Jump to content

Операция ООН в Мозамбике

(Перенаправлено с ЮНОМОЗ )
Операции Организации Объединенных Наций в Мозамбике
Аббревиатура ЮНОМОЗ
Формирование 13 октября 1992 г. [ 1 ]
Тип Поддержание мира
Юридический статус Закончился 9 декабря 1994 г. [ 2 ]
Головная организация
Совет Безопасности ООН
Веб-сайт Операция ООН в Мозамбике

Операции Организации Объединенных Наций в Мозамбике ( UNOMOZ , португальский : Operação das Nações Unidas em Moçambique ) — миротворческая миссия ООН в Мозамбике, созданная в декабре 1992 года. [ 3 ] в соответствии с резолюцией 797 Совета Безопасности с заданием следить за выполнением Римских общих мирных соглашений, согласованных президентом Мозамбика Хоакимом Чиссано из ФРЕЛИМО , Фронта освобождения Мозамбика, и Афонсу Длакамой из РЕНАМО , Мозамбикского национального сопротивления. Эта операция была одной из самых значительных и обширных операций ООН и была направлена ​​на демобилизацию и разоружение войск, оказание гуманитарной помощи и наблюдение за выборами. Операция завершилась в декабре 1994 года.

После того как Мозамбик обрел независимость от Португалии, Фрелиму, лидеры которого теперь находились у власти, стремился восстановить и расширить роль государства. И все же это была непростая задача. В то время в Мозамбике было очень мало обученных врачей и учителей, а 95% населения было неграмотным. [ 4 ] Чтобы помочь миссии, Восточный блок предоставил им медицинский персонал, учителей, правительственных советников и западных добровольцев, готовых участвовать в строительстве социалистического государства. Таким образом, они приступили к миссии по расширению государственных социальных услуг, образования и больничной системы. [ 4 ]

Однако в 1980-х годах гражданская война в Мозамбике серьезно помешала усилиям миссии. Ренамо стремилось свергнуть Фрелимо при поддержке внешних игроков. Белые режимы в Родезии и Южной Африке были крупнейшими донорами движения. [ 4 ] После того, как Мозамбик обрел независимость и Фрелимо сформировал африканское и марксистское правительство, правление белого меньшинства в Родезии больше не могло рассчитывать на поддержку Мозамбика. Поэтому Центральное разведывательное управление Родезии начало операцию внутри Мозамбика с целью свержения правительства Фрелимо. Они собрали бывших солдат колониальной армии, которые поддержали их цель отстранить Фрелимо от власти. [ 5 ] В конечном итоге эта группа солдат сформировала Ренамо и убедила многих других мозамбикцев из сельских городов и сельской местности присоединиться к ним. [ 6 ] Вместе они принесли в страну насилие и разрушения. [ 5 ] Они разрушили множество школ, дорог и больниц, построенных в рамках проекта строительства социалистического государства. [ 4 ]

Карта Мозамбика

Борьба с силами Ренамо оставила правительство, возглавляемое Фрелимо, с огромными долгами, тем более что Советский Союз больше не финансировал их. Правительство обратилось к западным донорам, чтобы избежать тяжелой ситуации. В 1986 и 1987 годах они начали получать вдвое больше иностранной помощи, а в 1988 году иностранная помощь составила 81,2% их ВВП. С согласия правительства Мозамбика Бреттон-Вудское учреждение реализовало Программу структурной перестройки. Учреждение предоставило облегчение бремени задолженности и помощь в обмен на более либеральную экономику. Политическая идеология Фрелимо изначально была социалистической, но приватизация компаний, снижение роли государства и снижение налогов были ценой, которую им пришлось заплатить за спасение страны. [ 4 ]

Гражданская война не только создала долги, но и оказала разрушительное воздействие на жизнь людей. В результате войны погибло около 1 миллиона мозамбикцев, а 3 миллиона были вынуждены покинуть свои дома или переехать в другую страну. [ 4 ] Медицинские учреждения больше не функционировали, а детская смертность поднялась на второе место в мире: каждый третий ребенок умирал в возрасте до пяти лет. [ 6 ] Кроме того, в 1992 году страну поразила сильная засуха, а голод угрожал многочисленным жизням. [ 7 ]

Окончание войны и Общее мирное соглашение

[ редактировать ]

В конце 1980-х и Ренамо, и Фрелимо потеряли интерес к боям. Правительство Мозамбика оправлялось от долгов и больше не было искренне привержено марксистско-ленинской структуре правительства. Вместо «Народной Республики» Мозамбик теперь назывался исключительно «Республикой». Правительство также ввело свободу слова и отделило судебную власть от правительства. Они были готовы допустить многопартийную демократию и отказаться от полного контроля над государством. [ 5 ] Что касается «Ренамо», то его средства были на исходе. Правление белых в Родезии закончилось, и в 1990-х годах Южная Африка начала переход к правлению большинства. Таким образом, «Ренамо» потеряло обоих своих сторонников. [ 8 ] Внутренняя поддержка Ренамо также ослабевала, поскольку они частично несли ответственность за продолжающийся голод. Они разрушили большую часть инфраструктуры страны, в результате чего засуха оказала еще большее воздействие на страну. [ 6 ] Фрелимо также был готов предоставить Ренамо место в правительстве, но ни у одной из сторон не было средств для продолжения войны. Поэтому они решили подписать соглашение о перемирии. [ 4 ]

В июле 1990 года обе стороны впервые встретились для переговоров в Риме. Итальянская неправительственная организация, сообщество Сант-Эджидио, и Марио Рафаэлли, итальянский политик, помогли им составить соглашение. [ 9 ] Во время своей первой встречи они согласились только положить конец насилию в коридорах Бейры и Лимпопо. [ 5 ] Однако на более поздних переговорах в июле 1991 г. и октябре 1992 г. обе стороны согласились демобилизоваться перед парламентскими и президентскими выборами. 4 октября 1992 года президент Чиссано, лидер Фрелимо, и Афонсу Длакама, лидер Ренамо, подписали Общее мирное соглашение. [ 5 ] По просьбе обеих сторон Организация Объединенных Наций взяла на себя ответственность за обеспечение того, чтобы обе стороны оставались приверженными Общему мирному соглашению и чтобы все солдаты были демобилизованы и разоружены до парламентских и президентских выборов. [ 7 ]

Правительство Мозамбика потребовало, чтобы ООН начала операцию сразу после подписания Общего мирного соглашения, но ООН смогла разработать план только три месяца спустя. [ 6 ] Стороны продолжали нарушать соглашение о прекращении огня, что делало невозможным доставку гуманитарной помощи ООН. Наконец, в декабре 1992 года генеральный секретарь ООН Бутрос-Гали выдвинул план. [ 6 ] План состоял из четырех компонентов: политического, военного, гуманитарного и избирательного. Политический компонент не преследовал никаких конкретных целей, кроме контроля за тем, чтобы операция прошла гладко. [ 6 ] Военный компонент напрямую был направлен на укрепление мира, демобилизацию и разоружение войск, создание новой национальной армии. Гуманитарный компонент помогал беженцам и мозамбикцам, страдающим от голода, а избирательный компонент курировал предстоящие выборы. [ 6 ]

Мандат ЮНОМОЗ заключался в следующем:

  • Мониторинг и проверка соблюдения режима прекращения огня, разделения и концентрации сил, их демобилизации, а также сбора, хранения и уничтожения оружия;
  • Мониторинг и проверка полного вывода иностранных сил и обеспечение безопасности на транспортных коридорах;
  • Мониторинг и проверка роспуска частных и нерегулярных вооруженных формирований;
  • Утверждать меры безопасности для жизненно важных инфраструктур и обеспечивать безопасность Организации Объединенных Наций и другой международной деятельности в поддержку мирного процесса;
  • Оказывать техническую помощь и контролировать весь избирательный процесс;
  • Координировать и контролировать операции по оказанию гуманитарной помощи, в частности, касающиеся беженцев, вынужденных переселенцев, демобилизованных военнослужащих и пострадавшего местного населения. [ 10 ]

Военное подразделение отвечало за демобилизацию действующих войск Фрелимо и Ренамо и намеревалось сделать это до выборов. Обеспечение долгосрочного мира было главным приоритетом миссии. [ 11 ]

Демобилизацию планировалось начать в марте 1993 года, но в период с июня по сентябрь 1993 года возник ряд проблем, которые застопорили этот процесс. Длакама заявил, что, по его мнению, демобилизацию необходимо проводить до выборов. [ 6 ] Более того, Длакама настаивал на том, что его войскам следует подождать с демобилизацией, чтобы избежать переворота во Фрелимо. Если войска Ренамо начнут демобилизоваться, они станут уязвимы в военном отношении, и Фрелимо воспользуется ситуацией, чтобы восстановить полный контроль. Таким образом, Длакама потребовал, чтобы 65% войск ООН присутствовали в стране, прежде чем он начнет демобилизацию войск Ренамо. [ 12 ] Кроме того, ни одна из сторон не сотрудничала с ООН в предоставлении неточных списков войск, оружия и баз. [ 6 ]

ООН решала подобные проблемы, создавая угрозы обеим сторонам. Во время визита в Мозамбик генеральный секретарь Бутрос-Гали заявил, что, если они и дальше будут отказываться выполнять план демобилизации, ООН лишит его поддержки. [ 6 ] Альдо Аджелло, временный специальный представитель Мозамбика, также убедил Длакаму демобилизоваться, сказав ему, что все средства ООН будут направлены правительству, если он не подчинится. Действия Бутроса-Гали и Аджелло увенчались успехом, и правительство и Длакама поделились окончательными списками мест сбора войск. [ 6 ] Программа ООН в конечном итоге демобилизовала 67 042 правительственных солдата и 24 648 военнослужащих Ренамо. [ 6 ]

Задача создания национальной армии

[ редактировать ]

Были также серьезные проблемы с созданием новой мозамбикской армии — Сил обороны Мозамбика ( FADM) . Техническое подразделение и Схема поддержки реинтеграции, входящие в состав ООН, отвечали за перевод солдат с их прежнего положения в общество. В их задачи входила регистрация солдат, оформление документов и обеспечение им основных потребностей выживания. [ 6 ] После демобилизации им заплатили за следующие восемнадцать месяцев, а UNOHAC помог им найти новую работу. [ 6 ] Такие шаги были призваны облегчить интеграцию солдат в общество, но в конечном итоге задержали создание национальной армии, поскольку солдатам было выгоднее демобилизоваться. Срок составления списков солдат национальной армии был установлен на сентябрь 1994 года, однако на тот момент было набрано только 10 000 солдат. [ 12 ] В итоге в новой армии оказалось 12 000 солдат, хотя изначально ожидалось всего 30 000 солдат. [ 6 ]

Гуманитарная помощь

[ редактировать ]

По мнению ООН, гуманитарная помощь имела жизненно важное значение для поддержания мира между двумя сторонами. [ 7 ] UNOHAC, Управление по координации гуманитарной помощи, сосредоточило свое внимание на реинтеграции мозамбикских беженцев и бывших солдат Фрелимо и Ренамо, которые демобилизовались обратно в общество. [ 13 ]

Пита Роке, жертва мины в Мозамбике

После подписания Соглашения GPA многие мозамбикцы, живущие за пределами страны или вынужденные переселенцы, начали возвращаться. УВКБ ООН помогло подготовить страну к приему притока людей, отремонтировав дороги, медицинские учреждения, школы и механизмы производства продуктов питания. [ 6 ] Одной из проблем в работе ООН было наличие наземных мин, разбросанных по всей стране. Чтобы должным образом приветствовать возвращение мозамбикцев в страну, ООН начала операцию по разминированию. Хотя поначалу программа сталкивалась с бюрократическими препятствиями и работала медленно, в конечном итоге в рамках нее был создан Учебный центр по разминированию и расчищено 5790 километров дорог. [ 6 ] К моменту выборов в октябре 1994 года в Мозамбик вернулись 3 миллиона внутренних перемещенных лиц, 1,1 миллиона беженцев и 200 000 бывших комбатантов.

Роль НПО

[ редактировать ]

НПО играли важную роль в отделении гуманитарной помощи миссии ООН. Из 663 миллионов долларов США, полученных UNOHAC, 180,2 миллиона долларов США были направлены НПО, и больше средств было передано НПО из других агентств, помимо ООН. [ 7 ] В отличие от правительственных учреждений, НПО были политически нейтральными и, таким образом, могли иметь доступ к большему количеству районов страны. Кроме того, многие доноры предпочитали финансировать НПО для распределения продуктов питания и оживления систем образования и больниц в стране, поскольку государственное агентство по оказанию помощи DPCCN было обвинено в коррупции. [ 7 ]

Неправительственные организации отвечали за доставку продуктов питания в районы, контролируемые Ренамо. В таких областях международным НПО, таким как Всемирная продовольственная программа и Европейский Союз , а также одной национальной НПО, Мозамбикскому Красному Кресту, были единственными организациями, которым был разрешен въезд. [ 7 ] В мае 1993 г. продовольственную помощь получили 3,8 миллиона человек; 500 000 человек проживали на территориях, контролируемых Ренамо. Поэтому ответственность за доставку продуктов питания в такие закрытые зоны взяли на себя НПО. К октябрю 1994 года 35 НПО доставили 116 000 тонн продовольствия в контролируемые Ренамо районы в 75 районах. Первоначально предполагалось, что НПО будут доставлять 60% продовольствия, а государственное агентство по оказанию помощи DPCCN должно будет распределять 40%. Однако, поскольку НПО могли получить доступ к районам, контролируемым Ренамо, и имели больше средств, в конечном итоге они раздали 80% продуктов питания. [ 7 ]

Помимо раздачи продуктов питания, НПО финансировали общее развитие страны. Они направили 25 миллионов долларов США на многосекторальные сельские проекты, 33 миллиона долларов США на сельское хозяйство, 4,1 миллиона долларов США на образование, 9,7 миллиона долларов США на воду и 20 миллионов долларов США на здравоохранение. Они ремонтировали дороги, мосты, школы и больницы. [ 7 ]

избирательный

[ редактировать ]

Последним аспектом вмешательства ООН было наблюдение за выборами. Программа развития ООН наняла 2350 наблюдателей, как иностранцев, так и местных жителей, для достижения цели проведения свободных и справедливых выборов. [ 6 ] Они начали кампанию гражданского просвещения, в рамках которой транслировали по телевидению видеоролики, объясняющие избирательный процесс и убеждающие людей голосовать. Кроме того, ПРООН выдала удостоверения личности с фотографией и в конечном итоге зарегистрировала 6 363 311 избирателей, что составляет около 81% населения, имеющего право голоса. [ 6 ]

Президент Хоаким Чиссано

Впервые в своей истории мозамбикцы избрали членов парламента и президента, который их представляет. [ 14 ] В парламенте Фрелимо получило 129 мест, Ренамо — 112, а Демократический союз — 9 мест из 250. Демократический союз был единственной третьей партией, получившей достаточно голосов, чтобы войти в парламент. [ 15 ] Что касается президента, Чиссано победил с 53% голосов, а Длакама проиграл с 33% голосов.

После поражения Длакама заявил, что выборы были сфальсифицированы. Он настаивал на том, что члены Фрелимо повлияли на результаты и что некоторым избирателям помешали проголосовать. Однако Национальный избирательный комитет настаивал на том, что выборы были свободными и справедливыми, и их результаты в конечном итоге были приняты. [ 16 ] Это побудило ООН объявить свою миссию завершенной.

Результат вмешательства

[ редактировать ]

Официально вмешательство ООН подошло к концу, и многие считали его в значительной степени успешной операцией, учитывая ее широту и глубину. [ 15 ] Некоторые утверждают, что успеху способствовало то, что и Фрелимо, и Ренамо были готовы по большей части выполнить требования ООН, положить конец войне и перейти к многопартийной демократии. [ 15 ] Другие подчеркивают, что успех этой миссии можно объяснить гибкостью чиновников ООН и обучением из первых рук. Хотя выборы должны были состояться в 1993 году, они перенесли их на 1994 год, поскольку знали, что проведение выборов годом ранее, когда все войска не были демобилизованы, было бы катастрофой. [ 17 ] Чиновники напрямую реагировали на то, что происходило на местах, и регулярно обновляли свои планы с учетом изменений на местах.

  1. ^ Совета Безопасности ООН Резолюция 782 . S/RES/782(1992) 13 октября 1992 г. Проверено 14 апреля 2008 г.
  2. ^ «ОНУМОЗ» . www.un.org . Архивировано из оригинала 13 октября 2008 года . Проверено 12 января 2022 г.
  3. ^ «ОНУМОЗ» . Проверено 26 апреля 2015 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Сабаратнам, Мира (2017). Деколонизирующая интервенция: международное государственное строительство в Мозамбике . Роуман и Литтлфилд Пресс. OCLC   1064105285 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и Маккуин, Нори (2002). Миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций в Африке с 1960 года . Группа Тейлор и Фрэнсис. стр. 146–167.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Ховард, Лиз Морже, изд. (2007), «Мозамбик: учимся добиваться согласия» , Миротворчество ООН в гражданских войнах , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 179–224, doi : 10.1017/cbo9780511840593.006 , ISBN  978-0-521-88138-8 , получено 11 апреля 2023 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Барнс, Сэм (1998). «НПО в операциях по поддержанию мира: их роль в Мозамбике (НПО в операциях по поддержанию мира: их роль в Мозамбике / НПО в миротворческих операциях: их роль в мире в Мозамбике: их роль в Мозамбике)» . Развитие на практике . 8 (3): 309–322. ISSN   0961-4524 .
  8. ^ МакКуин, Норри (2011). Гуманитарная интервенция и Организация Объединенных Наций . Издательство Эдинбургского университета. дои : 10.3366/j.ctt1r22zv.12 . ISBN  978-0-7486-3696-9 .
  9. ^ «Встреча — Голос Америки: 30-летие Мозамбикских мирных соглашений — 7 октября 2022 г., в Apple Podcasts» . Apple Подкасты . Проверено 2 мая 2023 г.
  10. ^ «ОНУМОЗ» . Проверено 26 апреля 2015 г.
  11. ^ Олден, Крис (1 июня 1995 г.). «Мечи на орала? Объединенные нации и демилитаризация в Мозамбике» . Международное миротворчество . 2 (2): 175–193. дои : 10.1080/13533319508413550 . ISSN   1353-3312 .
  12. ^ Jump up to: а б Маккуин, Нори (2002). Миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций в Африке с 1960 года . Группа Тейлор и Фрэнсис. стр. 146–167.
  13. ^ Маккуин, Нори (2002). Миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций в Африке с 1960 года . Группа Тейлор и Фрэнсис. стр. 146–167.
  14. ^ Нгулела, Деолинда (01 августа 2020 г.). «История парламента, который когда-то был сбалансирован - O País - Правда как новость» (на европейском португальском языке) . Проверено 2 мая 2023 г.
  15. ^ Jump up to: а б с Маккуин, Нори (2002). Миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций в Африке с 1960 года . Группа Тейлор и Фрэнсис. стр. 146–167.
  16. ^ Венансио Моисес Наува, Хусто (2014). «ЭВОЛЮЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В МОЗАМБИКЕ: анализ последовательных изменений в составе и/по сравнению со стабильностью CNE (1994-2014 гг.)» (PDF) . Университет Эдуардо Мондлана .
  17. ^ Джентили, Анна Мария (2013). «Уроки, извлеченные из мирного процесса в Мозамбике» . Институт международных отношений – через JSTOR.

Источник указан

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 09a832b44a5430891df056ed0e129338__1719853560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/38/09a832b44a5430891df056ed0e129338.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
United Nations Operation in Mozambique - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)