Орма (клан)

Часть серии о |
Культура Кении |
---|
![]() |
Кухня |
Орма , — один из кланов оромо на Африканском Роге которые преимущественно проживают в округе Тана-Ривер на севере Кении и на юге Эфиопии . У них общий язык и культурное наследие с другими кланами оромо . [ 1 ] В первую очередь они скотоводы и почти все мусульмане. [ 2 ] В 2019 году численность Ормы составила 158 993 человека. [ 3 ]
Терминология
[ редактировать ]Литература об орма, оромо, дайя (вардай, варидей и варде) показывает, что терминология чрезвычайно запутанна. Поэтому сначала несколько замечаний по поводу терминологии. В древнейшей литературе люди, говорящие на кушитском языке, которые сейчас идентифицируются как люди, говорящие на орма и оромо, назывались дайя. или южных галла, живущих в Джубаленде. Это название использовалось сомалийцами для обозначения оромо В белой колониальной литературе этих людей называют галлами. Оромо никогда не называли себя галла, поскольку считали это имя оскорбительным. [ 4 ] В середине двадцатого века, следуя принципу, согласно которому имя, которое люди используют для себя, должно использоваться для официального и научного использования, имя Галла было постепенно заменено на Оромо. [ 5 ] Не существует согласованной этимологии этого имени, и используются как Орма, так и Оромо, хотя со второй половины двадцатого века предпочтение отдается написанию Оромо. Для обсуждаемой здесь группы людей используется имя Орма, поскольку это имя они выбрали сами. Название Орма достаточно контрастирует с другими племенами в этом районе, но если мы хотим отличить их от других Орма и Оромо и избежать путаницы, нам следует указать их как Тана Орма. [ 6 ]
Сомали до сих пор называют Тана Орма Варди или Варра-Дайя. Однако Тана Орма ограничивают имя Варди обратными мигрантами, которые жили в качестве крепостных под властью Сомали и были потомками пленников Ормы. [ 7 ]
История
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Варра-дайя впервые упоминается в арабском источнике в 15 веке. По словам Трентона, они мигрировали в район Джубы в 16 веке. В начале 19-го века они были на пике своего могущества, когда населяли почти весь западный берег реки Джубба к востоку от них, граничащий с могущественным султанатом Геледи . Западный Джубаленд (примерно северная и восточная Кения и юго-западная часть Сомали). [ 8 ] В 19 веке сомалийцы дарод, особенно огаден, продвинулись на юг через реку Дава . Первая попытка в 1842 году не удалась, но в 1844 году попытались еще раз, и им разрешили войти в качестве клиентов (шегатов). [ 9 ] Обычным методом проникновения Дарода в новую область было установление клиентских отношений с людьми, уже там находившимися. На практике это означало, что они стали пастухами, которым разрешили держать некоторых животных самостоятельно. Затем эти клиенты медленно консолидировали свою численность, пока не достигли паритета или даже превосходства над коренными жителями. Примерно в 1865 году, когда эпидемиология оспы ослабила Варра Дайя, они подверглись нападению Дарода с севера и, в меньшей степени, Камбы с Запада и Масаи с Юга. Клиенты Дарода присоединились к конфликту, и это объяснило остроту конфликта и тяжелые поражения Варра Дайя. В 1867 году сомалийцы пригласили старейшин Варра Дайя для великого мирного предложения, которое было принято Варра Дайя. Однако праздник оказался засадой, и тысячи Варра Дайя были убиты. За этим предложением последовали обширные рейды в Сомали. Большинство оставшихся Варра Дайя были вынуждены пересечь реку Тана и искать убежища на южном и восточном берегах реки Тана. Река Тана . Большое количество мужчин Ормы было убито и, по оценкам, 8000 женщин и детей были взяты в плен. [ 10 ] Женщины и дети часто подвергались эксплуатации сомалийцами и продавались в рабство. Поскольку при Сомали женщин не хватало, они брали женщин Орма в наложницы, а некоторых даже выдавали замуж за сомалийцев. Чтобы защитить оставшуюся свободную Варра-Дайю на восточном берегу Таны от сомалийцев, в 1909 году немногие оставшиеся Варра-Дайя на восточном берегу Таны были перевезены британцами на западный берег. Эти Варра Дайя на западном берегу стали известны как Тана Орма. Уничтожение Тана Орма также привело к тому, что они стали изолированной этнической группой, которая больше не имела границ с другими людьми, говорящими на языке оромо.
Соглашение Сомали-Оромо и Уорди
[ редактировать ]Уже в XIX веке регулярно велись дискуссии о том, следует ли британцам игнорировать рабство в районе Джубы или следует принять меры против него. Теоретически британцы были против любой формы рабства, но на практике они потворствовали этому, в том числе потому, что они не были бы способны обеспечить соблюдение какого-либо соглашения с Сомали, если бы отмена рабства была предварительным условием. [ 11 ] Когда Кения стала британским протекторатом, эта дискуссия возобновилась, поскольку считалось позорным иметь рабство в Британской империи. В округе Тана-Ривер и Северо-Восточной провинции дискуссия сосредоточилась вокруг положения клиента Ормы среди сомалийского сообщества. Было ясно, что клиенты Ормы стали клиентами не по своей воле, фактически были рабами и не могли покинуть Сомали. Поскольку этим клиентам Ормы, пока они придерживались уплаты дани и «символического» подчинения, часто разрешалось жить в своих деревнях и держать скот. Аспектом «символического» подчинения было то, что девушки Ормы всегда должны вступать в первый половой акт с сомалийцем. Детей этих женщин часто считали сомалийцами, и это обогащало Огаден смешанным населением. [ 12 ] Под некоторым давлением англичан сомалийцы согласились на соглашение сомалийцев-оромо, в котором говорилось, что орма могут вернуться к своим братьям на правом берегу Таны при условии, что они оставят сомалийцам половину своего скота. Это соглашение также четко подразумевало, что сомалийцы должны оставаться на левом берегу Таны. [ 13 ] Большое количество порабощенных орма вернулось, но, поскольку британцы имели ограниченную военную мощь, они не могли гарантировать возвращение всех орма, которые хотели пересечь реку. [ 14 ] Первоначально этих обратных мигрантов называли Варди, также писалось как Варидей, Варде, Вардей и т. Д. В 1939 году сомалийцы опровергли соглашение между Сомали и Оромо, и ни одна клиентская Орма не пересекла Тану до обретения независимости.
Независимость
[ редактировать ]После обретения Кении независимости (1963 г.) многие из оставшихся клиентов Ормы вернулись, и это объясняет огромный рост населения Ормы. [ 15 ] В 1971 году президент Кеньятта официально приветствовал Уорди. [ 16 ] В настоящее время термин «Варди» в основном используется для клиентов, вернувшихся после обретения независимости. Большинство из них не говорит на языке орма. Тех, кто мигрировал обратно в колониальные времена, называют Орма.
Численность населения
[ редактировать ]Ранние данные о численности населения Тана Ормы скудны. Колониальное правительство оценило их число в 1926 году в 2394 человека. [ 17 ] В 1932 году их численность оценивалась в 5000 человек. Это увеличение произошло благодаря возвращению Уорди. Первый полный подсчет орма состоялся в 1962 году. Их количество насчитывало 15 985 человек, из которых 96% проживали в районе реки Тана, 2% - в других прибрежных районах и 1,5% - в Гариссе. Остальные 0,5% проживали разбросанными по Кении. В 1979 году их численность оценивалась в 32 000 человек. [ 18 ] В период с 1969 по 1979 год их прирост составил 96%, тогда как у других этнических групп, таких как покомо в округе Тана-Ривер, прирост населения составил лишь 12%. Такое большое увеличение снова произошло из-за обратной миграции и сомалийца, замаскированного под Уорди. С тех пор эта «обратная миграция» продолжается. [ 19 ] В 2009 году количество орма насчитывалось 74 146 человек. [ 20 ] В 2019 году их число составило 158 993. Впервые категория Wardey была доступна в рамках основной категории Orma, и 65 965 Orma отнесли себя к категории Wardey. [ 21 ]
Религия
[ редактировать ]Тана Орма обратились в ислам относительно недавно, в основном после 1920-х годов и массово в 1930-х и 1940-х годах, и с тех пор почти все они являются исламистами. [ 22 ]
Культура
[ редактировать ]Оба пола подвергаются обрезанию (калечащиеся гениталии, если говорить о девочках), но калечащие операции на женских половых органах (КОЖПО) в недавнем прошлом стали спорной практикой, и многие старейшины проповедуют против этого акта. Тана Орма строго соблюдают браки за пределами своей половины - общепринятый обычай, практикуемый всеми людьми, говорящими на оромо. [ 23 ]
Средства к существованию
[ редактировать ]Хотя первоначально орма занимались скотоводством, сейчас они стали все более оседлыми и экономически диверсифицированными. Однако большинство по-прежнему занимаются скотоводством. Орминский характер сезонного перемещения скота основан на попеременном использовании пойменных пастбищ в засушливый сезон и более засушливых пастбищ с разбросанными колодцами и прудами в сезон дождей. [ 24 ]
Конфликты между Тана Орма и другими этническими группами
[ редактировать ]Тем более, что после распада сомалийского государства в девяностых годах регулярно возникали конфликты между орма, вардей и сомалийцами в округе Тана-Ривер. В 2012–2013 годах между Покомо и Ормой вспыхнули серьезные конфликты, в результате которых погибло почти 200 человек. [ 25 ] Причиной конфликтов стало вторжение народа орма в сельскохозяйственный район Покомо. Два фактора способствовали превращению прежних достаточно гармоничных отношений двоих в весьма антагонистические конфликты. [ 26 ] Во-первых, рост населения оказал давление на ограниченные ресурсы. Во-вторых, Орма были вытеснены на юг народами Уорди и Сомали. Поскольку эти группы зачастую лучше вооружены, у Ормы не было другого выбора, кроме как двинуться на юг, что привело их к конфликту с Покомо. [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Келли, 1992: 20.
- ^ Келли, 1992: 20-21.
- ^ См.: https://web.archive.org/web/20131121153548/http://www.knbs.or.ke/cenusethnic.php .
- ^ В этнографическом журнале туманно («может быть») утверждалось, что имя Галла - это слово оромо, заимствованное соседями, поскольку в их языке есть слово галла, «бродить» или «идти домой» (Международный африканский институт). Этнографический обзор Африки, том 5, выпуск 2 (1969): Галла Эфиопии; Королевства Кафа и Джанджеро: Северо-Восточная Африка, Часть II: 11). Шлее (1992) назвал большинство этимологических объяснений имени Галла «глупыми». По его мнению, это относится и к объяснениям как «свободные люди» и «сыны человеческие».
- ^ Шлее (1997.
- ^ Шлее (1992: 4) решительно доказывает это. На практике это уже сделали многие авторы, писавшие об этой группе людей. Например, Тернтон, 1970 г. и Келли, 1992 г.
- ^ Шлее, 1992: 4).
- ^ Тернтон, 1970: 60.
- ^ Тернтон, 1970: 73.
- ^ Шлее, 1992: 7-8. Льюис проанализировал, почему орма потерпели такое сокрушительное поражение, и упомянул, что сомалийцы имели лучшее вооружение, иногда они использовали лошадей и, прежде всего, имели более высокую численность. Более того, их территория была велика, а основная масса орма проживала в другом месте, поэтому Тана Орма было трудно просить о помощи (Льюис, 1965: 32). Орма также неоднократно просили помощи у европейцев, но не получали. На практике их присутствие способствовало упадку Ормы.
- ^ Тернтон, 1970: 146–147, 160 и 221.
- ^ Шлее, 1989: 43.
- ↑ Британцы всегда опасались, что сомалийцы пересекут Тану. Тернтон подробно описывает это (Turnton, 1970: 501-502).
- ^ Неизвестно, 1932 и 1932 гг. Дэррок и др.
- ^ Келли, 1990: 82.
- ^ Келли, 1992: 359.
- ^ Роуленд, 1955: 24-5.
- ^ Келли, 1992: 20.
- ^ В этой переписи не было категории Варди, и эти люди были записаны как Орма, Сомали или другие кенийцы. Люди, которые могут называть себя в северо-восточной провинции Сомали, могут называть себя Ормой в прибрежной провинции.
- ^ На этом рисунке изображена Галла.
- ^ Национальное статистическое бюро Кении, 2019, Том IV: 423.
- ^ Келли, 1992: 301.
- ^ Келли, 1992.
- ^ Келли, 1992: 21>
- ^ Киршнер, 2013: я и 3)
- ^ Таунсенд, 1978).
- ^ Киршнер, 2013: 76 и 94-5.
Библиография
[ редактировать ]- Дэррок, Магомей, Шарп и др. (1928), Журнал политических записей округов реки Гарисса и Тана. Найроби: КНА.
- Национальное статистическое бюро Кении (2019 г.), Перепись населения и жилищного фонда Кении, 2019 г.
- Келли, Х. (1992), Пасторальная Орма Кении. Доктор философии Калифорнийского университета (Лос-Анджелес).
- Келли, Х. (1990), Коммерциализация, оседлость, экономическая диверсификация и изменение отношений собственности среди скотоводов-орма в Кении: некоторые возможные целевые вопросы для будущих исследований. В книге «Собственность, бедность и люди: изменение прав на собственность и проблемы пасторального развития» Бакстера, PWT и Хогга, Р.
- Киршнер, К. (2012), Конфликты и политика в дельте Таны, Кения. Лейден: Центр изучения Африки.
- Льюис, IM (1965), Современная история Сомалиленда; от нации к государству. Лондон: Вайденфельд и Николсон.
- Роулендс, JSS (1955), Очерк истории реки Тана. Мимео.
- Шлее, Гюнтер (1989), Личности в движении; клановость и скотоводство в Северной Кении. Манчестер: Издательство Манчестерского университета.
- Шлее, Гюнтер (1992), Кто такие Тана Орма? Проблема их идентификации в более широкой структуре Оромо (1992). Университет Билефельда, Рабочий документ 170.
- Таунсенд, Н. (1978), Предвзятый симбиоз на реке Тана, в книге В. Вейследера (ред.), Кочевая альтернатива. Гаага: 289-295.
- Тертон, Э.Р. (1970), Пасторальные племена Северной Кении 1800–1916 гг. Диссертация Лондонского университета.
- Тертон, Э.Р. (1975), Миграции банту, галлы и сомалийцев на Африканском Роге: переоценка района Джуба/Тана. Журнал истории Африки, 519–535.
- Неизвестно (1932), Годовой отчет Telemugger.
- Неизвестно (1933), Годовой отчет Telemugger.