на то, что страна была создана из Британской Индии только в 1947 году), узкой и сектантской интерпретации ислама, преуменьшении толерантных аспектов религии и сосредоточении внимания на исламских фундаменталистских интерпретациях (таких как все банковские операции). неисламский), а также обвинения в двойной лояльности индуистского меньшинства и христиан в Пакистане. [24]
По словам пакистанского профессора Тарика Рахмана , пакистанские учебники не могут упоминать индуистов, не называя их хитрыми, интригующими, обманчивыми или чем-то столь же оскорбительным. Учебники игнорируют доисламскую историю Пакистана, за исключением того, что индуистские предшественники выставляются в негативном свете. [25]
Другой пакистанский историк Хуршид Камаль Азиз также раскритиковал пакистанские учебники истории. Он заявил, что учебники полны исторических ошибок, и предположил, что обязательное обучение равносильно преподаванию «предписанных мифов». Изучив 66 учебников, используемых на различных уровнях обучения, Азиз заявил, что учебники поддерживают военное правление в Пакистане, пропагандируют ненависть к индуистам, прославляют войны и искажают историю Пакистана до 1947 года. [2]
Исследование Ифтихара Ахмада из Университета Лонг-Айленда , опубликованное в журнале «Текущие проблемы сравнительного образования» в 2004 году, сделало пять выводов на основе контент-анализа учебников по общественным наукам в Пакистане. [26]
- Во-первых, подбор материалов и их тематическая последовательность в учебниках представляют ислам не просто как систему убеждений, но как политическую идеологию и великое объединяющее мировоззрение, которое должно быть принято всеми гражданами.
- Во-вторых, чтобы освятить исламскую идеологию как предмет веры, учебники искажают исторические факты о культурном и политическом наследии страны.
- В-третьих, основная цель учебников по общественным наукам, пакистанским, гражданским и глобальным исследованиям, состоит в том, чтобы внушить детям романтизированное исламское государство, как его концептуализируют исламские теократы.
- В-четвертых, хотя лексика в учебниках подчеркивает исламские добродетели, такие как благочестие, послушание и подчинение, мало упоминается о критическом мышлении, гражданском участии или демократических ценностях свободы слова, равенства и уважения культурного разнообразия.
Исследование, проведенное Найяром и Салимом из Института политики устойчивого развития в 2003 году, пришло к выводу, что наблюдается растущая тенденция, когда детям преподают пакистановедение вместо преподавания истории и географии как полноценных дисциплин. Раньше детям преподавали очень раннюю доисламскую историю Южной Азии и ее вклад в богатое культурное разнообразие современного Пакистана. Эта длительная историческая перспектива Пакистана отсутствует в учебниках по пакистанским исследованиям. Вместо этого детей теперь учат, что история Пакистана начинается со дня, когда первый мусульманин ступил в Индию. В исследовании сообщается, что в учебниках также содержится множество гендерно-предвзятых стереотипов и других точек зрения, которые «поощряют предрассудки, фанатизм и дискриминацию в отношении соотечественников-пакистанцев и других наций, особенно в отношении религиозных меньшинств, а также упущение понятий... может стимулировать критическое самосознание среди студентов». [8]
Рубина Сайгол , эксперт, получивший образование в США, сказала: «Я уже давно утверждаю, что на самом деле наша государственная система — это самое большое медресе , мы продолжаем во всем винить медресе и, конечно, они делают много вещей. Я бы с этим не согласился. Но государственные идеологии ненависти и насильственного, негативного национализма проникают туда, куда медресе не могут надеяться достичь». [27]
Ссылаясь на обширный обзор учебников в Индии, проведенный NCERT в 2004 году, Вергезе считал, что размывание плюралистических и демократических ценностей в учебниках в Индии и искажение истории в Пакистане подразумевают необходимость координации между бангладешскими, индийскими и пакистанскими историками для составить комплексную историю субконтинента для обычного читателя Южной Азии. [28]
Однако международные ученые также предупреждают, что любая попытка реформы образования под международным давлением или требованиями рынка не должна упускать из виду конкретные ожидания людей на местном уровне. [29]
Рассказы о Бангладеш и Белуджистане
[ редактировать ]По словам Али Риаза, страны Южной Азии ограничивают академическую свободу слова, чтобы защитить свою национальную идентичность. Пакистанские школьные программы скрывают историю разделения Бангладеш с помощью теорий заговора и скрывают геноцид, совершенный пакистанскими вооруженными силами в Бангладеш. [30] Али Риаз говорит, что учебные программы по Кашмиру и Белуджистану представляют собой лишь одностороннюю версию. [30]
Примеры
[ редактировать ]Следующие выдержки демонстрируют дискриминационный и агитационный характер пакистанских школьных учебников: [31]
- Книга для класса III (7–8 лет) (Совет по учебникам Пенджаба) на урду учит, что ислам превосходит все другие религии.
- В книге VII класса (для детей 11–12 лет) (Совет по учебникам Синда) по исламским исследованиям говорится: «Большинство [других] религий мира заявляют о равенстве, но никогда не действуют в соответствии с ним».
- В книге VIII класса (для детей 12–13 лет) (Пенджабский совет по учебникам) по исламским исследованиям говорится: «Честность для немусульман - это просто бизнес-стратегия, а для мусульман - это вопрос веры».
- В книге по общественным исследованиям класса V (9–10 лет) (Пенджабский совет) говорится: «Религия играет очень важную роль в содействии национальной гармонии. Если все население верит в одну религию, то это поощряет национализм и способствует национальной гармонии».
- В книге класса VI (Пенджабский совет) по исламским исследованиям говорится: «Хотя вы являетесь студентом, вы не можете практически участвовать в джихаде, но вы можете оказывать финансовую поддержку джихаду».
- В книге класса IV (возраст 8–9 лет) (Пенджабский совет) на урду говорится: «Чем лучшими мусульманами мы становимся, тем лучшими гражданами мы оказываемся».
Споры о сектантстве
[ редактировать ]Синд
[ редактировать ]Несмотря на двойную экспертизу, одна книга по общественным наукам в Синде для VII класса подверглась критике со стороны MQM, поскольку пропакистанские эмигранты, прибывшие из Бангладеш, в учебнике назывались беглецами, а не пакистанцами. Правительство провинции Синд согласилось удалить спорный контент из следующих выпусков. [32]
Пенджаб
[ редактировать ]В 2016 году в верхней палате пакистанского парламента подвергся критике учебник по социологии для 12-го класса провинции Пенджаб, в котором белуджи описываются как «нецивилизованные люди, занимающиеся убийствами и грабежами». [10]
Закрытие иранских школ в Белуджистане
[ редактировать ]В июне 2021 года правительство Пакистана закрыло 8 иранских школ в Кветте, несмотря на наличие Меморандума о взаимопонимании 30-летней давности, предположительно за преподавание несанкционированной иностранной учебной программы на персидском языке. [33] [34]
Административные разногласия в совете по учебникам
[ редактировать ]В 2018 году один из председателей Совета по учебникам провинции Синд попал под судебное разбирательство за неумелое финансовое управление и неуважение к суду. [35]
Плюралистические реформы
[ редактировать ]В 2011 году Фазалур Рахим Марват, председатель совета по учебникам Хайбер-Пахтунхвы , заявил, что в штате проводится реформа учебников. Марват заявил, что раньше школьные учебники играли ключевую роль в распространении ненависти к немусульманам, особенно против индуистов, и искажении истории. Такой материал теперь был удален из учебников, используемых в штате. [36] Профессор Марват ранее обвинял генерала Зию в том, что он «сеет семена раздора в обществе по религиозному и этническому признаку, наполняя школьные программы материалами, пропагандирующими ненависть, которая сейчас проявляется в форме экстремизма, нетерпимости, воинственности, сектантства, догматизма и фанатизма». Кроме того, он заявил: «После индо-пакистанской войны 1965 года было введено бесчисленное количество уроков и глав, которые сеяли ненависть среди студентов и изображали Индию как самого большого врага мусульман. С этим следует покончить». [37]
Провинция Синд также предприняла усилия по реформированию своих учебных программ. [38]
Споры о единой национальной учебной программе
[ редактировать ]В августе 2018 года партия «Пакистан Техрик-и-Инсаф» (PTI) премьер-министра Имрана Хана пришла к власти в Пакистане и в собраниях некоторых штатов с возрожденческим обещанием создать новое « государство Медина », подобное Пакистану ( Риясат-е-Инсаф). Медина), которая создана по образцу управления, принятого Мухаммедом, а также обещала единую национальную учебную программу (SNC Urdu: Yuksaan Taleemi Nizam ), чтобы ликвидировать старую систему образования Пакистана. Идея состоит в том, чтобы перестроить систему образования в Пакистане, чтобы частные, государственные школы и медресе следовали единой учебной программе. [39] [40] [41] [42] [43] Сенат Пакистана одобрил закон, предписывающий обязательное преподавание арабского языка в школах, контролируемых федеральным правительством. [39] [44]
По словам Хумы Юсуфа, СНВ вызвало разногласия по ряду вопросов из-за своей узко определенной религиозно-националистической идентичности, которая плохо понимает ценности этнолингвистического разнообразия и инклюзивности. [45] Хума говорит, что узко определенный религиозно-националистический фокус СНВ, который включает, помимо прочего, смешение светских и религиозных предметов, например, жизненных навыков, связанных со здоровьем, таких как гигиена, которые объясняются с религиозной точки зрения, а не с точки зрения самостоятельный научный подход; конституционность федерального указа о провинциальных субъектах, трактовка языка обучения и тем STEM, изображение женщин, отсутствие необходимых жизненных навыков и некоторые другие вопросы. [45]
По словам Фары Адид, относительно избирательной политики Пакистана утверждается, что крайне правые не получают поддержки народных избирателей, в то время как их пропаганда является полуправдой, и что случай Пакистана показывает, что продолжающаяся монополия улемов над пакистанскими образование помогает им создать популярный культурный дискурс, способствующий развитию их повествования. [46] Адид говорит: «Если руководствоваться историей, то предпринимались неустанные попытки «насильственно» исламизировать (мусульманское) общество и сделать каждого «хорошим» мусульманином, но результаты оказались контрпродуктивными. Священнослужители отказываются учиться на своих прошлых ошибках и понимают, что насильственное навязывание ислама низовым слоям социального и политического порядка по иронии судьбы дестабилизирует сами основы, на которых стоит стабильное общество. [46] Адид говорит, что в случае с Пакистаном такие лидеры, как Зульфикар Али Бхутто или Имран Хан, имеющие либеральные взгляды или прошлое, а не политически выгодные для либерализма, в своих попытках противостоять улемам путем внедрения гораздо более конкурентной экстремистской риторики во имя ислама, потенциально подрывает не только политический дискурс, но и социальную структуру, связывающую все сообщество. [46]
Акцент на религиоведение в образовании Пакистана начался с создания Пакистана в 1947 году. [43] Исламизация пакистанского образования ускорилась в 1970-х годах при военном режиме генерала Зия-уль-Хака. [43] Он привлек религиозных священнослужителей во все сегменты образовательного сектора и покровительствовал им, чтобы узаконить свою политическую карьеру. [43] Зайнаб Ахтер говорит, что образовательная политика Имрана Хана предпринимает шаги, которых не сделал даже генерал Зия. [40] Ахтер говорит, что новая политика SNC не учитывает возможность дальнейшей радикализации пакистанских частных и государственных школ из-за того, что учебная программа находится под сильным влиянием регрессивных идеологических предубеждений и искажений. [40] Адид говорит, что эксперты в области образования обеспокоены тем, что политика премьер-министра, хотя и направленная на обеспечение национального единства и сплоченности в явно классовой разделенной системе образования, может в конечном итоге привести к противоположному результату. По мнению Рубины Сайгол, педагога из Лахора, «медрессификация» государственных школ будет иметь серьезные последствия. Сайгол говорит, что новая учебная программа, скорее всего, приведет к появлению студентов с консервативным исламским глобальным мировоззрением, которые будут рассматривать женщин как подчиненных существ, не заслуживающих свободы и независимости. [46]
Согласно конституции Пакистана, образование является в первую очередь субъектом штата (провинции), поэтому Синд и Белуджистан еще не приняли единую национальную учебную программу. Духовенство Хайбер-Пахтунхуа испытывает серьезные опасения по поводу преподавания наук в SNC. Правительство Пенджаба начало внедрение SNC с трехуровневым механизмом проверки. [47] Первый обзор будет проводиться Комитетом по внешнему обзору в составе пяти членов. Второй обзор должен провести духовенство Совета улемов Муттахида. Третий раунд проверок будет проводиться собственным внутренним комитетом PCTB по цене рупий. 15 000 за НОК. Стоимость двух рецензий не указана правилами, но, по словам президента Ассоциации издателей учебников (TPA) Фаваза Нияза, она составляет рупий. 45 000 для Совета улемов Мутахидда (MUB) и рупий. 80 000 для внешних наблюдательных комитетов, в результате чего общая стоимость составит рупий. 140 000 за книгу, что, вероятно, приведет к увеличению цен на книги до 300 процентов. [48] Нияз говорит, что увеличение накладных расходов и затрат, введенных в рамках SNC, не только не искореняет классовую систему образования, но и ведет к ее укреплению. Нияз далее утверждал, что даже книги по естествознанию и математике подвергались оценке Советом улемов Муттахида, и их духовенство приказало издателям убрать слова «интерес» и «наценка» из учебников по математике. Они также посоветовали издателям не изображать в учебниках по биологии какие-либо диаграммы и зарисовки, изображающие человеческие фигуры «без одежды». [48]
Между тем, Федеральное министерство образования пояснило, что заявления и критика средств массовой информации носят спекулятивный характер в отношении религиозной проверки и исправления научных книг, поскольку предмет биологии преподается с 9-го класса и далее, а SNC еще предстоит внедрить в старших классах школы. [42] [49] Но репортер Zenger News Фуркан Махмуд, менеджер лахорского издательства Urdu Bazar Depot, согласился с утверждениями Фаваза Нияза; [43] Кроме того, представитель провинции объявил, что Совет улемов будет проверять книги по единой национальной учебной программе в соответствии с провинциальным законом PCTB, и предупредил издателей о действиях против тех, кто не получит NOC от PCTB, а также заявил, что MUB будет проверять только религиозные материалы, включенные в « любой учебник». Представитель PCTB попросил издателей оплатить плату за рецензирование книги и заявил, что плата за рецензирование книги не окажет «значительного» влияния на цены на учебники. [48]
Федеральное министерство образования, хотя и признало, что исламское религиозное обучение останется обязательным для содействия религиозному обучению по всему Пакистану, опровергло слухи о том, что его министерство просит школы нанимать любых религиозных выпускников из Мадарсы, но заявило, что школы будут иметь право выбирать и назначать религиозных учителей. для религиозной программы по своему выбору. [42] Ранее комиссия меньшинства, состоящая из одного человека, под руководством доктора Шоаиба Саддла, рекомендовала исключить исламские учения и описания истории ислама из учебников по нерелигиозным темам, но Тахир Ашрафи, специальный представитель премьер-министра по вопросам межконфессиональной гармонии, потребовал принять меры против комиссии меньшинства для внесения такого предложения. [50] Ашрафи сказал, что образовательная программа, одобренная Советом улемов Муттахида, просто несет послание мира и терпимости и исламского шариата. [51] Педагог д-р А.Х. Найяр заявил, что новые учебники, разработанные в рамках Единой национальной учебной программы, не способствуют развитию критического мышления среди учащихся, а также не понимают важности инклюзивного образования, а разработчики политики непреклонны в обеспечении соблюдения религиозного обучения в учебники по религиозно нейтральным предметам, несмотря на четкие указания Верховного суда. [41]
Доктор Айеша Раззак говорит, что издатели также критиковали SNC в Пенджабе за то, что он не позволяет школам (государственным или частным) предоставлять услуги сверх SNC. В пакистанской провинции Пенджаб категорически запрещено преподавание информатики, искусства, музыки, письма, драмы и т. д., аргументируя это тем, что это не должно обременять детей и что SNC, подготовленный правительством, уже представляет собой хорошо сбалансированную учебную программу и достаточен для обучения детей. детей на начальном уровне. [52] Раззак говорит, что новый SNC также ограничивает свободу частных школ преподавать естественные науки учащимся с раннего возраста. [52] Первез Худбхой говорит, что новый SNC превосходит предыдущую цензуру эволюции человека со стороны академических исследований и в Пакистане, стране, которая потребляет большое количество порнографии и других примеров. [ написание? ] учителей медресе, совершающих сексуальное насилие над детьми; научного преподавания биологии человека посредством необходимых образовательных образов избегают, а в школьной программе усиленно насаждают религиозную скромность. [53] Худбхой говорит, что расширенные претензии на религиозную скромность препятствуют оказанию медицинской помощи женщинам, поскольку исламистское духовенство ложно утверждает, что мужчины могут получать удовольствие даже от ЭКГ или УЗИ женского тела. Обсуждение проблем рака груди, яичников и шейки матки, а также просвещение детей против сексуального насилия становится затруднительным, и со временем школьная программа PTI SNC, контролируемая духовенством, усилит табу, связанные с телом. [53] Худбхой говорит, что неудовлетворенное любопытство и сексуальные репрессии со стороны пакистанского духовенства создают проблемы, в том числе высокий уровень потребления порнографии среди пакистанской молодежи. В то же время государственные департаменты здравоохранения не могут обсуждать простые механизмы контроля рождаемости. [53] Педагог Ясмин Ашраф говорит, что у нее 20-летний опыт работы в сфере начального образования в Пакистане, и она обеспокоена новой учебной программой SNC в начальных школах. [54] Ясмин говорит, что исламская учебная программа SNC огромна, намного больше, чем когда-либо прежде. Программа была расширена с нескольких сипар до всего Корана, сопровождаясь механическим заучиванием нескольких сур, хадисов и многочисленных дуа в дополнение к книгам Исламиата. Новая учебная программа Исламиата, вероятно, создаст гораздо большую нагрузку на учащихся начальных классов, чем раньше. [54] Ясмин говорит, что включение религиозных вопросов в каждый предмет, включая общие знания, урду и английский язык, вызывает беспокойство. Вместо того, чтобы расширять знания по соответствующим предметам, недавно реализованная образовательная политика SNC рассматривает другие предметы как дополнение к исламистскому религиозному образованию, а чрезмерное внимание к религиозному содержанию может непреднамеренно привить учащимся предвзятое чувство самодовольства и приравнивается к ultra vires дух статьи 22-1 Конституции Пакистана. [54]
Ясмин говорит, что все главы в учебниках урду каждого учебного года написаны одним автором, в одном стиле и по одной программе, в утомительной и скучной манере; это стирает разнообразие и вносит монотонность в содержание, которое вряд ли заинтересует учащихся и не обогатит их наилучшим образом. [54] Ясмин говорит, что учебники по общим знаниям для 1-3 классов повторяются по своей природе, лишены творческого подхода и логики, не удовлетворяют любопытство маленьких детей, не поощряют критическое мышление и игнорируют обязательный принцип текстовой иерархии, который предполагает, что вводный материал Тема должна послужить основой для следующей, более сложной темы. Отсутствие звеньев или промежуточных фрагментов информации приводит к замешательству учащихся и похоже на подъем по лестнице с отсутствующими ступенями, чтобы достичь вершины высокого здания, что затрудняет использование базового курса естественных наук в 4 классе. . [54]
По словам доктора Айеши Раззаке, SNC вместе с принятыми законами и ведомственными руководящими принципами фактически уступил место крайне правому религиозному духовенству во имя Совета улемов Муттахида в случае всей учебной программы, пространство, которое будет очень трудным. повернуть вспять и вернуть. Исправление этих ошибок было оставлено на усмотрение наиболее уязвимых сообществ и активистов гражданского общества. Юридические бои за их исправление в будущем будут опасны для жизни и будут политически дорогостоящими. [39]
«Любой учебник или учебная программа по религии, содержание или тематика которой связаны с исламом, включая исламиат, историю, пакистановедение, урду, литературу или любой другой предметный материал, связанный с религией, не должен публиковаться до получения предварительного одобрения Совета улемов Муттахида, Пенджаба и Совет по учебным программам и учебникам Пенджаба обязан получить такое одобрение от Совета улемов Муттахиды Пенджаба».
- Ассамблея Пенджаба, Пакистан. Законопроект о Пенджабской учебной программе и совете учебников (поправка) 2020 г., thenews.com.pk [39]
В анекдоте, правдивость которого утверждает доктор Айеша Раззак, на картинке из учебника по естественным наукам ученый Исаак Ньютон был изображен в длинной одежде и, вероятно, с длинными волосами или париком, рядом с деревом, изображая научную легенду, относящуюся к моменту, когда яблоко упало с дерева, что вдохновило его на открытие закона гравитации . В одном из комментариев Совета по учебным программам и учебникам Пенджаба (Пакистан) в обзоре книги PCTB говорилось, что «женщина на картинке должна быть отредактирована, чтобы добавить ей на голову шарф (хиджаб), чтобы соблюсти надлежащую пурду ». [52]
По словам Первеза Худбхоя, правительство Пакистана в конечном итоге идет на компромисс в отношении стандартов образования, пытаясь объединить частное, государственное и медресе образование во имя SNC, а введение механического заучивания арабского языка не предусматривает никаких технических навыков работы. [44] [55]
Худбхой говорит, что цели частного, государственного образования и образования в медресе должны быть совершенно разными. Предполагается, что частное и государственное образование готовит ученика к земной жизни, тогда как образование в медресе фокусируется на загробной жизни с зубрежкой без возможности критического исследования, поэтому оба эти образования не могут быть объединены. [55] Худбхой говорит, что отсутствие любопытства лишает пакистанцев и мусульман научного мышления; традиционное мышление рассматривает знание как совокупность вечных истин, которые необходимо приобретать, накапливать, распространять, понимать и применять, но не модифицировать или трансформировать. Тогда как научное мышление, напротив, включает в себя идеи формирования, проверки и, при необходимости, отказа от гипотез, если они не работают. Важны понимание, рассуждение и решение проблем, аналитическое мышление и творчество, а не простое запоминание. [55] [56]
Худбхой говорит, что, хотя Пакистану необходимо инвестировать в образовательную инфраструктуру, он тратит деньги на оборонную технику. Хотя у арабских стран есть деньги и современная образовательная система, включая возможность нанимать лучших западных умов для преподавания, они по-прежнему остаются просто потребителями науки и технологий, но не могут добиться прогресса, поскольку арабская культура стала эгоцентричной и эгоцентричной. сосредоточено на самопоздравлении. Худбхой говорит, что мусульмане убеждены, что они обладают единственной истинной религией и что арабский язык является самым совершенным языком. Он претендует на вечную монополию на истину, и это равносильно нарциссизму в цивилизационном масштабе. Худбхой говорит, что в новой форме эскапизма Пакистан занят созданием новых нарциссических иллюзий, ищущих утешения посредством поклонения героям художественного драматического сериала «Эртугрул» и придумывания себе тюрко-исламского прошлого. Худбхой говорит, что доказательства дальнейшего закрытия пакистанского сознания очень очевидны. В пакистанской школьной программе изучение всемирной истории, философии, эпистемологии или сравнительного религиоведения вообще отсутствует, и Худбхой говорит, что Единая национальная учебная программа PTI значительно увеличила религиозное содержание и механическое заучивание. Новая политика SNC программирует мозг пакистанских детей на мир, отличный от того, в котором они живут. [57]
Практическая реализация Единой национальной учебной программы (SNC) была обнародована и включена в новую программу Департамента школьного образования Пенджаба для 1-5 классов. Правительство начало обучение SNC для всех учителей начальных школ с целью повышения навыков преподавания в соответствии с новой программой. Правительство Пенджаба предоставило QAED (Академии развития образования Каид-и-Азам) полномочия на организацию и управление обучением государственных и частных учителей по SNC.
Отсутствие обучения основным жизненным навыкам
По словам Хумы, молодое население Пакистана заслуживает расширения прав и возможностей, чтобы поддерживать свое здоровье и безопасность посредством основных жизненных навыков, которых не хватает новому SNC. Новый SNC необходимо улучшить, включив в него такие темы, как права человека, равенство, гигиена и практические вопросы, такие как сексуальное здоровье и согласие, начиная со среднего образования. [45]
Споры о учебной программе и совете по учебникам Пенджаба
[ редактировать ]В 2020 году Совет по учебным программам и учебникам Пенджаба (PCTB) запретил 100 учебников, посчитав некоторые из них «неэтичными и незаконными» и «противными» теории двух наций , а некоторые другие книги — кощунственными и противоречащими религии. [58] [59]
Малала Юсуфзай
[ редактировать ]12 июля 2021 года Всепакистанская федерация частных школ (APPSF), высший орган, предположительно представляющий более 200 000 школ по всему Пакистану, отпраздновала «День Я не Малала» из-за ее взглядов против института брака. [60] [61] В тот же день, [62] По словам Имрана Габоля, PCTB конфисковал учебники по общественным наукам стандарта 7, изданные Oxford University Press якобы для того, чтобы напечатать фотографию Малалы Юсуфзай в списке важных личностей. [58] Комиссия по правам человека Пакистана (HECP) выступила против решения PCTB, тогда как федеральный министр информации и радиовещания Чаудри Фавад Хусейн дистанцировал свою политическую партию от решения PCTB. Сам PCTB объяснил разногласия, заявив, что опубликованные книги не получили сертификата об отсутствии возражений. [63] [64]
См. также
[ редактировать ]
- Предвзятость в образовании
- Образование в Пакистане
- Споры о NCERT
- Учебная программа по пакистанским исследованиям
- Споры о японских учебниках
- Сектантское насилие в Пакистане
Библиография
[ редактировать ]- ОБРАЗОВАНИЕ МЕДРАСА В ПАКИСТАНСКОМ КОНТЕКСТЕ: ВЫЗОВЫ, РЕФОРМЫ И БУДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ~ Захид Шахаб Ахмед [1]
- Надя Ага, Газаль Шейх. Восприятие учителями гендерного представительства в учебниках: опыт провинции Синд, Пакистан. Образовательный журнал, Sage Journals. 9 мая 2022 г. https://doi.org/10.1177/00220574221097596.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- КК Азиз. (2004) Убийство истории: критика учебников истории, используемых в Пакистане . Авангард. ISBN 969-402-126-Х
- Найяр, А.Х. и Салим, Ахмад. (2003) Тонкая подрывная деятельность: состояние учебных программ и учебников в Пакистане - урду, английский язык, социальные исследования и граждановедение. Институт политики устойчивого развития. Тонкая подрывная деятельность
- Первез Худбхой и А. Х. Найяр. Переписывая историю Пакистана в исламе, политике и государстве: опыт Пакистана , под ред. Мохаммад Асгар Хан, Zed Books, Лондон, 1985.
- Первез Худбхой – Чему сегодня учат в пакистанских школах? (Международное движение за справедливый мир) Пакистан-facts.com - биография Первеза Мушаррафа Ресурсы и информация. Этот веб-сайт выставлен на продажу!
- Мубарак Али . В тени истории, Нигаршат, Лахор; История на суде, Fiction House, Лахор, 1999; Тарих Аур Нисаби Кутуб, Fiction House, Лахор, 2003.
- А. Х. Найяр: Искаженная правда: Пресса и политики извлекают выгоду из отчета об учебной программе SDPI. Бюллетень исследований и новостей SDPI Vol. 11, № 1, январь – февраль 2004 г.
- Иветт Россер: Исламизация пакистанских учебников по общественным наукам , RUPA, Нью-Дели, 2003.
- Иветт Россер: Гегемония и историография: политика педагогики. Asia Review , Дакка, осень 1999 г.
- Россер, Иветт Клэр (2003). Учебный план как судьба: формирование национальной идентичности в Индии, Пакистане и Бангладеш (PDF) . Техасский университет в Остине. Архивировано из оригинала (PDF) 11 сентября 2008 года.
- Рубина Сайгол. Знания и идентичность – артикуляция гендера в образовательном дискурсе в Пакистане, ASR, Лахор, 1995 г.
- Тарик Рахман , Обитатели чужих миров: исследование образования, неравенства и поляризации в Пакистане, Карачи, Oxford University Press, 2004. Перепечатка. 2006 г.
- Тарик Рахман, Язык, идеология и власть: изучение языка мусульманами Пакистана и Северной Индии, Карачи, Оксфордский университет, 2002.
- Тарик Рахман, Язык и политика в Пакистане, Карачи: Oxford UP, 1996. Представитель. несколько раз. см. издание 2006 г.
- Тематическое исследование Всемирного банка по начальному образованию в Пакистане
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ханиф, Саба; Али, Маджид; Карлсон, Джанель (24 июля 2019 г.). «Что предсказывает религиозную толерантность? Образование или религиозность в многорелигиозном обществе Пакистана» . Международный журнал по правам меньшинств и групп . 27 (3): 530–554. дои : 10.1163/15718115-02702005 . S2CID 201402379 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хаккани, Хусейн (10 марта 2010 г.). Пакистан: между мечетью и военными . Фонд Карнеги. ISBN 9780870032851 . Проверено 9 апреля 2011 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Перейти обратно: а б Джамиль, Баэла Раза. «Реформы учебной программы в Пакистане: стакан наполовину полон или наполовину пуст?» (PDF) . Идара-э-Талим-о-Агахи . Проверено 10 апреля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Журналистика и учебники; Часть – I» . www.thenews.com.pk . Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шридхаран, Э. (2014). Теория международных отношений и Южная Азия (OIP): Том II: Безопасность, политическая экономия, внутренняя политика, идентичности и образы . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-908940-6 .
- ^ Коул, Элизабет А. (2007). Преподавание жестокого прошлого: историческое образование и примирение . Издательство Rowman & Littlefield. п. 296. ИСБН 978-1-4616-4397-5 .
- ^ Заиди, С. Акбар (1 марта 2014 г.). «Тадж-Махал пакистанский?» . РАССВЕТ.КОМ .
- ^ Перейти обратно: а б Тонкая подрывная деятельность: отчет об учебных программах и учебниках в Пакистане, составленный А. Х. Найяром и Ахмедом Салимом.
- ^ «Вина в наших учебниках» . 16 апреля 2021 г. Проверено 18 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хан, Ифтихар А. (12 марта 2016 г.). «Описание Белуджа как «нецивилизованного» в учебнике раздражает сенаторов» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Отчет, Регистратор (2 июля 2020 г.). «Религиозные учения в системе образования: WGIE обеспокоена действиями правительства Пенджаба» . Брекодер . Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Улемы теперь будут одобрять все исламское содержание, опубликованное в учебниках» . Исследовательские снайперы . 10 июня 2020 г. Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ «Спикер ПА рассержен отсутствием министра продовольствия» . www.thenews.com.pk . Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ Юсуф, Хума (29 июня 2020 г.). «Дилемма обучения» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ Ашраф, Мухаммад Азим (июль 2019 г.). «Исследование потенциала религиозной грамотности в пакистанском образовании» . Религии . 10 (7): 429. doi : 10.3390/rel10070429 .
- ^ АП (9 ноября 2011 г.). « Пакистанские школы учат индуистской ненависти » . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ «Спор о пакистанских учебниках» . Ежедневные Таймс . 26 декабря 2016 года . Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Джалал, Аиша (1995). «Зачаровывающий Пакистан: история как официальное воображение» (PDF) . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 27 : 73–89. дои : 10.1017/S0020743800061596 . S2CID 162731882 .
- ^ Перейти обратно: а б Сейед Вали Реза Наср, Авангард исламской революции: Джамаат-и Ислами Пакистана (Калифорнийский университет Press, 1994), стр. 121–122.
- ^ Учебная программа ненависти , Dawn , 20 мая 2009 г.
- ↑ Угроза ревизионистских текстов Пакистана , The Guardian , 18 мая 2009 г.
- ^ Пакистан: Подпитывают ли школьные учебники предвзятость? , Christian Science Monitor , 21 января 2009 г.
- ^ Худбхой, Первез (2 октября 2021 г.). «Уроки Афганистана» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 4 октября 2021 г.
- ^ Россер, Иветт (июнь 2005 г.). «Когнитивный диссонанс в учебниках по пакистанистике: образовательная практика исламского государства» . Журнал практики исламского государства в международном праве . 1 (2): 4–15. ISSN 1742-4941 .
- ^ Коэн, Стивен (2004). Идея Пакистана . Издательство Брукингского института. п. 243 . ISBN 9780815715023 . Проверено 9 апреля 2011 г.
Реформа учебников в Пакистане.
- ^ Ахмад, Ифтихар. «Ислам, демократия и гражданское образование: анализ учебной программы по общественным наукам в Пакистане» . Проверено 8 июля 2013 г.
- ^ Уотсон, Пол (18 августа 2005 г.). «В государственных школах Пакистана джихад все еще является частью плана уроков» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 12 апреля 2011 г.
- ^ Вергезе, Б.Г. (2004). Миф и ненависть как история [узурпировал] . Индус . 23 июня. Проверено 7 июня 2008 г.
- ^ Нельсон, MJ (2006). Мусульмане, рынки и значение «хорошего образования» в Пакистане . Архивировано 24 июля 2011 года в Wayback Machine . Азиатский опрос . 46(5). стр. 699–720.
- ^ Перейти обратно: а б Риаз, Али (23 марта 2021 г.). «Отмененная конференция 1971 года в Пакистане посылает сигнал» . Daily Star, Бангладеш . Проверено 29 марта 2021 г.
- ^ «Индекс религиозного разнообразия и инклюзивности в ПАКИСТАНЕ» (PDF) .
- ^ Аюб, Имран (4 февраля 2020 г.). «СТБ обещает исправить «ошибку» в учебниках после протеста ДМК-П» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ Шахид, Салим (13 июня 2021 г.). «Шесть «незаконных» школ запечатаны в Кветте» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ «Пакистан закрывает 8 спонсируемых Ираном школ в столице Белуджистана» . Новости АНИ . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ «Председатель совета по учебникам Синда отстранен от должности: шаг направлен на то, чтобы избежать объяснения со стороны SHC» . www.thenews.com.pk . Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ Батт, Кайзер (15 января 2011 г.). «Смертельная угроза: реформирование образования для борьбы с экстремизмом» . «Экспресс Трибьюн» . Проверено 9 апреля 2011 г.
- ^ Юсуфзай, Ашфак (27 июля 2010 г.). «Учебные программы должны быть очищены от ненависти» . Рассвет . Проверено 10 апреля 2011 г.
- ^ Руми, Раза (14 апреля 2011 г.). «Наши учебники и ложь, которой они учат» . «Экспресс Трибьюн» . Проверено 15 апреля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Раззак, доктор Аиша (17 июня 2021 г.). «Отдача пространства вправо» . www.thenews.com.pk . Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ахтер, Зайнаб. «Единая национальная учебная программа Имрана Хана: передозировка религии?» . Институт оборонных исследований и анализа имени Манохара Паррикара . Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Правительство призывает выполнить постановление Верховного суда о толерантной учебной программе» . Академия . 18 июня 2021 г. Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Для утверждения учебников по естественным наукам не требуется одобрения улемов, - уточняют в Минобразования» . www.geo.tv. Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и zenger.news (21 июня 2021 г.). «Пакистанские школы расширяют религиозное образование» . Теннесси Трибьюн . Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Худбхой, Первез (13 февраля 2021 г.). «Сделать арабский язык обязательным» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Юсуф, Хума (20 сентября 2021 г.). «Все о жизни» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 27 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Адид, Фара (12 июня 2021 г.). «Пакистанские улемы требуют, чтобы в учебниках по биологии были оформлены схемы и зарисовки» . Глобальное деревенское пространство . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ «Единая учебная программа без учебников» . Пакистан сегодня . 6 июня 2021 г. Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Репортер редакции газеты (4 июня 2021 г.). «Единая национальная учебная программа: издатели возражают против платы за рецензирование учебников, роль улемов» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ «Проверка фактов: человеческие диаграммы не будут описаны в пакистанских учебниках по биологии | SAMAA» . Самаа ТВ . Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ Репортер редакции газеты (26 апреля 2021 г.). «Предложения по включению исламского учения в единую учебную программу отклонены» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ « Совет улемов начнет информационную кампанию о законах о богохульстве » . www.thenews.com.pk . Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Раззак, доктор Аиша (13 апреля 2021 г.). «Ньютон в дупатте» . www.thenews.com.pk . Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Худбхой, Первез (19 июня 2021 г.). «Цена вынужденной скромности» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ашраф, Ясмин (21 июня 2021 г.). «Оговорки по поводу SNC» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Худбхой, Первез (29 августа 2020 г.). «Бесклассовое образование впереди?» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ Худбхой, Первез (2 января 2021 г.). «Мусульмане и технологии» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ Худбхой, Первез (19 сентября 2020 г.). «Арабский культурный нарциссизм» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Габоль, Имран (13 июля 2021 г.). «Книга для 7 класса изъята в Пенджабе за печать фотографии Малалы» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 14 июля 2021 г.
- ^ «Вот список из 100 книг, запрещенных в Пенджабе» . www.geo.tv. Проверено 14 июля 2021 г.
- ^ «Всепакистанская федерация частных школ запускает документальный фильм против Малалы» . www.geo.tv. Проверено 14 июля 2021 г.
- ^ Веб-служба India Today (13 июля 2021 г.). «Ассоциация частных школ Пакистана запускает документальный фильм, «разоблачающий Малалу среди молодежи» - World News» . Индия сегодня . Проверено 15 июля 2021 г.
- ^ «Власти Пакистана конфисковали копии учебников для печати фотографии Малалы в списке важных личностей» . Индийский экспресс . 13 июля 2021 г. Проверено 14 июля 2021 г.
- ^ « Новый минимум»: КПЧП требует, чтобы Пенджаб отменил приказ о конфискации учебника, содержащего изображение Малалы» . www.geo.tv. Проверено 14 июля 2021 г.
- ^ «Экстремизм может вырасти, если правительство не обратит внимания на учебную программу: Фавад» . www.geo.tv. Проверено 14 июля 2021 г.