Jump to content

Люди Ло

(Перенаправлено из Луо (Кения) )

Луо
Традиционная деревня Луо в музее Бомас Кении .
Общая численность населения
10,028,000 [ 1 ] [ 2 ]
Регионы со значительной численностью населения
Западная Кения и северная Танзания
 Kenya4,663,910 (2019)[3]
Languages
Dholuo, Swahili, and English
Religion
Christianity, African Traditional Religion, Islam
Related ethnic groups
Other Luo peoples, especially Adhola and Alur
Luo
PersonJaluo (m)/Nyaluo (f)
PeopleJoluo
LanguageDholuo
CountryPiny Luo/Nam Lolwe

Луо этническая группа , из Кении и Танзании — нилотская проживающая в западной Кении и регионе Мара на севере Танзании в Восточной Африке . Луо являются четвертой по величине этнической группой (10,65%) в Кении после кикуйю (17,13%), лугья (14,35%) и календжин (13,37%). [ 3 ] Население танзанийских луо оценивалось в 1,1 миллиона человек в 2001 году и 3,4 миллиона в 2020 году. [ 2 ] Они являются частью более крупной группы родственных народов луо , населяющих территорию от Южного Судана , юго-западной Эфиопии , северной и восточной Уганды , юго-западной Кении и северной Танзании . [ 4 ]

Они говорят на языке луо , также известном как дхолуо , который принадлежит к западно-нилотской ветви нилотской языковой семьи . Дхолуо имеет значительное лексическое сходство с языками, на которых говорят другие народы луо . [ 5 ]

The Luo are descended from migrants who moved into western Kenya from Uganda between the 15th and 20th centuries in four waves. These migrants were closely related to Luo peoples found in Uganda, especially the Acholi and Padhola people. As they moved into Kenya and Tanzania, they underwent significant genetic and cultural admixture as they encountered other communities that were long established in the region.[6][7]

Traditionally, Luo people practiced a mixed economy of cattle pastoralism, seed farming and fishing supplemented by hunting.[8] Today, the Luo comprise a significant fraction of East Africa's intellectual and skilled labour force in various professions. They also engage in various trades, such as tenant fishing, small-scale farming, and urban work.[citation needed]

Luo people and people of Luo descent have made significant contributions to modern culture and civilization. Tom Mboya and Nigel N. Mwangi were key figures in the African Nationalist struggle.[9][10] Luo scientists, such as Thomas Risley Odhiambo Nandy (founder of the International Centre of Insect Physiology and Ecology (ICIPE) and winner of UNESCO's Albert Einstein Gold Medal in 1991) and Washington Yotto Ochieng (winner of the Harold Spencer-Jones Gold Medal in 2019 from The Royal Institute of Navigation (RIN)) have achieved international acclaim for their contributions.[11][12] Prof. Richard S. Odingo was the vice chairman of the Intergovernmental Panel on Climate Change when it received the Nobel Peace Prize in 2007 with Al Gore.[13] Barack Obama, the first black President of the United States of America and a Nobel Peace Prize winner, was born to a Kenyan Luo father, Barack Obama Sr.[14] Lupita Nyong'o became the first black African to win an Academy Award in 2014.[15]

The Luo are the originators of a number of popular music genres including benga and ohangla. Benga is one of Africa's most popular genres.[16]

Location

[edit]

The present day homeland of Kenyan and Tanzanian Luo lies in the eastern Lake Victoria basin in the former Nyanza province in Western Kenya and the Mara region in northwestern Tanzania. This area falls within tropical latitudes and straddles the equator. This area also receives average rainfall levels. The average altitudes range between 3700 and 6000 feet above sea level.[17]

Origin

[edit]

Origins

[edit]
A map of some of the Luo peoples

Luo people of Kenya and Tanzania form the majority of Nilotic peoples.[18] During the British colonial period, they were known as Nilotic Kavirondo.[19] The exact location of origin of the Nilotic peoples is controversial but most ethnolinguists and historians place their origins between Bahr-el-Ghazal and Eastern Equatoria in South Sudan. They practiced a mixed economy of cattle pastoralism, fishing and seed cultivation.[8] Some of the earliest archaeological findings on record, which describe a similar culture to this from the same region, are found at Kadero, 48 kilometres (30 miles) north of Khartoum in Sudan, and date to 3000 BC. Kadero contains the remains of a cattle pastoralist culture as well as a cemetery with skeletal remains featuring Sub-Saharan African phenotypes. It also contains evidence of other animal domestication, artistry, long-distance trade, seed cultivation and fish consumption.[20][21][22][23] Genetic and linguistic studies have demonstrated that Nubian people in Northern Sudan and Southern Egypt are an admixed group that started off as a population closely related to Nilotic peoples.[24][25] This population later received significant gene flow from Middle Eastern and other East African populations.[24] Nubians are considered to be descendants of the early inhabitants of the Nile valley who later formed the Kingdom of Kush which included Kerma and Meroe and the medieval christian kingdoms of Makuria, Nobatia and Alodia.[26] These studies suggest that populations closely related to Nilotic people long inhabited the Nile valley as far as Southern Egypt in antiquity.

For various reasons, slow and multi-generational migrations of Nilotic Luo Peoples occurred from South Sudan into Uganda and western Kenya from at least 1000 AD continuing up until the early 20th century.[27] Some authors note that the early phases of this expansion coincide with the collapse of the Christian Nubian kingdoms of Makuria and Alodia, the penetration of Arabs into central Sudan as well as Nilotic adoption of Iron Age technology.[28][29] The northern most group of Luo peoples - The Shilluk - advanced north along the White Nile in the 16th century, conquering territory as far as modern day Khartoum.[30] They established the Shilluk Kingdom.[31][32] In the 15th century, Luo peoples moved into the Bunyoro-Kitara Kingdom and established the Babiito dynasty in Uganda. This group assimilated into Bantu culture. [31]

The Luo of Kenya and Tanzania are classified as Southern Luo.[33]and are the only 'river lake Nilotes' having migrated and lived along the Nile river. They entered Kenya and Tanzania via Uganda from the Bahr el-Ghazal region in South Sudan. The Luo speakers who migrated into Kenya were chiefly from four Luo-speaking groups: the Acholi, Adhola and Alur people (From Uganda and parts of South Sudan and Eastern Congo), especially Acholi and Padhola.[5][6] It is estimated that Dholuo has 90% lexical similarity with Lep Alur (Alur language); 83% with Lep Achol (Acholi language); 93% with Dhopadhola (Padhola language), 74% with Anuak, and 69% with Jurchol (Luwo) and Dhi-Pari (Pari).[5]

Luo of Kenya and Tanzania are also called Joluo or Jonagi/Onagi(a person who has his six lower teeth removed as a rite of passage during puberty), singular Jaluo, Jaonagi or Joramogi/Nyikwaramogi, meaning "Ramogi's heirs." The Luo clans of Kenya and Tanzania were called Ororo, while among the Nuer they were called Liel. In the Dinka tribe, the Luo are called the Jur-Chol.[34] The present-day Kenya Luo traditionally consist of 27 tribes, each in turn composed of various clans and sub-clans[35] ("Jo-" indicates "people of").

Migration into Kenya

[edit]
The former Nyanza Province in Kenya

Oral history and genealogical evidence have been used to estimate timelines of Luo expansion into and within Kenya and Tanzania. Four major waves of migrations into the former Nyanza province in Kenya are discernible, starting with the People of Jok (Joka Jok), which is estimated to have begun around 1490–1517.[36] Joka Jok were the first and largest wave of migrants into northern Nyanza. These migrants settled at a place called Ramogi Hill, then expanded around Northern Nyanza. The People of Owiny' (Jok’Owiny) and the People of Omolo (Jok’Omolo) followed soon after (1598–1625).[6] A miscellaneous group composed of the Suba, Sakwa, Asembo, Uyoma and Kano then followed. The Suba originally were Bantu-speaking people who assimilated into Luo culture. They fled from the Buganda Kingdom in Uganda after the civil strife that followed the murder of the 24th Kabaka of Buganda in the mid 18th century and settled in South Nyanza, especially at Rusinga and Mfangano islands.[37] Luo speakers crossed Winam Gulf of Lake Victoria from Northern Nyanza into South Nyanza starting in the early 17th century.[6]

As Luo speakers migrated deeper into western Kenya, they encountered the descendants of various people who had long occupied the region. The great lakes region has been inhabited since the early Stone Age.[38] The Kanysore culture, located at Gogo falls in Migori county, are thought to be the first hunter gatherers in East Africa to produce ceramics.[39] Twa people are thought to have created the rock art present on Mfangano Island.[40] Bantu speakers, early migrants from West Africa, are thought to have reached western Kenya by 1000 BC. They brought with them iron-forging technology and novel farming techniques, turning the great lakes region into one of Africa's main population centres and earliest iron smelting regions.[41] The Urewe culture was dominant from 650 BC to 550 BC. This culture was found in northern Nyanza.[42] Bantu speaking groups found in the Lake Victoria basin today include the Luhya, Suba, Kunta, Kuria and Kisii. Southern Nilotic speakers, the Nandi, Kipsigis and Maasai also were found in this area.[6]

Thimlich Ohinga in Migori County, South Nyanza, Kenya

Luo expansion into these already inhabited areas led to trade, conflict, conquest, inter-marriage and cultural assimilation. The previous inhabitants were pushed by Luo speakers to their present day boundaries.[43] Luo customs and habits also changed as they adopted the culture of the communities with which they interacted.[43] Conflict and raids in this diverse area led to the development of defensive savanna architecture, typified by the stone walled ruins, Thimlich Ohinga in South Nyanza.[44] Neville Chittick, the director of the British Institute of History and Archaeology in East Africa was the first to assert that the site was likely to have been constructed before the arrival of Luo speakers.[44] This assertion is poorly supported archaeologically, however, because most of the stone walled structures are dated to within the period of Luo expansion.[45][46] Nevertheless, Luo speakers maintained Thimlich Ohinga and continued the tradition of building stone walled fortresses (Ohingni) as well as defensive earthworks (Gunda Bur) in both Northern and Southern Nyanza. These defensive earth works would curve around living areas surrounding them. Some of these defensive structures enclosed several hundred houses.[47] Archaeological and ethnographic analyses of the sites have shown that the spatial organisation of these structures most closely resembles the layout of traditional Luo homesteads. Ceramic analysis also confirms continuity between the earliest inhabitants of these sites and Luo speakers.[45] With the arrival of the Europeans, these sites were slowly vacated as colonial administration established peace in the region. The families living in the enclosures moved out into individual homesteads using euphorbia instead of stone as fencing material. By the mid 20th century, they were all abandoned.[45][47]

Colonial times

[edit]

Early British contact with the Luo was indirect and sporadic. Relations intensified only when the completion of the Uganda Railway had confirmed British intentions and largely removed the need for local alliances. In 1896, a punitive expedition was mounted in support of the Wanga ruler Mumia in Ugenya against the Kager clan led by Ochieng Ger III, otherwise known as Gero. Over 200 were quickly killed by a Maxim gun. Another 300 people in the Uyoma resistance were killed by an expedition led by Sir Charles Horbley (Bwana Obila Muruayi) when they were confiscating Luo cattle to help feed the Indian workers who were building the Uganda railway. Following these clashes, Luo spiritual leaders advised the people to actively cooperate with the British. By 1900, the Luo chief Odera was providing 1,500 porters for a British expedition against the Nandi.[48] The British set up regional headquarters first at Mumias then at Kisumu. They worked to submit the Luo to colonial control and administration. Within a few decades, traditional leaders and political structures were replaced by colonial chiefs.[49]

Mgirango Jaluo in dance attire

The Seventh-day Adventist Church missionaries were amongst the earliest Christian missionaries to proselytise to Luo people. Arthur Carscallen, a Canadian Seventh-day Adventist(SDA) was the first Adventist to work in Kenya with Peter Nyambo, from Nyasaland (Present day Malawi). The first mission was opened with the assistance of German missionary Abraham C. Enns, in November 1906 at Gendia Hill, Kendu Bay. These missionaries established stations at Wire Hill, Rusinga Island, Kanyadoto, Karung, Kisii and Kamagambo. These were all in South Nyanza. The first Luo SDA converts were baptised on 21 May 1911. Carscallen was the first to reduce Dholuo to writing. He produced a textbook of grammar and started translating the bible into Dholuo.[50] Catholic missionaries and Anglican missionaries through the Church Mission Society (CMS) were also active throughout Nyanza, but mainly focused on Northern Nyanza.[51]

It remains unclear whether Luo people westernised due to colonial pressure or they readily accepted aspects of western culture. However, by the 1930s, the Luo way of life had changed significantly and westernized.[51] Some suggest that the efforts of Chiefs (Ruoth) such as Odera Akang'o played a role in this. In 1915, the Colonial Government sent Odera Akang'o, the ruoth of Gem, to Kampala, Uganda. He was impressed by the British settlement there and upon his return home he initiated a forced process of adopting western styles of "schooling, dress and hygiene". This resulted in the rapid education of the Luo in the English language and English ways.[52] European education carried out by the Christian missionaries also played a role in the westernization of the Luo.[51]

The apparent acquiescence to British colonial rule was shattered by a movement known as Mumboism that took root in South Nyanza. In 1913, Onyango Dunde of central Kavirondo proclaimed to have been sent by the serpent god of Lake Victoria, Mumbo to spread his teachings. The colonial government recognized this movement as a threat to their authority because of the Mumbo creed. Mumbo pledged to drive out the colonialists and their supporters and condemned their religion. Since violent resistance had been proven to be futile as the Africans were outmatched technologically, this movement focused on anticipating the end of colonialism, rather than actively inducing it. This movement was classified as a millennialist cult. Mumboism spread amongst the Luo and the Kisii people. The Colonial authorities suppressed the movement by deporting and imprisoning adherents in the 1920s and 1930s.[53]

The earliest modern African political organization in Kenya Colony sought to protest pro-settler policies, and increased taxes on Africans and the despised Kipande (Identifying metal band worn around the neck). Mass meetings were organized separately by Luo people in Kavirondo and the Kikuyu people in Nairobi. A strike at the CMS mission school in Maseno was organised by Daudi Basudde. He raised concerns about the damaging implications on African land ownership by switching from the East African Protectorate to the Kenya Colony. A series of meetings dubbed Piny Owacho (Voice of the People) culminated in a large mass meeting held in December 1921 advocating for individual title deeds, getting rid of the Kipande system and a fairer tax system. Bound by the same concerns, James Beauttah, one of the founders of the Kikuyu Central Association initiated an alliance between the Kikuyu and Luo communities.[54] Archdeacon W. E. Owen, an Anglican missionary and prominent advocate for African affairs, formalised and canalised the Piny’ Owacho (Voice of the People) movement. Colonial authorities would come to praise him as having re-directed the political movement, which was thought of as premature. However, locals perceived him as their advocate. He started the Kavirondo Taxpayers Welfare Association and became its president, offering Africans an avenue through which they could address their grievances. However, he concentrated primarily on welfare issues and avoided politics that would upset colonial authorities.[55]

Oginga Odinga started the Luo Thrift and Trading Corporation (LUTATCO) after noting that Luo business owners, who were the most financially independent Africans, loathed education. He also sought to uplift the economic status of the Luo community whilst proving that education was useful for business. The LUTATCO office was the first African owned building in Kisumu Town. One of the many business ventures it engaged in included the publication of African Nationalist newspapers including Achieng Oneko's vernacular newspaper Ramogi and Paul Ngei's radical newspaper Uhuru Wa Africa. For his efforts he was appointed as ‘Ker’ or Chief of the Luo Union, an organisation that represented the interests of the greater Luo Peoples in East Africa.[56] Oginga Odinga would become a Key political figure in Kenya. He first ventured into politics when he joined the Kenya African Union. Harry Thuku, a pioneering Kikuyu politician, founded the Kenya African Study Union in 1944 which later became the Kenya African Union. This was an African nationalist organisation that demanded amongst other things, access to white owned land. It was multitribal. Jomo Kenyatta became president of KAU in 1947. In an effort to gain nationwide support of KAU, Jomo Kenyatta visited Kisumu in 1952. His effort to build up support for KAU in Nyanza inspired Oginga Odinga, the Ker (chief) of the Luo Union to join KAU and delve into politics. [57]

Mau Mau Uprising

[edit]
Achieng Oneko. One of the Kapenguria Six

The Luo generally were not dispossessed of their land by white settlers, avoiding the fate that befell the pastoral ethnic groups inhabiting the Kenyan "White Highlands". Many Luo played significant roles in the struggle for Kenyan independence, but the people were relatively uninvolved in the Mau Mau Uprising (1952–60). Instead, they used their education to advance the cause of independence peacefully. An intense propaganda campaign by the colonial government effectively discouraged other Kenyan communities, settlers and the international community from sympathising with the movement by emphasising on real and perceived acts of barbarism perpetrated by the Mau Mau. Although a much smaller number of Europeans lost their lives compared to Africans during the uprising, each individual European loss of life was publicised in disturbing detail, emphasising elements of betrayal and bestiality.[10] As a result, the protest was mainly supported by the Kikuyu who began the uprising. Luo supporters of Mau Mau and those deemed by the colonial government to support it were imprisoned as well. Most notably, Ramogi Achieng Oneko, a KAU leader and one of the Kapenguria six. Barack Obama's grandfather, Hussein Onyango Obama, was involved in the African nationalist movement. He was imprisoned and tortured by the colonial authorities on suspicions that he was involved in the Mau Mau rebellion.[58] Luo lawyer Argwings Kodhek, the first East African to obtain a law degree, became known as the Mau Mau lawyer as he would successfully defend Africans accused of Mau Mau crimes pro bono. [59]

Pre-independence politics

[edit]
Tom Mboya

Following the suppression of the Mau Mau uprising and containment of Kikuyu politicians, Luo anticolonial activists filled the gap, achieving prominence on the political scene. Tom Mboya stepped into the limelight and became one of the major figures in the struggle for Kenya's independence. His intelligence, discipline, oratory and organisational skills set him apart. Tom Mboya started the Kenya Federation of Labour (KFL), which quickly became the most active political body in Kenya, representing all the trade unions. Mboya's successes in trade unionism earned him respect and admiration. Mboya established international connections, particularly with labour leaders in the United States of America through the International Confederation of Free Trade Unions (ICFTU). He used these connections and his international celebrity status to counter moves by the colonial government[60][61] Tom Mboya started the Nairobi People's Convention Party (NPCP), inspired by Kwame Nkurumah's People's Convention Party. It became the most organised and effective political party in the country.[62] It later merged with the Kenya Independence Movement and KAU to form the Kenya African National Union (KANU), which would go on to rule the country until 2002. Tom Mboya also started the Kennedy Airlift scholarship program in order to address the issue of a lack of African skilled labour. Over 800 Kenyans and East Africans benefited from this program including environmentalist and Nobel Peace Prize winner Wangari Maathai, former vice president George Saitoti and Barack Obama's father, Barack Obama Sr. [63][64]

The first election for African Members of the Legislative Council (MLCs) was in 1957. Tom Mboya and Oginga Odinga were elected.[65] In June 1958, Oginga Odinga called for the release of Jomo Kenyatta who had been imprisoned following the crackdown on the Mau Mau uprising. He made this call at a Legislative council debate. He endured months of persecution for taking this stand before it became the rallying call for the African nationalist movement.[66] The Lancaster House Conferences were held in London to discuss Kenya's independence and constitutional framework. Tom Mboya and Oginga Odinga enlisted the assistance of Thurgood Marshall, an American Lawyer and civil rights activist to draft the first constitution.[67][64]

Independent Kenya

[edit]

After Kenya became independent on 12 December 1963, Oginga Odinga declined the presidency of Kenya and agreed to assume the vice presidency with Jomo Kenyatta as the head of government. Their administration represented the Kenya African National Union (KANU) party. The Luo and the Kikuyu inherited the bulk of political power in the first years following Kenya's independence in 1963.[10] However, differences with Kenyatta caused Odinga to defect from the party and abandon the vice presidency in 1966. Cold War political intrigues were at play in local Kenyan politics.[68] The western and eastern blocs actively sought to influence local policy making and win allies resulting in a proxy cold war in Kenya. Local politics became enmeshed with cold war ideological divisions.[69] Odinga and Bildad Kaggia, a Kikuyu politician and Mau Mau leader, criticised the Kenyatta government for adopting a corrupt land redistribution policy that did not benefit the poor and landless. Pio Gama Pinto, a prominent anti-colonial activist, Odinga's chief tactician and link to the eastern bloc was assassinated on 25 February 1965 in what is recognised as Kenya's first political assassination. Odinga became increasingly sidelined in government and was eventually compelled to resign and start his own political party – the Kenya People's Union (KPU).[70] The Kenya People's Union (KPU) had strong support amongst the Luo.[71] The Kenyatta government persecuted this party. A security Act was passed in Parliament in July 1966 that permitted the government to carry out detention without trial ostensibly to maintain law and order in situations where the current order was threatened. This Act was immediately used against KPU members.[72] In August 1966, government police arrested prominent Luo KPU members including Ochola Mak'Anyengo (the secretary general of the Kenya Petroleum Oil Workers Union), Oluande Koduol (Oginga Odinga's private secretary) and Peter Ooko (the general secretary of the East African Common Services Civil Servants Union) and detained without trial.[73]

The Cold War intrigues reached their peak in 1969. Since Odinga's exit from KANU, the Luo increasingly became politically marginalised. Argwings Kodhek, the pioneering Mau Mau lawyer died in a car crash under mysterious circumstances on 29 January 1969. Tom Mboya, widely touted as the heir apparent to Kenyatta, was assassinated 6 months after on 5 July 1969. The political tension led to the Kisumu massacre when Kenyatta's presidential guard and police forces shot and killed several civilians in Kisumu Town, the capital of Nyanza Province. Following this massacre, KPU was banned, turning Kenya into a de facto one party state. All KPU members were arrested and detained without trial, including Oginga Odinga. The political marginalisation of Nyanza province worsened and continued under the Moi administration.[74][75][76][69]

Oginga Odinga was released from detention in 1971. The government continued to discourage his active participation in politics as he could not run for office in the 1974 general elections.[77] In 1982, Odinga attempted to start a new political party - Kenya African Socialist Alliance.[78] В раздел 2А конституции Кении были внесены поправки, сделавшие Кению де-юре однопартийным государством, что помешало усилиям Одинги. В августе того же года попытка государственного переворота, предпринятая солдатами ВВС Кении под предводительством Луо Езекии Очуки , была сорвана. Огинга Одинга и его сын Раила Одинга были обвинены в причастности и содержались под стражей без суда в течение нескольких месяцев. [ 78 ] [ 77 ] [ 79 ] Эти события привели к многолетней маргинализации общины Луо. Восприятие маргинализации еще больше усилилось после убийства Роберта Оуко , министра иностранных дел в 1990 году. [ 80 ] Экономическая и политическая маргинализация общества и катастрофическое экономическое управление в Кении, особенно под управлением партии KANU в зарождающемся государстве, имели трагические последствия для народа Кении. Несмотря на экономический потенциал близлежащего озера Виктория , Кения продолжает бороться с бедностью и ВИЧ/СПИДом . [ 81 ]

Местное и международное давление в начале 1990-х годов привело к тому, что правительство Мои отменило поправку к разделу 2А конституции. Таким образом, в Кении была разрешена многопартийная политика. [ 82 ] Форум за восстановление демократии (ФОРД), многоплеменная оппозиционная партия, возглавляемая Огингой Одингой , Кеннетом Матибой и Мартином Сикуку Был сформирован . Эта партия распалась из-за внутренних разногласий на оппозиционные партии по этническому признаку - ФОРД-Асили (во главе с Матибой) и ФОРД-Кения (во главе с Огингой Одингой). [ 83 ] Огинга Одинга умер в 1994 году.

Позже Форд-Кения распалась, и сын Одинги, Раила Одинга, основал Партию национального развития Кении (НДП), которая пользовалась значительной поддержкой Луо. Эта партия объединилась с KANU в 2002 году, незадолго до всеобщих выборов . [ 84 ] Раиле Одинге широко приписывают то, что он помог Мваи Кибаки победить на президентских выборах 2002 года благодаря поддержке его Либерально-демократической партии . Однако эти отношения испортились, и Раила Одинга возглавил голосование против Мваи Кибаки на конституционном референдуме в Кении 2005 года , который был широко воспринят как референдум против Кибаки. [ 85 ] Более 1000 человек были убиты и 600 000 перемещены в результате кенийского кризиса 2007–2008 годов, последовавшего за всеобщими выборами 2007 года. Предвыборная кампания и период выборов были сильно поляризованы по этническому признаку. Раила Одинга возглавил Оранжевое демократическое движение против Мваи Кибаки Партии национального единства . [ 86 ] Соглашение о разделе власти, заключенное при посредничестве Кофи Аннана, привело к созданию коалиционного правительства, в котором Раила Одинга получила новую должность премьер-министра. [ 87 ] Этническое соперничество между кикуйю и луо подчеркивает глубоко укоренившиеся исторические проблемы, связанные с доступом к ресурсам и власти. Это соперничество продолжает определять политическую траекторию Кении. [ 88 ] [ 89 ] [ 90 ]

Несмотря на поляризованную политику, которая привела к экономической и политической маргинализации, некоторые члены общины Луо продолжают добиваться выдающегося положения в Кении. В их число входят Джеймс Оренго , профессор Аньянг Нионго , Питер Олоо-Аринго , Далмас Отиено и Питер Омбиха . Доктор ООП Лумумба , бывший директор Кенийской комиссии по борьбе с коррупцией, также является луо. Лупита Нионго получила премию «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана за роль в фильме «12 лет рабства» в 2014 году. Среди выдающихся врачей и ученых Луо — покойный профессор Дэвид Питер Саймон Васаво , первый профессор естественных наук в Восточной и Центральной Африке и первый чернокожий восточноафриканец, изучающий и читающий курсы естественных наук в университете Макерере; Томас Р. Одхиамбо , выдающийся энтомолог, основатель Международного центра физиологии и экологии насекомых (ICIPE) и Африканской академии наук , обладатель золотой медали Альберта Эйнштейна (1991); Вашингтон Йотто Очиенг , обладатель золотой медали Гарольда Спенсера-Джонса 2019 года от The Королевский институт навигации (RIN) за его выдающийся вклад в мореплавание; Профессор Генри Одера Орука , философ; профессор Джордж Магоха , уролог-консультант и бывший вице-канцлер Университета Найроби; и профессор Ричард Самсон Одинго , заместитель председателя Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), получивший Нобелевскую премию мира 2007 года. [ 13 ] [ 15 ] [ 91 ]

Генетика

[ редактировать ]

Тишкофф и др. в 2009 году опубликовал крупнейшее исследование, проведенное для характеристики генетических вариаций и взаимоотношений между популяциями в Африке. Они исследовали 121 африканскую популяцию, 4 афроамериканские популяции и 60 неафриканских популяций. Их результаты показали высокую степень смешанного происхождения, отражающую миграционные события. В Восточной Африке все исследованные группы населения элементы нилотского , кушитского и бантуского в разной степени имели, среди прочего, происхождения. Они также обнаружили, что в целом генетические кластеры соответствуют лингвистической классификации, за некоторыми заметными исключениями, включая луо из Кении. Несмотря на то, что луо говорят на нилотском языке , они группируются с окружающим их населением, говорящим на банту . Они предполагают, что это указывает на высокую степень примеси, имевшую место во время миграции Южного Луо на юг. [ 7 ] Лаборатория Дэвида Райха также отметила аналогичные результаты. Они обнаружили, что частоты мутаций у луо были гораздо более похожими на частоты у окружающих носителей банту. Они предположили, что говорящие на языке луо в Восточной Африке не всегда могли находиться в неблагоприятном социальном положении, поскольку они мигрировали на территории, уже заселенные носителями языка банту. Это соответствует устной истории, которая подтверждает, что большие группы носителей банту переняли язык, культуру и обычаи луо, которые доминировали в то время. [ 92 ]

У 66% протестированных мужчин луо была обнаружена Y- гаплогруппа E-M2 (E1b1a), которая распространена среди народов, говорящих на банту. [ 93 ]

Культура и обычаи

[ редактировать ]

Традиционная система правления

[ редактировать ]

Традиционно народ Луо представлял собой патриархальное общество с децентрализованной системой управления. [ 94 ] Семью возглавлял отец или первая жена Микаи или сын в отсутствие отца. Многие семьи объединялись посредством прослеживающихся связей по крови, образуя клан аньюола , который в основном объединял глав разных семей как людей одного происхождения, дзёкангато . Многие кланы объединились, чтобы сформировать деревню под названием гвенг , которую возглавлял деревенский старейшина по имени додо или джадуонг «гвенг», который правил с помощью старейшин, которые традиционно были людьми со статусом, полученным посредством торговли, богатства, войны или красноречия. Многие деревни объединились, чтобы сформировать подплемя, которое возглавил наследственный вождь старшего сына Руота . Структура правительства Луо была сильнее на уровне подплемени при Руоте , у которого был совет старейшин, галаморо мар дзёдонго или дзёдонг гвенг , из всех деревень на их территории. Луосы организовали свою защиту и безопасность на уровне подплемени, которое возглавлял военачальник Осумба Мрваи , входивший в совет старейшин. У совета также был представитель, который говорил от имени совета по официальным вопросам на собраниях деревенских рынков, религиозных и культурных церемониях, которые Руот председательствовал. [ 95 ] [ 96 ] Отношения между племенами друг с другом были специальными, поскольку у народа луо не было единого правителя. Подплемена объединялись во время бедствий, войн и стихийных бедствий, таких как засуха, голод и наводнения, чтобы помогать друг другу. Сумо , процесс обмена продуктами с людьми, пострадавшими от голода, был общей традицией, поскольку Кисумо был одним из известных рынков, где те, кто пострадал от голода, никогда не упускали из виду щедрость своих коллег из Луо. Концепция кер -правителя Луо была придумана Джарамоги Огинга Одингой во время формирования Союза Луо в 1947 году, целью которого было объединение всех людей происхождения Луо в Восточной Африке. Джарамоги Огинга Одинга был первым Ло Кэром . В рамках отличия вождя племени от национального лидера частью условий было то, что Луо Кер не входил в национальную политику, и когда Джарамоги Огинга Одинга занялся национальной политикой в ​​1957 году, он должен был перестать быть Кером . [ 97 ]

В последние годы на место Ло Кер претендовали различные фракции совета старейшин Ло, что началось с назначения Раилой Одингой в 2010 году Уиллиса Опийо Отонди на замену Кер Риага Огало. Традиционно Кер избирался Советом старейшин и не назначался, как это произошло с Опондо Отонди, а Ло Кер мог покинуть свой пост только при двух условиях: отставка или смерть. Кер Риага Огало утверждал, что он не подал в отставку и не умер, чтобы оправдать назначение другого Кера, в то время как Опийо Отонди утверждал, что он был должным образом избранным Кером народа Луо. Кер Риага Огало представлял Раилу на многочисленных политических форумах и помогал строить политическую карьеру Раилы Одинги вопреки требованиям совета в те дни, когда они были в хороших отношениях. [ 98 ]

Кер Риага Огало известен своими прогрессивными идеями всех современных луо керов, выступая за обрезание мужчин луо для помощи в борьбе с ВИЧ / СПИДом. Обрезание было чуждо традиции Ло, но его руководство заставило многие сердца принять новые изменения. Кер Риага Огало также занимал должность заместителя председателя Национального совета старейшин. В последние годы своего правления он утверждал, что Раила своим политическим стилем удерживает народ Луо от демократического и экономического роста. Кер Риага Огало умер в 2015 году после инфекции почек в Национальной больнице Кеньятты. Споры в Совете продолжились после его кончины, и сегодня Уиллис Опийо Отонди по-прежнему утверждает, что является законным кером, которому соперничает Кер Ньяндико Онгади, который был избран Советом старейшин Ло в 2015 году вместо кера Риаги Огало. [ 99 ] Попытка централизовать народ Луо под единой властью была непростой, учитывая его историю с децентрализованной правительственной структурой. [ 100 ]

Обряды посвящения

[ редактировать ]

Традиционно имена, данные детям, часто отражали условия беременности или родов матери (включая, например, время или сезон). [ 101 ]

Кроме того, народ Луо удалили шесть нижних зубов из-за болезни челюсти, поразившей землю Луо.

Популярная еда луо включает рыбу (реч), особенно тилапию (нге) и омену , обычно сопровождаемую угали (называемым куон в Дхолуо) и традиционными овощами, такими как осуга и апот . Традиционная диета Луо состояла из куона из сорго или проса, сопровождаемого рыбным, мясным или овощным рагу. [ 102 ]

Религиозные обычаи

[ редактировать ]

Как и многие этнические общины Уганды, включая Ланги, Ачоли и Алур, Луо не практикуют ритуальное обрезание мужчин в качестве инициации .

Местные церкви включают Легио Мария , Рохо , Номия и Фвени и другие. [ 103 ] Существуют мусульманские общины луо, значительная группа которых проживает в Кисуму, Кения . [ 104 ]

Брачные обычаи

[ редактировать ]

Исторически пары знакомились друг с другом свахами, но сейчас это не распространено. Как и во многих других общинах Кении, практика бракосочетания среди луо меняется, и некоторые люди отходят от традиционного образа жизни.

Ло успешно расширили свою культуру за счет смешанных браков с другими группами в регионе, и многие луо сегодня продолжают вступать в брак за пределами общины луо. Это в основном приемлемо, поскольку это экзогамное сообщество с ограничениями на уровне клана как по отцовской, так и по материнской линии. [ 101 ] Традиционная церемония бракосочетания состоит из двух частей, каждая из которых предполагает уплату женихом выкупа за невесту. Первая церемония, Айие , предполагает выплату денег матери невесты; второй этап предполагает передачу скота отцу. Часто эти два шага выполняются одновременно, и, поскольку многие современные луо являются христианами, за этим часто следует церковная церемония.

Танцоры луо в Элдорете, Кения

Традиционно музыка была наиболее распространенным видом искусства в общине Луо. В любое время дня и ночи звучала музыка. Музыку играли не ради нее самой. Музыка была функциональной и использовалась в церемониальных, религиозных, политических или второстепенных целях. Музыка исполнялась во время похорон ( Теро буру ), чтобы восхвалять усопших, утешать скорбящих, не давать людям спать по ночам и выражать боль и агонию. Его также использовали при очищении и изгнании духов. Музыка также играла во время церемоний, таких как пивные вечеринки ( дуду , танец охангла ), приветствия воинов с войны, во время борцовского поединка ( оленго ), во время ухаживания и т. д. Существовали также рабочие песни. Их выполняли как во время общественных работ, таких как строительство, прополка и т. д., так и при индивидуальных работах, таких как измельчение зерновых или веяние. Музыка также использовалась в ритуальных целях, таких как изгнание злых духов (ньявава) , которые посещали деревню ночью, во время дождя, а также во время гадания и исцеления.

Музыка Луо формировалась под влиянием общего образа жизни, образа жизни и образа жизни людей этого сообщества. Из-за этого музыка имела характеристики, которые отличали ее от музыки других сообществ. Это можно увидеть, услышать и почувствовать в их мелодиях, ритмах, манере исполнения и танцевальных стилях, движениях и построениях.

Мелодии в музыке Ло были лиричны, с большим количеством вокальных украшений. Эти орнаменты выглядели отчетливо, особенно когда музыка несла важное послание. Их ритмы характеризовались обилием синкоп и акрутическим началом. Эти песни обычно исполнялись в стиле сольного ответа, хотя некоторые из них были сольными исполнениями. Наиболее распространенной формой сольных выступлений были песнопения. Эти песнопения представляли собой речитативы с нерегулярным ритмом и фразами, несущие серьезные послания. Эти песнопения положили начало большинству танцев Ло. Одним из примеров является танец дуду. [ 105 ]

Еще одна уникальная особенность музыки луо — это введение еще одного песнопения в середине музыкального исполнения. Пение прекращается, высота звука музыкальных инструментов снижается, а танец становится менее энергичным, поскольку человек начинает представление - это самовосхваление. Это называется Пакруок . Был также уникальный вид завывания, Сигалагала , который отмечал кульминацию музыкального представления. Сигалагалу в основном делали женщины.

Танцевальные стили народной музыки Ло были элегантными и изящными. Они включали либо движение одной ноги в противоположном направлении с талией в ногу с синкопированными ритмами музыки, либо энергичное покачивание плечами, обычно под мелодию ньятити , восьмиструнного инструмента.

Адамсон (1967) заметил, что Луос, одетые в свои традиционные костюмы и украшения, заслуживают репутации самых живописных людей в Кении. Во время большинства своих выступлений луо носили костюмы и украшали себя не только для того, чтобы выглядеть красиво, но и для улучшения своих движений. Эти костюмы включали юбки из сизаля ( овало ), бусы ( омбулу/ тиго ), которые носили на шее и талии, и красную или белую глину, которую носили дамы. Мужские костюмы включали куоди или тьено , кожу, которую носили с плеч или талии соответственно, чтобы прикрыть наготу, Лигису , головной убор, щит и копье, тростниковые шляпы и дубинки, среди прочего. Все эти костюмы и украшения были изготовлены из местных материалов.

Ло также были богаты музыкальными инструментами, которые варьировались от ударных (барабаны, хлопушки, металлические кольца, онгенго или гара , шейкеры), струнных (например, ньятити , разновидность , разновидность скрипки), духовых (например, ньятити, разновидность лиры лиры ; оруту ; оруту , разновидность скрипки ). тунг , рожок, Асили , флейта , А бу- , к определенному типу трубы).

Буффало

В настоящее время луо ассоциируются со бенга стилем музыки . Это живой стиль, в котором песни на дхолуо , суахили или английском языке исполняются под живой гитарный рифф. Он зародился в 1950-х годах, когда музыканты луо, такие как Джордж Рамоги и Очиенг Кабаселле, пытались адаптировать свои традиционные танцевальные ритмы к западным инструментам. Гитара ( акустическая , позже электрическая) заменила ньятити в качестве струнного инструмента. Бенга стала настолько популярной, что на ней играют музыканты всех национальностей. [ 106 ]

Певец луо и исполнитель ньятити Аюб Огада получил широкую известность в 2005 году, когда две его песни были включены в Альберто Иглесиаса номинированную на премию Оскар музыку Фернандо Мерейлеса к экранизации « Постоянный садовник » .

Другими музыкантами Луо в различных жанрах являются Акоти , Сюзанна Овиё , Даниэль Овино Мизиани , Колелла Мази , Ачиенг Абура , Джордж Рамоги , Муса Джума , Тони Ньядундо и Онии Папа Джей .

Родство, семья и наследование

[ редактировать ]

Очолла Аяйо пишет в «Традиционной идеологии и этике южных луо»: [ 107 ]

«Когда приходит время наследования, соблюдается идеология старшинства: старший сын получает наибольшую долю, следующую в порядке старшинства. Если это земля, которую нужно разделить, например, земля старого дедушкиного поместья, старший сын получает средний участок, второй - землю с правой стороны усадьбы, а третий сын - землю с левой стороны. После смерти отца старший сын берет на себя обязанности руководства этими группами. если рассматривать с точки зрения по генеалогии, это люди одного и того же деда, известные в Дхолуо как Джокакваро. Они делятся жертвоприношениями под руководством старшего брата. Если брат мертв, следующий по старшинству брат берет на себя ответственность и престиж. Лидерство заключается в том, что оно ставит человека на первое место в сборе урожая, выращивании, а также в поедании определенных частей убитого животного, обычно лучших частей. Именно старший брат, ведущий в группе, может первым владеть. рыбалка лодка. Поскольку именно он будет общаться с предками их отца или деда, именно он будет проводить или возглавлять жертвоприношения религиозности ладьи, как мы отмечали ранее. [...] Система выделения земли отцом при его жизни важна, так как она будет совпадать с системой наследования земли. Принцип раздела земли в моногамных семьях достаточно прост и понятен. [...] Старший сын занимает центральную часть всей земли усадьбы до ворот и за ними или до буферной зоны; тогда второй сын должен разделить оставшуюся часть земли с другими братьями. Если землю разделить между старшими сыновьями после того, как они поженятся, и переехать жить в свои земли, то часто случается, что младший сын остается в деревне отца, чтобы заботиться о нем в старости. Его наследством является последняя собственность под названием Мондо и оставшиеся сады его матери. [...] В случае полигамной деревни земля делится по тем же принципам, за исключением того, что внутри деревни сыновья претендуют на территорию, прилегающую к домам их матери. Каждая жена и ее дети рассматриваются так, как если бы составляющая группа была сыном одной женщины. Под этим я имею в виду, что детям старшей жены Микаи предоставляется та часть общей территории, которая могла бы быть отдана старшему сыну. в моногамной семье. Сыновья Ньячиры, второй жены, и сыновья Реру, третьей жены, претендуют на те доли, которые достались бы второму и третьему сыновьям Микаи в моногамной деревне». [ 108 ]

Пол Хебинк и Нельсон Манго подробно объясняют систему семьи и наследования луо в своей статье «Земля и неотъемлемые права: анализ земельных конфликтов в Луоланде, Западная Кения». [ 109 ] Паркер Макдональд Шиптон также много пишет о родстве, семье и наследстве среди луо в своей книге «Залог предков: идеологии привязанности в Африке»:

«За пределами ограды усадьбы или (там, где ограды больше нет) за ее пределами и перед ее домами люди Луо отдают предпочтение расположению полей, которое в некотором роде отражает расположение домов внутри. Следующий образец, описанный в работе Гордона Уилсона из 1950-х годов, все еще различим в наше время — не только в набросках информантов об их идеалах, но и в распределении реальных земель, где пространство позволяет последовать их примеру, если в семье более одного сына. моногамная усадьба, старший берет землю перед или справа от входа, а второй сын получает землю слева, третий снова получает землю справа и в центре, но дальше от отцовской усадьбы. если один есть, он идет влево, но дальше от отцовской усадьбы, чем второй. Дальнейшие сыновья чередуются направо и налево. В то время как старшие сыновья могут, таким образом, получать большую долю, чем младшие, младший берет на себя управление личным садом (мондо). отцом для себя — как бы в качестве утешительного приза».

Список известных людей происхождения Луо

[ редактировать ]

Академика, медицина и наука

[ редактировать ]

Бизнес и экономика

[ редактировать ]

Политика, активизм, профсоюзное движение, дипломатия и право

[ редактировать ]

Обычный язычник Ояи Денг Аджак

Искусство, музыка и медиа

[ редактировать ]

Писатели и драматурги

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  • Кайл, Кейт (1999). Политика независимости Кении . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  9780230377707 .
  • Огот, Бетвелл А. (1967). История Южного Ло: Том I, Миграция и расселение, 1500–1900 гг . Народы Восточной Африки. Найроби: Восточноафриканское издательство .
  • Райх, Дэвид (2018). Кто мы и как мы сюда попали: древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN  978-1101870327 .
  1. ^ «Ло в Кении» .
  2. ^ Перейти обратно: а б Гордон младший, Раймонд Г., изд. (2005). Этнолог: Языки мира, Издание пятнадцатое . Даллас, Техас, США: SIL International. ISBN  978-1-55671-159-6 . Архивировано из оригинала 24 ноября 2007 года.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV, 2019 год: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам» . Национальное статистическое бюро Кении . Проверено 24 марта 2020 г.
  4. ^ Огот 1967 , стр. 40–47.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Хаммарстрем, Харальд; Форкель, Роберт; Хаспельмат, Мартин, ред. (2017). «Нилотик». Глоттолог 3.0. Йена, Германия: Институт истории человечества Макса Планка.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Огот 1967 , стр. 144–154.
  7. ^ Перейти обратно: а б Тишкофф, С.А.; Рид, ФА; Фридлендер, Франция; Эрет, К.; Ранчиаро, А.; Фромант, А.; Хирбо, Дж.Б.; Авомойи, А.А.; Бодо, Ж.-М.; Думбо, О.; Ибрагим, М.; Джума, АТ; Котце, MJ; Лема, Г.; Мур, Дж. Х.; Мортенсен, Х.; Ньямбо, ТБ; Омар, SA; Пауэлл, К.; Преториус, Г.С.; Смит, Миссури; Тера, Массачусетс; Вамбебе, К.; Вебер, Дж.Л.; Уильямс, С.М. (22 мая 2009 г.). «Генетическая структура и история африканцев и афроамериканцев» . Наука . 324 (5930): 1035–1044. Бибкод : 2009Sci...324.1035T . дои : 10.1126/science.1172257 . ПМЦ   2947357 . ПМИД   19407144 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Огот 1967 , с. 40-42.
  9. ^ Кайл 1999 , стр. 53–89.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Политика независимости Кении Кайла Кейта. Пэлгрейв Макмиллан, 1999 г.
  11. ^ Масуд, Эхсан (23 июня 2003 г.). «Томас Одхиамбо Энтомолог-провидец, использующий науку для бедных стран Африки» . Хранитель . Проверено 9 июня 2021 г.
  12. ^ «Главная - профессор Вашингтон Йотто Очиенг, Франция» . www.Империал.ac.uk . Проверено 7 декабря 2022 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б «Нобелевская премия 2022» . Проверено 1 августа 2023 г.
  14. ^ Обама, Барак (1995). Мечты моего отца. Три Риверс Пресс. ISBN   9781400082773
  15. ^ Перейти обратно: а б «Гордость Африки: Кения празднует Оскар Нионго». Бостон Геральд. 3 марта 2014. Архивировано 9 марта 2014 года. Проверено 5 сентября 2014 года.
  16. ^ «Вспоминая бенгу: заразительный музыкальный подарок Кении Африке» . Хранитель . 9 июля 2015 года . Проверено 7 декабря 2022 г.
  17. ^ Огот, Бетвелл А., История Южного Луо: Том I, Миграция и расселение, 1500–1900 , (Серия: Народы Восточной Африки ), Восточноафриканское издательство , Найроби, 1967, стр. 31–39.
  18. ^ Огот 1967 , с. 41.
  19. ^ Джойс, Томас Атол (1911). «Кавирондо». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 701.
  20. ^ Кржизаняк, Лех (декабрь 1976 г.). «Археологический памятник Кадеро, Судан». Современная антропология . 17 (4): 762. дои : 10.1086/201823 . S2CID   144379335 .
  21. ^ Маршалл, Фиона; Хильдебранд, Элизабет (2002). «Скот перед посевом: начало производства продуктов питания в Африке». Журнал мировой предыстории . 16 (2): 99–143. дои : 10.1023/А:1019954903395 . S2CID   19466568 .
  22. ^ Ахиллес Готье. Фаунистические остатки ранненеолитической стоянки Кадеро, Центральный Судан. Археология ранней Северо-Восточной Африки. Исследования африканской археологии 9. Доступно по адресу: https://books.ub.uni-heidelberg.de/пропилаум/reader/download/218/218-30-76968-1-10-20170210.pdf.
  23. ^ Кржизаняк, Лех (апрель 1978 г.). «Новый взгляд на раннее производство продуктов питания в Центральном Судане». Журнал африканской истории . 19 (2): 159–172. дои : 10.1017/S0021853700027572 . S2CID   162767986 .
  24. ^ Перейти обратно: а б Холлфельдер, Нина; Шлебуш, Карина М.; Гюнтер, Торстен; Бабикер, Хиба; Хасан, Хишам Ю.; Якобссон, Маттиас (24 августа 2017 г.). «Геномные вариации Северо-Восточной Африки, сформированные преемственностью коренных групп и евразийскими миграциями» . ПЛОС Генетика . 13 (8): e1006976. дои : 10.1371/journal.pgen.1006976 . ПМЦ   5587336 . ПМИД   28837655 .
  25. ^ Рилли, Клод (2016). «Диаспора Вади-Ховар и ее роль в распространении восточносуданских языков с четвертого по первое тысячелетие до нашей эры». Faits de Langues . 47 (1): 151–163. дои : 10.1163/19589514-047-01-900000010 . S2CID   134352296 .
  26. ^ Купер, Жюльен (2017). «Топонимические пласты в Древней Нубии до нашей эры» . Дотаво: Журнал нубийских исследований . 4 . дои : 10.5070/d64110028 .
  27. ^ Огот 1967 , стр. 41–43.
  28. ^ Робертшоу, Питер (июль 1987 г.). «Предыстория в бассейне верхнего Нила». Журнал африканской истории . 28 (2): 177–189. дои : 10.1017/S002185370002973X . S2CID   161548406 .
  29. ^ Оливер, Роланд (1982). «Нилотический вклад в развитие банту в Африке». Журнал африканской истории . 23 (4): 433–442. дои : 10.1017/S0021853700021289 . JSTOR   182034 . S2CID   153539947 .
  30. ^ Мартелл, Питер (2018). Сначала поднимите флаг. Лондон: Херст и компания. ISBN   978-1849049597 .
  31. ^ Перейти обратно: а б Огот 1967 , стр. 44–47.
  32. ^ Мерсер, Патрисия (1971). «Торговля и политика шиллук с середины семнадцатого века до 1861 года». Журнал африканской истории . 12 (3): 407–426. дои : 10.1017/S0021853700010859 . JSTOR   181041 . S2CID   154445649 .
  33. ^ Огот 1967 , стр. 44–144.
  34. ^ Одьямбо, Атьено. (1989). Сиайя: историческая антропология африканского пейзажа . Дж. Карри. OCLC   1096480559 .
  35. ^ Огот, Бетвелл А. (1967). История Южного Луо: Том I, Миграция и расселение (Серия: Народы Восточной Африки) . Восточноафриканское издательство , Найроби. п. ассим.
  36. ^ Огот 1967 , с. 144.
  37. ^ Огот 1967 , с. 212.
  38. ^ Огот 1967 , с. 135.
  39. ^ Дейл, Дарла; Эшли, Кери З. (апрель 2010 г.). «Голоценовые сообщества охотников-рыболовов-собирателей: новые перспективы использования сообществ Кансьора в Западной Кении». Азания: Археологические исследования в Африке . 45 (1): 24–48. дои : 10.1080/00672700903291716 . S2CID   161788802 .
  40. ^ «Кения — Фонд африканского наскального искусства» . 15 декабря 2022 г. Проверено 1 августа 2023 г.
  41. ^ Эрет, Кристофер (2001). «Экспансия банту: новое видение центральной проблемы ранней африканской истории». Международный журнал африканских исторических исследований . 34 (1): 5–41. дои : 10.2307/3097285 . JSTOR   3097285 .
  42. ^ Лейн, Пол; Эшли, Кери; Отейо, Гилберт (январь 2006 г.). «Новые даты поставок товаров Кансёр и Уреве из Северной Ньянзы, Кения» Азания: Археологические исследования в Африке . 41 (1): 123–138. дои : 10.1080/00672700609480438 . S2CID   162233816 .
  43. ^ Перейти обратно: а б Огот 1967 , с. 128.
  44. ^ Перейти обратно: а б Огот 1967 , с. 218.
  45. ^ Перейти обратно: а б с «Тайны в камне» . Кения в прошлом и настоящем . 36 (1): 67–72. 1 января 2006 г. hdl : 10520/AJA02578301_479 .
  46. ^ Огот 1967 , с. 219.
  47. ^ Перейти обратно: а б «Музей Питта Риверса в выставочных поселениях Ло» . web.prm.ox.ac.uk. ​Проверено 10 июля 2024 г.
  48. ^ Кайл 1999 , стр. 11–14.
  49. ^ Музей Питта Риверса Визуальная история Ло. Встреча Луо с европейцами. Доступно по адресу: http://web.prm.ox.ac.uk/Luo/luo/page/exhibition-encounter-europeans/index.html.
  50. ^ «Карскаллен, Артур Аса Гранвиль». Энциклопедия адвентистов седьмого дня , том AL. Второе исправленное издание. Под редакцией Бобби Джейн Ван Долсон и Лео Р. Ван Долсон. «Серия справочных комментариев», том 10. Хагерстаун, Мэриленд: Издательская ассоциация Review and Herald, 1996. стр. 300–301.
  51. ^ Перейти обратно: а б с Музей Питта Риверса Луо Визуальная история. Вестернизация Ло. Доступно по адресу: http://web.prm.ox.ac.uk/Luo/luo/page/exhibition-european-education/index.html.
  52. ^ «Жители протестуют против сноса камеры Одера Аканго» . Проверено 1 августа 2023 г.
  53. ^ Шадл, Бретт Л. (2002). «Покровительство, милленаризм и Змеиный Бог Мумбо на юго-западе Кении, 1912–34». Африка: Журнал Международного африканского института . 72 (1): 29–54. дои : 10.2307/3556798 . hdl : 10919/46785 . JSTOR   3556798 .
  54. ^ Кайл 1999 , стр. 16–21.
  55. ^ Мюррей, Нэнси Улар (1982). «Архидиакон В.Е. Оуэн: миссионер как пропагандист». Международный журнал африканских исторических исследований . 15 (4): 653–670. дои : 10.2307/217849 . JSTOR   217849 .
  56. ^ Кайл 1999 , с. 78.
  57. ^ Кайл 1999 , стр. 38–43.
  58. ^ Оренго, Бен Макинтайр и Пол (31 июля 2023 г.). «Избиения и оскорбления заставили дедушку Барака Обамы возненавидеть британцев» . Таймс . ISSN   0140-0460 . Проверено 1 августа 2023 г.
  59. ^ Кайл 1999 , стр. 41–53.
  60. ^ «История COTU(K) – Центральной организации профсоюзов (COTU-K)» . Проверено 1 августа 2023 г.
  61. ^ Кайл 1999 , стр. 73–74.
  62. ^ Кайл 1999 , стр. 82–84.
  63. ^ Кайл 1999 , с. 119.
  64. ^ Перейти обратно: а б Воздушный транспорт в Америку. Как Барак Обама-старший, Джон Ф. Кеннеди, Том Мбойя и 800 восточноафриканских студентов изменили свой и наш мир Том Шахтман
  65. ^ Кайл 1999 , с. 70.
  66. ^ Кайл 1999 , стр. 86–89.
  67. ^ Кайл 1999 , с. 100, 145, 189.
  68. ^ Кайл 1999 , с. 105, 119.
  69. ^ Перейти обратно: а б Свобода и страдания. Глава Дэниела Бранч: Кения: между надеждой и отчаянием, 1963–2011 гг. Издательство Йельского университета. ноябрь 2011 г.
  70. ^ Кения: Загадка пост-Кеньятты. Меморандум разведки ЦРУ. Утверждено к выпуску 18.11.2008. Доступно по адресу: https://www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP85T00875R001100130082-2.pdf.
  71. ^ Кайл 1999 , с. 200.
  72. ^ Конбой, Кевин (11 февраля 2016 г.). «Задержание без суда в Кении» . Грузинский журнал международного и сравнительного права . 8 (2): 441.
  73. ^ «Задержаны 5 лидеров оппозиции» . Пасадена Индепендент . 5 августа 1966 г. с. 1 . Проверено 1 августа 2023 г.
  74. ^ Одинга, Огинга. (1977). Еще не Ухуру: автобиография Огинги Одинги . Хайнеманн. ISBN  0-435-90038-2 . OCLC   264794347 .
  75. ^ «Тёмная суббота 1969 года, когда визит Джомо в Кисуму обернулся кровавым» . Нация . 28 июня 2020 г. Проверено 1 августа 2023 г.
  76. ^ Годовой отчет Amnesty International за 1973–1974 годы. Доступно по адресу: https://www.amnesty.org/download/Documents/POL100011974ENGLISH.PDF.
  77. ^ Перейти обратно: а б «Кения — колониализм, Мау-Мау, независимость | Британника» . www.britanica.com . Проверено 1 августа 2023 г.
  78. ^ Перейти обратно: а б Кайл 1999 , с. 201.
  79. Хорсби, Чарльз (20 мая 2012 г.). «Как провалилась попытка захвата правительства Мои [так в оригинале] повстанцами». Стандартный цифровой. Проверено 23 июня 2018 г.
  80. ^ «Роберт Оуко «убит в Государственном доме Кении» » . Новости Би-би-си . 9 декабря 2010 года . Проверено 1 марта 2024 г.
  81. ^ Energy Old - Возобновляемые источники энергии для развития. Архивировано 13 июля 2007 г. в Wayback Machine.
  82. ^ Поиски Кении новой конституции: ключевые конституционные моменты. Доступно по адресу: https://www.polity.org.za/article/kenyas-quest-for-a-new-constitution-the-key-constitutional-moments-2010-07-29 . Цитируется 20 ноября.
  83. ^ Браун, Стивен (октябрь 2001 г.). «Авторитарные лидеры и многопартийные выборы в Африке: как иностранные доноры помогают удержать у власти кенийского Дэниела Арап Мои». Ежеквартальный журнал «Третий мир» . 22 (5): 725–739. дои : 10.1080/01436590120084575 . S2CID   73647364 .
  84. ^ Слияние встряхивает политику Кении. Новости Би-би-си. Доступно по адресу: http://news.bbc.co.uk/2/hi/africa/1878321.stm.
  85. Весь кабинет министров Кении распущен. Доступно по адресу: http://news.bbc.co.uk/2/hi/africa/4463262.stm.
  86. Глава ООН призывает соперников Кении прекратить насилие. Архивировано 2 февраля 2008 г. в Wayback Machine , The Age , 31 января 2008 г.
  87. ^ «Ключевые моменты: соглашение о разделе власти в Кении» . Новости Би-би-си. 28 февраля 2008. Архивировано 6 апреля 2008 года. Проверено 13 апреля 2008 года.
  88. ^ Этническое соперничество, которое держит Кению в заложниках. Отчет по Африке. Доступно по адресу: https://www.theafricareport.com/734/the-ethnic-rivalry-that-holds-kenya-hostage/ Цитируется 18-12-20.
  89. ^ Соперничество Кеньятта-Одинга охватывает два поколения кенийской политики. Новости «Голоса Америки». Доступно по адресу: https://www.voanews.com/africa/kenyatta-odinga-rivalry-spans-two-generations-kenyan-politics . Цитируется 18.12.20
  90. ^ История повторяется через вражду между Кеньяттой и Одингой. Новости нации. Доступно по адресу: https://nation.africa/kenya/news/politics/history-repeats-itself-through-kenyatta-odinga-feud-11822 . Цитировано 18 декабря 20 г.
  91. ^ Статья Ф. Очиенг'-Одхиамбо «Африканский ученый: Генри Одера Орука» в Quest Vol. IX Нет. 2/Том X №. 1 (декабрь 1995 г. / июнь 1996 г.): 12–11. [1]
  92. ^ Рейх 2018 , стр. 215–216.
  93. ^ Вуд Э.Т., Стовер Д.А., Эрет С., Дестро-Бисол Дж., Спедини Дж., МакЛеод Х., Луи Л., Бамшад М., Страссманн Б.И., Судьялл Х., Хаммер М.Ф. (июль 2005 г.). «Контрастные закономерности вариаций Y-хромосомы и мтДНК в Африке: свидетельства демографических процессов с учетом пола» . Европейский журнал генетики человека . 13 (7): 867–76. дои : 10.1038/sj.ejhg.5201408 . ПМИД   15856073 . S2CID   20279122 .
  94. ^ Григоренко, Елена Львовна (2001). Организация концепций интеллекта Луо: исследование неявных теорий в кенийской деревне . Международное общество изучения поведенческого развития. OCLC   842972252 .
  95. ^ Оденьо, Амос О. (1973). «Завоевание, клиентаж и земельное право среди луо в Кении». Обзор права и общества . 7 (4): 767–778. дои : 10.2307/3052969 . JSTOR   3052969 .
  96. ^ Огот 1967 , с. 170-175.
  97. ^ Каротенуто, Мэтью Пол (2006). Развитие африканского сообщества: Союз Луо в Восточной Африке ХХ века (Диссертация). ISBN  978-0-542-93443-8 . ПроКвест   305309018 . [ нужна страница ]
  98. ^ «Борьба за власть разделяет совет старейшин Ло на 3 фракции» . 23 января 2020 г.
  99. ^ Проект добровольной мужской стрижки будет развернут в городских районах. Новости нации. Доступно по адресу: https://nation.africa/kenya/news/provincial/voluntary-male-cut-project-to-be-rolled-out-in-urban-areas--629514 Цитируется 19-12-20.
  100. ^ «Единство на виду, поскольку одна фракция совета Луо уходит» .
  101. ^ Перейти обратно: а б Дэнвер, Стивен Л. (2013). Коренные народы мира: энциклопедия групп, культур и современных проблем . ME Sharpe, Inc. с. 57. OCLC   1026939363 .
  102. ^ Джонс, Тимоти; Кокваро, Джон О. (1991). «Пищевые растения Луо района Сиайя, Кения». Экономическая ботаника . 45 (1): 103–113. дои : 10.1007/BF02860055 . JSTOR   4255314 . S2CID   38589713 .
  103. ^ Кустенбаудер, Мэтью (1 августа 2009 г.). «Вера в Черного Мессию: Церковь Легио Мария в африканском христианском ландшафте» . Нова Религио . 13 (1): 11–40. дои : 10.1525/номер.2009.13.1.11 .
  104. ^ Беккер, Фелиситас (25 июня 2018 г.). «История ислама в Восточной Африке» . Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.151 . ISBN  978-0-19-027773-4 . Проверено 2 декабря 2021 г.
  105. ^ Джонс, AM (1973). «Музыка Ло и ее ритм». Африканская музыка: Журнал Африканского музыкального общества . 5 (3): 43–54. дои : 10.21504/amj.v5i3.1658 .
  106. ^ Ратенг Рамоги Дихол Димо II, Его Величество. Нация луо — история, происхождение и культура народа луо в Кении . ISBN  9789966123138 . {{cite book}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  107. ^ Велборн, ФБ; Очолла-Айайо, ABC (1978). «Традиционная идеология и этика южных луо» . Журнал религии в Африке . 9 (2): 159. дои : 10.2307/1581402 . JSTOR   1581402 .
  108. ^ Традиционная идеология и этика южных луо - DiVA «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 14 октября 2013 года . Проверено 13 октября 2013 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  109. ^ Аббинк, Дж. (2008). Дилеммы развития: конфликты интересов и их решения в процессе модернизации Африки (PDF) . Центр африканских исследований. ISBN  9789054480815 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 октября 2013 г. Проверено 9 октября 2013 г.

Рекомендуемое чтение

[ редактировать ]
  • Хербих, Ингрид. «Ло». В приложении к «Энциклопедии мировых культур» , К. Эмбер, М. Эмбер и И. Скоггард (ред.), стр. 189–194. Нью-Йорк: Справочник Макмиллана, 2002 г.
  • Сеногазаке, Джордж, Народная музыка Кении , ISBN   9966-855-56-4
  • Мвакикагиле, Годфри , Этническая политика в Кении и Нигерии , Nova Science Publishers, Inc. , Хантингтон, Нью-Йорк, 2001; Годфри Мвакикагиле, Кения: идентичность нации , New Africa Press, Претория, Южная Африка, 2008.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f8a2873f3a5f1094107805235e1d909a__1720592100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f8/9a/f8a2873f3a5f1094107805235e1d909a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Luo people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)