Бармакиды
Бармакиды Бармакян | |
---|---|
Текущий регион | Балх , Хорасан , Аббасидский халифат |
Титулы | Визирь, губернатор |
Традиции | Буддизм (первоначально) |
Растворение | Отклонился во время правления Харуна ар-Рашида. |
Бармакиды арабский ( персидский : برمكيان Barmakiyân ; : аль - البرامكة Барамика [1] ), также пишется Бармециды , были влиятельным иранским [2] [3] семья из Балха , где они изначально были потомственными буддийскими лидерами (в монастыре Наубахар ), [а] [5] и впоследствии приобрел большую политическую власть при Аббасидов халифах Багдада . Халид , сын Бармака, стал главным министром ( визирем ) Ас-Саффы, первого халифа династии Аббасидов. Его сын Яхья помог Харуну ар-Рашиду захватить трон и пришел к власти как самый могущественный человек в Халифате.
Бармакиды отличались величием, великолепием и гостеприимством. Они упоминаются в некоторых рассказах « Тысячи и одной ночи» .
Происхождение
[ редактировать ]Семья восходит к потомственным буддийским администраторам буддийского монастыря Нава Вихара (Наубахар) к западу от Балха (Северный Афганистан). [4] Историки ислама иногда считали, что Бармакиды были зороастрийскими священниками до обращения в ислам. Это ошибочное мнение, основанное на том факте, что Балх был известен как важный центр зороастризма, или на простой неспособности ранних исламских источников отличить зороастрийцев от буддистов. . Фактически, Бармакиды произошли от вождей или администраторов буддийского монастыря под названием Нававихара (санскр. नवविहार) или «Новый монастырь», который был описан китайским буддийским дневником Сюаньцзаном в седьмом веке. [6] [7] что, возможно, привело к персидской и арабской ошибке, заключающейся в том, что термин «Новбахар» был названием зороастрийского храма огня, возглавляемого Бармакидами, как сообщается в исламских источниках. Прамукхи приняли ислам во время арабского вторжения в Сасанидскую империю . [8] Гарольд Бейли предположил, что название Бармакидов может происходить от санскритского слова प्रमुख Прамукха, что означает «лидер», хотя эта теория является предметом споров. [1] [9] Предполагается также, что Бармакиды имели кашмирское буддийское происхождение. [10]
Бармакиды были высокообразованными, уважаемыми и влиятельными в Аравии, Персии, Средней Азии и Леванте. В Багдаде двор Бармакидов стал центром покровительства улемов , поэтов и ученых. [7]
Первым членом семьи, личность которого известна в исторических записях, был врач из Балха. Он известен благодаря таблетке, названной в его честь, а также рекомендованной Авиценной в дополнение к аромату, который широко использовался проститутками. [11] По словам аль-Масуди , имя Бармак было не именем, а титулом первосвященника храма огня города, хотя недавние исследования подтверждают, что это был буддийский титул, измененный, чтобы выглядеть более иранским. Его жена была порабощена во время битвы за Балх в 705 году и отдана брату арабского генерала Абд-Улле. В результате их половой связи родился сын, известный как Халид, которого Абд-Улла позже признал своим естественным сыном. Позже, после достижения мира, она была возвращена мужу. [12] [13] Бармака также вызвали, чтобы вылечить халифа Абд аль-Малика сына Масламу . [14] В отчете Абу Хафса Умара аль-Кирмани рассказывается, что Бармак был введен в группу шакирриев (считавшихся рабами или вассалами) и удостоен чести халифа Хишама ибн Абд аль-Малика , который повысил его статус и был впечатлен им. Затем он стал мусульманином и пользовался высоким статусом. Клиффорд Эдмунд Босворт заявляет, что неизвестно, когда и где умер Бармак, а также нет уверенности в его обращении, несмотря на рассказ аль-Кирмани. аль-Кирмани утверждает, что он, возможно, сохранил свою веру, поскольку, по словам Ибн Асакира , убеждения его сына Халида были подозрительными . Ибн аль-Факих сообщает, что его отцу пришлось отказаться от ислама после обращения из-за давления со стороны местных магнатов, а также жителей Тухаристана , и он даже подвергся нападению со стороны Тархана Низака и был убит вместе со своими десятью сыновьями. [15] Халид родился буддистом, а затем принял ислам, занимая различные министерские должности в халифате Аббасидов . Буддийское происхождение Бармакидов, по-видимому, стимулировало интерес к индийским наукам в восьмом веке. [16]
Халид аль-Бармаки
[ редактировать ]Халид аль-Бармаки (705–782) занимал выдающиеся позиции при первых двух халифах Аббасидов, ас-Саффахе (722–754) и аль-Мансуре (714–775). Он стал визирем после смерти Абу Сальмы и Абул Джама. Халид был в таких близких отношениях с ас-Саффой, что его дочь кормила жена халифа. Точно так же дочь халифа кормила жена Халида. [ нужна ссылка ]
При режиме Аббасидов Халид возглавил отдел финансов ( диван аль-Харадж ). Этот отдел занимался налогообложением и землевладением. Впервые начали составляться настоящие бюджеты, и появились кабинеты для различных ведомств. Обширный штат чиновников вел переписку с провинциями, готовил сметы и отчеты. Сформировался влиятельный слой чиновничества — ирано-исламский класс секретарей ( кутаб по-арабски, дабиран по-персидски), считавший себя главной опорой государства. Их знание сложной системы хараджа ( земельного налога), которая учитывала не только качество земли, но и урожайность посевных культур, сделало чиновниками дивана аль-Хараджа ; хранители знаний, которые были недоступны непосвященным и передавались по наследству. [7]
В 765 году Халид аль-Бармаки получил наместничество Табаристана , где подавил опасное восстание. Во время своего губернаторства в Верхней Месопотамии Халид, сочетая твердость и справедливость, быстро привел провинцию в порядок и эффективно обуздал неуправляемых курдов. [ нужна ссылка ]
Яхья ибн Халид
[ редактировать ]Сыну Халида, Яхье ибн Халиду (ум. 806), в свое время губернатору Арминии (775-85) доверил , халиф аль-Махди воспитание своего сына Харуна, будущего халифа ар-Рашида . [7]
аль-Фадл и Джафар
[ редактировать ]Сыновья Яхьи аль-Фадл (766–808) и Джафар (767–803) занимали высокие посты при Харуне ар-Рашиде.
Влияние при ранних Аббасидах
[ редактировать ]Семья Бармакидов была одним из первых сторонников восстания Аббасидов против Омейядов и Ас-Саффы . Это дало Халиду бин Бармаку значительное влияние, а его сын Яхья ибн Халид (ум. 806) был визирем халифа аль-Махди (годы правления 775–785) и наставником Харуна ар-Рашида (годы правления 786–809). Сыновья Яхьи аль-Фадл и Джафар (767–803) занимали высокие посты при Харуне. [ нужна ссылка ]
Многие Бармакиды были среди многих покровителей науки, что во многом способствовало распространению иранской науки и знаний в исламском мире Багдада и за его пределами. [4] Они покровительствовали таким ученым, как Гебир и Джабриль ибн Бухтишу . [ нужна ссылка ] Им также приписывают создание первой бумажной фабрики в Багдаде. [ нужна ссылка ] Могущество Бармакидов в те времена отражено в «Книге тысячи и одной ночи »; визирь Джафар появляется в нескольких рассказах, а также в рассказе, породившем выражение «пир бармецида». [17]
«Мы знаем Яхью ибн Халида аль-Бармаки (ум. 805) как покровителя врачей и, в частности, перевода индуистских медицинских трудов как на арабский, так и на персидский языки. Однако, по всей вероятности, его деятельность происходила в орбите халифский двор в Ираке, где по приказу Харуна ар-Рашида (786–809) такие книги были переведены на арабский язык. Таким образом, при переносе знаний из Индии в ислам фактически обошли Хорасан и Трансоксиану, хотя, несомненно, Культурное мировоззрение Бармаки в чем-то было связано с их родиной, северным Хорасаном, а интерес Яхьи аль-Бармаки к медицине, возможно, возник из уже не поддающихся идентификации семейных традиций». [18]
Потеря поддержки в суде Аббасидов и казнь Джафара
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2018 г. ) |
В 803 году семья потеряла благосклонность Харуна ар-Рашида, и многие ее члены были заключены в тюрьму. Решение для многих пришло внезапно. Однако, как сообщается, Харун ар-Рашид также отдал приказ своему сахиб-аль-шурте ас-Синди ибн Шахаку о конфискации имущества Бармакидов за год до событий, подразумевая, что это было запланированное действие. [19]
По словам Рит Носотро, Харун ар-Рашид находил свое главное удовольствие в обществе своей сестры Аббасы и принца Бармакидов Джафара бин Яхьи . Чтобы эти двое могли находиться с ним постоянно, не нарушая ограничений в отношении женщин, он убедил их заключить чисто формальный брак. Этот брак был заключен при условии, что они встретятся только в его присутствии и никогда не произведут на свет наследника. Это условие было нарушено, и когда Харун узнал, что Аббаса родил сына, он приказал внезапно арестовать и обезглавить Джафара, а остальную часть семьи, за исключением брата Яхьи Мухаммада, также заключили в тюрьму и лишили своего имущества. [17] [20] [ нужен лучший источник ] Однако этим утверждениям не хватает доверия, поскольку они представляют собой неубедительные легенды, фейки и вымыслы, не имеющие под собой никаких оснований. В действительности, после смерти первого мужа Аббасы Мухаммада ибн Сулеймана ибн Али , ее брат Харун ар-Рашид устроил брак своей сестры с Ибрагимом ибн Салихом . [21] [22]
Ат-Табари и Ибн Халдун называли совершенно другие причины, гарантирующие, что их упадок был постепенным, а не внезапным. Эти другие причины:
- Денежная расточительность Бармакидов настолько, что в проявлениях богатства они затмили самого Харуна. Было сказано, что у Яхьи ибн Халида на стене его особняка была золотая плитка, а особняк Джафара ибн Яхьи стоил двадцать миллионов дирхамов. Харун расстраивался во время поездки по Багдаду : всякий раз, когда он видел впечатляющий дом или особняк, ему говорили, что они принадлежат Бармакидам.
- Враждебность аль-Фадла ибн ар-Раби , чиновника, очень близкого к Харуну. Он убедил Харуна поручить шпионам следить за ними, и именно так Харун узнал о побеге Яхьи ибн Абдуллы ат-Талиби. [ нужна ссылка ]
- Инцидент с Яхьей ибн Абдуллой аль-Талиби. В 176 году хиджры Яхья ибн Абдулла отправился в Дайлам в Персии и призвал к единоличному правлению вместо Харуна. Многие люди последовали за ним, и он стал достаточно сильным, чтобы угрожать Харуну. Харун схватил его и поместил под домашний арест под опеку Бармакида аль-Фадла ибн Яхьи. Однако вместо этого аль-Фадл ибн Яхья потворствовал побегу Яхьи ибн Абдуллы из Багдада. Халиф счел это государственной изменой . [ нужна ссылка ]
- Армия Бармакида. Хотя формально эта 50-тысячная армия находилась под властью халифа, на самом деле ею управлял аль-Фадл ибн Яхья. В последние дни правления Бармакидов аль-Фадл привел в Багдад 20 000 человек в составе Карнабийского легиона. Это заставило Харуна очень настороженно относиться к их намерениям. [ нужна ссылка ]
- Тогдашний губернатор Хорасана Али ибн Иса ибн Махан отправил Харуну письмо, в котором сообщил о беспорядках в его провинции, в которых он обвинил Мусу ибн Яхью, другого брата Джафара. [ нужна ссылка ]
Падение иранских Бармакидов, однако, не повлияло на видное положение персов при дворе Аббасидов, которое продолжалось до аль-Мутаваккиля . [23]
Фелиция Хеманс размышляет о сокрытии Харуном даже их имени в своем стихотворении «Скорбящая по бармецидам» , опубликованном в 1826 году.
Наследие
[ редактировать ]Ряд каналов, мечетей и других общественных сооружений обязан своим существованием инициативе и щедрости Бармакидов. Аль Фадлу ибн Яхье приписывают введение использования ламп в мечетях во время священного месяца Рамадан . Им также приписывают создание первой бумажной фабрики в Багдаде. Джафар ибн Яхья приобрел большую известность благодаря красноречию, литературной деятельности и каллиграфии . Хитти утверждает, что главным образом из-за него арабские историки считают Бармакидов основателями класса, обозначенного как «люди пера» ( ахль аль-калам ). Говорят, что длинная шея, которой обладали Бармакиды, способствовала введению обычая носить высокие воротники. Первый дошедший до нас арабский отчет об Индии был подготовлен под руководством Яхьи ибн Бармака его посланником. Бармакиды пригласили ко двору Аббасидов нескольких ученых и врачей со всего халифата. [4] Во время походов Халифата в Индию Халид ибн Бармак построил там город Мансура (Брахманабад) . Позже Халид руководил строительством Багдада . 30 июля 763 года халиф Аль-Мансур завершил строительство города.
Генеалогическое древо
[ редактировать ]Пустяки
[ редактировать ]Барамке , названный в честь Бармакидов, — район и район в муниципалитете Канават в Дамаске .
Примечания
[ редактировать ]- ^ В связи с недавними разъяснениями ван Блейделя, [4] теперь мы знаем, что частые ссылки в древней литературе на то, что Бармакиды были персами или зороастрийцами, неточны. См., например, «Бармакиды». Британская энциклопедия. 2007. Британская энциклопедия Интернет. 4 июня 2007 г. , Сирил Глассе (редактор), Новая энциклопедия ислама, Лэнхэм, Мэриленд: Rowman & Littlefield Publishers, исправленное издание, 2003 г., ISBN 0-7591-0190-6 , Отрывок из: стр. 6: « Династия Аббасидов правила с помощью Бармакидов, известной персидской семьи из Балха, которые до своего обращения были священниками в буддийском монастыре Наубахар. " Йозеф В. Мери, Джере Л. Бахарах, «Средневековая исламская цивилизация: LZ, указатель», Тейлор и Фрэнсис, 2006. стр. 855: «Бармакиды, персидская семья, принявшая ислам из буддизма». Лиякатали Такием, «Наследники пророка: харизма и религиозный авторитет в шиитском исламе», SUNY Press, 2006. стр. 51: «Бармакиды были персидской семьей секретарей и вазиров, которые служили первым аббасидским халифам в различных административных мощности».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гарольд Бэйли, 1943 год. «Ираника» BSOAS 11: с. 2. Индия – Отдел археологии и В.С. Мираши (ред.), Надписи эпохи Калачури-Чеди, т. 2, с. 4 Corpus Inscriptionum Indicarum , 1955, стр. clxx, 612, 614, 616.
- ^ Бартольд и Сурдель 1960 , с. 1033.
- ^ Яршатер, Эхсан; Мелвилл, Чарльз (30 января 2012 г.). Персидская историография: История персидской литературы А. ИБТаурис. ISBN 9780857721402 .
- ^ Перейти обратно: а б с д ван Бладель 2011 , стр. 43–88.
- ^ Алай ибн Анджаб ибн Аль-Сааи; Шаукат М. Турава; Джулия Брей; Ибн аль-Сай (15 мая 2015 г.). Супруги халифов: женщины и двор Багдада . Нью-Йорк Пресс. стр. 162–. ISBN 978-1-4798-5098-3 .
- ^ Бил, С. (1884). Си-ю-ки, Буддийские записи западного мира, перевод с китайского Хиуэнь Цзяна (629 г. н.э.) . Том. 1. Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трюбнер. стр. 44 и далее.
За городом, к юго-западу, находится монастырь Навасангхарама [синоним «нававихара»], построенный бывшим королем этой страны.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бартольд и Сурдель, 1960 .
- ^ ван Бладель 2012 .
- ^ ван Бладель 2011 , стр. 68–69.
- ^ Пражняк, Роксана (2019). Внезапные появления: монгольский поворот в торговле, вере и искусстве . Издательство Гавайского университета. п. 135. ИСБН 978-0-8248-7808-5 .
- ^ Сирил Элгуд (2010). Медицинская история Персии и Восточного Халифата: с древнейших времен до 1932 года нашей эры . Издательство Кембриджского университета. п. 80. ИСБН 9781108015882 .
- ^ Сирил Элгуд (2010). Медицинская история Персии и Восточного Халифата: с древнейших времен до 1932 года нашей эры . Издательство Кембриджского университета. п. 80. ИСБН 9781108015882 .
- ^ перевод Мартин Хиндс (2010). История ат-Табари Том. 23: Зенит Дома Марванидов: Последние годы Абд аль-Малика и Халифат аль-Валида 700-715 гг. н.э./81-96 гг. хиджры . СУНИ Пресс. п. 129. ИСБН 9780887067228 .
- ^ Журнал Центральной Азии, Тома 3-4 . Центр изучения цивилизаций Центральной Азии Университета Каид-и-Азам. 1980. с. 141.
- ^ К. Эдмунд, Босворт (1994). «Абу Хафс Умар аль-Кирмани и возвышение Бармакидов». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 57 (2): 268–282. дои : 10.1017/S0041977X0002485X . JSTOR 620573 . S2CID 162613546 .
- ^ М. Вазири (2012). Буддизм в Иране: антропологический подход к следам и влияниям . Издательство Спрингер. п. 96. ИСБН 9781137022943 .
- ^ Перейти обратно: а б Чисхолм 1911 года .
- ^ История цивилизаций Центральной Азии, Том 4, Часть 2. Автор: К.Э. Босворт, М.С.Асимов, стр. 300.
- ^ История ат-Табари Том. 30: Халифат Аббасидов в равновесии: Халифаты Мусы аль-Хади и Харуна ар-Рашида, 785-809 гг. н.э./169-193 гг. хиджры . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. 29 июня 2015 г. п. 218. ИСБН 978-0-7914-9719-7 .
- ^ Носотро, Рит (2003), Харун аль'Рашид , заархивировано из оригинала 27 декабря 2009 г. , получено 27 декабря 2009 г.
- ^ «Наследие вазиров Бармаки при Аббасидах» . kn-ow.com . Проверено 20 мая 2024 г.
- ^ Кеннеди 1990 , стр. 40 н. 92, стр. 102; 315; Гил 1997 , с. 284; Ибн Кутайба , с. 380 .
- ^ Ованнисян, Ричард Г.; Сабах, Жорж (19 ноября 1998 г.). Персидское присутствие в исламском мире . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521591850 .
Источники
[ редактировать ]- Аббас, И. (1988). «Бармакиды » Энциклопедия Ирана, Том. III, Фаск. 8 . Нью-Йорк. стр. 100-1 806–809.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Бартольд В. и Сурдел Д. (1960). «аль-Барамика» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1033–1036. OCLC 495469456 .
- Гил, Моше (1997) [1983]. История Палестины, 634–1099 гг . Перевод Этель Бройдо. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-59984-9 .
- Ибн Кутайба, Абу Мухаммад Абдаллах ибн Муслим (nd). Укаш, Тарват (ред.). Аль-Маариф (на арабском языке) (4-е изд.). Каир: ад-Дар Маариф.
- Кеннеди, Хью , изд. (1990). История ат-Табари, том XXIX: Аль-Мансур и аль-Махди, 763–786 гг. Н.э./146–169 хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0142-2 .
- Моттахеде, Рой (1975). «Аббасидский халифат в Иране» . Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 57–90. ISBN 0-521-20093-8 .
- Саджади, Садек; Голами, Рахим (2013). «Бармакиды» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .
- ван Блейдел, Кевин (2011). «Бактрийский фон Бармакидов» . В Акасой, А .; Бернетт, К.; Йоэли-Тлалим, Р. (ред.). Ислам и Тибет: взаимодействие на мускусном пути . Лондон: Эшгейт. стр. 43–88.
- ван Блейдел, Кевин (2012). «Бармакиды» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Бармециды ». Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 407. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в