Карматское вторжение в Ирак
Карматское вторжение в Ирак | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть войн между карматами и Аббасидским халифатом. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Карматы Бахрейна Баклия повстанцы | Аббасидский халифат Саджиды | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Абу Тахир аль-Джаннаби | Юсуф ибн Абил-Садж ![]() Мунис аль-Музаффар Абуль-Хайджа аль-Хамдани Харун ибн Гариб | ||||||
Сила | |||||||
1500–2300 карматов [1] Неизвестное количество боевиков | более 40 000 [2] |
Карматское вторжение в Ирак — крупномасштабный набег карматов Бахрейна на . иракский Аббасидского халифата регион столичный , который начался осенью 927 года и продолжался до лета 928 года
Вторжение стало кульминацией серии разрушительных набегов на караваны хаджа и разграбления Басры и Куфы в предыдущие годы. Эти нападения, произошедшие на фоне общего политического недуга в правительстве Аббасидов, которое казалось беспомощным в борьбе с карматами, усугубили политическую напряженность в Багдаде , что привело к падению и казни визиря Ибн аль-Фурата .
В октябре/ноябре 927 года карматский лидер Абу Тахир аль-Джаннаби возглавил отряд численностью не более 2300 человек для вторжения в Ирак. В декабре карматы захватили Куфу и разгромили гораздо более многочисленную армию полуавтономного эмира Адхарбайджана ибн Юсуфа Абил-Саджа , который попал в плен. Затем карматы начали продвигаться на север вдоль Евфрата в сторону Багдада, где вспыхнула всеобщая паника. Для отражения угрозы была собрана армия численностью более 40 000 человек, но аббасидские командиры Мунис аль-Музаффар и Абуль-Хайджа аль-Хамдани предпочли избежать боя и вместо этого препятствовали наступлению карматов, разрушая мосты и каналы. недалеко от столицы Аббасидов. В результате наводнения карматы остановили наступление на окраине города 7 января 928 года. Затем карматы снова отступили через Евфрат и двинулись вверх по реке в Верхнюю Месопотамию , грабя регион и получая выкуп за его города. Не встретив сопротивления, карматы летом 928 года отступили в свои дома. Их присутствие привело к восстаниям сочувствующих, так называемых Баклия в Саваде Куфы, но они были подавлены властями Аббасидов. Выжившие в этих восстаниях присоединились к карматам, отступившим в Бахрейн.
После вторжения карматы разграбили Мекку в январе 930 года и захватили Оман в том же году , но внутренние проблемы остановили их продвижение. Молодой перс, попавший в плен в Ираке, Абу'л-Фадл аль-Исфахани , был признан Махди Абу Тахиром , и власть перешла к нему. Однако его беспорядочное поведение быстро показало, что он не был фигурой милленаризма, которую ожидали карматы, и он был убит. Это событие деморализовало карматов, которые после этого стремились к мирным отношениям с Аббасидами. Тем не менее, вторжение 927–928 годов резко ухудшило финансовую и политическую ситуацию в Аббасидском халифате, которая скатилась в порочный круг военных переворотов и междоусобных войн среди полевых командиров, завершившихся в 946 году захватом Ирака династией Буидов .
Фон
[ редактировать ]Происхождение карматов Бахрейна
[ редактировать ]В 880-х и 890-х годах исмаилитский шиитский миссионер Абу Саид аль-Джаннаби приобрел сильных последователей среди бедуинских племен Бахрейна . [3] В 899 году движение исмаилитов раскололось на ветвь, последовавшую за руководством будущего фатимидского халифа Абдаллы аль-Махди , и тех, кто отверг его претензии на имамата , известных как « карматы ». То ли по искреннему убеждению, то ли из политической целесообразности, Абу Саид встал на сторону последней фракции. [4] [5] [6] В союзе с местными бедуинскими племенами Бану Килаб и Бану Укайл , а также с купцами из Персидского залива , Абу Саид смог захватить столицу региона и в 900 году укрепил ее независимость, разгромив армию Аббасидов, посланную для восстановления контроля. Бахрейна. [7]
При правлении Абу Саида карматы Бахрейна оставались неучаствующими в неудачных восстаниях исмаилитов 900-х годов против суннитского халифата Аббасидов в Сирии и Ираке или в создании халифата Фатимидов в Ифрикии . Помимо набега на Басру в 912 году, они также сохранили мир с Аббасидами, обеспеченный за счет пожертвований денег и оружия, присланных визирем Аббасидов Али ибн Исой ибн аль-Джаррахом . [8] Абу Саид был убит в 913/4 году, и ему наследовали, по крайней мере номинально, все его сыновья вместе взятые. [9] Самый старший, Абуль-Касим Саид аль-Джаннаби , поначалу был выдающимся, но его правление было недолгим; в 923 году его сменил более амбициозный и воинственный младший сын Абу Тахир аль-Джаннаби . [7] [10] [11]
Карматский мешок Басры
[ редактировать ]Под предводительством едва исполнившегося 16 лет Абу Тахира карматы начали набеги на Аббасидский халифат с внезапного нападения на Басру в ночь на 11 августа 923 года. Город был тщательно разграблен в течение следующих 17 дней, пока карматы не ушел, нетронутый, с огромным обозом добычи и рабов. [10] [12] Начало военных действий, вероятно, было связано с смещением Али ибн Исы с поста визиря и заменой его более воинственным соперником Ибн аль-Фуратом , который выступал за военные действия. [10] [13] Узнав о нападении, Ибн аль-Фурат отправил войска в Басру, но они прибыли уже после ухода карматов. [14] Это было общей темой военного ответа Аббасидов на набеги карматов: карматские набеговые группы были небольшими, но очень мобильными, что гарантировало, что любой военный ответ Аббасидов придет поздно. В то же время карматская база в Бахрейне была в безопасности от возмездия Аббасидов. [15]
Несмотря на тревожное разграбление Басры, Ибн аль-Фурат был больше озабочен обеспечением своего положения, чем военными приготовлениями; действительно, чтобы устранить своего самого могущественного соперника из Багдада, он отправил главнокомандующего Муниса аль-Музаффара со своей армией в Ракку , фактически в изгнание. [14] В то же время сын Ибн аль-Фурата аль-Мухасин развернул кампанию пыток против чиновников с целью вымогательства у них денег. [16]
Набеги на караваны хаджа и падение Ибн аль-Фурата
[ редактировать ]В марте 924 года карматы уничтожили караван хаджа , возвращавшийся из Мекки в Багдад , взяв в плен многих знатных людей при дворе Аббасидов. [12] [17] Когда прошиитские сторонники хлынули в Бахрейн, правительство Аббасидов, разделенное фракционным соперничеством и выведенное из строя из-за нехватки средств, не смогло эффективно отреагировать на карматскую угрозу. [18] Уничтожение каравана хаджа стало свидетельством некомпетентности правительства Аббасидов выполнить одну из своих самых фундаментальных обязанностей. [19] На улицах Багдада вспыхнули беспорядки против Ибн аль-Фурата, который теперь потерял всякую поддержку, которую мог бы иметь. Мунис был отозван в Багдад в июне, и военное командование настояло на смещении Ибн аль-Фурата. 16 июля визирь был свергнут и казнен вместе со своим сыном аль-Мухасином. [20] Это событие ознаменовало окончательное превосходство военных над гражданской бюрократией, что имело ужасные последствия для будущего. [20]
Караван хаджа в следующем году был атакован на пути в Мекку и, несмотря на эскорт из 6000 человек, был вынужден повернуть обратно в Куфу, преследуемый карматами, неся тяжелые потери. [18] [21] Карматы потребовали сдачи Басры и Хузистана , а когда им было отказано, они вошли в Куфу и грабили ее в течение семи дней. Даже железные ворота города были разобраны и вывезены обратно в Бахрейн. [18] [22] В следующем сезоне хаджа, в январе 926 года, сильный военный эскорт обеспечивал безопасность паломников, но власти все же заплатили карматам изрядную сумму за пропуск. Во время следующего хаджа караван пришлось полностью отменить, поскольку у правительства Аббасидов не было средств для обеспечения эскорта, и в Мекке распространилась паника, поскольку ее жители покинули город в ожидании нападения карматов, которого так и не последовало. [18]
Приготовления Аббасидов и отзыв Али ибн Исы
[ редактировать ]Тем временем правительство Аббасидов предпринимало отчаянные усилия по сбору денег для набора новых солдат, но два недолговечных визиря, последовавшие за Ибн аль-Фуратом, Абдаллах аль-Хакани и Ахмад аль-Хасиби , не смогли укрепить финансы государства. . [23] Ситуация усугублялась постоянными слухами о том, что некоторые элементы в правительстве Аббасидов находились в тайном союзе с карматами, - обвинение, которое в то время широко выдвигалось в адрес политических оппонентов. [23]
В отчаянии в 926 году визирь аль-Хасиби призвал полуавтономного наследного эмира Адхарбайджана и Армении Юсуфа саджидского ибн Абил-Саджа со своими войсками противостоять карматской угрозе. Поскольку казна была пуста, доходы восточных провинций, все еще находящихся под контролем Аббасидов (Джибал и северо-западная Персия), а также собственные владения Ибн Абил-Саджа были выделены на содержание его армии. [24] [21] Как отмечает историк Хью Кеннеди , это была «глупая идея»: войска Саджидов, в основном горные войска, не привыкли сражаться на пустынных равнинах Ирака, а лояльность Ибн Абил-Саджа Багдаду была сомнительной и зависела от того, чтобы быть заплатил обещанные суммы. [1]
Наконец, в апреле 927 года Али ибн Иса был отозван на должность визиря по настоянию Муниса, чтобы возглавить своего рода « правительство национального единства » для преодоления кризиса. [23] Али ибн Иса предпочитал альтернативное решение, а именно набор войск из бедуинских племен Асада и Шайбана , что обходилось бы казне гораздо дешевле и обеспечивало бы более подходящие войска. [1] В то же время визирь пытался убедить Ибн Абил-Саджа вернуться в свою родную провинцию, но тот отказался, так же как он отказался вывести своих людей в поле до прибытия обещанных денег. Тем временем войска Саджидов создали свою базу в Васите , откуда они притесняли местное население. [1]
Вторжение
[ редактировать ]
Падение Куфы и поражение армии Саджида
[ редактировать ]Однако для реализации всех планов Али ибн Исы требовалось время, а оно подходило к концу. [1] В октябре/ноябре 927 года карматы под командованием Абу Тахира начали вторжение в Ирак, двигаясь для нападения на Куфу. [1] Мунис был отозван из похода против Византийской империи , в Куфе были созданы большие склады оружия и припасов, и Ибн Абил-Садж приказал отправиться в город. Однако быстрые карматы первыми достигли Куфы, захватив хранящиеся припасы. [1]
Силы вторгшихся карматов были небольшими - средневековые источники оценивают их от 1500 до 2300 человек - поэтому Ибн Абил-Садж решил атаковать их. Несмотря на значительное численное превосходство, в битве под Куфой 7 декабря 927 года войска Саджидов были разбиты, а сам Ибн Абил-Садж взят в плен. [22] [25]
Скрытые сторонники исмаилитов ( Баклия ) в Саваде Куфы проявили себя и подняли восстание, от бедуинских племен Рифаа, Зуль и Абс до племянника раннего исмаилитского миссионера Абу Мухаммада Абдана , который захватил контроль над Куфой и объявил о конце династии Аббасидов и скором приходе исламского мессии Махди . Повстанцы вскоре были рассеяны войсками Аббасидов из Васита под командованием Харуна ибн Гариба , но их остатки присоединились к силам Абу Тахира. [22] [26]
Карматский марш на Багдад и ответ Аббасидов
[ редактировать ]После победы при Куфе карматы начали продвижение на север, нацеливаясь на сам Багдад. [27] По мере продвижения карматов в Багдаде вспыхнула паника, где многие опасались, что город падет и погибнет Аббасидский халифат, поскольку распространились слухи о том, что Абу Тахир уже разделил халифские дворцы между своими последователями. [26] [27] Правительство Аббасидов мобилизовало даже свои дворцовые войска, которые редко покидали столицу, чтобы противостоять угрозе. [28] Али ибн Иса был вынужден обратиться за деньгами к царице-матери Шагаб , чтобы привлечь багдадских лодочников на государственную службу. [27]
Тем временем карматы 14 декабря достигли Анбара , обнаружив, что мост через Евфрат разрушен. Некоторым мужчинам на лодках удалось переправиться через реку и отремонтировать ее, позволив остальной армии переправиться, но оставив обоз на западном берегу. [29] [27] Ночью Аббасидам удалось снова сжечь мост, высадив карматов к востоку от реки, но последние, тем не менее, продолжили поход на столицу Аббасидов. [30]
Пара тысяч карматов столкнулась с гораздо более крупной армией под командованием Муниса и Хамданидов вождя Абу'л-Хайджи . [31] Сообщается, что в армейских списках содержались имена 42 000 человек, к которым следует добавить значительную личную свиту Муниса и других старших командиров, а также бедуинов под командованием Абу'л-Хайджи. [2] Однако войска Аббасидов были низкого качества и представляли собой результат экстренной массовой мобилизации, а не обученной военной силы. [2] По словам Кеннеди, фактическая численность эффективных регулярных войск, имевшихся в распоряжении правительства Аббасидов в то время, вероятно, была значительно ниже 10 000 человек, и то только в чрезвычайных ситуациях. [32] В результате, вместо того чтобы противостоять карматам в полевых условиях, Мунис прибегнул к прорыву каналов, затоплению полей и сносу мостов, ведущих в Багдад, чтобы остановить наступление карматов. [26] [31] Оказавшись заблокированным, 7 января 928 года в районе Акаркуфа , недалеко от башен Багдада, продвижение карматов было остановлено. [26]
Пока карматская армия все еще находилась к востоку от Евфрата, Аббасиды планировали атаковать их лагерь на западном берегу и освободить Ибн Абил-Саджа. [31] Для этой цели Мунис выделил своего камергера Ялкбака с 6000 человек, большинство из которых, по-видимому, были войсками Саджидов. [33] Абу Тахир заподозрил их намерения и сумел ночью переправиться через реку, чтобы предупредить свой лагерь и подготовить его к обороне. Нападение Аббасидов провалилось, и после этого Ибн Абил-Садж был казнен. [31]
Набег карматов на Верхнюю Месопотамию
[ редактировать ]Карматской армии удалось пересечь Евфрат, но, несмотря на то, что атака на Багдад была сорвана, Абу Тахир не сдался. Его люди следовали по реке на север, в Верхнюю Месопотамию , грабя по пути. [26] [31] Город Хит сопротивлялся их атакам, но они разграбили ад-Далию , ар-Рахбу и достигли Ракки , которую также атаковали безуспешно. Меньшие карматские банды простирались до Рас-эль-Айна и Синджара , вымогая выкупы из городов и грабя сельскую местность. [31] [34]
Как отмечает Кеннеди, политика правительства Аббасидов по концентрации своих войск в столице означала, что города по всему Халифату были предоставлены сами себе, вынуждены спешно импровизировать оборону и создавать ополчения для отражения нападавших. [35] Наконец, летом 928 года карматы отступили в свои дома в Бахрейне, а Абу Тахир оставил после себя стихотворение, в котором обещал вернуться. [36]
Последствия
[ редактировать ]Разграбление Мекки и конец карматской экспансии
[ редактировать ]Абу Тахир выполнил свою угрозу, напав на саму Мекку в январе 930 года во время хаджа. Они устроили резню паломников, совершавших хадж, осквернили колодец Замзам , забросав туда трупы, и разграбили Каабу , унеся ее реликвии, в том числе Черный камень , с собой в свою столицу Аль-Ахсу . [22] [37] Это событие могло быть связано с внутренними событиями в Карматском государстве: по возвращении из Ирака Абу Тахир узнал одного из привезенных с собой пленников, молодого перса по имени Абу'л-Фадл аль-Исфахани , взятого в Касре ибн Хубайре , как ожидаемый Махди. Он был провозглашен таковым публично в 931 году, и карматские лидеры передали ему всю власть. [38] [39] Поскольку ожидалось, что Махди аннулирует существующий религиозный закон Мухаммеда и объявит о новом и окончательном откровении. [40] беспрецедентное осквернение Мекки, вероятно, было связано с милленаристскими ожиданиями, связанными с их новым мессией среди карматов. [41] В действительности, причудливое и самодержавное поведение предполагаемого Махди, которому поклонялись как живому богу и который казнил нескольких ведущих карматов, вызвало сопротивление, и вскоре после этого он был убит. [42]
Абу Тахиру удалось сохранить власть над Бахрейном, а карматское руководство осудило весь этот эпизод как ошибку и вернулось к своей прежней приверженности исламским законам. [43] [44] Тем не менее, дело ложного Махди запятнало престиж Абу Тахира и подорвало моральный дух карматов, многие из которых покинули Бахрейн, чтобы искать службу в армиях различных региональных полевых командиров. [43] В то же время это событие, очевидно, остановило амбиции Абу Тахира: после завоевания Омана в 930 году он, казалось, был готов повторить свое вторжение в Ирак, но после разграбления Куфы в 931 году он вернулся со своими людьми обратно в Бахрейн, чтобы разобраться с ложный Махди. [45] В последующие годы карматы Бахрейна вступили в переговоры с правительством Аббасидов, что привело к заключению мирного договора в 939 году и, в конечном итоге, к возвращению Черного камня в Мекку в 951 году. Эти события ознаменовали, по словам Хью Кеннеди, «ассимиляция государства Кармати в мусульманский политический порядок». [43] [46]
Упадок и распад Аббасидского халифата
[ редактировать ]В халифате Аббасидов катастрофическое вторжение карматов в Ирак, опустошившее некогда плодородный Савад, обострило политическую борьбу в Багдаде. [21] Как только непосредственная опасность миновала, суд добился увольнения Али ибн Исы в мае 928 года. [31] и интриги и борьба за власть возобновились, на этот раз между Мунисом и Харубом ибн Гарибом. Споры привели к кратковременному низложению халифа аль-Муктадира в феврале 929 г. [47] но даже несмотря на то, что халиф был восстановлен в течение нескольких дней, последующие годы были периодом переворотов и контрпереворотов, кульминацией которых стало свержение и смерть аль-Муктадира Мунисом в 932 году. [21] Вместо того, чтобы стабилизировать ситуацию, это просто подчеркнуло роль, которую военные могут играть в придворной политике. В последующие десятилетия ряд влиятельных военных и региональных полевых командиров боролись друг с другом за контроль над Багдадом и ныне практически бессильными халифами, а также за доходы Ирака, вплоть до окончательного захвата Багдада династией Буидов в 945 году. [48]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кеннеди 2013 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б с Кеннеди 2001 , с. 163.
- ^ Хальм 1991 , стр. 37–38.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 116–117, 121.
- ^ Маделунг 1996 , стр. 24–29.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 285, 287.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004 , с. 287.
- ^ Хальм 1991 , стр. 176, 225–226.
- ^ Хальм 1991 , стр. 176, 225.
- ^ Jump up to: а б с Хальм 1991 , стр. 226.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 121, 147–148.
- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 148.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 191.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2013 , с. 34.
- ^ Кеннеди 2013 , стр. 35–36.
- ^ Кеннеди 2013 , стр. 33–34.
- ^ Хальм 1991 , стр. 226–227.
- ^ Jump up to: а б с д Хальм 1991 , стр. 227.
- ^ Кеннеди 2013 , стр. 34–35.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2013 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с д Кеннеди 2004 , с. 192.
- ^ Jump up to: а б с д Листы 2007 , с. 149.
- ^ Jump up to: а б с Кеннеди 2013 , с. 36.
- ^ Кеннеди 2001 , стр. 161–162.
- ^ Кеннеди 2013 , стр. 37–38.
- ^ Jump up to: а б с д и Хальм 1991 , стр. 228.
- ^ Jump up to: а б с д Кеннеди 2013 , с. 38.
- ^ Кеннеди 2001 , стр. 160–162.
- ^ Хальм 1991 , стр. 227–228.
- ^ Кеннеди 2013 , стр. 38–39.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кеннеди 2013 , с. 39.
- ^ Кеннеди 2001 , стр. 163–164.
- ^ Кеннеди 2001 , с. 162.
- ^ Хальм 1991 , стр. 228–229.
- ^ Кеннеди 2001 , стр. 162–163.
- ^ Хальм 1991 , стр. 229.
- ^ Хальм 1991 , стр. 229–230.
- ^ Хальм 1991 , стр. 230–231.
- ^ Дафтари 2007 , с. 150.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 97–98, 129–132.
- ^ Хальм 1991 , стр. 231.
- ^ Хальм 1991 , стр. 231–235.
- ^ Jump up to: а б с Листы 2007 , с. 151.
- ^ Хальм 1991 , стр. 236.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 149–150.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 288–289.
- ^ Кеннеди 2013 , стр. 39–41.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 193–197.
Источники
[ редактировать ]- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Хальм, Хайнц (1991). : Возвышение Фатимидов ( Империя Махди на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3-406-35497-7 .
- Кеннеди, Хью (2001). Армии халифов: армия и общество в раннем исламском государстве . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-25093-5 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Кеннеди, Хью (2013). «Правление аль-Муктадира (295–320/908–32): История» . Кризис и преемственность при дворе Аббасидов: формальная и неформальная политика в халифате аль-Муктадир (295–320/908–32) . Лейден: Брилл. стр. 13–47. дои : 10.1163/9789004252707_003 . ISBN 978-90-04-25271-4 .
- Маделунг, Уилферд (1996). «Фатимиды и кармати Бахрейна» . В Дафтари, Фархад (ред.). Средневековая исмаилитская история и мысль . Издательство Кембриджского университета . стр. 21–73. ISBN 978-0-521-00310-0 .