Jump to content

Народ суба (Кения)

Они не встают
Общая численность населения
157,787 [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
 Кения
Языки
Кисуба Кисуахили
Религия
Африканская традиционная религия Христианство
Родственные этнические группы
Лухья , Багису , Суб-Симбити

Суба , ( Абасуба ) — разнородная группа банту в Кении , состоящая из слияния кланов, состоящих из их основных племен Ганда , Лухья и Сога , которые говорят на языке Суба который очень похож на язык Ганда, оставив некоторые заимствованные лексические элементы. из [[Ло. [ 2 ] [ 3 ] Их население оценивается в 157 787 человек, многие из которых свободно говорят. Они мигрировали в Кению из Уганды и поселились на двух озера Виктория островах , Русинга и Мфангано , другие также поселились на материковых территориях, включая Гембе, Гвасси , Каксингри на юге Субы и Мигори, и считаются последним племенем, поселившимся в Кении. [ нужна ссылка ] . Иммигранты в современный Субаленд ведут свое происхождение от людей Ганда , Лухья , Сога и Луо . Доказательством этого является тот факт, что некоторые группы суба говорят на языках, похожих на луганда , лусога и лухья . Группы суба, ведущие свою родословную среди кенийских племен, предшествовали группам из Уганды на территории современного Субаленда и являются многочисленными и влиятельными. Эти группы из Уганды в основном сконцентрированы на островах Русинга и Мфангано, а небольшие их группы встречаются на материковой части Кении. В лингвистическом отношении Суба находятся под сильным влиянием соседнего Луо , вплоть до языкового сдвига, произошедшего среди значительной части материкового Суба. В результате их собственный язык был отнесен к категории находящихся под угрозой исчезновения. [ 4 ] Несмотря на этот языковой сдвиг, суба сохранили четкую этническую идентичность. Фестиваль Русинга проводится каждый год в декабре как культурный фестиваль, посвященный прославлению и сохранению культуры и языка суба. [ 5 ]

Общественный культурный фестиваль, известный как Фестиваль культуры, религии и искусств острова Русинга, широко известный как RICRAF, представляет собой ежегодное общественное мероприятие, которое прославляет культурное наследие коренных народов абасуба острова Русинга, отмечает археологическое значение острова и дает островитянам платформу для демонстрации. культурное искусство и промышленность.

Абагиранго (Суна Гиранго) — еще одна группа, которую обычно ошибочно объединяют с абасуба Южной Субы и Северной Субы, поскольку они также называют себя Абасуба. Но это потому, что у Гиранго был сын по имени Мусуба (Суба), и у этого Мусубы было больше детей, чем у других его братьев, например, Теги и Гире, следовательно, потомки Мусубы называли себя Абасуба, что означает народ Мусубы. Кланы Суба в Суне включают Симбете, Света и Вига; и у них есть ясная и отчетливая родословная, восходящая к предкам, которые пересекли Красное море из Мисри, как показано ниже:

Рагве<--Сиора<--Монтеа<--Гиранго<--Мусубаабс

Их язык также отличается и сильно отличается от языка олусуба, на котором говорят абасуба округа Хома-Бэй . Народ суна говорит на языке экисуба/эгесуба , на котором говорят их братья, народ суба (Танзания) . В настоящее время те, кто утверждает, что говорит на экисубе, на самом деле говорят на игикурии (диалект бунчари), который является тем же языком, что и экисуба/эгесуба, за исключением разницы в именах.

Общая информация

[ редактировать ]

также есть люди В Танзании (районы Тариме, Мусома и Рория, регион Мара ), которые называют себя суба и являются частью Абагиранго, поскольку их язык и культурное наследие одинаковы. [ 6 ]

К народу Суба, поселившемуся на островах, относятся более мелкие кланы, называемые Элузинга или Чула, что означает жители островов. В эту группу входят следующие кланы: Ваваре, Авакиванга (Касванга), Ваньяма, Вареги, Авамасенгере (Камасенгере), Васаки и Авангозе (Нгодхе), а остальные назывались Авибуанг'ано/Авайвуанг'ано (Мфангано/Фанг'ано). В эту группу входят Вакула, Васамо, Вагимбе, Вирамба, которые связаны с Авакиимбой (Какиимба), Ависоколвой и Ваози. Другие группы также хлынули в Мфангано из-за давления со стороны наступающего Луоса в Центральной Ньянзе, особенно в районах вокруг Имбо Ная. Они поселились в Мфангано и включают; Вайокия, Вакисаси/Авакисори, Вакиара/Вакиала. Среди других - Камрери, Каянджа и Ваондо, которые обитают на севере Мирунда Гембе Суба. Другие кланы начали формироваться, когда люди стали гораздо больше распространяться на острова. Например, есть и другие кланы, названия кланов которых отличались новым географическим положением.

Клан, который преимущественно живет ближе всего к озеру Виктория и является более крупной из подгрупп, - это люди, носящие имя Авигасси или Гваси, и они проживают на холмах Гваси. Гвасси и Вакула связаны родством, поскольку их предки Кибойе и Витеве были братьями, прежде чем бежать на восток после восстания в Королевстве Багандан в 1700 году. Вавар также участвовали в этой борьбе. Другими группами, проживающими на холме, являются уреги, проживающие на холмах Уреги в Меари, городе в провинции Ньянза , а также аванго, проживающие на холмах Унгое. Клан Авакуне или Каксингри живет вдоль озера от Гинго до небольшой рыбацкой деревни Синдо до Рагве и Нгери, и они тесно связаны с Уреги, живущими на холмах Уреги, поскольку их предки происходили из того же дома. Сегодня многие люди на островах и в горах рядом с озером Виктория все еще сохраняют первоначальный диалект суба, то есть олусуба , который тесно связан с языком ганда. и Лусога, хотя в некоторых областях они находятся под сильным влиянием более крупных Дхолуо и Курии посредством взаимодействия. В результате этого взаимодействия олусуба заимствовали значительное количество лексических единиц у дхолуо и курии , которые отсутствовали в исходном луганда -подобном диалекте олусуба .

Дальнейшая информация об экспансии соплеменников оставалась неясной и довольно неясной, учитывая, что нигерско-конголезская семья имеет наибольшее количество диалектов в Африке. Различить разные диалекты становится довольно сложно, поскольку все они преимущественно используют систему классов существительных. С учетом вышесказанного стало довольно неясно, насколько глубоко в Кению сумели зайти люди суба, поскольку отличить их от других диалектов становится все сложнее и сложнее, поскольку на язык постепенно влияет соседний язык луо . Ученые Суба взяли на себя инициативу переписать Историю, и теперь доступна дополнительная информация.

Другие говорящие на суба обитают на южных берегах озера в заливе Мухуру. Их обычно называют людьми Мухухуру, и они также говорят на языке Суба . Некоторые очаги Уреги, Гвасси и Каксингри также находятся в заливе Мухуру в округе Мигори.

Даже более крупные люди суна, проживающие в округе Мигори, обычно идентифицируют себя как суба, отличаются в языковом и культурном отношении и не связаны с абасуба из округа Суба. Народ суна представляет собой разнородную группу, состоящую из луо и отколовшихся племен Курии . Однако суна объединили кланы, первоначально входившие в состав суба, говорящих на олусуба, такие как Ваваре, Вига и Касванга, в свои различные подгруппы. Народ суна - это народ абагиранго или гиранго , который называет себя абасуба, потому что у гиранго был сын по имени Мусуба (Суба), а не потому, что они связаны с олусуба -говорящими суба округа Хома-Бэй , которые происходят от мигрантов из Буганды и Бусоги , прибывших в Кению. через острова Русинга и Мфангано на лодках.

Однако правильное название народа суна - АБАГИРАНГО, хотя их называют суна/суба-гиранго, чтобы отличить их от говорящих на олусуба суба округа Хома-Бэй , которые по своему наследию отличаются от абагиранго. Термин Суба первоначально использовался Луосом для обозначения племен, отколовшихся от их основных племен Кисии, Курия и Лухья, а позже этот термин стал названием людей, говорящих на языке олусуба, из округа Хома-Бэй , которые мигрировали из Уганды, спасаясь от расширения Королевства Буганда. . Они поселились в Кении как беженцы и имели хорошо сформированный и очень организованный язык, политическую систему и экономическую деятельность. Суба в округе Суна Мигори , Кения, относится к разнородному народу Луо и Курии . Ярким свидетельством этого является город Суба Курия в округе Мигори, Кения. Суна Абасуба включает Васвета (Кадика, Катига, Какрао), Васимбете (Бахири кибери, Бахири нг'онг'о, бахири Нкена, Миаро, Нчогу) и Вига (Ваквена, Ньясаси, Вандже, Ньяточо, Камсуру).

Их родным языком является экисуба/эгесуба , который имеет несколько диалектов, таких как света, симбити, сурва, кине и т. д. В настоящее время на них говорят народы Суба в Танзании (Сурва, Света, Симбити, Хача, Нгуруими, Кине и т. д.) и народы Курия (Ривер, Банчари, Батимбару и т. д.). Кланы народа Суна; Свит, Кадика, Вига, Вандже, Катига, Какаэта, Каньямеда, Сладкий, Сладкий, Сладкий, Ваньяра, Камн'го'нго

2010.

Культура

[ редактировать ]

Культура народа суба сильно отличается от культуры народа луо. Народ Суба практикует обрезание как процесс инициации от детства к взрослой жизни. Обрезанию подвергаются в основном мальчики. В некоторых кланах обрезанию подвергаются даже девушки. Процесс обрезания Суна Гиранго очень похож на своих соседей по курии, даже на имена саро, например, Нгинаро, Мисунгу, Гитангоса, Кирина и т. Д.

Кланам были поручены такие роли, как обрезание, принесение в жертву животных и разрешение споров.

Суба также участвовали в дожде. Принося жертвы, такие как жертвоприношения животных, чтобы умилостивить богов и духов клана, называемых Эмисамбва (единственное число — Омусамбва) в районе Суба. Они проводились в специальных святилищах, которые до сих пор можно найти в Субе, таких как святилища Утенде, Квитуту, Мунгуса и Кибойе. Субас также почитал змей, таких как Питон, и верил, что среди них обитает дух Клана. Приводится пример духа Гумбы в Русинге и Мунгусе Каксингри.

В приданое входило 30 голов крупного рогатого скота, но это также зависит от чистоты замужней дамы. Женщина с ребенком привлекла бы меньше голов скота. Ее ровесники сопровождали ее с песнями в ее новый дом и праздновали. Алкоголь, приготовленный из сорго и маниоки, служил формой праздника. Дамы также украшали животик специальными рисунками.

Во время похорон были одаренные старейшины, которые носили Энгавво (что-то вроде щита и длинное копье) и пели по усадьбе, украшенные ветками.

Люди суба также практиковали наскальное искусство, о чем свидетельствуют пещеры Квитоне в Гульве Мфангано.

Народ суба занимается скотоводством — культуру, которую они заимствовали у луос. Несмотря на то, что луо больше не держат большие стада крупного рогатого скота, суба по-прежнему держат крупный рогатый скот в больших количествах. Это особенно распространено в районе Мигори в западном округе Суба, где угон скота между курианцами и народами гиранго является обычным явлением. Субас также любил спортивную рыбалку, где они ловили особые виды рыбы. Абасуба также широко практикуют многоженство: некоторые из членов клана, как сообщается, имели даже десять жен.

Языковой барьер

[ редактировать ]

Одной из самых больших проблем, связанных со склонением языка суба, является тот факт, что Кения считала этот язык низшим. Система образования преподает английский и луо новым поколениям детей племени Суба, тем самым ограничивая возможности возвращения этого языка. [ 7 ] Некоторые даже говорят, что свободно говорящие на языке люди среднего возраста и им еще предстоит создать систему восстановления языка, чтобы он мог занять надлежащую позицию в качестве одного из многих языков Африки, таким образом, он установил статус языка, находящегося под угрозой. Многие винят старших, поскольку они не принимают надлежащих мер для обеспечения существования языка, обучая молодежь с самого раннего возраста. Самую большую озабоченность, связанную с необходимостью возрождения языка, вызывает страх, что у их детей начнется кризис идентичности во время посещения школы, учитывая, что его преподают либо на английском, либо на луо. [ 8 ]

Помимо фестиваля Русинга, одной из последних попыток сохранить умирающий язык стало издание Библии в Субе. [ 9 ] Попытки перевести Библию на язык Суба начались еще в 1988 году, но были завершены только в 2011 году.

Известные люди Суба

[ редактировать ]
  • Сан-Франциско Оньянго Мбео, политик
  • Майкл Джордж Окейо, посол

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Сильвери, Очола Гаа. 2015 «В поисках идентичности Абасуба» Африканские люди
  • Дженкинс, Орвилл Бойд. (январь 1997 г.). Суба Кении и Танзании — культурный профиль. (без даты). http://strategyleader.org/profiles/suba.html
  • Джонсон, Стивен Л. 1980 «Производство, обмен и экономическое развитие среди луо-абасуба на юго-западе Кении». Неопубликованная докторская диссертация, факультет антропологии Университета Индианы.
  • Джонсон, Стивен Л. 1983 «Социальные инвестиции в развивающуюся экономику: удержание позиций в Западной Кении». Человеческая организация 42(4): 340–46.
  • Джонсон, Стивен Л. 1979 «Изменение моделей использования кукурузы в Западной Кении». Исследования в обществах третьего мира 8: 37–56.
  • Джонсон, Стивен Л. 1988 «Идеологические аспекты крестьянской устойчивости в Западной Кении». в «Новых перспективах социального класса и социально-экономического развития на периферии», под ред.
  • Нельсон В. Кейт и Новелл Зетт Кейт, Нью-Йорк: Greenwood Press.
  • Новости из Африки. (апрель 2002 г.). Языки: Жизнь взаймы. (без даты). http://www.newsfromafrica.org/newsfromafrica/articles/art_7865.html
  • Окот-Окомбо, Дункан (1999) «Язык и этническая идентичность: случай абасубы», Кенийский журнал наук (серия C, гуманитарные и социальные науки) 5, 1, 21–38.
  • Хейне, Бернд и Бренцингер, Матиас (редакторы) (2003) «Африка», в Красной книге ЮНЕСКО по языкам, находящимся под угрозой исчезновения . ( запись Субы )
  • Отиено Апио Каспар, студент Университета Кеньятты по сестринскому делу и общественному здравоохранению, 2012–2016 гг. — Книга «Давайте выучим наш язык» (TLY), написанная на языке абасуба и переведенная на суахили.
  • Отиено, Джефф. (ноябрь 2010 г.). Вымирание языков в Восточной Африке беспокоит ЮНЕСКО. (без даты). https://www.theeastafrican.co.ke/magazine/-/434746/1056140/-/item/1/-/ttugthz/-/index.html
  • Шетлер, Ян Бендер. (сентябрь 2010 г.). Историческая память как основа мира: формирование сети и этническая идентичность в Северной Маре, Танзания. (без даты). http://jpr.sagepub.com/content/47/5/639.abstract

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV, 2019 год: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам» . Национальное статистическое бюро Кении . Проверено 24 марта 2020 г. .
  2. ^ Айот, Х. Окелло (1979). История луо-абасуба Западной Кении: 1760-1940 гг. н.э. Кенийское литературное бюро.
  3. ^ Дженкинс, доктор Орвилл Бойд. «Суба Кении и Танзании — культурный профиль» . www.strategyleader.org . Проверено 21 января 2018 г.
  4. ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Островной комплекс Мфангано-Русинга – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО» . whc.unesco.org . Проверено 21 января 2018 г.
  5. ^ "Фестиваль Русинга поджигает остров - ФОТО" . Ежедневная нация . Проверено 21 января 2018 г.
  6. ^ Дженкинс, доктор Орвилл Бойд. «Суба Кении и Танзании — культурный профиль» . www.strategyleader.org . Проверено 21 января 2018 г.
  7. ^ Отиено, Джефф, «Вымирание языков в Восточной Африке беспокоит ЮНЕСКО» , The East African , ноябрь 2010 г.
  8. Муинди, Маттиас, «Языки: жизнь взаймы» , Новости из Африки , апрель 2002 г.
  9. ^ Стандарт. «Наконец-то вышел Новый Завет Абасубы» . Кения . Проверено 21 января 2018 г.
  10. ^ «ОЧИЕНГ: История приведет к вымиранию племенных племен» . Ежедневная нация . Проверено 21 января 2018 г.
  11. ^ «Вымирание языков в Восточной Африке беспокоит ЮНЕСКО» . Восточноафриканский . Проверено 21 января 2018 г.

Общие ссылки

[ редактировать ]
  • Студент Амади Аллелы Технического университета Кении. www.twitter.com/allela_amadi
[ редактировать ]

Знаете ли вы, что Суба в опасности? (без даты). http://www.endangeredlanguages.com/lang/4789

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f0eb591fa8dd5eb3f0f096eed7f1469__1711549560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/69/0f0eb591fa8dd5eb3f0f096eed7f1469.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Suba people (Kenya) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)