Jump to content

Вендиго

Страница полузащищена

Вендиго
Группировка Легендарное существо
Подгруппа Алгонкинский
Область Канада
Соединенные Штаты

Вендиго ( / ˈ w ɛ n d ɪ ɡ / ) — мифологическое существо или злой дух , происходящий из алгонкинского фольклора. Концепция вендиго широко использовалась в литературе и других произведениях искусства, таких как социальные комментарии и фантастика ужасов .

Вендиго часто называют злым духом, иногда изображаемым как существо с человеческими характеристиками, обладающее человеческими существами. Говорят, что он вызывает у своих жертв чувство ненасытного голода , желание есть других людей и склонность к совершению убийств. [1] В некоторых изображениях вендиго описывается как гигантский гуманоид с ледяным сердцем, о приближении которого сигнализирует неприятный запах или внезапный не по сезону холод. [2]

В современной психиатрии расстройство, известное как « психоз Вендиго », характеризуется такими симптомами, как сильная тяга к человеческой плоти и страх стать каннибалом. [3] [4] Психоз вендиго описывается как синдром, обусловленный культурой . В некоторых общинах коренных народов такие симптомы, как ненасытная жадность и разрушение окружающей среды, также считаются симптомами психоза вендиго. [3]

Этимология

Это слово встречается на многих языках коренных американцев и имеет множество альтернативных переводов. Источником английского слова является оджибвийское слово wiindigoo . [5] На языке кри это wīhtikow , [6] также транслитерируется wetiko . [7] Другие транслитерации включают [8] Виндигу , Вендиго , Виндгу , Виндгу , Виндгу , Windago , Виндгу , , Виджигу Виджигу , Виджигу , Ветер , Виджиго Ветряная мельница Weejigo , Wìdjigò Виджигу Wintigo, , , Wehndigo, Wentiko, Windgoe, Wītikō, and .

Форма множественного числа «windigoag» также пишется «windegoag» , «wiindigooag» или «windikouk» . [8]

Протоалгонкинский , что , термин был реконструирован как * wi·nteko·wa возможно, означало « сова ». [9]

Параллели

Вечуге — похожее существо , появляющееся в легендах атабасков северо -западного побережья Тихого океана . Это тоже каннибалистический подход; однако его характеризуют как просвещенного знаниями предков. [10]

Фольклор

Описание

Вендиго является частью традиционной системы верований ряда алгонкинских народов, включая оджибве , сото , кри , наскапи и инну . [11] Хотя описания могут несколько различаться, общим для всех этих культур является мнение, что вендиго — злобное , каннибалистическое , сверхъестественное существо. [12] Они прочно ассоциировались с зимой, севером, холодом, голодом и голоданием. [13]

Бэзил Х. Джонстон , учитель и ученый-оджибве из Онтарио , дает описание вендиго:

Вендиго был изможден до истощения, его высушенная кожа плотно обтягивала кости. С костями, выступающими из кожи, с пепельно-серым лицом смерти и глубоко запавшими глазами, Вендиго выглядел как изможденный скелет, недавно извлеченный из могилы. Какие у него были изорванные и окровавленные губы... Нечистый и страдающий от нагноения плоти, Вендиго источал странный и жуткий запах разложения и разложения, смерти и разложения. [14]

В преданиях оджибве, восточных кри, вестмейнских болотных кри, наскапи и инну вендиго часто описываются как гиганты, которые во много раз крупнее людей, что отсутствует в мифах других алгонкинских культур. [15] Всякий раз, когда вендиго ел другого человека, он вырастал пропорционально только что съеденной пище, поэтому никогда не мог насытиться. [16] Поэтому вендиго изображают одновременно прожорливыми и чрезвычайно худыми из-за голода.

Вендиго рассматриваются как воплощение обжорства, жадности и излишеств: никогда не удовлетворяясь убийством и поеданием одного человека, они постоянно ищут новые жертвы. [17]

Вендиго не обязательно теряет человеческие способности познания или речи, и на некоторых изображениях он может явно общаться со своими потенциальными жертвами или даже угрожать им или насмехаться над ними. Образец народной истории, собранный в начале 20-го века Лотти Чикогкуо Марсден, этнографом чиппева из первой нации Рамы , в котором вендиго также демонстрирует использование инструментов , способность пережить частичное расчленение и автоканнибализм , гласит: [18]

Однажды, давным-давно, большой Виндиго украл индейского мальчика, но мальчик был слишком худым, поэтому Виндиго не съел его сразу, а путешествовал с индейским мальчиком, ожидая его, пока тот не растолстеет. У Виндиго был нож, и он порезал мальчику руку, чтобы проверить, достаточно ли тот толст, чтобы есть, но мальчик не растолстел. Они слишком много путешествовали. Однажды они пришли в индийскую деревню, и Виндиго отправил мальчика в индийскую деревню, чтобы принести ему еды. Он просто дал мальчику столько времени, чтобы съездить туда и обратно. Мальчик рассказал индейцам, что Виндиго был рядом с ними, и показал им свою руку, где Виндиго порезал его, чтобы проверить, достаточно ли он толст, чтобы есть. Они услышали, как Виндиго зовет мальчика. Он сказал мальчику: «Поторопись. Не лги этим индейцам». Все эти индейцы пошли туда, где находился Виндиго, и отрезали ему ноги. Они снова вернулись, чтобы посмотреть, мертв ли ​​он. Он не был мертв. Он ел сок ( костный мозг ) изнутри костей своих ног, которые были отрезаны. Индейцы спросили у Виндиго, есть ли на них жир. Он сказал: «Держу пари, что да, я съел много индейцев, неудивительно, что они толстые». Затем индейцы убили его и разрезали на куски. Это был конец Гигантского Виндиго.

Человеческий каннибализм

В некоторых традициях люди, охваченные жадностью, могли превратиться в вендиго; таким образом, миф служил методом поощрения сотрудничества и умеренности. Другие источники говорят, что вендиго были созданы, когда человек, чтобы выжить, прибег к каннибализму. Люди также могут превратиться в вендиго, если будут находиться в контакте с ними слишком долго. [19]

Церемония подкрепления табу

У ассинибойнов , кри и оджибве во время голода иногда исполняется сатирический церемониальный танец , чтобы подчеркнуть серьезность табу на вендиго . [ нужны разъяснения ] Церемония, известная как виндигоокаанжимовин , проводилась во времена голода и включала ношение масок и танцы задом наперед вокруг барабана. [20] Последняя известная церемония вендиго, проведенная в Соединенных Штатах, состоялась на озере Виндиго на острове Стар в озере Касс , в индейской резервации Лич-Лейк в северной Миннесоте . [ когда? ] [21] [ не удалось пройти проверку ]

Психоз

В исторических отчетах о ретроактивно диагностированном психозе вендиго сообщается, что люди становились одержимыми духом вендиго после того, как оказались в ситуации потребности в пище и не имели другого выбора, кроме каннибализма. В 1661 году «Иезуитские отношения» сообщали:

Хотя во многих зарегистрированных случаях психоза вендиго человека убивали, чтобы предотвратить каннибализм, некоторые фольклоры кри рекомендуют лечение путем употребления в пищу жирного мяса животных или употребления животного жира; у тех, кто проходит лечение, иногда в процессе лечения может возникнуть рвота льдом. [24]

Один из наиболее известных случаев психоза вендиго произошел с траппером равнинной кри из Альберты по имени Свифт Бегун. [25] [26] Зимой 1878 года Свифт Раннер и его семья голодали, а его старший сын умер. В двадцати пяти милях от запаса продовольствия на посту компании Гудзонова залива Свифт Раннер зарезал и съел свою жену и пятерых оставшихся детей. [27] Учитывая, что он прибегал к каннибализму так близко к запасам продовольствия, а также убивал и поедал останки всех присутствующих, выяснилось, что случай Быстрого Бегуна был не чистым каннибализмом как последним средством избежать голодной смерти, а скорее мужчина с психозом вендиго. [27] В конце концов он признался и был казнен властями в форте Саскачеван . [28]

Другой известный случай психоза вендиго произошел с Джеком Фиддлером , вождем оджи-кри и знахарем, известным своими способностями побеждать вендиго. В некоторых случаях это влекло за собой убийство людей с психозом вендиго. В результате в 1907 году Скрипач и его брат Джозеф были арестованы канадскими властями за убийство. Джек покончил жизнь самоубийством, но Джозефа судили и приговорили к пожизненному заключению. В конечном итоге он был помилован, но через три дня умер в тюрьме, не успев получить известие об этом помиловании. [29]

Увлечение психозом вендиго среди западных этнографов , психологов и антропологов привело к горячо обсуждаемым спорам в 1980-х годах по поводу историчности этого явления. Некоторые исследователи утверждали, что, по сути, психоз Вендиго был выдумкой, результатом того, что наивные антропологи принимали связанные с ними истории за чистую монету без наблюдения. [30] [31] Другие указали на ряд заслуживающих доверия свидетельств очевидцев, как алгонкинцев, так и других людей, как свидетельство того, что психоз вендиго был реальным историческим феноменом. [32]

Частота случаев психоза вендиго резко снизилась в 20 веке, поскольку бореальные алгонкины все больше и больше контактировали с европейскими идеологиями и более оседлым, менее сельским образом жизни. [4]

В своем трактате 2004 года «Месть Виндиго» о расстройствах и методах лечения в индустрии поведенческого здоровья в Соединенных Штатах и ​​Канаде, характерных для коренных народов , Джеймс Б. Уолдрам писал: [33]

...реальные случаи психоза виндиго никогда не изучались, и резкая критика Лу Марано в 1985 году должна была уничтожить монстра-каннибала в психиатрических анналах. Виндиго, однако, продолжает мстить за эту попытку научной казни, периодически обманывая ничего не подозревающих прохожих, например, психиатров, заставляя их поверить, что психоз виндиго не только существует, но и что психиатр вполне может столкнуться с пациентом, страдающим этим расстройством, в своей жизни. попрактикуйся сегодня! Психоз Виндиго вполне может быть самым прекрасным примером создания психического расстройства аборигенов учеными профессиями, и его устойчивость резко подчеркивает, как конструкции аборигенов этих профессий, подобно монстру Франкенштейна , обрели собственную жизнь.

В 10-й редакции Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), «Виндиго» классифицируется как культурно-специфическое расстройство , описывая его как «Редкие исторические свидетельства о каннибалистической одержимости... Симптомы включали депрессию, мысли об убийстве или суициде». и бредовое, навязчивое желание съесть человеческое мясо... Некоторые противоречивые новые исследования ставят под сомнение законность синдрома, утверждая, что случаи на самом деле были продуктом враждебных обвинений, выдуманных для оправдания остракизма или казни жертвы». [34]

Дефицит некоторых металлов, витаминов и олигоэлементов связан с психозоподобными состояниями. Вендиго может быть народной разработкой некоторых психических расстройств, близких к голоданию. [ нужна ссылка ]

Как концепция или метафора

Помимо обозначения монстра-каннибала из определенного традиционного фольклора, некоторые коренные американцы также понимают вендиго концептуально. В принципе, вендиго может применяться к любому человеку, идее или движению, зараженному разрушительным стремлением к самовозвеличиванию, жадности и чрезмерному потреблению, чертам, которые сеют дисгармонию и разрушение, если их не остановить. Ученый -оджибве Брейди ДеСанти утверждает, что вендиго «можно понимать как маркер, указывающий на… человека… дисбалансного как внутренне, так и по отношению к более широкому сообществу людей и духовных существ вокруг него». [35] Выйдя из равновесия и отчужденные от своих сообществ, люди, которые, как считается, поражены духом вендиго, распутывают и разрушают экологический баланс вокруг себя. автора Чиппева Луизы Эрдрич В романе «Круглый дом» , лауреата Национальной книжной премии , изображена ситуация, когда отдельный человек становится вендиго. В романе его главный антагонист, насильник, чьи жестокие преступления оскверняют священное место, описывается как вендиго, которого необходимо убить, поскольку он угрожает безопасности резервации.

Помимо характеристики отдельных людей, проявляющих деструктивные тенденции, вендиго также может описывать движения и события со столь же негативными последствиями. По словам профессора Криса Шедлера, образ вендиго представляет собой «поглощающие формы исключения и ассимиляции», посредством которых группы доминируют над другими группами». [36] Это приложение позволяет коренным американцам описывать колониализм и его агентов как вендиго, поскольку процесс колониализма изгнал коренных жителей с их земли и вывел мир природы из равновесия. ДеСанти указывает на фильм ужасов 1999 года «Голодный» как на иллюстрацию этого аргумента, приравнивающего «монстра-каннибала» к «американскому колониализму и явной судьбе». В этом фильме есть персонаж, который заявляет, что расширение приводит к перемещению и разрушению в качестве побочных эффектов, объясняя, что «явная судьба» и «западная экспансия» приведут «тысячи жаждущих золота американцев... через горы в поисках новой жизни». .Эта страна стремится быть целостной... протягивает руки... и поглощает все, что может, а мы просто следуем». [37]

Как концепция, вендиго может применяться к ситуациям, отличным от некоторых отношений между коренными американцами и европейцами. Оно может служить метафорой, объясняющей любую модель доминирования, посредством которой группы подчиняют и доминируют или насильственно уничтожают и вытесняют. Джо Локхард, профессор английского языка в Университете штата Аризона, утверждает, что вендиго являются агентами «социального каннибализма», которые не знают «ни провинциальных, ни национальных границ; все человеческие культуры посещались вендиго-оборотнями. Их посещения говорят о неразделимости человеческого опыта. ... Национальная идентичность не имеет значения в этом безграничном ужасе». [38] Идеи Локхарда объясняют, что вендиго являются выражением темного аспекта человеческой натуры: стремления к жадности, потреблению и пренебрежению к другой жизни в стремлении к самовозвеличиванию.

Ученый- романтик и документалист Эмили Зарка , также профессор Университета штата Аризона, отмечает, что две общие черты среди коренных культур носителей алгонкинской языковой семьи заключаются в том, что они расположены в климате, где часты суровые зимы, которые могут сопровождаться голодом. Она утверждает, что вендиго символически представляет три основных понятия: это воплощение зимы, воплощение голода и олицетворение эгоизма. [2]

Художественное изображение вендиго, часто изображаемого в популярной культуре.
Человек в костюме вендиго из телесериала «Ганнибал» на Fan Expo 2015.

Хотя это и отличается от того, как он появляется в традиционных преданиях, одним из первых появлений персонажа, вдохновленного вендиго или названного в его честь, в литературе некоренного происхождения является новелла Алджернона Блэквуда 1910 года «Вендиго» . [39] [40] Джо Назаре писал, что «тонко демонизирующая риторика Блэквуда превращает вендиго из местного мифа в описательный шаблон для индийских дикарей ». [41]

Работы Блэквуда повлияли на многие последующие образы в популярной фантастике ужасов. [41] [42] такие как Августа Дерлета и «Итаква» (1933 и 1941), «Существо, которое гуляло по ветру» [40] что, в свою очередь, послужило вдохновением для создания персонажа в Стивена Кинга романе «Кладбище домашних животных» . [41] где это олицетворение зла, уродливое ухмыляющееся существо с желто-серыми глазами, ушами, замененными бараньими рогами, белым паром, выходящим из ноздрей, и заостренным, гниющим желтым языком. [42] Эти работы задали шаблон для более поздних изображений в массовой культуре, иногда даже заменяя предания коренных американцев. [41] В раннем рассказе Томаса Пинчона «Смертность и милосердие в Вене» (впервые опубликованном в 1959 году) сюжет сосредоточен вокруг персонажа, у которого развивается синдром Вендиго и который совершает серию убийств.

В 1973 году персонаж, вдохновленный вендиго, появился в американских комиксах, изданных Marvel Comics . Созданное писателем Стивом Энглхартом и художником Хербом Тримпом , чудовище является результатом проклятия, поражающего тех, кто совершает акты каннибализма. снежного Версия Marvel Comics не похожа на традиционного вендиго, как его изображает массовая культура, а скорее на седовласое существо , похожее на человека. Впервые он появился в The Incredible Hulk № 162 (апрель 1973 г.) и снова в октябрьском номере 1974 г. [43]

Современные произведения коренных народов, исследующие эту легенду, включают роман 1995 года « Солнечные бури » автора и поэтессы Линды К. Хоган ( Чикасо ), в котором исследуются истории вендиго и используются существа как средство для исследования вопросов независимости, духовности, политики, отношение человека к семье и как метафора корпоративной ненасытности, эксплуатации и власти – все это рассматривается как форма каннибализма. [44] «Запястье» — дебютный роман коренных народов писателя ужасов Натана Ниигана Нудина Адлера, вышедший в 2016 году ( «Lac Des Milles Lacs Anishinaabe ») [45] сочетает в себе традиционную легенду оджибве с идеями автора, вдохновленными писателями некоренного происхождения, такими как Энн Райс и Тим Пауэрс . [46]

Другие существа, основанные на легенде или названные в ее честь, появляются в различных фильмах и телешоу, в том числе «Темной была ночь» , «Голодный» (1999), «Одинокий рейнджер» (2013), [47] и фильм Рога» « Скотта Купера 2021 года , где вендиго изображен как оленеподобное существо с пылающим сердцем, которое переходит от человека к человеку с бесконечным голодом. Гильермо дель Торо , продюсер фильма, разработал вендиго на основе того, что чем больше существо ест, тем сильнее оно голодает, и чем больше оно голодает, тем слабее оно становится. [48] [49] В фильме 2021 года «Бесчеловечный» (L'Inhumain) появление вендиго символизирует внутреннее смятение после того, как персонаж отвернулся от своего коренного наследия в погоне за материальным успехом. [50]

Различные персонажи, вдохновленные легендой или названные в ее честь, появляются в ролевых видеоиграх 2018 года , таких как Fallout 76 от Bethesda Game Studios , где вендиго представлены как один из криптидных врагов, найденных в районе Аппалачей, мутировавших из людей. которые потребляли человеческую плоть в изоляции. [51] В видеоигре-шутере от первого лица Dusk 2018 года вендиго — это враги, которые остаются невидимыми до тех пор, пока не получат урон. [52] Некоторые из этих существ также появляются на обложке игры. [53]

Ссылки

Цитаты

  1. ^ Брайтман (1988 : 337, 339, 343, 364)
  2. ^ Jump up to: а б Зарка, Эмили (17 октября 2019 г.). «Виндиго: плотоядное чудовище из индейской легенды» . Монструм . 1 сезон. 13 серия. PBS Digital Studios . Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года . Проверено 20 марта 2021 г.
  3. ^ Jump up to: а б Хорн, Кантинета (14 марта 2013 г.). «Буги-мены» . mohawknationnews.com . Канаваке : Новости нации ирокезов . Проверено 24 августа 2018 г.
  4. ^ Jump up to: а б Брайтман (1988 : 337–8, 374)
  5. ^ Брайтман (1988 :344)
  6. ^ Вулвегри, Арок (2001). Кри: Слова . Регина, Саскачеван: Университет Реджайна Пресс. ISBN  978-0889771277 .
  7. ^ Мерасти, Мари (1974). Мир Ветико: Сказки лесного кри . Колледж индийской культуры Саскачевана.
  8. ^ Jump up to: а б «Виндиго, Ледяной Каннибал (Вендиго, Вииндигу, Виндго, Виндего)» . www.native-languages.org . Миннеаполис, Миннесота: Родные языки Америки. 2015 . Проверено 22 августа 2018 г.
  9. ^ Годдард (1969) , цитируется по Брайтману (1988 :340).
  10. ^ Ридингтон, Робин (1967). «Вечуге и Виндиго: сравнение верований каннибалов среди атапасков и алгонкианцев бореальных лесов». Антропологика . 18 (2). Торонто, Онтарио, Канада: Издательство Университета Торонто: 107–129. дои : 10.2307/25604963 . JSTOR   25604963 .
  11. ^ Брайтман (1988 : 359, 362); Паркер (1960 :603)
  12. ^ Брайтман (1988 : 337, 339)
  13. ^ Брайтман (1988 :362)
  14. ^ Джонстон (2001 : 221)
  15. ^ Грэм, Джон Рассел; Джон Коутс; Барбара Шварцентрубер; Брайан Уэллетт; « Виндиго » в области духовности и социальной работы: избранные канадские чтения ; Canadian Scholars' Press, 2007. стр.260.
  16. ^ Джонстон (2001 : 222, 226); Джонстон (1990 :166); Шварц (1969 :11)
  17. ^ Гольдман, Марлен (2005). Переписывание Апокалипсиса в канадской художественной литературе . Монреаль, Квебек, Канада: McGill-Queen's Press . п. 89. ИСБН  978-0773572942 .
  18. ^ Марсден, Лотти Чикогкуо; Лэйдлоу, Джордж Эдвард (1918). Орр, Роланд Б. (ред.). «Мифы и сказки оджибвы». Археологический отчет Канадского института . Археологический отчет, являющийся частью приложения к отчету министра образования Онтарио. 30 . Торонто : AT Wilgress: 104–105. hdl : 2027/njp.32101072319583 . OCLC   270884230 . Рассказ № 104.
  19. ^ Джонстон (2001 : 222–225); Джонстон (1990 :167)
  20. ^ «Миф о Вендиго» . Сайты.psu.edu . 24 февраля 2015 года . Проверено 25 апреля 2024 г.
  21. ^ Уоррен, Уильям В. (1984). История народа оджибвеев (2-е изд.). Сент-Пол, Миннесота: Borealis Books. ISBN  978-0873516433 .
  22. ^ «Сообщения иезуитов, содержащие наиболее примечательные события, произошедшие в миссиях отцов Общества Иисуса в Новой Франции» . Квебек: Огюстен Коте. 13 июля 1858 г. - из Интернет-архива.
  23. ^ Туэйтс, Рубен Голд, изд. (1899). «Отношения с иезуитами: путешествия и ожидания миссионеров-иезуитов в Новой Франции, 1610–1791» . Том. XLVI. Перевод Томаша Ментрака. Кливленд, Огайо: Компания братьев Берроуз.
  24. ^ Рорл, Вивиан Дж. (февраль 1970 г.). «Пищевой фактор при психозе Виндиго». Краткие сообщения. Американский антрополог . Новая серия. 72 (1). Американская антропологическая ассоциация : 97–101. дои : 10.1525/aa.1970.72.1.02a00120 . ISSN   0002-7294 . JSTOR   670759 . OCLC   4636246728 .
  25. ^ Брайтман (1988 : 352–3)
  26. ^ Ханон, Эндрю (20 июля 2008 г.). «Злой дух заставил человека съесть семью» . Новости. Архивировано из оригинала 9 июля 2012 года . Проверено 16 августа 2008 г. {{cite news}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  27. ^ Jump up to: а б Брайтман (1988 : 353, 373)
  28. ^ Брайтман (1988 :352)
  29. ^ Скрипач, Томас; Стивенс, Джеймс Р. (1985). Убийство Шамена . Манотик, Онтарио: Penumbra Press. ISBN  978-0920806814 .
  30. ^ Марано, Лу (1982). «Психоз Виндиго: анатомия эмико-этической путаницы». Современная антропология . 23 . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета : 385–412. дои : 10.1086/202868 . S2CID   147398948 .
  31. ^ Брайтман (1988 :355)
  32. ^ Брайтман (1988 :361)
  33. ^ Уолдрам, Джеймс Берджесс (2004). Месть Виндиго: Формирование разума и психического здоровья аборигенов Северной Америки . Университет Торонто Пресс. п. 200. дои : 10.3138/9781442683815 . ISBN  0802086004 . LCCN   2004301995 . OCLC   53396855 .
  34. ^ МКБ-10: Диагностические критерии исследования (PDF) . Женева: Всемирная организация здравоохранения . 1993. стр. 213–225 . Проверено 22 июля 2020 г.
  35. ^ ДеСанти, Брэди (2015). «Говорящая голова каннибала: изображения «монстра» вендиго в популярной культуре и традициях оджибве». Журнал религии и популярной культуры . 27 (3): 197. doi : 10.3138/jrpc.27.3.2938 . S2CID   148238264 .
  36. ^ Шледер, Кристопер (2011). «Суверенитет Wiindigoo и местное перемещение в Медвежьем сердце Джеральда Визенора». Исследования литературы американских индейцев . 23 (3): 32.
  37. ^ ДеСанти, Брэди (2015). «Говорящая голова каннибала: изображения «монстра» вендиго в популярной культуре и традициях оджибве». Журнал религии и популярной культуры . 27 (3): 195. doi : 10.3138/jrpc.27.3.2938 . S2CID   148238264 .
  38. ^ Локхард, Джо (2008). Визенор, Джеральд (ред.). Лицом к Виндигу: Джеральд Визенор и Примо Леви . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски . стр. 209–219.
  39. ^ Блэквуд, Алджернон (2014). Келлермейер, М. Грант (ред.). Ивы, Вендиго и другие ужасы . Oldstyle Tales Press. стр. 215–263. ISBN  9781507564011 .
  40. ^ Jump up to: а б Смоллмен (2014 :68)
  41. ^ Jump up to: а б с д Назаре, Джо (2000). «Ужас! Ужас? Присвоение и восстановление индейской мифологии». Журнал фантастического в искусстве . 11 (1 (41)). Армонк, Нью-Йорк : Международная ассоциация фантастического искусства : 24–51. ISSN   0897-0521 . JSTOR   43308417 . OCLC   7786132167 .
  42. ^ Jump up to: а б Хеллер, Терри. «Любовь и смерть в «Кладбище домашних животных» Стивена Кинга » . Проверено 29 марта 2009 г.
  43. ^ Халк # 181
  44. ^ Ганс, Биргит (лето 2003 г.). «Вода и лед: восстановление баланса в мире в солнечных бурях Линды Хоган ». Ежеквартальный журнал Северной Дакоты . 70 (3). Гранд-Форкс, Северная Дакота : Университет Северной Дакоты : 93–104. hdl : 2027/mdp.39015057941141 . ISSN   0029-277X . OCLC   109179839 .
  45. ^ О'Коннелл, Грейс (9 августа 2016 г.). «Интервью персонажа с Натаном Нииганом Нудином Адлером» . Открытая книга . Проверено 4 октября 2022 г.
  46. ^ Джейн ван Куверден, «Натан Нииган Нудин Адлер о написании ужасной истории для коренных народов» . CBC Books , 5 апреля 2017 г.
  47. ^ ДиМарко, Данетт (2011). «Идущий Вендиго: появление культового монстра в «Ориксе и коростеле» Маргарет Этвуд и «Ненасытном» Антонии Берд. Колледжская литература . 38 (4): 134–155. дои : 10.1353/лит.2011.0038 . S2CID   170153331 .
  48. ^ Сонг, Кэти (28 октября 2021 г.). « Режиссер «Рогов» Скотт Купер о Вендиго внутри: «От этого не уйти » . Разнообразие . Проверено 1 ноября 2021 г.
  49. ^ Пэган, Беатрис. «Рога: Гильермо дель Торо и Скотт Купер раскрывают значение Вендиго» . Movieplayer.it . Проверено 1 ноября 2021 г.
  50. ^ Франсуа Левеск, ««Бесчеловечное»: пожираемое изнутри» . Ле Девуар , 29 апреля 2022 г.
  51. ^ «Fallout 76 Creatures: Bethesda рассказывает истории о Вендиго» . www.vgr.com/ . 4 ноября 2018 г.
  52. ^ «Самые страшные враги в сумерках» . www.thegamer.com . 30 октября 2021 г.
  53. ^ «СУМЕРКИ (2018)» . Как долго бить . 10 декабря 2018 г.

Общие и цитируемые источники

  • Брайтман, Роберт А. (1988). «Виндиго в материальном мире» (PDF) . Этноистория . 35 (4): 337–379. дои : 10.2307/482140 . JSTOR   482140 . Архивировано из оригинала (PDF) 8 апреля 2019 г.
  • Коломбо, младший изд. Вендиго . Western Producer Prairie Books, Саскатун: 1982.
  • Годдард, Айвз (1969). «Совы и каннибалы: две алгонкинские этимологии». Доклад, представленный на Второй алгонкинской конференции, Сент-Джонс, Ньюфаундленд .
  • Джонстон, Бэзил (1990) [1976]. Оджибвейское наследие . Линкольн: Издательство Университета Небраски.
  • Джонстон, Бэзил (2001) [1995]. Манитоус . Сент-Пол: Издательство Исторического общества Миннесоты.
  • Марано, Лу (1982). «Психоз Виндиго: анатомия эмико-этической путаницы». Современная антропология . 23 : 385–412. дои : 10.1086/202868 . S2CID   147398948 .
  • Паркер, Сеймур (1960). «Психоз Виитико в контексте личности и культуры оджибва» . Американский антрополог . 62 (4): 603–623. дои : 10.1525/aa.1960.62.4.02a00050 .
  • Шварц, Герберт Т. (1969). Виндиго и другие сказки оджибвеев . Торонто: Макклелланд и Стюарт.
  • Смоллман, Шон (2014). Опасные духи: Виндиго в мифах и истории . Виктория, Британская Колумбия: Издательская компания Heritage House. ISBN  9781772030334 .
  • Тейчер, Мортон И. (1961). «Психоз Виндиго: исследование взаимосвязи между убеждениями и поведением среди индейцев северо-востока Канады». В материалах ежегодного весеннего собрания Американского этнологического общества 1960 г. , под ред. Верн П. Рэй. Сиэтл: Вашингтонский университет Press.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 19ce969029652b9457b1daa6fbcefb44__1722410880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/44/19ce969029652b9457b1daa6fbcefb44.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wendigo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)