Нилотские народы
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Долина Нила , Великие африканские озера , юго-запад Эфиопии. | |
Языки | |
Нилотские языки | |
Религия | |
Традиционные верования ( религия динка , фольклор календжин и т. д.), христианство , ислам |
Нилотские народы — коренные жители долины Нила , говорящие на нилотских языках . Они населяют Южный Судан , Судан , Эфиопию , Уганду , Кению , восточную приграничную зону Демократической Республики Конго , Руанду , Бурунди и Танзанию . [1] Среди них буруноязычные народы , народ Тесо, также известный как Итесо или народ Тесо, [2] Народы Каро, народы Луо , народы Атекер , народы Календжин , народ Карамоджонг , также известный как Карамоджонг или Каримоджонг, [3] Датуга , динка , нуэр , атвот , лотуко и народы, говорящие на языке маа .
Нилоты составляют большинство населения Южного Судана , территории, которая считается местом их первоначального расселения. После народов банту они составляют вторую по численности группу народов, населяющих район Великих африканских озер вокруг Восточно-Африканского разлома . [4] Они также составляют заметную часть населения юго-западной Эфиопии. нилотские народы насчитывали 7 миллионов человек. В конце 20 века [5]
Нилотские народы в основном придерживаются христианства и традиционных верований , в том числе религии динка . Некоторые нилотские народы также придерживаются ислама .
Имя
[ редактировать ]Термины «нилот» и «нилот» ранее использовались в качестве расовых подклассификаций, основанных на антропологических наблюдениях за предполагаемой отличной морфологией тела многих говорящих на нилоте. двадцатого века Социологи в значительной степени отказались от попыток классифицировать народы по физическим характеристикам в пользу использования лингвистических исследований для различения народов. Они сформировали этнические группы и культуры, основанные на общем языке. [6] Однако с конца 20-го века ученые-социологи и физики используют данные популяционной генетики. [7] [ нужна проверка ]
Нилот и нилоте теперь в основном используются для обозначения различных людей, говорящих на языках одной и той же нилотской языковой семьи. Этимологически термины Нилотик и Нилоте (единственное число нилот) происходят от долины Нила ; в частности, Верхний Нил и его притоки, где проживает большинство суданцев, говорящих на нило-сахарском языке. [8]
Этнические и языковые подразделения
[ редактировать ]Языки
[ редактировать ]С лингвистической точки зрения нилоты делятся на три подгруппы:
- Восточный нилотский – на нем говорят нилотские народы на юго-западе Эфиопии, на востоке Южного Судана, на северо-востоке Уганды , на западе Кении и на севере Танзании . Он включает такие языки, как туркана и масаи .
- Южный нилотский - на нем говорят нилотские народы в западной Кении, северной Танзании и восточной Уганде, включая Календжин и Датог .
- Западный нилотский - на нем говорят нилотские народы в Южном Судане, Судане, северо-восточном Конго (ДРК), северной Уганде, юго-западной Кении, северной Танзании и юго-западной Эфиопии. Он включает языки динка - нуэр , языки луо и языки бурун .
- Динка-Нуэр-Атвот
- языки луо
- Бурунские языки
Этнические группы
[ редактировать ]Нилоты составляют основную часть населения Южного Судана. Самый крупный из суданских нилотских народов — динка , насчитывающий целых 25 этнических подразделений. Следующими по величине группами являются нуэры , за ними следуют шиллуки . [9]
Нилоты в Уганде включают народы луо ( ачоли , алур , адхола ), народы атекер ( итесо , кумам , карамоджонг , ланго, которые, несмотря на то, что говорят на смеси слов луо, имеют происхождение от атекере, себей и каква ).
В Восточной Африке нилотов часто делят на три основные группы:
- Равнинные нилоты говорят на языках маа и включают народы масаи, самбуру и туркана. [4]
- Речное озеро Нилотес включает народность джолуо (кенийский луо), которые являются частью более крупной группы луо. [4]
- Горные нилоты подразделяются на две группы: календжины и датоги .
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Предполагается , что прото-нилотское единство, отдельное от более раннего недифференцированного восточно-суданского единства, возникло к третьему тысячелетию до нашей эры. Развитие протонилотов как группы могло быть связано с приручением ими домашнего скота . Единство Восточного Судана должно было произойти еще значительно раньше, возможно, около пятого тысячелетия до нашей эры. Предполагаемое единство Нило-Сахары относится к верхнему палеолиту около 15 тысяч лет назад. Первоначальное место обитания первых носителей нилотского языка предположительно находилось к востоку от Нила, на территории современного Южного Судана. Протонилоты третьего тысячелетия до нашей эры были скотоводами , тогда как их соседи, протоцентральносуданские народы , были в основном земледельцами. [11]
Нилоты практиковали смешанную экономику: скотоводство, рыболовство и выращивание семян. [12] Некоторые из самых ранних археологических находок, описывающих подобную культуру из того же региона, найдены в Кадеро , в 48 м к северу от Хартума в Судане, и датируются 3000 годом до нашей эры. В Кадеро находятся остатки скотоводческой культуры и кладбище со скелетными останками, отражающими фенотипы стран Африки к югу от Сахары. Он также содержит свидетельства одомашнивания других животных, искусства, торговли на большие расстояния, выращивания семян и потребления рыбы. [13] [14] [15] [16]
Генетические и лингвистические исследования показали, что нубийцы в Северном Судане и Южном Египте представляют собой смешанную группу, которая изначально была популяцией, тесно связанной с нилотами. [17] [18] Позже эта популяция получила значительный поток генов от популяций Ближнего Востока и других стран Восточной Африки. [17] Нубийцы считаются потомками первых жителей долины Нила, которые позже образовали Королевство Куш , включавшее Керму и Мероэ , а также средневековые христианские королевства Макурия , Нобатия и Алодия . [19] Эти исследования показывают, что популяции, тесно связанные с нилотами, в древности на протяжении долгого времени населяли долину Нила вплоть до южного Египта.
Раннее расширение
[ редактировать ]Языковые данные указывают на первоначальную экспансию на юг из нилотской питомницы в крайний южный Судан, начиная со второго тысячелетия до нашей эры.общины южных нилотов , участвовавшие в этом расширении, в конечном итоге достигли западной Кении между 1000 и 500 годами до нашей эры. [20] Их прибытие произошло незадолго до появления железа в Восточной Африке. [21]
Расширение за пределами Судда
[ редактировать ]Лингвистические данные показывают, что со временем к власти пришли носители нилотского языка, такие как нуэр, динка, шиллук и луо. Эти группы распространились из болот Судда , где археологические данные показывают, что культура, основанная на отгонном скотоводстве, существовала с 3000 г. до н. э., и, таким образом, нилотская культура в этой области может существовать до сих пор. [22]
Экспансия Нилота из Суддских болот на остальную часть Южного Судана, похоже, началась в 14 веке. Это совпадает с распадом христианских нубийских королевств Мукурия и Алодия и проникновением арабских торговцев в центральный Судан. От арабов южносуданцы, возможно, получили новые породы безгорбого скота. [22] Археолог Роланд Оливер отмечает, что этот период также указывает на начало железного века среди нилотов. Эти факторы могут объяснить, как говорящие на нилоте распространились и стали доминировать в регионе.
Шиллук
[ редактировать ]К 16 веку самой могущественной группой среди говорящих на нилоте были Кёлло, называемые арабами и европейцами шиллук, которые распространились на восток до берегов белого Нила под легендарным предводительством Ньиканга, [23] который, как говорят, правил Лагом Кёллё c примерно с 1490 по 1517 год. [24] Кёлло получили контроль над западным берегом реки на севере до Кости в Судане. Там они создали экономику, основанную на скотоводстве, выращивании зерновых и рыболовстве, с небольшими деревнями, расположенными вдоль реки. [25] В Кёллё развилась интенсивная система сельского хозяйства. Земли Кёллё в 17 веке имели плотность населения, аналогичную плотности населения египетских земель Нила. [26]
Одна из теорий состоит в том, что давление со стороны Кёлло вынудило народ Фундж отправиться на север, где впоследствии был основан Султанат Сеннар .Динка остались в районе Судд, сохраняя свое отгонное хозяйство. [27]
В то время как динка были защищены и изолированы от своих соседей, Кёлло более активно участвовали в международных делах. Кёлло контролировал западный берег Белого Нила, но другая сторона контролировалась султанатом Фундж, и между ними происходили регулярные конфликты. Кёлло имели возможность быстро совершать набеги на внешние территории на военном каноэ и контролировали воды Нила. У Фунджа была постоянная армия бронетанковой кавалерии, и эта сила позволяла им доминировать на равнинах Сахеля .
Традиции Кёлло рассказывают о Радхе Одаке Околло, который правил около 1630 года и возглавил их в трехдесятилетней войне с Сеннаром за контроль над торговыми путями Белого Нила. Кёлло объединились с Султанатом Дарфур и Королевством Такали против Фунджа, но капитуляция Такали положила конец войне в пользу Фунджа. В конце 17 века Кёлло и Фундж объединились против динка, которые пришли к власти в приграничной зоне между Фунджем и Кёллё. [28]
Политическая структура Кёллё постепенно централизовалась под властью короля или рета . Самым важным из них является Рад Туго (сын Радха Дхёкёдхо), который правил примерно с 1690 по 1710 год и основал столицу Кёллё Фашоду . В тот же период произошел постепенный распад султаната Фундж, в результате чего Кёлло полностью контролировал Белый Нил и его торговые пути. Военная мощь Кёллё основывалась на контроле над рекой. [28]
Южное нилотское поселение в Восточной Африке
[ редактировать ]Начиная с середины XIX века, европейские антропологи, а затем и кенийские историки интересовались происхождением миграции людей из различных частей Африки в Восточную Африку. Одна из наиболее примечательных теорий широкого спектра, вытекающих из этих исследований, включает расширение банту . Основными инструментами исследования были лингвистика, археология и устные традиции.
Устные традиции
[ редактировать ]Важность отслеживания истории отдельных кланов для получения представления о формировании групп календжин была показана такими учеными, как Б. Е. Кипкорир (1978). Он утверждал, что тугени сначала поселились небольшими клановыми группами, спасаясь от войны, голода и болезней, и что они прибыли из западных, восточных и северных частей. Даже часть тугенов утверждает, что пришла с горы Кения. [29]
Отчет Нанди о поселении Нанди демонстрирует аналогичный способ оккупации территории Нанди. Кланы календжин, которые переселились в территорию Нанди и заняли ее, став, таким образом, племенем Нанди, происходили из самых разных областей, где говорили на календжинском языке. [30]
По-видимому, существовали пространственные основные области, в которые люди перемещались и концентрировались на протяжении веков, и в процессе этого эволюционировали в отдельные общины календжинов, известные сегодня, путем принятия мигрантов и ассимиляции коренных жителей. [31]
По разным причинам медленные миграции нилотских народов луо, охватывающие несколько поколений, происходили из Южного Судана в Уганду и западную Кению, по крайней мере, с 1000 года нашей эры и продолжались до начала 20 века. [32] Устная история и генеалогические данные использовались для оценки сроков экспансии Луо в Кению и Танзанию и внутри них. Можно выделить четыре основные волны миграций в бывшую провинцию Ньянза в Кении, начиная с жителей Джок ( Джока Джок ), которые, по оценкам, начались примерно в 1490–1517 годах. [33]
Джока Джок были первой и крупнейшей волной мигрантов в северную Ньянзу. Эти мигранты поселились в месте под названием Рамоги-Хилл, а затем распространились по северной Ньянзе. народ Овини ( Джок'Овини ) и народ Омоло ( Джок'Омоло ). Вскоре после этого (1598-1625) последовали [34]
Затем последовала разнородная группа, состоящая из Суба, Саква, Асембо, Уёма и Кано. Суба изначально были народом, говорящим на языке банту , который ассимилировался с культурой луо. Они бежали из Королевства Буганда в Уганде после гражданской войны, последовавшей за убийством 24-го Кабаки Буганды в середине 18 века, и поселились в Южной Ньянзе , особенно на Русинга и Мфангано . островах [35] Носители языка луо пересекли залив Винам озера Виктория из северной Ньянзы в Южную Ньянзу, начиная с начала 17 века. [34]
Постколониальные традиции
[ редактировать ]Несколько исторических повествований различных подплемен календжинов указывают на Тулветаб/Тулвоп Кони ( гора Элгон ) как на первоначальный пункт их поселения в Кении. [36] Эта точка происхождения выступает в качестве центральной темы в большинстве повествований, записанных после колониального периода. В одном из наиболее известных источников говорится:
... Календжины произошли из страны на севере, известной как Эмет аб Бургей, что означает «теплая страна». Говорят, что люди отправились на юг, минуя гору Элгон или Тулвет-аб-Кони в Календжине. Сабаоты . расселились по склонам горы, в то время как остальные отправились в поисках лучшей земли Кейо долине и Мараквет поселились в Керио и на холмах Черангани . Покоты . поселились на северной стороне горы Элгон, а затем распространились на районы к северу от озера Баринго У озера Баринго отделился туген от нанди и кипсиги. Это было во время голода, известного как Кемеутаб Рересик, что означает «голод летучих мышей». Говорят, что во время этого голода летучая мышь принесла травинки зеленой травы, что было воспринято как знак доброго предзнаменования, означающего, что голод можно предотвратить, перейдя на более зеленые пастбища. Туген переехали и поселились вокруг холмов Туген , а кипсиги и лембусы нанди переселились в Ронгай район и . Говорят , что кипсиги нанди долгое время жили как единая группа, но в конечном итоге были вынуждены разделиться из-за антагонистических факторов окружающей среды. Некоторые из них были засухи и вторжение в Масаи из Уасин Гишу. [37]
Географические барьеры защищали южан от продвижения ислама, позволяя им сохранить свое социальное и культурное наследие, а также свои политические и религиозные институты. Народ динка находился в особой безопасности на болотах Судд , которые защищали его от внешнего вмешательства и позволяли им оставаться в безопасности без крупных вооруженных сил. У народов шиллук, азанде и бари чаще возникали конфликты с соседними государствами. [38]
Культура и религия
[ редактировать ]Большинство нилотов продолжают заниматься скотоводством, сезонно мигрируя со своими стадами скота. [4] Некоторые племена также известны традицией угона скота . [39]
Благодаря длительному взаимодействию с соседними народами нилоты в Восточной Африке переняли многие обычаи и обычаи южнокушитских групп. К последним относятся возрастная система социальной организации, обрезание и словарный запас терминов. [4] [40]
Что касается религиозных убеждений, нилоты в первую очередь придерживаются традиционных верований, христианства и ислама. Религия динка имеет пантеон божеств. Верховным Богом-Творцом является Ньялик , Бог неба и дождя, а также правитель всех духов. [41] Считается, что он присутствует во всем творении и контролирует судьбу каждого человека, растения и животного на Земле. Нхиалик также известен как Джаак, Джуонг или Дьокин другими нилотскими группами, такими как нуэр и шиллук. Денгдит или Дэн - небесный бог дождя и плодородия, наделенный силой Нхиалика. [42]
Мать Дэна — Абук , богиня-покровительница садоводства и всех женщин, представленная змеей. [43] Гаранг, еще одно божество, некоторые динка считают или считают богом, подавленным Дэном. Его духи могут заставить кричать большинство женщин динка и некоторых мужчин. Термин Джок относится к группе духов предков.
В мифологии Лотуко главного бога зовут Аджок . Обычно его считают добрым и доброжелательным, но его можно рассердить. Сообщается, что однажды он ответил на молитву женщины о воскресении ее сына. Однако ее муж разозлился и убил ребенка. Согласно религии Лотуко, Аджок был раздражен действиями этого человека и поклялся никогда больше не воскрешать Лотуко. В результате смерть, как говорили, стала постоянной.
Генетика
[ редактировать ]Y ДНК
[ редактировать ]Исследование Y-хромосомы, проведенное Wood et al. (2005) проверили различные популяции Африки на предмет отцовской линии, в том числе 26 масаи и 9 луо из Кении и 9 алур из Демократической Республики Конго. Характерный нилотский отцовский маркер гаплогруппы A3b2 наблюдался у 27% масаи, 22% алур и 11% луо. [44]
Гаплогруппа B - еще один характерный нилотский отцовский маркер. [45] Он был обнаружен в 22% образцов луо, 8% масаи и 50% народов нуэр. [44] Гаплогруппа E1b1b наблюдалась с общей частотой около 11% среди нило-сахароязычных групп в районе Великих озер. [46] при этом влияние сконцентрировано среди масаи (50%). [44] Это свидетельствует о значительном историческом притоке генов от мужчин, говорящих на кушитском языке, в эти нило-сахароязычные популяции. [46] 67% образцов Алура обладали гаплогруппой Е2 . [44]
Была изучена Y-ДНК популяций Суданского региона, для сравнения были включены различные местные нилотские группы. Характерные нилотские клады A и B были наиболее распространенными отцовскими линиями среди говорящих на нило-сахарском языке, за исключением тех, кто населял западный Судан . Там было отмечено заметное влияние Северной Африки. [47]
Гаплогруппа А наблюдалась у 62% динка, 53,3% шиллуков, 46,4% нубийцев, 33,3% нуэров, 31,3% фур и 18,8% масалитов . Гаплогруппа B была обнаружена у 50% нуэров, 26,7% шиллуков, 23% динка, 14,3% нуба, 3,1% фур и 3,1% масалитов. Клада E1b1b также наблюдалась у 71,9% масалитов, 59,4% фур, 39,3% нубийцев , 20% шиллуков, 16,7% нуэров и 15% динка. [47]
Нетипично высокие частоты гаплогруппы в масалите были объяснены либо недавним узким местом в популяции , которое, вероятно, изменило первоначальное разнообразие гаплогрупп сообщества, либо географической близостью к месту происхождения E1b1b в Северной Африке. Клада «могла быть завезена в Судан [...] после прогрессирующего опустынивания Сахары около 6 000–8 000 лет назад». [47] Точно так же афро-азиатское влияние наблюдалось у Нилотского Датога на севере Танзании, 43% из которых несли субклад M293 E1b1b. [48]
мтДНК
[ редактировать ]В отличие от отцовской ДНК нилотов, материнские линии нилотов в целом демонстрируют незначительное или незначительное количество афро-азиатских и других посторонних влияний. В исследовании мтДНК было изучено материнское происхождение различных нилотских популяций в Кении, в выборку вошли особи Туркана, Самбуру, Масаи и Луо. МтДНК почти всех протестированных нилотов принадлежала к различным субкладам макрогаплогруппы L к югу от Сахары , включая L0 , L2 , L3 , L4 и L5 . Низкие уровни материнского потока генов из Северной Африки и Африканского Рога наблюдались в нескольких группах, в основном из-за присутствия линий мтДНК гаплогруппы M и гаплогруппы I примерно в 12,5% образцов масаи и 7% образцов самбуру соответственно. [49]
Аутосомная ДНК
[ редактировать ]Аутосомная . ДНК нилотских народов была изучена в исследовании генетических кластеров различных популяций Африки По мнению исследователей, нилоты обычно образуют собственный африканский генетический кластер, хотя относительно наиболее тесно связаны с другими нило-сахарскими популяциями, за которыми более отдаленно следуют нигерско-конголезские народы . Авторы также обнаружили, что некоторые нилотские популяции в восточном районе Великих озер, такие как масаи, проявили некоторое дополнительное афро-азиатское сходство из-за неоднократной ассимиляции кушитоязычных народов в течение последних 5000 или около того лет. [7]
В целом нилоты и другие нило-сахарские группы тесно связаны с нигерско-конголезскими жителями Западной и Центральной Африки. Предполагается, что обе группы отделились от общего предка около 28 000 лет назад, возможно, где-то в Сахеле . У большинства нилотских народов преобладает исключительно западно-восточноафриканское происхождение, хотя некоторые группы демонстрируют различную степень западно-евразийской примеси, в основном опосредованной через скотоводов с Африканского Рога. [50]
Анализ примесей
[ редактировать ]В 121 африканской популяции, четырех афроамериканских популяциях и 60 неафриканских популяциях результаты показали высокую степень смешанного происхождения, отражающую миграционные события. имели, среди прочего, элементы нилотского, кушитского и бантуского В Восточной Африке все исследованные группы населения в разной степени происхождения. В целом генетические кластеры соответствовали лингвистической классификации, за заметными исключениями, включая луо в Кении. Несмотря на то, что луо говорят на нило-сахарском языке, они группируются с говорящим на нигерско-кордофанском языке окружающим их населением, . Это указывает на высокую степень примеси, имевшую место во время миграции южного Ло на юг. Было обнаружено, что группы календжинов и группы масаи имеют меньшую родословную банту, но значительную кушитскую родословную. [7]
Физиология
[ редактировать ]Физически нилоты известны своим, как правило, очень темным цветом кожи и стройными высокими телами. Они часто обладают исключительно длинными конечностями, особенно их дистальными сегментами (передние руки, голени). Считается, что эта характеристика является климатической адаптацией, позволяющей их телам более эффективно отдавать тепло. [ нужна ссылка ] [51] [52] [53] [54]
Суданские нилоты считаются одним из самых высоких народов в мире. Средние значения роста 182,6 см (5 футов 11,9 дюйма) и веса 58,8 кг (130 фунтов; 9 ст 4 фунта) были отмечены у выборки суданских шиллуков. [55] Другая выборка суданских динка имела соотношение роста и веса 181,9 см (5 футов 11,6 дюйма) и 58,0 кг (127,9 фунта; 9 1,9 фунта) с крайне эктоморфным соматотипом 1,6–3,5–6,2.
Что касается черт лица, профиль носа, наиболее распространенный среди нилотской популяции, широкий, с характерно высокими значениями индекса в диапазоне от 86,9 до 92,0. Более низкие носовые индексы часто встречаются среди нилотов, населяющих более южный район Великих озер, таких как масаи, что объясняется генетическими различиями. [56]
Кроме того, группы нилотов, в настоящее время населяющие район Великих африканских озер, иногда меньше по размеру, чем группы, проживающие в регионе Судана. Размеры 172,0 см (5 футов 7,7 дюйма) и 53,6 кг (118 фунтов; 8 фунтов 6 фунтов) были обнаружены в образце сельскохозяйственной турканы на севере Кении, а также 174,9 см (5 футов 8,9 дюйма) и 53,0 кг (116,8 фунта). 8-й 4,8 фунта) в пасторальной Туркане. [57] Рост 172,7 см (5 футов 8,0 дюймов) был отмечен у масаи на юге Кении, с экстремальным соотношением длины туловища и ног 47,7. [56]
Многие нилотские группы преуспевают в беге на длинные и средние дистанции . Это спортивное мастерство может быть связано с их исключительной экономичностью бега, стройной морфологией тела и очень длинными, стройными ногами (особенно голенью, т. е. икроножными мышцами и лодыжками). [58] Из 404 элитных кенийских бегунов на длинные дистанции 76% респондентов международного класса идентифицировали себя как часть этнической группы календжин , а 79% говорили на нилотском языке. [59]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ АХД: Нилотик 2020 .
- ^ «Люди Тесо» . britannica.com . 18 февраля 2024 г.
- ^ «Люди Карамоджонга» . britannica.com . 15 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Окот и Ндалох 2006 , стр. 60–62.
- ^ «Нилот | История, культура и язык | Британика» .
- ^ Кидд 2006 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тишкофф и др. 2009 , стр. 1035–44.
- ^ Британская энциклопедия: Нилот .
- ^ Мец 1991 .
- ^ Оболер 1985 , с. 17.
- ^ Кларк 1984 , с. 31.
- ^ Огот 1967 , стр. 40–42.
- ^ Кржизаняк 1976 , с. 762.
- ^ Маршалл и Хильдебранд 2002 , стр. 99–143.
- ^ Готье 2006 .
- ^ Кржизаняк 1978 , стр. 159–172.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Холлфельдер и др. 2017 , стр. e1006976.
- ^ Рилли 2016 .
- ^ Купер 2017 .
- ^ Эрет 1998 , с. 7.
- ^ Кларк и Брандт 1984 , с. 234.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Робертшоу 1987 , стр. 177–189.
- ^ Форд и Джеймс 1999 .
- ^ Мерсер 1971 , с. 410.
- ^ EOPAME: Шиллук 2009 .
- ^ Сингх 2002 , с. 659.
- ^ EOPAME: Динка 2009 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Gen Hist Africa: vol. V глава 7 1999 г. , стр. 89–103.
- ^ Де Врис 2007 , с. 47.
- ^ Хантингфорд 1953 .
- ^ Де Врис 2007 , с. 48.
- ^ Огот 1967 , стр. 41–43.
- ^ Огот 1967 , с. 144.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Огот 1967 , стр. 144–154.
- ^ Огот 1967 , с. 212.
- ^ Кипкорир и Велборн 1973 , с. 64.
- ^ Чесаина 1991 , с. 29.
- ^ Гиллис и.д.
- ^ BBC: Вендетта крупного рогатого скота 2012 .
- ^ Коллинз 2006 , стр. 9–10.
- ^ Линхардт 1988 , с. 29.
- ^ Линхардт 1988 , с. 104.
- ^ Линхардт 1988 , с. 90.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Вуд и др. 2005 , стр. 867–876.
- ^ Гомес и др. 2010 , стр. 603–13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кручиани и др. 2004 , стр. 1014–1022.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хасан и др. 2008 , стр. 316–323.
- ^ Хенн и др. 2008 , стр. 10693–10698.
- ^ Кастри и др. 2008 , стр. 189–92.
- ^ Ананьо Чоудхури, Шон Арон, Дхрити Сенгупта, Скотт Хейзелхерст, Мишель Рамзи (8 мая 2018 г.). «Генетическое разнообразие Африки дает новое понимание истории эволюции и местных адаптаций» . академический.oup.com; Молекулярная генетика человека, том 27, выпуск R2, 1 августа 2018 г., страницы R209–R218, https://doi.org/10.1093/hmg/ddy161 . Проверено 21 декабря 2022 г.
{{cite web}}
: Внешняя ссылка в
( помощь ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )|website=
- ^ Левин, Роджер (18 февраля 2009 г.). Эволюция человека: иллюстрированное введение . Уайли. п. 69. ИСБН 9781405156141 .
- ^ Моран, Эмилио Ф. (9 мая 2022 г.). Адаптивность человека: введение в экологическую антропологию . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781000565935 .
- ^ Батт Колсон, Одри (9 сентября 2021 г.). Нилоты англо-египетского Судана и Уганды . Креативные Медиа Партнеры, ООО. ISBN 9781013629884 .
- ^ Сен, Амартья; Дрез, Жан (17 октября 1991 г.). Политическая экономия голода: Том 3: Эндемический голод . Кларендон Пресс. ISBN 9780191544484 .
- ^ Робертс и Бейнбридж 1963 , стр. 341–370.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иерно 1975 , стр. 142–143 и 147.
- ^ Кэмпбелл, Лесли и Кэмпбелл 2006 , стр. 71–82.
- ^ Новые исследования в легкой атлетике, том 2 , стр. 15–24.
- ^ Онивера и др. 2006 , с. 415.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Б.; Лесли, П.; Кэмпбелл, К. (2006). «Возрастные изменения уровня тестостерона и ГСПГ у мужчин туркана». Американский журнал биологии человека . 18 (1): 71–82. дои : 10.1002/ajhb.20468 . ПМИД 16378342 . S2CID 23523262 .
- Кастри, Лоредана; Гараньани, Паоло; Усели, Антонелла; Петтенер, Давиде; Луисель, Доната (2008). «Кенийский перекресток: миграция и поток генов в шести этнических группах из Восточной Африки» (PDF) . Журнал антропологических наук . 86 : 189–92. ПМИД 19934476 .
- Чесаина, К. (1991). Устная литература календжинов Хайнманн Кения. п. 29. ISBN 978-996646891-8 .
- Кларк, доктор медицинских наук; Брандт, С.А. (1984). От охотников к фермерам: причины и последствия производства продуктов питания в Африке . Издательство Калифорнийского университета. п. 234. ИСБН 0-520-04574-2 .
- Кларк, Джон Десмонд (1984). От охотников к фермерам: причины и последствия производства продуктов питания в Африке . Издательство Калифорнийского университета. п. 31. ISBN 0-520-04574-2 .
- Коллинз, Роберт О. (2006). Южный Судан в исторической перспективе . Издатели транзакций. стр. 9–10. ISBN 978-141280585-8 .
- Купер, Жюльен (2017). «Топонимические пласты в Древней Нубии до нашей эры» . Дотаво: Журнал нубийских исследований . 4 : 197–212. дои : 10.5070/d64110028 .
- Кручиани, Фульвио; Ла Фратта, Роберта; Сантоламазца, Пьеро; Селитто, Даниэле; и др. (май 2004 г.). «Филогеографический анализ гаплогруппы E3b (E-M215) Y-хромосом выявляет множественные миграционные события внутри Африки и из нее» . Американский журнал генетики человека . 74 (5): 1014–1022. дои : 10.1086/386294 . ПМК 1181964 . ПМИД 15042509 . Архивировано из оригинала 12 января 2013 года.
- Де Врис, Ким (2007). Стратегии идентичности арго-пастырского Покота: анализ этнической принадлежности и клановой принадлежности в пространственных рамках . Университет Ван Амстердама.
- «Динка». Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока . Том. 1. Публикация информационных баз. 2009.
- Эрет, Кристофер (1998). Африканский классический век: Восточная и Южная Африка в мировой истории с 1000 г. до н.э. по 400 г. н.э. Университетское издательство Вирджинии. п. 7. ISBN 0-8139-1814-6 .
- Форд, Сирил Дэрилл; Джеймс, Венди (1999). Форд, Сирил Дэрилл (ред.). Африканские миры: исследования космологических идей и социальных ценностей африканских народов . Классика африканской антропологии. Международный африканский институт (2-е изд.). Гамбург: ЛИТ Верлаг . ISBN 0-85255-286-6 . OCLC 40683108 .
- Готье, Ахиллес (2006). «Останки фауны ранненеолитической стоянки Кадеро, Центральный Судан» (PDF) . Археология ранней Северо-Восточной Африки . Исследования по африканской археологии. Том. 9. Познаньский археологический музей. Архивировано из оригинала (PDF) 19 июля 2020 года . Проверено 4 января 2021 г.
- Гиллис, Ева (н. д.). «Азанде» . Социальные науки Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . Проверено 25 мая 2020 г. [ мертвая ссылка ]
- Гомес, В; Санчес-Дис, П; Аморим, А; Карраседо, А; Гужман, Л. (март 2010 г.). «Углубление изучения линий Y-хромосомы человека в Восточной Африке». Генетика человека . 127 (5): 603–13. дои : 10.1007/s00439-010-0808-5 . ПМИД 20213473 . S2CID 23503728 .
- Хасан, Хишам Ю.; Андерхилл, Питер А.; Кавалли-Сфорца, Лука Л.; Мунтасер, Э. Ибрагим (2008). «Вариации Y-хромосомы у суданцев: ограниченный поток генов, соответствие языку, географии и истории». Американский журнал физической антропологии . 137 (3): 316–323. дои : 10.1002/ajpa.20876 . ПМИД 18618658 .
- Хенн, Бренна М.; Жиньу, Кристофер; Лин, Алиса А.; Оефнер, Питер Дж.; и др. (2008). «Y-хромосомное свидетельство миграции скотоводов через Танзанию в южную Африку» . ПНАС . 105 (31): 10693–10698. Бибкод : 2008PNAS..10510693H . дои : 10.1073/pnas.0801184105 . ПМК 2504844 . ПМИД 18678889 .
- Иерно, Жан (1975). Народ Африки Писатели. стр. 100-1 142–143 и 147. ISBN. 0-684-14236-8 .
- Холлфельдер, Нина; Шлебуш, Карина М.; Гюнтер, Торстен; Бабикер, Хиба; и др. (2017). «Геномные вариации Северо-Восточной Африки, сформированные преемственностью коренных групп и евразийскими миграциями» . ПЛОС Генетика . 13 (8): e1006976. дои : 10.1371/journal.pgen.1006976 . ПМЦ 5587336 . ПМИД 28837655 .
- Хантингфорд, Джордж Винн Бреретон (1953). Нанди Кении: племенной контроль в скотоводческом обществе . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-0-203-71516-1 . OCLC 610251222 .
- Кидд, Колин (2006). Формирование рас: раса и Священное Писание в протестантском атлантическом мире, 1600–2000 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521-79729-0 .
- Кипкорир, Бельгия; Велборн, ФБ (1973). Мараквет Кении: предварительное исследование . Образовательные издательства Восточной Африки. п. 64.
- Кржизаняк, Лех (1976). «Археологический памятник Кадеро, Судан». Современная антропология . 17 (4): 762. дои : 10.1086/201823 . S2CID 144379335 .
- Кржизаняк, Лех (1978). «Новый взгляд на раннее производство продуктов питания в Центральном Судане». Журнал африканской истории . 19 (2): 159–172. дои : 10.1017/S0021853700027572 . S2CID 162767986 .
- Линхардт, Годфри (1988). Божественность и опыт: религия динка . Издательство Оксфордского университета . ISBN 019823405-8 .
- Маршалл, Фиона; Хильдебранд, Элизабет (2002). «Скот перед посевом: начало производства продуктов питания в Африке». Журнал мировой предыстории . 16 (2): 99–143. дои : 10.1023/А:1019954903395 . S2CID 19466568 .
- Мерсер, Патрисия (1971). «Торговля и политика шиллуков с середины семнадцатого века до 1861 года». Журнал африканской истории . 12 (3): 407–426. дои : 10.1017/S0021853700010859 . JSTOR 181041 . S2CID 154445649 .
- Мец, Хелен Чапин , изд. (1991). «Немусульманские народы» . Судан: страновое исследование . Вашингтон, округ Колумбия: Генеральный офис Библиотеки Конгресса.
- «Нилот» . Британская энциклопедия .
- «Нилотик» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). Издательство Houghton Mifflin Harcourt. 2020.
- Оболер, Реджина Смит (1985). Женщины, власть и экономические перемены: Нанди Кении . Издательство Стэнфордского университета. п. 17. ISBN 080471224-7 .
- Огот, бакалавр наук , изд. (1999). «Глава 7: Судан, 1500–1800» . Всеобщая история Африки . Том. V: Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век. Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 89–103. ISBN 978-0-520-06700-4 .
- Огот, Бетвелл А. (1967). История Южного Ло: Том I, Миграция и расселение, 1500–1900 гг . Народы Восточной Африки. Найроби: Восточноафриканское издательство .
- Окот, Асса; Ндалох, Агумба (2006). Пиковая версия KCPE Социальные исследования . Найроби, Кения: Восточноафриканские образовательные издательства. стр. 100-1 60–62. ISBN 978-9966-25-450-4 .
- Онивера, Винсент О.; Скотт, Роберт А.; Бойт, Майкл К.; Питсиладис, Яннис П. (апрель 2006 г.). «Демографические характеристики элитных кенийских бегунов на выносливость» (PDF) . Журнал спортивных наук . 24 (4): 415–422. дои : 10.1080/02640410500189033 . ПМИД 16492605 . S2CID 16303504 . Архивировано из оригинала (PDF) 11 ноября 2020 года . Проверено 20 июня 2012 г.
- Райх, Дэвид (27 марта 2018 г.). Кто мы и как мы сюда попали: древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-110187032-7 .
- Рилли, Клод (2016). «Диаспора Вади-Ховар и ее роль в распространении восточносуданских языков с четвертого по первое тысячелетие до нашей эры». Faits de Langues . 47 (1): 151–163. дои : 10.1163/19589514-047-01-900000010 . S2CID 134352296 .
- Робертс, Д.Ф.; Бейнбридж, ДР (1963). «Нилотическое телосложение». Американский журнал физической антропологии . 21 (3): 341–370. дои : 10.1002/ajpa.1330210309 . ПМИД 14159970 .
- Робертшоу, Питер (1987). «Предыстория в бассейне Верхнего Нила» . Журнал африканской истории . 28 (2): 177–189. дои : 10.1017/S002185370002973X . S2CID 161548406 .
- Салтин, Бенгт. «Кенийский проект – Итоговый отчет». Новые исследования в легкой атлетике . Том. 2. стр. 15–24.
- «Шиллук». Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока . Том. 1. Публикация информационных баз. 2009.
- Сингх, Нагендра К. (2002). Международная энциклопедия исламских династий . Публикации Анмола. п. 659. ИСБН 978-812610403-1 .
- «Ужас Южного Судана и смертельная вендетта скота» . Новости Би-би-си. 12 января 2012 г.
- Тишкофф, Сара А.; Рид, Флойд А.; Фридлендер, Франсуаза Р.; Эрет, Кристофер; и др. (2009). «Генетическая структура и история африканцев и афроамериканцев» . Наука . 324 (5930): 1035–44. Бибкод : 2009Sci...324.1035T . дои : 10.1126/science.1172257 . ПМЦ 2947357 . ПМИД 19407144 . ; См. также дополнительные данные.
- Вуд, Элизабет Т.; Стовер, Дарин А.; Эрет, Кристофер; Дестро-Бисоль, Джованни; Спедини, Габриэлла (2005). «Контрастные закономерности вариаций Y-хромосомы и мтДНК в Африке: свидетельства демографических процессов с учетом пола» . Европейский журнал генетики человека . 13 (7): 867–876. дои : 10.1038/sj.ejhg.5201408 . ПМИД 15856073 . (см. Приложение A: Частоты гаплотипов Y-хромосомы )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с нилотскими народами, на Викискладе?