Абу Тахир аль-Джаннаби
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2020 г. ) |
Абу Тахир аль-Джаннаби | |||||
---|---|---|---|---|---|
Правитель Карматского государства в Бахрейне | |||||
Царствование | 923–944 | ||||
Предшественник | Абуль-Касим Саид | ||||
Преемник | Ему наследовали трое его оставшихся в живых братьев и племянников. | ||||
Рожденный | в. 906 Бахрейн | ||||
Умер | 944 Бахрейн | ||||
| |||||
Династия | Карматский эмират |
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
![]() |
![]() |
Абу Тахир Сулейман аль-Джаннаби ( арабский : تاهير سليمان الجنانابي , латинизированный : Абу Тахир Сулейман аль-Джаннаби , персидский : ابو Абу-Тахир Сулейман-э Генавеи ) был персом. [1] [2] военачальник и правитель Карматского государства в Бахрейне (восточная часть Карматского государства), Абу Тахир стал главой государства в 923 году, после изгнания своего старшего брата Абу'л-Касима Саида . [3] Он немедленно начал экспансионистскую фазу, совершив в том же году набег на Басру . Он совершил набег на Куфу в 927 году, разгромив Аббасидов при этом армию , и угрожал столице Аббасидов Багдаду в 928 году, прежде чем разграбить большую часть Ирака , когда он не смог проникнуть в город. [4]
В 930 году он возглавил самое громкое нападение карматов, когда он напал и разграбил Мекку и осквернил . самые священные места ислама Не имея возможности изначально войти в город, Абу Тахир призвал всех мусульман войти в город и дал клятву, что он пришел с миром. Оказавшись внутри городских стен, карматская армия приступила к резне паломников, насмехаясь над ними аятами Корана . [5] Тела паломников оставили гнить на улицах.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Отец Абу Тахира Абу Саид был вождем племени, который инициировал милитаризацию карматов. [6] Абу Саид начал проповедовать против суннитского ислама около 890 г. [7] после обучения у своего наставника Хамдана Кармата , уроженца Куфы, от имени которого произошла карматская секта. [7]
Абу Саид начал грабить караваны, торговцев и персидских паломников, направлявшихся в хадж , по пути в Мекку, прежде чем собрать большое количество последователей. [6] Карматы вскоре мобилизовали армию и отправились осадить Басру. Однако губернатор Басры узнал об их приготовлениях и проинформировал аббасидского халифа Муктафи аль- в Багдаде . Халиф послал генерала Аббаса бин Умара спасти Басру. [6] но Аббас потерпел поражение, а его люди были казнены, а карматская осада увенчалась успехом и город был захвачен. [6]
Прийти к власти
[ редактировать ]
Большинство арабских источников сходятся во мнении, что Абу Саид назначил своим наследником своего старшего сына Абуль-Касима Саида и что Абу Тахир возглавил восстание против него и узурпировал его власть. [8] Другая традиция, принадлежащая куфанскому антиисмаилитскому полемисту Абу Абдаллаху Мухаммаду ибн Али ибн Ризаму ат-Таи , с другой стороны, сообщает, что Абу Саид всегда хотел, чтобы Абу Тахир стал его преемником, и назвал Са' я только как регент. Согласно этой точке зрения, Саид передал власть своему младшему брату (которому тогда едва исполнилось десять лет) в 917/918 году. Это сообщение перекликается с историей Ибн Хаукаля о том, что Абу Саид приказал другим своим сыновьям подчиняться младшему. [8] Действительно, вполне вероятно, что власть номинально принадлежала всем сыновьям Абу Саида, причем Абу Тахир был доминирующим среди них. [9] Какими бы ни были истинные события, Абуль-Касим не был казнен, а дожил до своей смерти в 972 году. [8]
Раннее правление
[ редактировать ]Вскоре после смены аль-Муктафи халиф аль-Муктадир отбил Басру и приказал заново укрепить город. Абу Тахир снова успешно осадил город, разгромив армию Аббасидов. После захвата Басры карматы начали ее грабить, а затем отступили. [6] Абу Тахир снова вернулся и полностью разрушил его, разрушив большую мечеть и превратив рынок в пепел. [6] В это время он успешно правил Бахрейном и вел переписку с местными и иностранными правителями вплоть до Северной Африки, но продолжал успешно отбивать нападения персов, которые были союзниками халифа в Багдаде. [6]
Завоевания
[ редактировать ]Абу Тахир начал часто совершать набеги на мусульманских паломников, доходя до региона Хиджаза. Во время одного из своих рейдов ему удалось захватить военачальника Аббасидов Абу'л-Хайджу ибн Хамдуна. В 926 году он повел свою армию вглубь Аббасидского Ирака, достигнув севера до Куфы, вынудив Аббасидов заплатить большие суммы денег, чтобы он оставил город с миром. По пути домой он все равно разорил окрестности Куфы. [6] По возвращении Абу Тахир начал строить дворцы в городе Ахса не только для себя, но и для своих товарищей, и объявил город своей постоянной столицей. [6] В 928 году халиф аль-Муктадир почувствовал себя достаточно уверенно, чтобы еще раз противостоять Абу Тахиру, вызвав своих генералов Юсуфа ибн Абил-Саджа из Азербайджана, Муниса аль-Музаффара и Харуна. [6] После тяжелого боя все были разбиты и отброшены в Багдад. [6] Абу Тахир разрушил провинцию Джазира в качестве последнего предупреждения Аббасидам и вернулся в Ахсу. [6]
Абу Тахир думал, что он опознал Махди как молодого персидского пленника из Исфахана по имени Абу'л-Фадл аль-Исфахани , который утверждал, что является потомком персидских царей Сасанидов . [10] [11] [12] [13] [14] Аль-Исфахани был возвращен в Бахрейн после набега карматов на Ирак в 928 году. [15] В 931 году Абу Тахир передал государство этому Махди-халифу, который, как говорят, на самом деле был зороастрийским возрожденцем с антиарабскими настроениями. Он восстановил почитание огня и занимался сжиганием религиозных книг в течение восьмидесятидневного правления. Считается, что Исфахани также имеет некоторые связи с устоявшейся зороастрийской ортодоксальностью, поскольку первосвященник зороастрийцев Эсфандиар Адарбад был казнен халифом Аббасидов после обвинения в пособничестве Абу Тахиру. [16] Кульминацией его правления стала казнь членов известных семей Бахрейна, в том числе членов семьи Абу Тахира. [17] Мать Абу Тахира сговорилась избавиться от Абу'л-Фадла; она инсценировала свою смерть и послала гонца позвонить Махди, чтобы тот воскресил ее. Когда он отказался, его представили как обычного человека, а брат Абу Тахира Саид убил Абу'л-Фадла после того, как Махди правил всего восемь дней. [18] По другим данным, опасаясь за свою жизнь, Абу Тахир заявил, что он был неправ, и назвал аль-Исфахани ложным Махди. Прося прощения у других знатных людей, Абу Тахир казнил его. [19]
Мешок Мекки
[ редактировать ]
До правления Абу Тахрира карматы совершили несколько набегов на паломнические маршруты, пересекающие Аравию. В 906 году карматы устроили засаду на караван паломников, возвращавшихся из Мекки, и убили 20 000 паломников. [20] Во время хаджа 930 года нашей эры Абу Тахир возглавил самое позорное нападение карматов, когда он разграбил Мекку и осквернил самые священные места ислама. Первоначально не имея возможности войти в город, он призвал всех мусульман иметь право войти в город и дал клятву, что придет с миром. Оказавшись внутри городских стен, карматская армия приступила к резне паломников, въехав на лошадях в Масджид аль-Харам и напав на молящихся паломников, они подожгли Каабу и вымазали ее кровью мертвых паломников. Убивая паломников, он насмехался над ними аятами Корана. [5] и стихи поэзии: «Я от Бога, и я от Бога... он творит творения, а я их разрушаю».
Нападение на Мекку символизировало разрыв карматов с исламским миром; Считалось, что его целью было вызвать появление Махди , который приведет к заключительному мировому циклу и положит конец эпохе ислама . [19]
Карматы Аббасиды осквернили колодец Замзам телами паломников, а черный камень был украден и доставлен в оазис в Восточной Аравии, известный как аль-Ахсах , где он оставался до тех пор, пока не выкупили его в 952 году нашей эры. По словам историка аль-Джувайни , камень был возвращен 22 года спустя, в 951 году, при загадочных обстоятельствах. Завернутый в мешок, он был брошен в Великую мечеть Куфы в Ираке вместе с запиской: «По приказу мы взяли его, и по приказу мы вернули его обратно». В результате кражи и удаления Черного камня он раскололся на семь частей. [21] [22] [23] Основная форма и структура Каабы с тех пор не изменились. [24] [25]
Разграбление Мекки последовало за тысячелетним волнением среди карматов (и в Персии) по поводу соединения Сатурна и Юпитера в 928 году. Бахрейн стал резиденцией карматского Махди-халифа из Исфахана, который отменил шариата законы . Новый Махди также изменил кыблу молитвы с Мекки на киблу огня, что является специфически зороастрийской практикой. Некоторые ученые придерживаются мнения, что «они, возможно, вообще не были исмаилитами с самого начала, а их поведение и обычаи давали основание полагать, что они были не просто еретиками, но и заклятыми врагами ислама». [26] [27]
Последние годы и смерть
[ редактировать ]Абу Тахир возобновил бразды правления Карматским государством и вновь начал нападения на паломников, пересекающих Аравию. Попытки Аббасидов и Фатимидов уговорить его вернуть Черный камень были отвергнуты.
Он умер в 944 году примерно в возрасте 38 лет от оспы . [28] Ему наследовали трое оставшихся в живых сыновей и племянники. [29]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карра де Во и Ходжсон 1965 , с. 452.
- ^ Маделунг, Уилферд (1983). « АБУ САИД ДЖАННАБЕ ». В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том I/4: Абу Мансур Херави – Адат. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 380–381. ISBN 978-0-7100-9093-5
- ^ Дафтари 1990 , с. 160.
- ^ Хальм 1996 , стр. 255.
- ^ Jump up to: а б Хальм 1996 , стр. 255 ф..
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Акбар Шах Хан Наджибабади (2001). Салафит, Мухаммад Тахир (ред.). История Ислама . Том. 2. Даруссалам . ISBN 978-9960-892-93-1 .
- ^ Jump up to: а б Винбрандт, Джеймс (2004). Краткая история Саудовской Аравии . Издание информационной базы . ISBN 978-1-4381-0830-8 .
- ^ Jump up to: а б с Маделунг 1996 , с. 37.
- ^ Маделунг 1996 , с. 39.
- ^ Представляя конец: Видения апокалипсиса Аббас Аманат, Магнус Торкелл - страница 123
- ^ Женщины и Фатимиды в мире ислама - страница 26Делия Кортезе, Симонетта Кальдерини
- ^ Ранний философский шиизм: исмаилитский неоплатонизм Абу Якуба Ас-Сиджистани - страница 161 Пола Эрнеста Уока
- ^ Другой Бог: дуалистические религии от древности до катарской ересиЮрий Стоянов
- ^ Классический ислам: История, 600–1258 гг. - Страница 113.Гюстав Эдмунд фон Грюнебаум
- ^ Хальм 1996 , стр. 257.
- ^ «КАРМАТЫ — Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ Фархад Дафтари, Легенды об убийцах: Мифы исмаилитов, IB Tauris, 1994, стр. 21
- ^ Делия Кортезе; Симонетта Кальдерини (2006). Женщины и Фатимиды в мире ислама . Издательство Эдинбургского университета. стр. 26–. ISBN 978-0-7486-1733-3 .
- ^ Jump up to: а б Листы 1990 , с. 162.
- ^ Джон Джозеф Сондерс, с. 130.
- ^ «Карматия» . Обзор мировых религий . Колледж Святого Мартина. Архивировано из оригинала 28 апреля 2007 г.
- ^ Сирил Гласс, Новая энциклопедия ислама , стр. 245. Роуман Альтамира, 2001. ISBN 0-7591-0190-6
- ^ «Черный камень Мекки» . «Британская энциклопедия»
- ^ Джавед Ахмад Гамиди . « Ритуалы хаджа и умры». Архивировано 7 марта 2010 г. в Wayback Machine , Мизан , Аль-Маврид.
- ^ Питерс, Ф.Е. (1994). Мекка: литературная история мусульманской Святой Земли . Мазал Коллекция Холокоста. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-03267-Х . ОСЛК 30671443 .
- ^ Джон Джозеф Сондерс, История средневекового ислама , Routledge, 1978, стр. 130.
- ^ Сайед, Музаффар Хусейн; Ахтар, Сайед Сауд; Усмани, Б.Д. (14 сентября 2011 г.). Краткая история ислама . Vij Books India Pvt Ltd. ISBN 978-93-82573-47-0 .
- ^ Карра де Во, Б. и Ходжсон, MGS (1965). «ад-Дджаннаби, Абу Саид Хасан б. Бахрам » В Льюисе, Б.; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, новое издание, том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 453. OCLC 495469475 .
- ^ Хальм 1996 , стр. 383.
Источники
[ редактировать ]- Канард, М. (1965). «Ад-Дджаннаби, Абу Тахир» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 452–454. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_1998 . OCLC 495469475 .
- Карра де Во, Б. и Ходжсон, MGS (1965). «ад-Дджаннаби, Абу Саид Хасан б. Бахрам » В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 452. OCLC 495469475 .
- Дафтари, Фархад (1995). Легенды об убийцах Мифы исмаилитов . Академик Блумсбери. ISBN 978-1-85043-950-9 . Проверено 26 октября 2021 г.
- Дафтари, Фархад (1990). Исмаилиты: их история и доктрины . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-37019-6 .
- Хальм, Хайнц (1996). Империя Махди: Возвышение Фатимидов . Брилл . ISBN 978-90-04-10056-5 .
- Маделунг, Уилферд (1996). «Фатимиды и кармати Бахрейна» . В Дафтари, Фархад (ред.). Средневековая исмаилитская история и мысль . Издательство Кембриджского университета . стр. 21–73. ISBN 978-0-521-00310-0 .
- Резазаде Лангаруди, Реза (2015). «Абу Тахир аль-Джаннаби » В Маделунге, Уилферд ; Блокнот, Фархад (ред.). Исламская энциклопедия онлайн Перевод Фарзина Негабана. Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .