Образование на Мадагаскаре
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (июнь 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Образование на Мадагаскаре имеет долгую и выдающуюся историю. Формальное обучение началось со средневековых арабских мореплавателей, которые основали несколько исламских начальных школ ( кутабов ) и разработали транскрипцию малагасийского языка с использованием арабской письменности , известную как сорабе . Эти школы просуществовали недолго, и формальное образование должно было вернуться только в Королевстве Мадагаскар 19-го века , когда поддержка сменявших друг друга королей и королев привела к созданию наиболее развитой системы государственных школ в доколониальной Африке к югу от Сахары. Однако формальные школы были в основном ограничены центральными горными районами вокруг столицы Антананариву , и их часто посещали дети благородного класса Андриана . Среди других слоев населения острова в начале 20 века преобладало традиционное образование. Эта неформальная передача общественных знаний, навыков и норм была ориентирована на подготовку детей к занятию своего места в социальной иерархии, в которой доминировали старейшины сообщества и особенно предки ( Разана ), которые, как считалось, наблюдали и влияли на события на земле.
С момента перехода под французскую колониальную власть в 1896 году система образования на Мадагаскаре неуклонно расширялась, охватывая более отдаленные и сельские общины, одновременно попадая под усиленный контроль государства. Национальные цели в области образования отражают меняющиеся с течением времени приоритеты правительства. Колониальное обучение давало большинству детей базовые навыки и свободное владение французским языком, в то время как особенно сильные ученики отбирались для обучения должностям государственных служащих на уровне средней школы... Образование после обретения независимости в Первой республике (1960–1975) при президенте Филиберте Циранане сохранил сильное французское влияние благодаря учебникам и учителям французского происхождения. Постколониальная реакция, приведшая к возникновению Второй республики (1975–1992), привела к тому, что школы стали служить средством идеологической обработки граждан в духе адмирала Дидье Рацираки социалистической идеологии . Распад Советского Союза в 1991 году вызвал волну демократизации по всей Африке, положив начало демократической Третьей республике (1992–2010). Возобновление международного сотрудничества привело к значительной иностранной помощи сектору образования, который провел многочисленные реформы, продвигаемые Организации системы Организации Объединенных Наций и другие партнеры в секторе международного развития.
Образование было приоритетом при президенте Марке Раваломанане (2001–2009 гг.), который стремился улучшить как доступ, так и качество формального и неформального образования. Массовая кампания по ремонту, расширению и строительству школ сопровождалась набором и обучением еще десятков тысяч учителей. Эта инициатива была поддержана средствами межправительственных организаций, таких как Всемирный банк и ЮНЕСКО , а также двусторонними грантами многих стран, включая Францию , США и Японию . Ключевая педагогическая цель этих реформ включала переход от традиционного дидактического стиля преподавания к личностно-ориентированной форме обучения, включающей частую групповую работу. По состоянию на 2009 год Мадагаскар был на пути к достижению цели «Образования для всех» по всеобщему охвату начальным образованием. Успеваемость учащихся, качество преподавания, повсеместная нехватка материалов и доступ к среднему и высшему образованию по-прежнему остаются проблемами, равно как и препятствия, связанные с бедностью, такие как высокий уровень второгодничества и отсева, а также плохое здоровье учащихся. Политический кризис 2009 года на Мадагаскаре привел к прекращению всей помощи стране, кроме чрезвычайной, что еще больше усугубило проблемы, связанные с бедностью, и поставило под угрозу свести на нет недавний прогресс в секторе образования.
История образования на Мадагаскаре [ править ]
До 1820 года [ править ]
Традиционно образование на Мадагаскаре было неформальным делом, состоящим из передачи социальных норм, практик и знаний, разработанных и передаваемых внутри сообщества из поколения в поколение. Иерархическая структура большинства традиционных малагасийских общин ставила старейшин, родителей и других уважаемых лиц выше младших или менее выдающихся членов группы, и над которыми предки ( разана ) пользовались наибольшей властью из всех. В условиях такого стратифицированного общества традиционное образование подчеркивало важность сохранения своего места, обучало людей правильному соблюдению ритуалов и бесчисленных фади (табу) и, прежде всего, учило уважению к предкам. [1]
(Дети) учатся уважать старших и рай аман-дрены (авторитетные фигуры) и соответствовать их мнению, говорить соответствующие слова, следовать правилам традиционной мудрости и бояться бичевания, которое они могут ожидать в ответ на свои антиобщественные действия.
- Х. Рахарихаона, Семейное право на Мадагаскаре [2]
Изучение своего места в традиционном малагасийском обществе выходило за рамки иерархии молодежь-взрослые-старшие-предки. Среди многих малагасийских этнических групп люди были отнесены к определенным кастам; Например, в традиционном обществе Мерина одна из трех основных каст состояла из семи подкаст. На эти различия накладывались такие дополнительные факторы, как гендерные роли, что имело последствия для неформального образования: от мальчиков ожидалось, что они будут вести себя так, как подобает тому, кто в конечном итоге станет лучом аман-дрени , в то время как от девочек ожидалось, что они будут демонстрировать мастерство в домашних навыках и развивать качества о хорошей жене и матери. [2]
Самое раннее формальное школьное образование на Мадагаскаре было введено арабскими мореплавателями, чье влияние на прибрежные сообщества простирается, по крайней мере, еще в 11 веке. Эти путешественники пытались распространять ислам, основав ограниченное количество куттабов (коранических школ, в которых обучали грамоте и основам счета) и переписывали малагасийский язык с использованием арабского алфавита шрифтом, называемым сорабе . Эти школы не сохранились, и грамотность сорабе перешла в область тайных знаний, предназначенных для астрологов, королей и другой привилегированной элиты. [3]
1820–1896 [ править ]
Первая официальная школа европейского типа была основана в 1818 году на восточном побережье Мадагаскара в Тоамасине членами Лондонского миссионерского общества (LMS). Король Радама I (1810–1828), первый суверен, поднявший под свою власть около половины острова Мадагаскар, был заинтересован в укреплении связей с европейскими державами; с этой целью он пригласил миссионеров LMS открыть школу в его столице в Антананариву на территории дворца Рова , чтобы обучать королевскую семью грамоте, чтению и базовому образованию. Эта первая школа, известная как Дворцовая школа, была основана миссионером LMS Дэвидом Джонсом 8 декабря 1820 года в Бесакане , здании, имеющем большое историческое и культурное значение. Через несколько месяцев из-за быстрого роста числа желающих учиться там классы были переведены в более крупное, специально построенное здание на территории Ровы. [4] К 1822 году миссионеры LMS успешно переписали диалект малагасийского языка Мерина, используя латинский алфавит . Этот диалект, на котором говорят в центральных высокогорьях вокруг Антананариву, был объявлен в том же году официальной версией малагасийского языка — статус, который горный диалект сохраняет с тех пор. [5] Библия, постепенно переводившаяся на этот диалект и напечатанная в печатном станке (процесс завершился в 1835 году), [6] была первой книгой, напечатанной на малагасийском языке и ставшей стандартным текстом, используемым для обучения грамоте, тем самым распространяя догматы христианства в Имерине . [7]
Убежденный, что западное образование имеет жизненно важное значение для развития политической и экономической мощи Мадагаскара, в 1825 году Радама объявил начальное образование обязательным для андриан (дворян) на всей территории Имерины . Школы были построены в крупных городах по всему центральному нагорью и укомплектованы учителями из LMS и других миссионерских организаций. К концу правления Радамы в 1829 году 38 школ давали базовое образование более чем 4000 ученикам в дополнение к 300 ученикам, обучавшимся в Дворцовой школе. [5] преподавание двойного послания о верности и послушании правлению Радамы и основам христианского богословия. [7] Эти школы также предоставили Радаме готовый резерв образованных призывников для его военной деятельности; следовательно, некоторые семьи Андрианы отправляли детей-рабов, чтобы избавить свое потомство от опасностей военной жизни, создавая образованное меньшинство среди низших классов общества Мерины. [8] Еще 600 студентов прошли профессиональную подготовку под руководством шотландского миссионера Джеймса Кэмерона . Однако преемница и вдова Радамы, королева Ранавалона I (1828–1861), в течение своего 33-летнего правления становилась все более осторожной по отношению к иностранному влиянию на остров. Она запретила обучение рабов в 1834 году. В следующем году все школы Радамы было приказано закрыть, а их учителей-миссионеров выслали из страны. [5]
Премьер-министр Райнилайаривони (1864–1895), который женился последовательно на королевах Расохерине (1863–1868), Ранавалоне II (1868–1883) и Ранавалоне III (1883–1897), вновь открыл и резко расширил систему школ, начиная с 1864 года. политика обязательного школьного обучения среди андриан была восстановлена в 1872 году; к 1881 году школьное обучение было объявлено обязательным для всех малагасийских детей, независимо от этнической принадлежности или класса. Два года спустя 1155 миссионерских школ давали базовое образование 133 695 ученикам, что сделало малагасийскую школьную систему наиболее развитой в доколониальной Африке к югу от Сахары. [9]
1896–1960 [ править ]
В колониальный период французы ; создали систему государственных школ, которая была разделена на две части: элитные школы, созданные по образцу французских и предназначенные для детей французских граждан (статус, которым пользовались немногие малагасийцы) и школы коренных народов для малагасийцев, которые предлагали практическое и профессиональное образование, но не были предназначены для подготовки учащихся к руководящим или ответственным должностям. В течение первых семи лет колониального периода было создано 650 школ коренных народов, половина из которых была рассредоточена по прибрежным районам, куда не доходили школы Королевства Мадагаскар. Благодаря этой инициативе число студентов на Мадагаскаре увеличилось на 50 000, которые обучались по учебной программе, ориентированной в первую очередь на овладение французским языком и базовыми знаниями в таких областях, как гигиена и арифметика. [10] Давно существующие миссионерские школы продолжали представлять собой жизнеспособную альтернативу образованию до 1906 года, когда французские законы наложили строгие ограничения на их работу, вынудив тысячи студентов покинуть миссионерские школы, не имея достаточных возможностей для их размещения в государственной системе. [11]
Малагасийские государственные служащие и функционеры среднего звена проходили обучение в écoles régionales (региональных школах), самой важной из которых была École le Myre de Villers в Антананариву. Реформы системы государственных школ, призванные дать малагасийцам больше возможностей для получения образования, были начаты после Второй мировой войны . После обретения независимости в 1960 году в стране существовала система образования, почти идентичная французской . [1]
Структура [ править ]
Образование является обязательным для детей в возрасте от шести до четырнадцати лет. Нынешняя система образования обеспечивает начальное образование в течение пяти лет для детей в возрасте от шести до одиннадцати лет. Среднее образование длится семь лет и делится на две части: неполный средний уровень в течение четырех лет для детей от двенадцати до пятнадцати лет и старший средний уровень в течение трех лет для детей в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет. По окончании младшего уровня выпускники получают сертификат, а по окончании старшего уровня выпускники получают степень бакалавра (эквивалент аттестата средней школы ). Система профессионально-технических средних школ , collège professionalelle (профессиональный колледж), является эквивалентом неполной средней школы; техника колледжа (технический колледж ), присуждающая степень бакалавра техники (технический диплом), является эквивалентом старшего уровня. [1]
Университет Мадагаскара , основанный как Институт перспективных исследований в 1955 году в Антананариву и переименованный в 1961 году, является главным высшим учебным заведением. Он имеет шесть отдельных, независимых филиалов в Антананариву, Анциранане , Фианаранцуа , Тоамасине , Толиаре и Махадзанге . (До 1988 года последние пять учебных заведений были провинциальными расширениями главного университета Антананариву.) Университетская система состоит из нескольких факультетов, в том числе факультетов права и экономики, естественных наук, литературы и гуманитарных наук , а также многочисленных школ, специализирующихся на государственном управлении, менеджменте. , медицина, социальное обеспечение, общественные работы и агрономия . Официальные отчеты подвергли критике чрезмерное количество студентов в шести университетах: всего 40 000 в 1994 году, тогда как совокупная вместимость составляет 26 000 человек. Принимаются меры по реформе, направленные на повышение успеваемости студентов: только 10 процентов завершают свои программы, а среднее количество лет, необходимое для получения определенной степени, составляет восемь-десять по сравнению с пятью годами в африканских странах. Для поступления в университет необходим бакалавриат. [1]
Производительность [ править ]
Описательная статистика [ править ]
Охват начальным образованием является почти всеобщим, что является значительным увеличением по сравнению с более низким показателем в 65 процентов в 1965 году (в 1994 году на Мадагаскаре было 13 000 государственных начальных школ); 36 процентов соответствующего населения школьного возраста посещают среднюю школу (было 700 общеобразовательных средних школ и 80 лицеев или классических средних учебных заведений), а 5 процентов соответствующего населения школьного возраста посещают высшие учебные заведения. Несмотря на эти статистические данные, в отчете ЮНИСЕФ за 1993 год система образования названа «провальной», указывая, что в отличие от начала 1980-х годов, когда образование составляло примерно 33 процента национального бюджета, в 1993 году образование составляло менее 20 процентов бюджета, и 95 процентов этой суммы было направлено на зарплаты. Среднее количество лет, необходимое учащемуся для окончания начальной школы, составляло двенадцать. Девочки имеют равный с мальчиками доступ к образовательным учреждениям. [1]
Результаты [ править ]
Постепенное расширение возможностей образования оказало впечатляющее влияние на малагасийское общество, особенно на повышение уровня грамотности населения в целом. В 1966 году только 39 процентов населения можно было считать грамотным, но Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) подсчитал, что в начале 1980-х годов это число выросло до 50 процентов. [1] и до 64 процентов в 2010 году. [12]
Проблемы [ править ]
Доступ [ править ]
Национальная система образования часто оказывалась в центре политических дебатов. Как и во всей Африке , наличие образования дает одну из немногих возможностей получить работу в стране с ограниченным частным сектором , а распределение образовательных ресурсов продолжает оставаться проблемой, имеющей взрывоопасные политические последствия.
Исторически система характеризовалась неравномерным распределением образовательных ресурсов между регионами страны. Поскольку центральное нагорье имело долгую историю формального образования, начиная с начала девятнадцатого века, в этом регионе было больше школ и более высоких образовательных стандартов, чем в прибрежных регионах. Это неравенство продолжало оставаться основным фактором разногласий в национальной жизни в годы после обретения независимости. Народы мерина и бецилео, имеющие лучший доступ к школам, неизбежно имели тенденцию быть чрезмерно представленными в администрации и профессиях как во время французского колониализма, так и после обретения независимости в 1960 году.
К этому географическому неравенству добавляется продолжающееся отсутствие возможностей получения образования для беднейших слоев общества. Например, беспорядки, которые привели к падению режима Цирананы в 1972 году, были инициированы учащимися, протестовавшими против официальной политики в области образования и языка, включая решение об отмене недавно созданной системы конкурсных экзаменов, которая позволяла бы получить доступ к государственным средним школам на основе заслуг, а не платежеспособности. Тем не менее, когда в 1978 году режим Рацираки попытался исправить историческое неравенство и снизить стандарты бакалавриата в неблагополучных провинциях за пределами столичного региона, студенты Мерины возглавили бунты против того, что они считали несправедливой по своей сути политикой преференциального режима. [1]
система Текущая образования
Дошкольный [ править ]
Дошкольное образование (один годичный цикл) на Мадагаскаре касается детей возрастной группы 4-5 лет, призванных пробуждать и быть открытыми к социальной и образовательной деятельности, дошкольное образование готовит ребенка к начальному образованию.
Министерство национального образования Мадагаскара приступило к созданию дошкольных классов в государственных начальных школах по всему острову с 2010-2011 учебного года, и в настоящее время почти 2500 государственных начальных школ имеют дошкольные центры.
Начальная школа [ править ]
Это место, где учатся малагасийские дети от 6 до 11 лет. Он является смешанным и бесплатным для государственных школ и включает 5 уровней PCI и PCII: подготовительный курс I и II; AC: средний курс; MC I и MC II: средний курс I и II, который подтверждается получением «Certificat d'Études Primaires et Élémentaires» или CEPE для перехода в среднюю школу. В настоящее время общее количество студентов от ПК I до MC II составляет 3 627 380 человек.
Средняя школа [ править ]
Колледж является учреждением среднего уровня, где малагасийские студенты закрепляют получение фундаментальных знаний. Они посещают четырехлетнюю школу под названием «la Sixième, la cinquième, la quatrième et la troisième».
Все учащиеся, получившие «Certificat d'Etudes Primaires et Élémentaires» (CEPE) и сдавшие вступительные экзамены в шестой класс, имеют право поступить в средние школы.
Средняя школа [ править ]
Средняя школа является государственной средней школой. Он принимает студентов «второго, премьерного и терминального» (3 года обучения) и готовит к получению степени бакалавра.
Поступление в среднюю школу осуществляется путем отбора, вступительных экзаменов на «втором уровне», кандидатов, имеющих «Brevet d'Étude du Premier Cycle de l'Enseignement Secondaire» (BEPC). Количество поступлений будет зависеть от пропускной способности каждой средней школы.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Мец, Хелен Чапин (1994). «Страноведение Библиотеки Конгресса: Мадагаскар (образование)» . Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 1 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рахариджаона, Х. (1968), «Семейное право на Мадагасикаре», Семейное право в Черной Африке и Мадагаскаре (на французском языке), Париж: ЮНЕСКО, стр. 195–220 , получено 12 февраля 2011 г.
- ^ Рафаралахи-Бемананджара, Зефаниаси (1983). Преподавание родных языков в начальных школах на Мадагаскаре: разделение структур, содержания, методов и приемов обучения (PDF) (на французском языке). Париж: ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала (PDF) 28 июля 2011 года . Проверено 1 февраля 2011 г.
- ^ Ралибера, Дэниел (1993), Мадагаскар и христианство (на французском языке), Editions Karthala, стр. 196, ISBN 9789290282112 , получено 7 января 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кернер, Фрэнсис (1999), История частного и официального образования на Мадагаскаре (1820–1995): религиозные и политические последствия в формировании народа (на французском языке), Париж: Харматтан, ISBN 978-2-7384-7416-2
- ^ Лондонское миссионерское общество (1877 г.), «Библия на Мадагаскаре», The Sunday Magazine , Лондон: Daldy, Isbister & Co, стр. 647–648 , получено 12 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шарп, Лесли (2002), Принесенное в жертву поколение: молодежь, история и колонизированный разум на Мадагаскаре , Беркли, Калифорния: University of California Press, ISBN 978-0-520-22951-8 , получено 2 февраля 2011 г.
- ^ Кэмпбелл, Гвин (1988). «Рабство и фаномпоана: структура принудительного труда в Имерине (Мадагаскар), 1790–1861». Журнал африканской истории . 29 (3): 463–486. дои : 10.1017/s0021853700030589 .
- ^ Управление образования (1931 г.), Образование на Мадагаскаре в 1931 г. (на французском языке), Париж: Правительство Франции.
- ^ Галлиени, Жозеф-Симон (1908). Девять лет на Мадагаскаре (на французском языке). Париж: Библиотека Hachette. стр. 341 –343 . Проверено 12 февраля 2011 г.
- ^ Гогель, AM (2006). У истоков малагасийского мая: стремление к школе и социальной конкуренции, 1951–1972 гг. (на французском языке). Антананариву: Editions Karthala.
- ^ Статистика Мадагаскара. Архивировано 14 марта 2013 г. в Wayback Machine . База данных глобальной статистики образования ЮНИСЕФ, 2011 г.