Миссия ООН в Либерии
![]() | |
Аббревиатура | МООНЛ |
---|---|
Формирование | 19 сентября 2003 г. |
Тип | Миротворческая миссия |
Юридический статус | Мандат выполнен 30.03.2018. |
Штаб-квартира | Монровия , Либерия |
Голова | Фарид Зариф |
Головная организация | Совет Безопасности ООН |
Веб-сайт | не мил |
![]() |
---|
![]() |
Миссия Организации Объединенных Наций в Либерии ( МООНЛ ) — миротворческая операция Организации Объединенных Наций, созданная в сентябре 2003 года для наблюдения за соблюдением соглашения о прекращении огня в Либерии после отставки президента Чарльза Тейлора и завершения Второй гражданской войны в Либерии (1999–2003 годы). [1] На пике своего развития в его состав входило до 15 000 военнослужащих ООН и 1115 полицейских, а также гражданские политические советники и сотрудники гуманитарных организаций.
МООНЛ заменила Миссию наблюдателей Организации Объединенных Наций в Либерии (МНООНЛ), которая была создана в 1993 году для поддержки миротворческих усилий Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) во время Первой гражданской войны в Либерии (1989–1996 годы). [2] Два года относительного мира закончились новой гражданской войной, спровоцированной конфликтом между повстанческими группировками и администрацией Тейлора. Крупномасштабные боевые действия закончились после Аккрского мирного соглашения в августе 2003 года, и впоследствии была сформирована МООНЛ для выполнения условий соглашения и помощи в создании нового переходного правительства.
Единогласной резолюцией Совета Безопасности ООН (СБ ООН) МООНЛ первоначально получила годовой мандат, который включал обеспечение безопасности, защиту персонала и объектов ООН, поддержку гуманитарной помощи, продвижение реформы безопасности и реализацию мирного процесса, который включал выборы. в 2005 году. Миссию регулярно продлевали еще на пятнадцать лет, в течение которых она успешно содействовала двум свободным и справедливым выборам, поддерживала безопасность и помогала восстанавливать инфраструктуру и политические институты, часто в тесном сотрудничестве с местными группами гражданского общества. [3]
В свете улучшения политической ситуации и ситуации с безопасностью в 2015 году СБ ООН принял решение постепенно свернуть МООНЛ, готовясь к тому, чтобы правительство Либерии взяло на себя полную ответственность за мир и безопасность. [4] К июню 2016 года мандат МООНЛ был официально передан местным властям, при этом численность силы была сокращена до 1240 военнослужащих ООН и 606 полицейских только в случае чрезвычайной ситуации; [5] миротворческая миссия официально вышла 30 марта 2018 года. [6] К тому времени в рамках операции было задействовано в общей сложности 126 000 военных, 16 000 полицейских и 23 000 гражданских сотрудников. [7]
МООНЛ в целом считается эффективной, ей приписывают восстановление прочной демократии, политической стабильности и верховенства закона в Либерии. [8] Хотя это и омрачено некоторыми противоречиями, в том числе случаями жестокого обращения и коммерческого секса со стороны некоторых миротворцев, [8] Общий результат миссии был назван одним из крупнейших достижений ООН. [9] [10]
Фон
[ редактировать ]Гражданская война в Либерии унесла жизни более 150 тысяч человек [11] - в основном гражданские лица - и привели к полному нарушению правопорядка. Это привело к перемещению десятков тысяч людей как внутри страны, так и за ее пределами, в результате чего около 850 000 беженцев оказались в соседних странах. Боевые действия начались в конце 1989 года, а к началу 1990 года уже произошло несколько сотен смертей в ходе столкновений между правительственными силами и боевиками, заявившими о членстве в оппозиционной группе, Национально-патриотическом фронте Либерии (НПФЛ), возглавляемой бывшим правительственным чиновником г-ном . Чарльз Тейлор.
С самого начала конфликта субрегиональная организация, Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), предприняла различные инициативы, направленные на мирное урегулирование. Организация Объединенных Наций поддержала ЭКОВАС в его усилиях по прекращению гражданской войны. Эти усилия включали создание в 1990 году наблюдательных сил ЭКОВАС — Группы военных наблюдателей (ЭКОМОГ). Совет Безопасности в 1992 году ввел эмбарго на поставки оружия в Либерию, а Генеральный секретарь назначил специального представителя для оказания помощи в переговорах между ЭКОВАС и воюющими сторонами.
После того, как ЭКОВАС заключил мирное соглашение в Котону , Бенин , в 1993 году, Совет Безопасности учредил Миссию наблюдателей Организации Объединенных Наций в Либерии (МНООНЛ) в соответствии с резолюцией 866 Совета Безопасности . Его задача заключалась в поддержке ЭКОМОГ в реализации мирного соглашения Котону, особенно в соблюдении и беспристрастном выполнении соглашения всеми сторонами. МНООНЛ была первой миротворческой миссией Организации Объединенных Наций, предпринятой в сотрудничестве с миротворческой операцией, уже созданной другой организацией.
Задержки в осуществлении мирного соглашения и возобновление боевых действий между либерийскими группировками сделали невозможным проведение выборов в феврале/марте 1994 года, как было запланировано. В последующие месяцы были заключены ряд дополнительных мирных соглашений, вносящих поправки и уточняющих соглашение Котону. Когда соглашение о прекращении огня вступило в силу, Организация Объединенных Наций успешно наблюдала за ходом выборов в июле 1997 года. Президентом был избран г-н Чарльз Тейлор. После своей инаугурации 2 августа 1997 года президент Тейлор сформировал новое правительство и провозгласил политику примирения и национального единства. Основная цель МНООНЛ была достигнута.
Однако Вторая гражданская война в Либерии началась в 1999 году, когда на севере Либерии возникла повстанческая группа, поддерживаемая правительством соседней Гвинеи , «Объединенные либерийцы за примирение и демократию» (ЛУРД). В начале 2003 года на юге возникла вторая повстанческая группировка — « Движение за демократию в Либерии» , и к июню-июлю 2003 года правительство Чарльза Тейлора контролировало лишь треть страны. Столица Монровия была осаждена ЛУРД, и обстрел города этой группировкой привел к гибели многих мирных жителей. В результате конфликта тысячи людей были вынуждены покинуть свои дома.
СОЕДИНЕННЫЙ (1997–2003)
[ редактировать ]В ноябре 1997 года, после завершения мандата МНООНЛ 30 сентября, Организация Объединенных Наций учредила Отделение Организации Объединенных Наций по поддержке миростроительства в Либерии ( UNOL ), возглавляемое Представителем Генерального секретаря. Перед этим первым отделением Организации Объединенных Наций по поддержке постконфликтного миростроительства была поставлена задача в первую очередь оказывать помощь правительству в укреплении мира после многопартийных выборов в июле 1997 года.
При полной поддержке Совета Безопасности ЮНОЛ способствовало содействию национальному примирению и благому управлению и помогла мобилизовать международную поддержку для реализации программ реконструкции и развития.
Однако усилиям ЮНОЛ по миростроительству серьезно препятствовала неспособность правительства и лидеров оппозиционных партий разрешить свои политические разногласия. Между тем, содействие национальному примирению было подорвано систематическими нарушениями прав человека, изоляцией и преследованием политических оппонентов, а также отсутствием реформы сектора безопасности. Эти элементы способствовали возобновлению гражданской войны в Либерии, побудив международное сообщество призвать воюющие стороны искать урегулирование конфликта путем переговоров.
8 июля 2003 года, когда боевые действия между правительственными силами и различными враждующими группировками усилились и возникла угроза гуманитарной трагедии, Генеральный секретарь решил (S/2003/695) назначить Жака Пола Кляйна из Соединенных Штатов своим Специальным представителем по Либерии. На него была возложена задача координации деятельности учреждений ООН в Либерии и поддержки формирующихся переходных механизмов. 29 июля Генеральный секретарь наметил (S/2003/769) трехэтапное развертывание международных войск в Либерии, что приведет к многоаспектной операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Он также указал, что ввиду назначения г-на Кляйна и планируемого создания операции Организации Объединенных Наций в Либерии мандат ЮНОЛ, естественно, придется прекратить.
Резолюция 1497 (2003 г.)
[ редактировать ]1 августа 2003 года Совет Безопасности принял резолюцию 1497 (2003), разрешающую создание многонациональных сил в Либерии и заявляющую о своей готовности создать последующие силы Организации Объединенных Наций по стабилизации, которые будут развернуты не позднее 1 октября 2003 года. 18 В августе 2003 года либерийские стороны подписали Всеобъемлющее мирное соглашение в Аккре . В этом Соглашении стороны просили Организацию Объединенных Наций развернуть силы в Либерии в соответствии с главой VII Устава Организации Объединенных Наций для поддержки национального переходного правительства Либерии и оказания помощи в осуществлении Соглашения. С последующим развертыванием миссии ЭКОВАС в Либерии ситуация с безопасностью в стране улучшилась.
Рекомендация о создании миротворческой миссии ООН
[ редактировать ]По просьбе Совета Безопасности Генеральный секретарь представил 11 сентября доклад (S/2003/875), содержащий обновленную информацию о ситуации в стране и содержащий его рекомендации относительно роли, которую Организация Объединенных Наций могла бы сыграть в содействии эффективному осуществлению реализации Всеобъемлющего мирного соглашения, а также о размере, структуре и мандате миротворческой операции в Либерии.
Генеральный секретарь рекомендовал Совету, действуя в соответствии с главой VII Устава Организации Объединенных Наций , санкционировать развертывание операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира численностью до 15 000 человек, включая 250 военных наблюдателей, 160 штабных офицеров, до 875 гражданских лиц. полицейских и еще пять вооруженных сформированных подразделений, каждое из которых состоит из 120 офицеров, а также значительный гражданский компонент и необходимый вспомогательный персонал.
Он сказал, что Миссия Организации Объединенных Наций в Либерии (МООНЛ) будет многоаспектной операцией, состоящей из политической, военной, гражданской полиции, уголовного правосудия, гражданских дел, прав человека, гендера, защиты детей, разоружения, демобилизации и реинтеграции , общественной информации и поддержки. компоненты, а также избирательный компонент в свое время. Миссия будет включать в себя механизм координации своей деятельности с деятельностью гуманитарного сообщества и сообщества, занимающегося вопросами развития. МООНЛ будет тесно сотрудничать с ЭКОВАС и Африканским союзом . Чтобы обеспечить скоординированный ответ Организации Объединенных Наций на многие субрегиональные проблемы, МООНЛ будет также тесно сотрудничать с Миссией Организации Объединенных Наций в Сьерра-Леоне (МООНСЛ), Операцией Организации Объединенных Наций в Кот-д'Ивуаре (ОООНКИ) и Управлением Организации Объединенных Наций по Западная Африка (ЮНОВА).
Миссию будет возглавлять Специальный представитель Генерального секретаря, который будет иметь общие полномочия в отношении деятельности Миссии и системы Организации Объединенных Наций в Либерии. Специальному представителю будет оказывать помощь группа старших руководителей, состоящая, среди прочего, из двух заместителей, командующего силами в звании генерал-лейтенанта и комиссара полиции.
Старший советник по гендерным вопросам со своим персоналом войдет в состав Канцелярии Специального представителя Генерального секретаря и будет заниматься и поддерживать актуализацию гендерной проблематики в рамках различных направлений Канцелярии, а также с гражданским обществом и другими внешними партнерами. К Канцелярии Специального представителя будет также придан советник по политике в области ВИЧ/СПИДа с вспомогательным персоналом для координации деятельности в районе действия Миссии по профилактике передачи ВИЧ среди гражданского и военного персонала и принимающих общин.
Генеральный секретарь предложил, чтобы мандат МООНЛ заключался в поддержке Национального переходного правительства Либерии и других сторон в эффективном и своевременном осуществлении Всеобъемлющего мирного соглашения; контролировать соблюдение соглашения о прекращении огня от 17 июня 2003 г.; оказать помощь Национальному переходному правительству в распространении государственной власти на всю территорию Либерии; обеспечивать безопасность ключевых государственных объектов, в частности, портов, аэропортов и другой жизненно важной инфраструктуры; обеспечивать безопасность и свободу передвижения персонала Организации Объединенных Наций; содействовать свободному передвижению людей, гуманитарной помощи и товаров; поддерживать безопасное и устойчивое возвращение беженцев и внутренне перемещенных лиц; и для защиты гражданского населения, подвергающегося непосредственной угрозе физического насилия в районах непосредственного развертывания сформированных воинских подразделений Организации Объединенных Наций.
Кроме того, эти силы будут консультировать, обучать и оказывать помощь либерийским правоохранительным органам и другим учреждениям уголовного правосудия; оказать помощь национальному переходному правительству в осуществлении программы разоружения, демобилизации и реинтеграции; охранять оружие, боеприпасы и другую военную технику, собранную у бывших комбатантов, и оказывать помощь в их последующей утилизации или уничтожении; помощь в подготовке выборов; отслеживать и сообщать о ситуации с правами человека, а также обеспечивать обучение и наращивание потенциала в области прав человека и защиты детей; оказывать поддержку в обеспечении учета гендерной проблематики, включая обучение; поддержать создание и деятельность Комиссии по установлению истины и примирению; и сотрудничать с ЭКОВАС, Африканским союзом и Организацией Объединенных Наций по сквозным политическим вопросам и вопросам безопасности.
В своем докладе Генеральный секретарь отметил, что передача власти от президента Чарльза Тейлора вице-президенту Мозесу Бла и подписание Всеобъемлющего мирного соглашения либерийскими сторонами открыли уникальную возможность положить конец страданиям, причиненным народу Либерии. Либерии и найти мирное решение конфликта, который был центром нестабильности в субрегионе. Он подчеркнул, что хотя Организация Объединенных Наций и международное сообщество в целом готовы поддержать либерийский мирный процесс, эффективная и успешная реализация Мирного соглашения остается основной ответственностью самих либерийских сторон.
Создание МООНЛ
[ редактировать ]![]() | Эту статью необходимо обновить . ( ноябрь 2010 г. ) |
В сентябре 2003 года Совет Безопасности приветствовал доклад Генерального секретаря от 11 сентября 2003 года и его рекомендации. [12] и единогласно принял резолюцию 1509 о создании МООНЛ численностью до 15 000 военнослужащих Организации Объединенных Наций, в том числе до 250 военных наблюдателей и 160 штабных офицеров, а также до 1115 офицеров гражданской полиции, включая сформированные подразделения для оказания помощи в поддержании правопорядка на всей территории Либерии, и соответствующий гражданский компонент. [13]
Совет просил Генерального секретаря передать 1 октября полномочия МООНЛ от сил, возглавляемых ЭКОВАС, которые он высоко оценил за быстрое и профессиональное развертывание. Среди прочего, Совет также принял к сведению намерение Генерального секретаря прекратить действие мандата ЮНОЛ и передать основные функции, выполняемые этим Управлением, МООНЛ.
Как и было запланировано, 1 октября 2003 года МООНЛ приняла на себя миротворческие обязанности сил ЭКОВАС генерал-лейтенант Даниэль Опанде из Кении . Командующим силами был назначен . Около 3500 западноафриканских военнослужащих, служивших в составе авангарда ЭКОМИЛ, были временно «переоформлены» в миротворцев Организации Объединенных Наций. В заявлении, опубликованном в тот день, Генеральный секретарь приветствовал это очень важное событие и высоко оценил роль ЭКОВАС в создании климата безопасности, который проложил путь для развертывания МООНЛ. Он поблагодарил правительства Бенина , Гамбии , Ганы , Гвинеи-Бисау , Мали , Нигерии , Сенегала и Того, которые внесли свой вклад в МООНЛ, а также Соединенные Штаты за их поддержку региональных сил. Командующий нигерийским контингентом бригадный генерал Эбиовей Авала заявил, что в период с 2003 по 2009 год Нигерия предоставила 21 160 военнослужащих для миссии МООНЛ. Генеральный секретарь выразил уверенность, что МООНЛ сможет внести существенный вклад в разрешение конфликта в Либерии. при условии, что все заинтересованные стороны будут полностью сотрудничать с силами и международное сообщество предоставит необходимые ресурсы.
С 2009 года мандат продлевается ежегодно. Последнее продление мандата произошло, когда Совет Безопасности ООН 22 декабря 2016 года продлил мандат до 30 марта 2018 года. [14] [15]
В 2018 году через офис заместителя генерального секретаря по вопросам верховенства закона Вальдемара Рэя МООНЛ «предоставила учебники, мебель и оборудование» для создания библиотеки по правам человека в штаб-квартире Национальной ассоциации адвокатов Либерии на Ашмун-стрит ( ЛНБА). Рэй заявил, что библиотека «предназначена в первую очередь для повышения уровня знаний членов коллегии адвокатов в области прав человека», предоставляя юристам необходимые ресурсы, которые помогут им «защищать интересы своих клиентов». [16]
Миротворческие силы
[ редактировать ]
Миротворческие силы в Либерии раньше включали в себя четыре формирования размером с бригаду, а также штаб сил. Каждое формирование отвечает за один из четырех секторов, на которые разделена страна; каждый сектор содержит полный комплекс боевых подразделений, инженерного и медицинского обеспечения.
Приведенный ниже список сил датируется периодом до сокращения численности сил, проведенного в 2007-09 годах; теперь существует два сектора: A, охватывающий бывшие секторы 1 и 2 и базирующийся на острове Бушрод , Монровия , и B, охватывающий секторы 3 и 4 и, очевидно, базирующийся в Гбарнге .
генерал-майор Леонард Нгонди . Сил обороны Кении В декабре 2012 года командующим силами был назначен [17] Командующим силами по состоянию на декабрь 2015 года является генерал-майор Салиху Завай Уба из Нигерии. [18] Генерал Лука Юсуф из Нигерии служил командиром сектора 1, а затем в марте 2006 года стал главнокомандующим новыми вооруженными силами Либерии в звании генерал-майора. [19] С 2012 по 2013 год армии США бригадный генерал Хью Ван Русен командовал миссией, первой для американца с 1996 года в Боснии . [20]
Штаб Силы
[ редактировать ]- пакистанской армии Механизированный пехотный батальон
- Пехотный батальон ( Пакистан )
- Механизированная пехотная рота ( Швеция ) ( Силы быстрого реагирования )
- Механизированная пехотная рота ( Ирландия ) ( Силы быстрого реагирования )
- Пехотная рота ( Нигерия )
- Инжиниринговая компания ( Бангладеш )
- Инжиниринговая компания ( Пакистан )
- Инжиниринговая компания ( Пакистан )
- Транспортная компания ( Китай )
- Рота военной полиции ( Непал )
- Больница ( Иордания ) (совместно с больницей Джона Ф. Кеннеди в Монровии)
- 56-я вертолетная рота ( ВС Украины ) [21]
- Филиппинский контингент (секретариат и VIP-охрана)
Сектор 1
[ редактировать ]- 2 пехотных батальона ( Пакистан ) (1 Тубманбург и 1 Воинджама)
- Пехотный батальон ( Намибия )
- Инженерный батальон ( Пакистан )
- Больница ( Пакистан )
Сектор 2
[ редактировать ]Сектор 3
[ редактировать ]Сектор 4
[ редактировать ]- 3 пехотных батальона ( Эфиопия )
- Пехотный батальон ( Сенегал )
- Больница ( Сенегал )
- Больница ( Китай )
- Инжиниринговая компания ( Китай )
Сектор Б
[ редактировать ]Зона ответственности сектора B охватывает округа Лофа , Бонг , Нимба , Гранд-Геде , Ривер-Джи , Мэриленд и Гранд-Кру . Штаб сектора находится в Гбарнге , округ Бонг. Военные подразделения в этом секторе включают один пакистанский пехотный батальон, один бангладешский пехотный батальон и один ганский пехотный батальон, группы ВНМО 6–11, три госпиталя уровня 2 (Китай, Бангладеш и Пакистан), бангладешскую роту связи, бангладешскую логистическую роту и вооруженные силы Бангладеш. подразделение полиции. [22]
Обозначение канадских вооруженных сил для войск, отправленных на миссию, было «Лиана», включая дополнительный персонал ШИРБРИГ в конце 2003 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Совета Безопасности ООН Резолюция 1509 . S/RES/1509(2003) 19 сентября 2003 г. Проверено 13 апреля 2008 г.
- ^ Адибе, Клемент Э. (1997). «Либерийский конфликт и партнерство ЭКОВАС-ООН». Ежеквартальный журнал «Третий мир» . 18 (3): 471–488. дои : 10.1080/01436599714821.
- ^ Голдберг, Марк Леон (21 марта 2018 г.). «Миротворческая миссия ООН в Либерии подходит к успешному завершению» . Отправка ООН . Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ «Принимая во внимание переходный период в области безопасности, Совет Безопасности продлевает миссию ООН в Либерии еще на год» . Новости ООН . 17 сентября 2015 г. Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ «Миротворческая миссия ООН покидает Либерию спустя 13 лет» . af.reuters.com . Июль 2016 г. Архивировано из оригинала 02 июля 2016 г. Проверено 5 июля 2016 г.
- ^ «МООНЛ» . Миротворческая деятельность ООН . Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ Welle (www.dw.com), Deutsche. «ООН приветствует миротворческую миссию в Либерии как «успех» | DW | 22.03.2018» . DW.COM . Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Анализ | В Либерии миссия ООН помогла восстановить доверие к верховенству закона» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ Роби, Кристин (5 апреля 2018 г.). «МООНЛ дает уроки того, что делает миссию по поддержанию мира успешной» . Devex.com .
- ^ Welle (www.dw.com), Deutsche. «ООН приветствует миротворческую миссию в Либерии как «успех» | DW | 22.03.2018» . DW.COM . Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ "Фон" . 6 августа 2015 г.
- ^ Совета Безопасности ООН Документ 875 . S/2003/875 11 сентября 2003 г. Проверено 24 сентября 2007 г.
- ^ Совета Безопасности ООН Резолюция 1509 . S/RES/1509(2003) стр. 3. 19 сентября 2003 г. Проверено 24 сентября 2007 г.
- ^ «Совет Безопасности ООН в последний раз продлевает мандат МООНЛ» . 27 декабря 2016 г.
- ^ «МООНЛ в фактах и цифрах — Миссия Организации Объединенных Наций в Либерии» . un.org . Архивировано из оригинала 12 января 2010 г.
- ^ Янгиан, Кеннеди Л. «FPA - МООНЛ открывает библиотеку по правам человека в офисе коллегии адвокатов» . frontpageafricaonline.com . Проверено 4 марта 2018 г.
- ^ «Генеральный секретарь назначает генерал-майора Леонарда Муриуки Нгонди (Кения) командующим силами МООНЛ» . 28 ноября 2012 г.
- ^ «Генеральный секретарь назначает генерал-майора Салиху Завая Убу из Нигерии командующим силами Миссии Организации Объединенных Наций в Либерии | Освещение встреч и пресс-релизы» . www.un.org . Проверено 21 ноября 2016 г.
- ↑ Хельмоед-Ромер Хейтман, «Нигериец будет командовать либерийской армией», Jane's Defense Weekly , 1 марта 2006 г., стр.19.
- ^ Тан, Мишель (6 октября 2013 г.). «Генерал армии размышляет о миссии ООН в Либерии» . Армейские времена . Проверено 23 апреля 2015 г.
- ↑ 150 украинских миротворцев отправляются в Либерию. Архивировано 18 марта 2012, в Wayback Machine , Интерфакс-Украина (8 декабря 2009).
- ^ МООНЛ: Миссия Организации Объединенных Наций в Либерии - "Военный" . Архивировано из оригинала 3 ноября 2014 года . Проверено 10 мая 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Колин Робинсон (июль – август 2006 г.). «Либерия: с трудом завоеванный успех МООНЛ». Новозеландское международное обозрение . XXXI (4).