Jump to content

Календжинская мифология

Мифология Календжина относится к традиционной религии и верованиям народа Календжин в Кении .

Ранняя религия и древние божества

[ редактировать ]

Эрет (1998) постулирует, что азиатская религия заменила более раннюю систему верований, поклонение которой было сосредоточено на небе и которая восходит к раннему южно-нилотскому периоду. [ 1 ] Следы этой системы верований были зафиксированы у покотов еще в 1911 году, хотя нигде больше среди календжинов подобные верования не были зафиксированы. Помимо неба, в древней религии Календжин было больше божеств:

  • Торорут : Верховный Бог, создавший землю и ставший причиной рождения человечества и животных и которого, как полагают, видели давние предки. Его считали похожим на человека по форме, но с огромными крыльями, вспышка которых вызывает молнию (кериал), а их жужжание — гром (котил). Говорили, что он жил наверху (йим), в месте, где была земля, скот, слоновая кость и все хорошее. Торорут воспринимался как всеведущий, универсальный отец. Все бедствия, постигшие человека, были посланы им в наказание людям за их грехи. [ 2 ]
  • Сета (Плеяды) : жена Торорута .
  • Арава (Луна) : первенец Торорута.
  • Илат (Дождь) : сын Торорота .
  • Кокель (Звезды) : другие дети Торорута.
  • Топог (Вечерняя звезда) : первенец Торорута.
  • Асис (Солнце) : младший брат Торорута, которого видели злым в засушливый сезон.
  • Хой (Духи) : были поняты, но не имели существенного значения в старой религии.

Путаница процесса конвертации отражена в том же отчете:

...Но другие говорят: «Единственный бог, которого мы знаем, — это Илат», верховный и повелитель жизни и смерти. Другие же говорят, что Илат — слуга Торорута, чья обязанность — носить воду, «и когда он проливает ее, идет дождь». Кароле, главный ки-рувокин Сука, говорит, что Кокели — дети Илата, повелителя смерти.

Тиамолок (один из старейших сук/покотов, живший в 1911 году) [ 2 ]

Религиозные столпы

[ редактировать ]

Азиатская религия вытеснила старую календжинскую мифологию после контакта с Южными Кушитами. Было объяснено, что три основных религиозных столпа (солнце, гром и молния, а также живые духи) имеют отношение к религиозным верованиям календжинов. [ 3 ] Все эти столпы объединены страхами и психологией Календжина, контролируемыми табу и суевериями. [ 4 ]

Божества

[ редактировать ]

Натурфилософия Календжина описывает два главных божества: Асиса и Илата. [ 5 ] Однако среди южных частей Календжина есть три основных сверхъестественных существа, поскольку двойственная природа Илата определяется как два отдельных божества: Илет не-ми и Илет не-я. [ 6 ]

Асис также часто называют Чебет чебо Чематау (Дочь Дня), что сокращается до Чебет, и Чепталил (Тот, кто сияет). Он живет на небе и является верховным, всемогущим и гарантом справедливости. [ 5 ] В северных частях Календжина его также часто называют Торорут. [ 7 ]

передавать/пересылать

[ редактировать ]

Илат/Илет ассоциируется с громом и дождем. Говорят, что он обитает в глубоких заводях и водопадах. [ 5 ] и что радуга — это его выброшенная одежда.

Ilet ne-mie and Ilet ne-ya

[ редактировать ]

У Нанди Илет не-ми и Илет не-я соответственно являются хорошими и плохими богами-громовержцами. Говорят, что раскаты грома поблизости — это Илет не-я, пытающийся прийти на землю, чтобы убивать людей, а далекие раскаты грома — это Илет не-ми, защищающие человека, прогоняющие его имя.

Раздвоенная молния — это меч Илет не-я, а листовая молния — это меч Илет не-ми. [ 8 ]

История создания

[ редактировать ]

История создания немного различается среди различных подплемен календжинов; приведенный здесь отчет взят из раздела Нанди.

В натурфилософии Календжина предполагается, что все вещи были созданы союзом неба и земли. В те первые дни Солнце, которое женилось на Луне, пришло на Землю, чтобы подготовить нынешний порядок вещей.

Там он нашел или создал Илета, жившего в те дни на земле, со слоном, которого календжины считали отцом всех животных, и окиеком , который был отцом всего человечества. Все трое легли на бок и продолжали так долгое время.

Однажды Илет заметил, что мужчина повернул голову, и заподозрил подозрение, но не предпринял никаких действий. Однако через некоторое время выяснилось, что мужчина полностью перевернулся на другой бок. Илет больше не мог сдерживать свои подозрения и сказал Слону: «Что это за существо, которое может переворачиваться во сне?» Он опасное существо». Слон посмотрел на человека и засмеялся, сказав: «Но он всего лишь маленькое существо, слишком крошечное, чтобы я мог о нем беспокоиться». Однако Илет испугался человека и убежал в небо.

Мужчина, увидев, что он убежал, обрадовался и сказал: «Илет, которого я боялся, убежал. Я не против слона». Затем он встал, пошел в лес и приготовил яд, в который обмакнул стрелу. Перерезав лук, он вернулся туда, где был Слон, и застрелил его. Слон заплакал и поднял хобот к небу, крича Илету, чтобы тот взял его на руки.

Однако Илет отказался и сказал: «Я не возьму тебя, потому что, когда я предупредил тебя, что этот человек плохой, ты засмеялся и сказал, что он маленький». Слон снова закричал и попросил, чтобы его взяли на небеса, поскольку он был на грани смерти. Но Илет ответил только: «Умри сам». И слон умер, и человек стал великим по всей земле. [ 9 ]

Места поклонения

[ редактировать ]

Календжины традиционно не строили сооружения для поклонения, «поскольку считалось, что это уменьшило бы Его власть и ограничило бы ее конкретным зданием». Однако у них было три основных места традиционного поклонения. [ 10 ]

Мыс Корос

[ редактировать ]

Каапкорос — это название вершины холма, отведенной Календжинами для поклонения. Каапкорос - это термин на языке кипсиги, образованный от каап, означающего «место», и koros, означающего «подарок». Корос также является неопределенной формой коросьота, куста, который представляет собой мягкое растение и при сжигании издает приятный запах. Когда календжины или различные группы поселялись в каком-либо месте, одна вершина холма отводилась для поклонения. По мере того как племя расширялось и люди удалялись от этого места, другие вершины холмов стали считаться священными. [ 11 ] Очевидно, первый каапкорос произошел вскоре после того, как календжины поселились в Кении, или даже задолго до этого. [ 12 ] Люди собирались в среднем один раз в год в Каапкоросе, где богослужение возглавляли священники, известные как Тисиик . [ 13 ]

Мабвайта или Коросьот

[ редактировать ]

Мабвайта — это термин, используемый в секции Кипсиги для обозначения семейного алтаря или молитвенного дерева, которое располагалось к востоку от дома при выходе из двери. Секции Нанди и Кейё называли это коросьёт . Это был дубликат храма в Каапкоросе и центр поклонения и церемоний, связанных с домом и семьей.

Отец дома председательствовал на некоторых церемониях, например, в тех, в которых участвовала его собственная семья. Церемонии, в которых участвовало более одной семьи, такие как обряды инициации и бракосочетания, требовали исполнения обязанностей священником. Дети семей, нуждавшихся в его услугах, приходили в дом священника и просили его прийти. Взамен каждая семья платила ему за услуги ягненком или козой. [ 14 ]

Сач оораан

[ редактировать ]

Сач оораан — это термин Календжина, используемый для обозначения пересечения двух или более путей или дорог. Сак анг'ван используется для обозначения места, где разветвляются четыре тропы или дороги.

Много лет назад, когда перекресток использовался для церемоний или занятий, он считался святыней. Впоследствии навсегда запомнили, что это место использовалось для устранения чего-то плохого. Детям не разрешили приближаться к святыне на перекрестке. Бросание листа в сах оораан было формой молитвы Асису, чтобы она изгнала болезнь. [ 15 ]

Отклонить

[ редактировать ]

Традиционная религия календжинов быстро пришла в упадок во время британского колониального периода в Кении. Некоторые термины (наряду с терминами военной традиции) были ассимилированы во время перевода христианской Библии на календжинские языки.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Эрет, Кристофер. Африканский классический век: Восточная и Южная Африка в мировой истории с 1000 г. до н.э. по 400 г. н.э. Университет Вирджинии, 1998 г.
  2. ^ Jump up to: а б Бич, М., Сук; их язык и фольклор онлайн
  3. ^ Кипкорир Б.Е. и Ф. Велборн, Мараквет Кении: предварительное исследование , Найроби, 1973, 2008 г.
  4. ^ Фонд Кипчумбы, Аспекты религии коренных народов среди маракветов Кении , Найроби: Фонд Кипчумбы, 2017. ISBN   978-1-9732-0939-3 ISBN   1-9732-0939-X [1]
  5. ^ Jump up to: а б с Кипкорир Б.Е., Мараквет Кении: предварительное исследование. Литературное бюро Восточной Африки, 1973, с. 8-9
  6. ^ Холлис AC, Нанди - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1909, стр. 40-42
  7. ^ Робинс, П., Краснопятнистый бык: Покотская жизнь. ИГГИА, 2010, с. 14
  8. ^ Холлис AC, Нанди - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1909, стр. 99
  9. ^ Холлис AC, Нанди - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1909, стр. 113-115
  10. ^ Фиш, Британская Колумбия, и Фиш, Г.В., Календжинское наследие: традиционные религиозные и социальные практики. Африканская Евангельская церковь, 1995, с. 3
  11. ^ Фиш, Британская Колумбия, и Фиш, Г.В., Календжинское наследие: традиционные религиозные и социальные практики. Африканская Евангельская церковь, 1995, с. 24
  12. ^ Фиш, Британская Колумбия, и Фиш, Г.В., Календжинское наследие: традиционные религиозные и социальные практики. Африканская Евангельская церковь, 1995, с. 46
  13. ^ Фиш, Британская Колумбия, и Фиш, Г.В., Календжинское наследие: традиционные религиозные и социальные практики. Африканская Евангельская церковь, 1995, с. 25-26
  14. ^ Фиш, Британская Колумбия, и Фиш, Г.В., Календжинское наследие: традиционные религиозные и социальные практики. Африканская Евангельская церковь, 1995, с. 47-48
  15. ^ Фиш, Британская Колумбия, и Фиш, Г.В., Календжинское наследие: традиционные религиозные и социальные практики. Африканская Евангельская церковь, 1995, с. 57
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7e7a5e942b50116f489757634828b662__1706444880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7e/62/7e7a5e942b50116f489757634828b662.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kalenjin mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)