Джибаябуз
Джиибайабуз (по слоговому письму : ᒋᐸᔮᐴᔅ ) в мифологии оджибве , также известный как Чипиапус или Чиби-ауб-узу , что означает «Дух кролика» или «Призрак кролика». Эта фигура также появляется в мифологии абенаков Матегуас , что означает «Кролик». Эта фигура является духом-обманщиком и занимает видное место в их повествованиях, включая историю сотворения мира. В зависимости от традиции он был либо вторым [1] или третий сын [2] :37 Виининваа , («Питание») [а] человеческая мать и Э-бангишимог («На Западе»), духовный отец.
Истории о Джийбайабузе наполнены всем мистическим и духовным. При жизни Джиибаябуз был одержим манитусом и взаимодействием людей друг с другом. Благодаря своему регулярному общению с маниту через сны, он научил людей важности снов и методам общения с маниту. Как и любой младший брат, он подвергался насмешкам со стороны своего старшего брата Маджиикивиса . Однако действия Маджикиви пошли еще дальше, поскольку Джийбаяабуз погиб в результате вызова своего старшего брата.
Даже после смерти его джибай («Призрак») продолжал быть одержимым манитусом и обучал людей обрядам и церемониям поисков видений и церемониям очищения. Бэзил Джонстон также добавляет, что Джийбаяабуз стал «Вождем подземного мира» и «завещал дух музыки, песнопений и поэзии народам анисинаубаэ ». [2] :49
Среди абенаки Матегуас из мертвых научил своего живого брата Глускаба обрядам и церемониям поисков видений и церемониям очищения, чтобы утешить своего скорбящего брата. Это стало основой ритуалов Мидевивин , которые Глускаб затем передал людям.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Анишинабег называют имя матери «питанием», но Скулкрафт предполагает, что это имя происходит от Дакоты Вайноны («первенец»).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ходжес, Фредерик В. (1910). «Нанабожо». Справочник американских индейцев севера Мексики . Том. 2. Вашингтон, округ Колумбия: Правительственная типография. стр. 19–23.
- ^ Перейти обратно: а б Джонстон, Бэзил (1995). «Чиби-об-узу». Манитус: Духовный мир оджибвеев (Первое изд.). Нью-Йорк: HarperPerennial. стр. 37–50. ISBN 0-06-017199-5 . OCLC 32551320 .