Кикую люди
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
8,148,668 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Кения | |
Языки | |
Gĩkũyũ , суахили и английский | |
Религия | |
Христианство , Религия Агикую , Ислам и нерелигиозность | |
Родственные этнические группы | |
Эмбу , Меру , Мбире , Камба , Сонджо и Дайсо |
Человек | Мы сильны |
---|---|
Люди | В Гикюю |
Язык | Гёкёё |
Страна | Бурури Ва Гёкюйу |
Кикую родом (также Agĩkũyũ/Gĩkũyũ ) — этническая группа банту, из Восточной Африки и Центральной Кении . При населении 8 148 668 человек по состоянию на 2019 год они составляют 17,13% от общей численности населения Кении , что делает их крупнейшей этнической группой Кении. [1]
Часть серии о |
Культура Кении |
---|
![]() |
Кухня |
Термин Кикую является суахили заимствованием на автонима Gĩkũyũ ( Произношение гикуйю: [ɣèkòjóꜜ] )
История
[ редактировать ]


Источник
[ редактировать ]Кикую принадлежат к северо-восточной ветви банту . Их язык наиболее тесно связан с языком эмбу и мбире . Географически они сосредоточены в районе горы Кения .
Точное место, откуда мигрировали носители северо-восточного банту после первоначального расширения банту, неизвестно. Некоторые авторитетные источники предполагают, что кикуйю прибыли в район своего нынешнего проживания на горе Кения из более ранних поселений, расположенных дальше на север и восток. [2] в то время как другие утверждают, что кикуйю вместе со своими близкородственными восточными соседями банту Эмбу , Меру , Мбире и Камба переселились в Кению из пунктов дальше на север. [3] [4]
Судя по археологическим данным, их прибытие на северную сторону горы Кения датируется примерно III веком в составе более крупной группы, известной как Тагику. возникла община Агикую К VI веку в Гатунганга в Ньери . Агикую обосновались на своей нынешней родине в регионе горы Кения к 13 веку. [5] [6]
До 1888 г.
[ редактировать ]Нация и ее стремления
[ редактировать ]До создания протектората Восточной Африки в 1895 году Агокёй сохранял географическую и политическую власть почти от всякого внешнего влияния на протяжении многих поколений; они никогда не были покорены. [7] До прихода британцев арабы , занимавшиеся работорговлей , и их караваны проходили по южным окраинам народа Агокёй. Рабства как института среди агукё не существовало, и они не совершали набегов с целью захвата рабов. [8] Арабов, попытавшихся проникнуть на землю Агукёй, встретила мгновенная смерть. [9] Опираясь на сочетание покупки земли, кровного братства (партнерства), смешанных браков с другими людьми, а также их усыновления и поглощения, Agĩkũy находились в состоянии постоянной территориальной экспансии. [10] В экономическом отношении Agĩkũyũ были великими фермерами. [11] и проницательные бизнесмены. [12] Помимо сельского хозяйства и бизнеса, Agĩkũyũ занимались мелкими отраслями промышленности, занимаясь такими профессиями, как строительство мостов, [13] изготовление струн, [14] волочение проволоки, [15] и изготовление железных цепей. [16] У Agĩkũyũ было большое чувство справедливости ( kĩhooto ). [13]
Общественно-политическая жизнь
[ редактировать ]Нация Agĩkũy была разделена на девять кланов. Каждый клан вел свою родословную от одного предка женского пола и дочери Мумби . [17] Роды не были ограничены какой-либо конкретной географической территорией, они жили бок о бок. Некоторые кланы имели признанного лидера, другие – нет. [18] Однако в любом случае реальную политическую власть осуществлял правящий совет старейшин каждого клана. Затем каждый клан направлял лидера своего совета в высший совет старейшин всего сообщества. Общий совет старейшин, представляющий все кланы, тогда возглавлял глава или представитель нации.
Духовность и религия
[ редактировать ]Нгай – Верховный Создатель
[ редактировать ]Гокёй были – и остаются – монотеистами, верящими во всемогущего Создателя, которого они называют Нгаи . Все гёкё, эмбу и камба используют это имя. Нгай был также известен как Мурунгу племенами Меру и Эмбу, или Мулунгу (вариант слова, относящегося к Создателю). Титул Мватани или Мвати (величайший правитель) происходит от слова gwatha, означающего править или царствовать с властью, которое использовалось и используется до сих пор. Все жертвоприношения Нгаю совершались под платаном (Mũkũyũ), а если такового не было, смоковница использовалась (Mũgumo). Оливковое дерево (Мутамайю) было священным деревом для женщин. [19]
Гора Кения и религия
[ редактировать ]Нгай или Мвене-Ньяга — Верховный Создатель и даритель всего сущего. Он создал первые общины гёкё и предоставил им все необходимые для жизни ресурсы: землю, дождь, растения и животные. Нгай нельзя увидеть, но он проявляется в солнце, луне, звездах, кометах и метеорах, громе и молниях, дожде, радуге и в огромных фиговых деревьях (Мугумо). Эти деревья служили местами поклонения и жертвоприношения и отмечали место в Мукёрве Ва Ньягатанга, где впервые поселились Гёкёй и Мумби – предки Гёкёй в устной легенде. Нгай обладает человеческими качествами, и хотя некоторые говорят, что он живет в небе или в облаках, предания Гокё также говорят, что Нгай время от времени приходит на землю, чтобы осмотреть ее, одарить благословениями и отмерить наказание. Когда он приходит, Нгай отдыхает на горе Кения (Кириньяга) и Килимамбого (kĩrĩma kĩa njahĩ). Гром интерпретируется как движение Нгаи, а молния — это оружие, которое Нгаи использует, чтобы расчистить путь при переходе из одного священного места в другое. Некоторые люди полагают, что обитель Нгаи находится на горе Кения. Согласно одной легенде, Нгай сделал гору своим местом отдыха во время инспекционной поездки по земля . Затем Нгай взял первого человека, Гикую, на вершину, чтобы показать красоту земли, которую он ему дал.
Философия традиционной религии кикуйю
[ редактировать ]Основные положения этой традиционной философии общих взглядах народов банту : религии Гокё были полностью основаны на следующих [20]
- Вселенная состоит из взаимодействующих и взаимосвязанных сил, проявлением которых являются физические объекты, которые мы видим, включая нас самих и тех, кого мы не видим.
- Все эти силы (вещи) во вселенной произошли от Бога, который с начала времен обладал жизненной божественной силой творения внутри себя.
- Все созданное Богом сохраняет связь Бога (Творца) с сотворенным.
- Первые люди, сотворенные Богом, обладали сильнейшей жизненной силой, поскольку получили ее непосредственно от Бога.
- Поскольку эти первые люди по силе находятся чуть ниже Бога, они почти подобны Богам или даже могут быть Богами.
- Нынешний родитель человека — это связь с Богом через непосредственных умерших и через предков.
- На Земле люди обладают наибольшим количеством жизненной силы.
- Все остальные вещи (силы) на Земле были созданы для того, чтобы жизненная сила (существо) человека стала сильнее.
- Все вещи обладают жизненной силой, но некоторые объекты, растения и животные обладают более высокой жизненной силой, чем другие.
- Человек может использовать животное, чтобы символизировать уровень своей жизненной силы по сравнению с другими людьми.
- В каждом физическом проявлении (предмете) жизненной силы есть определенная точка, где концентрируется большая часть этой силы.
- Человек может легко манипулировать вещами в свою пользу или во вред, определив эту точку концентрации жизненной силы. Есть люди, которые больше знают об этих силах и могут манипулировать ими по своему желанию, обычно призывая на помощь высшие силы.
- Высшие силы вызываются людьми, используя в качестве посредников низшие силы (жертвоприношения животных или растений). Прямое обращение к высшим силам — это тхаху (мерзость, ведущая к проклятию).
- В человеческом обществе есть несколько элитных людей, очень опытных в искусстве манипулирования силами для усиления человеческой силы или ее уменьшения, усиления любой силы, которая ниже человеческой силы, или уменьшения ее.
- Лидером человеческого общества является тот, кто обладает высочайшей жизненной силой на тот момент, или тот, кто ближе всего к Богу, или и то, и другое. Поскольку лидер этого человеческого общества обладает высочайшей жизненной силой и, следовательно, ближе к Богу, чем любой другой человек, он должен быть в состоянии питать остальных людей, связывая их с высшим Богом и имея возможность приказывать действовать более низким силам. таким образом, чтобы усилить жизненную силу других людей.
- Жизненная сила умершего предка может вернуться к жизни в результате рождения нового ребенка, особенно когда ребенок назван в честь ушедшего предка и все выглядит хорошо.
Гёкё верили во взаимосвязь всего во вселенной. Для народа Гокё всё, что мы видим, имеет внутреннюю духовную силу, и самая священная, хотя и невысказанная онтология бытия — это сила. [20] Эта духовная жизненная сила возникла от Бога, у которого была власть создавать или разрушать эту жизненную силу. Для народа Гёкё Бог был высшим существом во вселенной и дарителем (Мугай/Нгай) жизненной силы всему сущему. Люди Gĩkũyũ также верили, что все, что создал Бог, имеет жизненную внутреннюю силу и связь с Ним просто потому, что он создал эту вещь и дал ей ту внутреннюю силу, которая позволяет ей существовать и проявляться физически. [20] Для Agĩkũy Бог имел эту жизненную силу внутри себя, поэтому Он был окончательным владельцем и правителем всего во вселенной. Последнее было окончательной концепцией Бога среди народа Гокё, отсюда и название Мугай/Нгай. Для людей Гокё, тех, кто обладал величайшей жизненной силой, самые близкие к Богу были первыми родителями, созданными Богом, потому что Бог непосредственно дал им жизненную жизненную силу. Этих первых родителей так уважали, что к ним относились почти как к самому Богу. За ними следовали предки людей, унаследовавшие жизненную силу от первых родителей, затем следовали сразу умершие и, наконец, старейшие в сообществе. Следовательно, когда люди хотели принести жертвы, обряд совершал старший член общины. Дети в сообществе имели связь с Богом через своих родителей, и эта цепочка будет двигаться вверх к родителям-родителям, предкам, первым сотворенным родителям, пока не достигнет Самого Бога. [20] Люди Гокё верили, что ушедшие духи предков могут снова возродиться в этом мире, когда рождаются дети, отсюда и обряды, совершаемые во время церемоний наречения детей. [20] Люди Гокё верили, что жизненная сила или душа человека может быть увеличена или уменьшена, тем самым влияя на здоровье человека. Они также верили, что некоторые люди обладают способностью манипулировать внутренней силой во всем. Этих людей, увеличивавших благосостояние души человека, называли знахарями (Мого), а тех, кто уменьшал жизненную силу человека, называли знахарями (Мороги). Они также считали, что духовные силы обычных предметов могут быть увеличены таким образом, что они защищают человека от тех, кто стремится уменьшить жизненную силу человека. Такой предмет с такой силой назывался гитхито . [21] Таким образом, философия религии и жизни Гокё в целом основывалась на понимании того, что все во вселенной имеет внутреннюю взаимосвязанную силу, которую мы не видим. [20] Следовательно, Бог среди народа Гокё понимался как владелец и распространитель (Мугай) этой внутренней жизненной силы во всех вещах, и Ему поклонялись и восхваляли либо за увеличение жизненной силы всего сущего (сельскохозяйственные продукты, скот, дети), либо за увеличение жизненной силы всех вещей (сельскохозяйственных продуктов, скота, детей) Гёкё. люди овладели и минимизировали события, которые привели к катастрофам, которые уменьшили бы жизненную силу людей или привели к смерти. Лидером народа Гокё был человек, который, как считалось, обладал величайшей жизненной силой среди людей, или человек, который продемонстрировал величайшую жизненную силу в заботе о людях, их семьях, сельскохозяйственных продуктах, скоте и земле. . [20] Следовательно, этот человек считался ближе к Богу, чем кто-либо другой, живущий в этой стране. Упомянутый человек также должен был демонстрировать и практиковать высшие уровни истины ( маа ) и справедливости ( кихуто ), как это сделал бы верховный Бог народа Гокё. [20]
Политические структуры и смена поколений
[ редактировать ]
В Agĩkũyũ было четыре сезона и два урожая за один год. [22]
- Mbura ya njahĩ (сезон сильных дождей) с марта по июль;
- Magetha ma njahĩ ( njahĩ — Lablab purpureus ) (сезон сбора черной фасоли) с июля по начало октября;
- Мбура-я-Мвере (короткий сезон дождей) с октября по январь;
- Магета ма Мвере (сезон сбора урожая) миллета ;
- Гепард-хамелеон .
Далее время записывалось посредством посвящения посредством обрезания . Каждой инициационной группе было присвоено особое название. [23] По словам профессора Годфри Муриуки, отдельные наборы посвящения затем группируются в полк каждые девять календарных лет. До того, как был сформирован полк или армия, был период, когда посвящение мальчиков не проводилось. Этот период длился в общей сложности четыре с половиной календарных года (девять сезонов на земле Гокё, каждый сезон называется имера ) и называется мохинго . [23] при этом инициирование происходит в начале пятого года и продолжается ежегодно в течение следующих девяти календарных лет. Именно такая система была принята в Метуми Муранг'а . Полковые или армейские наборы также получают особые имена, некоторые из которых, похоже, стали популярными мужскими именами. В Гаки Ньери система была обратной: инициация происходила ежегодно в течение четырех календарных лет, за которыми следовал период в девять календарных лет, в течение которых не проводилось инициации мальчиков ( моухинго ). [23] Девочек же инициировали каждый год. Несколько полков тогда составляют правящее поколение. Было подсчитано, что правящие поколения просуществовали в среднем 35 лет. Названия наборов посвящения и полка различаются в пределах земли Гокё. Однако правящие поколения однородны и предоставляют очень важные хронологические данные. Вдобавок ко всему, наборы инициации были способом документирования событий внутри народа Гокё, так, например, регистрировались случаи оспы и сифилиса. [23] Наборы для посвящения девочек также получили особые названия, хотя исследований в этой области мало. Мурики находит только три набора, имена которых: Рухаро [1894 г.], Кибири/Ндуриро [1895 г.], Кагица [1896 г.], Ндуту/Нути [1897 г.]. [23] Все эти имена взяты из Метуми (Муранг'а) и Кабете Кямбу .
- Манджири 1512–1546 ± 55 гг.
- Мамба 1547 – 1581 ± 50 гг.
- Тене 1582 – 1616 ± 45 гг.
- Аагу 1617 – 1651 ± 40 гг.
- Мандути 1652–1686 ± 35 г.
- Только 1687 – 1721 ± 30 гг.
- Кир 1722–1756 ± 25 г.
- Мататхи 1757–1791 ± 20 г.
- Ндеми 1792 – 1826 ± 15
- Иреги 1827 – 1861 ± 10
- Сухой 1862 – 1897 ± 5
- Мванги 1898 год?
значатся: Тене , Кий , Аагу , Чира , Матати , Ндеми , Иреги , Майна ( Нгото ), Мванги. В списке Мэтью Ньороге Кабето В списке Гакаары ва Ванджау значатся , Нема Тийи , Карирау , Аагу , Тиру , Кума , Сиира , Ндеми , Матати , Иреги , Майна , Мванги , Иронго , Мванги ва Мандути. Тене [24] Последние два поколения появились после 1900 года. Один из самых ранних зарегистрированных списков МакГрегора гласит (список взят из неизмененной истории) Манджири , Мандути , Кьера , Масаи , Матати , Ндеми , Иреги , Майна , Мванги , Муирунгу . По словам Хобли (историка), каждое поколение инициации, риика , длилось более двух лет. Правящее поколение при приходе европейцев называлось Майна . Говорят, что Майна передал Мванги в 1898 году. [24] Хобли утверждает, что следующие наборы были сгруппированы под Майной - Кнутия , Каранджа , Нджонгуна , Княнджуи , Гатхуру и Нганга . Профессор Муриуки [25] однако помещает эти наборы намного раньше, а именно, Каранджа и Кнутия принадлежат правящему поколению Чиира , которое правило с 1722 по 1756 год, плюс-минус 25 лет, согласно Муриуки . По словам Муриуки, Ньёгуна , Кеньянджуи , Нганга принадлежат к правящему поколению Мататхи , правившему с 1757 по 1791 год, плюс-минус 20 лет. [25]
Списку профессора Муриуки следует отдать приоритет в этой области, поскольку он проводил обширные исследования в этой области, начиная с 1969 года, и использовал всю более раннюю литературу по этому вопросу, а также проводил обширные полевые работы в районах Гаки (Ньери), Метуми ( Муранга) и Кабете (Кямбу). Помимо правящих поколений, он также приводит названия полков или армейских комплектов 1659 г. [с погрешностью] и названия ежегодных наборов посвящения, начиная с 1864 г. Список из Метуми (Муранг'а) наиболее полный и дифференцированный. . [25]
Список Муриуки на данный момент также является наиболее систематизированным списком. Большинство самых популярных мужских имен на земле Гокё были именами риика (наборов инициации). [25] Вот список названий полковых комплектов в Метуми (Муранга), составленный Муриуки: Киарич (1665–1673), Цеге (1678–1678), Камау (1704–1712), Кимани (1717–1725), Каранджа (1730–1730–1730–1730–1712 ). 1738), Кнутия (1743–1751), Ньогона (1756–1764), Княнджуи (1769–1777), Нганга , Ньороге (1794–1802), Вайнанг (18157). (1781–1789 ) 1820–1828), Мбугуа (1859–1867), Ньенга или Мбира Итиму (1872–1880), Мутонг или Мбуру (1885–1893). [25]
Его Превосходительство Ламберт, который много имел дело с риика , располагает следующим списком полковых комплектов из Гичуго и Ндиа. [26] (Следует помнить, что эти имена отличались от правящих поколений, которые не были одинаковыми на земле Гокё. Следует также отметить, что Ндиа и Гачого следовали системе, в которой инициация происходила каждый год в течение четырех лет, а затем следовал период в девять календарных лет, в течение которого не было ни одного случая. произошло посвящение мальчиков. Этот период назывался мохинго . [26] ) Каранджа (1759–1762), Кинтия (1772–1775), Ндурри (1785–1788), Мугачо (1798–1801), Ньороге (1811–1814), Кангете (1824–1827), Гитау (1837–1840) ), Маньяки (1850–1853), Киамбути (1863–1866), Ватуке (1876–1879), Нгоги (1889–1892), Ваканене (1902–1905). [26]
В этом списке по сравнению со списком Metumi примечательно то, что некоторые из тех же имен используются, хотя и немного смещены. Ндия и Гачогу находятся очень далеко от Метуми. Гаки, с другой стороны, с точки зрения моего географического понимания земли Гокё, должен быть намного ближе к Метуми, но практически никакие названия наборов полков не являются общими. Однако следует отметить, что Гаки имел сильную связь с масаи, живущими поблизости. [26]
Имена правящего поколения Майна и Мванги также являются очень популярными мужскими именами Gĩkũyũ. Теория также состоит в том, что Waciira также происходит от ciira (падеж), которое также является очень популярным мужским именем среди Agĩkũyũ. Это вызывает вопрос, когда именно детей начали называть в честь родителей своих родителей. Если бы эта система называния детей в честь родителей существовала с самого начала, в обращении было бы очень мало мужских имен. Однако это не так, поскольку мужских имен Гокё очень много. Одна из теорий состоит в том, что женских имен гораздо меньше, причем наиболее распространены имена девяти полных дочерей Мумби. [25]
Гакаара ва Ванджау поддерживает эту точку зрения, когда пишет в своей книге Mĩhĩrĩga ya Aagĩkũyũ : [27]
Китайский язык не связан с Ватене, Чумой, Иреги или Чиирой. Затем тело женщины положили в гробницу, и она взглянула вверх и увидела гору, где родился ребенок и было похоронено тело. [27]
В свободном переводе это означает: «В те дни детям мужского пола давали имена риика (набор посвящения), такие как Ватене, Чума, Иреги или Чиира. С другой стороны, девочек называли в честь кланов, которые до этого времени назывались ранее. поскольку было решено назвать детей в честь родителей мужчины и женщины». Из этого заявления неясно, были ли девочки названы ad hoc в честь какого-либо рода, независимо от того, к какому клану принадлежали родители. Называя их в честь конкретного клана, к которому принадлежали родители, были бы строго ограничены возможности именования.
Как ни странно, это означало бы, что женские имена являются самыми старыми на земле Гокё, что еще раз подтверждает ее матрилинейное происхождение. Что касается мужских имен, то, конечно, существует вопрос о курице и яйце: когда конкретно появилось имя, но некоторые имена связаны с событиями, произошедшими во время инициации. Например, Вайнайна относится к тем, кто дрожал во время обрезания. Куинаина (трясти или дрожать).
Была очень важная церемония, известная как Итука, во время которой старая гвардия передавала бразды правления следующему поколению. [25] Это было сделано для того, чтобы избежать диктатуры. Кеньятта [28] рассказывает, как однажды в земле Агкё правил деспотический король по имени Гокё, внук старшей дочери (Ванджиро, согласно Лики) первого Гёкё, прославившегося Гокё и Мумби. После его свержения было решено, что правительство должно быть демократическим, и именно так появилась Итука. Эта легенда, конечно, ставит под сомнение, когда именно было установлено матрилинейное правление. Последняя церемония Итука, на которой риика Майны передала власть поколению Мванги, состоялась в 1898–1899 годах. [21] Следующий должен был состояться в 1925–1928 годах [Кеньятта], но ему помешало колониальное империалистическое правительство, и институты Гокё один за другим рухнули. [25]
Крах традиционной политической структуры
[ редактировать ]Правящие поколения, система рика, можно проследить до 1500 года нашей эры или около того. [25] Это были:
- Манджири 1512–1546 гг.
- Мамба 1547–1581 гг.
- Тене с 1582 по 1616 год.
- Агу 1617–1652 гг.
- Мандути 1652–1686 гг.
- Кума 1687–1721 гг.
- Кир 1722–1756 гг.
- Мататхи 1757–1791 гг.
- Ндеми 1792–1826 гг.
- Иреги с 1827 по 1861 год.
- Майна с 1862 по 1897 год.
- Мванги 1898 г.
Последняя церемония Итука, на которой рикка Майны передала власть поколению Мванги, состоялась в 1898–1899 годах. [21] Следующий должен был состояться в 1925–1928 гг. [29] но ему помешало колониальное правительство. Традиционными символами власти среди народа Агикую являются Мутиги (Палка), означающая власть руководить, и Итимо (Копье), означающее силу призывать людей к войне. [30]
1888–1945
[ редактировать ]Традиционный образ жизни Агикую был нарушен, когда они вступили в контакт с британцами примерно в 1888 году. Британские исследователи посетили этот регион до « Борьбы за Африку », и теперь различные люди переехали основать колонию в этом регионе, отметив обильную и плодородные сельскохозяйственные угодья. Хотя поначалу отношения между Агикую и европейцами не были враждебными, отношения между Агикую и европейцами вскоре переросли в насилие: Ваяки Ва Хинга , лидер южного Агикую, правивший Дагоретти , подписавший договор с Фредериком Лугардом из Британской Восточно-Африканской компании (BEAC), сгорел дотла. Форт Лугарда в 1890 году. Два года спустя Ваяки был захвачен компанией и похоронен заживо в отместку. [31]

После серьезных финансовых трудностей Британской Восточно-Африканской компании британское правительство 1 июля 1895 года установило прямое правление Короны через Восточноафриканский протекторат , впоследствии открыв в 1902 году плодородные высокогорья для европейских эмигрантов. [31] Агикую, расстроенные волнами эмигрантов, ввели политику убийства всех своих, кто сотрудничал с колониальным правительством. [32] Когда споры с белыми поселенцами и агикуйю становились ожесточенными (обычно из-за земельных вопросов), поселенцы нанимали представителей племени масаи вместе с некоторыми колониальными войсками для ведения боевых действий за них. Масаи исторически имели негативные отношения с Агикую и поэтому были готовы поднять против них оружие. Различные конфликты между поселенцами и Агикую часто заканчивались поражением последних из-за их плохого вооружения. [33] Агикую, потерпевшие неудачу в своих конфликтах с европейскими поселенцами и колониальным правительством, обратились к политическим средствам как к методу разрешения своих недовольств. [34]
Кения служила базой британцев во время Первой мировой войны в рамках их усилий по захвату немецких колоний на юге, которые поначалу были сорваны. С началом войны в августе 1914 года губернаторы Британской Восточной Африки (как обычно назывался Протекторат) и Германской Восточной Африки согласились на перемирие в попытке уберечь молодые колонии от прямых военных действий. Однако подполковник Пауль фон Леттов-Форбек принял командование немецкими вооруженными силами, решив заблокировать как можно больше британских ресурсов. Полностью отрезанный от Германии , фон Леттов вел эффективную партизанскую кампанию, живя за счет земли, захватывая британские запасы и оставаясь непобежденным. В конце концов он сдался в Замбии через одиннадцать дней после подписания перемирия в 1918 году. Чтобы преследовать фон Леттова-Ворбека, британцы перебросили войска индийской армии из Индии , а затем потребовалось большое количество носильщиков, чтобы преодолеть сложную логистику транспортировки припасов далеко во внутренние районы страны. ступня. Был сформирован Авианосный корпус , который в конечном итоге мобилизовал более 400 000 африканцев, что способствовало их долгосрочной политизации.
Опыт, полученный африканцами во время войны, в сочетании с созданием Кенийской коронной колонии, в которой доминировали белые, породил значительную политическую активность в 1920-х годах, кульминацией которой стало движение архидьякона Оуэна «Пайни Овачо» («Голос народа») и «Голос народа». «Ассоциация молодых кикуйю» (переименованная в «Восточноафриканскую ассоциацию») была основана в 1921 году Гарри Туку (1895–1970), которая вызвала у многих кикуйю чувство национализма и выступала за гражданское неповиновение. Кампания Туку против колониального правительства была недолгой. В следующем году он был сослан в Кисмайо , и только в 1924 году была сформирована Центральная ассоциация Кикую (KCA) для продолжения кампании Туку. [34] С 1924 года Центральная ассоциация кикуйю (KCA) с Джомо Кеньяттой в качестве генерального секретаря сосредоточила усилия на объединении кикуйю в одно географическое государство, но ее проект был подорван разногласиями по поводу ритуальной дани, распределения земли, запрета на женское обрезание и поддержки. для Туку. KCA отправляла Кеньятту в Англию в 1924 году и снова в 1931 году, чтобы выразить свое недовольство колониальным правительством и его политикой. [35]
К 1930-м годам в стране Агикую проживало около 30 000 белых поселенцев, которые получили политический голос благодаря своему вкладу в рыночную экономику . В этом районе уже проживало более миллиона представителей народа кикуйю, большинство из которых были изгнаны со своих земель вторгшимися европейскими поселенцами и жили странствующими фермерами. Чтобы защитить свои интересы, поселенцы запретили производство кофе, ввели налог на хижины , а безземельным рабочим предоставлялось все меньше и меньше земли в обмен на их труд. Последовал массовый исход в города, поскольку их способность обеспечивать жизнь за счет земли сократилась. [35]
Во время Второй мировой войны (1939–45) Кения стала важной военной базой. Для солдат Агикую, принимавших участие в войне в составе Королевских африканских стрелков (КАР), война стимулировала африканский национализм и разрушила их представления о европейцах. Тем временем на политическом фронте в 1944 году Туку основал и стал первым председателем многоэтнического Кенийского союза африканских исследований (KASU).
1945–1963
[ редактировать ]
В 1946 году KASU стал Африканским союзом Кении (KAU). Это была националистическая организация, которая требовала доступа к земле, принадлежащей белым. КАУ выступало в качестве ассоциации избирательного округа для первого чернокожего члена законодательного совета Кении Элиуда Мату , который был выдвинут в 1944 году губернатором после консультаций с местной элитой банту/нилотов. В КАУ по-прежнему доминировала этническая группа кикуйю. В 1947 году Джомо Кеньятта , бывший президент умеренной Центральной ассоциации Кикую, стал президентом более агрессивной КАУ, чтобы потребовать большего политического голоса для коренных жителей. Неспособность КАУ добиться каких-либо существенных реформ или удовлетворения жалоб со стороны колониальных властей переместила политическую инициативу к более молодым и более активным деятелям внутри африканского профсоюзного движения, среди скваттеров в поместьях поселенцев в Рифт-Валли и в отделениях КАУ. в Найроби и районах Кикую центральной провинции. [36]
К 1952 году под командованием фельдмаршала Дедана Кимати Кенийская армия земли и свободы (Мау-Мау) начала тотальное восстание против колониального правительства, поселенцев и их кенийских союзников. К этому времени Мау-Мау боролись за полную независимость Кении. Некоторые считают эту войну самым серьезным кризисом британских африканских колоний. [37] Захват лидера повстанцев Дедана Кимати 21 октября 1956 года ознаменовал окончательное поражение восстания Мау-Мау и, по сути, положил конец военной кампании, хотя чрезвычайное положение продлилось до 1959 года. Конфликт, возможно, подготовил почву для независимости Кении в декабре 1963 года.
1963 – настоящее время
[ редактировать ]
С момента провозглашения Республики Кения и прекращения колониального правления в Кении в 1963 году Агикую теперь являются неотъемлемой частью кенийской нации. Они продолжают играть свою роль как граждане Кении, помогая строить свою страну. Однако некоторые кенийцы возмущаются своим ошибочно воспринимаемым превосходным экономическим статусом, и это негодование иногда выражается посредством политического насилия, как это произошло на выборах в Кении в 1992, 1997 и 2007 годах.
Генетика
[ редактировать ]Согласно Y-хромосомы исследованию ДНК , проведенному Wood et al. (2005), около 73% Gukũy принадлежат к общей отцовской гаплогруппе E1b1a . [38] Остальные несут другие клады : 19% E1b1b , E-M293 составляет 11%, [39] [40] 2% А и 2 Б. % [38] [41]
С точки зрения материнской линии, гёкё тесно связаны с другими банту, северо-восточными группами такими как камба . Большинство из них принадлежат к различным африканским мтДНК линиям макрогаплогруппы L , таким как L0f , L3x , L4g и L5 согласно Castrì et al. (2009). [42] Кикую оценили Тишкофф и др. иметь 43% предков из кластера Нигер-Кордофан, 36% из кушитского, 8% из Нило-Сахарского, 6% из Сандаве и 1% или меньше из каждого из других кластеров [43] [42] По данным Саласа и др. (2002), другие Gĩkũyũ в основном несут кладу L1a , которая является одной из африканских гаплогрупп мтДНК. [38] [44] [45]
Культура
[ редактировать ]
Язык
[ редактировать ]Gĩkũyũ говорят на языке Gĩkũyũ как на своем родном языке, который является членом языковой семьи банту . Кроме того, многие говорят на суахили и английском как лингва франка, двух официальных языках Кении.
Gĩkũyũ тесно связаны с некоторыми общинами банту из-за смешанных браков до колонизации. Эти общины представляют собой народы Эмбу, Меру и Акамба, которые также живут вокруг горы Кения. Члены семьи Гокёй из больших районов Киамбу (обычно называемых Кабете) и Ньери тесно связаны с народом масаи также из-за смешанных браков до колонизации. Народ гокёй, расположенный между Тикой и Мбире, тесно связан с народом камба, говорящим на языке, похожем на язык гёкёй. В результате народ гокёй, сохранивший большую часть первоначального наследия гёкёй, проживает в регионах Кириньяга и Муранга в Кении. Многие считают район Муранга колыбелью народа гёкё.
Литература
[ редактировать ]До 1888 года литература Агикую выражалась исключительно в фольклоре . [33] Известные истории включают «Девушку, которую принесли в жертву ее родственники» , «Потерянная сестра» , «Четыре молодых воина» , «Девушка, подстригшая волосы н'дженге » и многие другие.
Когда европейские миссионеры прибыли в страну Агикую в 1888 году, они выучили язык кикую и начали писать на нем, используя модифицированный латинский алфавит. Кикую сильно отреагировали на миссионеров и европейское образование. У них был больший доступ к образованию и возможности для участия в новой денежной экономике и политических изменениях в своей стране. Как следствие, появились известные литературные иконы кикуйю, такие как Нгоги ва Тьонг'о и Меджа Мванги . Литературные произведения Нгоги ва Тионго включают «Каитани Мутарабаини» (1981), «Матигари» (1986) и «Муроги ва Кагого» ( «Волшебник вороны» (2006)), который является крупнейшим известным романом на языке кикуйю, переведенным более чем на тридцать языков. [46]
Музыка
[ редактировать ]Традиционная музыка кикуйю существовала на протяжении поколений до 1888 года, когда колониализм разрушил их жизнь. До 1888 года и вплоть до 1920-х годов музыка кикуйю включала кибаата, ндуумо и мутунгучи. Культурные потери увеличились по мере того, как урбанизация и модернизация повлияли на знания коренных народов, в том числе на способность играть на мутуриру – наклонной флейте из коры. [47] Сегодня музыка и танцы являются сильными компонентами культуры Кикую. Существует энергичная индустрия звукозаписи Кикую, как светской, так и госпел-музыки, в их пентатонической гамме и западных музыкальных стилях, таких как «Матвити Майги Нгай!».
Кино
[ редактировать ]Кикую и кинопроизводство кикуйю - совсем недавнее явление среди агикуйю. Они стали популярны только в 21 веке. В 20 веке большая часть агикуйю потребляла кино и фильмы, произведенные на западе. Популярные фильмы Кикую включают такие комедии, как сериалы «Мачанъи» и «Кихендзё». В последнее время количество кенийских телеканалов значительно увеличилось, и появились каналы, транслирующие программы на языке кикуйю.
Кухня
[ редактировать ]Типичная еда Агкё включает ямс, сладкий картофель, Гитери (кукуруза и фасоль после того, как кукуруза была завезена в Африку), Мукимо (пюре из зеленого горошка и картофеля), Кимиту (пюре из фасоли и картофеля), Ирио (пюре из сухих бобов, кукурузы и картофеля). , Мутура (колбаса, приготовленная из козьих кишок, мяса и крови), Укуру (ферментированная каша из кукурузной, пшенной или сорго), жареная козлятина, говядина, курица и вареные зеленые овощи, такие как капуста, шпинат и морковь. [48]
Религия
[ редактировать ]Хотя гёкё исторически придерживались местных верований , сегодня большинство из них являются христианами различных конфессий, а также различных синкретических форм христианства. Меньшинство кикуйю исповедуют ислам, особенно через арабских, индийских и персидских миссионеров после торговли с остальной частью Восточной Африки. [49]
Небольшая группа Кёкой, насчитывающая в 2015 году около 60 человек, исповедует иудаизм в городе Кусуку. Хотя они исповедуют нормативную форму иудаизма (аналогично консервативному иудаизму ), они не являются признанной частью какой-либо более крупной еврейской группы. [50]
Религиозные и культурные разногласия
[ редактировать ]В апреле 2018 года Пресвитерианская церковь Восточной Африки приняла резолюцию, запрещающую своим членам участвовать в культурном обряде Кикую, известном как Мбури сиа Киама , и это вызвало волнения среди преданных в районе горы Кения. Мбурича Киама включает в себя забой коз и советы мужчинам, как стать уважаемыми старейшинами. Когда этот процесс завершается, они присоединяются к разным киамам (группам). Именно в этих группах им дают советы по таким вопросам, как брак, культура кикую и общественные обязанности. Членам церкви был поставлен ультиматум: отказаться от культурной практики или покинуть церковь. [51]
Список известных Agikĩkũy и людей происхождения Gĩkũy
[ редактировать ]
Активизм, авторство, ученые и наука
[ редактировать ]- Вангари Маатаи , лауреат Нобелевской премии, первая африканская женщина и первый эколог, получивший Нобелевскую премию мира . Первая кенийская женщина, получившая степень доктора философии.
- Профессор Стивен Киама, проректор Университета Найроби, 2020 г. - по настоящее время
- Нгоги ва Тионго , писатель на языке гикуйю, отец писателя и профессор Мукома ва Нгоги [52]
- Ванджику Кабира , профессор литературы и активистка за гендерные права
- Майна ва Киньяти , историк и один из выдающихся исследователей Мау- Мау.
- Мицере Гитае Муго , писатель, активист, литературный критик и профессор литературы Сиракузского университета.
- Ванджиру Кихоро , экономист, феминистка и политическая активистка
- Ньоки Вайнайна , основатель и первый исполнительный директор Сети развития и коммуникации африканских женщин (FEMNET)
- Ванги ва Горо , академический и социальный критик
- Джозеф Майна Мунгаи , пионер-медик-исследователь в Восточной Африке.
- Нгендо Мванги , первая женщина-врач в Кении. Культурный центр Мванги в колледже Смита в Массачусетсе назван в ее честь.
- Кэрол Вамую Вайнайна , помощник генерального секретаря по управлению человеческими ресурсами ООН
- Хелен Гичохи , эколог и президент Африканского фонда дикой природы
- Олив Мугенда , первая женщина, возглавившая государственный университет в Великих африканских озер. районе
- Флоренс Вамбугу , фитопатолог и вирусолог
- Тумби Ндунгу , исследователь ВИЧ/СПИДа и первый, кто клонировал ВИЧ подтипа С. Лауреат Медицинского института Говарда Хьюза . Международной награды молодого ученого
- Дороти Ванджа Ньинги , ихтиолог и обладательница Ordre des Palmes académiques (Ордена Академических пальм)
- Кимани Маруге , самый старый человек в мире, поступивший в начальную школу после поступления в первый класс в возрасте 84 лет.
- Дэвид Мучоки Канджа , первый помощник генерального секретаря Управления служб внутреннего надзора Организации Объединенных Наций
- Мутони Ванеки , политолог и правозащитник
- Саймон Гиканди , профессор английского языка в Принстонском университете
- Гибсон Камау Курия , юрист и лауреат премии Роберта Ф. Кеннеди в области прав человека
- Пол Муите , юрист, политик, многопартийный активист и бывший кандидат в президенты
- Джуди Тонгори , юрист и активистка за права женщин
- Майна Киай , юрист, правозащитница и специальный докладчик ООН по вопросу о правах на свободу мирных собраний и ассоциаций.
- Майкл Ндурумо , глухой педагог и третий глухой человек из Африки, получивший докторскую степень.
- Нгуги ва Мирии , драматург
- Койги ва Вамвере , писатель, политик и правозащитник
- Таблица Мванги , автор
- Ребека Ньяу , писатель и драматург. Ее одноактная пьеса «Шрам» (1965), осуждающая калечащие операции на женских половых органах, считается первой пьесой, написанной кенийской женщиной.
- Бонифас Мванги , фотожурналист и общественно-политический активист
- Энн Ньогу , активистка по правам человека и конституционной реформе
- Джон Гитонго , активист по борьбе с коррупцией
- Гитура Мваура , автор, поэт
Искусство и СМИ
[ редактировать ]- Вангечи Муту , художник и скульптор.
- Ингрид Мванги , кенийско-немецкая художница.
- Ванури Кахиу , кинорежиссер
- Вахоме Мутахи , юморист, широко известный как «Шепот» после написанной им сатирической колонки.
- Джефф Койнанж , «Эмми» журналист, лауреат премии
- Джули Гичуру , ведущая новостей и предприниматель
- Лиза Мучеру-Виснер , полуфиналистка сериала «Ученик». 10-го сезона
- Эди Гатеги , актер театра, кино и телевидения
- Том Морелло , гитарист, обладатель премии Грэмми , сын Нгете Ньороге
- Эрик Вайнана , музыкант
- Джанет Мбугуа , ведущая новостей
- Дэвид Матендж , музыкант, широко известный как «Безымянный».
- Стелла Мванги , кенийско-норвежский музыкант, известный под сценическим псевдонимом STL . Представляла Норвегию на конкурсе песни Евровидение 2011.
- Ваху , музыкант
- Аврил , музыкант и актриса
- Амани , музыкант
- Ягуар , музыкант
- Джозеф Камару , музыкант
- Дэниел Камау Мваи «ДК» , музыкант
- Куин Джейн , музыкант
- Аббас Кубафф , хип-хоп исполнитель
- Вангечи , рэпер
- Виктория Кимани , музыкант и актриса
- Патрисия Кихоро , музыкант, актриса и радиоведущая
- Размер 8 , музыкант и актриса (мать: Эстер Нджери Муньяли (Кикуйю), отец: Самуэль Кируи Муньяли (угандиец из Мбале))
- Мустафа Олпак , писатель, турецкий правозащитник, потомок рабов кикуйю на Крите.
Бизнес и экономика
[ редактировать ]- Патрик Ньороге , управляющий Центрального банка Кении
- Питер Ндегва , нынешний генеральный директор Safaricom PLC. крупнейший поставщик сетевых услуг в Восточной Африке.
- Ньюгуна Ндунгу , профессор экономики и бывший управляющий Центрального банка Кении
- Сэмюэл Камау Мачария , основатель и председатель Royal Media Services, крупнейшей частной радио- и телевизионной сети в Восточной Африке.
- Филип Ндегва , предприниматель, всемирно уважаемый экономист и бывший управляющий Центрального банка Кении.
- Питер Мунга , основатель и председатель Equity Group Holdings Limited , второго по величине банка Восточной Африки по числу клиентов после CBE.
- Джеймс Мванги , генеральный директор группы и крупнейший индивидуальный акционер Equity Group Holdings Limited
- Юнис Нджамби Мату , основатель и главный редактор журнала «Родители Африки»
- Нельсон Мугуку Ньороге , предприниматель
- Пиус Нгуги Мбугуа , предприниматель и владелец компании Kenya Nut Company, одного из крупнейших в мире экспортеров орехов макадамия.
- Крис Кируби , промышленник и крупнейший индивидуальный акционер Centum Investment Company Limited , крупнейшей котируемой частной инвестиционной компании в Восточной Африке.
- Джейн Ванджиру Мичуки , юрист и инвестор
- Дункан Ндериту Ндегва , бывший управляющий Центрального банка Кении
- Бетти Мутони Гиконьо , соучредитель и генеральный директор группы больницы Карен
- Саймон Гичару , основатель Университета Маунт-Кения , крупнейшего частного университета Восточной и Центральной Африки.
- Табита Каранджа , нынешний сенатор от Накуру, основатель и генеральный директор Keroche Breweries, второй по величине пивоварни Кении.
- Гершон Камау Кирима , магнат недвижимости
- Эдда Вацеке Гачукия , педагог, предприниматель и соучредитель группы школ Riara
- Эстер Мутони Пассарис , бизнесвумен и политик
- Ванджику Мугане , бизнесвумен и инвестиционный банкир. Соучредитель First Africa Group, которая позже была куплена Standard Chartered.
- Доркас Мутони , член Зала славы Интернета
- Бенсон Вайреги , генеральный директор группы Britam Holdings plc
- Джон Гачора , генеральный директор группы NIC Bank Group
- Уилфред Киборо , председатель совета директоров Nation Media Group , крупнейшего медиа-дома Восточной Африки. Бывший генеральный директор группы
- Муго Кибати , генеральный директор группы Sanlam Kenya Plc и председатель Lake Turkana Wind Power
- Джозеф Мучеру , бывший руководитель Google в странах Африки к югу от Сахары и нынешний секретарь кабинета министров по ИКТ в Кении
- Доминик Киари , бывший генеральный директор группы UAP Holdings
Политика, армия и сопротивление
[ редактировать ]- Ригати Гачагуа заместитель президента Кении с сентября 2022 г.
- Ндинди Ньоро , нынешний депутат Кихару
- Джон Киари Ваверу , нынешний член парламента Дагоретти-Южный.
- Элис Вахоме , действующий специалист по водоснабжению, санитарии и ирригации.
- Ирунгу Кангата , нынешний губернатор Муранга.
- Сьюзен Кихика , нынешний губернатор округа Накуру.
- Джонсон Гичеру , бывший председатель Верховного суда Кении
- Стэнли Мунга Гитунгури , политик и бизнесмен
- Ваяки ва Хинга , лидер XIX века.
- Варухиу Итоте, также известный как Генерал Китая . Лидер сопротивления Мау-Мау
- Бильдад Каггия , борец за свободу и политик. Член ЦК Мау-Мау и Капенгурийской шестерки.
- Мутахи Кагве , политик
- Джулиус Ваверу Каранги , генерал в отставке и бывший командующий Силами обороны Кении.
- Джозефат Каранджа , бывший вице-президент
- Годфри Гитахи Кариуки , политик
- Джозайя Мванги Кариуки , бизнесмен и политик-социалист
- Мутуи Кариуки , бывший пресс-секретарь правительства Кении
- Марта Вангари Каруа , политик и бывший кандидат в президенты
- Люси Муринго Гичуи , первый человек чернокожего африканского происхождения, избранный в парламент Австралии
- Кунг'у Карумба , борец за свободу и член Капенгурийской шестерки.
- Ндженга Каруме , политик и бизнесмен
- Питер Кеннет , политик, бизнесмен и бывший кандидат в президенты
- Джомо Кеньятта , первый президент Кении, отец Ухуру Кеньятты
- Маргарет Кеньятта , четвертая первая леди Кении, жена Ухуру Кеньятты
- Ухуру Кеньятта , четвертый президент Кении, бывший заместитель премьер-министра
- Нгина Кеньятта (Мама Нгина), бывшая первая леди, жена Джомо Кеньятта, мать Ухуру Кеньятта
- Люси Кибаки , бывшая первая леди, жена Мваи Кибаки
- Мваи Кибаки , третий президент Кении
- Дедан Кимати , Мау-Мау лидер сопротивления
- Мбию Койнанге , бывший государственный министр, зять Джомо Кеньятты, первый кенийский обладатель степени магистра
- Моисей Курия , CS по торговле. [53]
- Артур Магугу , политик
- Вангу ва Макери , женщина-главный лидер
- Элиуд Мату , первый африканский член Законодательного совета Кении (LegCo)
- Кеннет Матиба , бизнесмен, политик, многопартийный активист и бывший кандидат в президенты
- Джон Ньороге Мичуки , политик и бизнесмен
- Гитху Муигай , бывший генеральный прокурор
- Ньороге Мунгаи , политик и бизнесмен. Личный врач и двоюродный брат Джомо Кеньятты.
- Крис Мурунгару , политик
- Джон Майкл Ньенга Мутуто , политик и против злоупотребления алкоголем участник кампании
- Дэвид Мвирариа , бывший министр финансов и член парламента
- Нджоки Сусанна Ндунгу , судья Верховного суда Кении
- Чарльз Ньонджо , бывший генеральный прокурор и министр по конституционным вопросам
- Вамбуи Отиено , борец за свободу и главный герой знакового дела о захоронении
- Чарльз Рубиа , бывший член парламента и многопартийный политический активист
- Джордж Сайтоти , бывший вице-президент
- Гарри Туку , борец за свободу и герой независимости
- Энн Вайгуру , нынешний губернатор округа Кириньяга.
- Гакаара ва Ванджау , борец за свободу, писатель и историк
Религия
[ редактировать ]- Цезарь Гатиму , бывший римско-католический епископ Ньери
- Муго ва Кибиру , традиционный целитель и провидец XIX века.
- Никодим Кирима , епископ епархии Ньери
- Манассия Курия , второй африканский англиканский архиепископ. См. биографию
- Джон Ньенга , архиепископ Римско-католической церкви
- Джуди Мбугуа , председатель Панафриканского альянса христианских женщин (PACWA)
- Доктор Дэвид Гитари , третий архиепископ и предстоятель Англиканской церкви Кении
- Маргарет Ванджиру , евангелистский епископ
- Преосвященный инженер Энтони Мухерия , римско-католический архиепископ, отвечающий за католическую архиепархию Ньери, старший брат Патрика Нгуги Ньороге , управляющего Центральным банком Кении.
- Пол Кариуки Нджиру - епископ Римско-католической епархии Воте
Спорт
[ редактировать ]- Сэмюэл Ванджиру , первый кенийец, выигравший олимпийскую золотую медаль в марафоне, чемпион Олимпийского марафона в Пекине 2008 года, чемпион Лондонского и Нью-Йоркского марафона 2009 года , Роттердамского полумарафона 2009 года. чемпион
- Джон Нгуги , чемпион мира по кроссу, четыре титула подряд в период с 1986 по 1989 год и пять титулов в целом. Олимпийский чемпион 1988 года на дистанции 5000 метров.
- Кэтрин Ндереба , четырехкратная чемпионка Бостонского марафона, серебряный призер Олимпийских игр в марафоне 2004 и 2008 годов.
- Генри Ванойке , золотой призер Паралимпийских игр на дистанции 5000 метров, обладатель различных рекордов марафона и полумарафона.
- Дуглас Вакиихури , чемпион мира по легкой атлетике 1987 года , чемпион марафона, серебряный призер Олимпийских игр 1988 года, Лондона и Нью-Йорка 1990 года. чемпион
- Патрик Нджиру , раллийный гонщик Subaru World Rally Team
- Джозеф Гиконьо , золотой медалист в спринте на 100 и 200 метров на чемпионате Африки 1990 года.
- Бонифаций Тумути , золотой призер чемпионата Африки 2016 года в беге на 400 метров с барьерами, серебряный призер Олимпийских игр 2016 года.
- QueenArrow , киберспортсменка, первая женщина в Восточной Африке, подписавшая контракт с профессиональной киберспортивной организацией.
- Клифф Ньякея , футболист, атакующий полузащитник / нападающий египетского клуба ZED FC и сборной Кении.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV, 2019 год: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам» . Национальное статистическое бюро Кении . Проверено 24 марта 2020 г. .
- ^ Джозеф Биндлосс, Том Паркинсон, Мэтт Флетчер, Lonely Planet Kenya , (Lonely Planet: 2003), стр. 35.
- ^ [1] Архивировано 13 августа 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Арнольд Кертис, Кения: путеводитель для посетителей (Evans Brothers: 1985), стр.7.
- ^ Пиковая редакция KCSE История и правительство . Восточноафриканские издатели. ISBN 9789966254603 – через Google Книги.
- ^ «Обработка железа в Верхней Тане, стр. 3, июль 2013 г.» (PDF) . /humanities.ku.ack.ke .
- ^ Routledge & Routledge 1910 , стр. 12, 13.
- ^ Рутледж и Рутледж 1910 , с. 58
- ^ Бойс , стр. 3–5.
- ^ Рутледж и Рутледж 1910 , с. 46
- ^ Бойс , с. 5
- ^ Рутледж и Рутледж 1910 , с. 23
- ^ Jump up to: а б Рутледж и Рутледж 1910 , с. 71
- ^ Рутледж и Рутледж 1910 , с. 77
- ^ Рутледж и Рутледж 1910 , с. 92
- ^ Рутледж и Рутледж 1910 , с. 95
- ^ «Кланы Агикую» . 29 ноября 2008 года . Проверено 18 ноября 2018 г.
- ^ Рутледж и Рутледж 1910 , с. 66
- ^ Мбити 1990
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Храмы 1959 г.
- ^ Jump up to: а б с Хобли 1922 г.
- ^ Муриуки 1974 , с. 25
- ^ Jump up to: а б с д и Муриуки 1974 , с. 110
- ^ Jump up to: а б Конец 1966 года
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мурьюки 1974 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ламберт 1956 г.
- ^ Jump up to: а б Ванджау 1967 , с. 25
- ^ Кеньятта 1938 г.
- ^ Кеньятта 1938 г.
- ^ Хобли, CW (1922). Верования и магия банту: с особым упором на племена гёкёй и камба в кенийской колонии . Лондон: Фрэнк Касс и компания. п. 92.
- ^ Jump up to: а б «История Кении» . Кения-africa.com . Проверено 22 марта 2013 г.
- ^ Бойс
- ^ Jump up to: а б Рутледж и Рутледж 1910 г.
- ^ Jump up to: а б «Африканский трайбализм, африканский социализм и цель политической демократии в Кении, стр. 60» . Проверено 18 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Африканский трайбализм, африканский социализм и цель политической демократии в Кении, стр. 61» . Проверено 18 ноября 2018 г.
- ^ Берман, Брюс Дж. (1991). «Национализм, этническая принадлежность и современность: парадокс Мау-Мау». Канадский журнал африканских исследований . 25 (2): 181–206. дои : 10.2307/485216 . JSTOR 485216 .
- ^ Роббинс, Ричард Х. (2008). «Глобальные проблемы и культура капитализма (4-е изд.). Pearson Education, Inc., стр. 315.
- ^ Jump up to: а б с де Филиппо, К; Барбьери, К; Уиттен, М; и др. (март 2011 г.). «Y-хромосомная вариация в Африке к югу от Сахары: взгляд на историю групп Нигера и Конго. Молекулярная биология и эволюция» . Молекулярная биология и эволюция . 28 (3): 1255–69. дои : 10.1093/molbev/msq312 . ПМЦ 3561512 . ПМИД 21109585 .
- ^ «Исследования» (PDF) . genlinginterface.com .
- ^ Тромбетта, Бениамино; Д'Атанасио, Евгения; и др. (24 июня 2015 г.). «Филогеографическое уточнение и крупномасштабное генотипирование гаплогруппы E Y-хромосомы человека дают новое представление о расселении ранних скотоводов на африканском континенте» . Геномная биология и эволюция . 7 (7): 1940–1950. дои : 10.1093/gbe/evv118 . ПМЦ 4524485 . ПМИД 26108492 .
- ^ Вуд, Элизабет Т.; Стовер, Дарин А.; Эрет, Кристофер; Дестро-Бисоль, Джованни; Спедини, Габриэлла; Маклеод, Ховард; Луи, Лесли; Бамшад, Майк; Штрассманн, Беверли И.; Судьял, Химла; Хаммер, Майкл Ф. (2005). «Контрастные закономерности вариаций Y-хромосомы и мтДНК в Африке: свидетельства демографических процессов с учетом пола» . Европейский журнал генетики человека . 13 (7): 867–876. дои : 10.1038/sj.ejhg.5201408 . ПМИД 15856073 . S2CID 20279122 .
- ^ Jump up to: а б Кастри, Лоредана; Тофанелли, Серджио; Гараньани, Паоло; Бини, Карла; Фозелла, Ксения; Пелотти, Сьюзи; Паоли, Джорджио; Петтенер, Давиде; Луизелли, Доната (2009). «Изменчивость мтДНК в двух говорящих на банту популяциях (шона и хуту) из Восточной Африки: последствия для заселения и моделей миграции в странах Африки к югу от Сахары». Американский журнал физической антропологии . 140 (2): 302–311. дои : 10.1002/ajpa.21070 . ПМИД 19425093 .
- ^ Грушка, Дэниел Дж.; Хэдли, Крейг; Брюис, Александра А.; Стояновский, Кристофер М. (27 марта 2015 г.). «Генетическая структура популяции объясняет современные экогеографические закономерности у людей, живущих в тропиках и субтропиках» . ПЛОС ОДИН . 10 (3): e0122301. Бибкод : 2015PLoSO..1022301H . дои : 10.1371/journal.pone.0122301 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 4376747 . ПМИД 25816235 .
- ^ «Молекулярные перспективы расширения банту» (PDF) . africamuseum.be . Проверено 2 мая 2018 г.
- ^ «Вариация Y-хромосомы» (PDF) . pubman.mpdl.mpg.de .
- ^ «Нгуги Ва Тхионго: профиль литературного и общественного активиста» . Ngugiwathiongo.com. Архивировано из оригинала 29 марта 2009 года . Проверено 13 ноября 2015 г.
- ^ ЛаРю, Дженнифер (2016). «Сохранение и возрождение находящейся под угрозой исчезновения флейты GĨKŨYŨ» . Африканская музыка . 10 (2): 126–139. дои : 10.21504/amj.v10i2.2041 .
- ^ «Племя кикуйю – самое большое племя в Кении: история и культура» . Кения-информация-guide.com. 19 февраля 2013 года . Проверено 22 марта 2013 г.
- ^ Ислам и сексуальность в Кении
- ↑ Мелани Лидман, Важно отметить, что некоторые кикуйю верят, что они настоящие ивриты. «В высокогорьях Кении еврейская община борется за признание», The Times of Israel, 10 марта 2015 г.
- ^ «Запрет PCEA на обряд Кикую вызвал большую бурю» . 28 июня 2020 г.
- ^ "ДОМ" . Мукома Ва Нгуги. 13 июля 2013 года . Проверено 13 ноября 2015 г.
- ^ «Моисей Курия — Поиск в Google» .
Источники
[ редактировать ]- Бойс, Джон . Как я стал королем Ва-Кикуйю (PDF) . Найроби: В. Бойд . Проверено 22 марта 2013 г.
- Хобли, Чарльз Уильям (1922). Верования и магия банту: с особым упором на племена кикую и камба из колонии Кении; вместе с некоторыми размышлениями о Восточной Африке после войны . Лондон: HF & G. Witherby.
- Кабето, Мэтью Ньороге (1966). Кикую: обычаи и традиции народа кикуйю . Найроби: Бюро восточноафриканской литературы.
- Кеньятта, Джомо (1938). Лицом к горе Кения: племенная жизнь гикуйю . Лондон: Секер и Варбург.
- Ламберт, Гарольд Э. (1956). Кикую Социально-политические институты . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
- Мбити, Джон (1990). Африканские религии и философия (2-е изд.). Оксфорд: Хайнеманн. ISBN 9780435895914 .
- Муриуки, Годфри (1974). История кикуйю, 1500-1900 гг . Найроби: Издательство Оксфордского университета.
- Рутледж, Уильям Скорсби ; Рутледж, Кэтрин Пиз (1910). С доисторическим народом: Акикуйю Британской Восточной Африки, представляющее собой отчет об образе жизни и образе мышления, существовавших среди нации при ее первом контакте с европейской цивилизацией . Лондон: Эдвард Арнольд.
- Темпельс, Плацид (1959). Философия банту . Париж: африканское присутствие.
- Ванджау, Гакаара ва (1967). Михирига из Агикую . Найроби: Экваториальное издательство.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барнетт, Дональд; Нджама, Карари (2021) [1966]. Мау-Мау изнутри: история Кенийской армии земли и свободы . Дараджа Пресс. ISBN 978-1-988832-59-3 .
- Бранч, Дэниел (2009). Победа над Мау-Мау, создание Кении: борьба с повстанцами, гражданская война и деколонизация . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-13090-5 .
- Элкинс, Кэролайн, 2005. Имперский расчёт: нерассказанная история британского ГУЛАГа в Кении . (Генри Холт)
- Хаксли, Элспет. 2006. Красные незнакомцы . (Пингвин)
- Каного, Табита.1987. Скваттеры и корни Мау-Мау. (Джей Карри Пресс)
- Лонсдейл, Джон и Берман, Брюс. 1992. Несчастная долина: конфликт в Кении и Африке . (Джей Карри Пресс)
- Лонсдейл, Джон, и Атиено Одхиамбо, Э.С. (ред.), 2003. Мау-Мау и государственность: оружие, власть и повествование . (Дж. Карри Пресс)
- Мухинди, Самуэль, автор [Нгуканио 1 и 2] 2009, Христианский фильм Гокёй] - первый автор Гокёй, написавший и снявший христианский фильм Гёкёйу.
- Мвакикагиле, Годфри , Кения: идентичность нации . Претория, Южная Африка: New Africa Press, 2008.
- Мвакикагиле, Годфри. Этническая политика в Кении и Нигерии . Хантингтон, Нью-Йорк: Издательство Nova Science, 2001.
- Ванджау, Гакаара Ва, 1988. Автор Мау-Мау находится под стражей . Перевод Пола Нгиги Ньороге. (Хайнеманн Кения Лимитед)
- Эммануэль Кариуки, Люди кикуйю. Секреты миграции из Египта на гору Кения на сайтеhubpages.com, 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]