Сфера влияния
В сфере международных отношений сфера влияния — это пространственный регион или концептуальное разделение, в отношении которого государство или организация имеет определенный уровень культурной , экономической , военной или политической исключительности.
Хотя между субъектом влияния и лицом, находящимся под влиянием, может существовать формальный союз или другие договорные обязательства, такие формальные договоренности не являются необходимыми, и влияние часто может быть скорее примером мягкой силы . Точно так же формальный альянс не обязательно означает, что одна страна находится в сфере влияния другой. Высокий уровень эксклюзивности исторически был связан с более высоким уровнем конфликтов.
В более крайних случаях страна, находящаяся в «сфере влияния» другой, может стать дочерней компанией этого государства и фактически выступать в качестве государства-сателлита или фактической колонии . Так было с Советским Союзом и его Восточным блоком после Второй мировой войны. Система сфер влияния, с помощью которых могущественные страны вмешиваются в дела других, сохраняется и по сей день. Его часто анализируют с точки зрения сверхдержав , великих держав и/или средних держав .
Иногда части одной страны могут попасть в две разные сферы влияния. В 19 веке буферные государства Иран , и Таиланд , лежащие между империями Британии , Франции и России были разделены между сферами влияния этих трёх международных держав . Точно так же после Второй мировой войны Германия была разделена на четыре оккупационные зоны , три из которых позже объединились в Западную Германию , а оставшаяся стала Восточной Германией , первая — член НАТО , а вторая — член Варшавского договора .
Исторические остатки [ править ]
Многие могущественные государства в прошлые века имели подчиненные государства-данники , чья родная династия признавала сюзеренитет великой державы . [ нужна ссылка ]
Многие регионы мира объединены культурным влиянием, унаследованным от предыдущей сферы влияния, даже если они больше не находятся под политическим контролем. Примеры включают Англосферу , Арабский мир , Персосферу , Евросферу , Франкофонию , Франсафрику , Германосферу , Индосферу , Испанидад , Латинскую Европу / Латинскую Америку , Лусофонию , Тюркосферу , Синосферу , Слависферу , Малайский мир , Постсоветские государства и многие другие.
Соединенные Штаты (1820-е гг Ранние . )
Александр Гамильтон , первый министр финансов США , стремился к тому, чтобы Соединенные Штаты установили сферу влияния в Северной Америке . [1] Гамильтон, писавший в « Записках федералиста» , вынашивал амбиции, направленные на то, чтобы США поднялись до статуса мировой державы и набрали силы, чтобы изгнать европейские державы из Америки , взяв на себя мантию регионального доминирования среди американских стран, хотя большая часть Нового Света была европейской. колоний в тот период. [2]
Эта доктрина, получившая название « Доктрина Монро », была официально оформлена при президенте Джеймсе Монро , который утверждал, что Новый Свет должен был стать сферой влияния, удаленной от европейского посягательства. Когда США стали мировой державой, немногие страны осмелились вторгнуться в эту сферу. [3] (Заметное исключение произошло с Советским Союзом и кубинским ракетным кризисом .).
По состоянию на 2018 год госсекретарь Рекс Тиллерсон продолжал ссылаться на доктрину Монро, рекламируя Соединенные Штаты партнера региона как предпочтительного торгового по сравнению с другими странами, такими как Китай . [4]
Эпоха Нового Империализма (конец 1800-х – начало 1900- годов х )
Что касается Сиама ( Таиланд ), Великобритания и Франция подписали соглашение в 1904 году, согласно которому британцы признали французскую сферу влияния к востоку от бассейна реки Менам ( река Чао Прайя ); в свою очередь, французы признали британское влияние на территории к западу от бассейна Менама и к западу от Сиамского залива . Обе стороны отвергли любую идею аннексии сиамской территории. [5]
В англо-русском соглашении 1907 года Великобритания и Россия разделили Персию ( Иран ) на сферы влияния, при этом русские получили признание влияния на большую часть северного Ирана, а Великобритания установила зону на юго-востоке. [6] [7]
Китай [ править ]
В Китае в середине 19-го и 20-го веков (известном в Китае как « век унижения ») Великобритания , Франция , Германия , Россия и Япония обладали особой властью над большими участками китайской территории, основанной на обеспечении «обязательств неотчуждения». за свои «сферы интересов»; только Соединенные Штаты не смогли участвовать из-за своего участия в испано-американской войне . Эти сферы влияния были приобретены путем принуждения цинского правительства к подписанию « неравноправных договоров » и долгосрочной аренды. [8]
В начале 1895 года французы заявили права на территорию в Юго-Западном Китае . [9] К декабрю 1897 года немецкий кайзер Вильгельм II заявил о своем намерении захватить территорию в Китае, что ускорило борьбу за разграничение зон влияния в Китае . Немцы получили в провинции Шаньдун исключительный контроль над кредитами на развитие, горнодобывающей промышленностью и владением железными дорогами. [10] в то время как Россия получила сферу над всей территорией к северу от Великой стены , [11] в дополнение к предыдущему освобождению от налогов для торговли в Монголии и Синьцзяне , [12] экономические державы, подобные немецкой, над провинциями Фэнтянь , Цзилинь и Хэйлунцзян . Франция получила сферу влияния над Юньнанью , а также над большей частью Гуанси и Гуандун ; провинций [13] Япония над Фуцзянь ; провинцией [13] и британцы по всей долине реки Янцзы [13] (определяются как все провинции, прилегающие к реке Янцзы, а также провинции Хэнань и Чжэцзян ), [11] части провинций Гуандун и Гуанси , [14] и часть Тибета . [15] Только провинцию запрос Италии на Чжэцзян был отклонен китайским правительством. [13] Сюда не входят территории аренды и концессии , на которых иностранные державы имели полную власть.
Российское правительство военным путем оккупировало их зону, навязало свои законы и школы, конфисковало привилегии на добычу полезных ископаемых и лесозаготовок, заселило своих граждан и даже установило свою муниципальную администрацию в нескольких городах. [16] последнее без согласия Китая. [17]
Державы (и Соединенные Штаты) могли иметь свои собственные суды, почтовые отделения, коммерческие учреждения, железные дороги и канонерские лодки на территории, которая на бумаге считалась китайской территорией. Однако роль иностранных держав и их контроль в некоторых случаях могли быть преувеличены; местное правительство настойчиво ограничивало дальнейшие посягательства. [18] Система прекратила свое существование после Второй мировой войны .
6 сентября 1899 года госсекретарь США Джон Хэй направил ноты крупным державам (Франции, Германии, Великобритании, Италии, Японии и России), в которых просил их официально заявить, что они будут поддерживать территориальную и административную целостность Китая и не будут вмешиваться в свободное использование договорных портов в пределах их сфер влияния в Китае, поскольку Соединенные Штаты чувствовали угрозу со стороны гораздо более обширных сфер влияния других держав в Китае и опасались, что они могут потерять доступ к китайскому рынку, если страна будет официально признана разделенный. [19] Хотя договоры, заключенные после 1900 года, упоминают эту « политику открытых дверей », конкуренция между различными державами за специальные концессии внутри Китая в отношении прав на железные дороги, права на добычу полезных ископаемых, кредиты, порты внешней торговли и т. д. продолжалась с неослабевающей силой. [20] при этом сами США противоречили этой политике, согласившись признать японскую сферу в Соглашении Лансинга-Исии . [21]
В 1910 году великие державы — Великобритания, Франция, Германия, США, а позднее — Россия и Япония — проигнорировали политику открытых дверей и сформировали банковский консорциум, состоящий из национальных банковских групп, поддерживаемых соответствующими правительствами, через которые все иностранные кредиты Китай был монополизирован, что давало державе политическое влияние на Китай и уменьшало экономическую конкуренцию между иностранцами. укрепления правления китайского военачальника Юань Шикая Эта организация контролировала большую часть китайских налоговых поступлений в рамках «трастового фонда», используя небольшую часть для эффективного . Обновленный консорциум Великобритании, Франции, Японии и США в 1920 году фактически наложил вето на все кредиты на развитие Китая, установив контроль над китайским правительством, стремясь контролировать все железные дороги, порты и автомагистрали в Китае. [22] [23] Консорциум помог сдержать политический и финансовый конфликт между партиями и государствами по поводу кредитов, одновременно установив иностранный контроль над финансами Китая в период революционных потрясений, которые Консорциум также помог ускорить. [24]
Вторая мировая война (1939–1945) [ править ]
Японская империя [ править ]
Другой пример: в разгар своего существования во Второй мировой войне Японская империя имела довольно большую сферу влияния. Японское правительство напрямую управляло событиями в Корее , Вьетнаме , Тайване и некоторых частях материкового Китая . Таким образом, « Сферу совместного процветания Большой Восточной Азии » можно было бы легко нарисовать на карте Тихого океана как большой «пузырь», окружающий острова Японии и азиатские и тихоокеанские страны, которые она контролировала. [ нужна ссылка ]
Пакт Молотова-Риббентропа [ править ]
Согласно секретному протоколу, приложенному к пакту Молотова-Риббентропа 1939 года (раскрытому только после поражения Германии в 1945 году), Северная и Восточная Европа были разделены на нацистскую и советскую сферы влияния: [25]
- На севере Финляндия , Эстония и Латвия были отнесены к советской сфере. [25]
- Польша должна была быть разделена в случае ее «политического переустройства»: территории к востоку от рек Нарев , Висла и Сан отойдут к Советскому Союзу, а Германия оккупирует запад. [25]
- Литва , соседствующая с Восточной Пруссией , находилась бы в сфере влияния Германии, хотя второй секретный протокол, согласованный в сентябре 1939 года, передал Литву в состав СССР. [26]
Другой пункт договора предусматривал, что Бессарабия , входившая тогда в состав Румынии , присоединится к Молдавской АССР и станет Молдавской ССР под контролем Москвы. [25] Советское вторжение в Буковину 28 июня 1940 года нарушило Пакт Молотова-Риббентропа, поскольку оно вышло за пределы советской сферы влияния, согласованной с странами Оси . [27] СССР продолжал отрицать существование протоколов Пакта до тех пор, пока после распада Советского Союза российское правительство полностью не признало существование и подлинность секретных протоколов. [28]
Конец Второй мировой войны [ править ]
С 1941 года и нападения Германии на Советский Союз действовала Союзная коалиция , исходя из неписаного предположения, что западные державы и Советский Союз имеют каждая свою собственную сферу влияния. Презумпция неограниченных прав США, Великобритании и СССР в своих сферах начала вызывать трудности, поскольку территория, контролируемая нацистами, сокращалась, а союзные державы последовательно освобождали другие государства. [29]
Сферам военного времени не было практического определения, и никогда не было определено, имеет ли доминирующая союзная держава право принимать односторонние решения только в области военной деятельности или может также навязывать свою волю в отношении политического, социального и экономического будущего других государств. Эта чрезмерно неформальная система имела неприятные последствия на поздних этапах войны и после нее, когда выяснилось, что у Советов и западных союзников были совершенно разные идеи относительно управления и будущего развития освобожденных регионов и самой Германии. [29]
война ( Холодная 1947–1991 )
Во время холодной войны советская сфера влияния, как утверждалось, включала в себя: страны Балтии , Центральную Европу , некоторые страны Восточной Европы , Кубу , Лаос , Вьетнам , Северную Корею и — до китайско-советского раскола и раскола Тито-Сталина. — Китайская Народная Республика и Народная Федеративная Республика Югославия , а также другие страны в разное время. Между тем, считалось, что Соединенные Штаты имеют сферу влияния на Западную Европу , Океанию , Японию , Южный Вьетнам и Южную Корею , среди других мест. [ нужна ссылка ]
Однако уровень контроля в этих сферах был различным и не был абсолютным. Например, Франция и Великобритания смогли действовать независимо, чтобы вторгнуться (вместе с Израилем ) в Суэцкий канал (позже они были вынуждены уйти из-за совместного давления США и СССР). Позже Франция также смогла выйти из военного подразделения Организации Североатлантического договора (НАТО). Куба, как еще один пример, часто занимала позиции, которые ставили ее в противоречие со своим советским союзником, включая кратковременные союзы с Китаем, экономические реорганизации и оказание поддержки повстанцам в Африке и Америке без предварительного одобрения Советского Союза. [ нужна ссылка ]
С окончанием Холодной войны Восточный блок распался, фактически положив конец советской сфере влияния. Затем в 1991 году Советский Союз прекратил свое существование , его место заняла Российская Федерация и несколько других бывших советских республик , которые стали независимыми государствами.
Россия (1990-е настоящее ) время – Современная
после распада Советского Союза страны Содружества Независимых Государств , ставшие независимыми в 1991 году, стали считаться частью «сферы влияния» Российской Федерации . Согласно заявлению Бориса Ельцина , датированному сентябрем 1994 года, [30]
По словам Ульриха Спека, писавшего для Европейского Карнеги : «После распада Советского Союза внимание Запада было сосредоточено на России. Западные страны неявно рассматривали постсоветские страны (помимо стран Балтии) как сферу влияния России». [31]
В 1997 году НАТО и Россия подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности , в котором провозглашалась «цель создания в Европе общего пространства безопасности и стабильности без разделительных линий или сфер влияния, ограничивающих суверенитет любого государства». [32]
31 августа 2008 года президент России Дмитрий Медведев заявил о пяти принципах внешней политики, включая требование о привилегированной сфере влияния, включающей «приграничный регион, но не только». [33] В 2009 году Россия заявила, что Европейский Союз желает иметь сферу влияния и что Восточное партнерство является «попыткой расширить» ее. [34] В марте того же года министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт заявил, что «Восточное партнерство не касается сфер влияния. Разница в том, что эти страны сами решили присоединиться». [34]
После российско-грузинской войны и другие бывшие лидеры Центральной и Восточной Европы подписали открытое письмо, в котором говорилось , 2008 года Вацлав Гавел что Россия «нарушила основные принципы Хельсинкского Заключительного акта , Парижской хартии … и все это во имя защиты сферу влияния на своих границах». [35] В апреле 2014 года НАТО заявила, что вопреки Основополагающему акту ,
Россия теперь, похоже, пытается воссоздать сферу влияния, захватив часть Украины, удерживая большое количество сил на ее границах и требуя, как недавно заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров , что «Украина не может быть частью какого-либо блока. " [36]
Критикуя Россию в ноябре 2014 года, канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что «старое мышление о сферах влияния, которое грубо противоречит международному праву», ставит «под вопрос весь европейский мирный порядок». [37] В январе 2017 года премьер-министр Великобритании Тереза Мэй заявила: «Мы не должны ставить под угрозу свободы, которые президент Рейган и г-жа Тэтчер принесли в Восточную Европу, принимая заявление президента Путина о том, что теперь она находится в его сфере влияния». [38]
Современные США ( настоящее ) время 1991 –
Корпорации [ править ]
В корпоративном плане сфера влияния бизнеса , организации или группы может проявлять свою силу и влияние на решения других предприятий/организаций/групп. Влияние проявляется по-разному, например, по размеру, частоте посещений и т. д. В большинстве случаев компания, которую называют «более крупной», имеет более широкую сферу влияния.
Например, компания-разработчик программного обеспечения Microsoft имеет большую сферу влияния на рынке операционных систем ; любая организация, желающая продавать программный продукт, может учитывать совместимость с продуктами Microsoft в рамках маркетингового плана. [ нужна ссылка ] Другой пример: ритейлеры, желающие получить наибольшую прибыль, должны убедиться, что они открывают свои магазины в правильном месте. Это также справедливо и для торговых центров, которые для получения наибольшей прибыли должны иметь возможность привлекать клиентов к себе поблизости. [ нужна ссылка ]
Не существует определенной шкалы, измеряющей такие сферы влияния. Однако оценить сферы влияния двух торговых центров можно, увидев, насколько далеко люди готовы ездить до каждого торгового центра, сколько времени они проводят в его окрестностях, как часто посещают, порядок имеющихся товаров и т. д. [ нужна ссылка ]
Корпорации оказывают значительное влияние на нормативные акты и регуляторов, которые их контролируют. Во времена «позолоченного века» в Соединенных Штатах коррупция процветала, поскольку руководители бизнеса тратили значительные суммы денег на то, чтобы правительство не регулировало их деятельность. [39] Уолл-стрит потратила рекордные 2 миллиарда долларов, пытаясь повлиять на выборы в США в 2016 году . [40] [41]
Список сфер влияния [ править ]
- «Задний двор Америки » — зоны влияния США на американском континенте.
- Англосфера — англоязычный мир
- Арабсфера — арабоязычный мир
- Синосфера - культуры, исторически находящиеся под влиянием Китая.
- Русский мир — русскоязычный мир
- Евросфера - территория Европейского Союза. влияния
- Франкосфера — франкоязычный мир
- Германосфера — немецкоязычный мир
- Сфера совместного процветания Большой Восточной Азии - имперское влияние Японской империи
- Испаносфера — испаноязычный мир.
- Индосфера — территория с индийским языковым и культурным влиянием ( Великая Индия ).
- Исламосфера — мусульманский мир
- Персфера - исторически находящиеся под влиянием Ирана культуры.
- Слависфера — славянское влияние
- Советская сфера влияния — имперское влияние Советского Союза.
Другие примеры [ править ]
Исторические и текущие примеры значительных битв за сферы влияния см.:
- Большая игра
- Геостратегия в Центральной Азии
См. также [ править ]
- Культурная зона
- Геополитика
- Национальный интерес
- Баланс сил в международных отношениях
- Право завоевания
- Языковая ассоциация
- Неравный договор
- Неформальная империя
Ссылки [ править ]
- ^ «Доктрина Монро, 1823 год» . Кабинет историка . Государственный департамент США. 6 апреля 2016. Архивировано из оригинала 31 января 2017 года . Проверено 26 марта 2016 г.
- ^ Морисон, SE (февраль 1924 г.). «Истоки доктрины Монро». Экономика . дои : 10.2307/2547870 . JSTOR 2547870 .
- ^ Новая Британская энциклопедия Том. 8 (15-е изд.). Британская энциклопедия. п. 269. ИСБН 1-59339-292-3 .
- ^ Грамер, Робби (2 февраля 2018 г.). «Тиллерсон восхваляет доктрину Монро и предупреждает Латинскую Америку об «имперских» китайских амбициях» . Внешняя политика . Группа «Сланец». Архивировано из оригинала 16 сентября 2018 года . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ Wikisource . . Правительства Великобритании и Французской Республики. 1904 — через
- ^ Британские документы о происхождении войны 1898–1914 гг., Том IV, Англо-российское сближение 1903–1907 гг. Под редакцией Г. П. Гуча и Х. Темперли. Канцелярия Ее Величества, Лондон, 1929. стр. 618-621. Приложение IV – Пересмотренный проект соглашения относительно Персии, отправленный сэру А. Николсону сэром Эдвардом Греем 6 июня 1907 г.
- ^ «Йельская школа права: «Соглашение относительно Персии» (на английском языке)» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 г. Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ Гуан-цзин Лю; Джон Фэрбенк. Кембриджская история Китая, том 11, поздний Цин, 1800–1911 гг., часть 2 . Издательство Кембриджского университета. п. 113. ИСБН 0-521-22029-7 .
- ^ Гуан-цзин Лю; Джон Фэрбенк. Кембриджская история Китая, том 11, поздний Цинь, 1800–1911 гг., часть 2 . Издательство Кембриджского университета. п. 274. ИСБН 0-521-22029-7 .
- ^ Джинсы, Роджер Б. (1997). Демократия и социализм в республиканском Китае: политика Чжан Цзюньмая (Царсун Чанг), 1906–1941 гг . Роуман и Литтлфилд. п. 28. ISBN 0-8476-8707-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Даллин, Дэвид Дж. (2013). «2 Второй путь к Тихому океану, секция Порт-Артур». Подъем России в Азии . Read Books Ltd. ISBN 978-1-4733-8257-2 .
- ^ Пейн, СКМ (1996). «Китайская дипломатия в беспорядке: Ливадийский договор». Имперские соперники: Китай, Россия и их спорная граница . Я Шарп. стр. 162 . ISBN 978-1-56324-724-8 . Проверено 22 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ло Джиу-Хва, Апшур (2008). Энциклопедия всемирной истории, Акерман-Шредер-Терри-Хва Ло, 2008: Энциклопедия всемирной истории, том 7 Энциклопедии всемирной истории . Факты о File Publishing, Inc. в Букупедии. стр. 87–88.
- ^ У Юйчжан (2001). Воспоминания о революции 1911 года: Великая демократическая революция Китая . Группа Минерва, Inc. 39. ИСБН 0-89875-531-Х . Архивировано из оригинала 28 июня 2023 г. Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ «Конвенция между Великобританией и Тибетом (1904 г.)» . Архивировано из оригинала 10 июня 2011 г. Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ Шан, Патрик Фулианг (2003). Освоение Северо-Маньчжурского рубежа, 1900–1931 гг . Гамильтон, Онтарио: Университет Макмастера. п. 13.
- ^ Шан, Патрик Фулианг (2016). Укрощение дикой природы Китая: иммиграция, расселение и формирование границы Хэйлунцзян, 1900–1931 гг . Рутледж. п. 154. ИСБН 978-1-317-04684-4 .
- ^ Шан, Патрик Фулианг (осень 2006 г.). «Какова была «сфера влияния»? Исследование сопротивления Китая Российской империи в Северной Маньчжурии, 1900–1917». Китайский исторический обзор . 13 (2): 271–291. дои : 10.1080/1547402X.2006.11827243 . S2CID 152244604 .
- ^ «Госсекретарь Джон Хэй и открытые двери в Китае, 1899–1900» . Вехи: 1899–1913 гг . Офис историка Государственного департамента США. Архивировано из оригинала 11 января 2014 года . Проверено 17 января 2014 г.
- ^ Сугита, Йонеюки, «Возникновение американского принципа в Китае: новая интерпретация первых записок открытых дверей по отношению к Китаю» в книге Ричарда Дж. Дженсена , Джона Тареса Дэвиданна и Йонеюки Сугиты, ред. Транстихоокеанские отношения: Америка, Европа и Азия в двадцатом веке (Гринвуд, 2003), стр. 3–20, онлайн. Архивировано 7 января 2020 г. на Wayback Machine.
- ^ Тачман, Барбара (2001). Стиллвелл и американский опыт в Китае 1911–1945 гг . Гроув Пресс. п. 48. ИСБН 0-8021-3852-7 .
- ^ Вернер Леви (1953). Внешняя политика современного Китая . Университет Миннесоты Пресс. стр. 123–132. ISBN 0-8166-5817-Х . Архивировано из оригинала 28 июня 2023 г. Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ БДЖК МакКерчер (1991). Англо-американские отношения в 1920-е годы: борьба за господство . Спрингер. п. 166. ИСБН 1-349-11919-9 . Архивировано из оригинала 28 июня 2023 г. Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Дэвис, Кларенс Б. (1982). «Финансирование империализма: британские и американские банкиры как векторы имперской экспансии в Китае, 1908–1920». Обзор истории бизнеса . 56 (2): 236–264. дои : 10.2307/3113978 . ISSN 0007-6805 . JSTOR 3113978 . S2CID 154584987 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Текст нацистско-советского пакта о ненападении, заархивированный 14 ноября 2014 г. в Wayback Machine , заключен 23 августа 1939 г.
- ^ Кристи, Кеннет; Крибб, РБ (2002). Историческая несправедливость и демократический переход в Восточной Азии и Северной Европе . Лондон: Рутледж. ISBN 0-7007-1599-1 .
- ^ Брэкман, Роман (2001). Секретное дело Иосифа Сталина: тайная жизнь . п. 341.
- ^ Эткинд, Александр; Финнин, Рори; Блэкер, Уиллеам; Джули Федор; Саймон Льюис; Мария Мялксоо; Матильда Мроз (2013). Вспоминая Катынь . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0-7456-6296-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвис, Норман (26 августа 2008 г.). Европа в войне 1939–1945 годов: непростая победа . Лондон: Пингвин. стр. 172–174. ISBN 978-0-14-311409-3 .
- ^ Джон М. Гошко (27 сентября 1994 г.). «Ельцин претендует на российскую сферу влияния» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 1 марта 2023 года . Проверено 16 ноября 2022 г.
- ^ Спек, Ульрих (9 декабря 2014 г.). «ЕС должен подготовиться к холодному миру с Россией» . Карнеги Европа . Архивировано из оригинала 4 июля 2015 года . Проверено 22 мая 2015 г.
- ^ «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Российской Федерацией, подписанный в Париже, Франция» . НАТО. 27 мая 1997 года. Архивировано из оригинала 10 апреля 2020 года . Проверено 11 января 2016 г.
- ^ Крамер, Эндрю Э. (1 сентября 2008 г.). «Россия претендует на свою сферу влияния в мире» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 18 января 2022 г. Проверено 31 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Поп, Валентина (21 марта 2009 г.). «ЕС расширяет свою «сферу влияния», - говорит Россия» . ЕСОбсервер . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 22 мая 2015 г.
- ^ Валдас Адамкус ; Мартин Бутора ; Эмиль Константинеску ; Павол Демеш ; Любош Добровский ; Матьяш Эорси ; Иштван Дьярмати ; Вацлав Гавел ; Растислав Качер ; Сандра Калниете ; Карел Шварценберг ; Михал Ковач ; Иван Крастев ; Александр Квасьневский ; Март Лаар ; Кадри Лийк ; Янош Мартони ; Януш Онишкевич ; Адам Дэниел Ротфельд ; Вайра Вике-Фрейберга ; Александр Вондра ; Лех Валенса (15 июля 2009 г.). «Открытое письмо администрации Обамы из Центральной и Восточной Европы» . Газета Выборча . Архивировано из оригинала 16 августа 2014 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
- «Открытое письмо» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Радио Свободная Европа . 16 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 5 августа 2016 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
- ^ «Обвинения России – прояснение ситуации, Информационный бюллетень – апрель 2014 г.» . НАТО. 12 мая 2014 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 11 января 2016 г.
- ^ Реттман, Эндрю (17 ноября 2014 г.). «Меркель: Россия не может наложить вето на расширение ЕС» . EUobserver . Архивировано из оригинала 3 марта 2015 года . Проверено 22 мая 2015 г.
- ^ «ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: выступление Терезы Мэй на республиканской конференции «Конгресс завтрашнего дня»» . Бизнес-инсайдер. 26 января 2017 г. Архивировано из оригинала 27 января 2017 г.
- ^ Тиндалл, Джордж Браун; Ши, Дэвид Э. (2012). Америка: Повествовательная история . Том. 2 (Краткое девятое изд.). WW Нортон. п. 578.
- ^ «Уолл-стрит тратит рекордные 2 миллиарда долларов на лоббирование выборов в США» . Файнэншл Таймс . 8 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 г.
- ^ «Уолл-стрит потратила 2 миллиарда долларов, пытаясь повлиять на выборы 2016 года» . Удача . 8 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2021 г. Проверено 13 июня 2020 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Фергюсон, Иэн и Сюзанна Хаст. 2018. « Введение: возвращение сфер влияния? [PDF] » Геополитика 23(2):277-84. дои : 10.1080/14650045.2018.1461335 .
- Хаст, Сюзанна. 2016. Сферы влияния в международных отношениях: история, теория и политика . Милтон-Парк, Великобритания: Рутледж.
- Айсенхауэр, Брайан. 2018. «SOI: Формирование сферы влияния агента по недвижимости». Независимая издательская платформа CreateSpace.
- Пиффанелли, Лучано. 2018. «Пересечение границ: проблема территориальности в Италии эпохи Возрождения», Viator. Исследования Средневековья и Возрождения , 49(3):245–275.
- Уайт, Крейг Ховард. 1992. Сфера влияния, Звезда Империи: Космос американского Возрождения , Том. 1. Мэдисон: Университет Висконсина-Мэдисона.
Внешние ссылки [ править ]
- Проект CommonCensus Map Project – рассчитывает сферы влияния американских городов на основе голосования.
- Россия – агент противовеса Азии.