Jump to content

Клановая система Анишинаабэ

Анишинаабе алгонкиноязычных , как и большинство групп в Северной Америке, основывают свою систему родства на кланах или тотемах . Слово оджибве , обозначающее клан ( дудем ), было заимствовано в английский язык как тотем . Роды, основанные преимущественно на животных, играли важную роль в традиционных занятиях, межплеменных отношениях и браках. Сегодня клан остается важной частью идентичности Анишинаабе. Каждому клану запрещено каким-либо образом причинять вред своему представителю животного, поскольку это является плохим предзнаменованием.

Традиция

[ редактировать ]

Народы анисинаабе делятся на ряд дудеманов , или кланов, (единственное число: дудем ), названных главным образом по тотемам животных (или дудем , как сказал бы это слово оджибве по-английски). [1] На Anishinaabemowin языке «ода» означает сердце. Дудем или клан буквально переводится как «выражение или отношение к сердцу»; другими словами, doodem относится к большой семье. Согласно письменной/устной традиции, Анишинаабег занимал северо-восточные леса Черепашьего острова (Северная Америка). Истоки Кланов заключаются в подаче гетай-анишинобегам после очищения Земли водой. Поскольку память людей была стёрта начисто. Анишинаабэ Тоодаймс: это социальный контекст политики, родства и идентичности народов Анишинабегов.

Мех установил «рамки социальной организации, чтобы дать им силу и порядок». [2] в котором каждый тотем представляет собой основную отрасль знаний и ответственности, необходимую для общества. Сегодня эту структуру составляют семь общих тотемов. Журавль и гагара — это лидеры, отвечающие за наблюдение и руководство людьми. Рыбы являются учеными и посредниками и отвечают за разрешение споров между журавлем и гагарой. Медведи — одновременно полицейские и собиратели лекарств. Куницы — охотники, но также и воины. Лоси являются посредниками и олицетворяют мир. Кланы являются для Анишинавбега одновременно средством приобретения и сохранения знаний. Знания, полученные посредством опыта и взаимодействия с миром природы и другими членами клана, передаются и развиваются из поколения в поколение. [3]

Традиционно каждая группа имела в высшей степени демократичный независимый совет, состоящий из лидеров семей / кланов общин или одоодеманов , причем группа часто определялась главным дудемом . При встрече с другими народами оджибве традиционное приветствие звучит так: «Какой у тебя дудем ?» (« Ааниин оодемааян? »), чтобы установить социальное поведение между двумя встречающимися сторонами как в семье. Запрещены браки между членами одного клана. [3]

Этимология

[ редактировать ]

Слово ододем является зависимым существительным. Говоря о своем собственном дудеме , анисинаабэ говорил бы nindodem(-ag) («мой клан(ы)»), gidoodem(-ag) («ваш клан(ы)») для адресатов и odoodeman («его/ее клан( ы)»). (s)') для других. [4]

Педагогика

[ редактировать ]

Клановая система является неотъемлемой частью приобретения и сохранения знаний Анисинаабе. Каждый клан вносит свой вклад в развитие общества, а отдельные члены вносят свой вклад в знания клана посредством своего опыта. При жизни члены клана могут получить знания, известные клану; упор делается на личный опыт, а не на строгие отношения ученика и учителя. Хотя члены клана учатся через отношения с другими членами клана, именно опыт, полученный в результате этих отношений, позволяет им получать знания. На протяжении всей жизни члена клана полученные им знания, ранее неизвестные клану, добавляются к коллективным знаниям клана. [5] Эти знания затем передаются будущим поколениям, способствуя «потоку Небвакавина (мудрости), который передается из поколения в поколение». [6]

Несмотря на давление со стороны колониального общества в Канаде и Соединенных Штатах, многие знания Анисинаабе сохранились, и их продолжают распространять и развивать. Александра Вульфа «18 историй Земного старейшины: Путь Пинайзитта» доктора Дэна Маскуа , «Семь огней: учения клана медведя» Эдварда Бентона-Банаи и «Книга Мишомис: Голос оджибвея» — вот несколько известных произведений литературы Анисинаабе. Эти издания являются важными носителями знаний, передающихся от предков будущим поколениям. [5]

Клановые тотемы

[ редактировать ]

Всего был по крайней мере двадцать один тотем оджибве, записанный Уильямом Уипплом Уорреном . Другие записывающие устройства, такие как Джон Таннер , перечисляют гораздо меньше, но с разными дудемов типами . У потаватоми зафиксировано не менее 15 различных тотемов. лишь горстку одоодеманов Типы кланов сегодня довольно обширны, но обычно в каждой из общин Анисинаабе можно найти . Как и любой другой народ, говорящий на анишинавбегах, клановая система анишинавбегов служила системой социального переплетения, а также средством разделения труда. Клановые группы или фратрии перечислены ниже, в которых перечислены все дудемные кланы или роды внутри своей группы. Известные кланы Анишинавбегов перечислены ниже.

Бимавидаси Группа

[ редактировать ]

Группе Бимаавидааси были поручены разведка, охота и собирательство.

Гиишкижигван Группа

[ редактировать ]

Группе Гиишкижигван было поручено обучение и исцеление.

Нук Группа

[ редактировать ]

Группа Нук отвечала за защиту и исцеление. Хотя сегодня клан Медведя слился в один клан, известный как Нук , когда-то Медведь был самым крупным — настолько большим, что его тело было разделено на части тела, такие как голова ( макоштигваан или «медведь- череп»), ребра и ступни ( «Ноокезид» , или «нежная стопа»), а также различные виды медведей, такие как Ваабушки-маква , или «белый черный медведь », и Мисимаква , или « медведь гризли ».

Басвенаажи Группа

[ редактировать ]

На группу Басвенаажи традиционно возлагалась ответственность за исходящую международную связь. Из-за этого об участниках группы Baswenaazhi часто говорят, что они самые громкие.

Бемаангик Группа

[ редактировать ]

Бемаангик . отвечает за внутреннюю/внутреннюю связь Их часто обвиняли в поджогах собственных советов сообщества, и они помогали вести диалог по всем внутренним/внутренним вопросам.

Метафоры

[ редактировать ]

Иногда вместо обращения к тотему по имени фактического существа клан идентифицируется с помощью метафоры, описывающей характеристики тотема клана. Метафоры, сохранившиеся до наших дней, включают:

  • Бимавидаси 'Перевозчик' = Амик ( мы ) 'Бобр'
  • Гиишкижигван «Отрезанный хвост» = Маанамег «Сом».
  • Нук «Нежный» = Маква «Медведь».
  • Baswenaazhi 'Echo-maker' = Ajijaak ( мы ) 'Журавль'
  • Bemaangik 'Проходной эхолот' = Owewe 'Дикий гусь'

Социальный заказ

[ редактировать ]

Некоторые национальные подразделения просто назывались по их основному клановому компоненту. Примером этого может служить Маандаве-дудем («Клан Рыбака») народа Мешквакихаки , живущего вдоль южного берега озера Верхнее . Дальше от Маандаве-дудем находился Ваагош-дудем («Клан Лисы») Мешквакихаки , которых по-английски называют « Племя Лисы». Когда маандаве потерпели поражение в крупной битве между оджибве и народами мешквакихаки, выжившие маандаве были приняты как часть нации оджибва, но вместо этого как ваабижеши-дудем («клан куниц»). Среди некоторых оджибве клан Ваабижеши также используется для обозначения формы усыновления, т. е. отца-неродного и матери-оджибве. В других случаях, например, в сообществах ододем , таких как Амикваа , к ним относились как к полностью взаимозависимым нациям Конфедерации Анишинаабег или давали обозначение, отражающее их основную функцию в социальном порядке, как в случае с Мануминикешииньяг («Рельсы»). или Waawaashkeshi-ininiwag («Люди [-клана] оленей»).

Некоторые дудемы указывают на неоджибвийское происхождение. Помимо Ваабижеши , к ним относятся Огиишкиманисии-додем (Клан Зимородка) и Майинган-додем ( Клан Волка ) для Дакоты и Мигизи-доодем ( Клан Орла ) для американцев . Есть и другие ододемы, сегодня считаются редкими среди оджибва, поскольку ододемы мигрировали в другие племена, такие как Нибиинаабе-дудем ( Клан Мерманов ), который проявляется как Клан Духов Воды Виннебаго которые .

у оджибва Понимание родства сложное, поскольку оно учитывает не только ближайших родственников, но и расширенную семью. Это считается модифицированной раздвоенного слияния (ирокезов) системой родства . Следовательно, оджибва говорил не только о дедушке ( нимишумис ) и бабушке ( ноокомис ), отце ( ноос ) и матери ( нингаши ) или сыне ( нингозис ) и дочери ( ниндаанис ), но также говорили о старшем брате ( нисайенх ). ), младший брат ( нисиименх ), перекрестный дядя ( нижишенх ), параллельная тетя ( ниноошен ), брат и сестра мужского пола того же пола ( ниикаанис ), родной брат женского пола того же пола ( ниидигикуонх ) и брат противоположного пола ( ниндавемаа ), а также перекрестный -двоюродный брат противоположного пола ( ниинимошен ), и это лишь некоторые из них.

Братья и сестры обычно разделяют один и тот же термин с параллельными кузенами , как и в любой системе родства слияния Bifurcate, поскольку они являются членами одного и того же doodem , но модифицированная система позволяет младшему брату и сестре использовать тот же термин родства с младшими кросскузенами ( nishiimenh ). Кроме того, сложность ослабевает по мере удаления от непосредственного поколения говорящего, при этом некоторая степень сложности сохраняется и у родственниц женского пола (например, ninooshenh — это «сестра моей матери» или «невестка моего отца», т. е. моя параллель). -тетя, но также и «кросскузина моих родителей»). Оджиба коллективно называют как прадедов, так и старшие поколения, а также правнуков и младшие поколения ааникообиджиган . Этот знак родства/кланов говорит о самой природе всей философии/образа жизни Анишинаабе, то есть о взаимосвязи и балансе между всеми живущими поколениями и всеми поколениями прошлого и будущего.

Помимо дудема Анишинаабег , родственными кланам Анишинаабе считаются кланы других племен, если они имеют такое же обозначение. Следовательно, например, союз между членом клана медведей Анишинаабе и членом клана медведей чероки будет считаться незаконным - даже кровосмесительным - многими традиционными общественными группами.

Графика системы родства ирокезов
Graphic of the Iroquois kinship system

Примечательный

[ редактировать ]

Белый журавль

[ редактировать ]

Клан Белого Журавля был традиционными потомственными вождями оджибве в Су-Сент. Острова Марии и Мэдлин и были одними из наиболее могущественных вождей, с которыми столкнулись первые французские исследователи озера Верхнее . В состав клана журавля входят:

Тесно связанные с кланом журавлей, члены клана гагар стали важными вождями на южном берегу озера Верхнее в период торговли мехом.В состав клана гагар входят:

Члены клана медведей, всегда самые многочисленные из Анишинабегов, традиционно были воинами и полицейскими (Огичидаа), а также целителями. Многие члены клана продолжают исполнять эти роли и сегодня. Клан медведя предоставил большую часть тех, кто участвовал в блокаде поезда на Бад-Ривер . В художественной литературе полицейские в романах Луизы Эрдрих происходят из клана медведей.

Тотем орла, один из самых распространенных кланов, когда-то принадлежал к меньшим кланам. Однако число членов тотема орла выросло, когда к этому тотему были прикреплены новые члены, чьи предки по отцовской линии были американцами. Поскольку первый устойчивый контакт анисинаабэ с Соединенными Штатами произошел через правительственных чиновников, символ американского орла был принят за маркер клана. В состав клана Орла входят:

[ редактировать ]


  1. ^ WiLLMoTT, К. (2016). Пиктограммы Анишинаабе Дудем: повествовательные надписи и личности. Вместе мы выживем: этнографические интуиции, дружба и разговоры.
  2. ^ Акуз Мисквонигеесикокве, Дж. (2011). «Минджимендаамовинон» анисинаабе читает и исправляет все наши отношения на письменном английском языке.
  3. ^ Jump up to: а б Флокен, GH (2013). Анализ традиционного руководства гражданских вождей оджибве
  4. ^ Народный словарь оджибве https://ojibwe.lib.umn.edu/main-entry/dodem-nad. Архивировано 7 января 2021 г., в Wayback Machine.
  5. ^ Jump up to: а б Чартран, Р. (2012). Педагогика Анисинаабе. Канадский журнал местного образования.
  6. ^ Акуз Мисквонигеесикокве, Дж. (2011). «Минджимендаамовинон» анисинаабе читает и исправляет все наши отношения на письменном английском языке.
  7. ^ указан На старых картах Ожиисиигве как «Ачилигуэ» или «Чилигуэ».
  8. ^ Кларк, Патрисия Робертс (21 октября 2009 г.). Племенные названия Америки: варианты написания и альтернативные формы, перекрестные ссылки . МакФарланд. п. 10. ISBN  978-0-7864-5169-2 .
  9. ^ Также Ахахве , А-ау-вау , Аау-вау , [8] Аааавен или Ааааве .
  • Бентон-Банаи, Эдвард. (1979) Книга Мишума .
  • Хильгер, М. Инес. (1951) Детская жизнь Чиппева и ее культурная основа .
  • Джонсон, Бэзил. (1990) Наследие оджибвеев .
  • Таннер, Джон. (1830) Рассказ о пленении и приключениях Джона Таннера (американского переводчика в Саут-де-Сент-Мари) во время тридцатилетнего проживания среди индейцев во внутренних районах Северной Америки , изд. Эдвин Джеймс.
  • Уоррен, Уильям В. (1851) История народа оджибвеев .
  • Муни и Томас. (1910) Справочник американских индейцев севера Мексики .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 66eab3bb418f237683c101d57ac1890f__1722183480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/0f/66eab3bb418f237683c101d57ac1890f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anishinaabe clan system - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)