История миротворческой деятельности ООН
началась Миротворческая деятельность ООН в 1948 году. [1] Его первой деятельностью было на Ближнем Востоке наблюдение и поддержание режима прекращения огня во время арабо-израильской войны 1948 года . С тех пор миротворцы Организации Объединенных Наций приняли участие в общей сложности в 72 миссиях по всему миру, 12 из которых продолжаются и сегодня. Миротворческие силы в целом получили Нобелевскую премию мира в 1988 году.
Хотя термин « поддержание мира » не встречается в Уставе Организации Объединенных Наций , обычно считается, что полномочия находятся в главе 6 и главе 7 (или между ними) . В главе 6 описываются полномочия Совета Безопасности расследовать и урегулировать споры, а в главе 7 обсуждаются полномочия санкционировать экономические, дипломатические и военные санкции, а также использование военной силы для разрешения споров. Основатели ООН предполагали, что организация будет действовать, чтобы предотвратить конфликты между странами и сделать невозможными будущие войны; однако начало холодной войны чрезвычайно затруднило заключение миротворческих соглашений из-за разделения мира на враждебные лагеря. После окончания холодной войны возобновились призывы к тому, чтобы ООН стала агентством по достижению мира во всем мире, и миротворческая деятельность агентства резко возросла, разрешив в период с 1991 по 1994 год больше миссий, чем за предыдущие 45 лет вместе взятые.
Ранние годы [ править ]

Лестер Б. Пирсон, мира лауреат Нобелевской премии [2]
Лигой Наций контролируемые Международные силы в Сааре, (1934–35), могут быть «первым настоящим примером международных сил по наблюдению за миром». [3]
До появления официальной миротворческой миссии ООН сыграла важную роль в конфликте вокруг Триеста после Второй мировой войны. С 1947 по 1954 год Триест был объявлен независимым городом-государством под защитой Организации Объединенных Наций как Свободная территория Триест. Территория была разделена на две зоны, которые позже легли в основу раздела территории между Италией и Югославией . ООН также разрешила двум странам разместить войска на Свободной территории: США ( Войска США в Триесте ) и Великобритании (Британские силы Триеста) в северной зоне и Югославии в южной зоне.
Первой миротворческой миссией ООН была группа наблюдателей, направленная на Ближний Восток в 1948 году, во время арабо-израильской войны 1948 года . Официально миссия была санкционирована 29 мая 1948 года. [4] Эта дата используется как день памяти всех погибших миротворцев ООН, известный как Международный день миротворцев Организации Объединенных Наций . [5] Группа ООН, Орган ООН по наблюдению за перемирием ( ОНВУП ), как она была названа, продолжает следить за ситуацией и с тех пор предоставила наблюдателей для ряда конфликтов в регионе. В 1949 году наблюдатели были переброшены на границу Индии и Пакистана с аналогичной миссией после индо-пакистанской войны 1947 года ( ГВНООНИП ). Они также продолжают следить за границей. В 1950 году ООН столкнулась с одной из самых серьезных проблем, когда Северная Корея вторглась в Южную Корею, начав Корейскую войну . В то время Советский Союз бойкотировал ООН в знак протеста против того, что место Китая занимала Китайская Республика, а не Китайская Народная Республика . Поэтому он не смог наложить вето на разрешение государств-членов оказывать помощь в защите Южной Кореи. Силы ООН вытеснили северокорейцев с юга и добрались до китайской границы, прежде чем вмешалась Китайская народная добровольческая армия и оттеснила ООН к 38-й параллели. Хотя в 1953 году было объявлено о прекращении огня, силы ООН оставались в демилитаризованной зоне до 1967 года, когда к власти пришли американские и южнокорейские войска.
В 1956 году ООН отреагировала на Суэцкий кризис созданием Чрезвычайных сил ООН для наблюдения за выводом вторгшихся сил. Чрезвычайные силы ООН [6] Первоначально концепция миротворческих сил была предложена канадским дипломатом и будущим премьер-министром Канады Лестером Пирсоном как средство разрешения конфликтов между государствами. Он предложил направить невооруженных или легковооруженных военнослужащих из ряда стран под командованием ООН в районы, где воюющие стороны нуждались в нейтральной стороне для наблюдения за мирным процессом. Предложение Пирсона и предложение посвятить этому делу 1000 канадских миротворцев были расценены как блестящий политический шаг. [7] Пирсон был удостоен Нобелевской премии мира в 1957 году за работу по созданию операций ООН по поддержанию мира. ЧВС ООН были первой официальной вооруженной миротворческой операцией, созданной по образцу идей Пирсона. [8] С 1956 года большинство миротворческих сил ООН, в том числе так называемых «наблюдательных» миссий, имеют вооружение.
Холодная война [ править ]
На протяжении всей холодной войны напряженность в Совете Безопасности ООН затрудняла реализацию миротворческих мер в странах и регионах, которые, как считалось, были связаны с распространением или сдерживанием левых и революционных движений. Хотя некоторые конфликты были достаточно отделены от холодной войны, чтобы добиться консенсусной поддержки миротворческих миссий, большинство из них были слишком глубоко вовлечены в глобальную борьбу.
Международные конфликты [ править ]
Миротворческие силы ООН на Кипре, созданные в 1964 году, пытались положить конец конфликту между этническими греками и турками на острове и предотвратить более широкий конфликт между НАТО членами Турцией и Грецией . Вторые силы наблюдателей, ЮНИПОМ , также были отправлены в 1965 году в районы индийско-пакистанской границы, которые не контролировались предыдущей миссией ГВНООНИП, после прекращения огня во время индо-пакистанской войны 1965 года . Ни один из этих споров не рассматривался как связанный с холодной войной или идеологическим подтекстом.
Было одно исключение из правил. В рамках Миссии Представителя Генерального секретаря в Доминиканской Республике ( ДОМРЭП ) в 1965–1966 годах ООН санкционировала миссию наблюдателей в стране, где противостояли идеологические группировки. Однако миссия была инициирована только после того, как США в одностороннем порядке вмешались в гражданскую войну между левыми и консервативными фракциями. США укрепили свою власть и пригласили силы Организации американских государств (в которых доминируют американские войска) для поддержания мира. Миссия была одобрена главным образом потому, что американцы представили ее как свершившийся факт и потому, что миссия ООН не была полноценным миротворческим контингентом. В него всегда входили только два наблюдателя, а поддержание мира передавалось другой международной организации. Это был первый раз, когда ООН действовала подобным образом с региональным блоком.
Деколонизация [ править ]
ООН также оказала помощь в реализации двух программ деколонизации во время холодной войны. В 1960 году ООН направила ОНУК для помощи в деколонизации Конго из -под бельгийского контроля. Он просуществовал до 1964 года, чтобы помочь сохранить стабильность и предотвратить распад страны во время кризиса в Конго . [9] В Западной Новой Гвинее с 1962 по 1963 год UNSF поддерживали закон и порядок, пока территория переходила из-под голландского колониального контроля в Индонезию . [10]
Ближневосточные конфликты [ править ]

Ближний Восток, где комбатанты, как правило, не были твердо связаны со сверхдержавами, которые в основном стремились к стабильности в важнейшем нефтедобывающем регионе, был наиболее заметным местом миротворческой деятельности ООН во время холодной войны. В 1958 году ЮНОГИЛ было поручено следить за тем, чтобы не было незаконного проникновения персонала или поставок оружия через ливанские границы, главным образом из Объединенной Арабской Республики . Несколько лет спустя Миссия наблюдателей в Йемене ( UNYOM ), уполномоченная в 1963 году, попыталась положить конец гражданской войне в Йемене с участием сторон, поддерживаемых региональными соперниками Египтом и Саудовской Аравией . На протяжении 1970-х годов ООН также санкционировала несколько миротворческих миссий, чтобы попытаться успокоить арабо-израильский конфликт, в Суэце ( UNEF II ) в 1973 году и на Голанских высотах ( UNDOF ) в 1974 году, завершив Войну Судного дня , и в Ливане ( UNFIL ). в 1978 году после конфликта в Южном Ливане 1978 года . В 1980-х годах в регионе была уполномочена только одна новая миссия — UNIIMOG — для наблюдения за выводом войск к международно признанной границе между Ирак и Иран после почти восьми лет войны между этими двумя странами.
Конец холодной войны [ править ]
С распадом Советского Союза и наступлением перестройки Советский Союз резко сократил свою военную и экономическую поддержку ряда «прокси» гражданских войн по всему миру. Он также отказался от поддержки со стороны государств-сателлитов, а одна миротворческая миссия ООН, ЮНГОМАП , была создана для наблюдения за пакистано-афганской границей и выводом советских войск из Афганистана, когда СССР начал переориентацию внутри страны. [11] В 1991 году СССР распался на 15 независимых государств. Конфликты вспыхнули в двух бывших советских республиках: грузино-абхазский конфликт в Грузии и гражданская война в Таджикистане , которые в конечном итоге были урегулированы миротворческими силами ООН, МООННГ и МНООНТ соответственно.
После окончания Холодной войны ряд стран призвали ООН стать организацией мира во всем мире и делать больше для прекращения конфликтов по всему миру. Выход из политического тупика в Совете Безопасности помог существенно увеличить количество миротворческих миссий. В новом духе сотрудничества Совет Безопасности учредил более крупные и сложные миротворческие миссии ООН. Более того, в поддержание мира стало вовлекать все больше и больше невоенных элементов, которые обеспечивали надлежащее выполнение гражданских функций, таких как выборы. ООН Департамент операций по поддержанию мира был создан в 1992 году для поддержки растущего спроса на подобные миссии.
Ряд миссий был разработан, чтобы положить конец гражданским войнам, в которых конкурирующие стороны спонсировались игроками холодной войны. В Анголе ( КМООНА I , II и III ) стремились положить конец боевым действиям между повстанческим антикоммунистическим УНИТА и правящим коммунистическим МПЛА . ЮНОМОЗ также была создана для наблюдения за окончанием конфликта между антикоммунистическим РЕНАМО и левым правительством в Мозамбике , положившим конец гражданской войне в Мозамбике . В Камбодже UNAMIC, а затем UNTAC впервые взяли на себя контроль над всем государством от имени ООН, организовали и провели выборы, прежде чем передать контроль избранному правительству. В Центральной Америке ONUCA курировала ограничение трансграничной помощи любой одной страны повстанцам в любой другой. В мероприятии приняли участие пять стран: Сальвадор , Гватемала , Коста-Рика , Никарагуа и Гондурас . Партизанские движения во всех пяти странах, как коммунистические, так и антикоммунистические, уступили место мирным соглашениям при посредничестве ООН в 1990-х годах. В Сальвадоре еще одни внутренние миротворческие силы ООН ( ONUSAL ) было уполномочено проверять прекращение огня между социалистическим ФНОФМ и правительством. Аналогичным образом, в Гватемале МИНУГУА было уполномочено в 1996 году контролировать соблюдение режима прекращения огня между левым НРЕГ и консервативным правительством.
холодной войны После
Международные конфликты [ править ]

В 1991 году политическая ситуация, созданная распадом СССР, позволила провести первую явно санкционированную операцию коллективной самообороны со времен Корейской войны: изгнание Ирака из Кувейта во время войны в Персидском заливе . После прекращения боевых действий ООН уполномочила Ирако-кувейтскую наблюдательную миссию Организации Объединенных Наций (ИКМООНН) контролировать демилитаризованную зону между двумя странами. С тех пор два других межгосударственных конфликта стали причиной миротворческой деятельности ООН. В 1994 году Группа наблюдателей за полосой Аузу ООН (UNASOG) курировала вывод Ливии из полосы оспариваемой территории в соответствии с решением Международного Суда . В 2000 году была создана Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее (МООНЭЭ) для наблюдения за прекращением боевых действий после Эритрейско-эфиопской войны .
Гражданские войны [ править ]
В 1990-е годы ООН также переориентировала свое внимание на геноцид и этнические чистки. Гражданская война в Руанде и распад Югославии были случаями широкомасштабных зверств и этнического насилия. Восемь миротворческих миссий ООН были отправлены в бывшую Югославию: СООНО , ОООНВД , СПРООН , МООНБГ , ВАООНВС , МНООНПП , ПСГООН и МООНК , а также две в Руанду, МООНПР и МНООНУР .

Несмотря на прекращение международной помощи, вдохновленной холодной войной, гражданские войны продолжались во многих регионах, и ООН пыталась установить мир. Несколько конфликтов стали причиной многочисленных миссий по поддержанию мира.
В результате развала Сомали в результате гражданской войны в Сомали в 1991 году ЮНОСОМ I , ЮНИТАФ и ЮНОСОМ II не смогли обеспечить мир и стабильность, хотя они и смягчили последствия голода.
Первая гражданская война в Либерии получила разрешение привела к тому, что в сентябре 1993 года МНООНЛ оказывать помощь и контролировать войска Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС), которые вмешались в военное вмешательство по просьбе правительства Либерии, а также контролировать поддержание мирное соглашение в стране. Однако две повстанческие группы спровоцировали Вторую гражданскую войну в Либерии в 2003 году, и МООНЛ была направлена для наблюдения за выполнением соглашения о прекращении огня и продолжает оказывать помощь в реформе национальной безопасности.
Переворот на Гаити в 1991 году, за которым последовало внутреннее насилие, стал толчком к созданию Миссии ООН на Гаити (МООНГ). В 1996 и 1997 годах были организованы три миссии — UNSMIH , UNTMIH и MIPONUH — с целью реформирования, обучения и оказания помощи полиции в период политических потрясений . президент В результате государственного переворота в 2004 году был свергнут, а ООН уполномочила МООНСГ стабилизировать ситуацию в стране.
В Судане ООН первоначально спонсировала МООНВС для обеспечения соблюдения режима прекращения огня между Народно-освободительной армией Судана/Движением и суданским правительством. С тех пор повстанческие группы в Дарфуре столкнулись с силами, спонсируемыми правительством , что привело к созданию ЮНАМИД , гибридной операции АС/ООН в Дарфуре. Насилие в Дарфуре перекинулось на границу Чада и Центральноафриканской Республики. В 2007 году МИНУРКАТ была развернута для минимизации насилия в отношении гражданского населения и предотвращения вмешательства в раздачу помощи, связанного с насилием в Дарфуре.
ООН также организовала разовые миротворческие миссии, направленные на прекращение гражданских войн в ряде стран. В Центральноафриканской Республике МООНЦАР (1998 г.) была создана для наблюдения за разоружением нескольких мятежных групп из бывших военнослужащих и ополченцев ЦАР, а также для оказания помощи в обучении новой национальной полиции и проведении выборов. Миссия была продлена после успешных выборов, чтобы обеспечить дальнейшую стабильность. В Сьерра-Леоне МНООНСЛ/ МООНСЛ в 1999 году последовали за восстановлением правительства под руководством ЭКОМОГ после государственного переворота . В 1999 году в Демократической Республике Конго МООНДРК была создана для наблюдения за прекращением огня после Второй войны в Конго — она продолжает действовать из-за продолжающегося насилия в некоторых частях ДРК. В д'Ивуар Кот - ОООНКИ была направлена для обеспечения соблюдения мирного соглашения 2004 года, положившего конец гражданской войне в Кот-д'Ивуаре , хотя страна по-прежнему разделена. После соглашений о прекращении огня, положивших конец гражданской войне в Бурунди, в 2004 году ОНЮБ было уполномочено контролировать выполнение Арушских мирных соглашений.

Усилия независимости по содействию
Миротворцы ООН также использовались для наблюдения за движениями за независимость и созданием новых государств. Начиная с 1989 года ЮНТАГ в Намибии курировала вывод войск Южной Африки и выборы нового правительства. планировало перемирие и референдум В 1991 году Марокко относительно региона Западной Сахары . Разногласия помешали провести референдум, но за прекращением огня продолжает следить МООНРЗС . В Восточном Тиморе в 1999 году на референдуме проголосовали за независимость от Индонезии . Последовало насилие со стороны сил, выступающих против независимости, и ВАООНВТ была создана для установления контроля и управления территорией до обретения независимости, после чего была создана миссия по оказанию помощи - МООНПВТ . Насилие в 2006 году привело к созданию ИМООНТ , которая продолжает следить за ситуацией.
Оценка [ править ]

2005 года Исследование корпорации RAND показало, что ООН добилась успеха в двух из трех миротворческих усилий. Он сравнил усилия ООН по государственному строительству с усилиями Соединенных Штатов и обнаружил, что семь из восьми случаев в ООН являются мирными, в отличие от четырех из восьми мирных случаев в США. [12] Также в 2005 году в « Докладе о безопасности человека» было зафиксировано снижение числа войн, геноцидов и нарушений прав человека после окончания « холодной войны» , а также представлены доказательства, хотя и косвенные, того, что международный активизм, в основном возглавляемый ООН, был Основная причина снижения вооруженных конфликтов после окончания «холодной войны». [13]
ООН также подверглась критике за предполагаемые неудачи. В некоторых случаях Совет Безопасности не смог принять резолюции, или государства-члены не хотели полностью выполнять их перед лицом ухудшающихся условий. Разногласия в Совете Безопасности рассматриваются как неспособные предотвратить геноцид в Руанде в 1994 году . [14] [15] Бездействие ООН и международного сообщества также упоминалось в качестве причины неспособности вмешаться и предоставить достаточную гуманитарную помощь во время Второй войны в Конго . [16] неспособность миротворцев ООН предотвратить резню в Сребренице в 1995 году , [17] неспособность предоставить эффективную гуманитарную помощь в Сомали , [18] невыполнение положений резолюций Совета Безопасности, касающихся израильско-палестинского конфликта , спора о Кашмире и продолжающейся неспособности предотвратить геноцид или оказать помощь в Дарфуре . [19] [20]
Одним из предложений по решению проблемы задержек, подобных той, что произошла в Руанде, являются силы быстрого реагирования: постоянная группа, управляемая ООН и развернутая Советом Безопасности, которая получает свои войска и поддержку со стороны нынешних членов Совета Безопасности и готова к быстрое развертывание в случае будущих геноцидов. [21]
Миротворцев ООН также обвиняли в сексуальном насилии, включая изнасилование детей, групповое изнасилование и приставание к проституткам во время миротворческих миссий в Конго. [22] Гаити, [23] [24] Либерия, [25] Судан, [26] Бурунди и Кот-д'Ивуар. [27]
В ответ на критику, включая сообщения о сексуальном насилии со стороны миротворцев, ООН предприняла шаги по реформированию своей деятельности. Доклад Брахими стал первым из многих шагов по подведению итогов бывших миротворческих миссий, выявлению недостатков и принятию мер по исправлению этих ошибок, чтобы обеспечить эффективность будущих миротворческих миссий. [28] ООН пообещала продолжать применять эту практику при проведении миротворческих операций в будущем. Технократические аспекты процесса реформ были продолжены и активизированы ДОПМ в его программе реформ «Миротворческие операции 2010». Основополагающая доктрина 2008 года под названием «Операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира: принципы и руководящие указания». [29] включает и развивает анализ Брахими.
В 2013 году неправительственная организация Transparency International опубликовала отчет, в котором критиковалась антикоррупционная политика и контроль миротворческих операций ООН. [30] [31]
См. также [ править ]
- Список миротворческих миссий Организации Объединенных Наций
- История Организации Объединенных Наций
- Хронология миротворческих миссий Организации Объединенных Наций
- Международный день миротворцев ООН
- Нападения на гуманитарных работников
Ссылки [ править ]
- ^ «Наша история» . Миротворческая деятельность ООН .
- ^ «Нобелевская премия мира 1957 года» . Нобелевский фонд . Проверено 12 апреля 2010 г.
- ^ Пол Ф. Диль, Мирные операции (Polity Press, 2008), стр. 34–36.
- ^ Год: 1948), Совет Безопасности ООН (3-я (1964 г.). «Резолюция 50 (1948)/: [принята Советом Безопасности на его 310-м заседании] от 29 мая 1948 г.» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Международный день миротворцев ООН, 29 мая» .
- ^ Резолюция Генеральной Ассамблеи 1000 (ES-I) Документ ООН A/RES/1000 (ES-I) от 5 ноября 1956 г. Создание UNEF. Архивировано 19 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Эндрю Коэн (2008). Лестер Б. Пирсон . Пингвин Канада. стр. 116–125 . ISBN 978-0-14-317269-7 .
- ^ Миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций 1950-х годов http://www.un.org/events/peacekeeping60/1950s.shtml
- ^ «ОНУК» .
- ^ «Силы безопасности ООН в Западной Новой Гвинее (Unsf)» .
- ^ Бачко, Адам; Дорронсоро, Жиль. «Миссия добрых услуг ООН в Афганистане и Пакистане (ЮНГОМАП)» .
- ^ Корпорация РЭНД. «Роль ООН в национальном строительстве: от Конго до Ирака» (PDF) . Проверено 30 декабря 2008 г.
- ^ Центр безопасности человека. «Доклад о безопасности человека за 2005 год» . Архивировано из оригинала 28 июля 2009 г. Проверено 8 февраля 2007 г.
- ^ Харш, Эрнест (апрель 2004 г.). «Мир размышляет о геноциде в Руанде» . ООН . Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ Фейл, Скотт (апрель 1998 г.). «Предотвращение геноцида: как раннее применение силы могло оказаться успешным в Руанде» . Центр Вильсона. Архивировано из оригинала 6 июля 2010 года . Проверено 29 мая 2011 г.
- ^ Эмизет, Кисангани, НФ (июнь 2000 г.). «Резня беженцев в Конго: пример провала миротворческой деятельности ООН и международного права» (PDF) . Журнал современных африканских исследований . 38 (2): 163–202. дои : 10.1017/s0022278x0000330x . S2CID 154818651 . Архивировано из оригинала (PDF) 26 августа 2011 г.
- ^ «Доклад Сребреницы обвиняет ООН» . Би-би-си. 16 ноября 1999 г. Проверено 29 мая 2011 г.
- ^ Кларк, Джеффри (1992–1993). «Разгром в Сомали». Иностранные дела . 72 (1): 109–123. дои : 10.2307/20045500 . JSTOR 20045500 .
- ^ «Исторический провал резолюции по Дарфуру» . Хьюман Райтс Вотч. 17 сентября 2004 года . Проверено 29 мая 2011 г.
- ^ «Аннан признает неспособность ООН защитить Дарфур» . Судан Таймс . 9 декабря 2006 года . Проверено 29 мая 2011 г.
- ^ Боннарт, Фредерик; Трибьюн, Международный Вестник (22 января 1997 г.). «Мнение | Пришло время для постоянных сил быстрого реагирования ООН» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ Колум Линч (16 декабря 2004 г.). «Заявление ООН о сексуальном насилии в Конго» . Вашингтон Пост .
- ^ «Войскам ООН предъявлены обвинения в жестоком обращении с детьми» . Новости Би-би-си. 30 ноября 2006 г.
- ^ «108 шри-ланкийских миротворцев на Гаити будут репатриированы после заявлений, что они платили проституткам» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . 02.11.2007.
- ^ «Работники гуманитарной помощи в Либерии обвинены в сексуальном насилии» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . 8 мая 2006 г.
- ^ Холт, Кейт; Хьюз, Сара (4 января 2007 г.). «Сотрудников ООН обвиняют в изнасиловании детей в Судане» . Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 4 января 2007 г. Проверено 4 мая 2010 г.
- ^ «Сотрудников ООН обвиняют в изнасиловании детей в Судане» . Би-би-си. 28 мая 2007 г.
- ^ «Доклад Группы по операциям Организации Объединенных Наций в пользу мира» . Объединенные Нации .
- ^ Операции ООН по поддержанию мира: принципы и руководящие указания PDF pbpu.unlb.org/PBPS/Library/Capstone_Doctrine_ENG.pdf
- ^ «Коррупция и миротворчество: укрепление миротворчества и Организации Объединенных Наций» (PDF) . Трансперенси Интернешнл. Октябрь 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 29 октября 2013 г.
- ^ Гладстон, Рик (9 октября 2013 г.). «Миротворчество ООН подвергается новому вниманию на двух фронтах» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 октября 2013 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Гулдинг, Маррак (июль 1993 г.). «Эволюция миротворческой деятельности ООН» . Международные дела . 69 (3): 451–464. дои : 10.2307/2622309 . JSTOR 2622309 .
Внешние ссылки [ править ]
- Дом миротворцев ООН включает историю, новости и ссылки на другие соответствующие сайты ООН. (английский, арабский, китайский, французский, русский, испанский)
- Миротворческое предложение ООН: презентация концепции Еврокорпуса-Иностранного легиона и его Единого европейского полка в Европейском парламенте в июне 2003 г.
- Историческая перспектива миротворчества ООН