Гуль
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2023 г. ) |
В фольклоре гуль (от арабского : غول , гуль ) — демоноподобное существо или чудовищный гуманоид, часто связанный с кладбищами и поеданием человеческой плоти. В легендах и сказках, в которых они появляются, вурдалак гораздо более невоспитан и грязен, чем обычно ошибочно принимаемый гоблин . Эта концепция возникла в доисламской арабской религии . [1] В современной художественной литературе этот термин часто используется для обозначения определенного вида монстров.
В более широком смысле слово «гуля» также используется в уничижительном смысле для обозначения человека, который наслаждается жутким или чья профессия напрямую связана со смертью, например, могильщика или могильщика . [2]
Этимология
[ редактировать ]Гуль — от арабского غُول ( гул ), от غَالَ ( ghala ) « захватывать » . [3] В арабском языке этот термин также иногда используется для описания жадного или прожорливого человека.
Этот термин впервые был использован в английской литературе в 1786 году в Уильяма Бекфорда « востоковедном романе Ватек» . [4] который описывает гуля из арабского фольклора. Это определение гуля сохранилось до наших дней, когда гули появились в массовой культуре . [5]
Фольклор
[ редактировать ]В арабском фольклоре , что гуль говорится обитает на кладбищах и в других необитаемых местах. Гуля-мужчину называют гулом , а женщину - гулой . [6] Источник [ ВОЗ? ] идентифицировал арабского гуля как существо женского пола, которое иногда называют Матерью Гуля ( 'Умм Гула ) или родственным термином, таким как Тетя Гуль. [7] Во многих сказках она изображается заманивающей несчастных персонажей, обычно мужчин, в свой дом, где она может их съесть. [7]
Некоторые государства [ ВОЗ? ] что вурдалак — это обитающий в пустыне демон, меняющий форму, который может принимать облик животного, особенно гиены . Он заманивает неосторожных людей в пустынные пустоши или заброшенные места, чтобы убить и сожрать их. Существо также охотится на маленьких детей, пьет кровь, крадет монеты и поедает мертвецов. [8] затем принимает форму человека, съеденного последним. В одном из рассказов упоминается упырь по имени Гул-э Биябан, особенно чудовищный персонаж, который, как полагают, обитает в дикой местности Афганистана и Ирана . [9]
Аль-Димашки описывает гулей как пещерных животных, которые выходят только ночью и избегают солнечного света. Они ели и людей, и животных. [10]
только после того, как Антуан Галлан перевел «Тысячу и одну ночь » на французский язык . Западная концепция гулей была введена в европейское общество [11] Галланд изобразил гуля как чудовищное существо, обитающее на кладбищах и питающееся трупами.
ислам
[ редактировать ]Гули упоминаются не в Коране , а в хадисах . Экзегеты Корана ( тафсир ) предположили, что гули могут быть сожженными джиннами или дьяволами. [12] Соответственно, джинны и шайатин (дьяволы) когда-то имели доступ к небесам, где они подслушивали, и возвращались на Землю, чтобы передать сокровенные знания прорицателям . Когда Иисус родился три небесные сферы , им были запрещены . С приходом Мухаммеда остальные четыре были запрещены. Мариды . среди шаятин продолжали подниматься к небесам, но были сожжены кометами Если эти кометы не сожгли их заживо, они были деформированы и доведены до безумия. Затем они пали в пустынях и были обречены бродить по земле как упыри. [13]
В одном [ который? ] В хадисе сказано, что одинокие путники могут избежать нападения гуля, повторяя азан (призыв к молитве). [14] При чтении Тронного аята упырь, в отличие от дьявола, мог решить принять ислам . [15]
Гуль мог появиться в мужском и женском облике, но обычно появлялся в образе женщины, чтобы заманить путешественников-мужчин и сожрать их. [16] Аль-Масуди что по пути в Сирию сообщает , Умар убил своим мечом гуля. [16] Согласно «Истории пророков и королей» , мятежники ( марадатухум ) среди дьяволов и упырей были изгнаны в пустыни, горы и долины давным-давно. [17]
Говорят, что гуль украл финики из дома Абу Айюба аль-Ансари . Когда ее поймали, она сказала ему, что чтение аята Аль-Курси защитит его дом от чертей и других напастей. В обмен на эту информацию он освободил ее. Мухаммед сказал ему, что упырь сказала правду, хотя она лгунья. [18]
Другие мусульманские ученые, такие как Аби аль-Шейх аль-Ашбахани, описывают гуля как своего рода женщину-джинна, которая могла менять свою форму и казаться путешественникам в пустыне, вводя в заблуждение и причиняя вред. [19]
Древняя Месопотамия
[ редактировать ]Хотя существует древнее месопотамское демоническое существо, известное как Галлу , маловероятно, что оно связано с происхождением арабского гуля. Галлу был аккадским демоном подземного мира, ответственным за похищение бога растительности Думузида в царство смерти. Название происходит от шумерского слова « гал5-ла» , которое первоначально обозначало полицейского (Кац 2003: 127-135).
Современный гуль
[ редактировать ]Слово «гуля» вошло в английскую традицию и в дальнейшем было идентифицировано как существо, грабящее могилы и питающееся трупами и детьми. На Западе описал их у гулей нет определенной формы, и Эдгар Аллан По как «ни мужчину, ни женщину... ни животное, ни человека». [20]
Модель Пикмана В рассказе Лавкрафта « » гули — представители подземной расы. Их диета из мертвой человеческой плоти превратила их в звероподобных гуманоидов, способных вести разумные разговоры с живыми. В этой истории гули происходят под землей с туннелями, соединяющими древние человеческие руины с глубокими подземными мирами. Лавкрафт намекает, что гули появляются в туннелях метро, чтобы питаться жертвами крушения поезда. [21]
Видение Лавкрафта о гулях, разделяемое его авторами Кларком Эштоном-Смитом и Робертом Э. Ховардом , сильно повлияло на коллективное представление о гулях в американской культуре. Гули, как их описывает Лавкрафт, — это отвратительные существа с собачьими мордами, но не обязательно злонамеренные. Хотя их основным (возможно, единственным) источником пищи является человеческое мясо, они не ищут и не охотятся на живых людей. Они способны путешествовать взад и вперед сквозь стену сна. Это продемонстрировано в романе Лавкрафта « Поиски во сне неизвестного Кадата », в котором Рэндольф Картер встречает Пикмана в мире снов после его полного превращения в зрелого гуля.
Гули в этом смысле также являются подменышами в традиционном смысле. Родитель-гуля похищает человеческого младенца и заменяет его своим собственным. В детстве гули кажутся полностью людьми, но по мере взросления начинают принимать «омерзительный» вид. Судьба замененных человеческих детей не совсем ясна, но Пикман предлагает подсказку в виде картины, изображающей зрелых гулей, которые поощряют человеческого ребенка, пока тот поедает труп. Эта версия гуля появляется в рассказах таких авторов, как Нил Гейман , Брайан Ламли и Гильермо дель Торо .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эль-Зейн, Амира (2009). Ислам, арабы и разумный мир джиннов . Современные проблемы на Ближнем Востоке (1-е изд.). Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета . п. 139. ИСБН 9780815650706 . JSTOR j.ctt1j5d836 . Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ Ар-Рави, Ахмед К. (2009). «Арабский гуль и его западная трансформация». Фольклор . 120 (3): 291–306. дои : 10.1080/00155870903219730 . ISSN 0015-587X . JSTOR 40646532 . S2CID 162261281 .
- ^ Роберт Леблинг (30 июля 2010 г.). Легенды о духах огня: Джинны и джинны от Аравии до Занзибара . ИБТаурис. стр. 96–. ISBN 978-0-85773-063-3 .
- ^ «Вурдалак Факты, информация, изображения | Статьи Энциклопедии.com о вурдалаке» . Энциклопедия.com . Проверено 23 марта 2011 г.
- ^ Ар-Рави, Ахмед К. (11 ноября 2009 г.). «Арабский гуль и его западная трансформация». Фольклор . 120 (3): 291–306. дои : 10.1080/00155870903219730 . S2CID 162261281 .
- ^ Штайгер, Брэд (2011). Книга оборотней: Энциклопедия существ, меняющих форму . Кантон, Мичиган: Пресса для видимых чернил. п. 121. ИСБН 9781578593675 .
- ^ Перейти обратно: а б Рейнольдс, Дуайт Ф. (2015). Рейнольдс, Дуайт Ф. (ред.). Кембриджский спутник современной арабской культуры . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 260. дои : 10.1017/CCO9781139021708 . ISBN 9780521898072 .
- ^ «гуль» . Интернет-словарь Мерриам-Вебстера . Проверено 22 января 2006 г.
- ^ Мелтон, Дж. Гордон (2010). Книга вампиров: Энциклопедия нежити . Кантон, Мичиган: Пресса для видимых чернил. стр. 291 . ISBN 9781578592814 .
- ^ Нюнлист, Тобиас (2015). исламе Демоническая вера в (на немецком языке). Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 189. ИСБН 978-3-110-33168-4 .
- ^ Аль-Рави, Ахмед К. (декабрь 2009 г.). «Арабский гуль и его западная трансформация» . Фольклор . 120 (3): 291–306. дои : 10.1080/00155870903219730 . ISSN 0015-587X . S2CID 162261281 .
- ^ «Большая Тверская площадка » .
- ^ «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» .
- ^ Бетчер и Кравец 2021 , стр. 28.
- ^ Эль-Зейн 2009 , стр. 140.
- ^ Перейти обратно: а б Бетчер, Аннабель ; Кравиц, Биргит , ред. (2021). Ислам, миграция и джинны: духовная медицина в управлении здравоохранением мусульман . Современный мусульманский мир (1-е изд.). Чам: Пэлгрейв Макмиллан . п. 29. дои : 10.1007/978-3-030-61247-4 . ISBN 978-3-030-61246-7 . ISSN 2945-6134 . S2CID 243448335 . Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ Абединифард, Мостафа; Азадибугар, Омид; Вафа, Амирхоссейн, ред. (2021). Персидская литература как мировая литература Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Блумсбери . п. 38. ISBN 9781501354229 . Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ Ар-Рави, Ахмед (1 января 2009 г.). «Мифический гуль в арабской культуре» . Культурный анализ . 8 : 45–70.
- ^ Ар-Рави, Ахмед. «Мифический гуль в арабской культуре» (PDF) .
- ^ «Гуль» . Британника .
- ^ Лэмб, Роберт (11 октября 2011 г.). «Как работают гули» .