Образование в Марокко
Система образования в Марокко включает дошкольное , начальное , среднее и высшее уровни. Школьное образование находится под контролем Министерства национального образования со значительной передачей полномочий на региональный уровень. Высшее образование находится в ведении Министерства высшего образования и подготовки руководителей.
Посещение школы является обязательным до 13 лет. Около 56% молодых людей получают среднее образование, а 11% получают высшее образование. Правительство начало несколько обзоров политики с целью улучшения качества и доступа к образованию, и, в частности, для решения сохраняющейся проблемы неграмотности . Поддержка была получена от ряда международных организаций, таких как USAID , ЮНИСЕФ и Всемирный банк . Недавний отчет после формирования нового правительства в 2017 году сделал обязательным изучение арабского и французского языков в государственной школе.
История [ править ]
исламский [ править ]
В 859 году Фатима аль-Фихри основала мечеть Аль-Карауин в Фесе , и связанное с ней медресе считается некоторыми учреждениями, такими как ЮНЕСКО и Книга рекордов Гиннеса, старейшим существующим, постоянно действующим высшим учебным заведением в мире. [1] [2] Марокканский историк Мохамед Джабрун писал, что школы в Марокко были впервые построены при халифате Альмохадов (1121–1269). [3] На протяжении веков государственное образование в Марокко проходило преимущественно в медресе и куттабах ( كُتَّاب ) — или, как их называли в Марокко, мсидах ( مسيد ) . [4] Образование в мсиде было исламским и преподавалось на арабском языке. [4] Помимо преподавания толкования Корана ( тафсир ) и исламской юриспруденции ( фикх ), исламские школы часто преподают широкий спектр предметов, включая литературу, науку и историю. [5] Мариниды . основали ряд таких школ [6] в том числе в Фесе , Мекнесе и Сале , а Саади расширили медресе Бен Юсефа в Марракеше.
еврейский [ править ]
После разграбления меллы Тетуана во , французская организация, работающая над расширением прав и возможностей евреев время испано-марокканской войны , Alliance Israélite Universelle во всем мире посредством французского образования, основала свою первую школу в Тетуане в 1862 году, за которой последовали школы. в Танжере (1864 г.), Эс-Сувейре (1866 г.) и Асфи (1867 г.), в конечном итоге достигнув в общей сложности 83 школ - больше, чем все школы AIU в остальном мире. [7] [8] [9]
До французского протектората в еврейских школах для девочек обучали чтению и письму, а также профессиональному обучению на рабочем месте посредством таких навыков, как шитье и стирка, а затем чтение, письмо и стенография. [8] В 1913 году французские власти повторили эту систему для мусульманских девушек в Сале, а затем и в других городах. [8]
Французский протекторат [ править ]
После Фесского договора 1912 года и установления французского протектората Франция открыла государственные школы, в которых образование преподавалось на французском языке. [4]
Чиновники протектората колебались в отношении образования для широкой публики, опасаясь, что образованное население станет источником оппозиции колониальному режиму. [10] Элитизм генерала-резидента Юбера Лиоте сформировал систему образования под французским протекторатом, и доступ к современному образованию зависел от этнической принадлежности и класса студента, с отдельными образовательными возможностями для европейцев, евреев и мусульман. [10] Лишь часть детей, посещающих школу, были мусульманами, и из них большинство посещало традиционные коранические школы, или мсиды , которые находились за пределами компетенции Протектората . [10] Большинство студентов-мусульман, обучающихся в образовательной системе Протектората, получили профессиональное образование для работы в различных ручных профессиях. [10]
После 1916 года были открыты пять школ для «сыновей знати» для мальчиков из элитных марокканских семей. [10] Были также открыты два колледжа в Фесе (1914 г.) и Рабате (1916 г.). [10] Эти школы-интернаты, которые Сьюзен Гилсон Миллер сравнивает с Итонским колледжем , послужили воплощению видения Лиоти о классе двухкультурных марокканских «джентльменов», проникнутых традиционными идеалами, но эффективных в навигации по современным бюрократическим системам, которые могли бы выполнять функции в администрации страны. [10]
В 1920 году Лиоте основал Институт высоких марокканских исследований , расположенный на территории Генеральной библиотеки рядом со штаб-квартирой колонии в Рабате, для колониальных администраторов, которые хотели узнать больше об истории и обществе Марокко. [10]
После 1920 года французские институты , которые прошли тщательную подготовку на амазигском диалекте и прошли подготовку в качестве учителей и сборщиков разведывательной информации, были направлены в школы в сельских районах для носителей амазигского языка. [10] Колледж д'Азру , одна из этих школ, которая была преобразована в колледж , была одним из инструментов реализации берберского захира. [10] и «помочь сформировать элиту амазигов, которая поможет Франции реализовать политику разделяй и властвуй». [11] Он готовил своих студентов -берберов для выполнения высоких ролей в колониальной администрации, а также формировал «берберскую элиту, пропитанную французской культурой , в среде, где арабское влияние было строго исключено». [10] [12] Эта иерархическая система образования была разработана для того, чтобы «гарантировать коренную элиту, лояльную Франции и готовую поступить ей на службу», хотя ее проницаемость на практике делала ее «средством социальной мобильности». [10]
Неадекватность традиционного образования в MSD основывать то, что позже стало известно как «бесплатные школы» - с модернизированными учебными программами и преподаванием на арабском языке . стала очевидной, и частные марокканские граждане, особенно представители буржуазного купеческого класса, начали независимо друг от друга [4] Качество преподавания в этих бесплатных школах сильно различалось: от «скучных фикхов, едва оторвавшихся от своих мсидов страны » до «самых выдающихся и изобретательных улемов ». [4] Многие молодые преподаватели Феса одновременно посещали занятия в Университете Аль-Каравийин , а некоторые впоследствии возглавили Марокканское националистическое движение . [4]
Независимость [ править ]
За 44-летний период французского протектората всего 1415 марокканцев получили дипломы бакалавра, 640 из которых были мусульманами и 775 из них были евреями. [10] Кроме того, под Протекторатом только 15% детей школьного возраста посещали школу. [10] Необходимо было развивать систему образования и сеть университетов за счет ограниченных ресурсов, оставленных французами, чтобы решить задачи, ожидающие новое независимое национальное государство, такие как «создание и консолидация государственных институтов, построение национальной экономики, организация гражданское общество и зарождающиеся политические партии, [и] создание социальной защиты для нуждающегося населения». [10]
Арабизация стала императивом. Ахмед Букмах опубликовал Икра ( اِقْرَأ , « Читать »), первую серию учебников по арабскому языку в Марокко в 1956, 1957 и 1958 годах. [13] [14] В 1957 году Мухаммад аль-Фаси попытался арабизировать первый класс, но эта попытка не увенчалась успехом. [15] Институт исследований и исследований арабизации был основан в 1960 году, а первый Конгресс арабизации состоялся в Рабате в 1961 году. [15] [16]
Соглашение о культуре 1957 года , подписанное правительствами Марокко и Франции, позволило продолжить французское образование в Марокко, находящееся в ведении организации, известной как « Миссия университетской и культурной Франции в Марокко» (которая была заменена AEFE в 1990 году). [17] [18]
В 1958 году преемник Мухаммеда аль-Фаси Абделькарим Бен Джеллун разработал план реформы образования, преследующий четыре цели:
- объединить традиционные и современные системы
- Арабизировать все предметы
- обобщить грамотность
- Марокканизация , т.е. подготовка граждан для замены иностранных учителей. [15]
В 1963 году образование стало обязательным для всех марокканских детей в возрасте от 6 до 13 лет. [19] и за это время все предметы были арабизированы в первом и втором классах, в то время как французский язык оставался языком преподавания математики и естественных наук как на начальном, так и на среднем уровне.
В 1965 году, требуя права на государственное высшее образование для марокканцев, Национальный союз марокканских студентов ( الاتحاد الوطني لطلبة المغرب , UNEM ) организовал марш, начавшийся в средней школе Мухаммеда V в Касабланке, который на следующий день перерос в марокканские беспорядки 1965 года . [20] Король Хасан II обвинил в произошедших событиях учителей и родителей и заявил: «Позвольте мне сказать вам, что нет большей опасности для государства, чем псевдоинтеллектуал, а вы — псевдоинтеллектуалы. Было бы лучше, если бы вы были все неграмотные». [21] [22] После этого учителя подверглись преследованиям. [23]
При Хасане II Институт социологии ( Институт социологии ) под руководством Абделькебира Хатиби был распущен в [24] лидер «Истикляль» Аллал аль-Фасси . В 1973 году гуманитарные науки в контролируемых правительством университетах были арабизированы, в чем важную роль сыграл [25] и учебные программы были существенно изменены. Арабизация использовалась для подавления критической мысли, [24] шаг, который доктор Сьюзан Гилсон Миллер описала как «грубую и очевидную попытку создать более консервативную атмосферу в академических кругах и ослабить энтузиазм по поводу радикализирующих влияний, просачивающихся из Европы». [26] Министр образования Аззеддин Лараки , следуя отчету, подготовленному комитетом из четырех египтян, в том числе двоих из Университета аль-Азхар , заменил социологию исламской мыслью в 1983 году. [24]
Чтобы удовлетворить растущий спрос на среднее образование в 1970-х годах, Марокко импортировало франкоязычных учителей из таких стран, как Франция, Румыния и Болгария, для преподавания математики и естественных наук, а также арабских учителей для преподавания гуманитарных и социальных наук .
В статье 1973 года в «Ламалифе» марокканское общество описывалось как сломанное и фрагментированное, с неверно направленной энергией обескураженной и пристыженной элиты, что способствовало низким стандартам образования. [27]
К 1989 году была завершена арабизация всех предметов во всех классах как начального, так и среднего государственного образования. Однако французский язык оставался средством преподавания научных предметов в технических и профессиональных средних школах, технических институтах и университетах. [28]
Правительство провело несколько реформ, чтобы улучшить доступ к образованию и уменьшить региональные различия в предоставлении образования. В 1999 году король Мохаммед VI объявил Национальную хартию образования и обучения ( الميثاق الوطني للتربية و التكوين ). [29] [30] В том же году был создан комитет по образованию с целью реформирования системы образования в Марокко. [31] 15 июля 2002 года указом № 2.02.382 было создано Министерство национального образования, дошкольного образования и легкой атлетики . [31]
Король объявил период с 1999 по 2009 год «Десятилетием образования». За это время инициатива правительства по реформированию сосредоточилась на пяти основных темах, призванных повысить роль знаний в экономическом развитии; ключевыми темами были образование, управление, развитие частного сектора, электронная коммерция и доступ. Всемирный банк и другие многосторонние агентства помогли Марокко улучшить систему базового образования.
Летом 2019 года при Саиде Амзази Марокко приняло рамочный закон 51.17 . [32]
Французские школы [ править ]
По сей день французские школы, которые в просторечии называют « ля миссия », независимо от того, связаны они с Французской миссией Laïque или нет, по-прежнему широко представлены в Марокко. В этих школах языком обучения является французский, а арабский язык если и преподается, то только как второй язык. [33]
Школы сертифицированы Агентством французского образования за рубежом и находятся в ведении Министерства иностранных дел Франции , а контингент учащихся обычно состоит из детей марокканских элитных и зажиточных классов. [33] Эти школы, такие как Lycée Lyautey в Касабланке , обычно расположены в крупных городах, таких как Касабланка, Рабат , Фес , Марракеш , Мекнес и Уджда . [34]
Франция является страной номер 1 для марокканских студентов, покидающих страну для обучения за границей: сюда приезжают 57,7% всех марокканцев, обучающихся за пределами Марокко. Согласно исследованию ЮНЕСКО 2015 года , марокканские студенты также представляют самую большую группу иностранных студентов во Франции: 11,7% всех иностранных студентов в университетах Франции. [35]
Структура системы образования [ править ]
Система образования в Марокко включает дошкольное, начальное, среднее и высшее уровни. Усилия правительства по увеличению доступности образовательных услуг привели к расширению доступа на всех уровнях образования. Система образования Марокко состоит из 6 лет начальной школы, 3 лет неполной средней/промежуточной школы, 3 лет старшей средней школы и высшего образования.
Система образования находится в ведении Министерства национального образования (МНО) и Министерства высшего образования и подготовки руководителей. Министерство национального образования децентрализовало свои функции на региональном уровне, созданное в 1999 году, когда 72 провинции были включены в 12 региональных административных единиц . Затем ответственность за предоставление образовательных услуг постепенно перешла на региональный уровень. Этот процесс децентрализации обеспечит соответствие образовательных программ региональным потребностям и управление бюджетом на местном уровне. В каждом регионе есть Региональная академия образования и профессиональной подготовки и региональный директор, который старше провинциальных делегатов в регионе. Региональные академии также будут нести ответственность за разработку 30 процентов учебной программы, чтобы она соответствовала местным условиям. Центральный уровень МНП продолжает управлять остальными 70 процентами. [36] Также делегациям поручено оказание услуг по образованию в своих регионах. [37]
Дошкольный [ править ]
Согласно Национальной хартии, дошкольное образование является обязательным и доступно всем детям в возрасте до 6 лет. Этот уровень открыт для детей в возрасте 4–6 лет. В Марокко есть два типа дошкольных учреждений: детский сад и коранические школы. Детский сад – это частная школа, предоставляющая образование преимущественно в городах; Коранические школы готовят детей к начальному образованию, помогая им развивать базовые навыки грамотности и счета. Коранические школы могут стать главной силой в борьбе с неграмотностью. (тимсс), при этом примерно 80 процентов всех детей посещают ту или иную форму коранической школы в течение определенной части школьных лет. [36] В 2007 году общий коэффициент зачисления в дошкольные учреждения в Марокко составлял около 60 процентов, при этом GER мальчиков составлял 69,4 процента, а женщин – 49,6 процента. За последние несколько лет показатель GER для женщин увеличился, а для мужчин с 2003 года он составил около 69 процентов. [38]
Первичный [ править ]
Начальное образование длится 6 лет для детей в возрасте 6–12 лет. Учащиеся должны сдать Certificat d'etudes primaires , чтобы иметь право на поступление в младшие средние школы. [37]
Валовой коэффициент охвата начальным образованием (GER) в начальных школах постоянно рос в 2000-х годах. В 2007 году общий ОКО на уровне начальной школы составил 107,4 процента, при этом 112 процентов у мужчин и 101 процент у женщин. Но индекс гендерного паритета для Германии составил 0,89, что показывает, что проблема гендерного неравенства сохраняется на уровне начальной школы. Уровень второгодничества на начальном уровне составляет 11,8 процента; уровень второгодничества для мужчин на уровне начальной школы составляет 13,7 процента, а для женщин - 9,7 процента, и за последние несколько лет этот показатель снижается для обоих полов. Показатель отсева на уровне начальной школы в 2006 году составил 22 процента, причем среди девочек он несколько выше, чем среди мальчиков – 22 и 21 процент соответственно. [38] Уровень отсева снижается с 2003 года, но все еще очень высок по сравнению с другими арабскими странами, такими как Алжир , Оман, Египет и Тунис . [39]
Вторичный [ править ]
Есть три года обучения в средней школе. Этот тип образования предоставляется через так называемый Колледж . После 9 лет базового образования учащиеся переходят в старшую среднюю школу и проходят годовую общую базовую учебную программу, посвященную искусству или естественным наукам . Студенты первого курса изучают искусство и естественные науки, математику или оригинальное образование. Студенты второго курса изучают науки о Земле и жизни , физику , сельскохозяйственные науки , технические науки или проходят математический курс A или B.
Валовой коэффициент охвата (GER) на уровне средней школы в 2007 году составил 55,8 процента. Однако в сфере среднего образования процент второгодников и отсева остается особенно высоким. [40] Индекс гендерного паритета для GER на уровне средней школы составил 0,86 в 2007 году; он не лучше, чем в других арабских странах, и отражает значительное неравенство между полами при зачислении в среднюю школу.
Третичный [ править ]
Источник: [41]
Система высшего образования состоит как из частных, так и из государственных институтов. В стране четырнадцать крупных государственных университетов . [37] включая Университет Мухаммеда V в Рабате и Университет Аль-Карауин , Фесе в [42] наряду со специализированными школами, такими как музыкальные консерватории Марокко, поддерживаемые Министерством культуры. Университет Карауин в Фесе преподает с 859 года, что делает его старейшим постоянно действующим университетом в мире. [43] Однако существуют десятки национальных и международных университетов, таких как Британский университет SIST, которые работают вместе с государственными университетами над улучшением высшего образования в Марокко. Кроме того, здесь имеется большое количество частных университетов. Общее число выпускников высших учебных заведений в 2007 году составило 88 137 человек: валовой уровень приема в высшие учебные заведения составляет 11 процентов и за последние несколько лет существенно не менялся. [39] Для поступления в государственные университеты требуется только степень бакалавра , тогда как для поступления в другие высшие государственные учебные заведения, например в инженерные школы , требуются конкурсные специальные тесты и специальная подготовка перед экзаменами.
Еще одной развивающейся областью, помимо инженерии и медицины, является управление бизнесом . По данным Министерства образования, набор студентов на факультет управления бизнесом увеличился на 3,1 процента в 2003-04 году по сравнению с предыдущим 2002-2003 годом. Как правило, для получения степени бакалавра бизнеса требуется три года, а для получения степени магистра — в среднем два года. [44]
Университеты Марокко также начали использовать информационные и коммуникационные технологии . Ряд университетов по разработке программного и аппаратного обеспечения также начали проводить курсы ; ежегодно академический сектор выпускает 2000 выпускников в области информационных и коммуникационных технологий. [45]
Марокканские учреждения установили партнерские отношения с институтами Европы и Канады и предлагают совместные программы получения степени в различных областях от известных университетов. [44]
Чтобы повысить подотчетность перед обществом, с 2000 года марокканские университеты подвергаются оценке с намерением обнародовать результаты для всех заинтересованных сторон, включая родителей и студентов. [28]
Результаты в сфере образования [ править ]
Частные высшие учебные заведения [ править ]
Несмотря на наличие ряда частных институтов, набор в частные высшие учебные заведения по-прежнему низок и составляет менее 3,5 процента от общего числа университетов. Частные институты также страдают от менее квалифицированного или неадекватного персонала. В первую очередь это связано со снижением стоимости обучения. Учебная программа, особенно бизнес-школ, устарела и нуждается в пересмотре в соответствии с меняющимися требованиями рынка труда. Компании частного сектора также не вносят достаточного вклада в предоставление практических знаний профессиональным институтам в современной бизнес-среде. [44]
Доступ к школьному образованию [ править ]
Внутренняя эффективность также низка из-за высоких показателей отсева и повторения. Существует также неудовлетворенная потребность в растущем спросе на средние школы после достижения высокого уровня доступа к начальному образованию. [46] Проблема более остра в сельских школах из-за недостаточного обеспечения и качества учебных материалов. Низкое качество образования становится еще большей проблемой из-за проблем арабо - берберского языка: большинство детей из берберских семей почти не знают арабского языка, который является языком обучения в школах, когда они поступают на начальный уровень. [36]
Грамотность [ править ]
В регионе Магриба высокий уровень грамотности. В Марокко уровень грамотности взрослого населения по-прежнему высок и составляет около 74 процентов в 2018 году благодаря согласованным усилиям, предпринимаемым с момента обретения независимости в 1956 году, по снижению уровня неграмотности, который на тот момент составлял 32 процента. Марокко занимает 16-е место среди арабских стран по грамотности.
Иммиграция [ править ]
Также отмечен высокий уровень иммиграции квалифицированных рабочих, то есть высока доля высококвалифицированных эмигрантов среди образованных людей. Таким образом, Марокко теряет значительную часть своей квалифицированной рабочей силы в зарубежные страны, образуя самую большую группу мигрантов среди североафриканцев в Европе. [28]
Усилия реформированию по
Грамотность [ править ]
С конца 1980-х годов правительства стран Магриба сотрудничают с организациями гражданского общества в борьбе с неграмотностью. Программа НПО, запущенная в 1988 году, обеспечивает грамотность 54% всех учащихся, участвующих в программах грамотности для взрослых. Министерская и общая программа также ориентирована на различные министерства и сообщество для реализации программ грамотности. Программы внутри компании удовлетворяют потребности работающего населения, ориентированного на непрерывное обучение внутри компании. [47] Марокко и другие страны Магриба теперь полностью привержены искоренению неграмотности. Марокко официально приняло свою Национальную стратегию грамотности и неформального образования в 2004 году. Комплексное видение грамотности, развития и сокращения бедности продвигалось Национальной инициативой человеческого развития (INDH), выдвинутой королем Мухаммедом VI в мае 2005 года. [47]
Правительственные обзоры [ править ]
Улучшение качества результатов в секторе образования стало ключевым приоритетом для правительства Марокко. Комплексная модернизация системы образования и обучения была разработана на основе широкого участия населения в 1998–99 годах, что привело к появлению концепции долгосрочного расширения этого сектора в ответ на потребности социального и экономического развития страны. [48] Результатом стало обнародование Национальной хартии образования и обучения (CNEF) 1999 года. CNEF, получив сильный национальный консенсус, объявил 2000-2009 годы десятилетием образования и обучения и установил образование и обучение в качестве национального приоритета, уступающего только территориальной целостности. Программа реформ, изложенная CNEF, также получила мощную поддержку со стороны донорского сообщества. Тем не менее, в ходе реализации программы реформ возникли задержки.
В 2005 году марокканское правительство приняло стратегию, направленную на обеспечение доступности ИКТ во всех государственных школах для улучшения качества преподавания; инфраструктура, подготовка учителей и развитие педагогического содержания также были частью этой национальной программы. [45] В августе 2019 года правительство приняло закон о начале реформ в сфере образования, включая преподавание естественных наук на французском языке. [49] провели множество кампаний В 2021 году марокканцы по устранению французского языка и замене его английским языком в качестве второго языка. [50] [51] [52] [53] Позже было объявлено, что никаких изменений в отношении французского языка вноситься не будет . [54]
Внешние тела [ править ]
Ряд доноров, включая USAID и ЮНИСЕФ, реализуют программы по улучшению качества образования на базовом уровне и обучению учителей. Всемирный банк также оказывает помощь в модернизации инфраструктуры для всех уровней образования и предлагает тренинги по развитию навыков и комплексные стратегии создания рабочих мест для различных заинтересованных сторон. [36] По просьбе высшего руководства правительства был разработан смелый Чрезвычайный план в области образования (ЧПЗ), призванный догнать этот процесс реформ. Программа EEP, охватывающая период 2009–2012 годов, опирается на уроки, извлеченные за последнее десятилетие. В этом контексте правительство обратилось к пяти основным донорам ( Европейскому Союзу (ЕС), Европейскому инвестиционному банку (ЕИБ), Французскому агентству развития (AFD), Африканскому банку развития (AfDB) и Всемирному банку) оказать помощь в реализации ЕЭП. программа реформ. [55]
Ссылки [ править ]
- ^ Старейший университет
- ^ «Медина Феса» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . ЮНЕСКО . Проверено 7 апреля 2016 г.
- ^ «История Аль-Аксы в Марокко, от исламского завоевания до оккупации » . www.goodreads.com . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Дамис, Дж. (1975). «Истоки и значение движения свободных школ в Марокко, 1919-1931» . Обзор мусульманских миров и Средиземноморья . 19 (1): 75–99. дои : 10.3406/remmm.1975.1314 .
- ^ «МЕДРАСА ИБН ЮСУФА в Марракеше, Марокко» . www.ne.jp. Проверено 12 декабря 2018 г.
- ^ Мери, Йозеф В. (2006). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-96690-0 .
- ^ Родриг, Арон (2003). Евреи и мусульмане: образы сефардов и восточных евреев в наше время . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-98314-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Миллер, Сьюзен Гилсон (2013). История современного Марокко . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 45. дои : 10.1017/cbo9781139045834 . ISBN 978-1-139-04583-4 .
- ^ Эмили Готтрейх, Мелла Марракеша : еврейское и мусульманское пространство в Красном городе Марокко , Блумингтон: Indiana University Press, 2007, 9
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Миллер, Сьюзен Гилсон. (2013). История современного Марокко . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-62469-5 . OCLC 855022840 .
- ^ Готрайх, Эмили (2020). Еврейское Марокко . ИБ Таурис. ISBN 978-1-78076-849-6 .
- ^ Янг, Кроуфорд (1979). Политика культурного плюрализма . Университет Висконсин Пресс. ISBN 978-0-299-06744-1 .
- ^ Ябилади.com. «Ахмед Букмах, учитель, создавший первые в Марокко учебники арабского языка» . ru.yabiladi.com . Проверено 19 августа 2020 г.
- ^ «Ахмед Бокмах... от театра и политики к написанию серии «Читай» . Хеспресс (на арабском языке) . Проверено 19 августа 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Алалу, Али (2006). «Язык и идеология в Магрибе: франкофония и другие языки» . Французский обзор . 80 (2): 408–421. ISSN 0016-111X . JSTOR 25480661 .
- ^ ЮНЕСКО (31 декабря 2019 г.). Создание обществ знаний в арабском регионе (на арабском языке). Издательство ЮНЕСКО. ISBN 978-92-3-600090-9 .
- ^ «Французский университет и культурная миссия в Марокко» . data.bnf.fr. Проверено 17 мая 2020 г.
- ^ Кастаньос, Жан-Клод (1973). «Социально-экономические аспекты французского культурного сотрудничества в Марокко» . Французский обзор педагогики . 22 (1): 36–41. дои : 10.3406/rfp.1973.1825 .
- ^ Диен, Хаят, 2004 г., «Реформа среднего образования в Марокко: проблемы и перспективы». Перспективы, том XXXIV.№2, стр.212.
- ^ Миллер, История современного Марокко (2013), стр. 162–168–169 .
- ^ «Почему Хасан II не любил интеллектуалов?» . Мугры (на арабском языке) . Проверено 20 апреля 2020 г.
Я говорю вам, что никакой опасности для какой-либо страны не представляет человек, похожий на интеллектуала, а вы похожи на интеллектуалов... Я бы хотел, чтобы вы были невеждами.
- ^ Сьюзан Оссман, Изображение Касабланки: портреты власти в современном городе ; Издательство Калифорнийского университета, 1994 г.; п. 37 .
- ^ «Статьи... Восстание 23 марта 1965 года ». Плантатор . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Вот как Хасан II устранил философию » . Тель Килл на арабском языке (на арабском языке) . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ «История... когда Алляль Аль-Фасси призвал к арабизации в 1973 году» (на арабском языке) . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Миллер, Сьюзан Гилсон, История современного Марокко , издательство Кембриджского университета, стр. 170, ISBN 978-1-139-04583-4
- ^ «Досье арабизации» . Ламалиф . 58:14 , апрель 1973 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Флагманский доклад БВСА. «Непройденный путь: реформы образования в БВСА». » . Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия. 2008.
- ^ «Национальная хартия образования и обучения » . www.men.gov.ma. Проверено 10 августа 2022 г.
- ^ «Национальная хартия образования и обучения» . www.men.gov.ma. Проверено 10 августа 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Презентация о структуре министерства » . www.men.gov.ma. Проверено 10 августа 2022 г.
- ^ «Образование: рамочный закон, принятый в Палате представителей» . Telquel.ma (на французском языке) . Проверено 10 августа 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эннаджи, Моха (20 января 2005 г.). Многоязычие, культурная идентичность и образование в Марокко . Springer Science & Business Media. п. 37. ИСБН 9780387239798 .
- ^ Эннаджи, Моха (20 января 2005 г.). Многоязычие, культурная идентичность и образование в Марокко . Springer Science & Business Media. п. 106. ИСБН 9780387239798 .
- ^ «Кампус Франции Chiffres Cles, август 2018 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 сентября 2018 г. Проверено 23 января 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Укрепление образования в мусульманском мире: профиль страны и анализ (стр. 18)» (PDF) . ЮСАИД. 2004. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Энциклопедия ТИМСС 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Статистический институт ЮНЕСКО , 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Всемирный банк 2009.Edstats» .
- ^ Марокко: вызов традициям и современности - Страница 58 Джеймс Н. Сатер - 2009 «Помимо высокого уровня отсева в государственных университетах Марокко, это указывает на то, что растущая часть молодого населения Марокко получала религиозное образование , но не могла работать. в религиозной сфере ...» .
- ^ «Академия Марокко | Марокко на английском, арабском и французском языках» . мароккодемия . Проверено 02 октября 2018 г.
- ^ Путеводитель по стране Марокко - страница 23 IBP США - 2006 «В Марокко расположены 14 государственных университетов. Университет Мухаммеда V в Рабате - одна из самых известных школ страны с факультетами права, естественных наук, гуманитарных наук и медицины. Университет Карауина , в Фесе, это давний центр...
- ^ Отчет: Марокко, 2009 г. - страница 252 Oxford Business Group «... тем не менее, для многих культурная, художественная и духовная столица Марокко остается Фесом. Лучше всего сохранившаяся ... Школа работает в Университете Карауин с 859 года, что делает ее крупнейшей старейший постоянно действующий университет в мире ..."
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дриучи, Ахмед (2006), Глобальное руководство по управленческому образованию
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хамди, Амр (июнь 2007 г.). «Обзор ИКТ и образования в Африке: страновой отчет Египта. ИКТ в образовании в Марокко» .
- ^ «Всемирный банк, 2005 г. «Программа поддержки реформы базового образования». Документ об оценке проекта. Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия» (PDF) .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Политика и стратегии грамотности в странах Магриба: сравнительные перспективы Алжира, Мавритании и Марокко. Исследовательский документ, подготовленный для региональных конференций ЮНЕСКО в поддержку глобальной грамотности , Организация Объединенных Наций, 2007 г.
- ^ «Политические заметки Королевства Марокко, условия для более высокого и инклюзивного роста (стр. 215), глава 11» (PDF) . Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия. 2008.
- ^ «Марокканский парламент принял закон о реформе образования» . Почта Северной Африки . 23 июля 2019 г. Проверено 14 августа 2019 г.
- ^ Штатный писатель. «Марокканцы требуют, чтобы английский заменил французский в качестве первого иностранного языка страны» . новый араб . Проверено 31 октября 2022 г.
- ^ КМС, ЕС. «Готово ли Марокко избавиться от французской культурной колонизации?» . Газета «Аль-Эстиклал» . Проверено 31 октября 2022 г.
- ^ «Марокканская кампания по принятию английского языка вместо французского» . Ближневосточный монитор . 21 сентября 2021 г. Проверено 31 октября 2022 г.
- ^ «Марокканцы хотят, чтобы английский заменил французский в качестве первого официального иностранного языка страны» . Глаз Ближнего Востока . Проверено 31 октября 2022 г.
- ^ Ануар, Суад. «Марокко опровергает слухи о замене французского языка в образовании» . Мировые новости Марокко . Проверено 31 октября 2022 г.
- ^ «ЭЭП» . Министерство национального образования. Архивировано из оригинала 17 февраля 2010 г. Проверено 25 февраля 2010 г.