Jump to content

Календжинский народ

Календжин
Бикап Коутиит (« Речевое сообщество »), Миот
Общая численность населения
6,641,952
Регионы со значительной численностью населения
 Кения 6,358,113 [1]
 Уганда 273,839 [2]
 Танзания 10,000
Языки
Религия
Христианство , Календжинская мифология
Родственные этнические группы
Люди Дасанач , люди Датуга и люди Омотик

Календжины группа коренных племен Восточной Африки , проживающих в основном на территории бывшей провинции Рифт-Валли в Кении и на восточных склонах горы Элгон в Уганде. Их численность составляет 6 358 113 человек по данным переписи населения Кении 2019 года и примерно 273 839 человек в Уганде по данным переписи 2014 года, главным образом в Капчорва , Квин и Букво . районах [3]

Календжины были разделены на 11 родственных в культурном и языковом отношении племен: кипсигис (1,9 миллиона), нанди (937 000), покоты (778 000), себей (350 000), сабаот (296 000), кейо (451 000), Туген (197 556), Черенгани 8 323, Мараквет (119 000), Огиек (52 000), Терик (323 230), Лембус (71 600) и Сенгвер (10 800). [4] Календжины говорят на языках нанди-марквета , но могут также включать в себя язык акие в Танзании и язык покот, на котором говорят в Кении; все вместе классифицируются как календжинский язык; а в сочетании с языками датуга Танзании этот кластер называется южными нилотскими языками . [5] Язык календжин, наряду с языками народа датуга в Танзании , масаи , луо , туркана , нуэр , динка и др., относятся к нилотским языкам .

Предыстория

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]
Районы, где говорят на нилотских языках.

Лингвистические данные указывают на восточную часть бассейна Среднего Нила к югу от реки Аббай как на рассадник нилотских языков . То есть к юго-востоку от современного Хартума . [6]

Считается, что начиная со второго тысячелетия до нашей эры отдельные общины, говорящие на нилотском языке, начали двигаться на юг, в современный Южный Судан , где большинство из них поселилось, и что общества, сегодня называемые южными нилотами, продвинулись дальше, достигнув территории современного севера. -восточная Уганда к 1000 г. до н.э. [6]

Лингвист Кристофер Эрет предполагает, что между 1000 и 700 годами до нашей эры южно-нилотские общины, которые держали домашний скот и, возможно, выращивали сорго и пальчатое просо , [7] жили рядом с восточно-кушитской общиной, с которой у них было значительное культурное взаимодействие. Общее расположение этой точки культурного обмена — где-то недалеко от общей границы между Суданом, Угандой, Кенией и Эфиопией.

культурный обмен, воспринятый в заимствованных словах, принятие практики обрезания и циклической системы возрастной организации . Эрет предполагает, что к этому периоду относится [5]

Бусы и подвески, образующие этот c. 3000-летняя шейная цепь принадлежит культуре Эльментейтан и была среди находок в пещере реки Нджоро .

Прибытие южных нилотов на археологическую сцену Восточной Африки коррелирует с появлением доисторической каменной индустрии и гончарной традиции, известной как эльментейтская культура. [8] Носители эльментейтской культуры разработали отчетливую модель землепользования, охоты и скотоводства на западных равнинах Кении во время восточноафриканского пасторального неолита . Его самое раннее зарегистрированное появление датируется девятым веком до нашей эры. [9]

Определенные отличительные черты южных нилотов, особенно в стилях керамики, каменной промышленности и погребальных практиках, очевидны в археологических данных. [10] [11] [12]

Эрет предполагает, что примерно в пятом и шестом веках до нашей эры носители южных нилотских языков разделились на две основные группы - прото-календжин и прото-датуга. Первые сформировались среди тех, кто проживал к северу от хребта Мау, тогда как вторые оформились среди частей, которые переместились на равнины Мара и Лойта к югу от западного нагорья. [13]

Пасторальный железный век

[ редактировать ]

Ранний железный век

[ редактировать ]

Материальная культура, называемая Сириква, рассматривается как развитие местного пасторального неолита (т.е. культуры Эльментейта), а также как локально ограниченный переход от неолита к железному веку. [14]

Радиоуглеродное датирование археологических раскопок, проведенных в Ронгае (Делорейн), варьируется от 985 до 1300 г. н.э. и связано с ранней фазой развития культуры Сириква . [15] Литики с фермы Делорейн показывают, что люди отказывались от прежних технологических стратегий в пользу более целесообразного производства инструментов, поскольку железо вошло в обиход. Распространение технологии изготовления железа привело к отказу от многих аспектов материальной культуры и обычаев пасторального неолита. [16]

Из Центрального рифта культура распространилась в сторону западного нагорья, региона горы Элгон и, возможно, в Уганду . [15]

Поздний железный век

[ редактировать ]

Культура Сириква была преобладающей Кении внутренних районов археологической культурой пасторального железного века, около 2000 г. до н.э. Название Сириква происходит от общины, которая занимала плато Уасин Гишу, возможно, еще в 17 или 18 веке. что она развилась из элментейтской культуры восточноафриканского Считается , пасторального неолита около 3300–1200 лет назад. [17] Культуре Сириквы на большей части ее территории следовали общины Календжин, Маа, западной и центральной Кении 18 и 19 веков.

Археологические данные указывают на крайне оседлый образ жизни и культурную приверженность закрытой защитной системе как для сообщества, так и для домашнего скота в железном веке. Семейные усадьбы имели небольшие индивидуальные загоны для семейного скота, сложные ворота и сторожевые посты, а также дома, выходящие на усадьбу; защитные методы, в первую очередь предназначенные для защиты от отдельных воров или небольших групп грабителей, надеющихся добиться успеха скрытно. [18] Монеты индийского и английского происхождения, некоторые из которых датируются этим периодом, были найдены на археологическом участке Хайракс-Хилл и могут указывать на контакты с международными торговыми сетями. [19]

В наибольшей степени их территории охватывали высокогорье от лесов Чепалунгу и Мау на север до холмов Черангани и горы Элгон. Существовал также юго-восточный выступ, по крайней мере в ранний период, в возвышенные луга Рифта Накуру , которые были навсегда захвачены масаи, вероятно, не позднее семнадцатого века. [20]

До 19 века

[ редактировать ]

Совокупность устных традиций различных восточноафриканских общин указывает на присутствие как минимум четырех значительных групп населения, говорящих на календжинском языке, существовавших до XIX века. Самое раннее упоминание, по-видимому, относится к Лумбве . Устная история Меру описывает прибытие их предков на гору Кения , где они взаимодействовали с этим сообществом. Лумбва занимали низовья горы Кения, хотя размеры их территории в настоящее время неясны. [21]

К северо-востоку от этого сообщества, через Рифт-Валли сообщество, известное как Чок (позже Сук) , откос Эльгейо занимало . Устная история Покот описывает их образ жизни как образ жизни Чемвала, чья страна, возможно, была известна как Чемнгал, общины, которая, по-видимому, жила вместе с Чок. Чемвал, по-видимому, именовался как Сигер карамоджонгами из-за характерного украшения из ракушек каури, которое предпочитали женщины этой общины. Территория, занимаемая Чемвалом, простиралась между горой Элгон и нынешним Уасин Гишу, а также на ряд прилегающих округов. [22]

На дальнем западе община, известная как Малири, оккупировала современную страну Цзе и Додот в Уганде. Карамоджонги изгоняли их из этого региона в течение столетия, и их традиции описывают эти встречи с Малири. Некоторые полагают, что появление в этом районе последней общины произошло примерно шесть-восемь веков назад. [23]

К северу от Чемнгала находилось Оропом (Орупои) , общество позднего неолита, обширная территория которого, как говорят, простиралась через Туркану и окружающий регион, а также в Уганду и Судан. Уилсон (1970), собиравший традиции, связанные с Оропом, заметил, что корпус устной литературы предполагает, что в конце концов общество «стало истощенным после длительного периода наслаждения плодами высокоразвитой культуры». [24] На границе с Малири в Уганде проживало Карамоджонг, сообщество железного века, которое практиковало пасторальный образ жизни. [25]

К концу 18-го и на протяжении 19-го века серия засух, нашествий саранчи, эпидемий , а в последние десятилетия 19-го века быстрая череда субконтинентальных эпизоотий эти сообщества затронула . Есть ранние записи о великой засухе Лапараната около 1785 года, которая затронула Карамаджонг. [26] Однако для общин, проживавших тогда на территории современной Кении, многие рассказы о бедствиях связывают начало с Аояте , острой метеорологической засухи , которая затронула большую часть Восточной и Южной Африки. Записи Нила отчетливо указывают на начало примерно 1800 года, в то время как устные рассказы и несколько письменных записей указывают на пик засушливости в 1830-х годах, приведший к заметному голоду в 1836 году. Этот засушливый период и последующая серия событий были названы (первыми) Мутаи . [27]

Особенностью Мутаи был рост конфликтов между соседними общинами, наиболее заметным из которых были Илойкопские войны .

Видно , что культурные изменения, особенно появление среди лойкопов более тяжелых и смертоносных копий , привели к значительным изменениям в методах и масштабах набегов в 19 веке. Изменение методов, внесенное Лойкопом, заключалось также в принципиальных различиях в стратегии борьбы и обороны, а также в организации поселений и политической жизни. [18]

Культурные изменения сыграли свою роль в значительном расширении территории Лойкопа на юг от базы к востоку от озера Туркана. Это расширение привело к развитию трех группировок внутри лойкопского общества. Самбуру , оккупировавшие «первоначальную» страну к востоку от озера Туркана, а также плато Лайкипия. Уасин Гишу занимали травянистые плато, ныне известные как Уасин Гишу и Мау, в то время как территория Масаи простиралась от Найваши до Килиманджаро. [28] За этим расширением впоследствии последовали Илойкопские войны . [29]

Расширение обществ туркана и лойкоп привело к значительным изменениям в календжиноязычном обществе. Некоторые общины были уничтожены в результате совокупного воздействия Мутаи 19 века, в то время как другие адаптировались к новой эпохе.

Члены распадающихся сообществ обычно ассимилировались с восходящими идентичностями.

Произошли также значительные культурные изменения. Охрана скота на плато зависела не столько от сложной защиты, сколько от мобильности и сотрудничества. И то, и другое требует новых стратегий выпаса и управления стадом. Практика более поздних календжинов – то есть после того, как они отказались от модели Сириквы и фактически перестали быть Сириквой – ярко иллюстрирует это изменение. На их сокращенных пастбищах, особенно на границах плато Уасин Гишу, при приближении отрядов налетчиков они передавали сигнал тревоги от хребта к хребту, чтобы стада могли объединиться и броситься под покров леса. Там подходы к полянам будут защищать замаскированные лучники, а преимущество будет направлено против копий равнинных воинов. [30]

В большей степени, чем любая другая группа, нанди и кипсиги в ответ на экспансию масаи заимствовали у масаи некоторые черты, которые отличали их от других календжинов: крупномасштабную экономическую зависимость от скотоводства, военную организацию и агрессивные набеги скота, а также централизованное религиозно-политическое руководство. К середине девятнадцатого века обе эти общины расширялись за счет масаи . [31]

Илойкопские войны завершились в 1870-х годах поражением и рассеянием лайкипиаков . Однако новая территория, приобретенная масаи, была огромной и лишила их возможности эффективно ее оккупировать. [32] Это сделало их открытыми для посягательств со стороны других сообществ. К началу 1880-х годов рейдеры Камба , Кикую и Календжин вторгались на территорию масаи, и масаи изо всех сил пытались контролировать свои ресурсы скота и пастбищ. [33]

Примерно в это же время в регионе Рифт-Валли вспыхнули два случая эпизоотии. В 1883 г. плевропневмония крупного рогатого скота распространилась с севера и сохранялась несколько лет. Результатом этого стало то, что лойкопы перегруппировались и начали более агрессивно совершать набеги, чтобы пополнить свои стада. За этим последовала гораздо более серьезная вспышка чумы КРС , произошедшая в 1891 году. [34]

Этот период, характеризующийся стихийными бедствиями, в том числе эпидемией чумы крупного рогатого скота, другими болезнями животных, засухой, массовым голодом и оспой , назывался (вторым) Мутаем .

Традиционный образ жизни

[ редактировать ]

В девятнадцатом веке произошли массовые потрясения среди обществ Сириква, старые идентичности, такие как Малири и Чок, были уничтожены или ассимилированы, уступив место новым идентичностям, таким как Покот . Другие, такие как Сенгвер и Лумбва, приспособились к новой реальности, слившись и отказавшись от своей старой идентичности, чтобы стать Нанди и Кипсигис . Эти новые общества сохранили многие элементы своего старого образа жизни – как и общества Сириква железного века, они были преимущественно полукочевыми скотоводами. Их экономика вращалась вокруг животноводства и выращивания сорго и проса на западных высокогорьях Кении, как это было, по крайней мере, с прошлого тысячелетия до нашей эры. [35] [36]

Бусы использовались для украшения большинства пасторальных общин Восточной Африки и были популярным импортным товаром.

Судя по всему, в разных регионах существовали области специализации: например, общины, живущие на откосе Эльгейо, традиционно занимались орошаемым земледелием. Различные сельскохозяйственные культуры были заимствованы у соседних общин банту, а продукты питания Нового Света были завезены после прибытия португальцев на побережье Суахили в пятнадцатом веке. Из них широко выращивались местные овощи и травы, фасоль, тыква, сладкий картофель и табак, а также выращивались кукуруза и бананы, хотя и в небольших количествах. [37]

Они торговали на местном уровне такими товарами, как мед, керамика, табачные трубки и оружие, а также медицинскими и магическими услугами, в то время как связи с международными рынками поставляли иностранные товары, такие как железная проволока и ткань, в обмен на слоновую кость. Давняя традиция изготовления бисера пошла на пользу благодаря появлению на европейских рынках разнообразного бисера. [38]

Их территория не была в целом признана географической местностью. Однако на соответствующих территориях существовал стандартизированный набор классификаций географических местностей. Из этих географических классификаций Коквет был наиболее значимой политической и юридической единицей среди Календжинов. Руководящим органом каждого коквета был его совет коквета ; слово ковет на самом деле использовалось по-разному для обозначения всего района, его совета и места, где совет собирался. Главой коквета был поёп кок (старейшина деревни).

Социальный порядок регулировался Камуратанетом , и культурная жизнь в основном вращалась вокруг его обучения посредством фольклора и наблюдения за различными тумвек (ритуалами/обычаями), важными из которых были Тумдо (Посвящение) и тумвек брака, такой как Който . Церемония Сагетаб эйто проводилась раз в несколько лет, чтобы отметить смену «возрастов» , а фестивали Кипсундет отмечались каждый сентябрь (Кипсунде) и октябрь (Кипсунде oeng), чтобы отметить смену времен года.

Однако в значительной степени эпоха масаи фундаментально изменила характер общин, говорящих на языке сириква/календжин, масштабы которого до сих пор остаются неясными.

В последние десятилетия девятнадцатого века первые европейские исследователи начали продвигаться во внутренние районы Кении. [39] К этому времени Календжины, а тем более Нанди, приобрели устрашающую репутацию. В 1883 году Томпсона предупредили избегать страны нанди, которые были известны нападениями на чужеземцев и караванами, пытавшимися взобраться на огромный массив Мау. [40]

Мавзолей и музей Койталель Арап Самои в Нанди-Хиллз, Кения

Тем не менее, между календжинами и прибывшими британцами были установлены торговые отношения. Со стороны Календжинов это было смягчено пророчествами различных провидцев. Среди нанди Кимньоле предупредил, что контакты с европейцами окажут существенное влияние на нанди, в то время как Монго, как сообщается, предостерег от борьбы с европейцами. [41]

Мэтсон в своем отчете о сопротивлении показывает, «как безответственные действия двух британских торговцев, Дика и Уэста, быстро нарушили шаткий образ жизни между нанди и прибывшими британцами». [42] Конфликт, который на Нанди стороне возглавил Койталел Арап Самои (в то время Нанди Оркойот) , был спровоцирован убийством Уэста в 1895 году.

Протекторат Восточной Африки, министерство иностранных дел и администрации миссионерских обществ отреагировали на смерть Уэста, организовав вторжения в Нанди в 1895 и 1897 годах. [43] Силы вторжения смогли нанести отдельные потери воинам Нанди, украсть сотни скота и сжечь деревни, но не смогли положить конец сопротивлению Нанди. [43]

В 1897 году колониальное правительство также создало базу в ущелье Эльдама под руководством некоторых господ Тернана и Гранта, и это вторжение не было воспринято сообществом Лембуса доброжелательно . Это спровоцировало конфликт между лембусами и британцами, последние из которых выставили на вооружение масаи и нубийских солдат и носильщиков. [ нужна ссылка ]

Британцы в конце концов преодолели Лембус, после чего Грант и старейшины Лембуса заключили мирное соглашение. В ходе переговоров Грант уговорил Лембусов заявить, что они не будут причинять вреда и убивать, на что ответом были женщины. Таким образом, они обменяли девушку из клана Кимейто, а Грант предложил белого быка в знак мира и дружбы. Это соглашение было известно как Соглашение Керквони. Переговоры проходили там, где сегодня стоит стадион Керквони. [44]

19 октября 1905 года на территории нынешнего Клуба медведей Нанди Арап Самои попросили встретиться с полковником Ричардом Майнерцхагеном для заключения перемирия. Внучатый племянник одного из телохранителей Арапа Самои позже отметил, что «их было около 22 человек, которые пошли на встречу с (европейцем) в тот день. Койталелю Арапу Самои посоветовали не пожимать руки, потому что, если бы он это сделал, это было бы выдали его как лидера. Но он протянул руку и был тут же застрелен». [45] Смерть Койталеля положила конец сопротивлению Нанди.

Колониальный период

[ редактировать ]

Политика и идентичность

[ редактировать ]

До середины 20-го века у календжинов не было общего названия, и ученые и чиновники колониальной администрации обычно называли их «племенами, говорящими нанди». [46]

Элдоретское отделение Африканского демократического союза Кении

Начиная с 1940-х годов представители различных «говорящих на нанди племен», призванных участвовать во Второй мировой войне (1939–1945), начали использовать термин Кале или Коре (термин, который обозначал шрамирование воина, убившего враг в бою) для обозначения себя. Примерно в то же время популярный местный радиоведущий по имени Джон Чемаллан представил свое шоу военного времени фразой «Календжок», означающей «Я говорю вам» (когда ее говорили многим людям). Это повлияло на группу из четырнадцати молодых мужчин, говорящих на нанди, посещающих школу Альянс и пытавшихся найти имя для своей группы сверстников. Они назвали бы это Календжин, что означает «Я говорю вам» (когда говорилось одному человеку). Слово Календжин набирало популярность как термин для обозначения всех племен, говорящих на нанди. Эта идентичность укрепилась с основанием Союза Календжин в Элдорете в 1948 году и публикацией ежемесячного журнала «Календжин» в 1950-х годах. [47]

В 1955 году, когда Мзи Тамено, масаи и член Законодательного собрания (LEGCO) Рифт-Валли, подал в отставку, Календжин представил одного кандидата на его замену; Даниил Торойтыч арап Мои . [48]

К 1960 году, обеспокоенные доминированием луо и кикуйю, Арап Мои и Рональд Нгала сформировали KADU для защиты интересов небольших этнических групп страны. Они проводили кампанию на платформе маджимбоизма (деволюции) во время выборов 1963 года, но проиграли KANU . Вскоре после обретения независимости в декабре 1963 года Кеньятта убедил Мои распустить КАДУ. Это было сделано в 1964 году, когда KADU распалось и присоединилось к KANU.

Схема проекта Уганда
[ редактировать ]

Когда Теодор Герцль , еврейский юрист и политический активист, отец современного политического сионизма , начал свои поиски создания родины для еврейского народа , он искал поддержки великих держав, чтобы помочь достичь своей цели. В 1903 году Герцль обратился в Великобританию и встретился с Джозефом Чемберленом , британским колониальным министром, и другими высокопоставленными чиновниками, которые в принципе согласились на еврейское поселение в Восточной Африке.

На Шестом сионистском конгрессе в Базеле , Швейцария, 26 августа 1903 года, Герцль предложил программу Британской Уганды в качестве временного убежища для евреев в России, находящихся в непосредственной опасности. Голосами 295 против 178 было решено отправить экспедицию («следственную комиссию») для осмотра предложенной территории. Три дня спустя британское правительство опубликовало официальный документ о выделении «еврейской территории» в Восточной Африке «на условиях, которые позволят ее членам соблюдать свои национальные обычаи». [49]

Хотя Герцль ясно дал понять, что эта программа не повлияет на конечную цель сионизма – еврейское образование в Земле Израиля , это предложение вызвало бурю в Конгрессе и едва не привело к расколу в сионистском движении . Еврейская территориальноалистская организация (ИТО) была сформирована в результате объединения различных групп, поддерживавших предложения Герцля по Уганде в период 1903–05.

Программа Уганды была окончательно отвергнута сионистским движением на Седьмом сионистском конгрессе в 1905 году, но Наум Сыркин , политический теоретик и основатель лейбористского сионизма , и Исраэль Зангвилл , автор, находящийся в авангарде культурного сионизма , созвали альтернативную конференцию, чтобы продолжить план схемы Уганды.

Судьба территориалистского движения в немалой степени зависела от серьезности антисемитизма , с одной стороны, и провала политического измерения сионистской деятельности, с другой. Так, например, ряды движения несколько пополнились после погромов 1905 года, но значительно сократились после принятия Декларации Бальфура .

Зангвилл стал бесспорным лидером движения. После отклонения британцами плана Уганды по причине его непрактичности, Зангвилл обратил свое внимание на поселения в Канаде и Австралии. Но сопротивление местных жителей заставило его отказаться от этой схемы. Экспедиции были отправлены в Месопотамию (Ирак), Киренаику (Ливия) и Анголу, но из этих экспедиций ничего не вышло.

Проектом, имевшим определенный успех, была схема Галвестона, предусматривавшая расселение евреев на юго-западе Америки, в частности в Техасе. Проект получил помощь Джейкоба Шиффа , американского банкира-еврея, и около 9300 евреев прибыли в этот район в период с 1907 по 1914 год через Эмиграционное бюро Территориалистской организации.

С публикацией Декларации Бальфура ITO столкнулась с серьезным кризисом, поскольку многие из ее членов пришли к выводу, что Эрец-Исраэль в конце концов не такая уж утопическая страна. Неудача организации произошла из-за ее неспособности реализовать определенный проект и отсутствия чувствительности к историческим и традиционным чувствам еврейской идентичности.

Традиционная религия календжинов была основана на вере в верховного бога Асиса или Чепталеля, представленного в форме солнца (асиста), хотя само солнце не считалось Богом. Под Асисом находится Эйлат, управляющий громом и молнией. Считалось, что духи мертвых, ойык, вмешиваются в дела людей, и их умилостивляли жертвоприношениями в виде мяса и/или пива, называемыми корос . Считалось, что прорицатели, называемые оркойками , обладали магическими способностями и помогали призывать дождь или прекращать наводнения.

Христианство было введено и быстро распространилось в календжинских регионах в колониальный период. [50] Традиционная религия календжинов, претерпевшая отдельные изменения, в это время пришла в упадок. [51]

Сегодня почти каждый заявляет о своей принадлежности к организованной религии – христианству или исламу . Основные христианские секты включают Внутреннюю африканскую церковь (AIC), Церковь провинции Кения (CPK) и Римско-католическую церковь . Мусульман среди календжинов относительно мало. По большей части только пожилые люди могут вспомнить детали традиционных религиозных верований. [52] [ нужна полная цитата ]

началось широкомасштабное выращивание чая В колониальный период в высокогорьях Керичо и Нанди . С тех пор эти регионы сыграли значительную роль в становлении Кении как ведущего мирового экспортера чая , а также в формировании культуры чаепития среди календжинов. [53] В этот период также было введено полуденное питание, а также к утреннему приему пищи были добавлены продукты на основе пшеницы, такие как хлеб и реже блины и маандази.

Грамотность

[ редактировать ]

Существенным культурным изменением колониального периода стало введение и принятие латинского алфавита для расшифровки сначала Библии, а затем знаний и истории Календжина. [54]

Новейшая история

[ редактировать ]

Демография

[ редактировать ]

Согласно переписи населения Кении 2019 года, численность народа календжин составляет 6 358 113 человек, что делает его третьей по величине этнической группой в Кении после кикуйю и лухья . [1]

Подразделения

[ редактировать ]

Внутри Календжина проживает несколько этнических групп: к ним относятся кейо, эндорои, кипсиги , мараквет , нанди , покот , терик , тугенс , сенгвер (черенгани), лембусы и сабаоты .

Экономическая деятельность

[ редактировать ]

Значительное большинство говорящих на календжине в основном занимаются натуральным хозяйством, они выращивают зерновые, такие как кукуруза и пшеница и, в меньшей степени, сорго и просо, или ведут скотоводческий образ жизни; выращивание говядины, коз и овец для производства мяса. Столь же большое количество людей практикует сочетание земледелия и животноводства (часто молочного скота). [55] Округа Уасин Гишу, Транс Нзоя и, в меньшей степени, Накуру часто называют округами зерновой корзины Кении, и они отвечают за обеспечение большей части потребностей страны в зерне.

Мясные продукты из северных районов Западного Покота и Баринго особенно ценятся за свой вкус, и в Рифте их предпочитают для приготовления ньяма чома. [56]

Значительное количество календжинов переехало в города Кении, где большое количество людей работает в правительстве Кении , армии , полиции , банковской и финансовой отрасли, а также в бизнесе.

Политика

[ редактировать ]
Плантация пшеницы в Уасин Гишу

С момента обретения независимости в политике Кении в значительной степени доминировали «большие» пять племен (включая кикуйю, лухая, календжин, луо и камба), которые составляют около 72% населения Кении. Вторым и самым продолжительным президентом Кении на сегодняшний день был Даниэль Тороитич Араап Мои, который был Тугеном. Действующий президент Кении доктор Уильям Самои Араап Руто также является Календжином, выходцем из национальности Нанди.

В 2007 году спорные выборы в Кении переросли в двухмесячный политический кризис, который привел к гибели более тысячи человек и перемещению почти семисот тысяч человек. Большая часть насилия происходила по этническому признаку, главными виновниками которого были календжины, нападавшие на другие общины в Рифт-Валли. Что делает этот эпизод примечательным по сравнению со многими другими случаями этнического насилия, так это то, что община Календжин возникла недавно: группа существует только с середины двадцатого века. [57]

Культура

[ редактировать ]

Современная культура Календжина является продуктом ее наследия , совокупностью культурных заимствований британского колониального периода и современной кенийской идентичности , из которых она заимствует и дополняет.

Календжины говорят на календжинских языках как на родных. Языковая группа принадлежит к нилотской семье. Большинство говорящих на календжине проживают в Кении, меньшие популяции — в Танзании (например, Акие ) и Уганде (например, Купсабини ). [58]

Кисуахили и английский , оба национальных языка Кении, широко используются в качестве второго и третьего языков большинством говорящих на календжине, а некоторые календжинцы - как первый и второй языки. [55]

Имена календжин в основном используются народом календжин в Кении и общинами, говорящими на календжинском языке, такими как себей в Уганде и аки в Танзании .

У календжинов традиционно было два основных имени человека, хотя в наше время христианское или арабское имя также дается при рождении, так что большинство календжинов сегодня имеют три имени с отчеством Арап, в некоторых случаях приобретаемое позже в жизни, например, Альфред Кирва Йего и Даниэль. Тороич арап Мои . [59]

Инициация

[ редактировать ]
Календжин проводит инициацию в уединении в джунглях Кении.
Календжин инициирует в уединении в джунглях в Накуру, Кения.

Процесс инициации является ключевым компонентом идентичности Календжина. Среди мужчин процесс обрезания (ятитаэт) и инициации (тумдо) рассматривается как означающий переход от детства к взрослости и воспринимается очень серьезно. [60] В целом этот процесс все еще происходит у мальчиков в предподростковом/раннем подростковом возрасте, хотя на практике выявляются существенные различия. В традиционной практике инициации по-прежнему присутствует значительная часть эзотеризма, и в 2013 году среди старейшин Календжина возник большой резонанс, когда аспекты традиции были открыто исследованы в Международном суде . [61] И наоборот, у многих современных календжинов процесс обрезания проводится в больнице как стандартная хирургическая процедура, и различные модели процесса обучения, возникли дополняющие современную практику. В ортодоксальных, городских и христианских традициях использование ибинвека сокращается, а дата перенесена с традиционного праздничного сезона сентября/октября на декабрь, чтобы совпасть с кенийским школьным календарем.

Процесс женского обрезания в современном мире воспринимается негативно (см.: КОЖПО ) и проводятся различные кампании с намерением искоренить эту практику среди календжинов. [62] Известным борцом против КОЖПО является достопочтенный. Линах-Джеби Климат

На современной свадьбе Календжина меньше церемоний, чем традиционно, и они часто, хотя и не всегда, происходят в разные дни; [63]

Во время первой церемонии предложения/появления (kaayaaet'ap koito) молодой человек, желающий жениться, сообщает своим родителям о своем намерении, а они, в свою очередь, часто рассказывают об этом своим родственникам в рамках обсуждения пригодности пары. Если они одобрят, они пойдут к семье девушки, чтобы явиться и просить руки девушки. Родителей обычно сопровождают тети, дяди или даже бабушки и дедушки, и эта просьба часто формулируется как извинение перед родителями будущей невесты за попытку забрать у них дочь. Если ее семья согласится отдать им дочь, согласовывается дата официальной помолвки. Предполагаемый жених и будущая невеста не играют никакой роли в этой церемонии, кроме ее инициирования. [64]

Во время второй церемонии, официальной помолвки ( който ) , семья жениха отправляется в дом невесты, чтобы официально встретиться с ее семьей. Семья жениха, в которую входят тети, дяди, бабушки и дедушки и т. д., приглашается в комнату для подробного знакомства и переговоров о приданом. После переговоров проводится церемония, на которой жениху и невесте дают советы по семейной жизни старшие родственники из обеих семей. Обычно во время этой церемонии молодоженам дарят символические подарки. [64] Който . обычно довольно красочен и иногда напоминает свадебную церемонию, и оно действительно приобретает все большее значение как ключевое событие, поскольку иногда каятап който сливается с ним, а в других случаях в пользу него уступает место Тунисиету [65]

Третья церемония, свадьба (tunisiet) , — это большая церемония, на которую приглашается много родственников, соседей, друзей и деловых партнеров. В современных версиях эта церемония часто повторяет образец обычной западной свадьбы; Обычно он проводится в церкви, где происходит обмен кольцами, его возглавляет пастор, после чего следует прием. [64]

Почти все современные календжины являются членами организованной религии, причем подавляющее большинство из них являются христианами, а некоторые идентифицируют себя как мусульмане. [ нужна ссылка ]

Старейшины

[ редактировать ]

У Календжинов есть совет старейшин, состоящий из членов различных кланов и подкланов Календжинов и известный как Совет старейшин Миот. Этот совет был сформирован в период после обретения Кении независимости. [66] [67]

Фольклор

[ редактировать ]

Как и все устные общества, Календжины накопили богатую коллекцию фольклора . В народных рассказах говорилось о передаче послания, и в некоторых из них фигурировал Чемосит, известный в Мараквете как Чебокери, ужасное чудовище, пожирающее мозги непослушных детей. [68]

Легенда о Чепталеле довольно распространена среди кипсиги и нанди, а это имя было заимствовано из мифологии Календжина в современную традицию. Падение клана Лонголе — еще одна популярная история, основанная на реальных событиях и призванная предостеречь от гордыни. По сюжету, воины Лонголе, полагая, что они самые могущественные на земле, подстрекали своих далеких соперников масаи в битву. Масаи, хотя поначалу сопротивлялись, в конечном итоге атаковали, уничтожив клан Лонголе. [69]

Как и в случае с другими восточноафриканскими общинами, миф о Мисри колониального периода со временем стал популярным среди календжинов, и его аспекты повлияли на направление фольклорных и академических исследований. [70]

Искусство и ремесла

[ редактировать ]
Сати – Календжинская тыква
Закопченный

Использование декоративно-прикладного искусства является частью календжинской культуры, а декоративное вышивка бисером является наиболее развитым изобразительным искусством. [71] Однако календжины, как правило, не очень известны своим ремеслом, хотя женщины делают и продают на месте украшенные тыквы из тыкв. Эти тыквенные калебасы, известные как сотет, натерты маслом и украшены маленькими цветными бусинками и, по сути, представляют собой тот же тип тыквенных калебасов, которые используются для хранения мурсика . [72]

Радио, телевидение и кино

[ редактировать ]

Вплоть до начала 21 века в Кении были фактически запрещены местные радио- и телестанции. Либерализация медиа-сектора в Кении, начавшаяся в 1990-х годах, привела к росту контента на языке календжин в большинстве современных средств массовой информации. [73] В этот период были созданы медиа-компании на языке календжин, такие как Kass Media Group, кенийская радио- и телекомпания, а также станции на языке календжин в различных медиа-группах, например Chamgei FM (Royal Media Services) и Kitwek FM ( Кенийская радиовещательная корпорация ). . Одновременно с этим наблюдалось распространение календжинской музыки, телевизионных программ, а совсем недавно на кинофестивале в Элдорете в 2019 году состоялась премьера первого фильма на календжинском языке «Нгебе Гаа». [74]

Современная музыка Календжина уже давно находится под влиянием Кипсиги, что привело к восприятию Керичо как центра культурных инноваций. [75] Однако музыкальные инновации и региональные стили изобилуют во всех регионах, где говорят на календжине. [76] Среди популярных музыкантов - пастор Джоэл Киметто (отец Календжинского Евангелия), Майк Ротич, Эмми Косгей, Мэгги Черуйот, Йосфат Коеч Каранджа, Лилиан Ротич и Барбра Чепкоеч. [77] Мсупа С. и Кипсанг представляют новое поколение поп-музыкантов Календжина. [78] Среди ушедших известных звезд - Диана Чемутай Мусила ( Челеле ), Джуниор Котетес и Уэлдон Черуйот (Кенене). [77]

Литература

[ редактировать ]

Ряд писателей задокументировали историю и культуру Календжина, в частности Б.Э. Кипкорир, [79] [80] Пол Кипчумба и Чиарунджи Чесайна . [81]

Угали с говядиной и соусом — распространенное блюдо календжинской кухни и Великих африканских озер . кухни

Угали , известный в Календжине как кимнет, подается с вареными овощами, такими как исагик ( африканская капуста ) или сочот ( африканский паслен ), а молоко составляет основу диеты Календжин. Реже угали, рис или чапати , подают с жареным мясом, обычно с говядиной или козлятиной, а иногда и с курицей. Традиционный угали готовится из проса и сорго и известен как псонгиот. Он считается более полезным для здоровья, чем угали из кукурузной муки (похожий на черный/белый хлеб), и его популярность снова растет в тандеме с глобальными тенденциями к более здоровому питанию. Традиционная закуска мориот (чем-то похожая на кукурузные лепешки ) получается из корочки после приготовления угали и до сих пор пользуется большим спросом. [82] Точно так же традиционный напиток мурсик и мед, считающиеся деликатесами (карисе/карисеюек), долгое время оставались весьма популярными. [83]

Молочные продукты широко используются в традиционных рецептах, таких как счик (овощная закуска, приготовленная из зелени, молока и сливок), а также в современных блюдах, таких как Мчеленг (рис с молоком – нежное сливочное блюдо, приготовленное как лакомство для детей, но обычно понравилось всей семье) и тушеная фасоль с молоком и сливками. [84]

Комбинированные блюда/смеси, хотя и не считаются традиционными календжинами, встречаются и в более космополитических регионах. Самым распространенным из них является кванкванек , смесь сваренных вместе кукурузы и фасоли ( гитери ).

Молоко или чай можно пить взрослым и детям во время еды или перекуса. Чай (чайик) содержит в среднем 40% молока по объему и обычно сильно подслащен. Если молока нет, чай можно пить черным с сахаром, хотя пить чай без молока считается настоящей тяготой. [85]

Помимо хлеба, люди обычно покупают такие продукты питания, как сахар, чайный лист, кулинарный жир, газированные напитки и другие продукты, которые они не производят сами. [86]

Здоровье и наука

[ редактировать ]

Традиционные знания Календжина были довольно обширными в изучении и использовании растений в лечебных целях, и важной тенденцией среди некоторых современных ученых Календжина является изучение этого аспекта традиционных знаний. [87] В последнее время коммерческие предприятия начали смешивать и упаковывать традиционные лекарственные травы для городского рынка Кении. Наиболее известной из них является компания Harriet's Botanicals, которая упаковывает альтернативные средства Arorwet и Tendwet и распространяет их через ряд магазинов, разбросанных по всей стране. [88] [89]

Одним из наиболее известных ученых Календжина является профессор Ричард Мибей , чья работа над красителем Тами помогла возродить текстильную промышленность в Элдорете и западной Кении в целом. [90]

Никсон Киплимо Чепсеба (в центре) из Кении перешагивает Диего Руиса (слева) из Испании и Карстена Шлангена из Германии после их мужского забега на 1500 метров в первом раунде на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне.

Календжинов некоторые называли «бегущим племенем». С середины 1960-х годов кенийские мужчины заслужили наибольшую долю крупных наград в международной легкой атлетике на дистанциях от 800 метров до марафона; Подавляющее большинство кенийских звезд бега были Календжинами. [91] С 1980 года около 40% высших наград, доступных мужчинам в международной легкой атлетике на этих дистанциях (олимпийские медали, медали чемпионатов мира и награды чемпионатов мира по лыжным гонкам), были завоеваны Календжином.

Пол Тергат установил новый мировой рекорд на марафоне в Берлине в 2003 году.

В 2008 году Памела Джелимо стала первой кенийкой, выигравшей золотую медаль на Олимпийских играх ; она также стала первой кенийкой, выигравшей джекпот Золотой лиги в том же году. [92] С тех пор кенийские женщины стали активно участвовать в международной легкой атлетике на дистанциях; большинство из этих женщин - Календжин. [91] Амби Берфут из Runner's World заявила, что шансы Кении добиться успеха на Олимпийских играх 1988 года были ниже 1:160 миллиарда. Кения провела еще более успешные В 2008 году Олимпийские игры . [ нужна ссылка ]

Был предложен ряд теорий, объясняющих необычное спортивное мастерство среди людей, говорящих на календжинском языке. К ним относятся многие объяснения, которые в равной степени применимы и к другим кенийцам или людям, живущим в других местах, которые не являются непропорционально успешными спортсменами, например, что они бегают в школу каждый день, что они живут на относительно большой высоте и что призовые деньги в гонках велики по сравнению с к типичному годовому заработку. Одна из теорий состоит в том, что у календжинов относительно тонкие ноги, и поэтому им не приходится поднимать такой большой вес ног при беге на длинные дистанции. [93]

Известные люди Календжина

[ редактировать ]
Лона Чемтай Солпитер

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV, 2019 год: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам» . Национальное статистическое бюро Кении . Проверено 24 марта 2020 г. .
  2. ^ Статистическое бюро Уганды. «Национальная перепись населения и жилищного фонда 2014 года — Основной отчет» (PDF) .
  3. ^ Статистическое бюро Уганды. «Национальная перепись населения и жилищного фонда 2014 года — Основной отчет» (PDF) .
  4. ^ «Календжин - Введение, местоположение, язык, фольклор, религия, основные праздники, обряды посвящения» . www.evercultura.com . Проверено 7 апреля 2022 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Эрет, Кристофер. Африканская классическая эпоха: Восточная и Южная Африка в мировой истории с 1000 г. до н.э. по 400 г. н.э. Университет Вирджинии, 1998, стр. 161–164.
  6. ^ Перейти обратно: а б Эрет, Кристофер. Африканский классический век: Восточная и Южная Африка в мировой истории с 1000 г. до н.э. по 400 г. н.э. Университет Вирджинии, 1998, стр.7.
  7. ^ Кларк, Дж., и Брандт, Ст., От охотников к фермерам: причины и последствия производства продуктов питания в Африке . Калифорнийский университет Press, 1984, стр.234.
  8. ^ Эрет, К., История и свидетельство языка, стр. 118 онлайн.
  9. ^ Лейн, Пол Дж. (4 июля 2013 г.). «Археология скотоводства и животноводства в Восточной Африке». В Митчелле, Питер; Лейн, Пол Дж. (ред.). Оксфордский справочник по африканской археологии . doi : 10.1093/oxfordhb/9780199569885.013.0040 . ISBN  978-0-19-956988-5 .
  10. ^ Гольдштейн, С., Количественная оценка сокращения скребков в контексте обмена обсидианом среди ранних скотоводов на юго-западе Кении, 2014, WSMney & Son, стр.5
  11. ^ Робертшоу, П., Эльментейтан; ранняя культура производства продуктов питания в Восточной Африке, Тейлор и Фрэнсис, стр. 57 онлайн.
  12. ^ Эрет К. и Познански М., Археологическая и лингвистическая реконструкция истории Африки, Калифорнийский университет, 1982 , онлайн.
  13. ^ Эрет, К., История и свидетельства языка, стр.118.
  14. ^ Сириква и Энгарука: Молочное животноводство, ирригация онлайн
  15. ^ Перейти обратно: а б Кюле, Дэвид М., 1989, Экономика и существование железного века Культура Сириква на холме Хайракс, Накуру: зооархеологический подход с. 211
  16. ^ Технологическая и социально-экономическая организация ранних пастухов Эльментейта в Южной Кении (3000–1200 лет назад), Гольдштейн, Северная Каролина, Вашингтонский университет в Сент-Луисе, стр. 35–36.
  17. ^ Лейн, Пол Дж. (4 июля 2013 г.). Митчелл, Питер; Лейн, Пол Дж. (ред.). Археология скотоводства и животноводства в Восточной Африке . doi : 10.1093/oxfordhb/9780199569885.001.0001 . ISBN  978-0-19-956988-5 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  18. ^ Перейти обратно: а б Спир Т. и Уоллер Р. Быть масаи: этническая принадлежность и идентичность в Восточной Африке. James Currey Publishers, 1993, стр. 44–46 ( онлайн )
  19. ^ Холлис AC, Нанди - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1909, стр. XVII
  20. ^ Спир, Т. и Уоллер, Р. Быть масаи: этническая принадлежность и идентичность в Восточной Африке. Издательство Джеймса Карри, 1993, с. 42 ( онлайн )
  21. ^ Фадиман, Дж. (1994). Когда мы начинали, были ведьмы . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 83–89. ISBN  978-0-520-08615-9 .
  22. ^ Бук, MWH (1911). Сук – их язык и фольклор . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 2 .
  23. ^ Уилсон, Дж. Г. (1970). «Предварительные наблюдения об оропомах Карамоджи, их этническом статусе, культуре и предполагаемом отношении к народам позднего каменного века» . Журнал Общества Уганды . 34 (2): 130 . Проверено 6 сентября 2019 г.
  24. ^ Уилсон, Дж. Г. (1970). «Предварительные наблюдения об оропомах Карамоджи, их этническом статусе, культуре и предполагаемом отношении к народам позднего каменного века». Журнал Общества Уганды . 34 (2): 131.
  25. ^ Уилсон, Дж. Г. (1970). «Предварительные наблюдения об оропомах Карамоджи, их этническом статусе, культуре и предполагаемом отношении к народам позднего каменного века». Журнал Общества Уганды . 34 (2): 133.
  26. ^ Уэтерби, Джон (2012). Сор Ор Цепеш Карамоджи (Уганда): их история и культура Саламанка: Издания Университета Саламанки. п. 47. ИСБН  978-84-9012-067-5 .
  27. ^ Фукуи, Кацуёси; Маркакис, Джон (1994). Этническая принадлежность и конфликты на Африканском Роге . Оксфорд: Издательство Джеймса Карри. п. 67 . ISBN  978-0-85255-225-4 .
  28. ^ Макдональд, младший (1899). «Заметки по этнологии племен, встретившихся в ходе Джубинской экспедиции 1897-99 годов» . Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 29 (3/4): 240. дои : 10.2307/2843005 . JSTOR   2843005 .
  29. ^ Макдональд, младший (1899). «Заметки по этнологии племен, встретившихся в ходе Джубинской экспедиции 1897-99 годов» . Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 29 (3/4): 240. дои : 10.2307/2843005 . JSTOR   2843005 .
  30. ^ Спир, Т. и Уоллер, Р. Быть масаи: этническая принадлежность и идентичность в Восточной Африке. Издательство Джеймса Карри, 1993, с. 47 ( онлайн )
  31. ^ Нанди и другие календжинские народы - история и культурные связи , страны и их культуры. Форум Everycultural.com. По состоянию на 19 августа 2014 г.
  32. ^ Уоллер, Ричард (1976). «Маасаи и британцы 1895–1905. Истоки союза». Журнал африканской истории . 17 (4): 532. doi : 10.1017/S002185370001505X . JSTOR   180738 . S2CID   154867998 .
  33. ^ Уоллер, Ричард. «Маасаи и британцы 1895–1905 гг. Истоки союза». Журнал африканской истории 17, вып. 4 (1976): 529–53. https://www.jstor.org/stable/180738 .
  34. ^ Уоллер, Ричард (1976). «Маасаи и британцы 1895–1905. Истоки союза». Журнал африканской истории . 17 (4): 530. doi : 10.1017/S002185370001505X . JSTOR   180738 . S2CID   154867998 .
  35. ^ Чесаина, К. Устная литература Календжина. Heinmann Kenya Ltd, 1991, с. 2
  36. ^ Эрет, Кристофер. Африканский классический век: Восточная и Южная Африка в мировой истории с 1000 г. до н.э. по 400 г. н.э. Университет Вирджинии, 1998, с. 178
  37. ^ Холлис, AC (1909). Нанди – их язык и фольклор . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 19 . ISBN  978-1-104-31615-0 .
  38. ^ Хобли, К., Восточная Уганда, Этнологическое исследование, Антропологический институт Великобритании и Ирландии, стр.39 онлайн.
  39. ^ «Европейские исследования – континентальные интерьеры» . Британская энциклопедия . Проверено 30 мая 2020 г.
  40. ^ Павитт, Н. Кения: Первые исследователи , Aurum Press, 1989, стр. 121
  41. ^ ЛАГ АТ, АВРААМ (1995). ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ДВИЖЕНИЯ НАНДИ В РАЙОНЕ УАСИН ГИШУ КЕНИЙСКОГО ВЫСОКОГО НАГОРИЯ: 1906-1963 (PDF) (магистерская диссертация). Университет Найроби.
  42. ^ Сопротивление Нанди британскому правлению 1890–1906. Автор: А. Т. Мэтсон. Найроби: Восточноафриканское издательство, 1972. Стр. vii+391
  43. ^ Перейти обратно: а б Бишоп, Д. Воины в сердце тьмы: Сопротивление Нанди 1850–1897 гг. , Пролог
  44. ^ Городской совет ущелья Эльдама (26 августа 2006 г.). Стратегический план на 2006-2012 годы (Отчет). Городской совет ущелья Эльдама. п. 2 . Проверено 17 августа 2019 г.
  45. EastAfrican, 5 декабря 2008 г.: Убийство, определившее будущее Кении.
  46. ^ см . Эванс-Причард 1965.
  47. ^ Страны и их культуры; Календжин онлайн
  48. ^ Чесанг, В. Стандартные Мои и Календжин: кто кому и что должен? 12 августа 2016 г.
  49. ^ «Предложение Уганды (1903 г.)» . jewishvirtuallibrary.org . Проверено 7 апреля 2022 г.
  50. ^ Митчелл, Билл (июль 2011 г.). «Обзор: История перевода Библии». Переводчик Библии . 62 (3): 195–196. дои : 10.1177/026009351106200307 . ISSN   2051-6770 . S2CID   163835281 .
  51. ^ «Календжин | Энциклопедия.com» . энциклопедия.com . Проверено 28 мая 2020 г.
  52. ^ «Рисунок 1_22. Содержание иностранной добавленной стоимости в валовом экспорте (1)». дои : 10.1787/888933010622 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  53. ^ Кенийцы247. «Календжины — это этнолингвистическая группа коренных жителей Кении – кенийцы247» . kenyans247.com . Архивировано из оригинала 22 января 2020 года . Проверено 24 мая 2020 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  54. ^ Страны и их культуры, Календжин онлайн.
  55. ^ Перейти обратно: а б Страны и их культуры онлайн
  56. ^ DP Руто шокирует фермеров Баринго, купив в Интернете 1000 коз за 12 миллионов шиллингов наличными.
  57. ^ Я говорю тебе . Издательство Чикагского университета.
  58. ^ Фэй, Роберт (7 апреля 2005 г.), «Календжин», Календжин , Центр афроамериканских исследований , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195301731.013.41959 , ISBN  978-0-19-530173-1
  59. ^ Чесайна, Чиарунджи. (1994) [1991]. Устная литература Календжина Восточноафриканское образовательное издательство Ltd. ISBN  9966-46-891-9 . OCLC   51883284 .
  60. ^ Киплагат, Сэм (23 февраля 2016 г.). «Понимание обрядов инициации Календжин» . Звезда . Найроби . Проверено 6 мая 2023 г.
  61. ^ Нгетич, Джейкоб (2014). «Находится ли вековая традиция Календжинов в Международном уголовном суде?» . Стандарт . Найроби . Проверено 7 мая 2023 г.
  62. ^ Джелимо, Раэль (2015). «Более 70 девушек в округе Нанди проходят специальную подготовку» . Стандарт . Найроби . Проверено 7 мая 2023 г.
  63. ^ Акелло, Эстер (31 августа 2015 г.). «Приданое и свадьба в один день» . Родители Африка . Проверено 7 мая 2023 г.
  64. ^ Перейти обратно: а б с Кипроно, Ник (24 июня 2018 г.). «Интересные этапы традиционной церемонии бракосочетания среди общины Календжин» . hivisasa.com . Проверено 7 мая 2023 г.
  65. Традиционная свадьба Който онлайн. Архивировано 18 октября 2018 г. в Wayback Machine.
  66. ^ Уважайте документы, подтверждающие право собственности, - говорят старейшины государству в Интернете.
  67. ^ Демонстрация единства: Календжин и старейшины Гема платят 300 000 шиллингов за больного коллегу Луо онлайн. Архивировано 27 сентября 2018 года в Wayback Machine.
  68. ^ Кипчумба, П., Устная литература маракветов Кении , Найроби: Фонд Кипчумбы. ISBN   978-1-9731-6006-9 ISBN   1-9731-6006-4 [1]
  69. ^ Чесаина, К. Устная литература Календжина. Heinmann Kenya Ltd, 1991, с. 39
  70. ^ Араап Самбу, К., Исследованная легенда о Мисири: лингвистическое исследование устной традиции народа календжиин древнеегипетского происхождения, стр.38 онлайн
  71. Нанди и другие календжинские народы, Энциклопедия, получено в Интернете 11 августа 2019 г.
  72. ^ Галл, Т. и Хобби, Дж., Календжин, Энциклопедия культур и повседневной жизни Worldmark, Том 1. Африка, 2-е изд., Gale Cengage Learning online
  73. ^ Митулла, В.; Мудхай, ФО; Мванги, С. (апрель 2015 г.). Серия рабочих документов PiMA № 2: Справочный документ: Политика и интерактивные СМИ в Кении (PDF) (Отчет). Кембриджский университет. п. 4 . Проверено 27 апреля 2021 г. Общественная информация оставалась прерогативой правительственных чиновников, которые могли выбирать, что сообщать общественности, а что нет. Эта ограниченная среда сохранялась до демократических реформ 1990-х годов.
  74. ^ Ндоне, Джеймс (15 ноября 2019 г.). «Премьера фильма «Календжин» в Элдорете» . uhondo.co.ke . Проверено 27 апреля 2021 г. Ухондо может сообщить, что первый фильм, когда-либо снятый в Календжине, выйдет на экраны в эти выходные. Нгеба Гаа (Поехали домой) - лучшие моменты...
  75. ^ Евангелие короля Календжина, Daily Nation
  76. ^ Кипнгено Роно, Чарльз (2 января 2019 г.). «Музыка Кипчамбы Арапа Тапотука: устные рассказы, (привет) история и культура народа календжин». Восточноафриканские литературные и культурные исследования . 5 (1): 54–69. дои : 10.1080/23277408.2019.1591069 . ISSN   2327-7408 .
  77. ^ Перейти обратно: а б 10 лучших музыкантов Kalenjin: Sweetstar, Msupa S, Cheleel и Junior Kotestes возглавили список, Jambo News
  78. ^ Кения и Франция сотрудничают в новом джеме «Mbali Na Mimi», 64Hiphop. Архивировано 20 апреля 2019 г. на Wayback Machine.
  79. ^ Писатель, которого я знал: Вспоминая Бенджамина Кипкорира, Nation онлайн.
  80. ^ Бенджамин Кипкорир, упорный академик, Standard online
  81. ^ Чианруджи Чесаина, онлайн
  82. ^ Каменку, Кингва. «Из Мексики с любовью и вуаля! Кукуруза становится тортильей или буррито» . Нация . Найроби . Проверено 14 сентября 2019 г.
  83. ^ Холлис, AC (1909). Нанди: их язык и фольклор . Оксфорд: Кларендон Пресс.
  84. ^ Рецепты кенийской еды: книга рецептов обычных смешанных блюд с питательной ценностью; подготовлено сообществами (PDF) . Найроби: Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций и правительство Кении. 2018. с. 77. ИСБН  978-92-5-130480-8 .
  85. ^ Ребекка, Хасс-Эшмор; Джон, Карри (1992). Влияние улучшения контроля заболеваний домашнего скота на рацион питания и благосостояние домохозяйств: исследование в районе Уасин Гишу, Кения (Отчет). Международная лаборатория исследований болезней животных. п. 38 . Проверено 21 июня 2021 г.
  86. ^ "ДОМ" . Эсли Кания . Проверено 24 мая 2020 г.
  87. ^ Кипкор, В. и др., Исследование лекарственных растений, используемых сообществом Мараквет в Кении, онлайн.
  88. ^ «Арорвет: История Harriets Botanicals» . пауква.ор.ке . пауква. 30 августа 2021 г. Проверено 20 марта 2023 г. Harriet's Botanicals сотрудничает с местными кенийскими общинами и практикующими травниками, чтобы обеспечить устойчивость производственного процесса и создать культурный архив кенийских лекарственных трав, включая Арорвет (Ekerbegia carpensis) и Тендвет (Prunus africana).
  89. ^ Филлипс, Чиома (1 марта 2021 г.). «Арорвет и Тендвет: удивительное африканское травяное средство от бесплодия» . msingiafrikamagazine.com . Журнал Мсинги Африка . Проверено 20 марта 2023 г.
  90. ^ Олинго, А. Взлет, падение и новый взлет Rivatex, фирмы, которая теперь владеет патентом на краситель Tami , 10 марта 2016 г.
  91. ^ Перейти обратно: а б Почему кенийцы такие отличные бегуны: история генов и культур, Atlantic online
  92. ^ Ноги на миллион долларов, The Guardian онлайн
  93. ^ Бегущие круги вокруг нас: преимущество восточноафриканских олимпийцев может быть больше, чем физическое, Scientific American онлайн

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e85d9d4eda13ed0920b784f436cda3e5__1718559780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/e5/e85d9d4eda13ed0920b784f436cda3e5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kalenjin people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)