Мифология абенаков
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2007 г. ) |
Абенаки коренные народы — Америки, проживающие в северо-восточном лесном регионе. Их религиозные верования являются частью традиции Мидевивин , церемонии которой проводят хранители лекарств , называемые Медеулин или Мдавинно . [ нужна ссылка ]
Создание [ править ]
В мифологии абенаков высшим божеством является Гичи Ниваскв, которого также называют Табалдак или Дабалдак, что означает «Господь», и Нивасковоган, что означает «Великий Дух» . Согласно мифу о творении, не существовало ни звука, ни цвета до тех пор, пока Гичи Ниваск не пожелал этого и не начал процесс создания мира. Для этого он вызвал гигантскую черепаху по имени Толба из первобытных вод , создав землю поверх панциря Толбы и облака над ним. После этого творения Великий Дух заснул и начал мечтать о каждом существе и растении, когда-либо существовавших, а проснувшись, обнаружил, что его сны стали реальностью, когда он спал. Таким образом, вновь созданный мир был населен живыми существами. [1]
и переход эпохами между Глускаб
Главным героем, ответственным за заботу о творениях Гичи Нивасква и переходе между тремя эпохами, является Глускаб , известный под разными именами, такими как Глускап, Глускап, Глускабе и Клооскомба в различных ветвях племен абенаков. Хотя Глускаб и не является полноценным божеством в мифологии, он характеризуется как существо со сверхъестественными способностями, которое использует их, чтобы облегчить жизнь человечеству, сохраняя при этом любовь к обману и розыгрышам людей. [2]
Одним из многих подвигов Глускаба было обмануть великого орла Памолу , который создает ветер, взмахивая крыльями, чтобы позволить ему связать свои крылья, и освободить их, как только орел пообещал вызывать штормы только иногда. Глускабу также приписывают уменьшение бобров до их современных размеров, поскольку в древние времена они были крупнее людей. Он делал это, гладя их по голове, и с каждым питомцем он использовал свою магию, чтобы они становились все меньше и меньше. Самая распространенная история была о том, как Глускаб превратил сироп в кленовых деревьях в сок. Первоначально сироп можно было найти прямо в кленах, поэтому люди весь день сидели под деревьями и позволяли сладкому угощению капать прямо в рот, оставляя поля без присмотра и дома неопрятными. Глускаб поливал клены водой, чтобы разбавить сироп, а это означало, что люди больше не могли получать кленовый сироп , не собирая его и не варя, получая гораздо меньше, чем они собрали. Таким образом, Глускаб гарантировал, что люди не станут ленивыми в своей жизни. [3]
В некоторых версиях своей истории Глускаб упоминается как близнец Мальсума или Мальсумиса, более злобного существа, которое стремится усложнить жизнь людям, а не облегчить. Однако есть некоторые сомнения в том, действительно ли эта версия исходит из мифологии абенаков или это ошибочно приписываемая ирокезская сказка, поскольку существует только один известный источник внутри племен абенаков и нет более широких знаний о ней внутри них. [4]
Три возраста [ править ]
Абенаки полагают, что с момента создания мир прошел через три отдельные эпохи, определяемые человечеством и его отношениями с другими животными. Во-первых, это Древний век, когда люди и животные рассматриваются как равные, за которым следует Золотой век, когда люди начинают отделять себя от других животных. Наконец, существует настоящая эпоха, которая отмечена нынешним статусом людей, полностью отделенных от остальных животных. [ нужна ссылка ]
Существа древней эпохи [ править ]
Мифология |
---|
- Атозис - медеулин , гуманоид -рептилия , заставляет людей находить палку, чтобы приготовить из нее пищу, был ослеплен Мусбасом .
- Азебан — « Енот енота или росомахи . обманщик », дух-
- Ки-вакв - гигантский лесной каннибал.
- Кисосен — «Несущий Солнце», солнечное божество , орел, чьи крылья открывались, чтобы создать день, и закрывались, чтобы вызвать ночь.
- Кита-ског «Большая Змея» или Пита-ског «Великая Змея» — Рогатый Змей , сражающийся с Па-дон-ги-аком.
- Кчи-авасос — «Большая Медведица», чаша звезды Большой Медведицы — Большая Медведица, за которой каждую ночь гонятся трое охотников ; его убивают каждую осень, и его кровь капает на землю, делая листья коричневыми, а созвездие переворачивается; оно исправлено, и он возрождается каждую весну
- Матегуас (также Мат-гвас ) — дух кролика , первый (один из магических) кроликов, первый медеулин , легендарный основатель Мидевивин .
- Мети-колен-ол — раса злых волшебников с ледяными сердцами.
- Наном-кеа-по-да — подземный дух, вызывающий землетрясения.
- Нибен – «Лето», женщина, потрясающая красота которой заставляет Пе-бена отступить на север; она представляет лето
- Памола — птица и ночной дух, который уводит пленников в Аломкик , недалеко от горы Катадин , и вызывает холод .
- Псонен «Приносящий снег» — дух орла, создающий снег , раскрывая крылья.
- Падогийик «Громовники» — семь белокожих, золотоволосых братьев , полулюдей-полуптиц , бывших обитателей озера Шамплейн , воинственных, громовых и молниеносных духов.
- Пебон «Зима» — могущественный колдун, усыпляющий своих слушателей , когда рассказывает истории, дух зимы.
- Сигуан «Весна» — молодой самец, который любил летнюю пору и каждую весну привозил ее на север.
- Табалдак «Хозяин» — андрогинный творец существования.
- Ва-вон-ди-а-мегв «Улитка» — дух- улитка , который может жить на деревьях , на суше или в воде, а также менять размер и внешний вид, чтобы походить на огромную змею , аллигатора или чешуйчатого человека; имеет рога, которые можно измельчить в волшебный порошок
- Вад-зоо-сен — орел, который взмахивает крыльями, создавая ветер . Глускаб пытается остановить свой ветер, чтобы охотиться, связывая ему крылья и перемещая его, но понимает, что без ветра земля и вода пострадают, и отпускает его достаточно, чтобы позволить немного ветра.
- Вассан-мон-ганехла-ак — раса людей, которые играют в игры с шаром света, вызывающими северное сияние.
Существа Золотого Века [ править ]
- Удзи-хозо ( Одзихозо ), также известный как Глускаб/Глускабе (Глоос Ка Бе) [5] — («человек, создавший самого себя») человек, живший до изобретения ног . Он таскал свое тело, создавая горы , долины и реки (в этой ранней форме он упоминается как Беми-гидзин-поби-зеед ), а также озеро Шамплейн , священное для абенаков. Одзихозо превратился в камень в озере ( Рок Дандер , примерно в 1,4 милях (2,3 км) к западу от Берлингтона, штат Вермонт ), в котором, как говорят, он обитает. [6]
- Тул-ба (Толба) — глупый дух- черепаха , дядя Глускаба.
- Пла-вин-ну - дух-черепаха, мать Глускаба, дух-покровитель Сокваки .
- Агаскв (также Нокемис) — («сурок», также известный как , «моя бабушка») — очень мудрый сурок -дух абенаков Нокемис . Она бабушка Глускаба .
- Моос-бас - норки , приемный сын на Глускабе, могущественный стрелок, иногда исполняет желания. дух
- Глускаба Мул-сем — одна из собак , белая, могла уменьшаться или увеличиваться.
- М-да-велх-ак - дух гагары в образе собаки, посланник Глускаба, одна из его собак, черная, могла уменьшаться или увеличиваться.
- А-сени-ки-вакв — раса каменных гигантов, первых людей, которых создал Глускаб, но затем уничтожил, потому что они давили других животных и повреждали землю своими огромными размерами.
Существа нынешнего века [ править ]
- Алом-баг-винно-сис или Алом-бегви-но-сис — озорная карликовая раса людей, опрокидывающих каноэ , которые по своему желанию могут увеличивать или уменьшать размер тела; у них также есть горшок, который может превратить несколько зерен кукурузы в огромное количество; Видеть человека якобы предвещает смерть от утопления
- Аск-ви-да-ид - элементаль огня, идентифицируемый как блуждающий огонь , приносящий неудачу и смерть, также связанный с кометами и метеорами.
- Ацоловас – обманщик .
- Ава-хон-до з — духи насекомых , кусающие человека
- Авес-кон-ва — маленький летающий дух, связанный с могавков . племенем
- Батсолованагвес — добрый обманщик
- Бедиг-ваджо (западные абенаки) или Ктаден (восточные абенаки) - культурный герой
- Чибаискведа — болотный газ , предположительно вызванный призраком неправильно захороненного трупа.
- До-гакв-хо-вад - маленькие человечки, которые подпирают открытыми челюсти животных палками, чтобы их не съели.
- Дзи-дзи-бон-да — чудовище , настолько уродливое, что даже он в ужасе от собственного вида.
- Ко-гок — еще один монстр
- Ло-лол - пугающий монстр
- М-ска-гве-демос — болотная женщина, одетая во мох и с мхом вместо волос ; она плачет одна в лесу и потенциально опасна
- Маски-мон-гве-зо-ос - существо- жаба , соблазняет мужчин и детей и убивает их, появляется то в виде куропатки , то в виде женщины, одетой в мох, с поясом из туи. коры
- Мик-мус-ак - пара невысоких близнецов которые соблазняют женщин, которые затем прокляты никогда не желать брака , убивают охотников зимой , , возможно, олицетворение микмак . племени
- Н-дам-кено-вет — полурыба-получеловеческое существо с маленьким лицом и длинными волосами, приставает к купающимся женщинам.
- П-скиг-демо-ос - существо женского пола, убивающее мужчин и детей.
- Пак-зин-сква — некрасивая старуха.
- Пим-сква-ваген-овад — маленькие водные щипательные существа.
- Пок-веджи-мен — маленькие существа, созданные из коры ясеня .
- Ца-цамоле-ас – шумный, шутовской дурак.
- Ци-ноо — человек, сердце которого изо льда и не имеет души ; он поедает души других ради пропитания и силы. См. также Ченоо . [7]
- Вана-геймс-ак — речные существа с настолько узкими лицами, что по сути являются двумерными , дружелюбными существами, которые предупреждали абенаков о предстоящих нападениях.
Ссылки [ править ]
- ^ «Абенаки» . Канадская энциклопедия . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ «Абенаки» . Канадская энциклопедия . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ «Легенды коренных американцев (А – Б)» . www.firstpeople.us . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Дэй, Гордон М. (1976). «Западный трансформер абенаков». Журнал Фольклорного института . 13 (1): 75–89. дои : 10.2307/3813815 . JSTOR 3813815 .
- ^ Афабл, Патрисия О. и Мэдисон С. Бикс (1996). «Топонимы» в Справочнике индейцев Северной Америки , т. 17 (Айвс Годдард, ред.). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, с. 193
- ^ «Небольшой камень в озере Шамплейн имеет глубокие корни в мифологии абенаков» . Вермонтская общественность . 10 декабря 2014 г. Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ «Ченоо, Ледяной великан (Чену, Джину, Чину)» . www.native-languages.org . Проверено 17 сентября 2022 г.