Кипсиги люди
![]() | Тон или стиль этой статьи могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( Апрель 2023 г. ) |
Гипсовый газ, Гипсовый газ | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
Кения | 1,905,983 [1] |
Языки | |
На кипсиги , суахили и английском языке. | |
Религия | |
Азиатская религия , христианство , ислам , атеизм | |
Родственные этнические группы | |
Календжинцы : Нанди , Туген , Мараквет , Сенгвер , Себей , Покот , Терик. |
Часть серии о |
Культура Кении |
---|
![]() |
Кухня |
Кипсиги или Кипсигии [2] представляют собой нилотскую группу, принадлежащую к этнической группе календжин , и говорят на диалекте календжинского языка, определяемом эпонимом их общины, кипсигис. [3] Замечено, что кипсиги и другая группа аборигенов Кении, известная как огиек, имеют совмещенную идентичность. Кипсиги — крупнейшее подплемя общины Календжин. По данным последней переписи населения в Кении, на кипсиги говорят 1 972 000 человек, что составляет 45% всех людей, говорящих на календжинском языке. Они занимают высокогорье Керичо, простирающееся от Тимбороа до реки Мара на юге и откоса Мау на востоке до Кебенети . Они также занимают части Лайкипии , Китале , Накуру , Нарока , района Транс-Мара , Элдорета и холмов Нанди .
Помимо календжинов, еще одно племя — татонга из Западной Танзании . В ходе своей экспансии на юг народы кипсиги и татонга достигли современного района Шиньянга в Западной Танзании только для того, чтобы первая группа вернулась в район Керичо, прежде чем некоторые вернулись на юг, но смогли поселиться только в Ангата Баригои в Транс-Мара рядом с Танзанийская граница.
Компания IBEAC и британское колониальное правительство называли народ кипсигис Лумбва и Квави . [4] Доколониальные традиционные занятия кипсиги включали полупастбищное скотоводство, военные экспедиции и выращивание сорго и проса. Постколониальные кипсиги сегодня по-прежнему живут преимущественно на своей исторической племенной территории в Западном нагорье Кении на высоте от 1500 до 2000 метров; они в основном выращивают чай , занимаются молочным животноводством и выращивают кукурузу . Они также выращивают пшеницу, пиретрум и кофе . [5]
Происхождение, становление и доколониальная история
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]

Народ Малири родом из долины Омо в Эфиопии , иммигрировал в Южный Судан , а затем в Уганду ; Считается, что малири поселились на территории нынешней страны Цзе и на большей части территории Додота в Уганде . Их появление в районах оценивается от 600 до 800 лет назад (т.е. с 1200 по 1400 год нашей эры); [6] В результате вторжения Льву на территорию Малири племя распалось на группы, которые впоследствии сформировали фракции Покот и Себей Календжина и Мерилля/ Дасаанача (которые мигрировали обратно в долину Омо через восточные берега озера Туркана). Фракция Покот продолжала взаимодействовать с масаи и иракцами в районе долины Керио в Кении, что оказало глубокое влияние, которое закрепило появление племен календжин, таких как народ черангани ; в то время как Себей взаимодействовал с Оропомом, таким образом, возможно, создавая рассадник в высокогорье горы Элгон для прото группы Нанди-Кипсигис.
, Согласно сообщению Нанди предки Нанди мигрировали с горы Элгон под предводительством Какипоча. Из устных традиций Нанди видно, что кланы Лумбва присоединились к ним позже, что подразумевает, что Нанди переняли группы людей, связанных с культурой Сириква . Согласно местному фольклору, кипсиги изначально были единой группой и идентифицировались с нанди как «чемвал» до 1800 года, когда община была разделена клином Уас Нкишу Масаи на реке Кипчориан (река Ньяндо); образовавшаяся община к югу от холмов Нанди (Кипкелион) стала Кипсигис.
...кипсиги и нанди переселились в район Ронгай. Говорят, что кипсиги и нанди жили как единая группа около столетия, но в конечном итоге были вынуждены разделиться из-за антагонистических условий окружающей среды. Некоторые из них были засухи и вторжение масаи из Уасин Гишу.
- К. Чесаина, 1991 г. [7]

Воспоминания о различных рассказах кипсиги описывают их происхождение из Египта и путь миграции вверх по Нилу в поисках более прохладного климата, при этом группа называла себя «Миотик» или «Лоте Буник» , что позже означает бакланы; На пути миграции у них были временные поселения в странах, которые они назвали: Бургей, Тто, Койта Туи/Лотик и, наконец, горы Элгон регион . Позже в отчетах подробно описывается интерес Миотиков (Нанди и Кипсигис) к переселению в озеро Баринго, где они, возможно, столкнулись с масаи и двинулись на юг к вершине Мау и, таким образом, разделились на две части; Эпоним Кипсигис возник в результате их материальной культуры тканых пластин (Кисгисиик), которая, по-видимому, была определяющей чертой, когда они поселились на холме Кипсигис в Лондиани. [8]
Культура
[ редактировать ]Кипсиги придерживаются системы верований, которой придерживаются все остальные люди Календжина. Система соблюдает политеистический теизм, при этом божества Асиис ( солнечное божество ) и Торорот считаются главными божествами. Некоторые исследования предполагают, что Торорот был первым божеством календжинов, но взаимодействия в долине Керио привели к ассимиляции жреческого клана Кибасисек, особенностью которого является то, что Солнце является их тортемом; их очень хотели использовать для проведения брачных ритуалов и других религиозных мероприятий. В то время как множество других божеств существуют независимо друг от друга. В монотеистической системе верований Кипсиги Асис вместо этого считается единственным верховным божеством, а другие божества считаются атрибутами Асиса, а не независимыми сущностями. Кипсиги намекают на культурные ценности, включая суеверия, спиритуализм, а также священную и циклическую природу жизни. Они верят, что все элементы мира природы связаны между собой, что хорошие поступки никогда не остаются незамеченными, а плохие поступки приводят к последствиям в различных формах. Кипсиги рассматривают «счастье» как отсутствие негативных переживаний, указывающее на тихое и спокойное состояние. Эта конвенция в рамках Исследования культуры и позитивной психологии в отличие от других коренных общин ставят исследователей в тупик в получении качественной или количественной меры счастья. [9]
Устная традиция народа кипсигис имеет богатую песенную основу. Во многих из их устных традиций фигурирует существо, известное как « Чемоси», которое взаимозаменяемо с медведем Нанди ; чудовищное обезьяноподобное существо с базовым интеллектом, которое также встречается среди других сообществ Кении, Уганды и некоторых частей Конго.

Западный искатель приключений Эдгар Бичер Бронсон утверждает, что видел существо, которое, как он отмечает, народ Лумбва называет Дингонек . Он описывает его как водное существо, черты которого включают спину размером с бегемота, напоминающую броненосца, с леопардовым рисунком и голову леопарда с двумя большими торчащими клыками. Он сообщает, что народы Лумбва и Вадоко говорили о таком существе в реке Маггори, а затем приводит отчет о том, как он видел это существо. Это единственный рассказ о таком существе.
Еда и напитки
Еда в основном состоит из приготовленной густой пасты из элюзиновой муки, овощей или мяса, смеси молока и коровьей крови или молока. Кипсиги сквашивают молоко в тыквах с порошкообразными огарками цветов попкорна. Кислое молоко известно как Мурсиик. Племя также варило нубийский джин, который предназначался для мужчин и женщин среднего возраста и старше.
Грибы
Известно, что кипсиги собирают Termitomyces tylerianus , Termitomyces umkowaan и Termitomyces microcarpus (puunereek).
Астрономия и календарь
[ редактировать ]Млечный Путь известен как Поитап кечей (буквально море звезд ), утренняя звезда – Тапойот, полуночная звезда – Кокелиет, а Пояс Ориона – Какипсомок. Млечный Путь традиционно воспринимался как озеро, в котором купаются и играют дети. Более того, движение звезд иногда было связано с земными заботами. Например, появление или отсутствие Плеяд указывало , стоит ли ожидать хорошего или плохого урожая. Иногда существовали суеверия относительно тех или иных событий. представляет нимб Традиционно считалось, что собой частокол для скота. По крайней мере, в начале 20 века прорыв, произошедший на восточной стороне, считался неудачным, а разрыв на западной стороне считался удачным. считали В то же время комету предвестницей великого несчастья. [10]
Кипсиги называют месяц «Аравет», что также является названием нашего спутника Луны. Год называется «Кеньит», что происходит от фразы «Ки-ньит», означающей «завершить, заполнить». Год отмечался порядком месяцев и, что более важно, церемониальным и религиозным празднованием ежегодного урожая, которое проводилось в различных святилищах. Это событие, аналогичное практике, наблюдаемой большинством других африканцев, вдохновило праздники Кванзы , отмечаемые преимущественно людьми африканского происхождения в Соединенных Штатах. Кенит стартовал в феврале. В нем было два сезона, известных как олто (мн. oltosiek ), и он делился на двенадцать месяцев аравет (мн. arawek ). [11] Вместо десятилетия используется порядок Ибинды , который обычно составляет от 10 до 17 лет. Вместо века происходит завершение возрастного набора, который занимает от 100 до 120 лет.
Первый сезон года, олт-ап-ивот (ивотет), был сезоном дождей и длился с марта по август. Сухой сезон олт-ап-кеме (кемеут) длился с сентября по февраль. [11] Церемонии сбора урожая кипсунде и кипсунде ойенг проводились в сентябре и октябре соответственно, чтобы отметить смену времен года. [12]
Месяцы (аравек) и времена года
[ редактировать ]Имя | Значение | Соответствует | |
---|---|---|---|
1-й месяц | Кипр | В полях жарко | февраль |
2-й месяц | Иват-кут | Дождь с ливнями | Маршировать |
3-й месяц | Пробуждение/Ивуткуут | – | апрель [11] |
4-й месяц | Должен | Сердце сдвинуто с одной стороны голодом | Может |
5-й месяц | Роб-туй | Черный дождь или черные облака | Июнь |
6-й месяц | Пюре | Туман | Июль |
7-й месяц | Эфес | – | Август |
8-й месяц | Гипс | Приношение Богу на кукурузных полях | Сентябрь |
9-й месяц | Кипсунде ойенг* | Второе приношение Богу | Октябрь |
10-й месяц | Мулкул | Сильный ветер | ноябрь |
11-й месяц | Мулкулик Оиенг | Второй сильный ветер | декабрь |
12-й месяц | Короткий | Месяц растения-подушечки для иголок | январь [13] |
Геополитическая и военная организация
[ редактировать ]Социальная организация
[ редактировать ]Племя кипсигис представляет собой патриархальное общество, организованное с точки зрения геополитических группировок, клановых систем, возрастных групп и воинских званий.
Генеалогическая организация (Ortiinweek)
[ редактировать ]Кипсиги организуются в ряд группировок, основанных на общем родстве, аналогичных кланам . Клан создается общим предком с контекстом усыновления как способа натурализации в клан, обычно из Масаи / Гусии / Луо, поскольку Кипсиги не могут усыновить изнутри Календжина. Патриархальные предки, особенно патриарх Какипоч, иммигрировали население Нанди-Кипсиги на равнины Уасин Нгишу и в долину Керио. Считается, что формирование клановой системы произошло в результате ассимиляции других общин и роста населения как системы предотвращения распада родословной и инбридинга, поскольку основной целью кланов было предотвращение браков внутри одного клана (браки в основном гетеросексуальные). но в контексте лесбийского брака). Кланы также демонстрировали различный профессионализм и, вероятно, приняли идентичности: например, некоторые кланы были исключительно священниками, другие были исключительно кузнецами, третьи исключительно охотниками и собирателями, а третьи имели другие особые особенности.
Поколения
[ редактировать ]Кипсиги соблюдают циклическую систему настройки поколений. Похоже, что эта система была вполне правдоподобно заимствована у народа банту кикуйю. Полный оборот система совершает примерно за сто-сто двадцать лет. Набор состоит из поколений от 15 до 20 лет. Система использовалась для учета исторических событий и демографического управления.
Набор | Годы | Западный эквивалент | Примечания | |
---|---|---|---|---|
Ньонги | 1-й цикл | 1783–1801 (19 лет) | Вероятная эпоха принятия обрезания и инициации | |
2-й цикл | 1905–1920 (16 лет) | Межвоенное поколение/Величайшее поколение | ||
3-й цикл | 2019 г. и далее | Генерал Альфа | Генерация социальных сетей | |
Сухой | 1-й цикл | 1802–1819 (18 лет) | ||
2-й цикл | 1921–1936 (16 лет) | Тихое поколение | Королевские африканские винтовки и поколение эпохи мировой войны | |
Чумо | 1-й цикл | 1820–1836 (17 лет) | ||
2-й цикл | 1937–1951 (15 лет) | Безмолвное поколение/поколение бэби-бумеров | ||
Хорошо | 1-й цикл | 1837–1853 (17 лет) | Вспомнили о неудавшейся войне при Нгоино. | |
2-й цикл | 1952–1966 (15 лет) | Поколение бэби-бумеров | Послевоенная эпоха и эпоха независимости | |
Керонгоро | 1-й цикл | 1854–1870 (17 лет) | ||
2-й цикл | 1967–1981 (15 лет) | Поколение X/Xennials | ||
Каплелах | 1-й цикл | 1871–1887 (17 лет) | Потерянное поколение | Вспомнили о неудавшейся войне Могори. |
2-й цикл | 1982–1999 (18 лет) | Ксениалы/Миллениалы | Дэниела Мои Эпоха бесплатного начального образования | |
Студент | 1-й цикл | 1888–1904 (17 лет) | Межвоенное поколение | |
2-й цикл | 2000–2018 (19 лет) | Поколение Z | Поколение технологий и гражданских свобод |
Геополитическая организация
[ редактировать ]Эм или эмет был высшим признанным географическим подразделением среди кипсиги. Он охватывает геополитический регион, определённый как юрисдикция племени и имеющий право на суверенитет. Это подразделение можно было идентифицировать как политический институт, но основную работу по гражданскому контролю и управлению выполнял коквотинвек (множественное число от коквет ). [14] Лингвистические данные указывают на то, что эта форма общественной организации восходит к их южно-нилотскому наследию. Считается, что две тысячи лет назад южные нилоты объединялись в рыхлые надклановые группировки, называемые *e:m. [15]
Коквет был самой значительной политической и судебной единицей среди кипсиги. Руководящим органом каждого коквета был его кок (сельский совет). Коквет обозначает географическую группу поселений, аналогичную по концепции деревне. Старейшины Кок были местным органом по арбитражу и разрешению конфликтов. [16]
Канцелярия короля (Ооргоийёт)
[ редактировать ]Действующее в Нанди учреждение Оркойет было передано Кипсигису не позднее 1850 года, после изгнания и убийства Кимнёле Арапа Тургата . Кимнёле послал трёх своих сыновей (Кипчомбер арап Койлеге, Арап Бойсё и Арап Буйгут) [17] Кипсигису, который немедленно начал создавать конфедерацию Кипсигиса, каждый из которых основал королевские поместья со слугами, посыльными и приемными. Офис Ооргоииута был распущен после заключения Лумбвского договора .
Военная организация
[ редактировать ]
Хотя данные свидетельствуют о том, что Кипсигис в доколониальную эпоху участвовал в завоеваниях территорий, возникает ошибочное впечатление об эффективно организованной армии; скорее, существование армии кипсиги было показателем социальной организации на уровне племени, несмотря на свидетельства больших частей завоеванной территории и поражения сильных армий. [18] Доколониальные кипсиги были представлены как политически ацефальное общество, в котором как военную, так и политическую организацию необходимо было рассматривать с точки зрения относительно автономных территориальных групп внутри племени. [18]
Армии кипсиги организовались в четыре полка (порориосик), а именно: Кикайге, Нгетуньо, Кебени и Касанет . Набор в полки осуществлялся по возрастному и клановому принципу. Каждый полк сражался независимо, что часто приводило к слабым и зачастую противоречивым стратегиям. [18] На более позднем этапе четыре полка объединились в два, состоящие из Кипкайге и Касанета с одной стороны и Нгэтуньо и Кебени с другой; но в конечном итоге сила этой армии была проверена громким поражением от Гусии в битве при Нгоине, датированной примерно 1850 годом . И снова армейские полки Кипсигиса перегруппировались в одну силу, состоящую поровну из всех четырех полков, и хотя это развитие событий послужит стимулом для рекордных побед, оно также будет проверено в битве при Могори около 1890 года с поражением, которое имело тяжелые последствия для духа. и личность Кипсиги. [18]
Другие исследования описывают более сложную военную организацию; например, существовало дополнительное число полков и званий, в том числе: генералы (Киптаят/Киптаиник), шпионы ( Йотиик , Сигейк и Согоолдайик ) и процессийные чины ( Нганиметьеет , Пиртиич , Олдимдо/Лумвит и Кипелбани ). Ежегодно проводились макеты боевых действий под названием Каамбагит .
Вооружение воинов обычно состояло из копья, щита, меча и дубины. К концу XIX века в ходу было до четырех видов копий, представляющих разные эпохи и направления. В Нанди эрен-гатиат эпохи Сирква все еще использовался, но только стариками. У него было короткое и маленькое лезвие в форме листа с длинным хвостовиком с гнездом и длинным обухом. Также использовались два типа копья эпохи масаи, известные как нготит. У восточных, северных и южных графств были длинные узкие клинки с длинным железным обухом, коротким гнездом и коротким древком. У жителей центрального округа (эмгвен) были короткие широкие клинки с короткими железными обухами. В западных графствах использовалось копье с особенно маленькой головкой, длинным древком и без обуха, оно было известно как ндирит. [19] Пасторальный Покот носил с собой два копья эпохи масаи, известные как нготва, в то время как сельскохозяйственные отряды вооружались мечами, известными как чок . [20]
Стрельба из лука также была очень популярным навыком, практиковавшимся среди кипсиги в самых разных целях: от сельского хозяйства до обороны и безопасности. Существовало множество стрел для различных специальностей, таких как стрелы для стрельбы по быку ради крови, охотничьи стрелы и защитные стрелы, предназначенные либо для сдерживания, нанося смертельные раны, либо для того, чтобы застрять в жертве, в то время как другие были отравлены, и, таким образом, каждая из стрел типы стрел использовались в зависимости от случая. [21]
Значительные войны и сражения
[ редактировать ]Боевой | Предполагаемый год | Поколение | Военный фронт | Командир | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Битва автобусов | |||||
Каплонгская война | 1870 | Каплонг/Сотик | Menya Araap Kisiara | Кипсиги одержали победу и победили масаи, а затем отказались от того, что сегодня является округом Бомет и избирательным округом Нарок-Уэст. | |
Битва при Нгоино | 1850 | 1-й цикл Саве | Губки/Рорет | Армия Кипсигиса потерпела поражение и была вынуждена реструктурировать свою полковую систему. [18] | |
Битва при Тиритаб-Мойте | |||||
Битва при Кибонгве | |||||
Битва при Челемее | |||||
Битва при Кипсабануте | |||||
Битва при Бенджо | |||||
Шемойбенская война. | |||||
Война Могори (Война Саосао в Гусиях) | 1885 | 1-й цикл Каплелах | Малабун Араап Макиче | Легион армий был уничтожен на 99,5%, что сделало эту войну самой печально известной и трагической войной Кипсигиса с глубокими последствиями. [22] |
Исторические герои войны Кипсигиса
[ редактировать ]Военная культура кипсиги напрямую привела к преклонению перед героями войны и успешными полководцами. Некоторые из них включают: Нгулолу, Кипсионго Терер из Кипкойбона, Таптуген из Белгута, Буйво, Ньярино, Тамасон, Кируи из клана Капкугоик, Томпо, Мастамет, Чериро, Кендейво Балиах, Мойги и Араап Тенгеча (который выделялся среди них всех и был близкий друг Джомо Кеньятты ).
Доколониальная история
[ редактировать ]Оторвавшись от прежней этнической принадлежности чемвалов и став кипсиги примерно в 1790-х и 1800-х годах, население кипсиги выросло с примерной численности менее пятисот человек на территории нынешнего форта Тенан. Отсюда они приобрели военную устойчивость против соседнего Ло, который впоследствии стал называть их Джаланго (что означает энергичный). Они также боролись с общинами кисии за пределами сегодняшней Кабианги в Западном округе Керико, а также на востоке против масаи, оккупировавших части Кипкелиона, Керико и Лондиани. Расширение территории кипсиги было быстрым и жестоким, и к 1890-м годам, когда был основан институт Оркойет, территория кипсиги простиралась от холмов Нанди на севере до Сотика на юге с небольшим регионом в Бурети.
Menya Arap Kisiara
[ редактировать ]о Мене У кипсиги рассказывают как о превосходном дипломате и герое войны. Ему приписывают победу над масаи, которые раньше населяли большую часть округа Керичо. Вспоминаются важные сражения, произошедшие при Илтианите (Лондиани), при Керичо, Чемойбене, а затем Сириате в Сотике. Первоначально изгой и изгой, Менюа Арап Кисиара был изгнан с племенной земли за то, что женился на женщине из клана Капкеричек , который в то время также был его собственным кланом. Он дезертировал со своим отрядом воинов - Тапкиле и Кипкетес/Кипкелес в общину масаи. Затем он основал свой собственный клан Капкаон. Вернувшись позже как грозный воин и создав свою армию, он вызвал масаи на дуэль, которая, согласно устным преданиям, произошла в 1770-х годах там, где сегодня расположен город Каплонг в Сотике. Менья повел армию на войну против масаи, чтобы для разрешения земельных споров и территориальных привилегий. Война длилась от нескольких недель до пары месяцев, и по большей части обе стороны потеряли много воинов, многие были ранены. Ближе к концу Менья заключила перемирие и за ночь собрала помощь и подкрепления от воинов Кипсигиса по всему Кипсигису. Вернувшись в последнюю и решающую битву, он легко перехитрил масаи с армией численностью примерно в 3000 воинов или более. Масаи признали поражение и решили освободить то, что сегодня составляет большую часть, если не всю, округа Бомет и Западного избирательного округа Нарок. [23]
Оргойк
[ редактировать ]«Оргойк» (множественное число) или «Оргойёт» (единственное число) — это название клана Талааи, распространенного в Нанди, Кипсигисе, Тугене и Мараквете. В Кипсигисе большинство членов клана Талааи могут идентифицировать отцовскую генеалогию до трех сыновей Кимноле Араап Тургата, а именно: Кипчомбер Араап Койлеге , Чебочок Киптонуи Араап Бойсё и Араап Буйгут ; Они младшие дети Койталеля Араапа Самои . Трое братьев были отправлены своим отцом Араапом Тургатом в народ Кипсиги незадолго до его убийства народом Нанди. Их благодетелем был их дядя Араап Кироиси из Сотика.
Считавшиеся особенными и обладавшими сверхъестественными способностями, эти трое были выдвинуты на руководящие посты, и впервые в истории Кипсиги они смогли занимать должности, которые можно приравнять к королю или лидерам автономных регионов. Их влияние привело к расширению территории Кипсигиса, что усилило достижения Меня Араапа Кисиары. Их также считали знахарями-травниками и, таким образом, они приобрели богатство за счет военных репараций и оплаты медицинских услуг. Они продолжали вести очень оседлый образ жизни, в их усадьбах работало несколько слуг и примитивный эквивалент рабов.
Согласно договору Лумбва между Кипсигисом и британцами, трое братьев были арестованы и примерно в 1903 году были депортированы в страну Кикую, в то время как их братья и сестры и ближайшие родственники, состоящие из около 700 человек, были сосланы в Гвасси в округе Хома-Бэй и остались там. отлучены от церкви в период с 1934 по 1962 год. Позже они были переселены в Каблило, Сиговет-Сойн, Киптере, Айнамои, Белгут и несколько человек в Эмгвен. [24]
Среди кипсиги ходят спекулятивные разговоры о том, что Даниэль Арап Мои и Джомо Кеньятта имеют отношения с оргойками.
Кипчомбер арап Койлеге
[ редактировать ]Кипчомбер жил в Черири в Киптере, прежде чем был заключен в тюрьму британцами и отправлен на остров Русинга в Кисуму . Он сыграл важную роль в расселении народа луо из Киптере в Сонду .
Считается, что среди кипсиги и, возможно, среди всех остальных календжинов Арап Койлеге благословил Кеньятту Джомо и вручил ему свою одежду, которая включала в себя шкуру, пояс, в просторечии называемый «Кеньятет», головной убор, после чего Койлеге спросил: Кеньятта посетил лидера масаи, который был лайбоном. Этот наряд носил Джомо очень много раз, когда он был президентом Кении. Сегодня традиционная одежда Джомо Кеньятты похоронена вместе с ним в музее в здании Национальной ассамблеи Кении в Найроби.
Чебочок Киптонуи арап Боисио
[ редактировать ]Чебочок был сыном Кимёле Арапа Тургата . После того как Кимнёле был свергнут и убит нанди , Чебочок и два его брата нашли убежище среди народа кипсигис, а Койталел Арап Самои нашел убежище среди народа туген . Чебочок Киптонуи арап Боизио поселился в Лондиани . Он основал себе царское поместье. Он уполномочил и командовал армиями Кипсигиса захватить земли в направлении Лайкипии.
Сообщается или предполагается, что он стал отцом мальчика от вдовы, которая раньше пасла скот, она была известна как Вамбуи . Сообщается, что мальчика назвали Джонстон Питер Камау . Затем она переехала на ферму в Ньери, где вышла замуж за Муйгая, который позже развелся с ней из-за проблем, связанных с рогоносством . [25]
В 1913 году Чебочок Киптонуи Арап Бойсо и два его брата были сосланы в Форт-Холл и Ньери . По совпадению, европейцы поручили Вамбуи присматривать за тремя братьями. [25]
Кибуигут
[ редактировать ]Мугеник Барнгетуны Араап Ситоник
[ редактировать ]Барнгетуни Мугеник был пророком кипсиги, которого до сих пор уважает община кипсиги. Его возрастной набор был установлен между 1815 и 1838 годами, и он жил на территории нынешнего города Сотик , расположенного в округе Бомет. Он был из рода Кипкендек , а его дядей по материнской линии был Кимёле Араап Турукат из рода Талай , знаменитый Нанди Оргойот. Предполагается, что он умер в 1885 году и был похоронен рядом с нынешним полицейским участком Сотика в городе Сотик. Кипсиги считают, что Мугенику были откровения и видения, которые он рассказывал народу. Эти откровения содержали инструкции о том, как люди кипсиги должны были жить святой жизнью перед Асиисом, своим солнечным божеством . Видения Мугеника также предсказывали будущие события, которые должны были произойти в стране Кипсигис. Среди его пророчеств было прибытие британцев, прибытие поездов, развитие городов, современная одежда, а также установление колониализма и возможная независимость африканских стран. [26] Также важно то, что он мечтал о создании полицейского участка Сотик, маслозавода Сотик КСС и двух мостов Сотик, которые должны были эксплуатироваться по системе цветных полос . Есть также отчеты из его видений, в которых подробно описывается обширное расширение территории кипсиги, и другие, которые намекают на истребление населения кипсиги как дело рук мальчика или, точнее, в уничижительном переводе означающее необрезанного мальчика. Среди многих других пророчеств, возможно, представивших большую интригу для Кипсиги, было одно, в котором он предсказал о человеке Кипсиги со звездой на голове (возможно, военном), который возглавляет то, что сегодня эквивалентно кенийской юрисдикции.
Колониальная история
[ редактировать ]Кипсиги впервые вступили в контакт с британцами в 1889 году, и в течение 17 лет британцы установили свою власть над племенем. [18] Британцы первоначально начали экспроприировать земли племени Кипсигис, чтобы создать буферную зону между взаимно антагонистическими Гусиями и Кипсигисами; но с самого начала было ясно, что основополагающим принципом британской политики в отношении кипсиги был окончательный переход племени от преимущественно полупастбищной экономики к крестьянскому земледелию. [18]
Лумбваский договор
[ редактировать ]Сотикская резня
[ редактировать ]Первоначально не являвшийся частью Белого нагорья, район Сотик представлял собой Y-образную полосу земли шириной около 50 миль, а в некоторых местах не более трех миль в ширину, вырезанную на территории местного заповедника. До 1800 года Сотик был территорией Абугусии и масаи, но по договору, обнародованному Менья Араап Кисиара, масаи были вытеснены в Транс-Мара. После прибытия британцев кипсиги объединились вместе с нанди, чтобы бороться против строительства железной дороги Кения-Уганда .
Видя затяжное сопротивление нанди во главе с Койталелем Араапом Самои , офицер разведки Рихард Майнерцхаген поклялся выйти из тупика. В середине 1905 года в результате карательного рейда под руководством майора Ричарда Поупа-Хеннесси было убито 1850 мужчин, женщин и детей, которые были схвачены и обстреляны без разбора из пистолета «Максим» и другого оружия. Резня была якобы местью против отказа народа Сотика прислушаться к ультиматуму британского правительства вернуть скот, украденный у масаи. Отмечается, что примерно в то же время почетными знаками были награждены офицеры, принимавшие участие в этих операциях. [27]
Несколько месяцев спустя, 19 октября 1905 года, Рихард Майнерцхаген обманом устроил Койталелю то, что фактически было засадой, и выстрелил в него в упор, убив на месте его и остальную часть его окружения. После смерти Койталеля сопротивление Нанди было нейтрализовано, и британцы приступили к выселению Кипсиги и Нанди с их земель и отправили их в районы, которые были в значительной степени непригодны для проживания людей. Резня в Сотике и убийство Койталеля были напрямую связаны с выделением Сотика для европейского заселения и колониальной системой принудительного труда, карательными налогами для африканцев, экономической и расовой сегрегацией. Было бы неискренне утверждать, что это была буферная зона, которая разделяла враждующие африканские племена. [28]
В августе 2020 года, после убийства Герджа Флойда , Клаудия Уэббе , член парламента от Восточного Лестера, написала в письме, адресованном министру образования Великобритании Гэвину Уильямсону , о резне в Сотике и попросила преподавать резню в британских школах. . [29]
Первая мировая война
[ редактировать ]Первая мировая война у кипсиги воспринимается как « Бориет ап Талианек» — буквально «Итальянская война», и это переломный момент среди кипсиги, результатом которого является интеграция в современность. Некоторые мужчины были призваны или вызвались сражаться, и отмечается, что Империя, за которую они сражались, не признавала их и не вела никаких записей или учетных записей африканских солдат.

Протест Нанди 1923 года
[ редактировать ]Ряд факторов, имевших место в начале 1920-х годов, привели к тому, что стало называться протестом или восстанием Нанди 1923 года. Это было первое проявление организованного сопротивления нанди со времен войн 1905–06 годов .
Основными факторами, способствовавшими этому, были отчуждение земли в 1920 году и резкое увеличение налогов, в период с 1909 по 1920 год налогообложение утроилось, а из-за изменения даты сбора в 1921 году были собраны два налога. Кипсиги и Нанди отказались платить, и эта сумма была отложена. до 1922 года. Кроме того, из-за опасений распространения чумы крупного рогатого скота после вспышки в заповеднике Нанди в период с 1921 по 1923 год был введен карантин. идти без оплаты. Обычно нехватку зерна в Нанди восполняли за счет продажи запасов и покупки зерна. Карантин сделал это невозможным. Трудовая повинность, имевшая место в соответствии с циркулярами Норти, только усилила ожесточение против колониального правительства .
Все это способствовало нарастанию антагонизма и волнений по отношению к правительству в период с 1920 по 1923 . год место. За этой церемонией всегда последовало увеличение количества набегов на скот, поскольку теперь официально признанный возраст воинов стремился доказать свое мастерство. Таким образом, приближение к сагет аб эйто стало свидетелем проявления военного рвения, и на церемонию все мужчины Нанди собирались в одном месте.
Встревоженное такой перспективой, а также поскольку в то время среди кикуйю и луо также проходил организованный протест , колониальное правительство пришло к выводу, что оркойоты планировали использовать событие Saget ab eito 1923 года как прикрытие для сбора сил. для масштабного военного восстания. 16 октября 1923 года, за несколько дней до назначенной даты сагет аб эйто , Оркойет Барсириан Арап Маней и четверо других старейшин были арестованы и депортированы в Меру. Разрешение на проведение церемонии было отозвано, и с тех пор она не состоялась и не проводилась. Оркойет Барсириан Арап Маней проведет следующие сорок лет в политическом заключении, став политическим заключенным в Кении и, возможно, в Африке, который дольше всех отбывает срок заключения.
MBE. Старший начальник Чеборге арап Тенгеча
[ редактировать ]Чеборг Арап Тенгеча был выдающимся и награжденным героем войны среди кипсигов. Британское колониальное правительство назначило его старшим вождем племени кипсиги в Кении. Он был близким другом Джомо Кеньятты . Он был удостоен почестей в честь дня рождения королевы в 1961 году как член Гражданского отдела Ордена Британской Империи (MBE). [30]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Из-за немецкой, итальянской и японской угрозы на границах Британской империи многие люди были привлечены на военную службу во время Второй мировой войны . В Восточной Африке огромное количество кенийцев было завербовано для участия в кампаниях в Бирме и Эфиопии. Мировое событие , известное кипсиги как « Бориет ап Джероман» , что буквально означает немецкая война, отмечает период времени и обозначает поколение, когда некоторые из молодых людей либо пошли добровольцами, либо были призваны в королевские африканские стрелковые войска. В 1940-х годах солдаты КАР были отправлены сражаться с немецкими войсками на территории, которая сегодня является границей Кении и Танзании, а также в Таите-Таветте. Судя по всему, некоторые из них были отправлены для участия в боях в Бирме и Японии. После войны об африканских солдатах забыли, и о них и их отчетах практически не сохранилось.
Пост-независимость
[ редактировать ]Новые социокультурные тенденции и динамика
[ редактировать ]Культура и наследие кипсиги изначально трансформировались и истощились в результате контактов с британскими колонизаторами и замечательного перехода к христианству, отказа от веры в асии или включения некоторых аспектов их традиционной религии в христианство. Позже формальное колониальное правительство означало, что племя должно было подчиняться государственным правилам и законам, которые частично нарушали некоторые традиционные нормы, такие как войны и набеги на соседние антагонистические племена. После обретения независимости снижение приверженности культуре и наследию продолжилось, причем запрет на калечащие операции на женских половых органах привел к отказу от инициации девочек, в то время как школьное обучение ограничило период времени, когда мальчики проводили в уединении во время инициации; по-видимому, из-за распространения ВИЧ и связанных с ним разрушительных последствий, поскольку некоторые из первых случаев были зарегистрированы в Кении в конце 1980-х годов, обрезание мальчиков пропагандировалось, и в результате обычай инициации мальчиков сохранился.
Музыка, кино и письменное искусство
[ редактировать ]Современная музыка Календжина уже давно находится под влиянием продюсеров, артистов и музыкантов Кипсиги, что привело к восприятию Керичо как центра культурных инноваций в Кении и, по сути, в регионе Великих озер в Африке. [31] Самоанализ сообщества показывает, как избирательный округ Чепалунгу превзошел все шансы занять себе нишу в качестве дома для светских артистов Календжина. Один известный Рафаэль Кипчамба арап Тапотук был выдающимся артистом, автором песен и продюсером, который считается родоначальником поп-культуры Календжина, часто проявляя свои произведения в виде народных песен, кантри и джаза. Его музыкальные пластинки любимы всем Календжином; Даниэль Тороитич Арап Мои , Уильям Самои Руто и множество лидеров и знаменитостей Календжина, присутствовавшие на похоронах Кипчамбы в его доме в Чепалунгу 14 апреля 2007 года, отметили мощь и свою любовь к артисту.
Песня « Chemirocha III », собранная этномузыковедом Хью Трейси в 1950 году у кипсиги в Капкатете в Керичо, была написана в честь Джимми Роджерса . Название песни является приближенным к имени музыканта. [32] Согласно легенде, члены племени познакомились с музыкой Роджерса через британских солдат во время Второй мировой войны . Впечатленные его игрой на йодле, они представляли Роджерса «фавном , получеловеком-полуантилопой». [33] «Чемироча III» приписана «Чемутой Кетиене с девочками Кипсиги», а Трейси описала его в своих заметках как «юмористическое». "Chemirocha III" включена в пластинку Трейси "The Music of Africa: Musical Instruments 1: Strings" 1972 года. [2]
Кимурси, актер приключенческого фильма 1950 года «Копи царя Соломона» , считается представителем национальности кипсиги. В актерском составе он взял на себя роль Хивы.
Кенийский бегун на длинные дистанции Иезекииль Кембои танцевал под хит-сингл группы Kalenjin « Эмили Чепчумба » во время чемпионата мира ИААФ в Тэгу в 2011 году, после пересечения финишной черты в беге с препятствиями на 3000 метров и во время летних Олимпийских игр в Лондоне , состоявшихся в августе 2012 года, после пересечения финиш в финале забега на 3000 метров с препятствиями и завоевание золота. Песня была написана, спета и записана артистом Кипсигиса Бамваем . [34] [35]
Спорт
[ редактировать ]Календжин имеют репутацию этнического конгломерата, обладающего спортивным мастерством. Кипсигис, самое густонаселенное племя среди календжинов, имело среди своего населения культуру спортивного мастерства, и на протяжении многих лет из этого племени были отличные спортсмены и спортсменки. Считается, что успеху спортсменов Календжина способствуют генетическая предрасположенность, адаптация к высоте и окружающей среде, диета, бедность и философия тренировок по принципу «все включено». [36]
Известный спортсмен | Достижения | Примечания |
---|---|---|
Уилсон Кипругут Чумо |
| ![]() |
Кипкуруи Мисой |
| |
Дэвид Кимутай Ротич |
| |
Джойс Чепчумба | ||
Уильям Чирчир |
| |
Джон Черуйот Корир |
| |
Корнелиус Чирчир |
| |
Пол Кипсиеле Коех |
| ![]() |
Эдвин Черуйот Сой |
| |
Кэролайн Чептануи Килель |
| |
Эмили Чебет |
| |
Мерси Чероно |
| ![]() |
Питер Черуйот Кируи | ||
Линет Чепкуруи | ||
Роберт Кипроно Черуйот | ||
Хеллен Чепнгено | ||
Паскалия Чепкорир Кипкоеч | ||
Джон Корир Кипсанг | ||
Николас Кипкируи | Игрок «Харамби Старс» заключил контракт с Гор Махией | |
Доминик Кипроно | заключен контракт с Zoo Kericho FC | |
Исаак Кипегон | заключен контракт с Zoo Kericho FC |
Наука и академические круги
[ редактировать ]Замечено, что у кипсиги знания измеряются биномиально, и чтобы считаться знающим, ng'om , нужно продемонстрировать применение соответствующих знаний. [37] В академических кругах слово или эпоним «кипсигис» послужило источником вдохновения для номенклатуры вымершего рода восточноафриканских антилоп среднего миоцена ( Kipsigicerus ). Другие академические термины, связанные с кипсиги, включают Acraea sotikensis и лев Сотик ( Panthera leo melanochaita ).
Доктор Таитта Араап Товитт был элитой и политическим лидером Кипсиги. наградил его стипендией для Совет графства Кипсигис В 1955 году Южного Девона обучения в Техническом колледже в Торки для получения диплома в области государственного и социального управления. Он получил степень бакалавра (1956) и бакалавра (с отличием) в 1959 году в Университете Южной Африки . По возвращении из Великобритании в 1957 году он был назначен специалистом по развитию сообщества округа Нанди , став первым африканским CDO, нанятым на работу на местном уровне в Кении. В этот период был редактором кипсигисского народного журнала Ngalek Ap Kipsigisiek , выходившего ежеквартально. Он был одним из восьми первых африканцев, избранных в Законодательный совет в 1958 году в качестве члена от Южного региона, округа, включающего в основном округа Кипсигис и Масаи. Он сформировал партию «Политический альянс Календжин» , которая позже вошла в союз с КАДУ . Он работал в совете по молочной промышленности и сыграл решающую роль в основании кооперативного движения на национальном уровне. В 1960, 1962, 1963 годах посещал В Лондоне прошли конференции Ланкастерского дома по проекту конституции Кении, открывающей путь к полному самоуправлению. До обретения Кении независимости он был назначен помощником министра сельского хозяйства (1960 г.), министром труда и жилищного строительства в 1961 г. и министром земель, геодезии и городского планирования в 1962 г. После обретения Кении независимости он был назначен министром образования в 1969 г., министром жилищного строительства. и социальных служб в 1974 году, министр образования в 1976 году. Он также был избран президентом 19-й Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО (1976–1978). В 1977 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Исследование календжинской лингвистики». В 1980 году он был назначен председателем Литературного бюро Кении . В 1983–1985 годах он занимал должность руководителя Kenya Airways, после чего был назначен председателем Kenya Seed Company . Он также работал директором газеты Kenya Times , а в период с 1997 по 2000 год редактировал и издавал свою собственную газету Voice of Rift Valley .
Профессор Джонатан Киметет Араап Нгено спонсировала был представителем элиты кипсиги, которого Африканская внутренняя церковь из Литейна для обучения в Соединенных Штатах. Он был приглашен обратно в Кению и реинтегрирован Дэниелом Арап Мои, чтобы добиться политического истощения из-за доктора Таитты Тауитт . Он был назначен на министерские должности и был избран четвертым спикером парламента Кении, сменив по совпадению своего багулейта (мужчину-ровесника, который был инициирован в том же доме для уединения), Мозеса Кипроно арап Кейно .
В 1990-х годах профессор Дэви Кипротич Коеч , в то время директор Кенийского медицинского исследовательского института , и доктор Артур О. Обель , главный научный сотрудник, опубликовали в двух медицинских журналах первоначальные результаты применения нового препарата «Кемрон», которые были получены с предварительных результатов. исследование 10 пациентов с целью лечения СПИДа. Препарат был представлен на публичной церемонии под председательством бывшего президента Кении Даниэля Тороича Арап Мои , и работа нового чудо-препарата была провозглашена важным шагом в борьбе с ВИЧ/СПИДом . [38] «Кемрон» — торговое название низкой дозы альфа-интерферона , выпускаемой в форме естественного химического вещества в форме таблеток, которые растворяются во рту. [38] Клинические испытания Kemron , финансируемые ВОЗ в пяти африканских странах, не обнаружили никаких преимуществ для здоровья, о которых сообщили ученые Kemri . После этого ВОЗ в пресс-релизе в своей штаб-квартире в Женеве, Швейцария, назвала Кемрон экспериментальным препаратом с недоказанной пользой для лечения ВИЧ/СПИДа. Американский национальный институт здравоохранения пришел к выводу, что никому не удалось повторить эффекты, о которых заявляли ученые, стоящие за Кемроном. [39] В 1998 году профессор Дэви Коеч возглавил Комиссию по исследованию системы образования Кении . В 2019 году на мероприятии Kenya Broadcasting Cooperation (KBC) профессор Коч сослался на плохую экспертную оценку своего экспериментального препарата и отметил, что в настоящее время он курирует повторное исследование Кемрона и дальнейшие исследования в Китае.
Профессор Ричард Кипроно Мибей обнаружил более 120 видов грибов, внес большой вклад в открытие экологически чистых грибов для биоконтроля надоедливого водного гиацинта в озере Виктория, внес вклад в сохранение редких и узкоспециализированных микрогрибов Кенийские растения.
Профессор Пол Кипроно Чепквони , действующий губернатор округа Керичо , объявил в кенийском комедийном шоу «Шоу Черчилля» (проходившем в Чайном отеле Керичо в 2018 году) длинный список ожидающих рассмотрения и выданных патентов в различных областях биохимии .
Профессор Мозес Кингено Ругут — кенийский ученый-исследователь и нынешний генеральный директор Национальной комиссии по науке, технологиям и инновациям . [40] Он входит в состав правления Национальной лаборатории контроля качества. [41] Кенийская организация исследований в области сельского хозяйства и животноводства, член комитета по регистрации лекарств при Совете по фармации и ядам с 1999 года и Национальных музеях Кении. Он также занимал должность генерального директора несуществующего KARI, информация о котором была закрыта, и ему предшествовало недавно созданное государственное агентство KALRO. [42] и в качестве заместителя секретаря Министерства высшего образования, науки и технологий. [43] до назначения на должность главного исполнительного директора Национальной комиссии по науке, технологиям и инновациям . В 2008 году он был награжден Благодарностью главы государства за выдающиеся заслуги перед нацией. [44] и впоследствии награжден Орденом Великого Воина OGW в 2016 году. [45] Профессор Мозес Ругут является автором, соавтором или автором публикаций вместе с другими авторами. Некоторые из этих публикаций включают: Сероэпидемиологическое исследование цистицеркоза Taenia saginata в Кении; Диагностика цистицеркоза Taenia saginata у кенийского крупного рогатого скота с помощью ИФА на антитела и антигены; Устойчивость к антгельминтам среди овец и коз в Кении и эпидемиология и борьба с гельминтами жвачных животных в высокогорье Керичо в Кении.

Глэдис Чепкируи Нгетич — кенийский инженер кипсигисского происхождения и стипендиат Родоса . [46] получил степень доктора аэрокосмической техники в Оксфордском университете в Великобритании. [47] [48] Она является лауреатом стипендии Таненбаума и премии Бабароа за выдающиеся достижения . [49] [50] В 2018 году Нгетичу приписали патент в сотрудничестве с Rolls-Royce Plc . [47] Ее исследовательская работа проводилась в BBC Science и Oxford Science Blog and Medium . [47] Она получила награду ASME IGTI Young Engineer Turbo Expo за участие в своей статье на ежегодной конференции Американского общества инженеров-механиков (ASME) 2018 года. [47] В сентябре 2018 года издание Business Daily Africa включило Ngitech в число «40 лучших женщин в возрасте до 40 лет в Кении в 2018 году». [51] В 2019 году она начала исследовать устойчивую космическую науку, используя стипендию Шмидта. [52] Нгетич является соучредителем ILUU, Найроби , цель которой – вдохновлять девочек и женщин. некоммерческой организации в [47] [53]
Доктор Ричард Кипротич Чепквони — кенийский эколог дикой природы, родом из Кипсиги, а в настоящее время является старшим помощником директора Службы дикой природы Кении и Государственного департамента дикой природы Министерства туризма, дикой природы и наследия. Он родом из округа Чеборгей-Бурети округа Керичо. Он учился в начальной школе Чепсира в Восточном Керичо. В 2016 году он был награжден стипендией программы Междисциплинарного исследовательского фонда INREF-CCGIAR-EVOCA в Вагенингенском университете и исследованиях (WUR) в Королевстве Нидерланды , где в 2021 году он получил докторскую степень в области экологии дикой природы и инноваций. Он является выпускником средней школы для мальчиков Каплонг в округе Бомет и университета Мои в Элдорете, Кения, где он получил степени бакалавра и магистра наук в области управления дикой природой и экологии. Он также изучал науки об окружающей среде в Токийском международном центре, Япония; Информационные технологии в Школе государственного управления Кении; Академия правоохранительных органов Службы охраны дикой природы Кении – Маньяни и другие. Он опубликовал множество публикаций в области клещей и клещевых заболеваний, технологий и инноваций, пространственной биополитики борьбы с инфекционными заболеваниями, взаимодействия человека и дикой природы и экологии растений. Он курирует аспирантов и магистрантов Университета Вагенингена и исследований. Он обладает обширными знаниями о сосуществовании человека и дикой природы, накопленными более чем за 23 года.
Политика
[ редактировать ]Политика сообщества
[ редактировать ]Община Кипсигис представляет собой богатую политическую арену. Кипсиги выступают единым политическим фронтом вместе со своими родственниками, календжинской массой. Под руководством Дэниела Мои сообщество Календжин приняло левую форму и выступало за разделение управления под псевдонимом Маджимбоизм . Когда Мой стал президентом Кении, Календжинс перешел на правый фронт, торжественно поддержав Мои и его правительство. Во время режима Мои имели место случаи политически мотивированного насилия, и Кипсигис по большей части рекламировался как виновник. При Мваи Кибаки Кипсигис и Календжин в целом придерживались пассивного политического подхода, который затем вернулся к американским горкам поддержки левых и правых в союзе с восходящей звездой политики Календжина доктором Уильямом Самои Руто.
Выдающееся руководство
[ редактировать ]Президентство
[ редактировать ]
Хотя племя кипсигис считает Джомо Кеньятту ложным ребенком любви кипсигисов Оркойот, Чебочок Киптонуи Арап Бойсо, они стремятся подарить Кении президента. Видимо. Уильям Самои Кипчирчир Руто , кипсигис по происхождению и из клана Комоси, занимал различные министерские должности, а также был заместителем президента Кении при Ухуру Кеньятты президентстве . По состоянию на август 2022 года Уильям Руто был объявлен победителем всеобщих выборов в Кении 2022 года, и после судебной апелляции проигравшего кандидата Раилы Одинги победа Руто была подтверждена. Уильям Самои Руто вступил в должность пятого президента Республики Кения в сентябре 2022 года и в настоящее время является действующим президентом.
послы
[ редактировать ]- Фрэнсис Сиги (Киборорек): выдающийся государственный служащий и посол Кении в Нигерии, в настоящее время является членом парламента от избирательного округа Сотик.
- Джошуа Терер (КипКесбек): посол Кении в Индии и
Спикер парламента
[ редактировать ]- Клан Моисея Кипроно арап Кейно Кипкелесек ): третий спикер парламента Кении с 1988 по 1991 год.
- Профессор Джонатан Киметет арап Нгено ( клан Бехерек ): четвертый спикер парламента Кении с 1991 по 1993 год.
- Джойс Чероно Лабосо : заместитель спикера Национальной ассамблеи Кении с 2013 по 2017 год.
Министры кабинета министров и секретари кабинета министров
[ редактировать ]Был ряд министров и секретарей кабинета министров, принадлежащих к национальности кипсиги. Ряд из них включают
- Доктор Таита Тауэтт (клан Зойгоик): труд и жилье (1961), земли, геодезия и городское планирование (1962), образование (1974) и жилищное строительство и социальные услуги (1974).
- Профессор Джонатан Киметет Арап Нгено (клан Бечерик): образование (1974), жилищное и социальное обслуживание.
- Джон Коеч : Сообщество Восточной Африки
- Франклин Бетт (клан Мучоик): Дороги и транспорт
- Дэвис Чирчир : (Клан Бешерик) Инженерное дело и нефть (2013–207)
- Инж. Джон Мосоник (): Транспорт (2013–2017).
- Чарльз Кетер : Энергия (2017–2022 гг.)
Программы расселения MAU и выселения
[ редактировать ]Первоначальное поселение Кипсигис находилось в Тулваап Кипсигис в Лондиани; стратегически холм является частью лесного заповедника Мау в Кении. Кипсиги верят, что у них есть «данные Богом» права на лес, что намекает на то, что в какой-то момент истории кипсиги они усыновили аборигенное племя охотников-собирателей, окиек, родом из региона между горами Кения, простирающегося до путь в лес Мау в Рифт-Валли. Кризис Мау начался, когда в период с 1980-х по 1990-е годы доверительная земля была выделена групповым ранчо, которые в основном составляли этническую элиту масаи в эпоху Кану Дэниела Мои. Проблема усугубилась, когда групповые ранчо вышли за пределы пореза и заняли лесные угодья. Часть леса Мау изначально была под опекой несуществующего Совета графства Нарок. Традиционно лес населяли огиеки. Однако из-за иммиграции представителей других этнических групп большая часть лесной площади была расчищена для заселения. В 2004 году в знаменитом докладе Ндунгу эти выделения земель были названы незаконными и рекомендовано их отменить. Некоторые выселения были произведены в период с 2004 по 2006 год без возможности переселения. В 2005 году правительство наложило оговорку на все документы, подтверждающие право собственности, выданные заявителям, заявив, что они были выданы нерегулярно. [54]
В 2008 году режим Кибаки через тогдашнего премьер-министра Раилу Одингу приказал провести выселение к октябрю 2008 года, чтобы защитить лес от уничтожения. Против этого приказа выступили несколько политиков Рифт-Валли во главе с Исааком Руто . Тогдашний министр сельского хозяйства Уильям Руто предложил выселенным выделить землю в другом месте. Позже министр окружающей среды Джон Мичуки отменил этот приказ. Впоследствии, в 2008 году, произошел политический спор по поводу переселения в лес Мау людей, которым была выделена земля в 1980-х и 1990-х годах. [54]
Возмещение ущерба за нарушения со стороны британского колониального правительства
[ редактировать ]В 2017 году консорциум сообщества кипсигис, организованный профессором Полом Кипроно Чепквони и возглавляемый Каримом Ахмадом Ханом, потребовал возмещения ущерба за нарушения прав человека, совершенные британским правительством в колониальный период. Истцами выступили более 100 000 жертв этнического кипсиги и члены клана Талай .
Провизия для Ооргойика
[ редактировать ]Члены клана Талай вернулись или продолжили мирно жить с народом Кипсиги после обретения независимости. После кампании ДАИ и католической церкви члены клана Талай были отстранены и ненавидимы, но сегодня они мирно существуют с кипсиги и принимают на себя идентичность кипсиги в равной степени, как и любые другие члены клана. Примечательно, что жители избирательного округа Чепалунгу (сегодняшние округа Сотик и Чепалунгу ) проголосовали за Тамасона Бармалеля , внука Койталеля Арапа Самои , в качестве своего депутата в период с 1969 по 1974 год.
земли Сообщается, что выделенные кенийским правительством под руководством Таиты Тоуэта и Даниэля арап Мои членам клана Талай были захвачены и коммерциализированы коррумпированными агентами, и, таким образом, жители Керичо живут в нужде и бедности. [ нужна ссылка ]
Конфликты и насилие
[ редактировать ]Хотя кипсиги довольно известны своей гостеприимностью и гостеприимством, они также печально известны в Кении тем, что участвовали или занимали наступательную позицию во время некоторых этнических столкновений в Кении, где в некоторых случаях характерной чертой были этнические чистки. Главной причиной этого насилия в первую очередь была дискриминационная политика, земельные споры и подстрекательство. Кипсиги объединяются в группу Календжин, которая в целом представляет собой единый политический альянс, что делает их объектами дискриминации и подстрекательства. Вторичные внутренние факторы насилия возникают в условиях извилистости, смешанной между исторической несправедливостью, тщеславием, вызванным историческими доколониальными военными усилиями, и демографией, где безработица широко распространена среди молодежи, а большинство населения находится в неблагоприятном положении и лишено экономических прав.
После всесторонней оценки риска социальных, экономических и политических факторов, повышающих вероятность геноцида в Кении, в отчете проекта Sentinel по предотвращению геноцида за май 2011 года было выявлено несколько факторов риска, в том числе; низкий уровень демократии, изоляция от международного сообщества, высокий уровень военных расходов, жесткая государственная дискриминация или активные репрессии коренных групп, социально-экономическая депривация в сочетании с групповым неравенством и наследием межгрупповой ненависти среди других факторов риска. [55] [56]
стычки 1992 года
[ редактировать ]В 1992 году ряд событий способствовал возникновению чувства неуверенности в Кении. Эти события включали широко распространенные обвинения в коррупции в правительстве, которые привели к остановке или сокращению потока иностранной помощи, от которой зависела экономика Кении, а также протесты против правительства президента. Даниэля арап Мои , что привело к нападениям полиции на демонстрантов. [57] Форби, под дипломатическим давлением, режим KANU под руководством Даниэля Торойтича Арап Мои уступил политическому требованию и необходимости многопартийной демократии. Перед выборами 1992 года из-за своей поддержки зарождающейся оппозиции членские организации KANU настраивали Календжин против Кикую на том основании, что Кикую не являются коренными народами и присвоили землю Календжина. [58] В результате кампании этнической чистки до, во время и после всеобщих выборов 1992 года разразились претензией на чужие группы и фобией племенных претензий на землю. [58] По некоторым данным, 779 человек были убиты и около 56 000 перемещены. [58]
Насилие после выборов 2008 г.
[ редактировать ]В январе и феврале 2008 года, после всеобщих выборов в Кении в 2007 году , поствыборное насилие спонтанно вспыхнуло по всей стране, за исключением провинции Рифт-Валли ; Насилие разрасталось и развивалось от актов беспорядков и протестов до тотального насилия против общин Кисии и Кикую , которые были связаны с президента Мваи Кибаки партией PNU . Характерной чертой насилия, по-видимому, было изгнание чужих групп, но не обязательно убийство. Также имели место грабежи предприятий и фирм, управляемых внешними группами, а также некоторых государственных объектов. Модель насилия впоследствии показала планирование и организацию со стороны политиков, бизнесменов, деревенских и местных лидеров, которые привлекли преступные группировки для совершения насилия. Это особенно справедливо в отношении Рифт-Валли и Найроби. В Найваше, Накуру и трущобах Найроби банды Кикую были мобилизованы и использовались для развязывания насилия против Луоса , Лухьяса и Календжинса , а также для изгнания их из съемных домов. Во многих случаях действия полиции усугубляли насилие, и имеются многочисленные свидетельства того, что полицейские принимали чью-либо сторону и использовали тактику террора против обитателей трущоб. В некоторых случаях сексуальное насилие принимало форму индивидуальных и групповых изнасилований, а также нанесения увечий женским и мужским половым органам. [59]
Стычки Маа-Кипсиги, 2018 г.
[ редактировать ]Масаи и кипсиги исторически и традиционно враждовали друг с другом начиная с эпохи масаи и в период до нее. Обычно это проявлялось в набегах скота, возможных сражениях и последующем оттеснении на юг и изгнании масаи. После обретения Кении независимости между масаи и кипсиги периодически возникала напряженность, имеющая корни в истории и традициях и подпитываемая политическим подстрекательством, особенно в период выборов. Сообщается, что политики разжигают столкновения своими высказываниями как на публичных форумах, так и в социальных сетях. Например, в 2018 году сенатор округа Нарок Ледама Олекина , представительница общины масаи, подверглась критике за высказывания по поводу выселений. [60]
В частности, в 2018 году правительство Ухуру под руководством министра земель выселило часть поселенцев комплекса Мау , которые в основном принадлежат к национальности кипсиги. Выселения были особенно жестокими, невнимательными, бесчеловечными и без компенсации. Большая часть лидеров масаи поддержала выселение и, как сообщается или известно, допускала разжигание ненависти. Сообщается, что после поляризации масаи напали на выселенных кипсиги, и в отместку мужчины кипсиги в округах Нарок и Бомет приняли ответные меры. В сражениях требовалось использование грубого и/или традиционного оружия, включая гайки (гайки, используемые для крепления к винту, прикрепленному к деревянной ручке длиной около полутора футов), копья, луки и стрелы, мечи и факелы (или, по крайней мере, , бензин/бензин и зажигалки).
После выселений в 2018 году и столкновений масаи и кипсиги несколько правозащитников собрались вместе, чтобы подать документ протеста против нарушений прав человека, допущенных правительством Кении при выселении людей из лесов; в нем, в частности, говорилось: «Действия правительства Кении по насильственному выселению десятков тысяч людей из лесов нарушают ряд прав человека, которые содержатся в международных документах, государством-участником которых является Кения». Кенийский адвокат Леонард Сиджи Бетт подал петицию в Международный уголовный суд в Гааге ( Нидерланды ), оспаривая выселение. Группы охраны окружающей среды обычно поддерживают выселение людей из леса, но только в том случае, если это будет сделано дружелюбно и гуманно. [60]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV, 2019 год: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам» . Национальное статистическое бюро Кении . Архивировано из оригинала 5 июня 2020 года . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фиш, Бернетт К. (1995). Наследие Календжиина: традиционные религиозные и социальные практики . Африканская Евангельская церковь. п. 376. ИСБН 0-9620406-6-5 . OCLC 40199906 .
- ^ Тавитт, Таитта (1979). Исследование календжинского языкознания . Найроби: Литературное бюро Кении. OCLC 987969784 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2022 года . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ Великобритания. Адмиралтейство. (1920). Справочник Кенийской колонии (Британская Восточная Африка) и Кенийского протектората (протектората Занзибара) . Канцелярский офис HM. ОСЛК 47709266 .
- ^ «Кипсиги» . Сафари по африканским широтам . Архивировано из оригинала 15 декабря 2013 года . Проверено 15 декабря 2013 г.
- ^ Уилсон, Дж. Г., Предварительные наблюдения о народе оропом в Карамодже, их этническом статусе, культуре и предполагаемом отношении к народам позднего каменного века, Журнал Общества Уганды, стр. 130
- ^ Чесаина, Чиарунджи (1991). Устная литература Календжина Найроби: Heinmann Kenya Limited. стр. 100-1 1–2 ISBN 9966468919 .
- ^ Нгано; Исследования по традиционной и современной истории Восточной Африки . Найроби: Исторический факультет Университетского колледжа, Найроби. 1969.
- ^ Джонсон, Ребекка Л. (2009). «Тихий моллюск довольно спокоен: соседство транспонированных букв влияет на движения глаз во время чтения». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 35 (4): 943–969. дои : 10.1037/a0015572 . ПМИД 19586263 .
- ^ Холлис, AC (1909). Нанди – их язык и фольклор . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 100. ИСБН 9781444605150 .
- ^ Перейти обратно: а б с Холлис AC, Нанди – их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1909, стр. 94
- ^ Холлис AC, Нанди - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1909, стр. 46
- ^ Холлис AC, Нанди - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1909, стр. 95
- ^ Снелл, Г.С., Обычное право Нанди (Литературное бюро Кении: 1954), стр. 9-10.
- ^ Эрет, Кристофер. Африканский классический век: Восточная и Южная Африка в мировой истории с 1000 г. до н.э. по 400 г. н.э. Университет Вирджинии, 1998 г., стр. 179.
- ^ Снелл, Г.С., Обычное право Нанди (Литературное бюро Кении: 1954), стр.10.
- ^ Линч, Габриэль (8 декабря 2011 г.), «Самои, Койталель арап», Центр афроамериканских исследований , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195301731.013.49880 , ISBN 978-0-19-530173-1
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Солтман, Майкл (1977). Кипсиги: пример изменения обычного права . Издательство Шенкман. стр. 14–15. ISBN 9780870735608 .
- ^ Холлис AC, Нанди - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1909, стр. 31
- ^ Бук MWH, Сук - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1911, стр.1.
- ^ Фиш, Бернетт К. (1995). Наследие Календжиина: традиционные религиозные и социальные практики . Африканская Евангельская церковь. п. 140. ИСБН 0-9620406-6-5 . OCLC 40199906 .
- ^ Нганга, Вангу (2006). Этнические сообщества Кении: основа нации . Издательство Гатунду. п. 320. ИСБН 9789966975706 .
- ^ 28 января 2022 г., пятница (27 января 2022 г.). «Как резня в Сотике и убийство Койталеля открыли территорию для белых поселенцев» . Деловая газета . Архивировано из оригинала 23 февраля 2022 года . Проверено 26 февраля 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Цифровой, Стандартный. «Стандарт» . Стандарт . Архивировано из оригинала 29 февраля 2020 года . Проверено 29 февраля 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б «Джомо Кеньятта» . СЛОВАРЬ КИПСИГИС . Архивировано из оригинала 29 февраля 2020 года . Проверено 29 февраля 2020 г. .
- ^ Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия . п. 606. ИСБН 1576073556 .
- ^ Боевые медали и их история . Читайте книги. 2008. с. 258. ИСБН 9781408697122 .
- ^ 28 января 2022 г., пятница (27 января 2022 г.). «Как резня в Сотике и убийство Койталеля открыли территорию для белых поселенцев» . Деловая газета . Архивировано из оригинала 23 февраля 2022 года . Проверено 23 февраля 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Включить резню в Сотике в национальную учебную программу» . Клаудия Уэббе . 7 августа 2020 года. Архивировано из оригинала 23 февраля 2022 года . Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ Список Великобритании: «№42370» . Лондонская газета (Приложение). 2 июня 1961 г., стр. 4143–4178.
- ↑ Евангелие короля Календжина, Daily Nation. Архивировано 28 октября 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ Петрусич, Аманда (16 февраля 2017 г.). «Записи кенийских кипсиги» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 26 июля 2022 года . Проверено 18 июля 2019 г.
- ^ «В кенийской деревне домой возвращается запись 65-летней давности» . NPR.org . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР. Архивировано из оригинала 26 июля 2022 года . Проверено 5 марта 2020 г.
- ^ «Человек, стоящий за танцевальной песней Кембои» . Стандарт . Архивировано из оригинала 24 октября 2022 года . Проверено 24 октября 2022 г.
- ^ Кимутай, Гилберт. «Музыка принесла мне только известность, — говорит автор хита «Чепчумба»» . Стандарт . Архивировано из оригинала 24 октября 2022 года . Проверено 24 октября 2022 г.
- ^ Синусоида, Дарья (4 января 2022 г.). «Почему кенийские бегуны преуспевают: это больше, чем генетика» . Короткие книги . Архивировано из оригинала 2 сентября 2022 года . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ День, Николай (10 апреля 2013 г.). «Родительские этнотеории и чем родители в Америке отличаются от родителей во всем мире» . Сланец .
- ^ Перейти обратно: а б Перлес, Джейн (3 октября 1990 г.). «В Кении новый препарат от СПИДа увяз в политических и финансовых спорах» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 25 мая 2015 года . Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ «Вера в «ложное лечение» приводит к возобновлению испытаний» . Новый учёный . Архивировано из оригинала 13 апреля 2016 года . Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ «Моисей Ругут назвал Накости главой» . Деловая газета . Архивировано из оригинала 25 февраля 2020 года . Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ «Кенийская газета» . 4 марта 2011 года . Проверено 26 февраля 2020 г. - через Google Книги.
- ^ https://roggkenya.org/wp-content/uploads/OAG-Reports/ocr_ed/684-kenya_agricultural_and_livestock_research_organization_OAG-Report_OCR_by_RoGGKenya_2018-Dec3.pdf [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Кенийская женщина, выпуск 31» . Иссуу . Архивировано из оригинала 24 февраля 2023 года . Проверено 26 февраля 2020 г.
- ^ «Закон Кении | Кенийский вестник» . Архивировано из оригинала 27 февраля 2020 года . Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ «Газета Кении - Gazettes.Africa» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 27 февраля 2020 г. Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ «Ученые Родса» . Стипендия Родоса . Родос Траст . Проверено 29 июля 2018 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б с д и Чероно, Стелла (25 июля 2018 г.). «Студент, которому отказали за 298 баллов KCPE, блестит в Великобритании» . Ежедневная нация . Найроби. Архивировано из оригинала 26 июля 2018 года . Проверено 26 июля 2018 г.
- ^ «Кенийская девушка с 298 оценками KCPE блистает в Великобритании» . Kenyans.co.ke . 25 июля 2018 г. Архивировано из оригинала 3 августа 2018 г. Проверено 2 августа 2018 г.
- ^ Бриггс, Хелен (2018). «Почему так мало женщин-инженеров?» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 3 августа 2018 года . Проверено 2 августа 2018 г.
- ^ Камасах, Андреас. « Ленивый» ученик, которого отвергли африканские школы, вошел в десятку лучших учеников Великобритании» . Архивировано из оригинала 26 июля 2018 года . Проверено 2 августа 2018 г.
- ^ «40 лучших женщин моложе 40 лет в Кении, 2018 г.» (PDF) . Деловая газета Африки . Найроби. Сентябрь 2018 г. Архивировано из оригинала (PDF) 29 сентября 2018 г. . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ Бриггс, Хелен (21 июля 2019 г.). «Пять женщин, потрясших научный мир» . Архивировано из оригинала 21 июля 2019 года . Проверено 21 июля 2019 г.
- ^ Сколл (24 июля 2018 г.). «Глэдис Нгетич: студентка Центра социального предпринимательства Сколл» . Фонд Сколла. Архивировано из оригинала 27 июля 2018 года . Проверено 26 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Нджеру, Бетти. «Объяснитель: что мы знаем о кризисе в лесу Мау» . Стандарт . Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 года . Проверено 29 октября 2022 г.
- ^ «Оценка риска: риск геноцида в Кении, 2011 г.» (PDF) . Проект Sentinel по предотвращению геноцида. Архивировано из оригинала (PDF) 1 июня 2011 года . Проверено 26 июня 2011 г.
- ^ «Оценка риска: риск геноцида в Кении, 2012 г.» (PDF) . Проект Sentinel по предотвращению геноцида. Архивировано из оригинала (PDF) 6 апреля 2013 года . Проверено 7 июля 2013 г.
- ^ Перлес, Джейн (29 марта 1992 г.). «ЭТНИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ СОТРЯСАЕТ КЕНИЮ» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 30 августа 2022 года . Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Муриити, Джуди Вангари. «Насилие после выборов 1992–1993 годов в Кении» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 года . Проверено 30 августа 2022 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Насилие после выборов в Кении и его последствия» . www.csis.org . Архивировано из оригинала 30 августа 2022 года . Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Выселение из леса Мау в Кении: баланс между охраной природы, правами человека и этническими столкновениями» . Земельный портал (на французском языке). 18 сентября 2018 года. Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 года . Проверено 19 марта 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- АС Холлис. Нанди: их язык и фольклор . Clarendon Press: Оксфорд, 1909.
- Эмбер и Эмбер. Культурная антропология . Pearson Prentice Hall Press: Нью-Джерси, 2007.
- Косибон, Илия Кипнгетич (2018). Устный рассказ о клане Капчеберик среди народа кипсиги в Кении его сыну доктору. Фестус Кипкорир Нгетич. Неопубликовано.
- Бернетт К. Фиш и Джеральд В. Фиш: Наследие Календжина; Традиционные религиозные и социальные практики: Всемирная евангельская миссия и Библиотека Уильяма Кэри. 1995, 1996.
- Маннерс, Роберт А. Кипсиги из Кении: изменение культуры в «модельном» восточноафриканском племени. В трех африканских племенах в переходный период. Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса, 1950.
- Мванзи, Генри А. История кипсиги. Найроби: Восточноафриканское литературное бюро, 1977.
- Очардсон, Ян К. «Сверхъестественные верования люмбва». Политический отчет DC/KER/3/1. Офис окружного комиссара, Керичо: 1918 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Кипсигис» . Календжин Онлайн . Архивировано из оригинала 5 февраля 2012 года . Проверено 18 октября 2006 г.
- Дэниелс, Р. «Пространственные структуры Кипсиги: загадка, объяснение и поговорка» . Университет Северной Каролины. Архивировано из оригинала 17 марта 2009 года . Проверено 26 сентября 2010 г.