аль-Ватик
аль-Ватик Уверенный | |
---|---|
![]() Золотой динар аль-Ватика, отчеканенный в Багдаде в 843 году. | |
9-й халиф Аббасидского халифата | |
Царствование | 5 января 842 г. - 10 августа 847 г. |
Предшественник | аль-Мутасим |
Преемник | аль-Мутаваккиль |
Рожденный | 17 апреля 812 г. Рядом с Меккой , Аббасидский халифат. |
Умер | 10 августа 847 г. (35 лет) Самарра , Аббасидский халифат |
Похороны | |
Супруги | Курб Фарида Ручка |
Проблема | Мухаммад аль-Мухтади |
Династия | Аббасид |
Отец | аль-Мутасим |
Мать | Посмотри на это |
Религия | Ислам ( мутазилизм ) |
Абу Джафар Харун ибн Мухаммад ( арабский : أبو جعفر هارون بن محمد , латинизированный : Абу Джафар Харун ибн Мухаммад ; 17 апреля 812 - 10 августа 847), широко известный под своим царственным именем аль-Ватик би'Ила ( арабский) : الواثق بالله , латинизированное : аль-Ватик билла , букв. «Тот, кто надеется на Бога») — Аббасидов халиф , правивший с 842 года до своей смерти в 847 году.
Аль-Ватик описывается в источниках как хорошо образованный, интеллектуально любопытный, но также поэт и пьяница, который любил компанию поэтов и музыкантов, а также ученых. Его недолгое правление было продолжением политики его отца аль-Мутасима ( годы правления 833–842 ), поскольку власть продолжала находиться в руках тех же чиновников, которых назначил аль-Мутасим. Главными событиями правления было подавление восстаний: восстания бедуинов произошли в Сирии в 842 г., Хиджазе в 845 г. и Ямаме в 846 г., Армению пришлось усмирять в течение нескольких лет, и прежде всего, неудавшееся восстание произошло в Сам Багдад в 846 году при Ахмаде ибн Насре аль-Хузеи. Последнее было связано с продолжающейся поддержкой аль-Ватика доктрины мутазилизма и возобновлением им михны для искоренения оппонентов. Во внешней политике продолжался многолетний конфликт с Византийской империей , и Аббасиды даже одержали значительную победу при Мауропотамосе , но после обмена пленными в 845 году военные действия прекратились на несколько лет.
Характер аль-Ватика относительно неясен по сравнению с другими ранними халифами Аббасидов. Судя по всему, он был оседлым правителем, наслаждавшимся придворной роскошью, способным поэтом и покровителем поэтов и музыкантов, а также проявлявшим интерес к научным занятиям. Неожиданная смерть Аль-Ватика оставила вопрос преемственности нерешенным. Сын аль-Ватика аль-Мухтади был обойден вниманием из-за его молодости, а его сводный брат аль-Мутаваккиль ( годы правления 847–861 ) был выбран следующим халифом группой ведущих чиновников.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Аль-Ватик родился 17 апреля 812 года (различные источники указывают несколько более ранние или более поздние даты в 811–813 годах) по дороге в Мекку . Его отцом был принц Аббасидов , а затем халиф аль-Мутасим ( годы правления 833–842 ), а матерью — византийская греческая рабыня ( умм валад ) Каратис . [1] [2] Его назвали Харуном в честь его деда, халифа Харуна ар-Рашида ( годы правления 786–809 ), [3] и имел текноним Абу Джафар. [4]
Ранняя жизнь аль-Ватика неясна, тем более что его отец изначально был младшим принцем без перспектив наследования. [1] который был обязан своим возвышением известности, а в конечном итоге и халифату, своему контролю над элитной частной армией тюркских рабских войск ( гильман ). [5] Харун ибн Зияд упоминается как его первый учитель, и он научился каллиграфии, декламации и литературе у своего дяди, халифа аль-Мамуна ( годы правления 813–833 ). [6] Более поздние источники прозвали его «Маленьким Мамуном» из-за его эрудиции и моральных качеств. [6]
Когда аль-Мутасим стал халифом, он позаботился об аль-Ватике как о своем сыне и прямом наследнике, чтобы он приобрел опыт управления. Таким образом, аль-Ватик остался руководить столицей Багдадом в 835 году, когда аль-Мутасим двинулся на север, чтобы основать новую столицу в Самарре . [1] [6] Затем он упоминается в рассказе ат-Табари как посланный, чтобы торжественно приветствовать генерала аль-Афшина во время его победоносного возвращения после подавления восстания Бабака Хоррамдина в 838 году (на территории современного Ирана). [1] и остался заместителем своего отца во время кампании Амориона в том же году. [6]
Затем в 841 году упоминается аль-Ватик, который принес чашу с фруктами аль-Афшину, который теперь опозорен и заключен в тюрьму. Опасаясь, что плод отравлен, аль-Афшин отказался принять его и попросил кого-нибудь другого передать послание халифу. [1] В Самарре резиденция аль-Ватика находилась в непосредственной близости от дворца его отца, и он постоянно присутствовал при дворе. [1] Как отмечает историк Джон Тернер, эти отчеты показывают аль-Ватика в «роли доверенного агента его отца, что позволило ему взять на себя бразды правления». [1] С другой стороны, аль-Ватик никогда не получал военного командования и даже не участвовал в кампании Амориона, что является отходом от предыдущей практики Аббасидов. [1]
Царствование
[ редактировать ]Ат-Табари сообщает, что аль-Ватик был среднего роста, красив и хорошо сложен. Он был светловолосым, с румяным цветом лица, что обычно ассоциируется с благородным происхождением. Его левый глаз был парализован белым пятном, которое, как сообщается, придавало его взгляду суровый вид. [7] Когда аль-Мутасим умер 5 января 842 года, аль-Ватик сменил его без сопротивления. [8] [9] Унаследовав полную казну, новый халиф делал щедрые пожертвования простому народу, особенно в Багдаде и священных исламских городах Мекке и Медине . [6] Аль-Ватик послал свою мать Каратис в сопровождении своего брата Джафара (будущего халифа аль-Мутаваккиля ) возглавить паломничество в 842 году. Каратис умер по дороге в аль-Хира 16 августа 842 года и был похоронен в Куфа . [10]
Правящие элиты
[ редактировать ]Правление аль-Ватика было недолгим и обычно считается, по сути, продолжением правления аль-Мутасима, поскольку правительство продолжали возглавлять люди, которые были приведены к власти аль-Мутасимом: тюркские военачальники. Итах , Васиф и Ашинас , визирь Мухаммад ибн аз-Зайят и главный кади (судья) Ахмад ибн Аби Дувад . [8] [11] [12] Эти люди были лично лояльны аль-Мутасиму, но не были так же связаны с аль-Ватиком; на практике, по словам Тернера, этот узкий круг «контролировал рычаги власти и, следовательно, независимость халифа». [13]
Этот жест, вероятно, был направлен на укрепление союза между халифом и его самым могущественным полководцем. [13] аль-Васик даровал Ашинасу корону в июне/июле 843 года и по этому случаю наделил его широкой властью над западными провинциями, от Самарры до Магриба – акт, который египетский ученый XV века аль-Суюти считал первым случай, когда королевская власть ( султан ) была делегирована халифом подданному. [14] [15] Ашинас умер в 844 году, и Итах сменил его на посту главнокомандующего и управлял западными провинциями. [16] [17] Новый халиф также занимался большим строительством в Самарре, что во многом способствовало превращению резиденции халифа в настоящий город с рынками и портом, соответствующими его потребностям. Это сделало Самарру не только более комфортной для ее жителей, но и сделало инвестиции в недвижимость там экономически привлекательными - как важные соображения для элиты Аббасидов, так и для военных, которые были вынуждены переехать в новую столицу аль-Мутасимом. [18]
Однако в 843/44 году халиф — предположительно по наущению визиря Ибн аз-Зайата или, согласно рассказу ат-Табари, вдохновленный падением Бармакидов при Харуне ар-Рашиде — арестовал и подверг пыткам и наложили крупные штрафы на нескольких секретарей центрального правительства, пытаясь собрать деньги для выплаты жалованья тюркским войскам. [19] В то же время эта мера, возможно, была направлена на то, чтобы вбить клин между гражданской и военной элитами. [20] или на сокращение власти ведущих тюркских полководцев, таких как Итах и Ашинас, поскольку большинство арестованных и вынужденных платить секретарей находились на их службе. [21]
Подавление восстаний
[ редактировать ]
вспыхнуло крупномасштабное восстание Уже в последние месяцы жизни аль-Мутасима в Палестине под предводительством некоего аль-Мубарки . Аль-Мутасим послал генерала Раджу ибн Айюба аль-Хидари противостоять повстанцам. [22] [23] Когда аль-Васик пришел к власти, он направил аль-Хидари против Ибн Байхаса , который возглавил восстание племени Кайси вокруг Дамаска . [6] [22] Точная связь этого восстания с восстанием аль-Мубарки неясна. [22] Воспользовавшись разногласиями среди соплеменников, аль-Хидари быстро разбил Ибн Байхаса, а затем повернул на юг и противостоял силам аль-Мубарки возле Рамлы . Битва стала решающей победой правительственной армии: аль-Мубарка был взят в плен и доставлен в Самарру, где его бросили в тюрьму, и о нем больше никогда не слышали. [6] [22] [24]
Придя на престол, аль-Ватик назначил Халида ибн Язида аль-Шайбани губернатором беспокойной провинции Армении . Во главе большой армии Халид разбил сопротивление местных мусульманских и христианских князей в битве при Кавакерте. Халид вскоре умер, но его сын Мухаммад аль-Шайбани сменил его на посту и продолжил дело отца. [6] [25]
Весной 845 г. вспыхнуло еще одно племенное восстание. Местное племя Бану Сулайм оказалось втянутым в конфликт с племенами Бану Кинана и Бахила вокруг Медины, что привело к кровавым столкновениям в феврале/марте 845 года. Местный губернатор Салих ибн Али послал против них армию, состоящую из регулярных войск. войска, а также жители Медины, но Сулайм одержали победу и приступили к грабежу окрестностей двух священных городов. В результате в мае аль-Ватик поручил одному из своих тюркских генералов Буге аль-Кабиру заняться этим делом. В сопровождении профессиональных войск из охранных полков Шакирия , Тюрк и Магариба Буга разгромил сулаймов и заставил их сдаться. В начале осени он также заставил Бану Хилал подчиниться. [6] [26] Войска Буги взяли много пленных, всего около 1300 человек, которые удерживались в Медине. Они попытались бежать, но медийцы помешали им, и большинство из них были убиты при этом. Тем временем Буга воспользовался возможностью, чтобы запугать другие бедуинские племена региона, и выступил против Бану Фазара и Бану Мурра . Племена бежали перед его наступлением, многие подчинились, а другие бежали в Аль-Балку . Затем Буга подчинил Бану Килаб , взяв около 1300 из них в качестве пленников обратно в Медину в мае 846 года. [6] [27]
Незначительное восстание хариджитов в 845/6 году произошло в Дияр-Рабиа под руководством некоего Мухаммада ибн Абдаллаха ат-Талаби (или Мухаммада ибн Амра), но было легко подавлено губернатором Мосула . [6] [28] В том же году генерал Васиф подавил непокорные курдские племена в Исфахане , Джибале и Фарсе . [6] [29]
В сентябре 846 года аль-Ватик послал Бугу аль-Кабира остановить грабежи Бану Нумайр в Ямаме . 4 февраля 847 года Буга провел крупное сражение против примерно 3000 Нумайри на водопое Батн ас-Сирр. Поначалу он находился в тяжелом положении, и его силы почти распались. Затем некоторые войска, с которыми он совершил набег на лошадей Нумайриса, вернулись, напали на силы, атакующие Бугу, и полностью разгромили их. По одним данным, было убито до 1500 Нумайри. Буга провел несколько месяцев, умиротворяя регион, выдавая приказы о безопасном проходе тем, кто подчинился, и преследуя остальных, прежде чем он вернулся в Басру в июне/июле 847 года. Вместе с ним в плен было взято более 2200 бедуинов из различных племен. [6] [30]
Мутазилизм и неудавшийся переворот аль-Хузаи
[ редактировать ]
Как и его отец, аль-Ватик был ярым мутазилитом — источники сходятся во мнении, что он находился под сильным влиянием главного кади Ибн Аби Дувада. [31] — но также, как и его отец, поддерживал хорошие отношения с Алидами . [3] [20] На третьем году своего халифата аль-Ватик возродил инквизицию ( михну ), отправив чиновников допросить юристов об их взглядах на спорную тему сотворения Корана . [32] Аль-Ватик поддерживал точку зрения мутазилитов о том, что Коран был создан, а не вечен, и, следовательно, подпадал под власть имама, направляемого Богом ( т. е. халифа), интерпретировать его в соответствии с меняющимися обстоятельствами. [33] Даже во время обмена пленными, состоявшегося с Византийской империей в 845 году, выкупленных мусульманских пленников допрашивали об их мнении по этой теме, а тех, кто давал неудовлетворительные ответы, как сообщается, оставляли оставаться в плену. [32] [34] Так, Ахмад ибн Ханбал , основатель Ханбали школы юриспруденции , выступавший против доктрины мутазилитов, был вынужден прекратить свое учение и возобновил его только после смерти аль-Ватика. [32]
В 846 году уважаемый видный деятель Ахмад ибн Наср ибн Малик аль-Хузаи , потомок одного из первых миссионеров Аббасидской революции , начал в Багдаде заговор с целью свержения аль-Ватика, его тюркских командиров и Мутазилитские доктрины. [35] [36] Его последователи раздавали народу деньги, а дату восстания назначили на ночь с 4 на 5 апреля 846 года. Однако, по мнению ат-Табари, те, кто должен был бить в барабан как сигнал к восстанию, напились и сделал это на день раньше, но ответа не последовало. [36] [37] Хатиб аль-Багдади , с другой стороны, просто сообщает, что информатор выдал заговор властям. [35] Заместитель губернатора города Мухаммад ибн Ибрагим (правитель, его брат Исхак , отсутствовал) навел справки о событии, и заговор был раскрыт. Аль-Хузаи и его последователи были арестованы и доставлены к аль-Ватику в Самарре. [38]
Халиф публично допросил аль-Хузай, хотя больше по поводу щекотливого богословского вопроса о сотворении Корана, а не по поводу фактического восстания. Ответы Ахмада настолько разгневали аль-Ватика, что халиф взял ас-Самсаму, знаменитый меч доисламского периода , и лично присоединился к казни Ахмада вместе с турками Буга аль-Шараби и Сима ад-Димашки . Труп Ахмада был публично выставлен рядом с виселицей Бабака в Багдаде, а двадцать его последователей были брошены в тюрьму. [39] [40] [41]
В том же году произошло вторжение в государственную казну ( бейт аль-маль ) в Самарре. Воры похитили 42 000 серебряных дирхамов и небольшое количество золотых динаров . Сахиб аль-Шурта (начальник службы безопасности) Язид аль-Хувани , заместитель Итаха, преследовал и поймал их. [42] Тернер отмечает, что этот эпизод может служить некоторым предчувствием кризиса , который разразится в последующие десятилетия: охрана даже в главном дворце была слабой, и, судя по награбленным ворами, казна, похоже, в то время была почти пуста. [43]
Война с Византийской империей
[ редактировать ]
В 838 году аль-Мутасим одержал крупную победу над извечным врагом Аббасидского халифата, Византийской империей, благодаря знаменитому разграблению Амориона. [44] Этот успех не получил развития, и боевые действия вернулись к обычным набегам и контрнабегам вдоль границы. Согласно византийским источникам, на момент своей смерти в 842 году аль-Мутасим готовил еще одно крупномасштабное вторжение, но огромный флот, который он подготовил для нападения на Константинополь, погиб во время шторма у мыса Челидония несколько месяцев спустя. [45] В мусульманских источниках об этом событии не сообщается. [32]
После смерти аль-Мутасима византийский регент Феоктист попытался отвоевать Критский эмират , вассал Аббасидов, но кампания закончилась катастрофой. [46] В 844 году армия приграничных эмиратов Каликалы и Тарса во главе с Абу Саидом и, возможно, эмиром Малатьи Умаром аль-Актой совершила набег вглубь византийской Малой Азии и дошла до берега Босфора . Затем мусульмане победили Феоктиста в битве при Мавропотамосе , чему способствовало бегство старших византийских офицеров. [47] Примерно в то же время павликиане , секта, преследуемая как еретическая в Византии, перешли на сторону арабов под предводительством Карбеаса . Они основали небольшое княжество на границе Аббасидов и Византии с центром в крепости Тефрике и с тех пор присоединились к арабам в их нападениях на византийскую территорию. [48] [49]
В 845 году ко двору халифа прибыло византийское посольство для переговоров об обмене пленными. Оно состоялось в сентябре того же года под эгидой Язамана аль-Хадима , и было выкуплено где-то от 3500 до 4600 мусульман. [50] [51] Однако в марте того же года 42 офицера, взятые в плен в Аморионе, были казнены в Самарре после отказа принять ислам. [52] [53] После того, как перемирие, достигнутое для обмена, истекло, аббасидский губернатор Тарса Ахмад ибн Саид ибн Салм возглавил зимний набег с участием 7000 человек. Он потерпел катастрофическую неудачу: 500 человек умерли от холода или утонули, а 200 попали в плен. [54] [55] После этого арабо-византийская граница оставалась спокойной в течение шести лет. [55] Только на западе аглабиды- клиенты Аббасидов продолжили постепенное завоевание византийской Сицилии , захватив Мессину (842/43 г.), Модику (845 г.) и Леонтини (846 г.). [56] В 845/46 году Аглабиды захватили Мизену близ Неаполя в материковой Италии, а в следующем году их корабли появились в реке Тибр , а их команды совершили набег на окрестности Рима. [57]
Смерть и преемственность
[ редактировать ]
Аль-Васик умер в результате отека , вероятно, из-за повреждения печени или диабета, когда его посадили в духовку, пытаясь вылечить его. [40] [58] 10 августа 847 г. [32] его возраст по разным оценкам составлял 32, 34 или 36 лет по исламу . На тот момент [3] Похоронен во дворце Харуни в Самарре. [32] что он построил. [13]
Его смерть была неожиданной и оставила преемственность открытой. [40] - хотя почти современный историк аль-Якуби, по крайней мере, утверждает, что был назван наследник и присяга на верность . ему была дана [59] Следовательно, ведущие чиновники, визирь Ибн аз-Зайят, главный кади Ахмад ибн Аби Дувад, тюркские генералы Итах и Васиф и некоторые другие собрались, чтобы определить его преемника. Ибн аз-Зайят первоначально предложил сына аль-Ватика Мухаммада (будущего халифа аль-Мухтади ), но из-за его молодости его обошли вниманием, и вместо этого совет выбрал 26-летнего сводного брата аль-Ватика Джафара. который стал халифом аль-Мутаваккилем. [60] [61]
Историки обычно считают, что этот выбор, по сути, был заговором с целью посадить на трон слабого и податливого правителя, в то время как делами будет управлять та же клика чиновников, что и при аль-Ватике. [59] [62] Их ошибочность будет быстро доказана, поскольку аль-Мутаваккиль быстро предпринял шаги по устранению Ибн аз-Зайата и Итаха и консолидации своей власти. [63]
Оценка и наследие
[ редактировать ]Сообщается, что аль-Ватик был щедрым к беднякам священных городов Мекки и Медины. [3] и снизить налоги на морскую торговлю, [32] но, похоже, он не пользовался большой популярностью. [3] То, что говорят о его характере, показывает, что он был человеком с мягкими манерами. [32] предался праздности и удовольствиям придворной жизни, вплоть до опьянения и засыпания. [64] Он был опытным поэтом - на его счету написано больше стихов, чем у любого другого халифа Аббасидов, - а также опытный композитор и хорошо играл на уде . [32] Он также покровительствовал поэтам, певцам и музыкантам, приглашая их во дворец. [32] Особое расположение он оказал музыканту Исхаку аль-Маусили , певцу Мухарику и поэту ад-Даххаку аль-Бахили , известному как аль-Хали ( букв. « Развратник » ). [3] [32]
В отличие от этой картины, историк X века аль-Масуди изображает аль-Ватика как «заинтересованного в научных знаниях и облегчении споров между врачами». [1] греко -арабское переводческое движение . При его правлении продолжало процветать [32] и источники также сообщают некоторые эпизоды, которые показывают собственное «интеллектуальное любопытство» аль-Ватика, особенно в отношении вопросов, которые могли бы отполировать его религиозную репутацию: как сообщается, ему приснилось, что « Барьер Зуль -Карнайна » был прорван - вероятно, в результате из новостей о передвижениях киргизских турок в то время, которые вызвали большие перемещения населения среди тюркских кочевников Центральной Азии , - и отправил чиновника канцелярии Саллама ат-Тарджумана отправиться в регион и провести расследование. Аналогичным образом, по словам Ибн Хордадбе , халиф послал к византийцам астронома аль-Хорезми для исследования легенды о семи спящих Эфесе . [3] [65]
Аль-Ватик — один из самых малоизвестных халифов Аббасидов . По словам историка Хью Кеннеди , «ни один другой халиф того периода не оставил так мало следов в истории своего времени, и невозможно составить какое-либо четкое впечатление о его личности». [66] в то время как Энциклопедия ислама пишет, что «он не имел дара великого правителя, и его недолгое правление не отличалось примечательными событиями». [3] Сама его безвестность позволила Уильяму Бекфорду представить сильно вымышленную версию аль-Ватика в своем классическом готическом фэнтезийном романе XVIII века «Ватек» , который Кеннеди описывает как «фантастическую историю о жестокости, распутстве и поисках потерянных сокровищ древних королей». охраняемый самим Иблисом / Сатаной ». [8]
Семья
[ редактировать ]Одной из наложниц аль-Ватика была гречанка Курб. [67] В 833 году она родила аль-Ватику сына Мухаммеда, будущего халифа аль-Мухтади. [68] Другой наложницей была Фарида , которая также была музыкантом и любимицей аль-Ватика. Когда аль-Васик умерла, певец Амр ибн Банах подарил ее халифу аль-Мутаваккилю. Он женился на ней, и она стала одной из его фавориток. [69] У него была еще одна наложница, служанка Фариды. Аль-Ватик был увлечен ею. [70] Другой наложницей была Калам. Она принадлежала Салиху бин Абдель аль-Ваххабу, который обучил ее певице. Аль-Ватик купил ее за 5000 динаров и назвал Игтибат («наслаждение»). [71]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Тернер 2013 , с. 219.
- ^ Кремер 1989 , стр. 52–53.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Зеттерстен, Босворт и ван Донзель 2002 , с. 178.
- ^ Кремер 1989 , с. 53.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 156–157.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Май 2012 , стр. 548.
- ^ Кремер 1989 , с. 52 (особенно примечание 195).
- ^ Jump up to: а б с Кеннеди 2006 , с. 231.
- ^ Тернер 2013 , с. 220.
- ^ Кремер 1989 , с. 4.
- ^ Кан 2012 , стр. 548–549.
- ^ Тернер 2013 , стр. 220–221.
- ^ Jump up to: а б с Тернер 2013 , с. 221.
- ^ Гордон 2001 , с. 79.
- ^ Кремер 1989 , с. 5.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 159.
- ^ Гордон 2001 , стр. 18, 79.
- ^ Тернер 2013 , стр. 221–222.
- ^ Кремер 1989 , стр. xii, 8–16.
- ^ Jump up to: а б Тернер 2013 , с. 222.
- ^ Кремер 1989 , с. xii.
- ^ Jump up to: а б с д Эйзенштейн 1993 , с. 279.
- ^ Босворт 1991 , стр. 203–206.
- ^ Босворт 1991 , стр. 204–206.
- ^ Тер-Гевондян 1976 , стр. 27, 39–40.
- ^ Кремер 1989 , стр. 17–21.
- ^ Кремер 1989 , стр. 22–26.
- ^ Кремер 1989 , с. 37.
- ^ Кремер 1989 , стр. 37–38.
- ^ Кремер 1989 , стр. 45–51.
- ^ Кремер 1989 , с. 28 (примечание 94).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Май 2012 , стр. 549.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 161–162.
- ^ Кремер 1989 , стр. 39–40.
- ^ Jump up to: а б Тернер 2013 , с. 224.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2006 , стр. 231–232.
- ^ Кремер 1989 , стр. 26–29.
- ^ Кремер 1989 , стр. 29–31.
- ^ Кремер 1989 , стр. 31–35.
- ^ Jump up to: а б с Кеннеди 2006 , с. 232.
- ^ Тернер 2013 , стр. 224–228.
- ^ Кремер 1989 , стр. 36–37.
- ^ Тернер 2013 , с. 225 (примечание 57).
- ↑ Vasiliev 1935 , pp. 137-173.
- ↑ Vasiliev 1935 , pp. 175-176, 192-193.
- ↑ Vasiliev 1935 , pp. 194-195.
- ↑ Vasiliev 1935 , pp. 195-198, 399-404.
- ^ PmbZ , аль-Ватик (# 8593).
- ↑ Vasiliev 1935 , pp. 230–233.
- ^ Кремер 1989 , стр. 22, 39–43.
- ↑ Vasiliev 1935 , pp. 198-204.
- ^ Тернер 2013 , с. 223.
- ^ PmbZ , Анонимы (42) (#10542); аль-Ватик (№ 8593).
- ^ Кремер 1989 , стр. 43–44.
- ^ Jump up to: а б Васильев 1935 , с. 204.
- ↑ Vasiliev 1935 , pp. 204-207.
- ↑ Vasiliev 1935 , pp. 210–211.
- ^ Тернер 2013 , стр. 228–229.
- ^ Jump up to: а б Тернер 2013 , с. 229.
- ^ Кеннеди 2006 , стр. 232–233.
- ^ Кремер 1989 , с. 68.
- ^ Кеннеди 2006 , с. 234.
- ^ Кеннеди 2006 , стр. 234–239.
- ^ Тернер 2013 , стр. 219–220.
- ^ Тернер 2013 , стр. 222–223.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 166.
- ^ Уэйнс, Д. (2015). История ат-Табари Том. 36: Восстание Занджа 869–879 гг. н.э./255–265 гг. хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 1. ISBN 978-1-4384-2304-3 .
- ^ Кеннеди 2006 , с. 173.
- ^ Ибн ас-Саи 2017 , с. 53.
- ^ Ибн ас-Саи 2017 , с. 31.
- ^ ат-Табари, AJMJ; Кремер, Дж. Л. (1989). История ат-Табари Том. 34: Начинающийся упадок: халифаты аль-Ватик, аль-Мутаваккиль и аль-Мунтасир, 841–863 гг. Н.э./227–248 гг. хиджры . Библиотека Персика. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 55–57. ISBN 978-0-88706-874-4 .
Источники
[ редактировать ]- Босворт, CE , изд. (1991). История ат-Табари, том XXXIII: Буря и напряжение вдоль северных границ халифата Аббасидов: Халифат аль-Мутасима, 833–842 гг. Н.э./218–227 хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0493-5 .
- Эйзенштейн, Х. (1993). «аль-Мубарка» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 279. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5292 . ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Гордон, Мэтью С. (2001). Перелом тысячи мечей: история турецкой армии Самарры (200–275/815–889 гг. н.э.) . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-4795-2 .
- Ибн ас-Саи (2017). Супруги халифов: женщины и двор Багдада . Перевод Шавката М. Туравы и редакторов Библиотеки арабской литературы. Введение Джулии Брей. Предисловие Марины Уорнер. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-1-4798-0477-1 .
- Кан, Кадир (2012). «Васик-Билла» . Энциклопедия ислама TDV, Том. 42 (Табак – Вехран) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 548–549. ISBN 978-975-389-737-2 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Кеннеди, Хью (2006). Когда Багдад правил мусульманским миром: взлет и падение величайшей династии ислама . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press. ISBN 978-0-306814808 .
- Кремер, Джоэл Л., изд. (1989). История ат-Табари, том XXXIV: Начинающийся упадок: халифаты аль-Ватик, аль-Мутаваккиль и аль-Мунтасир, 841–863 гг. Н. Э. / 227–248 гг. Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-874-4 .
- Лили, Ральф-Йоханнес ; Людвиг, Клаудия; Пратч, Томас; Зильке, Беате (2013). Просопография средневизантийского периода онлайн. Берлин-Бранденбургская академия наук. Создано на основе предварительной работы Ф. Винкельмана (на немецком языке). Берлин и Бостон: Де Грюйтер.
- Тер-Гевондян, Арам (1976) [1965]. Арабские Эмираты в Багратидской Армении . Перевод Нины Г. Гарсоян . Лиссабон: Ливрария Бертран . OCLC 490638192 .
- Тернер, Джон П. (2013). «Загадочное правление аль-Ватика (годы правления 227/842–232/847)» . В Бернарсе, Моник (ред.). Аббасидские исследования IV. Периодические статьи Школы аббасидских исследований, Левен, 5 – 9 июля 2010 г. Мемориальный фонд Гибба. стр. 218–231. ISBN 978-0-906094-98-3 .
- Васильев, Александр Алексеевич (1935). Византия и арабы, Том I: Династия Амориум (820–867) . Corpus Bruxellense Historiae Byzantinae (на французском языке). Французский редактор: Анри Грегуар , Мариус Канар . Брюссель: Издания Института восточной филологии и истории. OCLC 181731396 .
- Зеттерштейн, К.В.; Босворт, К.Э. и ван Донзель, Э. (2002). «Аль-Ватхих Би Аллах» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 178. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_7894 . ISBN 978-90-04-12756-2 .