Навваб Сафави
Навваб Сафави | |
---|---|
![]() | |
Персональный | |
Рожденный | Сейед Моджтаба Мир-Лохи 9 октября 1924 г. |
Умер | 18 января 1956 г. [1] Тегеран, Имперское государство Иран | (31 год)
Причина смерти | Расстрел |
Религия | ислам |
Национальность | Иранский |
Номинал | Шииты |
Юриспруденция | Джафари |
Политическая партия | Фадаиян-е Ислам |
Альма-матер | Семинария Наджафа |
Занятие | Священник |
Сайид Моджтаба Мир-Лохи ( перс . Сайид Моджтаба Мирлохи , 9 октября 1924 г.) [2] [3] - 18 января 1956), более известный как Навваб Сафави ( персидский : نواب صفوی ), был иранским шиитским священнослужителем и основателем группы Фадаиян-е Ислам . Он сыграл роль в убийствах Абдолхосейна Хажира , Хаджа Али Размары и Ахмада Касрави . [4] 22 ноября 1955 года, после неудачной попытки убийства Хосейна Ала , Навваб Сафави и некоторые его последователи были арестованы. В январе 1956 года Сафави и трое других членов Фадаиян-е Ислам были приговорены к смертной казни и казнены. [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Родился 9 октября 1924 года в Ганиабаде , к югу от Тегерана, в известной религиозной семье. [5] [6] начальное образование он получил в Тегеране и бросил школу после восьмого класса, когда умер его отец. [7] Его отец, Сейед Джавад Мир-Лохи, был священнослужителем, которого на много лет посадили в тюрьму за то, что он ударил Реза-шаха министра юстиции Али Акбара Давара по лицу, и таким образом молодого Навваба воспитывал его дядя по материнской линии, Сейед Махмуд Навваб Сафави, имя которого он в конце концов принял. [8] Было сказано, что «фамилия была изменена на Навваб Сефевиды (наместники Сефевидов ) , чтобы отождествить себя со знаменитой шиитской династией Сефевидов, которая сделала шиизм государственной религией Ирана в шестнадцатом веке». [7] Сейед Моджтаба поступил в начальную школу Хакима Незами в возрасте 7 лет, а затем продолжил образование в Немецкой индустриальной школе. В то же время он изучал религиозные уроки в одной из мечетей Хани-Абада, а после того, как Реза-шах отрекся от престола и покинул страну, занялся политической деятельностью. [9] Он устроил демонстрацию против запрета хиджаба в той же школе [10] когда ему было не более 18 лет, и это была его первая борьба против правительства Пехлеви. [9]
Вырос в период воинствующей секуляризации , после недолгой (несколько месяцев) работы на провинции нефтяных объектах Абадана в Хузестан в принадлежащей Великобритании Иранской нефтяной компании ; Эксперт британской нефтяной компании жестко напал на одного из рабочих, после чего Навваб спровоцировал рабочих на протест и ответные меры. Протесты были подавлены благодаря вмешательству полиции и вооруженных сил. Навваб также сбежал и отправился из Абадана в Басру, а затем в Наджаф в Ираке . ночью на лодке [11] В 1943 году он решил продолжить религиозное обучение в Наджафе . [12] Моджтаба остался в школе Гавам в Наджафе и с первых же дней завязал дружбу и близкие отношения с Алламе Амини , который основал библиотеку в одной из верхних комнат школы и писал свой знаменитый труд « Аль-Гадир» .
Он изучал юриспруденцию, принципы и интерпретацию у таких мастеров, как Абдолхосейн Амини, Хосейн Коми и Ага Шейх Мохаммад Тегерани. [11] Говорят, что он был известен своей поразительной внешностью и «завораживающей» речью. [13] и сравнил свою собственную харизму и магнетизм над массами с харизмой и магнетизмом Хасана-и Саббаха , лидера ассасинов . [14]
Карьера
[ редактировать ]Сафави основал организацию Фадаиян-и Ислам в 1945 году. [7] и начал набирать единомышленников. Как и « Братья-мусульмане» , группа, с которой он был в глубокой связи и даже встретил Сайида Кутба позже, в 1953 году. [15] Навваб Сафави считал, что исламское общество необходимо очистить. С этой целью он организовывал тщательно спланированные убийства политиков и связанных с ними людей.
Амир Тахери утверждает, что Сафави был «человеком, который познакомил Хомейни с «Братьями-мусульманами» и их идеями», который «провел долгие часы вместе» с Хомейни в дискуссиях и несколько раз посещал его в Куме в течение 1943 и 1944 годов. [16]
Он и его организация несли ответственность за покушения и фактические убийства политиков Абдолхосейна Хажира , Хоссейна Ала (он пережил покушение), премьер-министра Хаджа Али Размара и историка Ахмада Касрави . [4]
Сафави и его группа были тесно связаны с Абол-Гасемом Кашани и поддерживали, но не были членами Мохаммада Мосаддыка Национального фронта . Сафави работал с Кашани, помогая организовывать базарные забастовки против премьер-министра Ахмада Кавама , публичные митинги в поддержку палестинских арабов и жестокую демонстрацию в 1948 году против премьер-министра Абдолхосейна Хажира . [17] Когда шах назначил лидера Национального фронта Мохаммеда Мосаддыка на пост премьер-министра, Сафави ожидал, что его цели будут достигнуты. Он потребовал, чтобы правительство изгнало британцев и «с честью и уважением» признало убийство Размары. Когда этого не произошло, Сефеви заявил, что «мы безвозвратно отделились от Национального фронта Кашани. Они пообещали создать исламскую страну в соответствии с заповедями Корана. Вместо этого они заключили в тюрьму наших братьев». Позже он предупредил: «Есть и другие, которых нужно сбросить в ад», - слова, которые перейдут к Мосаддыку и еще больше оттолкнут его. [18]
Таким образом, отношения между Кашани и Сефевидами, не говоря уже о Мосаддыке, стали «натянутыми». 10 мая 1951 года Навваб Сафави заявил: «Я приглашаю Мосаддыка, других членов Национального фронта и аятоллу Кашани на этический суд. [19]
При режиме Пехлеви идея демократии усули была подавлена, а шиитский исламизм нашел пространство для возрождения. В 1950 году, в возрасте 26 лет, он представил свою идею исламского государства в трактате « Барнаме-йе Инкалаби-йе Фадаиан-и Ислам» , который отражает его упрощенное и наивное понимание политики, истории и общества. [20] После переворота 1953 года против премьер-министра Ирана Мохаммеда Мосаддыка . [21] Навваб Сафави поздравил шаха и сказал:
Страна была спасена исламом и силой веры. . . Шах, премьер-министр и министры должны быть верующими и пропагандистами шиизма и законов, которые противоречат божественным законам Бога. . . должны быть обнулены. . . Одурманивающие вещества, постыдное разоблачение и беспечность женщин, сексуально провокационная музыка. . . необходимо покончить с высшими учениями ислама. . . должны заменить их. С реализацией высшего экономического плана ислама лишения мусульманского народа Ирана и опасные классовые различия закончатся. [22]


В последующие годы он поддерживал тесные связи с правительством. В 1954 году он посетил Исламскую конференцию в Иордании и отправился в Египет. Там он узнал о Хасане аль-Банне, основателе организации «Братья-мусульмане» ( араб . الإخوان المسلمين ), убитом правительством Египта в 1949 году, и встретил Сайида Кутба . [24] [15] Шиитская марджа аятулла Хосейн Боруджерди отверг идеи Навваба Сефеви и его радикальной группы. Он расспросил его об грабежах, которые его организация совершила под прицелом, Сафави ответил:
Наше намерение – брать взаймы у людей. Мы стремимся к созданию правительства, основанного на модели правительства Имама Али. Наша цель священна и предшествует этим инструментам. Когда мы создали государство, подобное правительству Алиидов, мы вернули людям их деньги. [25] [26]
Наввабу Сафави не нравилась идея Бруджерди о шиитско-суннитском сближении ( персидский : تقریب ), он выступал за объединение шиитов и суннитов ( персидский : وحدت ) в рамках исламистской повестки дня. [27] Фадаиан-е Ислам развернул кампанию по убийству личности Марджи и призвал к отлучению от церкви Боруджерди и лишению сана религиозных ученых, выступавших против шиитского исламизма, - практика, реализованная после создания Исламской Республики Иран для аятуллы Мохаммеда Казема Шариатмадари. и другие священнослужители через Специальный клерикальный суд . [28] Фадаиан-и Ислам осуществил убийства Абдолхосейна Хажира , Хаджа Али Размары и Ахмада Касрави .
Арест и казнь
[ редактировать ]
22 ноября 1955 года, после неудачной попытки убийства Хосейна Ала , Навваб Сафави был арестован и 25 декабря 1955 года приговорен к смертной казни по обвинению в терроризме вместе с тремя другими товарищами тем же военным судом, который вынес решение о казни коммунистов. [24] Организация распалась, но после смерти аятуллы Боруджерди сторонники «Фадаиан-е ислам» нашли нового лидера в лице аятуллы Хомейни, который появился на политическом горизонте во время беспорядков в июне 1963 года. [29] В 1965 году премьер-министра Хасана Али Мансура . группа убила [30]
Идеология
[ редактировать ]Основной работой, подробно описывающей его видение мира, является «Барнаме-йе Энкелаби-йе Фадаиан-е Ислам» («Революционная программа Фадаиан-э Ислам»), «опубликованная в октябре/ноябре 1950 года, в разгар дебатов по поводу национализация нефтяной промышленности », где он разоблачает парадигму, близкую к парадигме утопических социалистов, таких как Сен-Симон , Шарль Фурье или Роберт Оуэн . [31]
В философии и моральной психологии он предположил, что «человеческий разум является ареной постоянного противостояния между желаниями психики ( нафс ) и сдерживающей силой разума ( 'акль )», причем последняя должна воздерживаться от плотских желаний души. первое, как блуд или употребление алкоголя. [32]
В сфере образования он выступал за «обязательное начальное образование в течение пяти лет, а средняя школа будет обучать учащихся в областях специализации учащихся. Только такие курсы, как химия , физика , естественные науки , математика и медицина , которые полезны для общества, будут полезны для общества ». обучаться таким образом, чтобы «те студенты, которые не поступили в колледж, освоили бы профессию после окончания средней школы», в то время как он также продвигал однополое образование , и все это повлияло бы на образовательную политику аятоллы Хомейни . [33]
В экономике он предложил Третью позицию , опровергая как западный капитализм , так и коммунизм в пользу исламского видения, которое похоже на антисоветскую и антиамериканскую позицию аятоллы Хомейни. Его идеологию характеризуют как « сисмондианский капитализм лавочников и ремесленников, где альтруизм, благотворительность и религиозные налоги ( закят и хомс ) действуют как уравнивающие механизмы в обществе, которое уважало бы всех одинаково и обеспечивало бы все их потребности», « лавочники и ремесленники будут жить в мире полной гармонии с богатыми и удачливыми купцами, в то время как с коррумпированными и высокомерными капиталистическими ворами и растратчиками государственных средств будет покончено», тогда как правительство «будет брать на себя определенные обязанности. поддерживать закон и порядок и следить за тем, чтобы исламские кодексы поведения строго соблюдались. Это будет обучать молодежь (государственное образование разрешено правительством) и выполнять другие социальные обязанности». [34]
В геополитике , как и многие иранские националисты своего времени, он особенно критично относится к Великобритании и Советскому Союзу , и это еще одна особенность, которую аятолла Хомейни сделал своей собственной. [35] Он также был ярым антисионистом, заявляя, что «чистая кровь храбрых приверженцев ислама кипит, чтобы помочь палестинским братьям-мусульманам». [36] Фактически, помимо очевидных панисламских тонов движения, он также был в некоторой степени националистом в том смысле, что «идеология Фадаиана сочетала в себе религиозное рвение и веру в превосходство шиитского ислама с элементами иранского национализма . Фадаийцы стремились «очистить персидский язык » и надеялись объединить ирано-шиитские земли и установить исламское правительство». [37]
Однако главное отличие от более позднего основателя Исламской Республики, и радикальное, состоит в том, что он никогда не выступал за теократию , поскольку он принимает монархию , где « шах рассматривается как отец семейства. Он должен быть доброжелательный и отеческий в управлении людьми. Его вера и добродетели должны быть такими, чтобы люди учились у него религиозной вере и добродетелям. Он, как отец, должен знать, как у всех дела, и чтобы никто не голодал и не нуждался в одежде. «Пока в семье есть кто-нибудь живой, никто не посмеет проявить к нему неуважение, не говоря уже о желании изгнать его из дома и семьи. Да, Шах должен быть отцом, быть отцом и шахом. .'". [38]
Помимо аятоллы Хомейни, видение Навваба окажет влияние на многих других важных игроков Исламской Республики, например, на ученого Мортезу Мотаххари , [39] или быть вместе с Джалалом Аль-е Ахмадом и Ахмадом Фардидом одной из главных идеологических опор бывшего консервативного президента Ирана Ахмадинежада Махмуда . [40] Нынешний верховный лидер Ирана заходит Али Хаменеи так далеко, что говорит: «Я не сомневаюсь, что именно Наваб Сефеви первым зажег огонь революционного ислама в моем сердце». [41]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бехдад, Сохраб (январь 1997 г.). «Исламская утопия в дореволюционном Иране: Навваб Сафави и Фадаиан-е Ислам» . Ближневосточные исследования . 33 (1): 40–65. дои : 10.1080/00263209708701141 . JSTOR 4283846 .
- Халаджи, Мехди (27 ноября 2009 г.). «Дилеммы панисламского единства» . Современные тенденции в исламистской идеологии . 9 : 64–79.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б Тахери, Амир (7 июня 2014 г.). «Иран и Ихван: убийства, брошюры и встречи» . Ашарк аль-Аусат . Проверено 15 января 2020 г. .
- ^ «Наваб» зажег первую искру революции в сердцах» .
- ^ «Аромат возникновения – великая биография великого лидера ислама, мученика Наваба Сефеви» .
- ^ Jump up to: а б Остовар, Афшон П. (2009). «Хранители идеологии, политики и развития военной мощи Исламской революции в Иране (1979–2009)» (докторская диссертация) . Мичиганский университет . Проверено 26 июля 2013 г.
- ^ Саид Рахнема, Сохраб Бехдад, Иран после революции: кризис исламского государства , IB Tauris (1996), p. 79
- ^ Ванесса Мартин, Создание исламского государства: Хомейни и создание нового Ирана , IB Tauris (2003), стр. 129
- ^ Jump up to: а б с Фархад Каземи, «Ислам Фадаиян: Фанатизм, Политика и Террор» в книге Саида Амира Арджоманда (редактор), От национализма к революционному исламу , SUNY Press (1984), стр. 160
- ^ Сохраб Бехдад (1997), «Исламская утопия в дореволюционном Иране: Навваб Сафави и Фадаиан-е Ислам» , Ближневосточные исследования , 33:1, 40-41
- ^ Jump up to: а б «Наваб Сефевид» .
- ^ Моджтаба Наваб Сефевид, Мысли и ... Хосейн Хошниат, Тегеран, 1981 .
- ^ Jump up to: а б «Мученик Наваб Сефевид и мученики ислама» .
- ^ Али Рахнема, За переворотом 1953 года в Иране: головорезы, перебежчики, солдаты и шпионы , Cambridge University Press (2014), стр. 307
- ^ Тахери, Амир (1986). Дух Аллаха: Хомейни и исламская революция . Адлер и Адлер. ISBN 978-0-917561-04-7 . , с. 98
- ^ Каземи (1984), с. 169
- ^ Jump up to: а б Сайед Викар Салахуддин, Ислам, мир и конфликт: на основе шести событий 1979 года, которые стали предвестниками современных конфликтов в мусульманском мире , Pentagon Press (2008), стр. 5
- ^ Тахери (1985), стр. 98, 102.
- ^ Ерванд Абрамян, Иран между двумя революциями (Princeton University Press, 1982), стр. 258-9.
- ^ Ридерс Дайджест , том 59, с. 203
- ^ Бехдад 1997 .
- ^ Бехдад 1997 , с. 52.
- ^ Бехдад 1997 , с. 46.
- ^ Бехдад 1997 , с. 50.
- ^ Бехдад 1997 , стр. 40–65.
- ^ Jump up to: а б Бехдад 1997 , с. 51.
- ^ Халаджи 2009 , с. 70–71.
- ^ Расул Джафарян, «Религиозные и политические течения и организации Ирана», стр. 271, 2014 г.
- ^ Богдан 2020 , с. 247.
- ^ Халаджи 2009 , с. 71.
- ^ Бехдад 1997 , с. 60.
- ^ Бехдад 1997 , с. 61.
- ^ Бехдад (1997), с. 52
- ^ Бехдад (1997), с. 54
- ^ Сохраб Бехдад, «Утопия ассасинов: Наваб Сафави и Фадаиан-е Ислам в дореволюционном Иране» в Рамине Джаханбеглу, Иран: между традицией и современностью , Lexington Books (2004), стр. 83
- ^ Бехдад (2004), стр. 83–86.
- ^ Бехдад (1997), с. 53
- ^ Каземи (1984), с. 162
- ^ Каземи (1984), с. 170
- ^ Бехдад (1997), с. 55
- ^ С. Халил Тусси, «Введение» в Муртада Мутаххари, Сексуальная этика в исламе и западном мире , ICAS Press (2011), стр. VII
- ^ Авиде Мэйвилл, «Религиозная идеология реформ в Иране» в книге Дж. Гарольда Элленса (ред.), Победные революции: психосоциальная динамика восстаний за свободу, справедливость и права [3 тома] , ABC-CLIO (2013), п. 311
- ^ Иветт Овсепян-Беарс, Политическая идеология аятоллы Хаменеи: из уст верховного лидера Ирана , Routledge (2015), стр. 30
- 'Али Риза Аусати, Иран за последние три столетия ( Irān dar Se Qarn-e Goz̲ashteh ), тома 1 и 2 (Paktāb Publishing, Тегеран, Иран, 2003 г.). ISBN 964-93406-6-1 (Том 1), ISBN 964-93406-5-3 (Том 2).
- Мазанди, Юсуф (иранский корреспондент United Press) и Эдвин Мюллер, Правительство путем убийства , Reader's Digest, сентябрь 1951 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Новости великих учёных (О Навабе Сафви)
- Иранские шиитские священнослужители
- Религиозные лидеры Тегерана
- 1924 рождения
- 1956 смертей
- Иранские убийцы
- Люди, казненные Пехлеви Иран
- Иранские исламисты
- Шиитские исламисты
- Казненные иранцы
- Люди, расстрелянные в Иране
- Люди, осужденные Ираном за убийство
- Иранцы осуждены за убийство
- Члены Фадаиян-е Ислам
- Казненные убийцы