Jump to content

Религия банту

(Перенаправлено из мифологии банту )
А Шона Нанга – шаман и знахарь.

Религия банту — система верований и легенд народа банту в Африке . Хотя народы банту насчитывают несколько сотен различных этнических групп , существует высокая степень однородности , в культурах и обычаях банту, как и в языках банту . [1] Многие культуры банту традиционно верили в верховного бога, имя которого является разновидностью Ньямбе/Нзамбе . [2]

Фраза «традиция банту» обычно относится к общим, повторяющимся темам, которые встречаются во всех или большинстве культур банту по всей Африке . [3]

Традиционные верования [ править ]

Традиционные верования и обычаи африканского народа представляют собой весьма разнообразные верования, включающие различные этнические религии . [4] [5] Как правило, эти традиции носят скорее устный, чем библейский характер , и передаются из поколения в поколение посредством народных сказок, песен и фестивалей. [6] [7] включают веру в множество высших и низших богов, иногда включая верховного творца или силу, веру в духов, почитание мертвых , использование магии и традиционной африканской медицины . Большинство религий можно охарактеризовать как анимистические. [8] [9] с различными политеистическими и пантеистическими аспектами. [4] [10] Анимизм составляет основную концепцию религиозных традиций банту, аналогичную другим традиционным африканским религиям. Сюда входит поклонение божествам-покровителям , поклонение природе , поклонение предкам и вера в загробную жизнь . Хотя некоторые религии приняли пантеистическое мировоззрение, большинство придерживается политеистической системы с различными богами, духами и другими сверхъестественными существами . [8] Традиционные африканские религии также имеют элементы фетишизма , шаманизма и почитания реликвий и обладают высокой сложностью, сравнимой с японским синтоизмом или индуизмом . [11]

Предполагается, что большинство древних традиционных африканских религий, как и большинство других народных религий коренных народов мира, были строго политеистическими и не имели веры в монотеистические концепции, такие как единый верховный бог-творец. Религии коренных народов Африки основаны на почитании предков , вере в духовный мир , сверхъестественные существа и свободу воли (в отличие от более поздней концепции веры ). Умершие люди (а также животные или важные объекты) все еще существуют в духовном мире и могут влиять на физический мир или взаимодействовать с ним. Политеизм был широко распространен в большинстве древних африканских и других регионов мира до появления ислама, христианства и иудаизма . Высшие боги, наряду с другими более специализированными божествами, духами предков, территориальными духами и существами, являются общей темой среди традиционных африканских религий, подчеркивая сложную и развитую культуру древней Африки. [12] [13] [14]

Зулусский шаман и знахарки. Традиционную африканскую медицину можно сравнить с традиционной китайской медициной , хотя многие знания были утеряны после появления ислама и христианства.

Джейкоб Олупона , профессор коренных африканских религий в Гарвардском университете , описал мифологию банту как часть многих традиционных африканских традиций, которые представляют собой сложные анимистические религиозные традиции и верования африканских народов до христианской и исламской колонизации Африки. Почитание предков всегда играло значительную роль в традиционных африканских культурах и может считаться центральным элементом африканского мировоззрения. Предки (призраки/духи предков) являются неотъемлемой частью реальности. Обычно считается, что предки проживали в царстве предков (духовном мире), в то время как некоторые полагают, что предки стали равными по силе божествам, встречающимся в африканских традициях. [15]

Граница между божествами и предками часто оспаривается, но в целом считается, что предки занимают более высокий уровень существования, чем живые люди, и считаются способными даровать своим живым потомкам либо благословения, либо болезни.Предки могут давать советы и даровать удачу и честь своим живым иждивенцам, но они также могут предъявлять требования, например, настаивать на том, чтобы их святыни должным образом поддерживались и умилостивлялись. Вера в предков также свидетельствует об инклюзивной природе традиционной африканской духовности, утверждая, что умершие прародители по-прежнему играют роль в жизни своих живых потомков.

Олупона отвергает западное/исламское определение монотеизма и говорит, что такие концепции не могут отражать сложные африканские традиции и являются слишком упрощенными. В то время как в некоторых традициях есть высшее существо (рядом с другими божествами), в других его нет. Монотеизм не отражает множественности представлений традиционной африканской духовности о божествах, богах и духовных существах. Он резюмирует, что традиционные африканские религии – это не только религии, но и мировоззрение, образ жизни. [15]

Традиционные системы верований банту были изменены в разной степени и разными способами с появлением христианства (или ислама ), поскольку Бог христиан и мусульман был приравнен к верховному божеству банту. [16]

Божества [ править ]

Природа верховного и высочайшего Бога всех богов и божеств часто определена лишь смутно или даже отсутствует, хотя он может быть связан с Солнцем или самым древним из всех предков или иметь другие характеристики. Большинство имен различных божеств включают частицу банту ng ( nk ); некоторые примеры: Ньямбе (банту), Нзамби Мпунгу ( Баконго ), Нзамбичи ( Баконго ), Мулунгу ( Ваяо , Чева , Акамба , Эмбу и другие), уТиксо или Камата ( АмаХоса ), Ункулункулу ( АмаЗулу ), Гулу ( Баганда ), Мулуку. ( Макуа ), Мунгу ( ВаСуахили ), Мукуру ( ОваХереро и ОваХимба ), Кибумба ( Басога ), Имана ( Баньярванда и Барунди ), Модимо Нгай ( и , ) и (Басото и Батсвана), Руханга ( Баньоро Акамба Баньянколе Агикую , Аембу) и другие группы). Во многих традициях предполагается, что боги живут на небесах; Есть также традиции, которые помещают их на какой-нибудь высокой горе, например , на горе Кириньяга - гора Кения, для народа Кикую , Эмбу , что сопоставимо с другими традиционными религиями во всем мире. [ нужна ссылка ]

Верования по странам [ править ]

Камерун [ править ]

Среди этнических групп сава в Камеруне, в частности дуала , баквери , малимба , батанга, бакоко , ороко и родственных им народов сава, дженгу (множественное число миенгу) — водный дух, у баквери имя — лиенгу (множественное число: маенгу). . В Бакоко их называют Бисима. Миенгу похожи на духов Мами Вата . Внешность миенгу у разных людей разная, но обычно говорят, что они представляют собой красивые фигуры, похожие на русалок , с длинными волосами и красивой щелью между зубами. Они живут в реках и морях и приносят удачу тем, кто им поклоняется. Они также могут лечить болезни и выступать посредниками между прихожанами и миром духов. Культ Дженгу обычно создается для поклонения Миенгу. [17] [18]

Конго [ править ]

Космограмма Йова/Дикенга

По словам исследователя Молефи Кете Асанте , «еще одной важной характеристикой космологии баконго является солнце и его движения. Восход, пик, заход и отсутствие солнца составляют основу религиозной культуры баконго. Эти «четыре мгновения солнца» приравниваются к четырем стадиям жизни: зачатию, рождению, зрелости и смерти. Для баконго все проходит через эти стадии: планеты, растения, животные, люди, общества и даже идеи. крест внутри. В этой космограмме, или дикенге, точка встречи двух линий креста является самой мощной точкой и местом, где стоит человек». [4]

Баконго верят, что вначале существовала лишь круглая пустота, называемая мбунги , в которой не было жизни. [4] Нзамби Мпунгу вызвал искру огня, или Калунгу , которая росла, пока не заполнила мбунги . Когда он стал слишком большим, Калунга превратился в великую силу энергии и высвободил горячие элементы в пространстве, образовав вселенную с солнцем, звездами, планетами и т. д. Из-за этого Калунга рассматривается как источник жизни и сила движения. . Баконго верят, что жизнь требует постоянных изменений и вечного движения. Нзамби Мпунга также известен как Калунга, Бог перемен. [4] сходства между верой баконго в Калунгу и теорией большого взрыва . Были изучены [19]

Природа Калунги также духовна. Когда Калунга заполнил мбунги, он создал невидимую линию, разделившую круг пополам. Верхняя половина представляет физический мир, или Ку Нсеке , а нижняя половина представляет духовный мир предков, известный как Ку Мпэмба . [4] Линия Калунга разделяет эти два мира, и все живое существует по ту или иную сторону. После создания линия стала подобна реке, несущей людей между мирами при рождении и смерти. Затем процесс повторяется и человек возрождается. Вместе Калунга и круг мбунги образуют Крест Йова или Дикенга . [4] Считается, что четыре угла креста символизируют четыре момента Солнца: Время Мусони , когда Калунга породил вселенную; Кала Время , когда зародилась биологическая жизнь; Тукула Время , когда на Земле были созданы животные; и Лувемба Время, когда Манхуга, предок всех людей, жил на Земле. [19]

Что касается создания человека баконго, или мунту , четыре момента солнца также играют роль в его развитии. [4] Мусони — это время, когда мунту зачат как в духовном мире, так и в утробе женщины баконго. Кала — это время, когда мунту рождается в физическом мире. Это время также рассматривается как восход солнца. Тукула — это время зрелости, когда мунту учится овладевать всеми аспектами жизни, от духовности до цели и личности. Последний раз — Лувемба, когда мунту физически умирает и входит в духовный мир, или Ну Мпемба, с предками, или бакулу . [4] Поскольку люди баконго обладают «двойной душой-разумом», или мвела-нгинду , они способны существовать и жить в обоих мирах в разные моменты своей жизни. Даже находясь в Ну Мпембе, мунту по-прежнему живут полноценной жизнью, снова готовясь к времени Кала. [4]

Намибия [ править ]

В некоторых мифах банту первый человек родился из растения : например, он произошел из тростника фрагмита, а в мифологии гереро - из дерева «омумборомбонга» . По другим традициям, первые люди вышли из пещеры или ямы в земле. [ нужна ссылка ]

Можно отметить, что, как и во многих мифологиях, мифологии банту о сотворении человека зачастую ограничиваются описанием собственного происхождения, а не происхождения всего человечества. Например, большинство народов банту, сосуществующих с бушменами, не включают их в свои мифы о сотворении (т.е. бушмены, животные и остальное человечество считаются частью вечной вселенной, а не частью конкретной группы или народа). [ нужна ссылка ]

Смерть [ править ]

Хамелеон — вестник вечной жизни во многих мифологиях банту.

В большинстве культур банту существуют легенды и мифы о происхождении смерти . [20] Согласно одному из мифов, хамелеон был послан объявить людям, что они никогда не умрут. Хамелеон отправился на свою миссию, но шел медленно и по пути останавливался, чтобы поесть. Через некоторое время после ухода хамелеона ящерица пришла объявить людям, что они умрут . Будучи намного быстрее хамелеона, ящерица прибыла первой, установив тем самым смертную природу человека. Народы Баганда в центральной Уганде верят, что Валумбе — один из трех сыновей бога неба, сбежавший с небес и брошенный в пропасть своим братом, — до сих пор забирает души Баганды. [ нужна ссылка ]

Традиционные африканские религии обычно верят в загробную жизнь , что видно по тому, как большинство племен проводят свои захоронения. Такие практики, как захоронение мертвых в полдень, чтобы они могли добраться до иного мира до наступления ночи, были обычным явлением, но остались в основном в сельских районах. Некоторые племена проводили обряды, во время которых умерших отправляли с посланиями в потусторонний мир. [ нужна ссылка ]

Считалось, что предки напрямую общались с богами, и им приносились жертвы, чтобы защитить интересы людей. Древние религиозные верования банту остались в неосвоенных или сельских районах. В некоторых странах на знахарей, жрецов древней Африки, смотрят с презрением. Это объясняется влиянием таких религий, как ислам и христианство, которые запрещают колдовство. [ нужна ссылка ]

Поклонение предкам является важной базовой концепцией в большинстве африканских религий. Некоторые африканские религии приняли разные взгляды под влиянием таких религий, как христианство и ислам. [21]

Духи [ править ]

В большинстве африканских культур, включая культуры банту, почитание умерших играет заметную роль. Считается, что духи умерших обитают вокруг и влияют на мир живых. Это духовное существование обычно не считается вечным; духи умерших живут до тех пор, пока есть кто-то, кто их помнит. Как следствие, короли и герои, прославляемые устной традицией , живут веками, тогда как дух простого народа может исчезнуть на смене нескольких поколений. [ нужна ссылка ]

Мертвые общаются с живыми по-разному; например, они разговаривают с ними во сне , посылают предзнаменования или к ним могут обращаться особо одаренные провидцы . Если они принимают какую-либо видимую форму, то часто это форма какого-нибудь животного (скорее всего, змеи , птицы или богомола ). [ нужна ссылка ]

Живые через ясновидящих и провидцев могут обращаться к умершим, чтобы получить совет или попросить об одолжении. Если дух обидится на что-то, сделанное живым человеком, он может причинить болезнь этому человеку или несчастье; в этом случае ясновидящий может помочь этому человеку исправить свою ошибку и усмирить разгневанного мертвеца. Катастрофы , такие как голод или война , могут быть следствием серьезного неправильного поведения всего сообщества. [ нужна ссылка ]

Как и в случае с другими мифологиями, в культурах банту мир мертвых часто находится под землей. Во многих культурах банту существуют мифы и легенды о живых людях, которым каким-то образом удается проникнуть в мир мертвых ( кузиму на суахили ); это может случайно случиться с тем, кто пытается охотиться на дикобраза или другое животное в его норе . Некоторые легенды повествуют о героях, которые охотно входят в подземный мир в каком-то поиске ; примерами являются Мпобе мифологии Баганды ) и Ункама (мифология зулусов). [ нужна ссылка ]

Хотя культуры банту также верят в других духов, кроме духов мертвых (например, в духов природы, таких как «Мвенембаго», «повелитель леса», в мифологии Зарамо ), они играют гораздо меньшую роль. Во многих случаях они изначально были духами умерших людей. [ нужна ссылка ]

Кое-где можно найти следы веры в расу небожителей, отличную от обычных смертных. Например, иногда говорят, что у них есть хвосты. [ нужна ссылка ]

Мифология [ править ]

Существа [ править ]

Мифология банту часто включает в себя монстров , называемых амазиму на языке изизулу и чева и мадимо , мадиму , зимви на других языках. В английских переводах легенд банту эти слова часто переводятся как « огр » или чаще всего «(Духи)», поскольку одной из наиболее отличительных черт таких монстров является то, что они являются людоедами . Иногда они могут принимать облик людей или животных (например, у чага, живущего на Килиманджаро, есть рассказы о монстре с внешностью леопарда ), а иногда могут накладывать заклинания на людей и превращать их в животных. Особым типом монстров являются поднятые, изувеченные мертвецы (имеющие внешнее сходство с зомби западной культуры ), такие как умкову зулусской традиции и ндондоча народа Яо . [ нужна ссылка ]

Народные сказки [ править ]

Традиционная культура большинства народов банту включает в себя несколько басен о персонифицированных говорящих животных. [ нужна ссылка ]

Выдающимся персонажем басен банту является заяц , символ умения и хитрости. Его главный антагонист — хитрая и коварная гиена . Лев и слон обычно олицетворяют грубую силу. Еще умнее зайца является черепаха , которая побеждает врагов своим терпением и сильной волей. Эта символика, конечно, подвержена местным вариациям. В районах, где заяц неизвестен (например, по реке Конго ), его роль часто берет на себя антилопа . В культуре Сото заяц заменен шакалом , возможно, из-за влияния койсанской культуры, где шакал также является символом проницательности, а заяц считается глупым. У зулусов есть истории о зайцах, но в некоторых случаях берет на себя хорек роль умного главного героя . [ нужна ссылка ]

Диаспора в Америке [ править ]

Религия банту, особенно религия, исповедуемая народом баконго, была завезена в Америку через атлантическую работорговлю . К духовным традициям и религиям, сохранившим традиции Конго, относятся Худу , Пало Монте , Лумбалу , Кумина , гаитянский вуду , кандомбле банту и венесуэльский юйю. [22] [23] [24]

См. также [ править ]

Сноски [ править ]

  1. ^ См. Вернер, главу 1.
  2. ^ Шойб, Гарольд (2000). Словарь африканской мифологии: мифотворец как рассказчик . Издательство Оксфордского университета. стр. 108–110, 165–166, 185, 260–261, 288, 379, 430, 464–467, 747–748. ISBN  978-0-19-512456-9 .
  3. ^ См. Линч, с. xi.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Асанте, Тысяча Левитов; Мазама, Мать (2009). Энциклопедия африканской религии Публикации SAGE. стр. 100-1 120–124, 165–166, 361. ISBN.  978-1412936361 .
  5. ^ Ндлову, Томми Матшакаиле (1995). Культурные традиции ндебеле . Дорис Ндлову, Бекитемба С. Нкубе. Гверу, Гасия-Зимбабве: Mambo Press. ISBN  0-86922-624-Х . OCLC   34114180 .
  6. ^ Юргенсмейер, Марк (2006). Оксфордский справочник глобальных религий . ISBN   0-19-513798-1 .
  7. ^ С. Мбити, Джон (1991). Введение в африканскую религию. ISBN   0-435-94002-3 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Киммерле, Хайнц (11 апреля 2006 г.). «Мир духов и уважение к природе: к новому пониманию анимизма» . Журнал трансдисциплинарных исследований в Южной Африке . 2 (2): 15. дои : 10.4102/td.v2i2.277 . ISSN   2415-2005 .
  9. ^ Вонтресс, Клеммонт Э. (2005), «Анимизм: основа традиционного исцеления в странах Африки к югу от Сахары» , Интеграция практик традиционного исцеления в консультирование и психотерапию , SAGE Publications, Inc., стр. 124–137, doi : 10.4135/9781452231648 , ISBN  9780761930471 , получено 31 октября 2019 г.
  10. ^ «История Африки» , Всемирная служба BBC . Архивировано 2 ноября 2015 года в Wayback Machine .
  11. ^ Асукво (2013). «Необходимость переосмысления африканской традиционной религии» .
  12. ^ Окву А.С. (1979). «Жизнь, смерть и традиционное исцеление в Африке». Выпуск: Журнал мнений . 9 (3): 19–24. дои : 10.2307/1166258 . JSTOR   1166258 .
  13. ^ Стэнтон, Андреа Л. (2012). Культурная социология Ближнего Востока, Азии и Африки: Энциклопедия . МУДРЕЦ. ISBN  9781412981767 .
  14. ^ Болдик, Джулиан (1997). Черный Бог: афроазиатские корни еврейской, христианской и мусульманской религий . Издательство Сиракузского университета: ISBN   0-8156-0522-6
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Духовность Африки» . Гарвардская газета . 06.10.2015 . Проверено 30 ноября 2020 г.
  16. ^ Мунгу на самом деле является стандартным переводом слова «Бог», используемым на суахили ; например, в Библии на суахили . Гимн « Танзании » («Боже , Мунгу ибарики Африка благослови Африку»).
  17. ^ «Бакверирама: Культ Лиенгу (Культ Русалки)» . 10 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала 10 февраля 2006 г. Проверено 16 ноября 2021 г.
  18. ^ «Бакверирама: Человек, Мышь, Обезьяна и Дух Воды» . 10 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала 10 февраля 2006 г. Проверено 16 ноября 2021 г.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Луялука, Киатесуа Лубанзадио (2017). «Спираль как основная семиотика религии Конго, Буконго» . Журнал исследований чернокожих . 48 (1): 91–112. ISSN   0021-9347 .
  20. ^ Вернер, Алиса (1968). Мифы и легенды банту . Лондон: Фрэнк Касс и Ко. Лтд.
  21. ^ Парриндер, Э.Г. (1959). «Ислам и религия коренных народов Западной Африки». Нумен . 6 (2): 130–141. дои : 10.2307/3269310 . ISSN   0029-5973 . JSTOR   3269310 .
  22. ^ «Религия Конго» . мета-религия.com .
  23. ^ Томпсон, Роберт Фаррис (1983). Вспышка духа: африканское и афроамериканское искусство и философия . Нью-Йорк: Винтажные книги. ISBN  9780307874337 .
  24. ^ МакКернин, Мэри Маргарет. «От Старого к Новому Свету: Трансформация Конго Минкиси в афроамериканском искусстве» . Университет Содружества Вирджинии (Компас ученых VCU) . п. 11 . Проверено 10 июля 2021 г.

Ссылки [ править ]

  • Патрисия Энн Линч, Африканская мифология от А до Я , Издательство Infobase.
  • Алиса Вернер, Мифы и легенды банту (1933). Доступно онлайн здесь [1] .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ca717e30da77bbc194e630cdd53e96b7__1718642040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/b7/ca717e30da77bbc194e630cdd53e96b7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bantu religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)