Хасан-и Саббах
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2022 г. ) |
Хасан-и Саббах | |
---|---|
Хасан Сабах | |
Заголовок | Мавла , Сайидна (Наш Учитель) |
Персональный | |
Рожденный | в. 1050 |
Умер | 12 июня 1124 г. (73–74 года) |
Религия | Шиитский ислам |
Номинал | Исмаилиты-шииты |
Юриспруденция | в Низари Дааим аль-Ислам |
Основной интерес(и) | |
Занятие | Лидер государства низаритов-исмаилитов |
Организация | |
Заказ | Убийцы |
Основатель | Низаритское исмаилитское государство |
Старшая должность | |
Предшественник | Должность создана |
Преемник | Кия Бузург-Уммид |
Под влиянием |
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
Исламский портал |
Хасан-и Саббах [а] ( персидский : حسن صباح , латинизированный : Хасан-е Шаах ; ок. 1050 - 12 июня 1124), также известный как Хасан I из Аламута , был религиозным и военным лидером, основателем секты низаритов исмаилитов, широко известной как Хашшашин. или Орден Ассасинов , а также государство Низаритов-Исмаилитов , правившее с 1090 по 1124 год нашей эры. [2] [3] [4]
Помимо своей роли грозного лидера, Саббах был опытным знатоком математики , особенно в области геометрии , а также астрономии и философии , особенно в области эпистемологии . [5] [6] Он и каждый из более поздних лидеров ассасинов стали известны на Западе как Старец Горы — имя, данное лидеру секты в трудах Марко Поло , которое указывало на владение сектой господствующей горной крепостью Замка Аламут . [7] [8]
Источники
[ редактировать ]Считается, что Хасан написал автобиографию, которая не сохранилась, но, похоже, лежит в основе первой части анонимной исмаилитской биографии под названием Саргозашт-э Сейедна ( персидский : سرگذشت سیدنا ). Последнее известно лишь по цитатам более поздних персидских авторов. [9] Хасан также написал трактат на персидском языке об учении талима под названием « аль-Фусул аль-арбаа». [10] Текста больше не существует, но его фрагменты цитируются или перефразируются аль-Шахрастани и несколькими персидскими историками. [10]
Ранняя жизнь и обращение
[ редактировать ]Кум и Рэй
[ редактировать ]Возможно, автобиографическая информация, найденная в Саргозашт-и Сейедне, является основным источником информации о происхождении и молодости Хасана. Согласно этому, Хасан-и Саббах родился в городе Кум , Персия, в 1050-х годах в семье -двунадесятников шиитов . [9] Его отец, куфанский араб , предположительно йеменского происхождения , покинул Савад Куфы (расположенный на территории современного Ирака ), чтобы поселиться в городе Кум. [11] [12] один из первых центров арабских поселений в Персии и оплот шиитов-двунадесятников. [13]
В начале его жизни его семья переехала в Рэй . [9] Рай был городом, который имел историю радикальной исламской мысли с 9-го века, а Хамдан Кармат был одним из его учителей.
Именно в этом религиозном центре Хасан проявил острый интерес к метафизическим вопросам и придерживался кодекса двунадесятников. В течение дня [6] он учился дома и овладел хиромантией , языками , философией , астрономией и математикой (особенно геометрией ). [5]
Рай также был домом для миссионеров-исмаилитов в Джибале . В то время исмаилизм был растущим движением в Персии и других странах к востоку от Египта. [14] Персидские исмаилиты поддержали да'ва («миссию»), возглавляемую Фатимидским халифатом в Каире , и признали власть имама-халифа аль-Мустансира (ум. 1094), хотя Исфахан , возможно, действовал , а не Каир. в качестве их главного штаба. [14] Исмаилитская миссия работала на трех уровнях: самым низким был фидаи или пехотинец , за ним следовал рафик или товарищ и, наконец, даи или миссионер. Было высказано предположение, что популярность религии исмаилитов в Персии была вызвана недовольством народа правителями -сельджуками , которые недавно свергли местных правителей. [9]
Обращение в исмаилизм и обучение в Каире
[ редактировать ]В возрасте 17 лет Хасан обратился и присягнул халифу Фатимидов в Каире. Учеба Хасана не закончилась с его переходом. Далее он учился у двух других даийайнов , и по мере того, как он продвигался по своему пути, на него смотрели с уважением. [3]
Строгая и преданная приверженность Хасана да'ва привела его к аудиенции у главного миссионера региона: Абдул-Малика ибн Атташа . Ибн Атташ, впечатленный молодым семнадцатилетним Хасаном, назначил его заместителем миссионера и посоветовал поехать в Каир для продолжения учебы. [ нужна ссылка ]
Однако изначально Хасан не поехал в Каир. Некоторые историки предполагают, что Хасан после своего обращения принимал у себя некоторых членов халифата Фатимидов, и эта информация просочилась к антифатимидскому и антишиитскому визирю Низаму аль-Мульку . Это побудило его покинуть Рея и отправиться в Каир в 1076 году. [ нужна ссылка ]
Хасану потребовалось около двух лет, чтобы добраться до Каира. По пути он посетил множество других регионов, не входящих в общее направление Египта. [ нужна ссылка ] Исфахан был первым городом, который он посетил. Его принял один из миссионеров его юности, человек, который обучал юного Хасана в Рее. Его звали Рези Абуфасл, и он давал дальнейшие наставления Хасану. [ нужна ссылка ]
Отсюда он направился в Арран (нынешний Азербайджан), на сотни миль к северу, а оттуда через Армению. Здесь он вызвал гнев священников после бурной дискуссии, и Хасана выгнали из города, в котором он находился.
Затем он повернул на юг и проехал через Ирак, достиг Дамаска в Сирии. Он уехал в Египет из Палестины . Существуют записи, некоторые из фрагментарных остатков его автобиографии, а также из другой биографии, написанной Рашид-ад-Дином Хамадани в 1310 году и датированной его прибытием в Египет 30 августа 1078 года.
Неясно, как долго Хасан пробыл в Египте: обычно принято считать, что около 3 лет. Здесь он продолжил обучение и стал полноправным миссионером.
Вернуться в Персию
[ редактировать ]Находясь в Каире, обучаясь и проповедуя, он навлек на себя неудовольствие главнокомандующего армией Бадра аль-Джамали . [1] Возможно, это было результатом того, что Хасан поддержал Низара, старшего сына исмаилитского имама-халифа аль-Мустансира , в качестве следующего имама. Хасан был ненадолго заключен в тюрьму Бадром аль-Джамали . Обрушение минарета тюрьмы было воспринято как предзнаменование в пользу Хасана, и его немедленно освободили и депортировали. [ нужна ссылка ] Корабль, на котором он путешествовал, потерпел крушение. Его спасли и доставили в Сирию. Пройдя через Алеппо и Багдад , он завершил свое путешествие в Исфахане в 1081 году.
Жизнь Хасана теперь была полностью посвящена миссии. Хасан много гастролировал по Персии. В северной Персии, примыкающей к южному берегу Каспийского моря , находятся горы Альборз . [ нужна ссылка ] Эти горы были домом для людей, которые традиционно сопротивлялись попыткам арабов и турецкого подчинения; это место также было домом для шиитов. Весть о действиях этого исмаилита достигла Низама аль-Мулька, который отправил своих солдат с приказом схватить Хасана. Хасан уклонился от них и углубился в горы. [ нужна ссылка ]
Захват Аламута
[ редактировать ]Его поиски базы для руководства своей миссией закончились, когда в 1088 году он нашел замок Аламут в районе Рудбара (современный Казвин , Иран). [ нужна ссылка ] Это был форт, охранявший долину длиной около пятидесяти километров и шириной пять километров. [ нужна ссылка ] Эта крепость была построена около 865 года; Легенда гласит, что он был построен королем, который увидел, как его орел подлетел и сел на скалу, - благоприятное предзнаменование, важность которого понимал этот король, Вах Судан ибн Марзубан. Сравнивая сидение орла с уроком, данным им, он назвал форт Алух Аму(х)т: «Учение орлов». [15]
Захват форта Хасаном прошел без значительного кровопролития. Чтобы осуществить этот переход, Хасан применил терпеливую и продуманную стратегию, на реализацию которой ушло почти два года. Сначала Хасан послал своих Даийинов и Рафиков , чтобы завоевать расположение деревень в долине и их жителей. Затем ключевые люди среди этого населения были обращены, и, наконец, в 1090 году Хасан захватил форт, проникнув в него со своими новообращенными. [16] Хасан дал бывшему владельцу вексель, выписанный на имя богатого землевладельца, и велел ему получить от этого человека обещанные деньги; Когда домовладелец увидел проект с подписью Хасана, он немедленно выплатил сумму владельцу форта, удивив его. [ нужна ссылка ] Другая, вероятно, апокрифическая версия захвата гласит, что Хасан предложил владельцу форта 3000 золотых динаров за количество земли, на которое поместилась бы шкура буйвола. Когда условия были согласованы, Хасан разрезал шкуру на полоски и связал их в большое кольцо по периметру форта, хозяин которого был таким образом погублен собственной жадностью. [ нужна ссылка ]
Хотя легенда гласит, что после захвата Аламута Хасан с тех пор так преданно посвятил себя учебе, что за почти 35 лет своего пребывания там он ни разу не покинул свое жилище, за исключением лишь двух раз, когда он поднялся на крышу. [ нужна ссылка ] эта изоляция, о которой сообщается, весьма сомнительна, учитывая его обширную вербовку и организационное участие в растущих исмаилитских восстаниях в Персии и Сирии. [17] Тем не менее, Хасан был высокообразованным и был известен своей строгостью, учебой, переводом, молитвой, постом и руководством деятельностью Дава: штаб-квартира распространения низаритской доктрины находилась в Аламуте. Он знал Коран наизусть, мог подробно цитировать тексты большинства мусульманских сект и, помимо философии, хорошо разбирался в математике , астрономии , алхимии , медицине , архитектуре и основных научных дисциплинах своего времени. [ нужна ссылка ] Вопреки традиции, Хасан объявил персидский языком священной литературы низаритов, и это решение привело к тому, что вся низаритская исмаилитская литература из Персии, Сирии, Афганистана и Центральной Азии в течение нескольких столетий была переписана на персидском языке. [15]
Зарубежные взгляды: Марко Поло и Китай
[ редактировать ]Лидеры низаритских исмаилитов в Персии были обозначены Марко Поло с использованием сирийского эквивалентного термина, известного в Европе в то время: [18] как Старейшина или Старец Горы . В рассказе о путешествиях Поло ( ок. 1300 г.) Старец с горы описывается как шарлатан, придумавший заговоры с целью обратить молодых людей в свою секту. При дворе « Горного Старца их обучали различным языкам и обычаям, куртуазному этикету, обучали боевым и другим навыкам». [7] В Аламуте были «впечатляющие библиотеки, коллекции которых включали книги по различным религиозным традициям, философские и научные тексты, а также научное оборудование». [19]
Сишиджи (китайский: 西使記 ), китайская рукопись, завершенная в 1263 году, повествует историю, похожую на историю Поло. Лидеры сект «приказали послать убийц, чтобы они скрылись в тех королевствах, которые не сдались. Они зарезали своих лордов, а также женщин, и те умерли». [20]
Низаритские доктрины
[ редактировать ]Историки и ученые называют Хасан-и Саббаха основателем низаритских ассасинов и их доктрины. Оно развилось в ходе борьбы Низара за престол Фатимидов в Каире, что в конечном итоге заложило основу низаритского исмаилизма, шиитского ислама . С тех пор в качестве основного элемента консервативной природы исмаилитский Имамат включает в себя скрытого имама. , помимо видимого (или хазара , что означает видимого) [21] имам того времени , действовавший в качестве такового в общине. Важной задачей последнего является распространение доктрины и нераскрытого духовного руководства имама в учебных центрах, где есть инструкторы, владеющие методами преподавания.
Преданность «истинно верующих», имеющих «абсолютную веру». [22] в верованиях есть еще один элемент, берущий свое начало со времен Саббы в Северном Иране , [23] который, как сообщается, «был настолько набожным, что даже приказал казнить одного из своих сыновей после того, как его обвинили в пьянстве». [24]
Убийцу-низариту называют фидаи , или преданным, «который отдает свою жизнь ради других или ради служения определенному делу». [25]
Личная жизнь
[ редактировать ]Хасан известен своим аскетическим и строгим религиозным образом жизни. В своей скромной квартире в замке Аламут он проводил большую часть времени за чтением, письмом и управлением. За 45 лет проживания в Аламуте он, судя по всему, лишь дважды покидал свое жилище, чтобы подняться на крышу. [26]
У Хасан-и Саббаха, вероятно, была одна жена, две дочери и два сына. [27] [26] Жена и дочери Хасана были отправлены в Гердкух как в безопасное место во время похода Ширгира на Аламут; они так и не вернулись. Они жили прядением. [26] Он казнил обоих своих сыновей: Мухаммеда за Хамра и Устада Хусейна за его предполагаемую роль в убийстве даи Хусейна Каини . [26]
Хасан пользовался большим уважением в общине низаритов, члены которой называли его Сайидна («Наш господин») и регулярно посещали его мавзолей в Рудбаре до того, как он был снесен монголами. [26]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Бетти Бутул опубликовала на французском языке популярную книгу под названием Le grand maître des Assassins ( «Мастер убийц ») о Хасан-и Саббахе в 1936 году. [28]
- Роман Аламут» « Владимира Бартола 1938 года основан на приходе к власти Хасана. [29] [30]
- Британская Quark космическая рок-группа Hawkwind записала песню под названием «Hassan I Sahba» для своего альбома 1977 года , Strangeness and Charm . [31] Эта песня также была записана группой Brain Surgeons для их альбома Malpractise . [32]
- Хасан-и Саббах часто упоминается под прозвищем «Старик с горы» во многих романах Уильяма С. Берроуза , включая «Новый экспресс» , «Города красной ночи », «Место мертвых дорог» и «Западные земли». . Согласно Барри Майлза книге «The Beat Hotel», Берроуз познакомился с Хасаном через книгу Бетти Бутул во время пребывания в Париже, Франция. [33] Полная история интереса Берроуза к Хасану Саббаху была рассказана в книге 2023 года « Два убийцы » Оливера Харриса и Фарида Гадами. [34]
- Он изображается в турецком сериале Uyanış: Büyük Selçuklu Гюркана Уйгуна . [35]
- Он изображается в египетском сериале «Эль-Хашашин» Карима Абдель Азиза . [36]
- » носят имя «Хасан-и Саббах» « Судьба/ночь схватки Существуют различные Слуги класса Ассасин, которые в аниме-визуальном романе-франшизе . Установлено, что «Хасан-и-Саббах» — титул, используемый каждым из девятнадцати лидеров Хашшашина. Основатель Ордена, известный как «Первый Хасан», появляется в « Fate/Grand Order» под титулом «Великий Убийца» из-за происхождения самого слова. [37]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Листы 2007 , с. 313.
- ^ Фришауэр, Вилли (1970). «Глава II». Ага Ханы . Голова Бодли. п. 40. ИСБН 0-370-01304-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Льюис, Бернард (1967), Убийцы: радикальная секта ислама , стр. 38-65, Oxford University Press
- ^ Чисхолм, Хью (1911). «Сасан-е Шаббах » Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета .
- ^ Перейти обратно: а б Э. Г. Браун Литературная история Персии , Vol. 1, с. 201.
- ^ Перейти обратно: а б Книга Низам аль-Мульк , стр. 420, сноска №. 3
- ^ Перейти обратно: а б Вассерман, Джеймс (8 августа 2017 г.). «Примечание читателю об историческом контексте». Ересь тамплиеров: история гностического просветления . Книги судьбы. ISBN 978-1-62055-658-0 .
- ^ Дафтари, Фархад (2012). Исторический словарь исмаилитов . Пугало Пресс . стр. 15, 69. ISBN. 9780810861640 . Проверено 23 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дафтари, Фархад (2011). Исмаилиты: их история и учение (2-е изд.). Кембридж, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Кембриджский университет. Нажимать. п. 311. ИСБН 9780521850841 .
- ^ Перейти обратно: а б Фархад Дафтари , Исмаилитская литература: Библиография источников и исследований , (IBTauris, 2004), 115.
- ^ Льюис, Бернард (ноябрь 2002 г.). «3. Новая проповедь» . Убийцы . Основные книги. п. 38. ISBN 978-0-465-00498-0 .
Хасан-и Саббах родился в городе Кумм, одном из первых центров арабских поселений в Персии и оплоте шиизма-двунадесятника. Его отец, шиит-двунадесятник, приехал из Куфы в Ираке и, как говорят, быть йеменского происхождения, а точнее, потомком древних химьяритских царей Южной Аравии.
- ^ Дафтари 2007 , с. 313: Его отец Али б. Мухаммад б. Джафар б. аль-Хусейн б. Мухаммад б. аль-Саббах аль-Химьяри, куфанский араб, утверждавший, что ямани по происхождению, мигрировал из Савада Куфы в традиционно шиитский город Кумм в Персии.
- ^ Льюис, Бернард (1967). Ассасины: радикальная секта в исламе . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Перейти обратно: а б Дафтари, Фархад , Исмаилиты , стр. 310–11.
- ^ Перейти обратно: а б Листы 2007 , с. 316.
- ^ Дафтари 2007 , с. 317.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 318–324.
- ^ Азиз, Абуали А. «Краткая история исмаилизма. Предисловие» . amaana.org . Проверено 8 января 2018 г.
- ^ «Сюжеты эпизодов» . Исмаилиты. Исламские Публикации Лимитед. 24 июля 2008 года . Проверено 5 февраля 2018 г.
- ^ «Гора без старика: Сишиджи об исмаилитах. МАТЕРИАЛЫ 2-Й МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ИСМАИЛИТСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ» (PDF) . Карлтонский университет, Канада. Март 2017 года . Проверено 8 января 2018 г.
- ^ Мумтаз, Али Тадждин. «Хазар Имам» . Исмаилитская электронная библиотека и база данных . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ Вебель, Чарльз П. (2004). «Изображая неописуемое: краткая история терроризма». Террор, терроризм и условия жизни человека . Пэлгрейв Макмиллан. п. 25. ISBN 1-4039-6161-1 .
- ^ DTIC, Армия США (2005 г.). «Террор в древности: с первого по четырнадцатый век нашей эры». Военный путеводитель по терроризму в XXI веке. Справочник DCSINT армии США № 1 (Версия 3.0) . Центр оборонной технической информации.
- ^ Креншоу, Марта; Пимлотт, Джон (1997). «Ассасины: террористический культ». Международная энциклопедия терроризма . Фицрой Дирборн. ISBN 1-57958-022-Х .
- ^ «Федаи» . Энциклопедия Ираника . Проверено 8 января 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дафтари 2007 , стр. 343–344
- ^ Несаб, Масуд Мотахари; Сепахи, Моджтаба. «Применение подходологии в изучении исламской цивилизации» . Ежеквартальная история исламской культуры и цивилизации (на персидском языке). 9 (30): 7–34. ISSN 2252-0538 .
- ^ Бутул, Бетти (1936). Грандмастер Убийц . Арманд Колен. АСИН B07KW9FGLS .
- ^ Бассас, Карлос (29 декабря 2016 г.). "Кредо ассасина" . Diario de Navarra (на испанском языке) . Проверено 5 февраля 2018 г.
- ^ Рад, Хлой (27 декабря 2017 г.). «11 видеоигр, о которых вы не знали, основаны на книгах» . IGN (на испанском языке) . Проверено 5 февраля 2018 г.
- ^ Партридж, Кристофер (июнь 2018 г.). Высокая культура: наркотики, мистицизм и стремление к трансцендентному в современном мире . Издательство Оксфордского университета. п. 102. ИСБН 978-0-19-045913-0 .
- ^ «Мозговые хирурги – злоупотребление служебным положением» . Дискогс . Проверено 7 июня 2024 г.
- ^ Майлз, Барри (2000). Отель Бит . Нью-Йорк: Гроув Пресс. п. 204. ИСБН 0-8021-3817-9 .
- ^ Харрис, Оливер (2023). Два убийцы: Уильям Берроуз/Хассан Саббах . Молоко. ISBN 978-3-910431-10-2 .
- ^ «ПОЛНЫЙ СОСТАВ! Объявлены актеры и персонажи сериала «Уяныш Бююк Сельчуклу»! Вот актерский состав сериала «Уяныш Бююк Сельчуклу!» . CNN TÜRK (на турецком языке).
- ^ «Его олицетворяет Карим Абдель Азиз... Кто такой Хасан Аль-Сабах, основатель секты ассасинов?» . День седьмой (на арабском языке). 26 апреля 2023 г. Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ Айзенбайс (14 августа 2023 г.). Сеть новостей аниме .
{{cite news}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) ; Неизвестный параметр|first1-Richard [title=
игнорируется ( помогите )
- ^ Полное имя : Хасан ибн Мухаммад ибн Джафар ибн Хусейн ибн Мухаммад ибн ас-Саббах. [1] ( Арабский : Хасан Аль-Сабах или Аль-Хасан бин Али бин Мухаммад бин Аль-Сабах Аль-Химьяри )
Источники
[ редактировать ]- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Вторичные источники
[ редактировать ]- Дафтари, Фархад , Краткая история исмаилитов . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1998.
- Дафтари, Фархад , Легенды об убийцах: Мифы исмаилитов . Лондон: IB Tauris & Co. Ltd, 1994. Обзор Бабака Нахида на Ismaili.net.
- Дафтари, Фархад , «Хасан-и Саббах и истоки низари-исмаилитского движения». В средневековой исмаилитской истории и мысли , под ред. Фархад Дафтари . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1996. 181–204.
- Ходжсон, Маршалл , Орден Убийц . Борьба ранних низаритов-исмаилитов против исламского мира . Гаага: Мутон, 1955.
- Ходжсон, Маршалл , « Государство исмаилитов ». В Кембриджской истории Ирана , т. 5: Салджукский и монгольский периоды , изд. Дж. А. Бойл. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1968. 422–82.
- Ирвин, Роберт (2002). «Ислам и крестовые походы, 1096–1699». В Райли-Смит, Джонатан (ред.). Оксфордская история крестовых походов . Оксфорд. стр. 211–257.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Льюис, , Убийцы . Бернард Радикальная секта в исламе . Нью-Йорк: Основные книги, 1968.
- Маделунг, Вилферд , Религиозные тенденции в раннем исламском Иране . Олбани: Bibliotheca Persica, 1988. 101–5.
Первоисточники
[ редактировать ]- Хасан-и Саббах, аль-Фусуль аль-арбаа («Четыре главы»), тр. Маршалл Г.С. Ходжсон , в Антологии исмаилитской литературы. Шиитское видение ислама , изд. Герман Ландольт, Самира Шейх и Кутуб Кассам. Лондон, 2008. стр. 149–52. Персидский трактат по учению талима . Текст больше не сохранился, но его фрагменты цитируются или перефразируются аль-Шахрастани и несколькими персидскими историками.
- Приключение-е Сайидна
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ХАСАН БИН САБАХ И НИЗАРИ ИСМАИЛИТ ГОСУДАРСТВО В АЛАМУТЕ
- Жизнь Хасан-и-Саббаха как часть онлайн-книги об убийцах Аламута.
- Архонт Дараул на Хасан-и-Саббах.
- Иллюстрированная статья об Ордене Убийц.
- Обращение Уильяма С. Берроу к Хасан-и-Саббах в Nova Express .
- Запись об убийцах в Энциклопедии Востока . Архивировано 23 ноября 2011 года в Wayback Machine.
- Рецензия на книгу «Легенды об убийцах: мифы исмаилитов» (IB Tauris & Co. Ltd: Лондон, 1994), 213 стр. Бабак Нахид, факультет сравнительной литературы Калифорнийского университета, Лос-Анджелес
- Исмаилитские имамы и их любовь к знаниям . Исламские Публикации Лимитед