Клановая система Анишинаабэ
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Анишинаабе алгонкиноязычных , как и большинство групп в Северной Америке, основывают свою систему родства на кланах или тотемах . Слово оджибве , обозначающее клан ( дудем ), было заимствовано в английский язык как тотем . Роды, основанные преимущественно на животных, играли важную роль в традиционных занятиях, межплеменных отношениях и браках. Сегодня клан остается важной частью идентичности Анишинаабе. Каждому клану запрещено каким-либо образом причинять вред своему представителю животного, поскольку это является плохим предзнаменованием.
Традиция
[ редактировать ]Народы анисинаабе делятся на ряд дудеманов , или кланов, (единственное число: дудем ), названных главным образом по тотемам животных (или дудем , как сказал бы это слово оджибве по-английски). [1] На Anishinaabemowin языке «ода» означает сердце. Дудем или клан буквально переводится как «выражение или отношение к сердцу»; другими словами, doodem относится к большой семье. Согласно письменной/устной традиции, Анишинаабег занимал северо-восточные леса Черепашьего острова (Северная Америка). Истоки Кланов заключаются в подаче гетай-анишинобегам после очищения Земли водой. Поскольку память людей была стёрта начисто. Анишинаабэ Тоодаймс: это социальный контекст политики, родства и идентичности народов Анишинабегов.
Мех установил «рамки социальной организации, чтобы дать им силу и порядок». [2] в котором каждый тотем представляет собой основную отрасль знаний и ответственности, необходимую для общества. Сегодня эту структуру составляют семь общих тотемов. Журавль и гагара — это лидеры, отвечающие за наблюдение и руководство людьми. Рыбы являются учеными и посредниками и отвечают за разрешение споров между журавлем и гагарой. Медведи — одновременно полицейские и собиратели лекарств. Куницы — охотники, но также и воины. Лоси являются посредниками и олицетворяют мир. Кланы являются для Анишинавбега одновременно средством приобретения и сохранения знаний. Знания, полученные посредством опыта и взаимодействия с миром природы и другими членами клана, передаются и развиваются из поколения в поколение. [3]
Традиционно каждая группа имела в высшей степени демократичный независимый совет, состоящий из лидеров семей / кланов общин или одоодеманов , причем группа часто определялась главным дудемом . При встрече с другими народами оджибве традиционное приветствие звучит так: «Какой у тебя дудем ?» (« Ааниин оодемааян? »), чтобы установить социальное поведение между двумя встречающимися сторонами как в семье. Запрещены браки между членами одного клана. [3]
Этимология
[ редактировать ]Слово ододем является зависимым существительным. Говоря о своем собственном дудеме , анисинаабэ говорил бы nindodem(-ag) («мой клан(ы)»), gidoodem(-ag) («ваш клан(ы)») для адресатов и odoodeman («его/ее клан( ы)»). (s)') для других. [4]
Педагогика
[ редактировать ]Клановая система является неотъемлемой частью приобретения и сохранения знаний Анисинаабе. Каждый клан вносит свой вклад в развитие общества, а отдельные члены вносят свой вклад в знания клана посредством своего опыта. При жизни члены клана могут получить знания, известные клану; упор делается на личный опыт, а не на строгие отношения ученика и учителя. Хотя члены клана учатся через отношения с другими членами клана, именно опыт, полученный в результате этих отношений, позволяет им получать знания. На протяжении всей жизни члена клана полученные им знания, ранее неизвестные клану, добавляются к коллективным знаниям клана. [5] Эти знания затем передаются будущим поколениям, способствуя «потоку Небвакавина (мудрости), который передается из поколения в поколение». [6]
Несмотря на давление со стороны колониального общества в Канаде и Соединенных Штатах, многие знания Анисинаабе сохранились, и их продолжают распространять и развивать. Александра Вульфа «18 историй Земного старейшины: Путь Пинайзитта» доктора Дэна Маскуа , «Семь огней: учения клана медведя» Эдварда Бентона-Банаи и «Книга Мишомис: Голос оджибвея» — вот несколько известных произведений литературы Анисинаабе. Эти издания являются важными носителями знаний, передающихся от предков будущим поколениям. [5]
Клановые тотемы
[ редактировать ]Всего был по крайней мере двадцать один тотем оджибве, записанный Уильямом Уипплом Уорреном . Другие записывающие устройства, такие как Джон Таннер , перечисляют гораздо меньше, но с разными дудемов типами . У потаватоми зафиксировано не менее 15 различных тотемов. лишь горстку одоодеманов Типы кланов сегодня довольно обширны, но обычно в каждой из общин Анисинаабе можно найти . Как и любой другой народ, говорящий на анишинавбегах, клановая система анишинавбегов служила системой социального переплетения, а также средством разделения труда. Клановые группы или фратрии перечислены ниже, в которых перечислены все дудемные кланы или роды внутри своей группы. Известные кланы Анишинавбегов перечислены ниже.
Бимавидаси Группа
[ редактировать ]Группе Бимаавидааси были поручены разведка, охота и собирательство.
- Подразделение «Копыта»:
- Moozwaanowe («Маленький» лосиный хвост) (
- Moozens или Moozoons или Moozonii (Маленький лось )
- Муз ( Лось )
- Адик ( Карибу ) — тотем Адик распространен среди оджибва и к северу от озера Верхнее. Известная семья из этого дудема из района Гранд-Портидж переехала в Ла-Пуэнт и произвела на свет вождей Мамонгазеду и Вободжига . Позже члены этого отделения стали лидерами Sault Ste. Мари .
- Ваваашкеши ( олень)
- Мишеве ( Лось )
- Бижики ( Баффало )
- Подразделение «Лапочки»:
Гиишкижигван Группа
[ редактировать ]Группе Гиишкижигван было поручено обучение и исцеление.
- Рыбы или имена ( Рыбы )
- Микинаак ( щелкающая черепаха )
- Грязевая Mud turtleчерепаха
- Мискваадеси ( Раскрашенная черепаха )
- Джинебиг ( Змея )
- Омадзаандамо ( Черная змея )
- Midewewe или Ozhiishiigwe ( гремучая змея ), [7] или Чжиисиигваан (Погремушка)
- Омакакий ( лягушка )
- Нигиг ( Выдра )
- Пророк ( Мерман )
- Ashaageshiinh (CrabКраб
Нук Группа
[ редактировать ]Группа Нук отвечала за защиту и исцеление. Хотя сегодня клан Медведя слился в один клан, известный как Нук , когда-то Медведь был самым крупным — настолько большим, что его тело было разделено на части тела, такие как голова ( макоштигваан или «медведь- череп»), ребра и ступни ( «Ноокезид» , или «нежная стопа»), а также различные виды медведей, такие как Ваабушки-маква , или «белый черный медведь », и Мисимаква , или « медведь гризли ».
- Makwa (Медведь )
- Макоштигваан (Медвежий череп)
- Ноокезид (Нежная нога)
- Макокон (медвежья печень)
- Мискваааа (Кровь)
- Ваабушки-маква (Белый черный медведь )
- Мисимаква ( медведь гризли )
- Бижив ( Рысь )
- Ma'iingan Волка (WolfСмерть
Басвенаажи Группа
[ редактировать ]На группу Басвенаажи традиционно возлагалась ответственность за исходящую международную связь. Из-за этого об участниках группы Baswenaazhi часто говорят, что они самые громкие.
- Бинеси ( Тандерберд )
- Аджиджаак ( Журавль или «Гром»)
- Несаваакваад («Раздвоенное дерево»)
- Ашаги ( Цапля )
- Gekek (HawkЯстребы
- Омигизи (мы) ( Белоголовый орлан )
- Митигомиж (Дуб белый)
- Вигваас (береста)
- Гинив ( Беркут )
- Бибиигивизенс ( Ястреб-перепелятник )
- Макаде-гекек(мы) ( Чёрный ястреб )
- Аджиджаак ( Журавль или «Гром»)
Бемаангик Группа
[ редактировать ]Бемаангик . отвечает за внутреннюю/внутреннюю связь Их часто обвиняли в поджогах собственных советов сообщества, и они помогали вести диалог по всем внутренним/внутренним вопросам.
- Бинешиинх ( Птица )
- Аанаавен [9] ( Шилохвост ) (Ой)
- Овеве ( Дикий гусь или «Лебедь»)
- Бине ( куропатка или « индейка ») или Аагаск ( рябчик ) (Ой, По)
- Ника ( Гусь ) (Мисс, Одж)
- Маанг ( Лун ) (Ал, Одж, Од, По)
- (Макаде)Жиишииб ( (Чёрная) утка ) (Одж)
- Чайка ( Ой , Од)
- Дживисквиискиве ( Бекас ) (Ой)
- Омушка'узи ( Выпь ) (Одж)
- Жедег ( Пеликан )
- Ogiishkimanisii ( Kingfisher ) (Al, Oj)
- Aandeg ( Crow ) (Po)
- Gaagaagishiinh (Ravenворон
- Омиимии ( Голубь ) (Мс)
- Сорока ( ) мс
Метафоры
[ редактировать ]Иногда вместо обращения к тотему по имени фактического существа клан идентифицируется с помощью метафоры, описывающей характеристики тотема клана. Метафоры, сохранившиеся до наших дней, включают:
- Бимавидаси 'Перевозчик' = Амик ( мы ) 'Бобр'
- Гиишкижигван «Отрезанный хвост» = Маанамег «Сом».
- Нук «Нежный» = Маква «Медведь».
- Baswenaazhi 'Echo-maker' = Ajijaak ( мы ) 'Журавль'
- Bemaangik 'Проходной эхолот' = Owewe 'Дикий гусь'
Социальный заказ
[ редактировать ]Некоторые национальные подразделения просто назывались по их основному клановому компоненту. Примером этого может служить Маандаве-дудем («Клан Рыбака») народа Мешквакихаки , живущего вдоль южного берега озера Верхнее . Дальше от Маандаве-дудем находился Ваагош-дудем («Клан Лисы») Мешквакихаки , которых по-английски называют « Племя Лисы». Когда маандаве потерпели поражение в крупной битве между оджибве и народами мешквакихаки, выжившие маандаве были приняты как часть нации оджибва, но вместо этого как ваабижеши-дудем («клан куниц»). Среди некоторых оджибве клан Ваабижеши также используется для обозначения формы усыновления, т. е. отца-неродного и матери-оджибве. В других случаях, например, в сообществах ододем , таких как Амикваа , к ним относились как к полностью взаимозависимым нациям Конфедерации Анишинаабег или давали обозначение, отражающее их основную функцию в социальном порядке, как в случае с Мануминикешииньяг («Рельсы»). или Waawaashkeshi-ininiwag («Люди [-клана] оленей»).
Некоторые дудемы указывают на неоджибвийское происхождение. Помимо Ваабижеши , к ним относятся Огиишкиманисии-додем (Клан Зимородка) и Майинган-додем ( Клан Волка ) для Дакоты и Мигизи-доодем ( Клан Орла ) для американцев . Есть и другие ододемы, сегодня считаются редкими среди оджибва, поскольку ододемы мигрировали в другие племена, такие как Нибиинаабе-дудем ( Клан Мерманов ), который проявляется как Клан Духов Воды Виннебаго которые .
Родство
[ редактировать ]у оджибва Понимание родства сложное, поскольку оно учитывает не только ближайших родственников, но и расширенную семью. Это считается модифицированной раздвоенного слияния (ирокезов) системой родства . Следовательно, оджибва говорил не только о дедушке ( нимишумис ) и бабушке ( ноокомис ), отце ( ноос ) и матери ( нингаши ) или сыне ( нингозис ) и дочери ( ниндаанис ), но также говорили о старшем брате ( нисайенх ). ), младший брат ( нисиименх ), перекрестный дядя ( нижишенх ), параллельная тетя ( ниноошен ), брат и сестра мужского пола того же пола ( ниикаанис ), родной брат женского пола того же пола ( ниидигикуонх ) и брат противоположного пола ( ниндавемаа ), а также перекрестный -двоюродный брат противоположного пола ( ниинимошен ), и это лишь некоторые из них.
Братья и сестры обычно разделяют один и тот же термин с параллельными кузенами , как и в любой системе родства слияния Bifurcate, поскольку они являются членами одного и того же doodem , но модифицированная система позволяет младшему брату и сестре использовать тот же термин родства с младшими кросскузенами ( nishiimenh ). Кроме того, сложность ослабевает по мере удаления от непосредственного поколения говорящего, при этом некоторая степень сложности сохраняется и у родственниц женского пола (например, ninooshenh — это «сестра моей матери» или «невестка моего отца», т. е. моя параллель). -тетя, но также и «кросскузина моих родителей»). Оджиба коллективно называют как прадедов, так и старшие поколения, а также правнуков и младшие поколения ааникообиджиган . Этот знак родства/кланов говорит о самой природе всей философии/образа жизни Анишинаабе, то есть о взаимосвязи и балансе между всеми живущими поколениями и всеми поколениями прошлого и будущего.
Помимо дудема Анишинаабег , родственными кланам Анишинаабе считаются кланы других племен, если они имеют такое же обозначение. Следовательно, например, союз между членом клана медведей Анишинаабе и членом клана медведей чероки будет считаться незаконным - даже кровосмесительным - многими традиционными общественными группами.

Примечательный
[ редактировать ]Белый журавль
[ редактировать ]
Клан Белого Журавля был традиционными потомственными вождями оджибве в Су-Сент. Острова Марии и Мэдлин и были одними из наиболее могущественных вождей, с которыми столкнулись первые французские исследователи озера Верхнее . В состав клана журавля входят:
- Тагвагане - важный вождь острова Мэдлин в начале 19 века.
- Иквесеве - жена Мишеля Кадота и тезка острова Мэдлин.
гагара
[ редактировать ]
Тесно связанные с кланом журавлей, члены клана гагар стали важными вождями на южном берегу озера Верхнее в период торговли мехом.В состав клана гагар входят:
- Шеф Буффало – известный вождь острова Мэдлин.
- Уолтер Бресетт - Red Cliff Ojibwe активист
Медведь
[ редактировать ]
Члены клана медведей, всегда самые многочисленные из Анишинабегов, традиционно были воинами и полицейскими (Огичидаа), а также целителями. Многие члены клана продолжают исполнять эти роли и сегодня. Клан медведя предоставил большую часть тех, кто участвовал в блокаде поезда на Бад-Ривер . В художественной литературе полицейские в романах Луизы Эрдрих происходят из клана медведей.
Орел
[ редактировать ]
Тотем орла, один из самых распространенных кланов, когда-то принадлежал к меньшим кланам. Однако число членов тотема орла выросло, когда к этому тотему были прикреплены новые члены, чьи предки по отцовской линии были американцами. Поскольку первый устойчивый контакт анисинаабэ с Соединенными Штатами произошел через правительственных чиновников, символ американского орла был принят за маркер клана. В состав клана Орла входят:
- Уильям Уиппл Уоррен - историк оджибве XIX века.
- Нанебахвекуа - Миссиссоги миссиссер и пресс-секретарь оджибвеев
- Какевакуонаби - Миссиссоги Оджибвея методистский миссионер и представитель
- Антон Треуер - историк оджибве племени Лич-Лейк-Бэнд и языковой активист
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ниндоодемаг: Значение сетей алгонкинского родства в районе восточных Великих озер, 1600–1701 гг.
- Тотемные подписи аборигенов, Великий Монреальский мир, 1701 г.
- ДЕЛА / НАЦИИ - Справочник лиц коренных народов Юго-Западного Онтарио, 1750–1850 годы, , подписавшие договор. составленный Грегом Курно, показывающий некоторые дудемы
- Введение в термины родства. Архивировано 26 января 2021 года в Wayback Machine доктором Дж. Рэндом Валентайном.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ WiLLMoTT, К. (2016). Пиктограммы Анишинаабе Дудем: повествовательные надписи и личности. Вместе мы выживем: этнографические интуиции, дружба и разговоры.
- ^ Акуз Мисквонигеесикокве, Дж. (2011). «Минджимендаамовинон» анисинаабе читает и исправляет все наши отношения на письменном английском языке.
- ^ Jump up to: а б Флокен, GH (2013). Анализ традиционного руководства гражданских вождей оджибве
- ^ Народный словарь оджибве https://ojibwe.lib.umn.edu/main-entry/dodem-nad. Архивировано 7 января 2021 г., в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Чартран, Р. (2012). Педагогика Анисинаабе. Канадский журнал местного образования.
- ^ Акуз Мисквонигеесикокве, Дж. (2011). «Минджимендаамовинон» анисинаабе читает и исправляет все наши отношения на письменном английском языке.
- ^ указан На старых картах Ожиисиигве как «Ачилигуэ» или «Чилигуэ».
- ^ Кларк, Патрисия Робертс (21 октября 2009 г.). Племенные названия Америки: варианты написания и альтернативные формы, перекрестные ссылки . МакФарланд. п. 10. ISBN 978-0-7864-5169-2 .
- ^ Также Ахахве , А-ау-вау , Аау-вау , [8] Аааавен или Ааааве .
- Бентон-Банаи, Эдвард. (1979) Книга Мишума .
- Хильгер, М. Инес. (1951) Детская жизнь Чиппева и ее культурная основа .
- Джонсон, Бэзил. (1990) Наследие оджибвеев .
- Таннер, Джон. (1830) Рассказ о пленении и приключениях Джона Таннера (американского переводчика в Саут-де-Сент-Мари) во время тридцатилетнего проживания среди индейцев во внутренних районах Северной Америки , изд. Эдвин Джеймс.
- Уоррен, Уильям В. (1851) История народа оджибвеев .
- Муни и Томас. (1910) Справочник американских индейцев севера Мексики .