Политический ислам
Часть серии о исламизм |
---|
![]() |
Политический ислам – это любая интерпретация ислама как источника политической идентичности и действий. [1] Это может относиться к широкому кругу людей или групп, которые выступают за формирование государства и общества в соответствии со своим пониманием исламских принципов. Это также может относиться к использованию ислама как источника политических позиций и концепций. [2] [3]
Политический ислам представляет собой один из аспектов исламского возрождения , начавшегося в 20 веке, и не все формы политической деятельности мусульман обсуждаются в рамках политического ислама. [1] Большинство академических авторов используют термин исламизм для описания одного и того же явления или используют эти два термина как синонимы. [1] Предпринимаются новые попытки провести различие между исламизмом как религиозными политическими движениями и политическим исламом как национальным современным пониманием ислама, разделяемым светскими и исламистскими субъектами. [4]
Развитие термина
[ редактировать ]Терминология, используемая для обозначения феномена политического ислама, среди экспертов различается. Мартин Крамер был одним из первых экспертов, которые начали использовать термин «политический ислам» в 1980 году. В 2003 году он заявил, что политический ислам также можно рассматривать как тавтологию, поскольку нигде в мусульманском мире религия не отделена от политики . [5] [6] Некоторые эксперты используют такие термины, как исламизм , указывая на один и тот же набор явлений, или путают оба термина. Декмеджян был одним из первых экспертов, сделавших замечания о политизации ислама в контексте провала светских исламских правительств, при этом он использовал и исламизм , и фундаментализм одновременно (а не политический ислам ). [7]
Термин «политический ислам» использовался в отношении иностранных сообществ, имея в виду движения или группы, которые вложили средства в широкое фундаменталистское возрождение, связанное с определенной политической повесткой дня. [5] М.А. Муктедар Хан включает в политический ислам все исламские движения, продвигающие политическую систему, основанную исключительно на исламе, которой должен следовать каждый мусульманин . [8] Некоторые эксперты используют и другие описательные термины, чтобы различать различные идеологические течения внутри политического ислама: консервативные , прогрессивные , воинственные , радикальные , джихадистские и т. д. [1] Билл Уорнер , профессор физики на пенсии и критик политического ислама, определяет политический ислам как ту часть текста основной исламской доктрины (Коран, Сира, хадисы), которая затрагивает немусульман ( кафиров ). [9] и немусульманские общества. [10] [11] Его критиковали за отождествление ислама с исламизмом. [12] и за его методологию. [13] В 2011 году Южный центр по борьбе с бедностью включил его в список десяти антиисламских сторонников жесткой линии в Соединенных Штатах. [14]
Определения
[ редактировать ]Исламский ученый Гудрун Кремер , профессор Свободного университета Берлина , пишет:
«Политический ислам не является синонимом насильственного, радикального или экстремистского исламизма, и он не ограничивается оппозиционными группами. Спектр варьируется от сторонников исламской республики до сторонников исламской монархии или возрожденного халифата, а также от самопровозглашенных либералов. к бескомпромиссным консерваторам. Некоторых исламистов обычно относят к умеренным или прагматичным, других – к радикальным, воинственным или экстремистским». [15]
Джон Л. Эспозито ( Джорджтаунский университет ) и Эмад Эль-Дин Шахин ( Американский университет в Каире ) дают следующее определение в «Оксфордском справочнике по исламу и политике» :
«В последние годы политический ислам проявил себя в двух диаметрально противоположных направлениях: растущее участие в процессе демократизации основных движений после успеха продемократических народных восстаний в свержении авторитарных режимов и растущая склонность к насилию со стороны маргинальных групп. Ислам здесь относится к попыткам мусульманских отдельных лиц, групп и движений восстановить политическую, экономическую, социальную и культурную основу своего общества по исламским принципам. Этот процесс включает в себя различные взгляды на место шариата в обществе и подходы к его внедрению. о переменах. В то время как большинство исламских движений участвуют в процессе демократизации в своих странах, некоторые из них приняли насилие и терроризм как идеологический и стратегический выбор, имеющий разрушительные последствия для мира и для самого ислама». [16]
В «Справочнике политического ислама» Routledge содержится следующее определение политолога Шахрама Акбарзаде , профессора Мельбурнского университета :
«Политический ислам — это современное явление, которое стремится использовать религию для формирования политической системы. Его истоки лежат в предполагаемой неспособности светских идеологий национализма и социализма выполнить свои обещания антиимпериализма и процветания». [17]
В другой статье Рюдигер Лолькер критикует многочисленные предположения, связанные с дискуссией о политическом исламе:
«На все категории, которые мы обсуждаем, влияет это «сомнительное» предположение о том, что существует трансисторическая сущность религии. «Самой сомнительной» из всех этих категорий может быть политический ислам с его фоновым предположением о том, что «истинная» религия должна быть приватизирована. но игнорируя тот факт, что приватизированная потребность в вере основана на универсальном доминировании христианских традиций в общественном дискурсе и институтах. Даже если политический католицизм также можно рассматривать как сомнительный, это понятие игнорирует фундаментальное отличие явления, которое стремится к политическому доминированию (иногда). Таким образом, размещение стремлений большинства и некоторых направлений дискурсов и организаций меньшинства на одном уровне является серьезной ошибкой анализа. Говоря о политическом исламе, мы имеем в виду продолжающуюся дискуссию. и других, мы должны думать об исламе как о практике, а не как о трансисторическом призраке религии под названием ислам, который преследует западное воображение». [18]
В мусульманских странах
[ редактировать ]Некоторые фракции на Ближнем Востоке стали ассоциировать идею современности с вторжением колониального империализма. В некоторых мусульманских странах, особенно в Египте и Пакистане, укоренились политические контрдвижения с религиозно-идеологической направленностью. Причины многогранны. Распад Османской империи стал сейсмическим событием, вызвавшим множество толчков. В течение многих лет регион переживал турбулентность, поскольку арабские страны попали в культурную и колониальную сферу европейских стран. В условиях растущего культурного давления мусульмане отстаивали свою национальную идентичность и культурное наследие, а некоторые фракции подчеркивали религиозные аспекты. В Египте в слабости мусульман обвиняли плохое соблюдение Священных Писаний. По мнению Хасана аль-Банны , европейская культура была материалистической, аморальной и основана на классовом эгоизме и ростовщичестве. Другими факторами, способствовавшими этому, могли быть противодействие модернизирующим влияниям, общее плохое управление и низкий уровень образования населения. [19]
Исследования в Европе
[ редактировать ]В июле 2020 года австрийское правительство в составе ÖVP и «Зеленых» создало Центр документации «Политический ислам». [20] организация, занимающаяся исследованием «религиозно мотивированного политического экстремизма», связанного с политическим исламом, и мониторингом связанных с ним сетей и социальных сетей. [21] [20] Он финансировался Австрийским фондом и в соответствии с Законом о фондах 2015 года. [22]
После протестов Махсы Амини в Иране австрийская организация подготовила отчет об усилиях Исламской Республики по оказанию влияния за рубежом в культурном, религиозном и образовательном секторах Европы через фонды и религиозные центры, включая Исламский центр в Гамбурге. и Центр Имама Али в Вене . [23] [24] В 2022 году организация также расследовала деятельность Исламской ассоциации в Австрии — организации, которая управляет мечетью в еврейском квартале Вены и предположительно несет ответственность за пропаганду антисемитизма , антиизраильской ненависти и поддержку ХАМАС и «Братьев-мусульман» . [25] [26]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Волл, Джон О.; Сонн, Тамара (2009). «Политический ислам» . Онлайн-наборы данных Оксфордской библиографии . дои : 10.1093/обо/9780195390155-0063 . Архивировано из оригинала 23 февраля 2020 г. Проверено 26 мая 2017 г.
- ^ Кремер, Гудрун. «Политический ислам». В Энциклопедии ислама и мусульманского мира. Том. 6. Под редакцией Ричарда К. Мартина, 536–540. Нью-Йорк: Macmillan, 2004. через Encyclepedia.com. Архивировано 13 июля 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ Марш, Эндрю Ф. (2015). «Политический ислам: теория» . Ежегодный обзор политической науки . 18 (1): 103–123. doi : 10.1146/annurev-polisci-082112-141250 .
- ^ Жоселин Чезари (2018). «Что такое политический ислам» . www.rienner.com . Издательство Линн Риннер. ISBN 978-1-62637-692-2 . Архивировано из оригинала 6 января 2023 г. Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Крамер, Мартин (01 марта 2003 г.). «Приходя к соглашению: фундаменталисты или исламисты?» . Ближний Восток Ежеквартальный . Архивировано из оригинала 1 января 2015 г. Проверено 26 мая 2017 г.
- ^ Крамер, Мартин (1980). «Политический ислам». Вашингтонские документы . VIII .
- ^ Декмеджян, Р. Грайр (1980). «Анатомия исламского возрождения: кризис легитимности, этнический конфликт и поиск исламских альтернатив». Ближневосточный журнал . 34 (1): 1–12. JSTOR 4325967 .
- ^ Хан, Муктедар (10 марта 2014 г.). «Что такое политический ислам?» . Электронные международные отношения . Архивировано из оригинала 20 августа 2020 г. Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Уорнер, Билл. «Узнайте о политическом исламе» . www.cspii.org . Архивировано из оригинала 16 ноября 2022 г. Проверено 16 ноября 2022 г.
- ^ Билл., Уорнер, Закон шариата для немусульман , ISBN 978-1-936659-37-1 , OCLC 1099523781 , получено 24 ноября 2022 г.
- ^ Моханти, Нироде (2018). Джихадизм: прошлое и настоящее . Лексингтонские книги. п. 264. ИСБН 978-1-4985-7597-3 . OCLC 1107447247 .
- ^ Бэйл, Джеффри М. (2017). Темные стороны политики, II: государственный терроризм, «оружие массового уничтожения», религиозный экстремизм и организованная преступность . Apple Академическая пресса. стр. 217–231. ISBN 978-1138785625 . Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ Хан, Айша (16 июля 2019 г.). «Стремление лишить мусульман религиозной свободы набирает обороты» . www.religionandpolitics.org . Архивировано из оригинала 17 апреля 2022 г. Проверено 15 июня 2022 г.
- ^ Стейнбек, Роберт. «АНТИМУСУЛЬМАНСКИЙ ВНУТРЕННИЙ КРУГ» . splc.org . Южный юридический центр по борьбе с бедностью. Архивировано из оригинала 10 мая 2019 года . Проверено 12 февраля 2018 г.
- ^ Кремер, Гудрун (2016). «Политический ислам». Мартин, Ричард К. (ред.). Энциклопедия ислама и мусульманского мира (2-е изд.). Фармингтон-Хиллз: Справочник Макмиллана, США. п. 895. ИСБН 978-0-02-866269-5 .
- ^ Эспозито, Джон Л. (2013). "Введение". В Эспозито, Джон Л. (ред.). Оксфордский справочник по исламу и политике . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 1. ISBN 978-0-19-539589-1 .
- ^ Акбарзаде, Шахрам (2021). «Политический ислам в центре внимания». В Акбарзаде, Шахрам (ред.). Справочник Рутледжа по политическому исламу (2-е изд.). Нью-Йорк: Рутледж. п. 1. ISBN 978-1-138-35389-3 .
- ^ Лолькер, Рюдигер (2023). «Исламский фундаментализм: за пределами исламизма, экстремизма и политического ислама». В Марко, Джозеф (ред.). Религиозное разнообразие, государство и право . Лейден: Брилл. п. 342. ИСБН 978-90-04-51585-7 .
- ^ Атаман, Кемаль. «Предшественники «политического ислама»: исследование идеологий Аль-Банны и Аль-Маудуди» . Улудагский университет Илахият Факультеси Дергиси .
- ^ Перейти обратно: а б Австрия применяет «новаторский» подход к борьбе с влиянием политического ислама. Архивировано 12 января 2023 г. в Wayback Machine. The National News , получено 10 января 2023 г.
- ^ "О нас" . Документация по политическому исламу. Архивировано из оригинала 28 марта 2023 г.
- ↑ Центр документации политического ислама начинает работу. Архивировано 3 февраля 2023 г. в Wayback Machine Федеральной канцелярии , проверено 10 января 2023 г.
- ↑ Центр документации отмечает влияние Ирана в Австрии. Архивировано 13 января 2023 г. на Wayback Machine msn.com , проверено 10 января 2023 г.
- ↑ Центр документации видит иранское влияние. Архивировано 6 февраля 2023 г. на Wayback Machine orf.at , проверено 10 января 2023 г.
- ↑ Австрия начинает расследование «антисемитской» мечети. Архивировано 12 января 2023 г. в Wayback Machine. Еврейские хроники , дата обращения 10 января 2023 г.
- ^ «Проклятые сионисты»: австрийские власти распорядились о расследовании безудержного антисемитизма в Венской мечети. Архивировано 6 февраля 2023 г. в Wayback Machine Algemeiner , проверено 10 января 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Назих Аюби: Политический ислам: религия и политика в арабском мире. Рутледж 1991, ISBN 978-1-134-84970-3 .
- Жоселин Чезари : Что такое политический ислам? Издательство Линн Риннер, Боулдер, 2018 г., ISBN 978-1-62637-692-2 .
- Шахрам Акбарзаде (Hrsg): Справочник Routledge по политическому исламу. 2. Ауфляж. Рутледж, Нью-Йорк, 2023 г., ISBN 978-0-367-68099-2 .
- Гудрун Кремер : Политический ислам. В: Ричард К. Мартин (ред.): . 2-е издание. Справочник Macmillan США, Фармингтон-Хиллз, 2016 г., ISBN 978-0-02-866269-5 .
- Анкерл, Г. (2000): Сосуществующие современные цивилизации. Арабо-мусульмане, бхарати, китайцы и западники. (ИНУ ПРЕСС, Женева.)
- Хамид С. и Маккантс В. (2016). Переосмысление политического ислама . Брукингский институт .
- Гуверовский институт . (2017). Исламизм в Приморской Юго-Восточной Азии . Караван, 1715 год .
- Тауш, Арно (2023). Политический ислам и религиозно мотивированный политический экстремизм. SpringerBriefs по политологии. Спрингер, Чам. doi : 10.1007/978-3-031-24854-2_2 , опубликовано 16 февраля 2023 г., печать ISBN 978-3-031-24853-5