Всеобщая история Африки
Всеобщая история Африки ( ГСГ ) — это двухэтапный проект, запущенный ЮНЕСКО в 1964 году, в результате которого создается объемная история Африки, впервые опубликованная в 1981 году и до настоящего времени. [1]

Генеральная конференция ЮНЕСКО 1964 года на своей 13-й сессии поручила Организации предпринять эту инициативу после того, как новые независимые африканские государства-члены выразили сильное желание восстановить свою культурную самобытность, исправить широко распространенное невежество об истории своего континента и освободиться от дискриминационные предрассудки.
Первый этап, начавшийся в 1964 году и завершившийся в 1999 году, заключался в написании и публикации восьми томов, в которых освещалось общее наследие народов Африки.
Вторая фаза, начавшаяся в 2009 году, фокусируется на разработке учебных программ по истории и педагогических материалов для начальных и средних школ на основе восьми томов ГСГ. Второй этап также направлен на содействие использованию и гармонизации преподавания этого сборника в высших учебных заведениях по всему континенту. Второй этап также касается внедрения этих материалов в школах Африки и диаспоры . Целью как первого, так и второго этапа проекта является повторное присвоение
интерпретация и написание африканских историй, а также продемонстрировать вклад африканских культур прошлого и настоящего в историю человечества в целом.
Объемы и участники
[ редактировать ]Том 1 : Методология и африканская историография (1981).
[ редактировать ]Глава №. | Название главы [2] | Автор (и национальность) [2] |
---|
Том 2 : Древние цивилизации Африки (1981)
[ редактировать ]Глава №. | Название главы [3] | Автор (и национальность) [3] |
---|
Том 3 : Африка с седьмого по одиннадцатый век (1988).
[ редактировать ]Глава №. | Название главы [8] | Автор (и национальность) [8] |
---|
Том 4 : Африка с двенадцатого по шестнадцатый век (1984)
[ редактировать ]Глава №. | Название главы [9] | Автор (и национальность) [9] |
---|
Том 5 : Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век (1992)
[ редактировать ]Глава №. | Название главы [10] | Автор (и национальность) [10] |
---|
Том 6 : Африка с девятнадцатого века до 1880-х годов (1989).
[ редактировать ]Глава №. | Название главы [11] | Автор (и национальность) [11] |
---|
Том 7 : Африка под колониальным господством, 1880–1935 (1985).
[ редактировать ]Глава №. | Название главы [12] | Автор (и национальность) [12] |
---|
Том 8 : Африка с 1935 г. (1993 г.)
[ редактировать ]Глава №. | Название главы [14] | Автор (и национальность) [14] |
---|
Том 9 (будет опубликован в 2024 г.)
[ редактировать ]Источник: [15]
Планируется выпуск будущего девятого тома, который «обновит знания предыдущих томов [...] в свете новых достижений в исследованиях». [16]
Этот том будет состоять из четырех разделов:
- Раздел 1. Будут изучены «эпистемологические, методологические и теоретические основы написания истории Африки и людей африканского происхождения в XXI веке». [16]
- Раздел 2 – Обзор содержания первых восьми томов. [16]
- Раздел 3 – Обновление ранней истории Африки. [16]
- Секция 4 – Новые достижения в исторических исследованиях за последние две тысячи лет. [16]
Том 10: Африка и ее диаспоры (ноябрь 2023 г.)
[ редактировать ]Глава №. [15] | Название главы [17] | Автор [17] |
---|
Том 11 (будет опубликован в 2024 г.)
[ редактировать ]Источник: [15]
Этот том будет «[обращаться] к современным проблемам Африки и ее диаспор по всему миру». [16]
- Секция 1 – Исследование понятия «Глобальная Африка». [16]
- Раздел 2 – Современное положение «глоализированных африканцев» на континенте и за его пределами. [16]
- Раздел 3 – Как Африка «участвует в вызовах современного мира». [16]
История
[ редактировать ]- «Мой собственный опыт, опыт, который я получил в качестве учителя и председателя... научили меня, насколько необходимо для образования молодежи и информирования широкой общественности иметь книгу по истории, написанную учеными, обладающими внутренними знаниями. о проблемах и надеждах Африки и со способностью постичь континент в целом».
- – Амаду Махтар М'Боу , бывший генеральный директор ЮНЕСКО (1974–1987).
Проект охватывает два ключевых приоритета ЮНЕСКО – Африка и образование. Африка, с точки зрения реагирования на неотложные потребности развития на национальном уровне и для сопровождения процесса региональной интеграции; и образование, потому что этот вопрос является фундаментальным правом человека и самой основой развития и ответственного гражданства. Африканские народы выразили желание «деколонизировать» историю своего континента, чтобы разрушить традиционные предрассудки и прояснить правду об африканском прошлом. Проект также учитывает современные средства обучения, такие как интернет-ресурсы и мультимедийные платформы, чтобы обучение представляло собой интерактивный процесс открытия. Африка никогда не была отрезана от остального мира и извлекала выгоду из взаимного обмена и влияния с Азией, Ближним Востоком, Европой и Америкой. Работорговля, рабство и колонизация оказали значительное влияние на фрагментацию континента. Возникшая в результате африканская диаспора внесла значительный вклад в создание новых культур и обществ. «Педагогическое использование всеобщей истории Африки» направлено на разработку учебной программы, в которой подчеркивается вклад Африки в прогресс человечества, общие африканские ценности, взаимодействие с остальным миром.
С этой точки зрения создание Африканского союза (АС) и реализация философии НЕПАД по разработке решений африканских проблем под руководством Африки создали новый и благоприятный контекст для политического руководства, приверженного африканской региональной интеграции, и обеспечили механизм для решения преподавание истории на континенте в целом. Кроме того, План действий второго десятилетия образования в Африке (2006–2015 гг.), в котором особое внимание уделяется укреплению связей между образованием и культурой и повышению качества педагогического содержания, представляет собой идеальную основу для реализации проекта.
Статья 7 Хартии африканского культурного возрождения, принятой в 2006 году в Хартуме на саммите глав государств, предусматривает, что:
- «Африканские государства обязуются работать ради африканского возрождения. Они согласны с необходимостью восстановления исторической памяти и сознания Африки и африканской диаспоры. Они считают, что «Общая история», издаваемая ЮНЕСКО, представляет собой надежную основу для преподавания истории Африки, и рекомендуют ее распространение, в том числе на африканских языках, а также публикацию ее сокращенных и упрощенных версий для более широкой аудитории».

Фаза первая
[ редактировать ](1964–1999) После деколонизации в начале 1960-х годов африканские страны выразили сильное желание вернуть себе право собственности на свое прошлое и производство знаний о своем наследии. Затем африканские государства-члены ЮНЕСКО были призваны вновь подтвердить свою культурную самобытность и укрепить общее стремление к достижению африканского единства. Часть этих усилий включала борьбу с определенными предубеждениями, включая предположение, что отсутствие письменных источников затрудняет серьезное изучение или создание истории Африки. Традиционному чтению истории также необходимо было бросить вызов, чтобы представить более точную картину африканского континента, его культурного разнообразия и его вклада в общий прогресс человечества. Так, на своей 16-й сессии (1964 г.) Генеральная конференция ЮНЕСКО предложила Генеральному директору заняться разработкой «Всеобщей истории Африки». В этих рамках была написана и опубликована «Всеобщая история Африки» в восьми томах, основное издание которой переведено на английский, французский и арабский языки. Дополнительные публикации были выпущены на китайском, португальском, русском, немецком, итальянском, испанском и японском языках. Кроме того, были опубликованы двенадцать исследований и документов по смежным темам, а также сокращенная версия основного издания на английском, французском, суахили, хауса и фульфульде. Это грандиозное предприятие представляло собой тридцать пять лет сотрудничества трехсот пятидесяти экспертов из Африки и остального мира. В этой работе принимали участие некоторые из наиболее выдающихся африканских ученых, таких как Шейх Анта Диоп , Джозеф Ки-Зербо , Теофил Обенга , Али Мазруи , Гамаль Мохтар , Бетвелл А. Огот и др. В него также вошли неафриканские эксперты, такие как Ян Вансина , Жан Девисс и Филип Кертин .
Основная задача Фазы 1 заключалась в том, чтобы обеспечить культурно значимую перспективу, основанную на междисциплинарном подходе с акцентом на историю идей и цивилизаций, обществ и институтов. С этой целью предполагалось разработать африканскую точку зрения с использованием африканских источников, таких как устные традиции, формы искусства и лингвистика. Было также решено принять континентальную перспективу Африки в целом, избегая обычной дихотомии между Северной Африкой и Африкой к югу от Сахары. Этот сдвиг в перспективе отражается значительным количеством известных африканских ученых, которые внесли свой вклад в этот проект в качестве членов Международного научного комитета, редакторов и авторов.
Чтобы решить эту задачу, которая еще более усложнялась из-за огромного разнообразия источников и того факта, что документы были широко разбросаны, ЮНЕСКО пришлось действовать поэтапно. Первые этапы (1965–1969 гг.) заключались в сборе документации и планировании работ. Было проведено несколько встреч и кампаний на местах по сбору устных традиций и созданию региональных центров документации. Кроме того, был проведен ряд мероприятий: в том числе сбор неопубликованных рукописей на арабском языке и аджами (рукописи на африканских языках, написанных арабским алфавитом), составление архивных описей и подготовка Путеводителя по источникам истории Африки, отобранных из архивов и библиотек ряда стран Европы и Азии и позднее издан в девяти томах.
Второй этап (1969-1971 гг.) был посвящен обсуждению сложных содержательных и методологических вопросов, поднятых составлением ГСГ. Было решено, что ГСГ должен охватить три миллиона лет африканской истории в восьми томах, опубликованных на английском, арабском, французском и африканских языках, таких как суахили, хауса и фульфульде.
Следующий этап (1971–1999 гг.) заключался в разработке и публикации. Это началось с создания Международного научного комитета для обеспечения интеллектуальной и научной ответственности за работу и контроля за составлением и публикацией томов. В этот период ЮНЕСКО организовала научные коллоквиумы и симпозиумы по темам, связанным с историей Африки, большинство из которых не были учтены исследователями. Результаты этих встреч были опубликованы в серии книг под названием «Исследования и документы ЮНЕСКО – Всеобщая история Африки». Было опубликовано двенадцать исследований, охватывающих широкий круг тем, включая: работорговлю, отношения между Африкой и арабским миром, отношения между Африкой и Индийским океаном, а также роль молодежи и женщин.
принимая во внимание, что преподавание истории играет важную роль в формировании идентичности народов и понимании общих связей, лежащих в основе культурного разнообразия в любом регионе, а также в целях реализации одной из целей, первоначально поставленных перед Всеобщей историей Африки ее инициаторами - ЮНЕСКО, в сотрудничестве с Комиссией Африканского Союза , запущенная в марте 2009 года, Фаза II ГСГ под названием «Педагогическое использование Всеобщей истории Африки».

Фаза вторая
[ редактировать ]В 2009 году ЮНЕСКО запустила вторую фазу проекта, ориентированного на реализацию ГСГ, под названием «Педагогическое использование всеобщей истории Африки». Этот этап, который представляет собой приоритет в сотрудничестве между ЮНЕСКО и Африканским союзом, подпадает под рамки Плана действий второго десятилетия образования в Африке (2006–2015 гг.). В Плане действий подчеркивается укрепление связей между образованием и культурой и улучшение качества педагогического контента, такого как интернет-ресурсы и аудиовизуальные материалы. Это также соответствует рекомендациям, сделанным после нескольких встреч, организованных ЮНЕСКО до и после завершения первой фазы ГСГ.
Для успешной реализации второго этапа проекта ЮНЕСКО должна была добиться одобрения проекта различными африканскими институциональными и академическими заинтересованными сторонами, включая министров образования и различные профессиональные ассоциации, включая историков, учителей истории, педагогов и других. На встрече министров образования COMEDAF в ноябре 2009 года министры африканских стран подтвердили свою поддержку проекта и напомнили о политическом руководстве Африканского союза в этом проекте. Это продолжающееся сотрудничество между Комиссией Африканского союза и ЮНЕСКО было необходимо для облегчения ассигнований на проект.
Цели:
«Этот проект дает нам прекрасную возможность разработать панафриканское видение, которое также подчеркивает вклад африканских культур и цивилизаций в развитие человечества». [18]
- – Ирина Бокова, Генеральный директор ЮНЕСКО, 16 июня 2010 г.

Основная цель второго этапа, озаглавленного «Педагогическое использование Всеобщей истории Африки», состоит в том, чтобы способствовать возрождению преподавания африканской истории на основе «Всеобщей истории Африки» в государствах-членах Африканского Союза с целью содействия процесс региональной интеграции в Африке. В частности, проект направлен на:
- разработать общий контент для использования в начальных и средних школах Африки для трех разных возрастных групп (до 12, 13–16 и 17–19 лет), а также исторический атлас и образовательный компакт-диск. При необходимости содержание может быть адаптировано к местным условиям без изменения регионального охвата;
- совершенствовать подготовку учителей с учетом новейших результатов исторических исследований и достижений в методологии и методах преподавания истории. Будет разработано руководство для учителей и определены рекомендации по усилению первоначальной подготовки и повышения квалификации учителей начальной и средней школы.
- продвигать преподавание и гармонизировать использование ГСГ в высших учебных заведениях по всему континенту.
Выполнение:
Для реализации проекта ЮНЕСКО учредила Научный комитет (НК) в составе десяти членов, представляющих пять субрегионов континента, на который возложена интеллектуальная и научная ответственность за проект. Члены комитета были назначены Генеральным директором ЮНЕСКО в феврале 2009 года после серии консультаций, проведенных с различными партнерами и заинтересованными сторонами, включая: Африканский союз, Африканскую группу ЮНЕСКО, страну-донора, Африканскую ассоциацию историков, Международную ассоциацию Историки и члены бывшего Международного научного комитета, созданного для первой фазы проекта. Эти члены:Профессор Алаа Эль-Дин Шахин (Египет), профессор Тайеб Эль-Бахлул (Ливийская Арабская Джамахирия), профессор Сифизо Ндлову (Южная Африка), профессор Амакобе Флорида Карани (Кения), профессор Адаме Ба Конаре (Мали), профессор Жан-Мишель Мабеко-Тали (Конго), профессор Лили Мафела (Ботсвана), профессор Эликия Мбоколо (ДР Конго), профессор Мамаду Ндойе (Сенегал), профессор Бахру Зевде (Эфиопия).
Вышеуказанные члены были назначены 24 февраля 2009 г. в рамках Форума африканских региональных и субрегиональных организаций по поддержке сотрудничества между ЮНЕСКО и НЕПАД (ФОРАСАН), проходившего в Триполи (Ливия) с 20 по 24 февраля 2009 г. , [19] ЮНЕСКО организовала совещание экспертов 16–17 марта 2009 г. [20] обсудить предлагаемую методологию реализации проекта. Сразу за этим совещанием последовало первое заседание Научного комитета (НК), которое состоялось 18–20 марта 2009 г.
Основные события с момента запуска второго этапа:
1. Организация экспертного совещания:
ЮНЕСКО организовала 16–17 марта 2009 г. Экспертную встречу, собравшую 35 экспертов из различных африканских субрегионов, включая членов бывшего Международного научного комитета первой фазы ГСГ, редакторов и авторов томов ГСГ, представителей африканских стран. субрегиональные организации и др. В ходе встречи эксперты обсудили предложенную методологию реализации проекта и дали конкретные рекомендации СК.
2. Организация 1-го заседания КС:
Комитет по педагогическому использованию всеобщей истории Африки провел свое первое заседание 18–20 марта 2009 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО.[7] Комитет:
- Избрал свое бюро (проф. Мбоколо, председатель; проф. Ндойе, 1-й заместитель председателя; проф. Эль-Бахлул, 2-й заместитель председателя; проф. Мафела, докладчик)
- Определил работу Комитета
- Обсудили методологию и мероприятия, предложенные для реализации проекта.
- Изучил рекомендации, сформулированные с этой целью Совещанием экспертов.
- Подчеркнули необходимость максимально использовать любые соответствующие политические и культурные мероприятия для презентации Проекта и его пропаганды.
3. Одобрение Исполнительного совета Африканского союза (АС)
- На своей шестой очередной сессии, состоявшейся в Хартуме 24–25 января 2006 г., главы государств Африканского союза приняли решение об укреплении связей между образованием и культурой (Assembly/AU/dec.96 (VI)), как один основных направлений Плана действий на второе десятилетие образования в Африке (2006–2015 гг.)
- На своей пятнадцатой очередной сессии, состоявшейся в Сирте (Ливия) с 24 по 30 июня 2009 года, Совет принял решение, в котором он выразил поддержку проекту и призвал государства-члены Африканского союза внести свой вклад в его реализацию (Решение EX.CL/ Дек. 492 (XV) Откр.1).
4. Одобрение Конференции министров образования Африканского союза (КОМЕДАФ)
- В ходе своей второй внеочередной сессии (КОМЕДАФ II+), которая проходила с 4 по 8 сентября 2006 года в Мапуту (Мозамбик), министры образования африканских стран указали в своей декларации преподавание истории Африки как один из вопросов, имеющих решающее значение для успешного искоренения недостатков. в системах образования Африки и обеспечить, чтобы образование играло свою роль в видении Африканского Союза, и это в рамках второго Десятилетия образования для Африки.
- Во время своей четвертой очередной сессии (COMEDAF IV), состоявшейся в Момбасе (Кения) 23–26 ноября 2009 г., министры африканских стран в своем коммюнике подтвердили свою поддержку проекта и напомнили о политическом руководстве Африканского союза в этом проекте.
5. Назначение координаторов в министерствах образования африканских стран (МО):
46 министров образования африканских стран из 51 назначили координаторов в своих министерствах для участия и контроля за реализацией проекта.
6. Назначение редакционных комиссий по разработке педагогического инструментария на базе ГСГ:
КС проекта собирался с 24 по 28 октября 2010 года для назначения членов редакционных комитетов по общему педагогическому содержанию и руководствам для учителей. Комитет выбрал 30 экспертов, которые войдут в состав вышеупомянутых комитетов с учетом компетентности, пола и географического баланса.
Противоречивые взгляды историков
[ редактировать ]Из-за характера сериала у разных историков были противоположные и противоречивые взгляды на определенные вопросы.
Глава Шейха Анта Диопа «Происхождение древних египтян»
[ редактировать ]Шейха Анта Диопа Вклад во второй том был посвящен расовому спору в Древнем Египте и его аргументу о том, что «все [древнее] египетское население [...] было неграми , за исключением проникновения белых кочевников в протодинастическую эпоху». эпоха », [21] и что «черное население Верхнего Египта начало отступать только во время персидской оккупации ». [22] Этот аргумент не был повсеместно принят другими авторами серии публикаций ЮНЕСКО. В главе Диопа было примечание редактора Гамаля Мохтара, предупреждающее читателя, что «Мнения, высказанные профессором Шейхом Анта Диопом в этой главе, являются теми, которые он представил и развил на симпозиуме ЮНЕСКО по теме «Заселение Древнего Египта» [...] аргументы, выдвинутые в этой главе, не были приняты всеми экспертами, интересующимися этой проблемой». [23] Во введении к книге сам Мохтар утверждал, что «весьма сомнительно, что жители, принесшие цивилизацию в долину Нила, когда-либо принадлежали к одной единственной чистой расе». Позже Мохтар добавил во введении: «Более чем вероятно, что африканская линия, черная или светлая, преобладает в Древнем Египте, но при нынешнем уровне наших знаний невозможно сказать больше». [24] За главой Диопа последовало резюме каирского симпозиума 1974 года, на котором Диоп представил свои идеи 19 другим историкам. [25]
Реакция на аргументы Диопа на симпозиуме была самой разной. Французский профессор Жан Леклан подчеркивал «африканский характер египетской цивилизации», но считал важным проводить различие между «расой» и «культурой» и что нет никаких оснований полагаться на «устаревшие исследования» Эрнеста Шантра , Графтона Эллиота Смита , Джузеппе. Серджи и Дуглас Эрит Дерри, как это сделал Диоп. [26] Суданский профессор Абдельгадир М. Абдалла отметил, что иконографические данные свидетельствуют о том, что «создатели культуры Напата не имели ничего общего с египтянами» и имели «совершенно другие» анатомические характеристики. [27] Он далее утверждал, что лингвистические сравнения Диопа между египтянами и волофами не были «ни убедительными, ни убедительными» и «было опасно проводить слишком бескомпромиссную корреляцию между языком и этнической структурой». [27] Критика Абдаллой аргументов Диопа привела к «живому обмену мнениями по лингвистическим вопросам между профессорами Абдаллой и Диопом». [27] Египетский профессор Абу Бакр утверждал, что «египтяне никогда не были изолированы от других народов» и «никогда не составляли чистую расу». [28] Однако конголезский профессор Теофиль Обенга более поддержал точку зрения Диопа. Он утверждал, что «морфологическое, лексикологическое и синтаксическое сходство» представляет собой «убедительное доказательство тесной связи между древнеегипетскими и современными негро-африканскими языками» и что этого не происходит «между семитским , берберским и египетским». [29] Французский профессор Жан Веркуттер согласился с Диопом в том, что «население египетских районов долины Нила было однородным вплоть до южной оконечности Дельты» в протодинастический и додинастический периоды . [30] В целом глава Диопа была отмечена в общем заключении отчета симпозиума 1974 года докладчиком Международного научного комитета профессором Жаном Девиссом. [31] как «тщательно исследованный вклад», который, тем не менее, привел к «реальному отсутствию баланса» в дискуссии между участниками. [32] [33]
Ян Вансина , написавший главы для томов 1, 3–5, 7 и 8, отметил, что ранее между Шейхом Анта Диопом и Гамалем Мохтаром произошел «столкновение» по поводу тем, которые будут включены во второй том. [34] Затем комитет принял решение о «принципе неоднородности» и о том, что единообразие в интерпретации исторических свидетельств не будет навязываться ни одному историку, пишущему для Всеобщей истории Африки ЮНЕСКО. [34]
Ларисса Нордхолт утверждала, что глава Диопа была политически мотивированной, поскольку была опубликована только потому, что соответствовала политическим императивам ЮНЕСКО, несмотря на противоречие с принятыми историческими методами и стандартами академической строгости . Нордхольдт утверждал, что взгляды Диопа совпадают с усилиями по деколонизации в «Всеобщей истории Африки», но он основывал свои аргументы на устаревшем расизме , который делил человечество на отдельные группы с биологической сущностью. Нордхольдт уточнил предмет разногласий между Диопом и другими историками, например, основу методологии и его опору на устаревшие европейские источники восемнадцатого и девятнадцатого веков. Однако она заявила, что авторы «пришли к общему мнению, что египтяне не могли быть « белыми » так же, как европейцы», а распространение идей Диопа способствовало более широкому признанию того, что Древний Египет был африканской цивилизации, хотя его методы «не считались полностью допустимыми большинством других историков ГСГ». [35]
Бетвелл Аллан Огот , кенийский историк и редактор пятого тома «Всеобщей истории Африки» ЮНЕСКО, заявил, что «шейх Анта Диоп вырвал египетскую цивилизацию у египтологов и вернул ее в основное русло африканской истории». [36]
Глава Джона Паркингтона «Южная Африка»
[ редактировать ]Джон Паркингтон написал главу об охотниках и собирателях в Южной Африке для второго тома серии ЮНЕСКО. [37] Однако комитет, стоящий за серией ЮНЕСКО, выразил «серьезные оговорки» в отношении методов, использованных автором в этой главе, поскольку они могли бы вызвать путаницу у читателя, поскольку палеолита , так и о современной южной Африке. одновременно предоставят ему информацию как об эпохе [38] Паркингтона попросили частично изменить текст, но он не счел это возможным. [38] Поэтому было достигнуто соглашение о том, что глава будет опубликована в таком виде, но с примечанием, предупреждающим читателя об оговорках, высказанных комитетом. [38]
Глава об экспансии банту
[ редактировать ]В третий том включена глава о расширении банту, написанная Сэмюэлем Лванга-Луньиго и Яном Вансиной. [39] В примечании редактора к этой главе поясняется, что два автора имели «разное научное образование и разные мнения», но могли прийти к согласию по «наиболее важным вопросам». [40] Однако осталось одно «серьезное разногласие» по теории, представленной Самвири Лванга-Лунийго, которая отличается от мнения большинства специалистов в области расширения банту, но это было сохранено для включения в книгу. [40]
Изъята глава из тома 3.
[ редактировать ]Неназванному автору было предложено написать главу о восточноафриканском побережье, и он поддержал мнение Невилла Читтика о том, что города на восточноафриканском побережье «в основном азиатские». [34] Все члены комитета, кроме двух, не согласились с этим аргументом, и комитет в целом согласился с тем, что позиция Читтика не учитывает все известные археологические свидетельства. [34] Эта глава была заменена другой, написанной Фиделисом Т. Масао и Генри В. Муторо. [34]
Карта в томе 5
[ редактировать ]Возникли дебаты по поводу правильной терминологии, которую следует использовать в карте, сопровождающей главу «Африканская диаспора в старом и новом мире». В ЮНЕСКО были отправлены делегаты из разных стран, чтобы аргументировать использование термина «Персидский залив» или «Арабский залив». [41] Дебаты по этому незначительному вопросу заблокировали публикацию пятого тома до 1992 года. [41]
Прием
[ редактировать ]Тома 1 и 2
[ редактировать ]Кристофер Эрет сделал рецензию на первый том журнала African Studies Review и назвал его «важным справочником», назвав первые семь глав «полезным резюме» для неспециалистов. Эрет высоко оценил выбор «большинства авторов для большинства томов, который был подходящим с точки зрения схоластики» в восьмитомной серии. Однако он отметил ряд ограничений первого тома, таких как широкий акцент на исторической географии и неписьменных источниках в нескольких главах. [42] Кроме того, он раскритиковал чрезмерное представительство старших, неафриканских ученых в качестве участников, при этом некоторые ученые «препятствовали стремлению Ки-Зербо «обновить картину», [имея] нечего сказать нам больше, чем в 1950-х годах». [42] Точно так же он раскритиковал включение спекулятивных теорий Дэвида Долби в главы, изучающие африканскую лингвистическую классификацию, и отсутствие внимания к текущим событиям в лингвистической области. [42]
В своем обзоре первых двух томов африканских исторических исследований Международного журнала Айвор Уилкс назвал эти тома «красивыми» и доступными по «столь скромной цене» по сравнению с большинством других работ на аналогичные темы, выпущенных крупными коммерческими издательствами. [43] Уилкс далее охарактеризовал эту серию как «полезный памятник состоянию африканской историографии в 1970-х и 1980-х годах», хотя также отметил, что ей придется пройти «непрерывный процесс пересмотра», чтобы «сохранить свою ценность как надежный труд ссылка". [43] Он также заявил, что качество отдельных глав «значительно различается»: некоторые главы демонстрируют «оригинальный вклад в эту область», в то время как другие «не претендуют на то, чтобы быть чем-то большим, чем просто опросы». [43] Уилкс отметил, что «вероятно, лишь немногие из [глав] в противном случае увидели бы свет в обычных научных журналах». [43] Уилкс охарактеризовал второй том как имеющий «меньше тематического единства», чем первый том, выделив шейха Анта Диопа «пронзительную» главу о его «своеобразных» взглядах на Древний Египет и необычный шаг редактора, предупреждающего читателя о именно эту главу. [43]
Майкл Бретт сделал рецензию на второй том «Журнала африканской истории» , отметив, что, хотя он станет «необходимой частью библиотеки любого, кто интересуется историей Африки в целом», он, тем не менее, «устрашит непосвященных» и «разочарует специалист». [44] Он заметил, что, несмотря на объем книги, существует проблема со «сжатием» информации: большинство глав «слишком коротки, чтобы дать предмету то изложение, которого он заслуживает». [44] Обсуждая главы о Египте , занимавшие треть тома, Бретт чувствовал, что место было «просто потрачено впустую», поскольку в некоторых главах повторялась информация, упомянутая ранее в томе. [44] Он также чувствовал, что большая часть исторического контекста Древнего Египта была «почти вытеснена из существования», отчасти из-за главы Шейха Анта Диопа о « Происхождении древних египтян », которая была просто «повторным изложением» взглядов этого автора и «длинное резюме [ Каирского симпозиума 1974 года] по этому вопросу», вставленное впоследствии, по-видимому, как «поправка к идосинкразическому взгляду [Диопа]». [44] В результате того, что эти дебаты заняли много места, в томе отсутствовало какое-либо «обсуждение [...] додинастического Египта и заселения долины Нила , которое сделало возможной последующую цивилизацию». [44] Бретт далее раскритиковал более поздние главы о Египте, например, о эллинистическом Египте, в котором «практически не было дат» или характеристик правителей династии Птолемеев . [44] Однако Бретт похвалил главы о Нубии как «удовлетворительные сведения» о Египетской империи к югу от Асуана , а также о королевствах, базирующихся в Напате и Мероэ . [44]
Бретт нашел недостатки в главах, посвященных Аксуму , которые имели «решительно южноаравийско-семитский» акцент с «крайне скудным вниманием, уделяемым абиссинскому региону в целом». [44] Он выделил главу об охотниках и собирателях Южной Африки, в которой содержалась заметка комитета, в которой говорилось, что они недовольны тем, что автор опирается на недавний этнографический материал, выходящий далеко за хронологические рамки этого тома, чтобы дать представление о о том, какой была жизнь этих людей в древние времена. Однако Бретт считал, что эта глава была «наиболее читабельным отчетом» по сравнению с «жестким археологическим подходом», используемым в других главах, посвященных Африке к югу от Сахары. [44]
Аделина Апена назвала второй том « Сравнительного обзора цивилизаций » «важным документом в истории Африки» и «отвергает общее ощущение недействительности, которое окружает использование африканских устных традиций в качестве исторического исходного материала для африканской истории». [45] Апена отметил, что во втором томе особое внимание уделяется взаимосвязи между окружающей средой, местными ресурсами и ростом цивилизаций. Однако она по-прежнему критически относилась к «египетским ученым, участвующим в этой дискуссии, которые, похоже, не признают, что древние египтяне были такими же, как темнокожие жители стран южнее Сахары , несмотря на культурное сходство». [45] Апена пришел к выводу, что «нижний Нил и его дельта, вероятно, смешали группы народов, населявших регион от Ливии до Ближнего Востока и на юг до Нубии», но научные суждения во втором томе были безрезультатными из-за неясности того периода. скудность источников и датированных источников. [45]
Том 3
[ редактировать ]Дж. Э. Саттон сделал рецензию на третий том журнала «Журнал африканского исследования» , отметив, что главы были «разного качества и ясности», но их можно было использовать для научных справок или образования при условии, что читатель «достаточно терпелив, чтобы просеивать и выбирать» среди глав. . [46] Он также отметил, что не все авторы этого тома обладали «широтой видения и опыта», необходимыми для книги такого рода, а некоторые, возможно, получали «недостаточное редакционное руководство» или, наоборот, «страдали от чрезмерного вмешательства». [46] Саттон также чувствовал, что система датировки, используемая в сериале (которая позволяет избежать культурно - нейтральной системы до нашей эры и нашей эры), сбивает с толку большинство читателей и что общее представление тома не было «достаточно привлекательным». [46] Саттон дополнительно отметил, что, как и во втором томе, этот том больше ориентирован на Северную Африку , чем на Африку южнее, хотя в последней главе была сделана «доблестная» попытка собрать воедино информацию о континенте в целом, и он похвалил Саттона. «очевидные и напряженные усилия» по включению в дискуссию всех регионов Африки. [46]
Том 4
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( апрель 2022 г. ) |
Том 5
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( апрель 2022 г. ) |
Том 6
[ редактировать ]В обзоре для «Журнала африканского исследования » Э. Энн Макдугелл заявила, что этот том показал хорошие результаты с точки зрения качества, но казался устаревшим и мог считаться «современным произведением» африканской историографии в годы c. 1975–1980 гг., В библиографии указано лишь несколько публикаций после 1980-х гг. [47] Однако она похвалила книгу за «подлинно континентальный» географический охват, карты и фотографии «превосходного качества», устанавливающие как «региональные [и] мировые связи», так и круг «выдающихся ученых», которым предоставлено «достаточное пространство для освещения». заказанный им предмет». [47] Она также сочувствовала «логистическим и финансовым проблемам» такого амбициозного проекта, которые сделали задержку публикации неизбежной, но это все равно было «слишком долго», учитывая диапазон качественных работ, которые историки создавали к середине 1980-х годов. [47]
Том 7
[ редактировать ]Рецензируя сокращенное издание седьмого тома журнала «Журнал африканского исследования» , Кирстин Манн почувствовала, что «ни одна из целей [тома] [не] полностью реализована». [48] Она отметила, что, хотя отдельные эссе, возможно, адекватно «обобщали состояние знаний на момент их написания», теперь они устарели, и «в них возникает мало споров». [48] Однако Манн приветствовал главы, посвященные Северной Африке, которые могут «преодолеть пропасть, которая слишком часто разделяет исследования Северной Африки и стран Африки к югу от Сахары », и похвалил Альберта Аду Боахена за трудную задачу редактирования этого тома. [48] Она выделила главы Рейнджера, Ибрагима и Али, Исаакмана и Вансины, Чанайвы, Краудера, Кокери-Видровича, Афигбо и Атиено-Одхаймбо как те, которые внесли «долгосрочный вклад» в африканскую историографию , но отметила, что в большинстве глав отсутствует какой-либо «систематический анализ борьба, конфликты и раскол внутри африканских обществ» в период исследования. [48] В конечном итоге Манн охарактеризовал этот том как «[страстный] и увлекательный, хотя и устаревший, громоздкий и неровный» и раскритиковал в сокращенном издании отсутствие примечаний и «хорошей библиографии». [48]
Том 8
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( апрель 2022 г. ) |
См. также
[ редактировать ]- Кембриджская история Африки , опубликованная в 1975–1986 гг.
- Африканская историография
- История Африки
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Указан как выходец из Республики Верхняя Вольта . [2] Позже в 1984 году она стала Буркина-Фасо .
- ^ Указан как выходец из Чехословакии . [2] В 1993 году страна распалась на Чехию и Словакию .
- ^ Указан как выходец из СССР , [2] которые к 1991 году разделились на отдельные штаты.
- ^ В самом томе указан как британский.
- ^ В арабской , французской, португальской и испанской версиях этого тома эта глава переносится в конец книги после заключения. [4] [5] [6] [7]
- ^ Указан как выходец из СССР , [3] которые к 1991 году разделились на отдельные штаты.
- ↑ указано, что он из Алжира . В самом томе [3]
- ^ Указан как житель Сенегала . [9]
- ^ Указан как житель Заира . [10] Позже в 1997 году это стало Демократической Республикой Конго .
- ^ Указан как житель Заира . [10] Позже в 1997 году это стало Демократической Республикой Конго .
- ↑ На странице с содержанием по ошибке указано «М. Асиваджу». [13]
- ^ Указан как выходец из СССР , [12] которые к 1991 году разделились на отдельные штаты.
- ^ Указан как житель Заира . [14] Позже в 1997 году это стало Демократической Республикой Конго .
- ^ Указан как житель Заира . [14] Позже в 1997 году это стало Демократической Республикой Конго .
- ↑ По ошибке указано, что он из США. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Всеобщая история Африки» . ЮНЕСКО . 15 марта 2019 года . Проверено 11 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ки-Зербо, Джозеф, изд. (1981). Всеобщая история Африки, том I: Методология и предыстория Африки . Калифорния: Хайнеманн. п. v-vii, 749–751. ISBN 978-0520039124 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Мохтар, Гамаль, изд. (1981). Всеобщая история Африки, том II: Древние цивилизации Африки Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . стр. 100-1 vi – vii, 740–741. ISBN 978-92-3-101708-7 .
- ^ Мохтар, Гамаль, изд. (1985). Всеобщая история Африки, том II: Древние цивилизации Африки ЮНЕСКО /Молодая Африка. ISBN 92-3-601708-8 .
- ^ Мохтар, Гамаль, изд. (1980). Всеобщая история Африки II: Древняя Африка . ЮНЕСКО . ISBN 92-3-201708-3 .
- ^ Мохтар, Гамаль, изд. (1983). Всеобщая история Африки II: Древняя Африка . Сан-Паулу : Аттика/ ЮНЕСКО .
- ^ Мохтар, Гамаль, изд. (1983). Всеобщая история Африки II: Древние цивилизации Африки . Мадрид : Текнос/ ЮНЕСКО . ISBN 84-309-0898-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Эль Фаси, Мохаммед; Хрбек, Иван, ред. (1988). Всеобщая история Африки, том III: Африка с седьмого по одиннадцатый век . Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . п. v-vii, 796–798. ISBN 978-92-3-101709-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ниан, DT, изд. (1984). Всеобщая история Африки, том IV: Африка с двенадцатого по шестнадцатый век . Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . п. v-vii, 689–691. ISBN 978-92-3-101710-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Огот, Бетвелл Алан, изд. (1992). Всеобщая история Африки, том V: Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . п. v-vii, 908–911. ISBN 0-520 039165 .
- ^ Перейти обратно: а б Аджайи, Дж. Ф. Аде, изд. (1989). Всеобщая история Африки, том VI: Африка с девятнадцатого века до 1880-х годов . Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . п. v-vii, 794–796. ISBN 978-92-3-101712-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Боахен, Альберт Аду, изд. (1985). Всеобщая история Африки, том VII: Африка под колониальным господством, 1880–1935 гг . Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . п. v-vii, 812–814. ISBN 978-92-3-101713-1 .
- ^ Боахен, Альберт Аду, изд. (1985). Всеобщая история Африки, том VII: Африка под колониальным господством, 1880–1935 гг . Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . п. VI. ISBN 978-92-3-101713-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мазруи, Али А.; Вонди, Кристоф, ред. (1993). Всеобщая история Африки, том VIII: Африка с 1935 года . Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . п. v-vii, 937–941. ISBN 978-92-3-102758-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000387378
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Всеобщая история Африки – Сборник» . ЮНЕСКО . 15 марта 2019 года . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сантос, Ваниклея Силва, изд. (2023). Всеобщая история Африки, том X: Африка и ее диаспоры . ЮНЕСКО . п. ix–xiv.
- ^ «Обращение Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой по случаю Региональной конференции по «Педагогическому использованию всеобщей истории Африки» » (PDF) . ЮНЕСКО. 16 июня 2010 года . Проверено 11 января 2011 г.
- ^ «Доклад Генерального директора о выполнении программы (34 C/5) (1 января 2008 г. – 30 июня 2009 г.) Координация и мониторинг действий на благо Африки» (PDF) . ЮНЕСКО. 24 февраля 2009 года . Проверено 11 января 2011 г.
- ^ «Педагогическое использование совещания экспертов по всеобщей истории Африки» (PDF) . Педагогическое использование Всеобщей истории Африки . ЮНЕСКО. 16–17 марта 2009 г. Проверено 11 января 2011 г.
- ^ Мохтар, Гамаль, изд. (1981). Всеобщая история Африки, том II: Древние цивилизации Африки Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . п. 30. ISBN 978-92-3-101708-7 .
- ^ Мохтар, Гамаль, изд. (1981). Всеобщая история Африки, том II: Древние цивилизации Африки Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . п. 66. ИСБН 978-92-3-101708-7 .
- ^ Мохтар, Гамаль, изд. (1981). Всеобщая история Африки, том II: Древние цивилизации Африки Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . п. 51. ИСБН 978-92-3-101708-7 .
- ^ Мохтар, Гамаль, изд. (1981). Всеобщая история Африки, том II: Древние цивилизации Африки Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . стр. 100-1 14–15. ISBN 978-92-3-101708-7 .
- ^ Мохтар, Гамаль, изд. (1981). Всеобщая история Африки, том II: Древние цивилизации Африки Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . стр. 100-1 58–78. ISBN 978-92-3-101708-7 .
- ^ Мохтар, Гамаль, изд. (1981). Всеобщая история Африки, том II: Древние цивилизации Африки Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . п. 62. ИСБН 978-92-3-101708-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мохтар, Гамаль, изд. (1981). Всеобщая история Африки, том II: Древние цивилизации Африки Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . п. 63. ИСБН 978-92-3-101708-7 .
- ^ Мохтар, Гамаль, изд. (1981). Всеобщая история Африки, том II: Древние цивилизации Африки Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . п. 67. ИСБН 978-92-3-101708-7 .
- ^ Мохтар, Гамаль, изд. (1981). Всеобщая история Африки, том II: Древние цивилизации Африки Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . стр. 100-1 64–65. ISBN 978-92-3-101708-7 .
- ^ Мохтар, Гамаль, изд. (1981). Всеобщая история Африки, том II: Древние цивилизации Африки Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . стр. 100-1 47–48. ISBN 978-92-3-101708-7 .
- ^ Мохтар, Гамаль (1990). Древние цивилизации Африки (Международный научный комитет ЮНЕСКО по составлению всеобщей истории Африки) . Карри. п. 33. ISBN 978-0-85255-092-2 .
- ^ Древние цивилизации Африки (Сокращенное изд.). Лондон [Англия]: Дж. Карри. 1990. стр. 43–46. ISBN 0852550928 .
- ^ Заселение Древнего Египта и расшифровка мероитской письменности: материалы симпозиума, проходившего в Каире с 28 января по 3 февраля 1974 года . Париж: ЮНЕСКО. 1978. стр. 86, 93–94, 99. ISBN. 92-3-101605-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ян Вансина (1993). «Юнеско и африканская историография» . История в Африке . 20 :343.дои : 10.2307 /3171979 . JSTOR 3171979 . S2CID 162327008 .
- ^ Шульте Нордхольт, Лариса (2021). «Множественные хамитские теории и черные египтяне: преодоление противоречий между стандартами науки и политическими императивами во Всеобщей истории Африки ЮНЕСКО (1964–1998)» . История гуманитарных наук . 6 (2): 449–469. дои : 10.1086/715866 . hdl : 1887/3242830 . ISSN 2379-3163 .
- ^ Огот, Бетвелл (2011). АФРИКАНСКАЯ историография: от колониальной историографии к общей истории Африки ЮНЕСКО . п. 72. S2CID 55617551 .
- ^ Мохтар, Гамаль, изд. (1981). Всеобщая история Африки, том II: Древние цивилизации Африки Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . стр. 100-1 640–670. ISBN 978-92-3-101708-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мохтар, Гамаль, изд. (1981). Всеобщая история Африки, том II: Древние цивилизации Африки Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . п. 640. ИСБН 978-92-3-101708-7 .
- ^ Эль Фаси, Мохаммед; Хрбек, Иван, ред. (1988). Всеобщая история Африки, том III: Африка с седьмого по одиннадцатый век . Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . стр. 140–162. ISBN 978-92-3-101709-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Эль Фаси, Мохаммед; Хрбек, Иван, ред. (1988). Всеобщая история Африки, том III: Африка с седьмого по одиннадцатый век . Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . п. 161. ИСБН 978-92-3-101709-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Ян Вансина (1993). «Юнеско и африканская историография» . История в Африке . 20 :344. дои : 10.2307/3171979 . JSTOR 3171979 . S2CID 162327008 .
- ^ Перейти обратно: а б с Эрет, Кристофер (декабрь 1981 г.). «Дж. Ки-Зербо, изд. Всеобщая история Африки ЮНЕСКО, Том 1: Методология и предыстория Африки. Беркли: University o California Press; Лондон: Образовательные книги Heinemann, 1981. xxvii + 819 стр. Таблички, карты, примечания, библио., индексы 35,00 $, твердый переплет» . Обзор африканских исследований . 24 (4): 133–134. дои : 10.2307/524342 . ISSN 0002-0206 . JSTOR 524342 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уилкс, Айвор (1982). «Рецензии на книгу: Всеобщая история Африки ЮНЕСКО». Международный журнал африканских исторических исследований . 15 (2): 283–285. дои : 10.2307/218551 . JSTOR 218551 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Бретт, Майкл (1982). «История ЮНЕСКО: Том второй». Журнал африканской истории . 23 (1): 117–120. дои : 10.1017/S0021853700020284 . S2CID 245909418 .
- ^ Перейти обратно: а б с Апена, Аделина (1 октября 1994 г.). «Г. Мохтар, изд. ЮНЕСКО «Всеобщая история Африки» . Сравнительный обзор цивилизаций . 31 (31). ISSN 0733-4540 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Саттон, JEG (1989). «История по комитету» . Журнал африканских исследований . 30 (3): 493–494. JSTOR 182921 .
- ^ Перейти обратно: а б с Макдугелл, Э. Энн (1994). «Пески времени» . Журнал африканских исследований . 35 (2): 314–316. JSTOR 183225 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Манн, Кирстен (1992). «Колониальные сокращения» . Журнал африканских исследований . 33 (1): 151–153. JSTOR 182289 .
Библиография
[ редактировать ]Всеобщая история Африки ЮНЕСКО
- Ки-Зербо, Джозеф, изд. (1981). Всеобщая история Африки, том I: Методология и предыстория Африки . Калифорния: Хайнеманн. ISBN 978-0520039124 .
- Мохтар, Гамаль, изд. (1981). Всеобщая история Африки, том II: Древние цивилизации Африки Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . ISBN 978-92-3-101708-7 .
- Эль Фаси, Мохаммед; Хрбек, Иван, ред. (1988). Всеобщая история Африки, том III: Африка с седьмого по одиннадцатый век . Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . п. v-vii, 796–798. ISBN 978-92-3-101709-4 .
- Ниан, DT, изд. (1984). Всеобщая история Африки, том IV: Африка с двенадцатого по шестнадцатый век . Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . ISBN 978-92-3-101710-0 .
- Огот, Бетвелл Алан, изд. (1992). Всеобщая история Африки, том V: Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . ISBN 0-520 039165 .
- Аджайи, Дж. Ф. Аде, изд. (1989). Всеобщая история Африки, том VI: Африка с девятнадцатого века до 1880-х годов . Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . ISBN 978-92-3-101712-4 .
- Боахен, Альберт Аду, изд. (1985). Всеобщая история Африки, том VII: Африка под колониальным господством, 1880–1935 гг . Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . ISBN 978-92-3-101713-1 .
- Мазруи, Али А.; Вонди, Кристоф, ред. (1993). Всеобщая история Африки, том VIII: Африка с 1935 года . Калифорния: Хайнеманн/ ЮНЕСКО . ISBN 978-92-3-102758-1 .
Дополнительные источники
- Шульте Нордхольт, Лариса. «От Метрополя до окраин во Всеобщей истории Африки ЮНЕСКО - Документы историографической деколонизации в Париже и Ибадане», История Африки , том 46, (2019), стр. 403–412.
- Кристофер Сондерс (2006). «Всеобщая история Африки» и недавнее прошлое юга Африки». Присутствие Африки (173): 117–126. JSTOR 43617262 .
- Ян Вансина (1993). «ЮНЕСКО и африканская историография» . История в Африке . 20 : 337–352. дои : 10.2307/3171979 . JSTOR 3171979 .