Образование в Мозамбике
Образование в Мозамбике организовано по трем основным этапам: начальное образование , среднее образование и высшее образование . Несмотря на наличие национальной системы государственного образования , несколько образовательных программ и инициатив в Мозамбике в основном финансируются и поддерживаются международным сообществом .
Инициатива по измерению прав человека (HRMI) [1] считает, что Мозамбик выполняет только 70,3% того, что он должен выполнять в отношении права на образование, исходя из уровня дохода страны. [2] HRMI разбивает право на образование, рассматривая права как на начальное, так и на среднее образование. Принимая во внимание уровень доходов Мозамбика, страна достигает 100,0% того, что должно быть возможно с учетом ее ресурсов (дохода) для начального образования, но только 40,5% для среднего образования. [3]
История [ править ]
Колониальный период [ править ]
До и в колониальный период образование коренных африканцев в Португальской Восточной Африке было по существу неформальным, а обряды инициации внутри племен. единственным формальным элементом были [4] Однако формальное образование обеспечивалось кораническими школами в мусульманских городах, прежде всего на севере. Эти школы были ориентированы на знание Корана и коранического арабского языка. [4] В районах контроля или влияния Португалии школьное образование также не было развито. С семнадцатого века португальцы и небольшое количество африканцев получали базовый уровень образования (и привитие португальских культурных и религиозных ценностей) в миссионерских школах в португальских городах. [5] но многие дети португальских или африканских принцев вместо этого были отправлены в Гоа или Португалию для обучения. [6] Небольшое количество образованных африканцев означало нехватку грамотных рабочих, причем нехватку частично восполняли индийцы. [7]
Рост образовательной деятельности миссионеров из других стран повлек за собой введение в 1907 г. различных мер контроля: отныне образование могло проводиться только на португальском или родном языках, а школы и учебники подлежали утверждению правительства.
В 1927 году был введен класс ассимиладос , создавший отдельный класс африканцев, от которых требовалось, среди прочего, свободное владение письменным и устным португальским языком. [8] Однако этот класс оставался небольшим: даже к началу 1970-х годов уровень грамотности достиг всего 5%. [9] Утверждалось, что португальские власти намеренно отказывали в образовании африканскому населению, стремясь предотвратить рост движения за независимость. [10] и что образование предоставлялось избранным, чтобы изолировать их от основного населения. [11]
В 1930 году система образования состояла из 47 начальных школ (28 государственных и 19 католических) с 11 217 учениками, примерно поровну разделенными между португальцами и африканцами; 186 начальных школ, в которых основам португальского языка обучались чуть менее 30 000 африканцев (еще 8132 - в начальных школах, которыми управляют иностранные миссионеры); и одна средняя школа в столице, в которой обучались 164 европейца, 26 индийцев, 17 представителей смешанной расы и один африканец. [12]
Такое образование, которое предоставлялось африканскому населению, было в значительной степени направлено на повышение его пригодности к работе: в «Миссионерском соглашении» 1940 года, устанавливавшем рамки предоставления образования церковью, говорилось, что элементарное образование предназначено для:
- «совершенное воспитание коренных народов в национально-нравственных идеалах и приобретение навыков и способностей к труду... Под нравственными идеалами понимается отказ от праздности и подготовка будущих сельских рабочих и ремесленников». [13]
К концу колониального периода португальцы действительно расширили образовательное обеспечение: количество адаптационных школ (преемников элементарных школ) выросло с 1122 в 1951 году до 2563 в 1958 году. [14] Доля образования в бюджете выросла с 5,4% в 1964 году до 9,5% в NATE. Однако даже здесь доминировало образование белого меньшинства. [15] и к 1962 году только 25% населения вообще имели какое-либо образование. [16] В 1964 году посещение школы стало обязательным для всех детей в пределах пяти километров (трех миль) от школы, хотя отсутствие условий не позволило полностью реализовать это требование. [17] .
Эпоха Фрелимо [ править ]
Фрелимо предпринял шаги по обеспечению образования еще до начала войны за независимость Мозамбика . была основана школа для мозамбикских изгнанников В 1960-х годах в Дар-эс-Саламе , однако к 1967 году в ней все еще обучалось всего 150 учеников. [18] Школа рухнула после убийства Эдуардо Мондлане в 1969 году. [18]
Когда в 1970-х годах организация взяла под свой контроль территории Мозамбика, она способствовала развитию образования как среди детей, так и среди взрослых. Особенно поощрялась грамотность среди женщин. [19] К 1971 году в районах страны, контролируемых ФРЕЛИМО, обучалось 20 000 студентов. [9] и к 1977 году 1,3 миллиона детей посещали школу. [20] К 1978 году организация заявила, что уровень грамотности по всей стране составляет 15%. [20] Однако кампания по распространению грамотности пострадала из-за нехватки подготовленных учителей и из-за практической необходимости для многих учащихся проводить время на сельскохозяйственных работах, а не в классах. [21]
Последующая гражданская война в Мозамбике (1977–1992 гг.) также сказалась на образовательных усилиях. Школы, как часть государственной инфраструктуры, были особой мишенью нападений Ренамо . [22] а уровень грамотности упал с 20% в 1983 году до 14% в 1990 году. [23] Ситуация улучшилась после окончания войны в 1992 году, и в 1998 году, по оценкам ООН, уровень грамотности составил 40%; однако этот показатель среди женщин все еще был лишь вдвое меньше, чем среди мужчин. [24] Охват образованием также продемонстрировал резкое снижение на более высоких уровнях: в 1997 году 66,8% детей начального возраста были зачислены в школу, 6,9% - в среднюю школу и только 0,3% - в высшие учебные заведения. [25]
Начальное и среднее образование [ править ]
Образование является обязательным и бесплатным в возрасте до 12 лет, но вступительные взносы взимаются и являются бременем для многих семей. Семьи, находящиеся за чертой бедности, могут получить сертификат об отказе от уплаты сбора. Исполнение законов об обязательном образовании непоследовательно из-за нехватки ресурсов и нехватки школ в старших классах. [26]
В 2002 году валовой коэффициент охвата начальным образованием составлял 103 процента, а чистый коэффициент охвата начальным образованием — 55 процентов. Валовые и чистые коэффициенты охвата основаны на количестве учащихся, официально зарегистрированных в начальной школе, и поэтому не обязательно отражают фактическую посещаемость школы. В 1996 году школу посещали 51,7% детей в возрасте от 7 до 14 лет. По состоянию на 2001 год 49 процентов детей, поступивших в начальную школу, скорее всего, дойдут до 5-го класса. По оценкам, в конце 2003 года около 370 000 детей в Мозамбике остались сиротами из-за СПИДа. По оценкам, ВИЧ/СПИД может привести к сокращению числа учителей к 2010 году. [26]
В 2007 году один миллион детей все еще не ходил в школу, большинство из них из бедных сельских семей, а почти половина всех учителей в Мозамбике по-прежнему не имели квалификации. Набор девочек в школу увеличился с 3 миллионов в 2002 году до 4,1 миллиона в 2006 году, а процент окончивших школу увеличился с 31 000 до 90 000, что свидетельствует об очень низком уровне окончания обучения. [27]
Высшее образование [ править ]
История [ править ]
Высшее образование (ВО) никогда не охватывало более чем небольшую часть мозамбикцев. В 1996 году в стране было всего 40 студентов высшего образования на 100 000 человек по сравнению с 638 в Зимбабве и 5339 в США . [28] Первое учреждение было основано в 1962 году и получило статус университета (Университет Лоренсо Маркеса) в 1968 году. На момент обретения независимости в 1975 году в нем обучалось всего 40 африканских студентов. [29] Первоначально независимость привела к огромному оттоку сотрудников и студентов: число студентов в университете упало с 2433 в 1975 году до 750 в переименованном Университете Эдуардо Мондлане (UEM) в 1978 году. [30] В то время в Мозамбике работало всего десять учителей, причем многие вакансии заполняли сотрудники коммунистического блока; [31] Университет в то время описывали как «настоящую Вавилонскую башню ». [32] С тех пор процент иностранных преподавателей в учреждении неуклонно снижался: до 33% в 1991 году, а затем до 14% в 2001 году. [32] В 1980-е годы многие мозамбикские студенты вместо этого получали высшее образование в Восточной Европе и Советском Союзе. [33]
Чтобы увеличить количество квалифицированных преподавателей в стране, в 1980 году в университете был открыт педагогический факультет, но в 1985 году он был заменен вторым высшим учебным заведением страны, Universidade Pedagógica (UP). [34] Третий, Высший институт международных отношений (ISRI), был основан для подготовки дипломатов в 1986 году. [34]
В 1996 году Католический университет Мозамбика был основан . Сейчас у него есть кампусы в Бейре , Чимойо , Куамбе , Нампуле , Пембе , Келимане и Тете .
Частично благодаря созданию частных университетов число студентов выросло с менее 4000 в 1990 году до почти 12 000 в 1999 году. [35] Тем не менее, UEM и UP остаются крупнейшими высшими учебными заведениями, в которых обучается примерно 7000 и 2000 студентов соответственно, по сравнению с примерно 1000 в UCM и ISPU. [36]
Доступ [ править ]
Студентов-мужчин почти в два раза больше, чем женщин (1,8:1 в 1999 г.); [28] это несоответствие более серьезное в государственных университетах, где количество мужчин превышает число женщин 3:1. [37] Существует также существенное классовое неравенство в доступе к образованию. Студенты высшего образования с непропорциональной вероятностью имеют португальский язык в качестве родного и гораздо чаще, чем население в целом, имеют образованных родителей. [38] Два основных университета имеют заметно разные структуры охвата: почти 60% студентов UEM являются выходцами из городских районов и четверть из сельской местности, в то время как в UP эти пропорции обратные. [39]
До 1990 года доступ к высшему образованию в UEM был гарантирован всем, кто заканчивал среднюю школу. [40] Ситуация изменилась с введением в следующем году вступительных экзаменов. [41] Спрос на места сейчас существенно превышает предложение: в 1999 году на 2342 места подавалось 10 974 претендента. [35] Это превышение подписки обычно касается только государственных школ, при этом неправительственные учреждения имеют примерно одинаковое количество абитуриентов и мест. [40]
Показатели завершения [ править ]
Показатели завершения обучения в высших учебных заведениях Мозамбика чрезвычайно низкие. В конце 90-х годов только 6,7% студентов UEM и 13,1% студентов UP закончили обучение. Марио и др. предположили, что разницу между этими двумя ставками можно объяснить требованием UEM о наличии итоговой диссертации. [42] Они предупреждают, что низкая доля студентов, завершающих обучение, на самом деле может быть признаком успеха, поскольку многие студенты находят работу до окончания курсов и поэтому не чувствуют необходимости формально заканчивать обучение. [43]
Неправительственные учреждения [ править ]
Появление негосударственных университетов вызвало некоторые споры. Их критиковали за мотивацию (финансовую и религиозную, а не чисто образовательную), а также за то, что они переманивали учителей из государственного сектора. [44] Многие преподаватели работают неполный рабочий день в частных учебных заведениях в дополнение к своей работе в правительстве, поэтому утверждается, что частные университеты, по крайней мере, увеличивают объем предоставляемого ими образования. [45] Как отмечалось выше, новые университеты также помогли увеличить количество доступных мест и географический охват.
Учреждения [ править ]
Университеты включают в себя:
- Университет Эдуардо Мондлана - Мапуту Общественность
- Университет Сан-Томаса в Мозамбике Частный
- Католический университет Мозамбика - Нампула , Софала , Кабо-Дельгадо, частный
- университет Муссы бин Бике Частный
- Высший политехнический и университетский институт - Мапуту, Келимане частный
- Высший институт науки и технологий Мозамбика частный
- Высший институт международных отношений частный
- Высший институт транспорта и коммуникаций частный
- Университет Мапуту - Общественность Мапуту
- Технический университет Мозамбика
- Военной академии Саморы Машела Общественность
- Университет Лурио - Нампула , Кабо Дельгадо , Ньясы общественный транспорт
- Академия полицейских наук - Мапуту частная
- Университет Замбези - Бейры общественность
Ссылки [ править ]
- ^ «Инициатива по измерению прав человека – первая глобальная инициатива по отслеживанию соблюдения прав человека в странах» . Humanrightsmeasurement.org . Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ «Мозамбик — Система отслеживания прав HRMI» . www.righttracker.org . Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ «Мозамбик — Система отслеживания прав HRMI» . www.righttracker.org . Проверено 13 марта 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ньюитт, 438
- ^ Ньюитт, 436
- ^ Ньюитт, 101, 439.
- ^ Ньюитт, 439
- ^ Мунгази, 85 лет.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Садовник, 98 лет.
- ↑ Мунгази и Уокер, 32 года.
- ^ Мунгази, 95 лет.
- ^ Ньюитт, 440-1
- ^ цитируется по Ньюитту, 479.
- ^ Ньюитт, 480
- ^ Мунгази и Уокер, 116
- ^ Ньюитт, 480
- ^ Ньюитт, 481
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Садовник, 97 лет.
- ^ Ньюитт, 548
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Садовник, 99 лет.
- ^ Ньюитт, 549
- ^ Ньюитт, 564 г.
- ^ Мунгази и Уайт, 84 года.
- ^ Марио и др., 17
- ^ Марио и др., 18
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б "Мозамбик". Результаты 2005 года о наихудших формах детского труда. Архивировано 1 декабря 2006 года в Wayback Machine . Бюро по международным вопросам труда Министерства труда США (2006 г.). В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ↑ Ключевые факты. Архивировано 9 января 2009 г. в Wayback Machine , Департамент международного развития (DFID), входящий в состав правительства Великобритании (24 мая 2007 г.).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Марио и др., 21 год
- ^ Марио и др., 7
- ^ Марио и др., 8
- ^ Марио и др., 9
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Марио и др., 36 лет
- ^ Марио и др., 9
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Марио и др., 10 лет
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Марио и др., 18 лет
- ^ Марио и др., 14
- ^ Марио и др., 22
- ^ Марио и др., 25 лет.
- ^ Марио и др., 29
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Марио и др., 19 лет
- ^ Марио и др., 12
- ^ Марио и др., 49
- ^ Марио и др., 50 лет.
- ^ Марио и др., 2
- ^ Марио и др., 42
- Марио, Музинью; Фрай, Питер; Леве, Лисбет (2003). Высшее образование в Мозамбике . ISBN 0-85255-430-3 .
- Мунгази, Диксон. В честь священного доверия цивилизации: история, политика и образование в Южной Африке .
- Мунгази, Диксон и Уокер, Л. Кей. Реформа образования и трансформация юга Африки .
- Ньюитт, Мэлин. История Мозамбика .
Внешние ссылки [ править ]
- Статистика образования и качество образования в Мозамбике , Консорциум Южной и Восточной Африки по мониторингу качества образования (SACMEQ)
- Профиль страны INHEA: Мозамбик
- Образовательный проект в Пембе. Архивировано 4 марта 2017 г. в Wayback Machine.
- Качество базового образования в Мозамбике. Архивировано 24 апреля 2015 г. на Wayback Machine.