Народ суба (Кения)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Общая численность населения | |
---|---|
157,787 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Кисуба • Кисуахили | |
Религия | |
Африканская традиционная религия • Христианство | |
Родственные этнические группы | |
Лухья , Багису , Суб-Симбити |
Часть серии о |
Культура Кении |
---|
![]() |
Кухня |
Суба , ( Абасуба ) — разнородная группа банту в Кении , состоящая из слияния кланов, состоящих из их основных племен Ганда , Лухья и Сога , которые говорят на языке Суба который очень похож на язык Ганда, оставив некоторые заимствованные лексические элементы. из [[Ло. [ 2 ] [ 3 ] Их население оценивается в 157 787 человек, многие из которых свободно говорят. Они мигрировали в Кению из Уганды и поселились на двух озера Виктория островах , Русинга и Мфангано , другие также поселились на материковых территориях, включая Гембе, Гвасси , Каксингри на юге Субы и Мигори, и считаются последним племенем, поселившимся в Кении. [ нужна ссылка ] . Иммигранты в современный Субаленд ведут свое происхождение от людей Ганда , Лухья , Сога и Луо . Доказательством этого является тот факт, что некоторые группы суба говорят на языках, похожих на луганда , лусога и лухья . Группы суба, ведущие свою родословную среди кенийских племен, предшествовали группам из Уганды на территории современного Субаленда и являются многочисленными и влиятельными. Эти группы из Уганды в основном сконцентрированы на островах Русинга и Мфангано, а небольшие их группы встречаются на материковой части Кении. В лингвистическом отношении Суба находятся под сильным влиянием соседнего Луо , вплоть до языкового сдвига, произошедшего среди значительной части материкового Суба. В результате их собственный язык был отнесен к категории находящихся под угрозой исчезновения. [ 4 ] Несмотря на этот языковой сдвиг, суба сохранили четкую этническую идентичность. Фестиваль Русинга проводится каждый год в декабре как культурный фестиваль, посвященный прославлению и сохранению культуры и языка суба. [ 5 ]
Общественный культурный фестиваль, известный как Фестиваль культуры, религии и искусств острова Русинга, широко известный как RICRAF, представляет собой ежегодное общественное мероприятие, которое прославляет культурное наследие коренных народов абасуба острова Русинга, отмечает археологическое значение острова и дает островитянам платформу для демонстрации. культурное искусство и промышленность.
Абагиранго (Суна Гиранго) — еще одна группа, которую обычно ошибочно объединяют с абасуба Южной Субы и Северной Субы, поскольку они также называют себя Абасуба. Но это потому, что у Гиранго был сын по имени Мусуба (Суба), и у этого Мусубы было больше детей, чем у других его братьев, например, Теги и Гире, следовательно, потомки Мусубы называли себя Абасуба, что означает народ Мусубы. Кланы Суба в Суне включают Симбете, Света и Вига; и у них есть ясная и отчетливая родословная, восходящая к предкам, которые пересекли Красное море из Мисри, как показано ниже:
Рагве<--Сиора<--Монтеа<--Гиранго<--Мусубаабс
Их язык также отличается и сильно отличается от языка олусуба, на котором говорят абасуба округа Хома-Бэй . Народ суна говорит на языке экисуба/эгесуба , на котором говорят их братья, народ суба (Танзания) . В настоящее время те, кто утверждает, что говорит на экисубе, на самом деле говорят на игикурии (диалект бунчари), который является тем же языком, что и экисуба/эгесуба, за исключением разницы в именах.
Общая информация
[ редактировать ]также есть люди В Танзании (районы Тариме, Мусома и Рория, регион Мара ), которые называют себя суба и являются частью Абагиранго, поскольку их язык и культурное наследие одинаковы. [ 6 ]
К народу Суба, поселившемуся на островах, относятся более мелкие кланы, называемые Элузинга или Чула, что означает жители островов. В эту группу входят следующие кланы: Ваваре, Авакиванга (Касванга), Ваньяма, Вареги, Авамасенгере (Камасенгере), Васаки и Авангозе (Нгодхе), а остальные назывались Авибуанг'ано/Авайвуанг'ано (Мфангано/Фанг'ано). В эту группу входят Вакула, Васамо, Вагимбе, Вирамба, которые связаны с Авакиимбой (Какиимба), Ависоколвой и Ваози. Другие группы также хлынули в Мфангано из-за давления со стороны наступающего Луоса в Центральной Ньянзе, особенно в районах вокруг Имбо Ная. Они поселились в Мфангано и включают; Вайокия, Вакисаси/Авакисори, Вакиара/Вакиала. Среди других - Камрери, Каянджа и Ваондо, которые обитают на севере Мирунда Гембе Суба. Другие кланы начали формироваться, когда люди стали гораздо больше распространяться на острова. Например, есть и другие кланы, названия кланов которых отличались новым географическим положением.
Клан, который преимущественно живет ближе всего к озеру Виктория и является более крупной из подгрупп, - это люди, носящие имя Авигасси или Гваси, и они проживают на холмах Гваси. Гвасси и Вакула связаны родством, поскольку их предки Кибойе и Витеве были братьями, прежде чем бежать на восток после восстания в Королевстве Багандан в 1700 году. Вавар также участвовали в этой борьбе. Другими группами, проживающими на холме, являются уреги, проживающие на холмах Уреги в Меари, городе в провинции Ньянза , а также аванго, проживающие на холмах Унгое. Клан Авакуне или Каксингри живет вдоль озера от Гинго до небольшой рыбацкой деревни Синдо до Рагве и Нгери, и они тесно связаны с Уреги, живущими на холмах Уреги, поскольку их предки происходили из того же дома. Сегодня многие люди на островах и в горах рядом с озером Виктория все еще сохраняют первоначальный диалект суба, то есть олусуба , который тесно связан с языком ганда. и Лусога, хотя в некоторых областях они находятся под сильным влиянием более крупных Дхолуо и Курии посредством взаимодействия. В результате этого взаимодействия олусуба заимствовали значительное количество лексических единиц у дхолуо и курии , которые отсутствовали в исходном луганда -подобном диалекте олусуба .
Дальнейшая информация об экспансии соплеменников оставалась неясной и довольно неясной, учитывая, что нигерско-конголезская семья имеет наибольшее количество диалектов в Африке. Различить разные диалекты становится довольно сложно, поскольку все они преимущественно используют систему классов существительных. С учетом вышесказанного стало довольно неясно, насколько глубоко в Кению сумели зайти люди суба, поскольку отличить их от других диалектов становится все сложнее и сложнее, поскольку на язык постепенно влияет соседний язык луо . Ученые Суба взяли на себя инициативу переписать Историю, и теперь доступна дополнительная информация.
Другие говорящие на суба обитают на южных берегах озера в заливе Мухуру. Их обычно называют людьми Мухухуру, и они также говорят на языке Суба . Некоторые очаги Уреги, Гвасси и Каксингри также находятся в заливе Мухуру в округе Мигори.
Даже более крупные люди суна, проживающие в округе Мигори, обычно идентифицируют себя как суба, отличаются в языковом и культурном отношении и не связаны с абасуба из округа Суба. Народ суна представляет собой разнородную группу, состоящую из луо и отколовшихся племен Курии . Однако суна объединили кланы, первоначально входившие в состав суба, говорящих на олусуба, такие как Ваваре, Вига и Касванга, в свои различные подгруппы. Народ суна - это народ абагиранго или гиранго , который называет себя абасуба, потому что у гиранго был сын по имени Мусуба (Суба), а не потому, что они связаны с олусуба -говорящими суба округа Хома-Бэй , которые происходят от мигрантов из Буганды и Бусоги , прибывших в Кению. через острова Русинга и Мфангано на лодках.
Однако правильное название народа суна - АБАГИРАНГО, хотя их называют суна/суба-гиранго, чтобы отличить их от говорящих на олусуба суба округа Хома-Бэй , которые по своему наследию отличаются от абагиранго. Термин Суба первоначально использовался Луосом для обозначения племен, отколовшихся от их основных племен Кисии, Курия и Лухья, а позже этот термин стал названием людей, говорящих на языке олусуба, из округа Хома-Бэй , которые мигрировали из Уганды, спасаясь от расширения Королевства Буганда. . Они поселились в Кении как беженцы и имели хорошо сформированный и очень организованный язык, политическую систему и экономическую деятельность. Суба в округе Суна Мигори , Кения, относится к разнородному народу Луо и Курии . Ярким свидетельством этого является город Суба Курия в округе Мигори, Кения. Суна Абасуба включает Васвета (Кадика, Катига, Какрао), Васимбете (Бахири кибери, Бахири нг'онг'о, бахири Нкена, Миаро, Нчогу) и Вига (Ваквена, Ньясаси, Вандже, Ньяточо, Камсуру).
Их родным языком является экисуба/эгесуба , который имеет несколько диалектов, таких как света, симбити, сурва, кине и т. д. В настоящее время на них говорят народы Суба в Танзании (Сурва, Света, Симбити, Хача, Нгуруими, Кине и т. д.) и народы Курия (Ривер, Банчари, Батимбару и т. д.). Кланы народа Суна; Свит, Кадика, Вига, Вандже, Катига, Какаэта, Каньямеда, Сладкий, Сладкий, Сладкий, Ваньяра, Камн'го'нго
2010.
Культура
[ редактировать ]Культура народа суба сильно отличается от культуры народа луо. Народ Суба практикует обрезание как процесс инициации от детства к взрослой жизни. Обрезанию подвергаются в основном мальчики. В некоторых кланах обрезанию подвергаются даже девушки. Процесс обрезания Суна Гиранго очень похож на своих соседей по курии, даже на имена саро, например, Нгинаро, Мисунгу, Гитангоса, Кирина и т. Д.
Кланам были поручены такие роли, как обрезание, принесение в жертву животных и разрешение споров.
Суба также участвовали в дожде. Принося жертвы, такие как жертвоприношения животных, чтобы умилостивить богов и духов клана, называемых Эмисамбва (единственное число — Омусамбва) в районе Суба. Они проводились в специальных святилищах, которые до сих пор можно найти в Субе, таких как святилища Утенде, Квитуту, Мунгуса и Кибойе. Субас также почитал змей, таких как Питон, и верил, что среди них обитает дух Клана. Приводится пример духа Гумбы в Русинге и Мунгусе Каксингри.
В приданое входило 30 голов крупного рогатого скота, но это также зависит от чистоты замужней дамы. Женщина с ребенком привлекла бы меньше голов скота. Ее ровесники сопровождали ее с песнями в ее новый дом и праздновали. Алкоголь, приготовленный из сорго и маниоки, служил формой праздника. Дамы также украшали животик специальными рисунками.
Во время похорон были одаренные старейшины, которые носили Энгавво (что-то вроде щита и длинное копье) и пели по усадьбе, украшенные ветками.
Люди суба также практиковали наскальное искусство, о чем свидетельствуют пещеры Квитоне в Гульве Мфангано.
Народ суба занимается скотоводством — культуру, которую они заимствовали у луос. Несмотря на то, что луо больше не держат большие стада крупного рогатого скота, суба по-прежнему держат крупный рогатый скот в больших количествах. Это особенно распространено в районе Мигори в западном округе Суба, где угон скота между курианцами и народами гиранго является обычным явлением. Субас также любил спортивную рыбалку, где они ловили особые виды рыбы. Абасуба также широко практикуют многоженство: некоторые из членов клана, как сообщается, имели даже десять жен.
Языковой барьер
[ редактировать ]Одной из самых больших проблем, связанных со склонением языка суба, является тот факт, что Кения считала этот язык низшим. Система образования преподает английский и луо новым поколениям детей племени Суба, тем самым ограничивая возможности возвращения этого языка. [ 7 ] Некоторые даже говорят, что свободно говорящие на языке люди среднего возраста и им еще предстоит создать систему восстановления языка, чтобы он мог занять надлежащую позицию в качестве одного из многих языков Африки, таким образом, он установил статус языка, находящегося под угрозой. Многие винят старших, поскольку они не принимают надлежащих мер для обеспечения существования языка, обучая молодежь с самого раннего возраста. Самую большую озабоченность, связанную с необходимостью возрождения языка, вызывает страх, что у их детей начнется кризис идентичности во время посещения школы, учитывая, что его преподают либо на английском, либо на луо. [ 8 ]
Помимо фестиваля Русинга, одной из последних попыток сохранить умирающий язык стало издание Библии в Субе. [ 9 ] Попытки перевести Библию на язык Суба начались еще в 1988 году, но были завершены только в 2011 году.
Известные люди Суба
[ редактировать ]- Том Мбойя
- Мбади Джон Нг'онго , политик
- Иезекииль Одеро , телеевангелист
- Филип Очиенг, журналист [ 10 ]
- Милли Одиамбо , политик [ 11 ]
- Джон Генри Окваньо , политик
- Сан-Франциско Оньянго Мбео, политик
- Майкл Джордж Окейо, посол
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сильвери, Очола Гаа. 2015 «В поисках идентичности Абасуба» Африканские люди
- Дженкинс, Орвилл Бойд. (январь 1997 г.). Суба Кении и Танзании — культурный профиль. (без даты). http://strategyleader.org/profiles/suba.html
- Джонсон, Стивен Л. 1980 «Производство, обмен и экономическое развитие среди луо-абасуба на юго-западе Кении». Неопубликованная докторская диссертация, факультет антропологии Университета Индианы.
- Джонсон, Стивен Л. 1983 «Социальные инвестиции в развивающуюся экономику: удержание позиций в Западной Кении». Человеческая организация 42(4): 340–46.
- Джонсон, Стивен Л. 1979 «Изменение моделей использования кукурузы в Западной Кении». Исследования в обществах третьего мира 8: 37–56.
- Джонсон, Стивен Л. 1988 «Идеологические аспекты крестьянской устойчивости в Западной Кении». в «Новых перспективах социального класса и социально-экономического развития на периферии», под ред.
- Нельсон В. Кейт и Новелл Зетт Кейт, Нью-Йорк: Greenwood Press.
- Новости из Африки. (апрель 2002 г.). Языки: Жизнь взаймы. (без даты). http://www.newsfromafrica.org/newsfromafrica/articles/art_7865.html
- Окот-Окомбо, Дункан (1999) «Язык и этническая идентичность: случай абасубы», Кенийский журнал наук (серия C, гуманитарные и социальные науки) 5, 1, 21–38.
- Хейне, Бернд и Бренцингер, Матиас (редакторы) (2003) «Африка», в Красной книге ЮНЕСКО по языкам, находящимся под угрозой исчезновения . ( запись Субы )
- Отиено Апио Каспар, студент Университета Кеньятты по сестринскому делу и общественному здравоохранению, 2012–2016 гг. — Книга «Давайте выучим наш язык» (TLY), написанная на языке абасуба и переведенная на суахили.
- Отиено, Джефф. (ноябрь 2010 г.). Вымирание языков в Восточной Африке беспокоит ЮНЕСКО. (без даты). https://www.theeastafrican.co.ke/magazine/-/434746/1056140/-/item/1/-/ttugthz/-/index.html
- Шетлер, Ян Бендер. (сентябрь 2010 г.). Историческая память как основа мира: формирование сети и этническая идентичность в Северной Маре, Танзания. (без даты). http://jpr.sagepub.com/content/47/5/639.abstract
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV, 2019 год: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам» . Национальное статистическое бюро Кении . Проверено 24 марта 2020 г. .
- ^ Айот, Х. Окелло (1979). История луо-абасуба Западной Кении: 1760-1940 гг. н.э. Кенийское литературное бюро.
- ^ Дженкинс, доктор Орвилл Бойд. «Суба Кении и Танзании — культурный профиль» . www.strategyleader.org . Проверено 21 января 2018 г.
- ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Островной комплекс Мфангано-Русинга – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО» . whc.unesco.org . Проверено 21 января 2018 г.
- ^ "Фестиваль Русинга поджигает остров - ФОТО" . Ежедневная нация . Проверено 21 января 2018 г.
- ^ Дженкинс, доктор Орвилл Бойд. «Суба Кении и Танзании — культурный профиль» . www.strategyleader.org . Проверено 21 января 2018 г.
- ^ Отиено, Джефф, «Вымирание языков в Восточной Африке беспокоит ЮНЕСКО» , The East African , ноябрь 2010 г.
- ↑ Муинди, Маттиас, «Языки: жизнь взаймы» , Новости из Африки , апрель 2002 г.
- ^ Стандарт. «Наконец-то вышел Новый Завет Абасубы» . Кения . Проверено 21 января 2018 г.
- ^ «ОЧИЕНГ: История приведет к вымиранию племенных племен» . Ежедневная нация . Проверено 21 января 2018 г.
- ^ «Вымирание языков в Восточной Африке беспокоит ЮНЕСКО» . Восточноафриканский . Проверено 21 января 2018 г.
Общие ссылки
[ редактировать ]- Студент Амади Аллелы Технического университета Кении. www.twitter.com/allela_amadi
Внешние ссылки
[ редактировать ]Знаете ли вы, что Суба в опасности? (без даты). http://www.endangeredlanguages.com/lang/4789