Образование в Камеруне
Камерун — центральноафриканская страна, расположенная на берегу Гвинейского залива. Носители банту были среди первых групп, заселивших Камерун, за ними следовали мусульмане фулани до немецкого господства в 1884 году. После Первой мировой войны французы захватили более 80% территории, а британцы - 20%. После Второй мировой войны было предоставлено самоуправление, а в 1972 году была образована унитарная республика из Восточного и Западного Камеруна. До 1976 года существовало две отдельные системы образования: французская и английская, которые не сливались плавно. Английский и французский в настоящее время считаются основными языками обучения, при этом английский является более предпочтительным. Местные языки обычно не преподаются, поскольку их слишком много, и выбор между ними может вызвать дополнительные проблемы.
Христианские миссионерские школы сыграли значительную роль в обучении детей, родители которых могут себе это позволить. Но большинство не может. Начальное образование было бесплатным с 2000 года, но оно очень простое, переполненное, и родители должны платить за все необходимое. Правительственное исследование 2004 года показало, что в начальных школах хватает мест только для 1,8 миллиона учеников при посещаемости 2,9 миллиона человек. Девочек меньше, чем мальчиков, главным образом из-за таких вещей, как ранние браки, беременность, домашние дела и традиционные предубеждения. На фоне этого правительство Камеруна запустило программу строительства и обновления, но с ограниченным успехом. Коррупция по-прежнему является проблемой, а условия проживания остаются базовыми. В большинстве школ есть работающие туалеты, доступ к водопроводному крану или достаточное количество столов и скамеек для учащихся. Преподаватели имеют высокую квалификацию и высокую мотивацию. [1] Средние школы дорогие, есть как государственные, так и частные университеты.
Инициатива по измерению прав человека (HRMI) [2] считает, что Камерун выполняет только 73,0% того, что он должен выполнять в отношении права на образование, исходя из уровня дохода страны. [3] HRMI разбивает право на образование, рассматривая права как на начальное, так и на среднее образование. Принимая во внимание уровень доходов Камеруна, страна достигает 90,6% от того, что должно быть возможно с учетом ее ресурсов (дохода) для начального образования, но только 55,3% для среднего образования. [3]
Предыстория [ править ]
использовались две отдельные системы образования После обретения независимости в Камеруне : система Восточного Камеруна была основана на французской модели, а система Западного Камеруна - на британской модели. Объединение двух систем считалось символом национальной интеграции Западного и Восточного Камеруна. [4] К 1976 году две системы были объединены, но исследования показывают, что они плохо сочетались. [5] Вскоре после обретения независимости французский язык считался основным языком страны, но с появлением английского как первого коммерческого языка в мире баланс сместился в сторону последнего. [6] Христианские миссионерские школы были важной частью системы образования, но большинство детей не могут себе этого позволить и вынуждены выбирать государственные школы. [7] Образование стало обязательным до 12 лет, когда завершается 6 лет начального образования. Образование было бесплатным, но форму, книги и т. д. предоставляли родители, а студенты высших учебных заведений получали деньги ежемесячно еще во времена президента Амаду Ахиджо и в первые несколько лет президента Поля Бийи. Начальное школьное образование бесплатное (с 2000 года), но семьи должны платить за школьную форму, плату за учебники, а иногда даже за профилактику малярии для учеников. Плата за обучение в средней школе высока и поэтому недоступна для многих семей. [8] В стране имеются институты педагогического и технического образования. Однако наблюдается растущая тенденция к тому, что самые богатые и образованные студенты покидают страну, чтобы учиться и жить за границей.
Законодательство [ править ]
Конституция подтверждает, что «государство должно гарантировать право ребенка на образование [и что] начальное образование должно быть обязательным», однако правительство избегает формулировок прав человека и ссылается только на «равенство возможностей доступа к образованию». [9]
Статистика [ править ]
Общая информация | Статистика [10] |
---|---|
Ожидаемое количество лет обучения (в среднем) | 12 лет |
Уровень грамотности взрослого населения (люди в возрасте 15 лет и старше, оба пола) | 71.3% |
Средняя продолжительность обучения (взрослые) | 5,9 лет |
Индекс образования | 520 |
Совокупный валовой охват образованием (оба пола) | 60.4 |
По данным на 2011 год, начальную школу посещали 47,7 процента девочек и 56,7 процента мальчиков. Низкий уровень охвата школьным обучением объяснялся затратами, а участие девочек в дальнейшем сокращалось из-за ранних браков, сексуальных домогательств, нежелательной беременности, домашних обязанностей и определенных социокультурных предубеждений. [11] Работодатели, как правило, не разрешают домашним работникам посещать школу. [8] Правительственное исследование 2004 года показало, что существует большой разрыв между пропускной способностью школ и количеством потенциальных учеников. Согласно исследованию, дошкольные учреждения обслуживают только 16% потенциального контингента учащихся. В рамках школьной системы северные провинции были наиболее обездоленными: только 5,7% всех учителей работали в провинциях Адамава, Северная и Крайний Север вместе взятые. Исследование показало, что в начальных школах мест хватало только на 1,8 миллиона учеников, хотя школу посещали 2,9 миллиона человек. [12] После этих выводов правительство Камеруна запустило трехлетнюю программу строительства и ремонта школ, повышения квалификации учителей и предоставления учебных материалов. [13] которое, по всей видимости, было возобновлено в 2010 году. Однако проблемы еще не можно считать решенными: главной проблемой начального образования считается растрата средств на образование; половина государственных начальных школ в выборке сообщили о проблемах со своими зданиями (только 19% школ имеют работающие туалеты, 30% имеют доступ к водопроводному крану и едва ли 30% имеют достаточное количество столов и скамеек для учащихся); прогулы учителей и плохое выполнение и обеспечение соблюдения правил и положений. [14]
Структура образовательной системы [ править ]
Система образования в Камеруне делится на начальную (шестилетняя обязательная), среднюю (пятилетнюю), среднюю (два года) и высшую (университетскую).Учебный год длится с сентября по июнь, в это время всегда сдаются итоговые экзамены. Общий аттестат об образовании (GCE), как обычного, так и продвинутого уровня, является двумя наиболее квалификационными экзаменами в англоязычной части Камеруна.Существуют две отдельные системы среднего образования, в зависимости от того, применяется ли французская или британская колониальная модель. Однако в широком смысле средняя фаза включает в себя нижний (средняя школа) и верхний уровень (старшая школа). Для большинства молодых людей это различие остается академическим, поскольку их родители вообще не могут позволить себе оплату средней школы. [15] Учащиеся, окончившие пятилетнюю программу средней школы, должны сдать экзамен GCE Ordinary Level, а те, кто окончил двухлетнюю программу средней школы, должны сдать экзамен GCE Advanced Level. На сегодняшний день продвинутый уровень GCE и бакалавриат (французский эквивалент академической успеваемости) являются двумя основными квалификациями для поступления в высшие учебные заведения.После окончания средней школы существует возможность пройти «профессиональную подготовку» — курсы для безработных, находящиеся в ведении Министерства занятости.
Шкала оценок [ править ]
Источник: [16]
Французская шкала оценок [ править ]
Шкала | Описание класса | Американский класс | Примечания |
---|---|---|---|
15.00-20.00 | Очень хорошо (очень хорошо) | А | |
13.00-14.99 | Хороший | А- | |
12.00-12.99 | Довольно хорошо | B+ | |
11.00-11.99 | Сносно (удовлетворительно) | Б | |
10.00-10.99 | Средний (достаточный) | С | |
0.00-9.99 | Недостаточно (недостаточно) | Ф | Неудача (может считаться пройденной, если прошел весь год) |
Английская шкала оценок [ править ]
Шкала | Описание класса | Разделение | Американский класс |
---|---|---|---|
А | Первый класс | А | |
А- | Второй класс | Высший дивизион | А- / Б+ |
Б | Второй класс | Нижний дивизион | Б |
С+ | Проходить | С |
Начальное и среднее образование [ править ]
Образование является обязательным до 12 лет. [17] Начальное школьное образование является бесплатным с 2000 года; однако семьи должны платить за униформу и регистрационные сборы. [17] Плата за обучение и сборы в средней школе остаются недоступными для многих семей. [17]
В 2002 году общий уровень охвата начальным образованием составил 108 процентов. [17] Общий коэффициент охвата основан на количестве учащихся, официально зарегистрированных в начальной школе, и не обязательно отражает фактическую посещаемость школы. [17] В 2001 году школу посещали 84,6% детей в возрасте от 10 до 14 лет. [17] По состоянию на 2001 год 64 процента детей, поступивших в начальную школу, скорее всего, дойдут до 5-го класса. [17]
В Камеруне в начальную школу поступает меньше девочек, чем мальчиков. [17] В 2001 году Комитет ООН по правам ребенка выявил ряд проблем с системой образования в Камеруне, включая сельские/городские и региональные различия в посещаемости школ; ограниченный доступ к формальному и профессиональному образованию для детей с ограниченными возможностями; дети, отстающие в начальном образовании; высокий процент отсева; нехватка учителей начальной школы; насилие и сексуальное насилие в отношении детей в школах. [17] Ранние браки, незапланированная беременность, домашние дела и социально-культурные предубеждения также способствуют низкому уровню образования. [17] Работодатели, как правило, не разрешают домашним работникам посещать школу. [17]
Уровень грамотности взрослого населения составляет 67,9%. [18] В южных районах страны в классы зачислены почти все дети младшего школьного возраста. Однако на севере, который всегда был самой изолированной частью Камеруна, уровень регистрации низкий. Большинство учащихся в Камеруне не заканчивают обучение дальше начальных классов. В последние годы наблюдается возрастающая тенденция того, что самые умные студенты покидают страну, чтобы учиться за границей и поселяться там: так называемая «утечка мозгов».
После обретения независимости в Камеруне использовались две отдельные системы образования. Система Восточного Камеруна была основана на французской модели, а система Западного Камеруна — на британской модели. К 1976 году эти две системы были объединены. Христианские миссионерские школы были важной частью системы образования. В стране имеются институты педагогического и технического образования . На вершине структуры образования находится Университет Яунде. Однако наблюдается растущая тенденция к тому, что самые богатые и образованные студенты покидают страну, чтобы учиться и жить за границей, что приводит к утечке мозгов .
сдача государственных вступительных экзаменов (и получение аттестата об окончании первой школы) в классе 6 (сейчас) или 7 (ранее). Последние два года обучения в средней школе после GCE O Levels называются старшими классами школы. [ нужна ссылка ] Средняя школа является частью средней школы, но в Камеруне принято говорить о средней школе, когда речь идет о школе, заканчивающейся на уровне O, и о старшей школе, когда она предлагает полную семилетнюю программу среднего образования (или ту, которая просто имеет младшие и старшие шестые классы). [ нужна ссылка ]
Учебный год в Камеруне длится с сентября по июнь, в это время всегда проводятся письменные итоговые экзамены. Общий аттестат об образовании (GCE), как обычного, так и продвинутого уровня, является двумя наиболее квалификационными экзаменами в англоязычной части Камеруна. [19] Учащиеся, окончившие пятилетнюю программу средней школы, должны сдать общий аттестат об образовании обычного уровня, а те, кто окончил двухлетнюю программу средней школы, должны сдать общий аттестат об образовании продвинутого уровня. [19] На сегодняшний день продвинутый уровень GCE и бакалавриат (французский эквивалент академической успеваемости) являются двумя основными требованиями для поступления в высшие учебные заведения Камеруна. [19]
Исследователи из проекта PanAf в Камеруне обнаружили, что студентки теперь используют социальные сети больше в педагогических целях, чем для традиционной мысли о поиске парней. Наиболее часто используемые социальные сети Интернета включали Facebook, Myspace, Hi-5, WhatsApp, Aidforum и Commentcamarche. [20]
Высшее образование [ править ]
Хотя Камерун может похвастаться огромным количеством передовых академических учреждений младшего уровня, высших учебных заведений явно недостаточно. В Буэа, Баменде, Дуале, Дшанге, Маруа, Нгаундере и Яунде I и II есть восемь государственных университетов. В западной провинции есть несколько процветающих частных университетов, таких как Университет науки и технологий Баменды (BUST), Международный университет Баменды, Высший институт профессионального развития и обучения (HIPDET) Баменды и Университет Фотсо Виктора в западной провинции. [21]
Университет Буэа, Университет Яунде I и Университет Яунде II — единственные университеты англосаксонского типа. Университет Баменды, открывшийся в 2011 году, является двуязычным. Остальные университеты Камеруна работают по модели франкофонии, хотя в принципе считаются двуязычными. [22] Университеты Камеруна строго управляются центральным правительством, а проканцлеры и ректоры назначаются указом президента. Министр высшего образования является ректором всех государственных университетов Камеруна.
По сравнению с соседними странами, Камерун в целом имеет стабильный академический календарь. В целом, высшее образование Камеруна имело успех с момента обретения независимости: тысячи его выпускников в основном были заняты на национальной государственной службе. С 1990-х годов, во время экономического кризиса, появилась новая тенденция: сотни выпускников университетов покидают страну в поисках более зеленых пастбищ в западных странах. Поскольку эти выпускники отправляются в поисках более зеленых пастбищ или на учебу, университетам следует внедрить некоторые из изученных там курсов, таких как цифровой маркетинг, чтобы развивать нашу страну даже до 2035 года, о котором говорилось. Эти студенты уезжают и применяют свои навыки в уже развитых странах, вместо того, чтобы оставаться дома и улучшать ситуацию. Правительство практически ничего не делает, чтобы остановить утечку мозгов.
Тем не менее, растущее число частных высших технических учебных заведений, таких как Американский институт Камеруна AIC, Университет Начо, Бизнес-школа Маарона, Политехнический институт Фонаб и многие другие, начинают менять преимущественно общий стиль образования, который на протяжении более трех десятилетий был территория большинства англоязычных студентов в Камеруне.
Восемь государственных университетов Камеруна включают:
Другие университеты в Камеруне включают:
- Региональная большая семинария Св. Фомы Аквинского ( Бамбуи )
- Университет информационных и коммуникационных технологий (The ICT University) ( Яунде, Камерун )
- Университет науки и технологий Баменды ( Бамбуи )
- Католический университет Камеруна, Баменда ( Бамбуи )
- Политехнический институт Фомика, Буэа ( Buea, www.fomicgroup.cm )
- Международный университет, Баменда : сайт , Facebook
- Университетский институт епархии Буэа (два кампуса)
- Университет Маруа
- С.Т. Моника Американский университет, Камерун, Буэа (Булу Буэа) smuedu.org
- Американский институт Камеруна, Ндоп [1]
- Католический университет Центральной Африки (Яунде)
- Международная школа бизнеса Яунде-YIBS
- Институт международных отношений Камеруна
- Высшие школы самбы Сианту и Нди (Яунде)
- Институт медицинских и биомедицинских наук Университета Сент-Луиса в Баменде
- Национальный политехнический институт Бамбуи
- Университет Святого Иеронима в Дуале
- Институт Университета Дуалы
- Высший институт профессионального развития и обучения (HIPDET)
Финансирование [ править ]
Государственные расходы Камеруна на образование в 2011 году, по данным ЮНЕСКО, составили 3,7% ВВП. [10] Американский университет Святой Моники
Проблемы образования [ править ]
Учителя [ править ]
Невыходы учителей на работу являются причиной низкого уровня образования в стране. [23] Учителя как из английской, так и из французской подсистем по культурным и историческим причинам по-прежнему действуют в системе образования отдельно, и это не позволяет «учителям развивать совместный педагогический репертуар по профессиональным вопросам и участвовать в продуктивных дебатах вокруг новых дискурсов и репертуаров». такие как ИКТ в поддержку преподавания», даже если как частные лица они «кажется, открыты для проблем современного Камеруна и многоязычного общения в крупных городских центрах». [24]
Обзор учебника [ править ]
Источник: [25]
В 1995 году Национальный форум по образованию настоятельно рекомендовал «включить местные знания и практики в школьную программу, чтобы сделать систему образования более актуальной для учащихся». Для этого Институт сельской прикладной педагогики (ИРАП) разработал адаптированные программы и комплексное обучение, сочетающее общие знания с практикой работы (сельское хозяйство, животноводство, птицеводство, кладка кирпича, столярное дело и т. д.).Однако система не была идеально сбалансированной: традиционные предметы (т.е. математика, естествознание, французский язык) развивались адекватно, тогда как новые предметы не изучались с целью адаптации к различным ситуациям и не учитывались другие потребности (в сельской местности дети вынуждены покинуть школу, потому что им необходимо обеспечить достаточные средства поддержки своей семьи).Проект не оказался полным провалом: некоторые инициативы действительно были интересными и доказали, что подход в некоторой степени правильный, но требует более тщательного изучения – возможно, путем интеграции опыта учителей и учащихся, в том числе за пределами школы.
Языки [ править ]
Камерунская система глубоко разделена на две подсистемы: даже если формально они были объединены более чем 40 лет назад, различия в подходах учителей более чем очевидны. Это реальная проблема, поскольку она влияет на возможности реформирования системы более конкурентоспособным и эффективным способом. [26] Другая проблема – полное отсутствие программы включения местных языков в систему образования. Основными причинами являются отсутствие поддержки этого предложения со стороны правительства и фактическая неосуществимость некоторых предложений: поскольку в Камеруне существует более 270 местных языков, выбор наугад языка, который будет преподаваться во всей стране, «вызовет политические настроения превосходство, которое может поставить под угрозу национальное единство». [27] Существуют некоторые программы (как государственные, так и частные) по обучению этим местным языкам в школах и других учреждениях, но в любом случае к ним относятся смешанные чувства: на них чаще всего говорят в повседневной жизни камерунцев, но все еще существует «социальная связь». стигма» по отношению к тем, кто не может говорить ни на чем, кроме языков коренных народов; наоборот, владение английским или французским языком - это то, чем можно гордиться (особенно учителя склонны "выпендриваться"), но у учеников все равно нет стимула использовать их дома из-за низкого уровня грамотности их семей. [28]
Обучение студентов с особыми потребностями [ править ]
В 2010 году Комитет ООН по правам ребенка заявил, что «глубоко обеспокоен сохранением фактической дискриминации среди детей при осуществлении своих прав. Он особенно обеспокоен тем, что девочки, дети из числа коренных народов, дети-инвалиды, дети-беженцы дети из бедных сельских районов и дети, живущие на улице, страдают от особых недостатков в отношении образования, доступа к здравоохранению и социальным услугам». [29]
Влияние Харам насилия Боко
Школы в регионе Крайнего Севера , такие как Фотокол , пострадали от повстанческого движения Боко Харам , которое распространилось на приграничные районы из соседней Нигерии . [30] [31] В январе 2015 года многие школы на Крайнем Севере не открылись сразу после рождественских каникул, последовавших за Камерунскими столкновениями в декабре 2014 года , и сообщалось, что «тысячи учителей, учеников и учеников покинули школы, расположенные вдоль границы, из-за кровавых противостояния между камерунскими военными и предполагаемыми Боко Харам боевиками ». Камерунские военные задействовали силы для обеспечения безопасности учащихся, посещающих школы. [30] [31]
Ссылки [ править ]
- ^ «Камерунская сеть/ОБРАЗОВАНИЕ В КАМЕРУНЕ» . Cameroonweb.com . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ «Инициатива по измерению прав человека – первая глобальная инициатива по отслеживанию соблюдения прав человека в странах» . Humanrightsmeasurement.org . Проверено 13 марта 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Камерун — Система отслеживания прав HRMI» . www.righttracker.org . Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ А. Баме Нсаменанг, Тереза М.С. Чомбе, «Справочник по африканским образовательным теориям и практикам», Центр ресурсов человеческого развития (HDRC), Баменда, 2011, стр. 483-492.
- ^ Эдит Эш, «Английская и французская педагогические культуры: сближение и расхождение в дискурсе камерунских учителей начальной школы», в «Сравнительном образовании», Vol. 48, № 3, август 2012 г., с. 305.
- ^ Марк Дайк ДеЛэнси, Ребекка Не Мбу, «Исторический словарь Камеруна», Scarecrow Press, Плимут, 2010, 4-е издание, стр. 70.
- ^ Джон Мукум Мбаку, «Культура и обычаи Камеруна», Greenwood Press, Вестпорт, Коннектикут, 2005, стр. 15.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Выводы 2005 г. о наихудших формах детского труда», Министерство труда США, 2006 г. Доступно по адресу: «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 января 2014 г. Проверено 9 января 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Катарина Томасевски, «Бесплатно или платно: Глобальный отчет 2006 г. - Состояние права на образование во всем мире», Копенгаген, август 2006 г., стр. 23.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Камерун – Профиль страны» . ПРООН. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 г.
- ^ «Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2011 год» . Госдепартамент США. 2012.
- ^ «Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2006 год» . Госдепартамент США. 2007.
- ^ «Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2007 год» . Госдепартамент США. 2008.
- ^ «Извлеченные уроки: начальное образование в Камеруне и Южной Африке» . Трансперенси Интернешнл. 27 июля 2011. Архивировано из оригинала 10 мая 2013 года . Проверено 22 мая 2013 г.
- ^ «Система образования Камеруна» . Classbase.com . Проверено 26 августа 2017 г.
- ^ «Камерунская система оценок» . Classbase.com . Проверено 27 августа 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Выводы о наихудших формах детского труда за 2005 год» (PDF) . Бюро по международным вопросам труда Министерства труда США . 2006. «Камерун», с. 92. Архивировано из оригинала (PDF) 9 января 2014 года. В эту статью включен текст из этого источника, находящегося в открытом доступе .
- ^ Показатели человеческого развития ООН.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Главная – Министерство высшего образования» . Minesup.gov.cm . Проверено 27 августа 2017 г.
- ^ Нденгл, Клэр. «Использование девочками социальных сетей Интернета: в педагогических целях или для поиска друзей-мальчиков» . ПанАф Эду . ПанАф . Проверено 17 января 2012 г.
- ^ «INHEA: Профиль высшего образования Камеруна» . Архивировано из оригинала 9 июня 2007 г. Проверено 9 июня 2007 г.
- ^ «Университет де Буэа» . Архивировано из оригинала 17 мая 2008 г. Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ «Извлеченные уроки: начальное образование в Камеруне и Южной Африке», Transparency International, op. цит.
- ^ Эдит Эш, соч. цит., с. 318.
- ^ Большая часть абзаца основана на материалах А. Баме Нсаменанга, Терезы М.С. Чомбе, «Справочник по африканским образовательным теориям и практикам», Центр ресурсов человеческого развития (HDRC), Баменда, 2011, стр. 483-492.
- ^ Эдит Эш, соч. цитируется
- ^ Эрик А. Анчимбе, «Социально-прагматические ограничения для образования на родных или коренных языках в Камеруне», в Избранных материалах 36-й ежегодной конференции по африканской лингвистике: смещение центра африканизма в языковой политике и экономической глобализации, Cascadilla Proceedings Project, Сомервилль , 2006, с. 134.
- ^ См. Anchimbe, op. cit., стр. 134-136, а также Ян Чеффи, «Последствия местной практики грамотности для программ грамотности в многоязычном сообществе в северном Камеруне», в журнале Compare: A Journal of Comparative and International Education, vol. 41, нет. 2, стр. 247-260.
- ^ «Рассмотрение докладов, представленных государствами-участниками в соответствии со статьей 44 Конвенции – Заключительные замечания: Камерун» (PDF) . УВКПЧ. 2010. с. 6.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Абдуллахи Умар (6 января 2015 г.). «Нигерия: Боко Харам: военные Камеруна клянутся защищать приграничные школы» . Лидерство (Абуджа) — allAfrica.com . Проверено 8 января 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Казе, Рейнье (4 июня 2014 г.). «Пули в классе: камерунские студенты попали под перекрестный огонь Боко Харам - Камерун» . РельефВеб . Проверено 10 июня 2014 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- « Камерун – Профиль страны », ПРООН.
- « Выводы 2005 г. о наихудших формах детского труда », Министерство труда США, 2006 г.
- « Отчеты стран о соблюдении прав человека за 2006 год », Государственный департамент США, 2007 год.
- « Извлеченные уроки: начальное образование в Камеруне и Южной Африке. Архивировано 10 мая 2013 г. в Wayback Machine », Transparency International, 27 июля 2011 г.
- Эрик А. Анчимбе, «Социально-прагматические ограничения образования на родных или коренных языках в Камеруне», в Избранных материалах 36-й ежегодной конференции по африканской лингвистике: смещение центра африканизма в языковой политике и экономической глобализации, Cascadilla Proceedings Project, Сомервилл, 2006.
- А. Баме Нсаменанг, Тереза М.С. Чомбе, «Справочник по африканским образовательным теориям и практикам», Центр ресурсов человеческого развития (HDRC), Баменда, 2011.
- Ян Чеффи, «Последствия местной практики грамотности для программ грамотности в многоязычном сообществе на севере Камеруна», в «Сравнить: журнал сравнительного и международного образования», том. 41, нет. 2, стр. 247–260.
- Марк Дайк ДеЛэнси, Ребекка Не Мбу, «Исторический словарь Камеруна», Scarecrow Press, Плимут, 2010 г., 4-е издание
- Эдит Эш, «Английская и французская педагогические культуры: сближение и расхождение в дискурсе камерунских учителей начальной школы», в «Сравнительном образовании», Vol. 48, № 3, август 2012 г.