Jump to content

аль-Ватик

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

аль-Ватик
Уверенный
Аверс и реверс золотой монеты с арабской надписью.
Золотой динар аль-Ватика, отчеканенный в Багдаде в 843 году.
9-й халиф Аббасидского халифата
Царствование 5 января 842 г. - 10 августа 847 г.
Предшественник аль-Мутасим
Преемник аль-Мутаваккиль
Рожденный 17 апреля 812 г.
Рядом с Меккой , Аббасидский халифат.
Умер 10 августа 847 г.
(35 лет)
Самарра , Аббасидский халифат
Похороны
Супруги Курб
Фарида
Ручка
Проблема Мухаммад аль-Мухтади
Династия Аббасид
Отец аль-Мутасим
Мать Посмотри на это
Религия Ислам ( мутазилизм )

Абу Джафар Харун ибн Мухаммад ( арабский : أبو جعفر هارون بن محمد , латинизированный : Абу Джафар Харун ибн Мухаммад ; 17 апреля 812 - 10 августа 847), широко известный под своим царственным именем аль-Ватик би'Ила ( арабский) : الواثق بالله , латинизированное : аль-Ватик билла , букв. «Тот, кто надеется на Бога») — Аббасидов халиф , правивший с 842 года до своей смерти в 847 году.

Аль-Ватик описывается в источниках как хорошо образованный, интеллектуально любопытный, но также поэт и пьяница, который любил компанию поэтов и музыкантов, а также ученых. Его недолгое правление было продолжением политики его отца аль-Мутасима ( годы правления 833–842 ), поскольку власть продолжала находиться в руках тех же чиновников, которых назначил аль-Мутасим. Главными событиями правления было подавление восстаний: восстания бедуинов произошли в Сирии в 842 г., Хиджазе в 845 г. и Ямаме в 846 г., Армению пришлось усмирять в течение нескольких лет, и прежде всего, неудавшееся восстание произошло в Сам Багдад в 846 году при Ахмаде ибн Насре аль-Хузеи. Последнее было связано с продолжающейся поддержкой аль-Ватика доктрины мутазилизма и возобновлением им михны для искоренения оппонентов. Во внешней политике продолжался многолетний конфликт с Византийской империей , и Аббасиды даже одержали значительную победу при Мауропотамосе , но после обмена пленными в 845 году военные действия прекратились на несколько лет.

Характер аль-Ватика относительно неясен по сравнению с другими ранними халифами Аббасидов. Судя по всему, он был оседлым правителем, наслаждавшимся придворной роскошью, способным поэтом и покровителем поэтов и музыкантов, а также проявлявшим интерес к научным занятиям. Неожиданная смерть Аль-Ватика оставила вопрос преемственности нерешенным. Сын аль-Ватика аль-Мухтади был обойден вниманием из-за его молодости, а его сводный брат аль-Мутаваккиль ( годы правления 847–861 ) был выбран следующим халифом группой ведущих чиновников.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Аль-Ватик родился 17 апреля 812 года (различные источники указывают несколько более ранние или более поздние даты в 811–813 годах) по дороге в Мекку . Его отцом был принц Аббасидов , а затем халиф аль-Мутасим ( годы правления 833–842 ), а матерью — византийская греческая рабыня ( умм валад ) Каратис . [1] [2] Его назвали Харуном в честь его деда, халифа Харуна ар-Рашида ( годы правления 786–809 ), [3] и имел текноним Абу Джафар. [4]

Ранняя жизнь аль-Ватика неясна, тем более что его отец изначально был младшим принцем без перспектив наследования. [1] который был обязан своим возвышением известности, а в конечном итоге и халифату, своему контролю над элитной частной армией тюркских рабских войск ( гильман ). [5] Харун ибн Зияд упоминается как его первый учитель, и он научился каллиграфии, декламации и литературе у своего дяди, халифа аль-Мамуна ( годы правления 813–833 ). [6] Более поздние источники прозвали его «Маленьким Мамуном» из-за его эрудиции и моральных качеств. [6]

Когда аль-Мутасим стал халифом, он позаботился об аль-Ватике как о своем сыне и прямом наследнике, чтобы он приобрел опыт управления. Таким образом, аль-Ватик остался руководить столицей Багдадом в 835 году, когда аль-Мутасим двинулся на север, чтобы основать новую столицу в Самарре . [1] [6] Затем он упоминается в рассказе ат-Табари как посланный, чтобы торжественно приветствовать генерала аль-Афшина во время его победоносного возвращения после подавления восстания Бабака Хоррамдина в 838 году (на территории современного Ирана). [1] и остался заместителем своего отца во время кампании Амориона в том же году. [6]

Затем в 841 году упоминается аль-Ватик, который принес чашу с фруктами аль-Афшину, который теперь опозорен и заключен в тюрьму. Опасаясь, что плод отравлен, аль-Афшин отказался принять его и попросил кого-нибудь другого передать послание халифу. [1] В Самарре резиденция аль-Ватика находилась в непосредственной близости от дворца его отца, и он постоянно присутствовал при дворе. [1] Как отмечает историк Джон Тернер, эти отчеты показывают аль-Ватика в «роли доверенного агента его отца, что позволило ему взять на себя бразды правления». [1] С другой стороны, аль-Ватик никогда не получал военного командования и даже не участвовал в кампании Амориона, что является отходом от предыдущей практики Аббасидов. [1]

Царствование

[ редактировать ]

Ат-Табари сообщает, что аль-Ватик был среднего роста, красив и хорошо сложен. Он был светловолосым, с румяным цветом лица, что обычно ассоциируется с благородным происхождением. Его левый глаз был парализован белым пятном, которое, как сообщается, придавало его взгляду суровый вид. [7] Когда аль-Мутасим умер 5 января 842 года, аль-Ватик сменил его без сопротивления. [8] [9] Унаследовав полную казну, новый халиф делал щедрые пожертвования простому народу, особенно в Багдаде и священных исламских городах Мекке и Медине . [6] Аль-Ватик послал свою мать Каратис в сопровождении своего брата Джафара (будущего халифа аль-Мутаваккиля ) возглавить паломничество в 842 году. Каратис умер по дороге в аль-Хира 16 августа 842 года и был похоронен в Куфа . [10]

Правящие элиты

[ редактировать ]

Правление аль-Ватика было недолгим и обычно считается, по сути, продолжением правления аль-Мутасима, поскольку правительство продолжали возглавлять люди, которые были приведены к власти аль-Мутасимом: тюркские военачальники. Итах , Васиф и Ашинас , визирь Мухаммад ибн аз-Зайят и главный кади (судья) Ахмад ибн Аби Дувад . [8] [11] [12] Эти люди были лично лояльны аль-Мутасиму, но не были так же связаны с аль-Ватиком; на практике, по словам Тернера, этот узкий круг «контролировал рычаги власти и, следовательно, независимость халифа». [13]

Этот жест, вероятно, был направлен на укрепление союза между халифом и его самым могущественным полководцем. [13] аль-Васик даровал Ашинасу корону в июне/июле 843 года и по этому случаю наделил его широкой властью над западными провинциями, от Самарры до Магриба – акт, который египетский ученый XV века аль-Суюти считал первым случай, когда королевская власть ( султан ) была делегирована халифом подданному. [14] [15] Ашинас умер в 844 году, и Итах сменил его на посту главнокомандующего и управлял западными провинциями. [16] [17] Новый халиф также занимался большим строительством в Самарре, что во многом способствовало превращению резиденции халифа в настоящий город с рынками и портом, соответствующими его потребностям. Это сделало Самарру не только более комфортной для ее жителей, но и сделало инвестиции в недвижимость там экономически привлекательными - как важные соображения для элиты Аббасидов, так и для военных, которые были вынуждены переехать в новую столицу аль-Мутасимом. [18]

Однако в 843/44 году халиф — предположительно по наущению визиря Ибн аз-Зайата или, согласно рассказу ат-Табари, вдохновленный падением Бармакидов при Харуне ар-Рашиде — арестовал и подверг пыткам и наложили крупные штрафы на нескольких секретарей центрального правительства, пытаясь собрать деньги для выплаты жалованья тюркским войскам. [19] В то же время эта мера, возможно, была направлена ​​на то, чтобы вбить клин между гражданской и военной элитами. [20] или на сокращение власти ведущих тюркских полководцев, таких как Итах и ​​Ашинас, поскольку большинство арестованных и вынужденных платить секретарей находились на их службе. [21]

Подавление восстаний

[ редактировать ]
Карта Ближнего Востока, на которой территория Аббасидского халифата выделена зеленым цветом, а также показаны основные города и провинции.
Аббасидский халифат и его провинции, ок. 850

вспыхнуло крупномасштабное восстание Уже в последние месяцы жизни аль-Мутасима в Палестине под предводительством некоего аль-Мубарки . Аль-Мутасим послал генерала Раджу ибн Айюба аль-Хидари противостоять повстанцам. [22] [23] Когда аль-Васик пришел к власти, он направил аль-Хидари против Ибн Байхаса , который возглавил восстание племени Кайси вокруг Дамаска . [6] [22] Точная связь этого восстания с восстанием аль-Мубарки неясна. [22] Воспользовавшись разногласиями среди соплеменников, аль-Хидари быстро разбил Ибн Байхаса, а затем повернул на юг и противостоял силам аль-Мубарки возле Рамлы . Битва стала решающей победой правительственной армии: аль-Мубарка был взят в плен и доставлен в Самарру, где его бросили в тюрьму, и о нем больше никогда не слышали. [6] [22] [24]

Придя на престол, аль-Ватик назначил Халида ибн Язида аль-Шайбани губернатором беспокойной провинции Армении . Во главе большой армии Халид разбил сопротивление местных мусульманских и христианских князей в битве при Кавакерте. Халид вскоре умер, но его сын Мухаммад аль-Шайбани сменил его на посту и продолжил дело отца. [6] [25]

Весной 845 г. вспыхнуло еще одно племенное восстание. Местное племя Бану Сулайм оказалось втянутым в конфликт с племенами Бану Кинана и Бахила вокруг Медины, что привело к кровавым столкновениям в феврале/марте 845 года. Местный губернатор Салих ибн Али послал против них армию, состоящую из регулярных войск. войска, а также жители Медины, но Сулайм одержали победу и приступили к грабежу окрестностей двух священных городов. В результате в мае аль-Ватик поручил одному из своих тюркских генералов Буге аль-Кабиру заняться этим делом. В сопровождении профессиональных войск из охранных полков Шакирия , Тюрк и Магариба Буга разгромил сулаймов и заставил их сдаться. В начале осени он также заставил Бану Хилал подчиниться. [6] [26] Войска Буги взяли много пленных, всего около 1300 человек, которые удерживались в Медине. Они попытались бежать, но медийцы помешали им, и большинство из них были убиты при этом. Тем временем Буга воспользовался возможностью, чтобы запугать другие бедуинские племена региона, и выступил против Бану Фазара и Бану Мурра . Племена бежали перед его наступлением, многие подчинились, а другие бежали в Аль-Балку . Затем Буга подчинил Бану Килаб , взяв около 1300 из них в качестве пленников обратно в Медину в мае 846 года. [6] [27]

Незначительное восстание хариджитов в 845/6 году произошло в Дияр-Рабиа под руководством некоего Мухаммада ибн Абдаллаха ат-Талаби (или Мухаммада ибн Амра), но было легко подавлено губернатором Мосула . [6] [28] В том же году генерал Васиф подавил непокорные курдские племена в Исфахане , Джибале и Фарсе . [6] [29]

В сентябре 846 года аль-Ватик послал Бугу аль-Кабира остановить грабежи Бану Нумайр в Ямаме . 4 февраля 847 года Буга провел крупное сражение против примерно 3000 Нумайри на водопое Батн ас-Сирр. Поначалу он находился в тяжелом положении, и его силы почти распались. Затем некоторые войска, с которыми он совершил набег на лошадей Нумайриса, вернулись, напали на силы, атакующие Бугу, и полностью разгромили их. По одним данным, было убито до 1500 Нумайри. Буга провел несколько месяцев, умиротворяя регион, выдавая приказы о безопасном проходе тем, кто подчинился, и преследуя остальных, прежде чем он вернулся в Басру в июне/июле 847 года. Вместе с ним в плен было взято более 2200 бедуинов из различных племен. [6] [30]

Мутазилизм и неудавшийся переворот аль-Хузаи

[ редактировать ]
Карта Ближнего Востока с краткими описаниями событий, связанных с михной.
Карта мутазилитской михны и событий, связанных с ней

Как и его отец, аль-Ватик был ярым мутазилитом — источники сходятся во мнении, что он находился под сильным влиянием главного кади Ибн Аби Дувада. [31] — но также, как и его отец, поддерживал хорошие отношения с Алидами . [3] [20] На третьем году своего халифата аль-Ватик возродил инквизицию ( михну ), отправив чиновников допросить юристов об их взглядах на спорную тему сотворения Корана . [32] Аль-Ватик поддерживал точку зрения мутазилитов о том, что Коран был создан, а не вечен, и, следовательно, подпадал под власть имама, направляемого Богом ( т. е. халифа), интерпретировать его в соответствии с меняющимися обстоятельствами. [33] Даже во время обмена пленными, состоявшегося с Византийской империей в 845 году, выкупленных мусульманских пленников допрашивали об их мнении по этой теме, а тех, кто давал неудовлетворительные ответы, как сообщается, оставляли оставаться в плену. [32] [34] Так, Ахмад ибн Ханбал , основатель Ханбали школы юриспруденции , выступавший против доктрины мутазилитов, был вынужден прекратить свое учение и возобновил его только после смерти аль-Ватика. [32]

В 846 году уважаемый видный деятель Ахмад ибн Наср ибн Малик аль-Хузаи , потомок одного из первых миссионеров Аббасидской революции , начал в Багдаде заговор с целью свержения аль-Ватика, его тюркских командиров и Мутазилитские доктрины. [35] [36] Его последователи раздавали народу деньги, а дату восстания назначили на ночь с 4 на 5 апреля 846 года. Однако, по мнению ат-Табари, те, кто должен был бить в барабан как сигнал к восстанию, напились и сделал это на день раньше, но ответа не последовало. [36] [37] Хатиб аль-Багдади , с другой стороны, просто сообщает, что информатор выдал заговор властям. [35] Заместитель губернатора города Мухаммад ибн Ибрагим (правитель, его брат Исхак , отсутствовал) навел справки о событии, и заговор был раскрыт. Аль-Хузаи и его последователи были арестованы и доставлены к аль-Ватику в Самарре. [38]

Халиф публично допросил аль-Хузай, хотя больше по поводу щекотливого богословского вопроса о сотворении Корана, а не по поводу фактического восстания. Ответы Ахмада настолько разгневали аль-Ватика, что халиф взял ас-Самсаму, знаменитый меч доисламского периода , и лично присоединился к казни Ахмада вместе с турками Буга аль-Шараби и Сима ад-Димашки . Труп Ахмада был публично выставлен рядом с виселицей Бабака в Багдаде, а двадцать его последователей были брошены в тюрьму. [39] [40] [41]

В том же году произошло вторжение в государственную казну ( бейт аль-маль ) в Самарре. Воры похитили 42 000 серебряных дирхамов и небольшое количество золотых динаров . Сахиб аль-Шурта (начальник службы безопасности) Язид аль-Хувани , заместитель Итаха, преследовал и поймал их. [42] Тернер отмечает, что этот эпизод может служить некоторым предчувствием кризиса , который разразится в последующие десятилетия: охрана даже в главном дворце была слабой, и, судя по награбленным ворами, казна, похоже, в то время была почти пуста. [43]

Война с Византийской империей

[ редактировать ]
Геофизическая карта Анатолии 9-го века с провинциями, основными поселениями и дорогами.
Карта Византийской Малой Азии и арабо-византийского приграничного региона ок. 842

В 838 году аль-Мутасим одержал крупную победу над извечным врагом Аббасидского халифата, Византийской империей, благодаря знаменитому разграблению Амориона. [44] Этот успех не получил развития, и боевые действия вернулись к обычным набегам и контрнабегам вдоль границы. Согласно византийским источникам, на момент своей смерти в 842 году аль-Мутасим готовил еще одно крупномасштабное вторжение, но огромный флот, который он подготовил для нападения на Константинополь, погиб во время шторма у мыса Челидония несколько месяцев спустя. [45] В мусульманских источниках об этом событии не сообщается. [32]

После смерти аль-Мутасима византийский регент Феоктист попытался отвоевать Критский эмират , вассал Аббасидов, но кампания закончилась катастрофой. [46] В 844 году армия приграничных эмиратов Каликалы и Тарса во главе с Абу Саидом и, возможно, эмиром Малатьи Умаром аль-Актой совершила набег вглубь византийской Малой Азии и дошла до берега Босфора . Затем мусульмане победили Феоктиста в битве при Мавропотамосе , чему способствовало бегство старших византийских офицеров. [47] Примерно в то же время павликиане , секта, преследуемая как еретическая в Византии, перешли на сторону арабов под предводительством Карбеаса . Они основали небольшое княжество на границе Аббасидов и Византии с центром в крепости Тефрике и с тех пор присоединились к арабам в их нападениях на византийскую территорию. [48] [49]

В 845 году ко двору халифа прибыло византийское посольство для переговоров об обмене пленными. Оно состоялось в сентябре того же года под эгидой Язамана аль-Хадима , и было выкуплено где-то от 3500 до 4600 мусульман. [50] [51] Однако в марте того же года 42 офицера, взятые в плен в Аморионе, были казнены в Самарре после отказа принять ислам. [52] [53] После того, как перемирие, достигнутое для обмена, истекло, аббасидский губернатор Тарса Ахмад ибн Саид ибн Салм возглавил зимний набег с участием 7000 человек. Он потерпел катастрофическую неудачу: 500 человек умерли от холода или утонули, а 200 попали в плен. [54] [55] После этого арабо-византийская граница оставалась спокойной в течение шести лет. [55] Только на западе аглабиды- клиенты Аббасидов продолжили постепенное завоевание византийской Сицилии , захватив Мессину (842/43 г.), Модику (845 г.) и Леонтини (846 г.). [56] В 845/46 году Аглабиды захватили Мизену близ Неаполя в материковой Италии, а в следующем году их корабли появились в реке Тибр , а их команды совершили набег на окрестности Рима. [57]

Смерть и преемственность

[ редактировать ]
Пергамент с персидскими миниатюрами и персидским письмом.
Смерть халифа аль-Ватика, миниатюра Великих Моголов из Тарих-I Альфи (1594 г.)

Аль-Васик умер в результате отека , вероятно, из-за повреждения печени или диабета, когда его посадили в духовку, пытаясь вылечить его. [40] [58] 10 августа 847 г. [32] его возраст по разным оценкам составлял 32, 34 или 36 лет по исламу . На тот момент [3] Похоронен во дворце Харуни в Самарре. [32] что он построил. [13]

Его смерть была неожиданной и оставила преемственность открытой. [40] - хотя почти современный историк аль-Якуби, по крайней мере, утверждает, что был назван наследник и присяга на верность . ему была дана [59] Следовательно, ведущие чиновники, визирь Ибн аз-Зайят, главный кади Ахмад ибн Аби Дувад, тюркские генералы Итах и ​​Васиф и некоторые другие собрались, чтобы определить его преемника. Ибн аз-Зайят первоначально предложил сына аль-Ватика Мухаммада (будущего халифа аль-Мухтади ), но из-за его молодости его обошли вниманием, и вместо этого совет выбрал 26-летнего сводного брата аль-Ватика Джафара. который стал халифом аль-Мутаваккилем. [60] [61]

Историки обычно считают, что этот выбор, по сути, был заговором с целью посадить на трон слабого и податливого правителя, в то время как делами будет управлять та же клика чиновников, что и при аль-Ватике. [59] [62] Их ошибочность будет быстро доказана, поскольку аль-Мутаваккиль быстро предпринял шаги по устранению Ибн аз-Зайата и Итаха и консолидации своей власти. [63]

Оценка и наследие

[ редактировать ]

Сообщается, что аль-Ватик был щедрым к беднякам священных городов Мекки и Медины. [3] и снизить налоги на морскую торговлю, [32] но, похоже, он не пользовался большой популярностью. [3] То, что говорят о его характере, показывает, что он был человеком с мягкими манерами. [32] предался праздности и удовольствиям придворной жизни, вплоть до опьянения и засыпания. [64] Он был опытным поэтом - на его счету написано больше стихов, чем у любого другого халифа Аббасидов, - а также опытный композитор и хорошо играл на уде . [32] Он также покровительствовал поэтам, певцам и музыкантам, приглашая их во дворец. [32] Особое расположение он оказал музыканту Исхаку аль-Маусили , певцу Мухарику и поэту ад-Даххаку аль-Бахили , известному как аль-Хали ( букв. « Развратник » ). [3] [32]

В отличие от этой картины, историк X века аль-Масуди изображает аль-Ватика как «заинтересованного в научных знаниях и облегчении споров между врачами». [1] греко -арабское переводческое движение . При его правлении продолжало процветать [32] и источники также сообщают некоторые эпизоды, которые показывают собственное «интеллектуальное любопытство» аль-Ватика, особенно в отношении вопросов, которые могли бы отполировать его религиозную репутацию: как сообщается, ему приснилось, что « Барьер Зуль -Карнайна » был прорван - вероятно, в результате из новостей о передвижениях киргизских турок в то время, которые вызвали большие перемещения населения среди тюркских кочевников Центральной Азии , - и отправил чиновника канцелярии Саллама ат-Тарджумана отправиться в регион и провести расследование. Аналогичным образом, по словам Ибн Хордадбе , халиф послал к византийцам астронома аль-Хорезми для исследования легенды о семи спящих Эфесе . [3] [65]

Аль-Ватик — один из самых малоизвестных халифов Аббасидов . По словам историка Хью Кеннеди , «ни один другой халиф того периода не оставил так мало следов в истории своего времени, и невозможно составить какое-либо четкое впечатление о его личности». [66] в то время как Энциклопедия ислама пишет, что «он не имел дара великого правителя, и его недолгое правление не отличалось примечательными событиями». [3] Сама его безвестность позволила Уильяму Бекфорду представить сильно вымышленную версию аль-Ватика в своем классическом готическом фэнтезийном романе XVIII века «Ватек» , который Кеннеди описывает как «фантастическую историю о жестокости, распутстве и поисках потерянных сокровищ древних королей». охраняемый самим Иблисом / Сатаной ». [8]

Одной из наложниц аль-Ватика была гречанка Курб. [67] В 833 году она родила аль-Ватику сына Мухаммеда, будущего халифа аль-Мухтади. [68] Другой наложницей была Фарида , которая также была музыкантом и любимицей аль-Ватика. Когда аль-Васик умерла, певец Амр ибн Банах подарил ее халифу аль-Мутаваккилю. Он женился на ней, и она стала одной из его фавориток. [69] У него была еще одна наложница, служанка Фариды. Аль-Ватик был увлечен ею. [70] Другой наложницей была Калам. Она принадлежала Салиху бин Абдель аль-Ваххабу, который обучил ее певице. Аль-Ватик купил ее за 5000 динаров и назвал Игтибат («наслаждение»). [71]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Тернер 2013 , с. 219.
  2. ^ Кремер 1989 , стр. 52–53.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Зеттерстен, Босворт и ван Донзель 2002 , с. 178.
  4. ^ Кремер 1989 , с. 53.
  5. ^ Кеннеди 2004 , стр. 156–157.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Май 2012 , стр. 548.
  7. ^ Кремер 1989 , с. 52 (особенно примечание 195).
  8. ^ Jump up to: а б с Кеннеди 2006 , с. 231.
  9. ^ Тернер 2013 , с. 220.
  10. ^ Кремер 1989 , с. 4.
  11. ^ Кан 2012 , стр. 548–549.
  12. ^ Тернер 2013 , стр. 220–221.
  13. ^ Jump up to: а б с Тернер 2013 , с. 221.
  14. ^ Гордон 2001 , с. 79.
  15. ^ Кремер 1989 , с. 5.
  16. ^ Кеннеди 2004 , с. 159.
  17. ^ Гордон 2001 , стр. 18, 79.
  18. ^ Тернер 2013 , стр. 221–222.
  19. ^ Кремер 1989 , стр. xii, 8–16.
  20. ^ Jump up to: а б Тернер 2013 , с. 222.
  21. ^ Кремер 1989 , с. xii.
  22. ^ Jump up to: а б с д Эйзенштейн 1993 , с. 279.
  23. ^ Босворт 1991 , стр. 203–206.
  24. ^ Босворт 1991 , стр. 204–206.
  25. ^ Тер-Гевондян 1976 , стр. 27, 39–40.
  26. ^ Кремер 1989 , стр. 17–21.
  27. ^ Кремер 1989 , стр. 22–26.
  28. ^ Кремер 1989 , с. 37.
  29. ^ Кремер 1989 , стр. 37–38.
  30. ^ Кремер 1989 , стр. 45–51.
  31. ^ Кремер 1989 , с. 28 (примечание 94).
  32. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Май 2012 , стр. 549.
  33. ^ Кеннеди 2004 , стр. 161–162.
  34. ^ Кремер 1989 , стр. 39–40.
  35. ^ Jump up to: а б Тернер 2013 , с. 224.
  36. ^ Jump up to: а б Кеннеди 2006 , стр. 231–232.
  37. ^ Кремер 1989 , стр. 26–29.
  38. ^ Кремер 1989 , стр. 29–31.
  39. ^ Кремер 1989 , стр. 31–35.
  40. ^ Jump up to: а б с Кеннеди 2006 , с. 232.
  41. ^ Тернер 2013 , стр. 224–228.
  42. ^ Кремер 1989 , стр. 36–37.
  43. ^ Тернер 2013 , с. 225 (примечание 57).
  44. Vasiliev 1935 , pp. 137-173.
  45. Vasiliev 1935 , pp. 175-176, 192-193.
  46. Vasiliev 1935 , pp. 194-195.
  47. Vasiliev 1935 , pp. 195-198, 399-404.
  48. ^ PmbZ , аль-Ватик (# 8593).
  49. Vasiliev 1935 , pp. 230–233.
  50. ^ Кремер 1989 , стр. 22, 39–43.
  51. Vasiliev 1935 , pp. 198-204.
  52. ^ Тернер 2013 , с. 223.
  53. ^ PmbZ , Анонимы (42) (#10542); аль-Ватик (№ 8593).
  54. ^ Кремер 1989 , стр. 43–44.
  55. ^ Jump up to: а б Васильев 1935 , с. 204.
  56. Vasiliev 1935 , pp. 204-207.
  57. Vasiliev 1935 , pp. 210–211.
  58. ^ Тернер 2013 , стр. 228–229.
  59. ^ Jump up to: а б Тернер 2013 , с. 229.
  60. ^ Кеннеди 2006 , стр. 232–233.
  61. ^ Кремер 1989 , с. 68.
  62. ^ Кеннеди 2006 , с. 234.
  63. ^ Кеннеди 2006 , стр. 234–239.
  64. ^ Тернер 2013 , стр. 219–220.
  65. ^ Тернер 2013 , стр. 222–223.
  66. ^ Кеннеди 2004 , с. 166.
  67. ^ Уэйнс, Д. (2015). История ат-Табари Том. 36: Восстание Занджа 869–879 гг. н.э./255–265 гг. хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 1. ISBN  978-1-4384-2304-3 .
  68. ^ Кеннеди 2006 , с. 173.
  69. ^ Ибн ас-Саи 2017 , с. 53.
  70. ^ Ибн ас-Саи 2017 , с. 31.
  71. ^ ат-Табари, AJMJ; Кремер, Дж. Л. (1989). История ат-Табари Том. 34: Начинающийся упадок: халифаты аль-Ватик, аль-Мутаваккиль и аль-Мунтасир, 841–863 гг. Н.э./227–248 гг. хиджры . Библиотека Персика. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 55–57. ISBN  978-0-88706-874-4 .

Источники

[ редактировать ]
Аль-Ватик
Родился: 812   Умер: 847
Суннитские исламские титулы
Предшественник Халиф Аббасидского халифата
5 января 842 г. - 10 августа 847 г.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 56535fac11c5df34122a966b51a5575a__1719513540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/5a/56535fac11c5df34122a966b51a5575a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
al-Wathiq - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)