Jump to content

Кикую люди

Гикую
Гёкёё
Действия
Дом Мумби
Общая численность населения
8,148,668 [1]
Регионы со значительной численностью населения
Кения
Языки
Gĩkũyũ , суахили и английский
Религия
Христианство , Религия Агикую , Ислам и нерелигиозность
Родственные этнические группы
Эмбу , Меру , Мбире , Камба , Сонджо и Дайсо
Человек Мы сильны
Люди В Гикюю
Язык Гёкёё
Страна Бурури Ва Гёкюйу

Кикую родом (также Agĩkũyũ/Gĩkũyũ ) — этническая группа банту, из Восточной Африки и Центральной Кении . При населении 8 148 668 человек по состоянию на 2019 год они составляют 17,13% от общей численности населения Кении , что делает их крупнейшей этнической группой Кении. [1]

Термин Кикую является суахили заимствованием на автонима Gĩkũyũ ( Произношение гикуйю: [ɣèkòjóꜜ] )

Кикую мужчина из 1910 года.
Женщина кикуйю на картине Аксели Галлен-Каллелы в 1909 году.
Портрет Кеносуа работы Галлена-Каллелы, 1909–1910 гг.

Источник

[ редактировать ]

Кикую принадлежат к северо-восточной ветви банту . Их язык наиболее тесно связан с языком эмбу и мбире . Географически они сосредоточены в районе горы Кения .

Точное место, откуда мигрировали носители северо-восточного банту после первоначального расширения банту, неизвестно. Некоторые авторитетные источники предполагают, что кикуйю прибыли в район своего нынешнего проживания на горе Кения из более ранних поселений, расположенных дальше на север и восток. [2] в то время как другие утверждают, что кикуйю вместе со своими близкородственными восточными соседями банту Эмбу , Меру , Мбире и Камба переселились в Кению из пунктов дальше на север. [3] [4]

Судя по археологическим данным, их прибытие на северную сторону горы Кения датируется примерно III веком в составе более крупной группы, известной как Тагику. возникла община Агикую К VI веку в Гатунганга в Ньери . Агикую обосновались на своей нынешней родине в регионе горы Кения к 13 веку. [5] [6]

Нация и ее стремления

[ редактировать ]

До создания протектората Восточной Африки в 1895 году Агокёй сохранял географическую и политическую власть почти от всякого внешнего влияния на протяжении многих поколений; они никогда не были покорены. [7] До прихода британцев арабы , занимавшиеся работорговлей , и их караваны проходили по южным окраинам народа Агокёй. Рабства как института среди агукё не существовало, и они не совершали набегов с целью захвата рабов. [8] Арабов, попытавшихся проникнуть на землю Агукёй, встретила мгновенная смерть. [9] Опираясь на сочетание покупки земли, кровного братства (партнерства), смешанных браков с другими людьми, а также их усыновления и поглощения, Agĩkũy находились в состоянии постоянной территориальной экспансии. [10] В экономическом отношении Agĩkũyũ были великими фермерами. [11] и проницательные бизнесмены. [12] Помимо сельского хозяйства и бизнеса, Agĩkũyũ занимались мелкими отраслями промышленности, занимаясь такими профессиями, как строительство мостов, [13] изготовление струн, [14] волочение проволоки, [15] и изготовление железных цепей. [16] У Agĩkũyũ было большое чувство справедливости ( kĩhooto ). [13]

Общественно-политическая жизнь

[ редактировать ]

Нация Agĩkũy была разделена на девять кланов. Каждый клан вел свою родословную от одного предка женского пола и дочери Мумби . [17] Роды не были ограничены какой-либо конкретной географической территорией, они жили бок о бок. Некоторые кланы имели признанного лидера, другие – нет. [18] Однако в любом случае реальную политическую власть осуществлял правящий совет старейшин каждого клана. Затем каждый клан направлял лидера своего совета в высший совет старейшин всего сообщества. Общий совет старейшин, представляющий все кланы, тогда возглавлял глава или представитель нации.

Духовность и религия

[ редактировать ]
Нгай – Верховный Создатель
[ редактировать ]

Гокёй были – и остаются – монотеистами, верящими во всемогущего Создателя, которого они называют Нгаи . Все гёкё, эмбу и камба используют это имя. Нгай был также известен как Мурунгу племенами Меру и Эмбу, или Мулунгу (вариант слова, относящегося к Создателю). Титул Мватани или Мвати (величайший правитель) происходит от слова gwatha, означающего править или царствовать с властью, которое использовалось и используется до сих пор. Все жертвоприношения Нгаю совершались под платаном (Mũkũyũ), а если такового не было, смоковница использовалась (Mũgumo). Оливковое дерево (Мутамайю) было священным деревом для женщин. [19]

Гора Кения и религия
[ редактировать ]

Нгай или Мвене-Ньяга — Верховный Создатель и даритель всего сущего. Он создал первые общины гёкё и предоставил им все необходимые для жизни ресурсы: землю, дождь, растения и животные. Нгай нельзя увидеть, но он проявляется в солнце, луне, звездах, кометах и ​​метеорах, громе и молниях, дожде, радуге и в огромных фиговых деревьях (Мугумо). Эти деревья служили местами поклонения и жертвоприношения и отмечали место в Мукёрве Ва Ньягатанга, где впервые поселились Гёкёй и Мумби – предки Гёкёй в устной легенде. Нгай обладает человеческими качествами, и хотя некоторые говорят, что он живет в небе или в облаках, предания Гокё также говорят, что Нгай время от времени приходит на землю, чтобы осмотреть ее, одарить благословениями и отмерить наказание. Когда он приходит, Нгай отдыхает на горе Кения (Кириньяга) и Килимамбого (kĩrĩma kĩa njahĩ). Гром интерпретируется как движение Нгаи, а молния — это оружие, которое Нгаи использует, чтобы расчистить путь при переходе из одного священного места в другое. Некоторые люди полагают, что обитель Нгаи находится на горе Кения. Согласно одной легенде, Нгай сделал гору своим местом отдыха во время инспекционной поездки по земля . Затем Нгай взял первого человека, Гикую, на вершину, чтобы показать красоту земли, которую он ему дал.

Философия традиционной религии кикуйю
[ редактировать ]

Основные положения этой традиционной философии общих взглядах народов банту : религии Гокё были полностью основаны на следующих [20]

  1. Вселенная состоит из взаимодействующих и взаимосвязанных сил, проявлением которых являются физические объекты, которые мы видим, включая нас самих и тех, кого мы не видим.
  2. Все эти силы (вещи) во вселенной произошли от Бога, который с начала времен обладал жизненной божественной силой творения внутри себя.
  3. Все созданное Богом сохраняет связь Бога (Творца) с сотворенным.
  4. Первые люди, сотворенные Богом, обладали сильнейшей жизненной силой, поскольку получили ее непосредственно от Бога.
  5. Поскольку эти первые люди по силе находятся чуть ниже Бога, они почти подобны Богам или даже могут быть Богами.
  6. Нынешний родитель человека — это связь с Богом через непосредственных умерших и через предков.
  7. На Земле люди обладают наибольшим количеством жизненной силы.
  8. Все остальные вещи (силы) на Земле были созданы для того, чтобы жизненная сила (существо) человека стала сильнее.
  9. Все вещи обладают жизненной силой, но некоторые объекты, растения и животные обладают более высокой жизненной силой, чем другие.
  10. Человек может использовать животное, чтобы символизировать уровень своей жизненной силы по сравнению с другими людьми.
  11. В каждом физическом проявлении (предмете) жизненной силы есть определенная точка, где концентрируется большая часть этой силы.
  12. Человек может легко манипулировать вещами в свою пользу или во вред, определив эту точку концентрации жизненной силы. Есть люди, которые больше знают об этих силах и могут манипулировать ими по своему желанию, обычно призывая на помощь высшие силы.
  13. Высшие силы вызываются людьми, используя в качестве посредников низшие силы (жертвоприношения животных или растений). Прямое обращение к высшим силам — это тхаху (мерзость, ведущая к проклятию).
  14. В человеческом обществе есть несколько элитных людей, очень опытных в искусстве манипулирования силами для усиления человеческой силы или ее уменьшения, усиления любой силы, которая ниже человеческой силы, или уменьшения ее.
  15. Лидером человеческого общества является тот, кто обладает высочайшей жизненной силой на тот момент, или тот, кто ближе всего к Богу, или и то, и другое. Поскольку лидер этого человеческого общества обладает высочайшей жизненной силой и, следовательно, ближе к Богу, чем любой другой человек, он должен быть в состоянии питать остальных людей, связывая их с высшим Богом и имея возможность приказывать действовать более низким силам. таким образом, чтобы усилить жизненную силу других людей.
  16. Жизненная сила умершего предка может вернуться к жизни в результате рождения нового ребенка, особенно когда ребенок назван в честь ушедшего предка и все выглядит хорошо.

Гёкё верили во взаимосвязь всего во вселенной. Для народа Гокё всё, что мы видим, имеет внутреннюю духовную силу, и самая священная, хотя и невысказанная онтология бытия — это сила. [20] Эта духовная жизненная сила возникла от Бога, у которого была власть создавать или разрушать эту жизненную силу. Для народа Гёкё Бог был высшим существом во вселенной и дарителем (Мугай/Нгай) жизненной силы всему сущему. Люди Gĩkũyũ также верили, что все, что создал Бог, имеет жизненную внутреннюю силу и связь с Ним просто потому, что он создал эту вещь и дал ей ту внутреннюю силу, которая позволяет ей существовать и проявляться физически. [20] Для Agĩkũy Бог имел эту жизненную силу внутри себя, поэтому Он был окончательным владельцем и правителем всего во вселенной. Последнее было окончательной концепцией Бога среди народа Гокё, отсюда и название Мугай/Нгай. Для людей Гокё, тех, кто обладал величайшей жизненной силой, самые близкие к Богу были первыми родителями, созданными Богом, потому что Бог непосредственно дал им жизненную жизненную силу. Этих первых родителей так уважали, что к ним относились почти как к самому Богу. За ними следовали предки людей, унаследовавшие жизненную силу от первых родителей, затем следовали сразу умершие и, наконец, старейшие в сообществе. Следовательно, когда люди хотели принести жертвы, обряд совершал старший член общины. Дети в сообществе имели связь с Богом через своих родителей, и эта цепочка будет двигаться вверх к родителям-родителям, предкам, первым сотворенным родителям, пока не достигнет Самого Бога. [20] Люди Гокё верили, что ушедшие духи предков могут снова возродиться в этом мире, когда рождаются дети, отсюда и обряды, совершаемые во время церемоний наречения детей. [20] Люди Гокё верили, что жизненная сила или душа человека может быть увеличена или уменьшена, тем самым влияя на здоровье человека. Они также верили, что некоторые люди обладают способностью манипулировать внутренней силой во всем. Этих людей, увеличивавших благосостояние души человека, называли знахарями (Мого), а тех, кто уменьшал жизненную силу человека, называли знахарями (Мороги). Они также считали, что духовные силы обычных предметов могут быть увеличены таким образом, что они защищают человека от тех, кто стремится уменьшить жизненную силу человека. Такой предмет с такой силой назывался гитхито . [21] Таким образом, философия религии и жизни Гокё в целом основывалась на понимании того, что все во вселенной имеет внутреннюю взаимосвязанную силу, которую мы не видим. [20] Следовательно, Бог среди народа Гокё понимался как владелец и распространитель (Мугай) этой внутренней жизненной силы во всех вещах, и Ему поклонялись и восхваляли либо за увеличение жизненной силы всего сущего (сельскохозяйственные продукты, скот, дети), либо за увеличение жизненной силы всех вещей (сельскохозяйственных продуктов, скота, детей) Гёкё. люди овладели и минимизировали события, которые привели к катастрофам, которые уменьшили бы жизненную силу людей или привели к смерти. Лидером народа Гокё был человек, который, как считалось, обладал величайшей жизненной силой среди людей, или человек, который продемонстрировал величайшую жизненную силу в заботе о людях, их семьях, сельскохозяйственных продуктах, скоте и земле. . [20] Следовательно, этот человек считался ближе к Богу, чем кто-либо другой, живущий в этой стране. Упомянутый человек также должен был демонстрировать и практиковать высшие уровни истины ( маа ) и справедливости ( кихуто ), как это сделал бы верховный Бог народа Гокё. [20]

Политические структуры и смена поколений

[ редактировать ]
Мужчина гикуйю и его жена в 2020 году в Кении.

В Agĩkũyũ было четыре сезона и два урожая за один год. [22]

  1. Mbura ya njahĩ (сезон сильных дождей) с марта по июль;
  2. Magetha ma njahĩ ( njahĩ Lablab purpureus ) (сезон сбора черной фасоли) с июля по начало октября;
  3. Мбура-я-Мвере (короткий сезон дождей) с октября по январь;
  4. Магета ма Мвере (сезон сбора урожая) миллета ;
  5. Гепард-хамелеон .

Далее время записывалось посредством посвящения посредством обрезания . Каждой инициационной группе было присвоено особое название. [23] По словам профессора Годфри Муриуки, отдельные наборы посвящения затем группируются в полк каждые девять календарных лет. До того, как был сформирован полк или армия, был период, когда посвящение мальчиков не проводилось. Этот период длился в общей сложности четыре с половиной календарных года (девять сезонов на земле Гокё, каждый сезон называется имера ) и называется мохинго . [23] при этом инициирование происходит в начале пятого года и продолжается ежегодно в течение следующих девяти календарных лет. Именно такая система была принята в Метуми Муранг'а . Полковые или армейские наборы также получают особые имена, некоторые из которых, похоже, стали популярными мужскими именами. В Гаки Ньери система была обратной: инициация происходила ежегодно в течение четырех календарных лет, за которыми следовал период в девять календарных лет, в течение которых не проводилось инициации мальчиков ( моухинго ). [23] Девочек же инициировали каждый год. Несколько полков тогда составляют правящее поколение. Было подсчитано, что правящие поколения просуществовали в среднем 35 лет. Названия наборов посвящения и полка различаются в пределах земли Гокё. Однако правящие поколения однородны и предоставляют очень важные хронологические данные. Вдобавок ко всему, наборы инициации были способом документирования событий внутри народа Гокё, так, например, регистрировались случаи оспы и сифилиса. [23] Наборы для посвящения девочек также получили особые названия, хотя исследований в этой области мало. Мурики находит только три набора, имена которых: Рухаро [1894 г.], Кибири/Ндуриро [1895 г.], Кагица [1896 г.], Ндуту/Нути [1897 г.]. [23] Все эти имена взяты из Метуми (Муранг'а) и Кабете Кямбу .

  • Манджири 1512–1546 ± 55 гг.
  • Мамба 1547 – 1581 ± 50 гг.
  • Тене 1582 – 1616 ± 45 гг.
  • Аагу 1617 – 1651 ± 40 гг.
  • Мандути 1652–1686 ± 35 г.
  • Только 1687 – 1721 ± 30 гг.
  • Кир 1722–1756 ± 25 г.
  • Мататхи 1757–1791 ± 20 г.
  • Ндеми 1792 – 1826 ± 15
  • Иреги 1827 – 1861 ± 10
  • Сухой 1862 – 1897 ± 5
  • Мванги 1898 год?

значатся: Тене , Кий , Аагу , Чира , Матати , Ндеми , Иреги , Майна ( Нгото ), Мванги. В списке Мэтью Ньороге Кабето В списке Гакаары ва Ванджау значатся , Нема Тийи , Карирау , Аагу , Тиру , Кума , Сиира , Ндеми , Матати , Иреги , Майна , Мванги , Иронго , Мванги ва Мандути. Тене [24] Последние два поколения появились после 1900 года. Один из самых ранних зарегистрированных списков МакГрегора гласит (список взят из неизмененной истории) Манджири , Мандути , Кьера , Масаи , Матати , Ндеми , Иреги , Майна , Мванги , Муирунгу . По словам Хобли (историка), каждое поколение инициации, риика , длилось более двух лет. Правящее поколение при приходе европейцев называлось Майна . Говорят, что Майна передал Мванги в 1898 году. [24] Хобли утверждает, что следующие наборы были сгруппированы под Майной - Кнутия , Каранджа , Нджонгуна , Княнджуи , Гатхуру и Нганга . Профессор Муриуки [25] однако помещает эти наборы намного раньше, а именно, Каранджа и Кнутия принадлежат правящему поколению Чиира , которое правило с 1722 по 1756 год, плюс-минус 25 лет, согласно Муриуки . По словам Муриуки, Ньёгуна , Кеньянджуи , Нганга принадлежат к правящему поколению Мататхи , правившему с 1757 по 1791 год, плюс-минус 20 лет. [25]

Списку профессора Муриуки следует отдать приоритет в этой области, поскольку он проводил обширные исследования в этой области, начиная с 1969 года, и использовал всю более раннюю литературу по этому вопросу, а также проводил обширные полевые работы в районах Гаки (Ньери), Метуми ( Муранга) и Кабете (Кямбу). Помимо правящих поколений, он также приводит названия полков или армейских комплектов 1659 г. [с погрешностью] и названия ежегодных наборов посвящения, начиная с 1864 г. Список из Метуми (Муранг'а) наиболее полный и дифференцированный. . [25]

Список Муриуки на данный момент также является наиболее систематизированным списком. Большинство самых популярных мужских имен на земле Гокё были именами риика (наборов инициации). [25] Вот список названий полковых комплектов в Метуми (Муранга), составленный Муриуки: Киарич (1665–1673), Цеге (1678–1678), Камау (1704–1712), Кимани (1717–1725), Каранджа (1730–1730–1730–1730–1712 ). 1738), Кнутия (1743–1751), Ньогона (1756–1764), Княнджуи (1769–1777), Нганга , Ньороге (1794–1802), Вайнанг (18157). (1781–1789 ) 1820–1828), Мбугуа (1859–1867), Ньенга или Мбира Итиму (1872–1880), Мутонг или Мбуру (1885–1893). [25]

Его Превосходительство Ламберт, который много имел дело с риика , располагает следующим списком полковых комплектов из Гичуго и Ндиа. [26] (Следует помнить, что эти имена отличались от правящих поколений, которые не были одинаковыми на земле Гокё. Следует также отметить, что Ндиа и Гачого следовали системе, в которой инициация происходила каждый год в течение четырех лет, а затем следовал период в девять календарных лет, в течение которого не было ни одного случая. произошло посвящение мальчиков. Этот период назывался мохинго . [26] ) Каранджа (1759–1762), Кинтия (1772–1775), Ндурри (1785–1788), Мугачо (1798–1801), Ньороге (1811–1814), Кангете (1824–1827), Гитау (1837–1840) ), Маньяки (1850–1853), Киамбути (1863–1866), Ватуке (1876–1879), Нгоги (1889–1892), Ваканене (1902–1905). [26]

В этом списке по сравнению со списком Metumi примечательно то, что некоторые из тех же имен используются, хотя и немного смещены. Ндия и Гачогу находятся очень далеко от Метуми. Гаки, с другой стороны, с точки зрения моего географического понимания земли Гокё, должен быть намного ближе к Метуми, но практически никакие названия наборов полков не являются общими. Однако следует отметить, что Гаки имел сильную связь с масаи, живущими поблизости. [26]

Имена правящего поколения Майна и Мванги также являются очень популярными мужскими именами Gĩkũyũ. Теория также состоит в том, что Waciira также происходит от ciira (падеж), которое также является очень популярным мужским именем среди Agĩkũyũ. Это вызывает вопрос, когда именно детей начали называть в честь родителей своих родителей. Если бы эта система называния детей в честь родителей существовала с самого начала, в обращении было бы очень мало мужских имен. Однако это не так, поскольку мужских имен Гокё очень много. Одна из теорий состоит в том, что женских имен гораздо меньше, причем наиболее распространены имена девяти полных дочерей Мумби. [25]

Гакаара ва Ванджау поддерживает эту точку зрения, когда пишет в своей книге Mĩhĩrĩga ya Aagĩkũyũ : [27]

Китайский язык не связан с Ватене, Чумой, Иреги или Чиирой. Затем тело женщины положили в гробницу, и она взглянула вверх и увидела гору, где родился ребенок и было похоронено тело. [27]

В свободном переводе это означает: «В те дни детям мужского пола давали имена риика (набор посвящения), такие как Ватене, Чума, Иреги или Чиира. С другой стороны, девочек называли в честь кланов, которые до этого времени назывались ранее. поскольку было решено назвать детей в честь родителей мужчины и женщины». Из этого заявления неясно, были ли девочки названы ad hoc в честь какого-либо рода, независимо от того, к какому клану принадлежали родители. Называя их в честь конкретного клана, к которому принадлежали родители, были бы строго ограничены возможности именования.

Как ни странно, это означало бы, что женские имена являются самыми старыми на земле Гокё, что еще раз подтверждает ее матрилинейное происхождение. Что касается мужских имен, то, конечно, существует вопрос о курице и яйце: когда конкретно появилось имя, но некоторые имена связаны с событиями, произошедшими во время инициации. Например, Вайнайна относится к тем, кто дрожал во время обрезания. Куинаина (трясти или дрожать).

Была очень важная церемония, известная как Итука, во время которой старая гвардия передавала бразды правления следующему поколению. [25] Это было сделано для того, чтобы избежать диктатуры. Кеньятта [28] рассказывает, как однажды в земле Агкё правил деспотический король по имени Гокё, внук старшей дочери (Ванджиро, согласно Лики) первого Гёкё, прославившегося Гокё и Мумби. После его свержения было решено, что правительство должно быть демократическим, и именно так появилась Итука. Эта легенда, конечно, ставит под сомнение, когда именно было установлено матрилинейное правление. Последняя церемония Итука, на которой риика Майны передала власть поколению Мванги, состоялась в 1898–1899 годах. [21] Следующий должен был состояться в 1925–1928 годах [Кеньятта], но ему помешало колониальное империалистическое правительство, и институты Гокё один за другим рухнули. [25]

Крах традиционной политической структуры

[ редактировать ]

Правящие поколения, система рика, можно проследить до 1500 года нашей эры или около того. [25] Это были:

  • Манджири 1512–1546 гг.
  • Мамба 1547–1581 гг.
  • Тене с 1582 по 1616 год.
  • Агу 1617–1652 гг.
  • Мандути 1652–1686 гг.
  • Кума 1687–1721 гг.
  • Кир 1722–1756 гг.
  • Мататхи 1757–1791 гг.
  • Ндеми 1792–1826 гг.
  • Иреги с 1827 по 1861 год.
  • Майна с 1862 по 1897 год.
  • Мванги 1898 г.

Последняя церемония Итука, на которой рикка Майны передала власть поколению Мванги, состоялась в 1898–1899 годах. [21] Следующий должен был состояться в 1925–1928 гг. [29] но ему помешало колониальное правительство. Традиционными символами власти среди народа Агикую являются Мутиги (Палка), означающая власть руководить, и Итимо (Копье), означающее силу призывать людей к войне. [30]

Традиционный образ жизни Агикую был нарушен, когда они вступили в контакт с британцами примерно в 1888 году. Британские исследователи посетили этот регион до « Борьбы за Африку », и теперь различные люди переехали основать колонию в этом регионе, отметив обильную и плодородные сельскохозяйственные угодья. Хотя поначалу отношения между Агикую и европейцами не были враждебными, отношения между Агикую и европейцами вскоре переросли в насилие: Ваяки Ва Хинга , лидер южного Агикую, правивший Дагоретти , подписавший договор с Фредериком Лугардом из Британской Восточно-Африканской компании (BEAC), сгорел дотла. Форт Лугарда в 1890 году. Два года спустя Ваяки был захвачен компанией и похоронен заживо в отместку. [31]

Вождь кикуйю Ванбугу (сидит в центре) на переговорах с Верховным комиссаром протектората Восточной Африки ок. 1910 год

После серьезных финансовых трудностей Британской Восточно-Африканской компании британское правительство 1 июля 1895 года установило прямое правление Короны через Восточноафриканский протекторат , впоследствии открыв в 1902 году плодородные высокогорья для европейских эмигрантов. [31] Агикую, расстроенные волнами эмигрантов, ввели политику убийства всех своих, кто сотрудничал с колониальным правительством. [32] Когда споры с белыми поселенцами и агикуйю становились ожесточенными (обычно из-за земельных вопросов), поселенцы нанимали представителей племени масаи вместе с некоторыми колониальными войсками для ведения боевых действий за них. Масаи исторически имели негативные отношения с Агикую и поэтому были готовы поднять против них оружие. Различные конфликты между поселенцами и Агикую часто заканчивались поражением последних из-за их плохого вооружения. [33] Агикую, потерпевшие неудачу в своих конфликтах с европейскими поселенцами и колониальным правительством, обратились к политическим средствам как к методу разрешения своих недовольств. [34]

Кения служила базой британцев во время Первой мировой войны в рамках их усилий по захвату немецких колоний на юге, которые поначалу были сорваны. С началом войны в августе 1914 года губернаторы Британской Восточной Африки (как обычно назывался Протекторат) и Германской Восточной Африки согласились на перемирие в попытке уберечь молодые колонии от прямых военных действий. Однако подполковник Пауль фон Леттов-Форбек принял командование немецкими вооруженными силами, решив заблокировать как можно больше британских ресурсов. Полностью отрезанный от Германии , фон Леттов вел эффективную партизанскую кампанию, живя за счет земли, захватывая британские запасы и оставаясь непобежденным. В конце концов он сдался в Замбии через одиннадцать дней после подписания перемирия в 1918 году. Чтобы преследовать фон Леттова-Ворбека, британцы перебросили войска индийской армии из Индии , а затем потребовалось большое количество носильщиков, чтобы преодолеть сложную логистику транспортировки припасов далеко во внутренние районы страны. ступня. Был сформирован Авианосный корпус , который в конечном итоге мобилизовал более 400 000 африканцев, что способствовало их долгосрочной политизации.

Опыт, полученный африканцами во время войны, в сочетании с созданием Кенийской коронной колонии, в которой доминировали белые, породил значительную политическую активность в 1920-х годах, кульминацией которой стало движение архидьякона Оуэна «Пайни Овачо» («Голос народа») и «Голос народа». «Ассоциация молодых кикуйю» (переименованная в «Восточноафриканскую ассоциацию») была основана в 1921 году Гарри Туку (1895–1970), которая вызвала у многих кикуйю чувство национализма и выступала за гражданское неповиновение. Кампания Туку против колониального правительства была недолгой. В следующем году он был сослан в Кисмайо , и только в 1924 году была сформирована Центральная ассоциация Кикую (KCA) для продолжения кампании Туку. [34] С 1924 года Центральная ассоциация кикуйю (KCA) с Джомо Кеньяттой в качестве генерального секретаря сосредоточила усилия на объединении кикуйю в одно географическое государство, но ее проект был подорван разногласиями по поводу ритуальной дани, распределения земли, запрета на женское обрезание и поддержки. для Туку. KCA отправляла Кеньятту в Англию в 1924 году и снова в 1931 году, чтобы выразить свое недовольство колониальным правительством и его политикой. [35]

К 1930-м годам в стране Агикую проживало около 30 000 белых поселенцев, которые получили политический голос благодаря своему вкладу в рыночную экономику . В этом районе уже проживало более миллиона представителей народа кикуйю, большинство из которых были изгнаны со своих земель вторгшимися европейскими поселенцами и жили странствующими фермерами. Чтобы защитить свои интересы, поселенцы запретили производство кофе, ввели налог на хижины , а безземельным рабочим предоставлялось все меньше и меньше земли в обмен на их труд. Последовал массовый исход в города, поскольку их способность обеспечивать жизнь за счет земли сократилась. [35]

Во время Второй мировой войны (1939–45) Кения стала важной военной базой. Для солдат Агикую, принимавших участие в войне в составе Королевских африканских стрелков (КАР), война стимулировала африканский национализм и разрушила их представления о европейцах. Тем временем на политическом фронте в 1944 году Туку основал и стал первым председателем многоэтнического Кенийского союза африканских исследований (KASU).

Первый президент Кении Джомо Кеньятта

В 1946 году KASU стал Африканским союзом Кении (KAU). Это была националистическая организация, которая требовала доступа к земле, принадлежащей белым. КАУ выступало в качестве ассоциации избирательного округа для первого чернокожего члена законодательного совета Кении Элиуда Мату , который был выдвинут в 1944 году губернатором после консультаций с местной элитой банту/нилотов. В КАУ по-прежнему доминировала этническая группа кикуйю. В 1947 году Джомо Кеньятта , бывший президент умеренной Центральной ассоциации Кикую, стал президентом более агрессивной КАУ, чтобы потребовать большего политического голоса для коренных жителей. Неспособность КАУ добиться каких-либо существенных реформ или удовлетворения жалоб со стороны колониальных властей переместила политическую инициативу к более молодым и более активным деятелям внутри африканского профсоюзного движения, среди скваттеров в поместьях поселенцев в Рифт-Валли и в отделениях КАУ. в Найроби и районах Кикую центральной провинции. [36]

К 1952 году под командованием фельдмаршала Дедана Кимати Кенийская армия земли и свободы (Мау-Мау) начала тотальное восстание против колониального правительства, поселенцев и их кенийских союзников. К этому времени Мау-Мау боролись за полную независимость Кении. Некоторые считают эту войну самым серьезным кризисом британских африканских колоний. [37] Захват лидера повстанцев Дедана Кимати 21 октября 1956 года ознаменовал окончательное поражение восстания Мау-Мау и, по сути, положил конец военной кампании, хотя чрезвычайное положение продлилось до 1959 года. Конфликт, возможно, подготовил почву для независимости Кении в декабре 1963 года.

1963 – настоящее время

[ редактировать ]
Управляющий Центрального банка Кении Нгуги Ньороге

С момента провозглашения Республики Кения и прекращения колониального правления в Кении в 1963 году Агикую теперь являются неотъемлемой частью кенийской нации. Они продолжают играть свою роль как граждане Кении, помогая строить свою страну. Однако некоторые кенийцы возмущаются своим ошибочно воспринимаемым превосходным экономическим статусом, и это негодование иногда выражается посредством политического насилия, как это произошло на выборах в Кении в 1992, 1997 и 2007 годах.

Генетика

[ редактировать ]

Согласно Y-хромосомы исследованию ДНК , проведенному Wood et al. (2005), около 73% Gukũy принадлежат к общей отцовской гаплогруппе E1b1a . [38] Остальные несут другие клады : 19% E1b1b , E-M293 составляет 11%, [39] [40] 2% А и 2 Б. % [38] [41]

С точки зрения материнской линии, гёкё тесно связаны с другими банту, северо-восточными группами такими как камба . Большинство из них принадлежат к различным африканским мтДНК линиям макрогаплогруппы L , таким как L0f , L3x , L4g и L5 согласно Castrì et al. (2009). [42] Кикую оценили Тишкофф и др. иметь 43% предков из кластера Нигер-Кордофан, 36% из кушитского, 8% из Нило-Сахарского, 6% из Сандаве и 1% или меньше из каждого из других кластеров [43] [42] По данным Саласа и др. (2002), другие Gĩkũyũ в основном несут кладу L1a , которая является одной из африканских гаплогрупп мтДНК. [38] [44] [45]

Культура

[ редактировать ]
Статуя борца за свободу Мау-Мау Дедана Кимати

Gĩkũyũ говорят на языке Gĩkũyũ как на своем родном языке, который является членом языковой семьи банту . Кроме того, многие говорят на суахили и английском как лингва франка, двух официальных языках Кении.

Gĩkũyũ тесно связаны с некоторыми общинами банту из-за смешанных браков до колонизации. Эти общины представляют собой народы Эмбу, Меру и Акамба, которые также живут вокруг горы Кения. Члены семьи Гокёй из больших районов Киамбу (обычно называемых Кабете) и Ньери тесно связаны с народом масаи также из-за смешанных браков до колонизации. Народ гокёй, расположенный между Тикой и Мбире, тесно связан с народом камба, говорящим на языке, похожем на язык гёкёй. В результате народ гокёй, сохранивший большую часть первоначального наследия гёкёй, проживает в регионах Кириньяга и Муранга в Кении. Многие считают район Муранга колыбелью народа гёкё.

Литература

[ редактировать ]

До 1888 года литература Агикую выражалась исключительно в фольклоре . [33] Известные истории включают «Девушку, которую принесли в жертву ее родственники» , «Потерянная сестра» , «Четыре молодых воина» , «Девушка, подстригшая волосы н'дженге » и многие другие.

Когда европейские миссионеры прибыли в страну Агикую в 1888 году, они выучили язык кикую и начали писать на нем, используя модифицированный латинский алфавит. Кикую сильно отреагировали на миссионеров и европейское образование. У них был больший доступ к образованию и возможности для участия в новой денежной экономике и политических изменениях в своей стране. Как следствие, появились известные литературные иконы кикуйю, такие как Нгоги ва Тьонг'о и Меджа Мванги . Литературные произведения Нгоги ва Тионго включают «Каитани Мутарабаини» (1981), «Матигари» (1986) и «Муроги ва Кагого» ( «Волшебник вороны» (2006)), который является крупнейшим известным романом на языке кикуйю, переведенным более чем на тридцать языков. [46]

Традиционная музыка кикуйю существовала на протяжении поколений до 1888 года, когда колониализм разрушил их жизнь. До 1888 года и вплоть до 1920-х годов музыка кикуйю включала кибаата, ндуумо и мутунгучи. Культурные потери увеличились по мере того, как урбанизация и модернизация повлияли на знания коренных народов, в том числе на способность играть на мутуриру – наклонной флейте из коры. [47] Сегодня музыка и танцы являются сильными компонентами культуры Кикую. Существует энергичная индустрия звукозаписи Кикую, как светской, так и госпел-музыки, в их пентатонической гамме и западных музыкальных стилях, таких как «Матвити Майги Нгай!».

Кикую и кинопроизводство кикуйю - совсем недавнее явление среди агикуйю. Они стали популярны только в 21 веке. В 20 веке большая часть агикуйю потребляла кино и фильмы, произведенные на западе. Популярные фильмы Кикую включают такие комедии, как сериалы «Мачанъи» и «Кихендзё». В последнее время количество кенийских телеканалов значительно увеличилось, и появились каналы, транслирующие программы на языке кикуйю.

Типичная еда Агкё включает ямс, сладкий картофель, Гитери (кукуруза и фасоль после того, как кукуруза была завезена в Африку), Мукимо (пюре из зеленого горошка и картофеля), Кимиту (пюре из фасоли и картофеля), Ирио (пюре из сухих бобов, кукурузы и картофеля). , Мутура (колбаса, приготовленная из козьих кишок, мяса и крови), Укуру (ферментированная каша из кукурузной, пшенной или сорго), жареная козлятина, говядина, курица и вареные зеленые овощи, такие как капуста, шпинат и морковь. [48]

Хотя гёкё исторически придерживались местных верований , сегодня большинство из них являются христианами различных конфессий, а также различных синкретических форм христианства. Меньшинство кикуйю исповедуют ислам, особенно через арабских, индийских и персидских миссионеров после торговли с остальной частью Восточной Африки. [49]

Небольшая группа Кёкой, насчитывающая в 2015 году около 60 человек, исповедует иудаизм в городе Кусуку. Хотя они исповедуют нормативную форму иудаизма (аналогично консервативному иудаизму ), они не являются признанной частью какой-либо более крупной еврейской группы. [50]

Религиозные и культурные разногласия

[ редактировать ]

В апреле 2018 года Пресвитерианская церковь Восточной Африки приняла резолюцию, запрещающую своим членам участвовать в культурном обряде Кикую, известном как Мбури сиа Киама , и это вызвало волнения среди преданных в районе горы Кения. Мбурича Киама включает в себя забой коз и советы мужчинам, как стать уважаемыми старейшинами. Когда этот процесс завершается, они присоединяются к разным киамам (группам). Именно в этих группах им дают советы по таким вопросам, как брак, культура кикую и общественные обязанности. Членам церкви был поставлен ультиматум: отказаться от культурной практики или покинуть церковь. [51]

Список известных Agikĩkũy и людей происхождения Gĩkũy

[ редактировать ]
Лауреат Нобелевской премии мира профессор Вангари Маатаи

Активизм, авторство, ученые и наука

[ редактировать ]

Искусство и СМИ

[ редактировать ]

Бизнес и экономика

[ редактировать ]

Политика, армия и сопротивление

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV, 2019 год: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам» . Национальное статистическое бюро Кении . Проверено 24 марта 2020 г. .
  2. ^ Джозеф Биндлосс, Том Паркинсон, Мэтт Флетчер, Lonely Planet Kenya , (Lonely Planet: 2003), стр. 35.
  3. ^ [1] Архивировано 13 августа 2011 г. в Wayback Machine.
  4. ^ Арнольд Кертис, Кения: путеводитель для посетителей (Evans Brothers: 1985), стр.7.
  5. ^ Пиковая редакция KCSE История и правительство . Восточноафриканские издатели. ISBN  9789966254603 – через Google Книги.
  6. ^ «Обработка железа в Верхней Тане, стр. 3, июль 2013 г.» (PDF) . /humanities.ku.ack.ke .
  7. ^ Routledge & Routledge 1910 , стр. 12, 13.
  8. ^ Рутледж и Рутледж 1910 , с. 58
  9. ^ Бойс , стр. 3–5.
  10. ^ Рутледж и Рутледж 1910 , с. 46
  11. ^ Бойс , с. 5
  12. ^ Рутледж и Рутледж 1910 , с. 23
  13. ^ Jump up to: а б Рутледж и Рутледж 1910 , с. 71
  14. ^ Рутледж и Рутледж 1910 , с. 77
  15. ^ Рутледж и Рутледж 1910 , с. 92
  16. ^ Рутледж и Рутледж 1910 , с. 95
  17. ^ «Кланы Агикую» . 29 ноября 2008 года . Проверено 18 ноября 2018 г.
  18. ^ Рутледж и Рутледж 1910 , с. 66
  19. ^ Мбити 1990
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Храмы 1959 г.
  21. ^ Jump up to: а б с Хобли 1922 г.
  22. ^ Муриуки 1974 , с. 25
  23. ^ Jump up to: а б с д и Муриуки 1974 , с. 110
  24. ^ Jump up to: а б Конец 1966 года
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мурьюки 1974 г.
  26. ^ Jump up to: а б с д Ламберт 1956 г.
  27. ^ Jump up to: а б Ванджау 1967 , с. 25
  28. ^ Кеньятта 1938 г.
  29. ^ Кеньятта 1938 г.
  30. ^ Хобли, CW (1922). Верования и магия банту: с особым упором на племена гёкёй и камба в кенийской колонии . Лондон: Фрэнк Касс и компания. п. 92.
  31. ^ Jump up to: а б «История Кении» . Кения-africa.com . Проверено 22 марта 2013 г.
  32. ^ Бойс
  33. ^ Jump up to: а б Рутледж и Рутледж 1910 г.
  34. ^ Jump up to: а б «Африканский трайбализм, африканский социализм и цель политической демократии в Кении, стр. 60» . Проверено 18 ноября 2018 г.
  35. ^ Jump up to: а б «Африканский трайбализм, африканский социализм и цель политической демократии в Кении, стр. 61» . Проверено 18 ноября 2018 г.
  36. ^ Берман, Брюс Дж. (1991). «Национализм, этническая принадлежность и современность: парадокс Мау-Мау». Канадский журнал африканских исследований . 25 (2): 181–206. дои : 10.2307/485216 . JSTOR   485216 .
  37. ^ Роббинс, Ричард Х. (2008). «Глобальные проблемы и культура капитализма (4-е изд.). Pearson Education, Inc., стр. 315.
  38. ^ Jump up to: а б с де Филиппо, К; Барбьери, К; Уиттен, М; и др. (март 2011 г.). «Y-хромосомная вариация в Африке к югу от Сахары: взгляд на историю групп Нигера и Конго. Молекулярная биология и эволюция» . Молекулярная биология и эволюция . 28 (3): 1255–69. дои : 10.1093/molbev/msq312 . ПМЦ   3561512 . ПМИД   21109585 .
  39. ^ «Исследования» (PDF) . genlinginterface.com .
  40. ^ Тромбетта, Бениамино; Д'Атанасио, Евгения; и др. (24 июня 2015 г.). «Филогеографическое уточнение и крупномасштабное генотипирование гаплогруппы E Y-хромосомы человека дают новое представление о расселении ранних скотоводов на африканском континенте» . Геномная биология и эволюция . 7 (7): 1940–1950. дои : 10.1093/gbe/evv118 . ПМЦ   4524485 . ПМИД   26108492 .
  41. ^ Вуд, Элизабет Т.; Стовер, Дарин А.; Эрет, Кристофер; Дестро-Бисоль, Джованни; Спедини, Габриэлла; Маклеод, Ховард; Луи, Лесли; Бамшад, Майк; Штрассманн, Беверли И.; Судьял, Химла; Хаммер, Майкл Ф. (2005). «Контрастные закономерности вариаций Y-хромосомы и мтДНК в Африке: свидетельства демографических процессов с учетом пола» . Европейский журнал генетики человека . 13 (7): 867–876. дои : 10.1038/sj.ejhg.5201408 . ПМИД   15856073 . S2CID   20279122 .
  42. ^ Jump up to: а б Кастри, Лоредана; Тофанелли, Серджио; Гараньани, Паоло; Бини, Карла; Фозелла, Ксения; Пелотти, Сьюзи; Паоли, Джорджио; Петтенер, Давиде; Луизелли, Доната (2009). «Изменчивость мтДНК в двух говорящих на банту популяциях (шона и хуту) из Восточной Африки: последствия для заселения и моделей миграции в странах Африки к югу от Сахары». Американский журнал физической антропологии . 140 (2): 302–311. дои : 10.1002/ajpa.21070 . ПМИД   19425093 .
  43. ^ Грушка, Дэниел Дж.; Хэдли, Крейг; Брюис, Александра А.; Стояновский, Кристофер М. (27 марта 2015 г.). «Генетическая структура популяции объясняет современные экогеографические закономерности у людей, живущих в тропиках и субтропиках» . ПЛОС ОДИН . 10 (3): e0122301. Бибкод : 2015PLoSO..1022301H . дои : 10.1371/journal.pone.0122301 . ISSN   1932-6203 . ПМЦ   4376747 . ПМИД   25816235 .
  44. ^ «Молекулярные перспективы расширения банту» (PDF) . africamuseum.be . Проверено 2 мая 2018 г.
  45. ^ «Вариация Y-хромосомы» (PDF) . pubman.mpdl.mpg.de .
  46. ^ «Нгуги Ва Тхионго: профиль литературного и общественного активиста» . Ngugiwathiongo.com. Архивировано из оригинала 29 марта 2009 года . Проверено 13 ноября 2015 г.
  47. ^ ЛаРю, Дженнифер (2016). «Сохранение и возрождение находящейся под угрозой исчезновения флейты GĨKŨYŨ» . Африканская музыка . 10 (2): 126–139. дои : 10.21504/amj.v10i2.2041 .
  48. ^ «Племя кикуйю – самое большое племя в Кении: история и культура» . Кения-информация-guide.com. 19 февраля 2013 года . Проверено 22 марта 2013 г.
  49. ^ Ислам и сексуальность в Кении
  50. Мелани Лидман, Важно отметить, что некоторые кикуйю верят, что они настоящие ивриты. «В высокогорьях Кении еврейская община борется за признание», The Times of Israel, 10 марта 2015 г.
  51. ^ «Запрет PCEA на обряд Кикую вызвал большую бурю» . 28 июня 2020 г.
  52. ^ "ДОМ" . Мукома Ва Нгуги. 13 июля 2013 года . Проверено 13 ноября 2015 г.
  53. ^ «Моисей Курия — Поиск в Google» .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Барнетт, Дональд; Нджама, Карари (2021) [1966]. Мау-Мау изнутри: история Кенийской армии земли и свободы . Дараджа Пресс. ISBN  978-1-988832-59-3 .
  • Бранч, Дэниел (2009). Победа над Мау-Мау, создание Кении: борьба с повстанцами, гражданская война и деколонизация . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN  978-0-521-13090-5 .
  • Элкинс, Кэролайн, 2005. Имперский расчёт: нерассказанная история британского ГУЛАГа в Кении . (Генри Холт)
  • Хаксли, Элспет. 2006. Красные незнакомцы . (Пингвин)
  • Каного, Табита.1987. Скваттеры и корни Мау-Мау. (Джей Карри Пресс)
  • Лонсдейл, Джон и Берман, Брюс. 1992. Несчастная долина: конфликт в Кении и Африке . (Джей Карри Пресс)
  • Лонсдейл, Джон, и Атиено Одхиамбо, Э.С. (ред.), 2003. Мау-Мау и государственность: оружие, власть и повествование . (Дж. Карри Пресс)
  • Мухинди, Самуэль, автор [Нгуканио 1 и 2] 2009, Христианский фильм Гокёй] - первый автор Гокёй, написавший и снявший христианский фильм Гёкёйу.
  • Мвакикагиле, Годфри , Кения: идентичность нации . Претория, Южная Африка: New Africa Press, 2008.
  • Мвакикагиле, Годфри. Этническая политика в Кении и Нигерии . Хантингтон, Нью-Йорк: Издательство Nova Science, 2001.
  • Ванджау, Гакаара Ва, 1988. Автор Мау-Мау находится под стражей . Перевод Пола Нгиги Ньороге. (Хайнеманн Кения Лимитед)
  • Эммануэль Кариуки, Люди кикуйю. Секреты миграции из Египта на гору Кения на сайтеhubpages.com, 2012 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 80126c952e69303fb0b1c5d62bc889d8__1721948580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/d8/80126c952e69303fb0b1c5d62bc889d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kikuyu people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)