Военно-штабной комитет
Военно -штабной комитет ( ВШК ) — вспомогательный орган Совета Безопасности ООН, роль которого, как определено Уставом ООН , заключается в планировании военных операций ООН. [1] и помощь в регулировании вооружений. [2] Хотя Военно-штабной комитет продолжает существовать, переговорные усилия между Соединенными Штатами, Советским Союзом и другими странами в конце 1940-х годов провалились, и с тех пор комитет практически прекратил свое существование, выполняя лишь консультативные функции.
Самая большая цель MSC, вытекающая из статьи 45 Устава ООН , заключалась в обеспечении командного состава набора контингентов ВВС. [1] Эти контингенты, предоставленные пятью постоянными членами Совета Безопасности ( Китайская Республика (ныне Китайская Народная Республика), Франция, Советский Союз (ныне Россия), Великобритания и США), должны были быть хранится в готовности для дискреционного использования Организацией Объединенных Наций.
История [ править ]
Учреждение [ править ]
«Что они [министры иностранных дел] признают необходимость создания в кратчайшие возможные сроки всеобщей международной организации, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств и открытой для членства всех таких государств, больших и малых. , для поддержания международного мира и безопасности».
Московская декларация [3]
Самый ранний конкретный план новой всемирной организации был разработан под эгидой Государственного департамента США в 1939 году. [4] Декларация Организации Объединенных Наций была сделана 1 января 1943 года первыми 29 государствами, представляющими союзников во Второй мировой войне, в поддержку принципов Атлантической хартии . [5] Подкомитет по безопасности был создан 15 апреля 1942 года, а в 1943 году члены Объединенного комитета стратегических исследований к нему присоединились США (JSSC). JSSC вскоре начал руководить планированием совместных вооруженных сил после окончания Второй мировой войны . Они изменили терминологию организации с «международных полицейских сил» на «международные военные силы» и рекомендовали создать сферы влияния по всему миру, где Соединенные Штаты, Великобритания и Советский Союз будут поддерживать международные силы. Согласно плану, Соединенные Штаты должны были нести ответственность за Америку, Великобритания и Советский Союз должны были нести совместную ответственность за остальной мир; за исключением Дальнего Востока , за который будут нести ответственность все три державы и Китай. JSSC подошел к планированию с националистической точки зрения, считая многонациональные силы непрактичными. [6] После внесения изменений Объединённым комитетом начальников штабов США план распространился по Государственному департаменту США, где Халл госсекретарь Корделл отдавал предпочтение многонациональной организации. Халл был предан этому проекту и сформировал новый редакционный комитет, который отказался от плана сфер влияния. [7] После Московской конференции 1943 года 30 октября 1943 года были опубликованы Московские декларации. Декларации выступали за создание многонациональной организации. [3]
После тщательного планирования проект устава был завершен к 29 апреля 1944 года. В проекте предлагалось, чтобы страны-члены сохраняли силы, которые можно было бы использовать в боевых действиях. Если бы силы были задействованы, их возглавила бы Комиссия по безопасности и вооружениям. Хотя этот план написан американцами, некоторые сенаторы опасались, что автономия страны будет потеряна. Халл возразил, заявив, что войска не будут находиться под контролем Организации Объединенных Наций и что детали будут определены позже и проголосованы Сенатом. На конференции в Думбартон-Оксе в 1944 году Советский Союз и Великобритания поддержали этот план, а не советские предложения по созданию международных военно-воздушных сил. Советский Союз также предложил на конференции разместить базы в более мелких странах, но отозвал это предложение после сопротивления Америки. [8]
Именно на конференции концепция Комиссии по безопасности и вооружениям была заменена Военно-штабным комитетом - британским предложением, основанным на структуре командования Объединенного комитета начальников штабов США и Великобритании, использовавшейся во время Второй мировой войны. Незначительные изменения в план были внесены на Конференции ООН по международным организациям в Сан-Франциско в 1945 году. [8] ООН была официально создана 24 октября 1945 года после ратификации Устава пятью постоянными членами Совета Безопасности — Францией, Китайской Республикой , Советским Союзом, Великобританией и США — и большинством других 46 подписавших его сторон. . [9] MSC был создан в статьях 46 и 47 Устава, которые определяют членство в Комитете как «начальников аппаратов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей». [10] [11] Первой резолюцией Совета Безопасности ООН был создан Военно-штабной комитет, которому было поручено собраться в Лондоне 1 февраля 1946 года. [12]
В Уставе ООН MSC предназначен для консультирования и помощи Совету Безопасности ООН (СБ ООН) по «планам применения вооруженной силы» и «несет ответственность под Советом Безопасности за стратегическое руководство любыми вооруженными силами, размещенными в Уставе ООН». распоряжение Совета Безопасности». [10]
Раннее обсуждение [ править ]
Хотя устав был одобрен, большая часть функций MSC все еще не определена. Британцы предпочитали «мощный и эффективный орган», тогда как Соединенные Штаты предпочитали гораздо более ограниченный орган. К середине октября 1945 года Соединенные Штаты предложили свой взгляд на MSC и его функции. Конфликт по поводу размера организации продолжался: генералы ВВС, такие как Генри Х. Арнольд, хотели, чтобы крупные ВВС ООН были гибкими и могли демонстрировать мощь организации. Начальник штаба армии США Дуайт Д. Эйзенхауэр направил генерала Мэтью Риджуэя своим представителем ; Эйзенхауэр поддержал ООН, заявив, что «мы должны заставить эту организацию работать». Генерал Джордж Кенни представлял ВВС США , а вице-адмирал Ричмонд К. Тернер — ВМС США . MSC изо всех сил старался быть организованным; а именно потому, что никто не хотел предлагать, против кого будут сражаться силы. [13]
На первом совещании в феврале 1946 года были установлены оперативные процедуры. Дальнейшие обсуждения начались в марте в Нью-Йорке . [14] США считали, что комитет может контролировать деколонизацию и пограничные споры, но были осторожны, чтобы не было потрачено слишком много денег и Конгресс сохранил военные полномочия. Советский Союз, опасаясь чрезмерного влияния Запада, не хотел участвовать в MSC, а у делегатов было мало полномочий на переговорах. Американцы стремились к тому, чтобы эти силы были активными к июню 1946 года, и предложили «сопоставимую численность», когда постоянные члены СБ ООН поддерживают силы в боевой готовности , размер которых будет зависеть от размера их вооруженных сил. [15]
На протяжении 1946 года американские переговорщики, особенно Кенни, пытались прийти к компромиссу с Советским Союзом, но Советский Союз не шел на переговоры, а американцы (в основном Тернер и Риджуэй) были негибкими по многим вопросам. Большинство других вовлеченных стран также не проявили особого интереса; Тернер заявил, что «делегация США была единственной делегацией за всю историю Военно-штабного комитета, которая внесла какие-либо конкретные предложения», не считая одного предложения Соединенного Королевства. [15] Британцы также считали, что «непримиримость России» была причиной медленного прогресса. [14]
В сентябре Советский Союз опубликовал письмо, в котором изложил свои основные возражения против американского плана. Однако к тому времени Соединенные Штаты в значительной степени потеряли надежду на компромисс. Дебаты были перенесены в СБ ООН. [15] и в отчете MS/264, выпущенном 30 апреля 1947 г. [14] В предложениях MSC были выражены разногласия между Советским Союзом и Соединенными Штатами. [15] Однако MSC единогласно согласился с более чем половиной из 41 статьи отчета. Страны согласились, что эти силы не будут постоянной армией и что их использование будет лишь последним средством. Всем членам ООН было предложено предоставить силы, средства или другую помощь, хотя большая часть первоначальных войск будет исходить от великих держав . Однако имелись и многочисленные разногласия. Советский Союз требовал, чтобы силы базировались только в их странах, и выступал за более ограниченную власть. [16] Соединенные Штаты выступали за более крупные силы и сопоставимую численность, тогда как Советы предлагали меньшие силы с равным вкладом. Попытки посредничества неоднократно терпели неудачу. Страны не смогли договориться о руководстве силами, о том, где будут расположены базы и сможет ли MSC вести войны. [15]
Великобритании Министерство иностранных дел и по делам Содружества отметило в декабре 1947 года, что «необычной особенностью этой части работы MSC является то, что соглашение, по обычным стандартам прогресса Организации Объединенных Наций, кажется, было достигнуто необычайно близко. Однако перспектива успеха очень велика. , скорее кажущееся, чем реальное. Все эти дискуссии предполагают соглашение по Общим принципам, а такое соглашение остается маловероятным». К августу 1948 года, после таких конфликтов, как блокада Берлина и чехословацкий государственный переворот 1948 года , и несмотря на попытки достижения компромисса со стороны различных людей, включая госсекретаря США Дина Раска , MSC практически прекратил свое существование. [15] [17]
усилия реформированию по Бездействие и
Миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций началась еще в 1948 году в рамках Органа Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия . [18] MSC не считался командовавшим войсками в Корейской войне , хотя в ней участвовали войска под командованием ООН . [15] В 1992 году был создан Департамент миротворческих операций ООН , «чтобы обеспечивать политическое и исполнительное руководство миротворческими операциями ООН и поддерживать контакты с СБ ООН, странами, предоставляющими войска и финансовые средства, а также сторонами конфликта при выполнении мандатов СБ ООН». [18] Департамент полевой поддержки ООН был создан в 2008 году. [19] Такие организации в Секретариате Организации Объединенных Наций заменили роль MSC, и в настоящее время он выполняет консультативные функции при СБ ООН. [18] В 1982 году полковник Норман Л. Додд писал, что «Комитет по-прежнему собирается раз в месяц, но представители начальников штабов имеют звание полковника, и ничего существенного не обсуждается и не согласовывается». [20]
Британский военно-морской историк Эрик Гроув описывает MSC как «бесплодный памятник угасшим надеждам основателей ООН». [21] Были представлены предложения по возрождению МСК. [22] [23] Гроув писал в 1993 году, что переговоры, которые MSC провел в 1947 и 1948 годах, представляют собой «отправную точку для рассмотрения возможностей действия Устава ООН так, как это было первоначально задумано», и «конкретные разногласия, которые помешали созданию работающей системы, в то время были гораздо более значительными». меньше шансов вызвать проблемы сейчас». [24] В 1994 году писатель Кай Берд предложил создать «значительную постоянную армию ООН с войсками со всего мира». [25] Каждые две недели MSC собирается, в основном для того, чтобы определить дату своего следующего заседания. [23]
Возрожденный MSC [ править ]
С 2010 года Комитет регулярно приглашал военных представителей избранных членов Совета Безопасности участвовать в своих неофициальных заседаниях, а с января 2017 года — на своих официальных заседаниях. В соответствии со своей годовой программой работы Комитет также регулярно приглашает на свои заседания представителей различных департаментов и управлений Секретариата ООН для проведения брифингов и обсуждения текущих вопросов. С 2020 года Комитет также приглашает командующих силами ОПМООН и некоторых региональных организаций. Комитет также дважды в год направляется в миротворческие миссии, чтобы предоставить членам Совета Безопасности и Секретариату военную оценку их работы.
С 2023 года Комитет наладил партнерские отношения со своим коллегой из Африканского союза, который является вспомогательным органом Совета мира и безопасности АС. Комитеты встречаются на регулярной основе виртуально или физически, а Комитет АС принял участие в полевой миссии MSC ООН в МООНСДРК в апреле 2024 года. Основное внимание по-прежнему уделяется работе над выполнением резолюции ООН 2719.
Роль [ править ]
Роль Военно-штабного комитета заключается в консультировании и оказании помощи Совету Безопасности ООН по всем вопросам, касающимся поддержания международного мира и безопасности. Первоначально предполагалось, что рекомендации и помощь Комитета будут предоставлены Совету Безопасности ООН в следующих областях:
- Действия, требующие применения военной силы согласно статье 42 [26]
- Соглашения о предоставлении вооруженных сил Совету Безопасности согласно статьям 43 и 44 [26]
- Готовность имеющихся в наличии контингентов военно-воздушных сил для совместных международных принудительных действий согласно статье 45. [26]
- Планирование применения вооруженной силы согласно статье 46 [26]
- Разработка планов регулирования вооружений согласно статье 26 [27]
Членство [ править ]
В состав MSC входят начальники штабов родов войск постоянных членов СБ ООН, представленные делегированными представителями. Председательство в MSC меняется в алфавитном порядке (по названию страны) в начале каждого месяца через представителей пяти постоянных членов. [28] [29]
Заседания Комитета проводятся по созыву председателя в любое время, которое он считает необходимым, но перерыв между заседаниями не должен превышать четырнадцати дней. Программа работы Комитета готовится заранее и публикуется в Журнале ООН. [30] и на веб-сайте Комитета. [31]
Список связи MSC офицеров
Сентябрь 1947 г. - сентябрь 1967 г. - полковник Де Гинзбург, армия США.
Сентябрь 1967 г. - август 1978 г. - полковник Л. Монтигл, французская армия.
Сентябрь 1978 г. - август 1981 г. - командующий Д. Г. Бутби, Королевский флот.
Август 1981 г. - август 1983 г. - полковник Хуан Юнъи, китайская армия.
Октябрь 1983 г. - июнь 1989 г. - подполковник Джером Мартин, ВВС США.
Январь 1989 г. - март 1993 г. - полковник Н. Калабуков Армии СССР.
Июль 1993 г. - февраль 1999 г. - полковник Б. Ле Ван Сье, французская армия.
Февраль 1999 г. - февраль 2004 г. Капитан Дэвид Дж. Томпсон, Королевский флот.
Февраль 2004 г. - август 2009 г. - полковник Яо Минь, китайская армия.
Август 2009 г. - июль 2015 г. - полковник Марк Истон армии США.
Август 2015 г. – июль 2020 г. – полковник Вадим Пивовар, Армия РФ.
С августа 2020 г. - подполковник Лоран ЗИЧ, французская армия.
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Устав Организации Объединенных Наций: Глава VII. Архивировано 25 августа 2014 г. в Wayback Machine.
- ↑ Устав Организации Объединенных Наций: Глава V. Архивировано 1 октября 2013 г. в Wayback Machine.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «1943 год: Московская и Тегеранская конференции» . Организация Объединенных Наций . 26 августа 2015 г. Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ Таунсенд Хупс и Дуглас Бринкли, Рузвельт и создание ООН (1997), стр. 1–55.
- ^ Парри, Клайв; Баркер, Дж. Крейг; Грант, Джон П. (2009). «Организация Объединенных Наций, Декларация». Энциклопедический словарь Пэрри и Гранта по международному праву . Издательство Оксфордского университета. п. 641.
- ^ Соффер 1997 , с. 48-49.
- ^ Соффер 1997 , с. 49-52.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Соффер 1997 , с. 49-53.
- ^ «Вехи ООН 1941-1950 гг.» . www.un.org . 4 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2017 года . Проверено 1 ноября 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Устав Организации Объединенных Наций: Глава VII. Архивировано 25 августа 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Ло, Джонатан (21 июня 2018 г.), Ло, Джонатан (редактор), «Военно-штабной комитет» , Юридический словарь , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198802525.001.0001 , ISBN 978-0-19-880252-5 , получено 8 апреля 2020 г.
- ^ Wikisource . – через
- ^ Соффер 1997 , с. 54-56.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гроув 1993 , с. 176.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Соффер 1997 , с. 56-69.
- ^ Гроув 1993 , стр. 177–178.
- ^ Гроув 1993 , с. 180.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Военно-штабной комитет ООН» . Организация Объединенных Наций .
- ^ Хиггинс, Розалин; Уэбб, Филиппа; Аканде, Дапо; Сивакумаран, Сандеш; Слоан, Джеймс (13 декабря 2018 г.). Международное право Оппенгейма: Организация Объединенных Наций . Издательство Оксфордского университета. п. 470. ИСБН 978-0-19-253718-8 .
- ^ Додд, Норман Л. (1982). «Операции ООН по поддержанию мира» . Scientia Militaria: Южноафриканский журнал военных исследований . 12 (4). дои : 10.5787/12-4-605 . ISSN 2224-0020 .
- ^ Гроув 1993 , с. 172.
- ^ Шефер, Бретт Д. «Время для новой миротворческой организации ООН» . Фонд наследия . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Новоселофф, Александра (17 апреля 2018 г.). Военно-штабной комитет ООН: воссоздание недостающего потенциала . Рутледж. ISBN 978-1-351-70209-6 .
- ^ Гроув 1993 , с. 182.
- ^ Бёрд, Кай (8 августа 1994 г.). «Дело в пользу армии ООН: гуманитарная интервенция». Нация . 259 :160.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Глава VII» . www.un.org . 17 июня 2015 г. Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ «Глава V» . www.un.org . 17 июня 2015 г. Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Гроув 1993 , с. 175.
- ^ «Президент Совета Безопасности ООН и председатель Военно-штабного комитета в апреле» . Организация Объединенных Наций: освещение заседаний и пресс-релизы . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ «Журнал Организации Объединенных Наций» . Journal.un.org . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ «Программа работы | Совет Безопасности ООН» . www.un.org . Проверено 4 февраля 2021 г.
- Библиография
- Соффер, Джонатан (1997). «Все за одного или все за всех: Военно-штабной комитет ООН и противоречия внутри американского интернационализма» . Дипломатическая история . 21 (1): 45–69. дои : 10.1111/1467-7709.00050 . hdl : 11693/48346 . ISSN 0145-2096 . JSTOR 24913403 . Архивировано из оригинала 14 ноября 2023 г.
- Кеннеди, Пол . Парламент человечества: прошлое, настоящее и будущее Организации Объединенных Наций . Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 2006.
- Гроув, Эрик (1993). «Вооруженные силы ООН и Военно-штабной комитет: взгляд назад». Международная безопасность . 17 (4): 172–182. дои : 10.2307/2539026 . ISSN 0162-2889 . JSTOR 2539026 . S2CID 153680888 .
Внешние ссылки [ править ]
- https://www.un.org/securitycouncil/subsidiary/msc
- http://www.gmu.edu/academic/pcs/moller.htm
- http://www.globalpolicy.org/security/peacekpg/reform/2001/msc.htm
- https://web.archive.org/web/20100803003659/http://pksoi.army.mil/PKM/publications/perspective/perspectivereview.cfm?perspectiveID=5
- http://www.securitycouncilreport.org/monthly-forecast/2015-01/in_hindsight_the_military_staff_committee.php