Jump to content

Образование в Марокко

Университет Аль-Ахавайн в Ифране .

Система образования в Марокко включает дошкольное , начальное , среднее и высшее уровни. Школьное образование находится под контролем Министерства национального образования со значительной передачей полномочий на региональный уровень. Высшее образование находится в ведении Министерства высшего образования и подготовки руководителей.

Посещение школы является обязательным до 13 лет. Около 56% молодых людей получают среднее образование, а 11% получают высшее образование. Правительство начало несколько обзоров политики с целью улучшения качества и доступа к образованию, и, в частности, для решения сохраняющейся проблемы неграмотности . Поддержка была получена от ряда международных организаций, таких как USAID , ЮНИСЕФ и Всемирный банк . Недавний отчет после формирования нового правительства в 2017 году сделал обязательным изучение арабского и французского языков в государственной школе.

История [ править ]

Деталь фонтана в центральном дворе Медресат Аль-Аттарин (Школа торговцев специями) в Фесе, медерса, построенная в 1325 году при Маринидах .

исламский [ править ]

В 859 году Фатима аль-Фихри основала мечеть Аль-Карауин в Фесе , и связанное с ней медресе считается некоторыми учреждениями, такими как ЮНЕСКО и Книга рекордов Гиннеса, старейшим существующим, постоянно действующим высшим учебным заведением в мире. [1] [2] Марокканский историк Мохамед Джабрун [ ар ] писал, что школы в Марокко были впервые построены при халифате Альмохадов (1121–1269). [3] На протяжении веков государственное образование в Марокко проходило преимущественно в медресе и куттабах ( كُتَّاب ) или, как их называли в Марокко, мсидах ( مسيد ) . [4] Образование в мсиде было исламским и преподавалось на арабском языке. [4] Помимо преподавания толкования Корана ( тафсир ) и исламской юриспруденции ( фикх ), исламские школы часто преподают широкий спектр предметов, включая литературу, науку и историю. [5] Мариниды . основали ряд таких школ [6] в том числе в Фесе , Мекнесе и Сале , а Саади расширили медресе Бен Юсефа в Марракеше.

еврейский [ править ]

После разграбления меллы Тетуана во , французская организация, работающая над расширением прав и возможностей евреев время испано-марокканской войны , Alliance Israélite Universelle во всем мире посредством французского образования, основала свою первую школу в Тетуане в 1862 году, за которой последовали школы. в Танжере (1864 г.), Эс-Сувейре (1866 г.) и Асфи (1867 г.), в конечном итоге достигнув в общей сложности 83 школ - больше, чем все школы AIU в остальном мире. [7] [8] [9]

До французского протектората в еврейских школах для девочек обучали чтению и письму, а также профессиональному обучению на рабочем месте посредством таких навыков, как шитье и стирка, а затем чтение, письмо и стенография. [8] В 1913 году французские власти повторили эту систему для мусульманских девушек в Сале, а затем и в других городах. [8]

Французский протекторат [ править ]

После Фесского договора 1912 года и установления французского протектората Франция открыла государственные школы, в которых образование преподавалось на французском языке. [4]

Чиновники протектората колебались в отношении образования для широкой публики, опасаясь, что образованное население станет источником оппозиции колониальному режиму. [10] Элитизм генерала-резидента Юбера Лиоте сформировал систему образования под французским протекторатом, и доступ к современному образованию зависел от этнической принадлежности и класса студента, с отдельными образовательными возможностями для европейцев, евреев и мусульман. [10] Лишь часть детей, посещающих школу, были мусульманами, и из них большинство посещало традиционные коранические школы, или мсиды , которые находились за пределами компетенции Протектората . [10] Большинство студентов-мусульман, обучающихся в образовательной системе Протектората, получили профессиональное образование для работы в различных ручных профессиях. [10]

После 1916 года были открыты пять школ для «сыновей знати» для мальчиков из элитных марокканских семей. [10] Были также открыты два колледжа в Фесе (1914 г.) и Рабате (1916 г.). [10] Эти школы-интернаты, которые Сьюзен Гилсон Миллер сравнивает с Итонским колледжем , послужили воплощению видения Лиоти о классе двухкультурных марокканских «джентльменов», проникнутых традиционными идеалами, но эффективных в навигации по современным бюрократическим системам, которые могли бы выполнять функции в администрации страны. [10]

В 1920 году Лиоте основал Институт высоких марокканских исследований , расположенный на территории Генеральной библиотеки рядом со штаб-квартирой колонии в Рабате, для колониальных администраторов, которые хотели узнать больше об истории и обществе Марокко. [10]

После 1920 года французские институты , которые прошли тщательную подготовку на амазигском диалекте и прошли подготовку в качестве учителей и сборщиков разведывательной информации, были направлены в школы в сельских районах для носителей амазигского языка. [10] Колледж д'Азру , одна из этих школ, которая была преобразована в колледж , была одним из инструментов реализации берберского захира. [10] и «помочь сформировать элиту амазигов, которая поможет Франции реализовать политику разделяй и властвуй». [11] Он готовил своих студентов -берберов для выполнения высоких ролей в колониальной администрации, а также формировал «берберскую элиту, пропитанную французской культурой , в среде, где арабское влияние было строго исключено». [10] [12] Эта иерархическая система образования была разработана для того, чтобы «гарантировать коренную элиту, лояльную Франции и готовую поступить ей на службу», хотя ее проницаемость на практике делала ее «средством социальной мобильности». [10]

Неадекватность традиционного образования в MSD основывать то, что позже стало известно как «бесплатные школы» - с модернизированными учебными программами и преподаванием на арабском языке . стала очевидной, и частные марокканские граждане, особенно представители буржуазного купеческого класса, начали независимо друг от друга [4] Качество преподавания в этих бесплатных школах сильно различалось: от «скучных фикхов, едва оторвавшихся от своих мсидов страны » до «самых выдающихся и изобретательных улемов ». [4] Многие молодые преподаватели Феса одновременно посещали занятия в Университете Аль-Каравийин , а некоторые впоследствии возглавили Марокканское националистическое движение . [4]

Независимость [ править ]

За 44-летний период французского протектората всего 1415 марокканцев получили дипломы бакалавра, 640 из которых были мусульманами и 775 из них были евреями. [10] Кроме того, под Протекторатом только 15% детей школьного возраста посещали школу. [10] Необходимо было развивать систему образования и сеть университетов за счет ограниченных ресурсов, оставленных французами, чтобы решить задачи, ожидающие новое независимое национальное государство, такие как «создание и консолидация государственных институтов, построение национальной экономики, организация гражданское общество и зарождающиеся политические партии, [и] создание социальной защиты для нуждающегося населения». [10]

Арабизация стала императивом. Ахмед Букмах [ ар ] опубликовал Икра [ ар ] ( اِقْرَأ , « Читать »), первую серию учебников по арабскому языку в Марокко в 1956, 1957 и 1958 годах. [13] [14] В 1957 году Мухаммад аль-Фаси [ ар ] попытался арабизировать первый класс, но эта попытка не увенчалась успехом. [15] Институт исследований и исследований арабизации был основан в 1960 году, а первый Конгресс арабизации состоялся в Рабате в 1961 году. [15] [16]

Соглашение о культуре 1957 года , подписанное правительствами Марокко и Франции, позволило продолжить французское образование в Марокко, находящееся в ведении организации, известной как « Миссия университетской и культурной Франции в Марокко» (которая была заменена AEFE в 1990 году). [17] [18]

В 1958 году преемник Мухаммеда аль-Фаси Абделькарим Бен Джеллун [ ар ] разработал план реформы образования, преследующий четыре цели:

  1. объединить традиционные и современные системы
  2. Арабизировать все предметы
  3. обобщить грамотность
  4. Марокканизация , т.е. подготовка граждан для замены иностранных учителей. [15]

В 1963 году образование стало обязательным для всех марокканских детей в возрасте от 6 до 13 лет. [19] и за это время все предметы были арабизированы в первом и втором классах, в то время как французский язык оставался языком преподавания математики и естественных наук как на начальном, так и на среднем уровне.

В 1965 году, требуя права на государственное высшее образование для марокканцев, Национальный союз марокканских студентов ( الاتحاد الوطني لطلبة المغرب , UNEM ) организовал марш, начавшийся в средней школе Мухаммеда V в Касабланке, который на следующий день перерос в марокканские беспорядки 1965 года . [20] Король Хасан II обвинил в произошедших событиях учителей и родителей и заявил: «Позвольте мне сказать вам, что нет большей опасности для государства, чем псевдоинтеллектуал, а вы — псевдоинтеллектуалы. Было бы лучше, если бы вы были все неграмотные». [21] [22] После этого учителя подверглись преследованиям. [23]

При Хасане II Институт социологии ( Институт социологии ) под руководством Абделькебира Хатиби был распущен в [24] лидер «Истикляль» Аллал аль-Фасси . В 1973 году гуманитарные науки в контролируемых правительством университетах были арабизированы, в чем важную роль сыграл [25] и учебные программы были существенно изменены. Арабизация использовалась для подавления критической мысли, [24] шаг, который доктор Сьюзан Гилсон Миллер описала как «грубую и очевидную попытку создать более консервативную атмосферу в академических кругах и ослабить энтузиазм по поводу радикализирующих влияний, просачивающихся из Европы». [26] Министр образования Аззеддин Лараки , следуя отчету, подготовленному комитетом из четырех египтян, в том числе двоих из Университета аль-Азхар , заменил социологию исламской мыслью в 1983 году. [24]

Чтобы удовлетворить растущий спрос на среднее образование в 1970-х годах, Марокко импортировало франкоязычных учителей из таких стран, как Франция, Румыния и Болгария, для преподавания математики и естественных наук, а также арабских учителей для преподавания гуманитарных и социальных наук .

В статье 1973 года в «Ламалифе» марокканское общество описывалось как сломанное и фрагментированное, с неверно направленной энергией обескураженной и пристыженной элиты, что способствовало низким стандартам образования. [27]

К 1989 году была завершена арабизация всех предметов во всех классах как начального, так и среднего государственного образования. Однако французский язык оставался средством преподавания научных предметов в технических и профессиональных средних школах, технических институтах и ​​университетах. [28]

Правительство провело несколько реформ, чтобы улучшить доступ к образованию и уменьшить региональные различия в предоставлении образования. В 1999 году король Мохаммед VI объявил Национальную хартию образования и обучения ( الميثاق الوطني للتربية و التكوين ). [29] [30] В том же году был создан комитет по образованию с целью реформирования системы образования в Марокко. [31] 15 июля 2002 года указом № 2.02.382 было создано Министерство национального образования, дошкольного образования и легкой атлетики . [31]

Король объявил период с 1999 по 2009 год «Десятилетием образования». За это время инициатива правительства по реформированию сосредоточилась на пяти основных темах, призванных повысить роль знаний в экономическом развитии; ключевыми темами были образование, управление, развитие частного сектора, электронная коммерция и доступ. Всемирный банк и другие многосторонние агентства помогли Марокко улучшить систему базового образования.

Летом 2019 года при Саиде Амзази Марокко приняло рамочный закон 51.17 . [32]

Французские школы [ править ]

По сей день французские школы, которые в просторечии называют « ля миссия », независимо от того, связаны они с Французской миссией Laïque или нет, по-прежнему широко представлены в Марокко. В этих школах языком обучения является французский, а арабский язык если и преподается, то только как второй язык. [33]

Школы сертифицированы Агентством французского образования за рубежом и находятся в ведении Министерства иностранных дел Франции , а контингент учащихся обычно состоит из детей марокканских элитных и зажиточных классов. [33] Эти школы, такие как Lycée Lyautey в Касабланке , обычно расположены в крупных городах, таких как Касабланка, Рабат , Фес , Марракеш , Мекнес и Уджда . [34]

Франция является страной номер 1 для марокканских студентов, покидающих страну для обучения за границей: сюда приезжают 57,7% всех марокканцев, обучающихся за пределами Марокко. Согласно исследованию ЮНЕСКО 2015 года , марокканские студенты также представляют самую большую группу иностранных студентов во Франции: 11,7% всех иностранных студентов в университетах Франции. [35]

Структура системы образования [ править ]

Система образования в Марокко включает дошкольное, начальное, среднее и высшее уровни. Усилия правительства по увеличению доступности образовательных услуг привели к расширению доступа на всех уровнях образования. Система образования Марокко состоит из 6 лет начальной школы, 3 лет неполной средней/промежуточной школы, 3 лет старшей средней школы и высшего образования.

Система образования находится в ведении Министерства национального образования (МНО) и Министерства высшего образования и подготовки руководителей. Министерство национального образования децентрализовало свои функции на региональном уровне, созданное в 1999 году, когда 72 провинции были включены в 12 региональных административных единиц . Затем ответственность за предоставление образовательных услуг постепенно перешла на региональный уровень. Этот процесс децентрализации обеспечит соответствие образовательных программ региональным потребностям и управление бюджетом на местном уровне. В каждом регионе есть Региональная академия образования и профессиональной подготовки и региональный директор, который старше провинциальных делегатов в регионе. Региональные академии также будут нести ответственность за разработку 30 процентов учебной программы, чтобы она соответствовала местным условиям. Центральный уровень МНП продолжает управлять остальными 70 процентами. [36] Также делегациям поручено оказание услуг по образованию в своих регионах. [37]

Дошкольный [ править ]

Согласно Национальной хартии, дошкольное образование является обязательным и доступно всем детям в возрасте до 6 лет. Этот уровень открыт для детей в возрасте 4–6 лет. В Марокко есть два типа дошкольных учреждений: детский сад и коранические школы. Детский сад – это частная школа, предоставляющая образование преимущественно в городах; Коранические школы готовят детей к начальному образованию, помогая им развивать базовые навыки грамотности и счета. Коранические школы могут стать главной силой в борьбе с неграмотностью. (тимсс), при этом примерно 80 процентов всех детей посещают ту или иную форму коранической школы в течение определенной части школьных лет. [36] В 2007 году общий коэффициент зачисления в дошкольные учреждения в Марокко составлял около 60 процентов, при этом GER мальчиков составлял 69,4 процента, а женщин – 49,6 процента. За последние несколько лет показатель GER для женщин увеличился, а для мужчин с 2003 года он составил около 69 процентов. [38]

Первичный [ править ]

Начальное образование длится 6 лет для детей в возрасте 6–12 лет. Учащиеся должны сдать Certificat d'etudes primaires , чтобы иметь право на поступление в младшие средние школы. [37]

Валовой коэффициент охвата начальным образованием (GER) в начальных школах постоянно рос в 2000-х годах. В 2007 году общий ОКО на уровне начальной школы составил 107,4 процента, при этом 112 процентов у мужчин и 101 процент у женщин. Но индекс гендерного паритета для Германии составил 0,89, что показывает, что проблема гендерного неравенства сохраняется на уровне начальной школы. Уровень второгодничества на начальном уровне составляет 11,8 процента; уровень второгодничества для мужчин на уровне начальной школы составляет 13,7 процента, а для женщин - 9,7 процента, и за последние несколько лет этот показатель снижается для обоих полов. Показатель отсева на уровне начальной школы в 2006 году составил 22 процента, причем среди девочек он несколько выше, чем среди мальчиков – 22 и 21 процент соответственно. [38] Уровень отсева снижается с 2003 года, но все еще очень высок по сравнению с другими арабскими странами, такими как Алжир , Оман, Египет и Тунис . [39]

Вторичный [ править ]

Есть три года обучения в средней школе. Этот тип образования предоставляется через так называемый Колледж . После 9 лет базового образования учащиеся переходят в старшую среднюю школу и проходят годовую общую базовую учебную программу, посвященную искусству или естественным наукам . Студенты первого курса изучают искусство и естественные науки, математику или оригинальное образование. Студенты второго курса изучают науки о Земле и жизни , физику , сельскохозяйственные науки , технические науки или проходят математический курс A или B.

Валовой коэффициент охвата (GER) на уровне средней школы в 2007 году составил 55,8 процента. Однако в сфере среднего образования процент второгодников и отсева остается особенно высоким. [40] Индекс гендерного паритета для GER на уровне средней школы составил 0,86 в 2007 году; он не лучше, чем в других арабских странах, и отражает значительное неравенство между полами при зачислении в среднюю школу.

Третичный [ править ]

Источник: [41]

Система высшего образования состоит как из частных, так и из государственных институтов. В стране четырнадцать крупных государственных университетов . [37] включая Университет Мухаммеда V в Рабате и Университет Аль-Карауин , Фесе в [42] наряду со специализированными школами, такими как музыкальные консерватории Марокко, поддерживаемые Министерством культуры. Университет Карауин в Фесе преподает с 859 года, что делает его старейшим постоянно действующим университетом в мире. [43] Однако существуют десятки национальных и международных университетов, таких как Британский университет SIST, которые работают вместе с государственными университетами над улучшением высшего образования в Марокко. Кроме того, здесь имеется большое количество частных университетов. Общее число выпускников высших учебных заведений в 2007 году составило 88 137 человек: валовой уровень приема в высшие учебные заведения составляет 11 процентов и за последние несколько лет существенно не менялся. [39] Для поступления в государственные университеты требуется только степень бакалавра , тогда как для поступления в другие высшие государственные учебные заведения, например в инженерные школы , требуются конкурсные специальные тесты и специальная подготовка перед экзаменами.

Еще одной развивающейся областью, помимо инженерии и медицины, является управление бизнесом . По данным Министерства образования, набор студентов на факультет управления бизнесом увеличился на 3,1 процента в 2003-04 году по сравнению с предыдущим 2002-2003 годом. Как правило, для получения степени бакалавра бизнеса требуется три года, а для получения степени магистра — в среднем два года. [44]

Университеты Марокко также начали использовать информационные и коммуникационные технологии . Ряд университетов по разработке программного и аппаратного обеспечения также начали проводить курсы ; ежегодно академический сектор выпускает 2000 выпускников в области информационных и коммуникационных технологий. [45]

Марокканские учреждения установили партнерские отношения с институтами Европы и Канады и предлагают совместные программы получения степени в различных областях от известных университетов. [44]

Чтобы повысить подотчетность перед обществом, с 2000 года марокканские университеты подвергаются оценке с намерением обнародовать результаты для всех заинтересованных сторон, включая родителей и студентов. [28]

Результаты в сфере образования [ править ]

Частные высшие учебные заведения [ править ]

Несмотря на наличие ряда частных институтов, набор в частные высшие учебные заведения по-прежнему низок и составляет менее 3,5 процента от общего числа университетов. Частные институты также страдают от менее квалифицированного или неадекватного персонала. В первую очередь это связано со снижением стоимости обучения. Учебная программа, особенно бизнес-школ, устарела и нуждается в пересмотре в соответствии с меняющимися требованиями рынка труда. Компании частного сектора также не вносят достаточного вклада в предоставление практических знаний профессиональным институтам в современной бизнес-среде. [44]

Доступ к школьному образованию [ править ]

Внутренняя эффективность также низка из-за высоких показателей отсева и повторения. Существует также неудовлетворенная потребность в растущем спросе на средние школы после достижения высокого уровня доступа к начальному образованию. [46] Проблема более остра в сельских школах из-за недостаточного обеспечения и качества учебных материалов. Низкое качество образования становится еще большей проблемой из-за проблем арабо - берберского языка: большинство детей из берберских семей почти не знают арабского языка, который является языком обучения в школах, когда они поступают на начальный уровень. [36]

Грамотность [ править ]

В регионе Магриба высокий уровень грамотности. В Марокко уровень грамотности взрослого населения по-прежнему высок и составляет около 74 процентов в 2018 году благодаря согласованным усилиям, предпринимаемым с момента обретения независимости в 1956 году, по снижению уровня неграмотности, который на тот момент составлял 32 процента. Марокко занимает 16-е место среди арабских стран по грамотности.

Иммиграция [ править ]

Также отмечен высокий уровень иммиграции квалифицированных рабочих, то есть высока доля высококвалифицированных эмигрантов среди образованных людей. Таким образом, Марокко теряет значительную часть своей квалифицированной рабочей силы в зарубежные страны, образуя самую большую группу мигрантов среди североафриканцев в Европе. [28]

Усилия реформированию по

Грамотность [ править ]

Уровень грамотности СИЮ Население Марокко старше 15 лет, 1980-2015 гг.

С конца 1980-х годов правительства стран Магриба сотрудничают с организациями гражданского общества в борьбе с неграмотностью. Программа НПО, запущенная в 1988 году, обеспечивает грамотность 54% всех учащихся, участвующих в программах грамотности для взрослых. Министерская и общая программа также ориентирована на различные министерства и сообщество для реализации программ грамотности. Программы внутри компании удовлетворяют потребности работающего населения, ориентированного на непрерывное обучение внутри компании. [47] Марокко и другие страны Магриба теперь полностью привержены искоренению неграмотности. Марокко официально приняло свою Национальную стратегию грамотности и неформального образования в 2004 году. Комплексное видение грамотности, развития и сокращения бедности продвигалось Национальной инициативой человеческого развития (INDH), выдвинутой королем Мухаммедом VI в мае 2005 года. [47]

Правительственные обзоры [ править ]

Улучшение качества результатов в секторе образования стало ключевым приоритетом для правительства Марокко. Комплексная модернизация системы образования и обучения была разработана на основе широкого участия населения в 1998–99 годах, что привело к появлению концепции долгосрочного расширения этого сектора в ответ на потребности социального и экономического развития страны. [48] Результатом стало обнародование Национальной хартии образования и обучения (CNEF) 1999 года. CNEF, получив сильный национальный консенсус, объявил 2000-2009 годы десятилетием образования и обучения и установил образование и обучение в качестве национального приоритета, уступающего только территориальной целостности. Программа реформ, изложенная CNEF, также получила мощную поддержку со стороны донорского сообщества. Тем не менее, в ходе реализации программы реформ возникли задержки.

В 2005 году марокканское правительство приняло стратегию, направленную на обеспечение доступности ИКТ во всех государственных школах для улучшения качества преподавания; инфраструктура, подготовка учителей и развитие педагогического содержания также были частью этой национальной программы. [45] В августе 2019 года правительство приняло закон о начале реформ в сфере образования, включая преподавание естественных наук на французском языке. [49] провели множество кампаний В 2021 году марокканцы по устранению французского языка и замене его английским языком в качестве второго языка. [50] [51] [52] [53] Позже было объявлено, что никаких изменений в отношении французского языка вноситься не будет . [54]

Внешние тела [ править ]

Ряд доноров, включая USAID и ЮНИСЕФ, реализуют программы по улучшению качества образования на базовом уровне и обучению учителей. Всемирный банк также оказывает помощь в модернизации инфраструктуры для всех уровней образования и предлагает тренинги по развитию навыков и комплексные стратегии создания рабочих мест для различных заинтересованных сторон. [36] По просьбе высшего руководства правительства был разработан смелый Чрезвычайный план в области образования (ЧПЗ), призванный догнать этот процесс реформ. Программа EEP, охватывающая период 2009–2012 годов, опирается на уроки, извлеченные за последнее десятилетие. В этом контексте правительство обратилось к пяти основным донорам ( Европейскому Союзу (ЕС), Европейскому инвестиционному банку (ЕИБ), Французскому агентству развития (AFD), Африканскому банку развития (AfDB) и Всемирному банку) оказать помощь в реализации ЕЭП. программа реформ. [55]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Старейший университет
  2. ^ «Медина Феса» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . ЮНЕСКО . Проверено 7 апреля 2016 г.
  3. ^ «История Аль-Аксы в Марокко, от исламского завоевания до оккупации » . www.goodreads.com . Проверено 20 апреля 2020 г.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Дамис, Дж. (1975). «Истоки и значение движения свободных школ в Марокко, 1919-1931» . Обзор мусульманских миров и Средиземноморья . 19 (1): 75–99. дои : 10.3406/remmm.1975.1314 .
  5. ^ «МЕДРАСА ИБН ЮСУФА в Марракеше, Марокко» . www.ne.jp. ​Проверено 12 декабря 2018 г.
  6. ^ Мери, Йозеф В. (2006). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Психология Пресс. ISBN  978-0-415-96690-0 .
  7. ^ Родриг, Арон (2003). Евреи и мусульмане: образы сефардов и восточных евреев в наше время . Вашингтонский университет Press. ISBN  978-0-295-98314-1 .
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Миллер, Сьюзен Гилсон (2013). История современного Марокко . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 45. дои : 10.1017/cbo9781139045834 . ISBN  978-1-139-04583-4 .
  9. ^ Эмили Готтрейх, Мелла Марракеша : еврейское и мусульманское пространство в Красном городе Марокко , Блумингтон: Indiana University Press, 2007, 9
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Миллер, Сьюзен Гилсон. (2013). История современного Марокко . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-139-62469-5 . OCLC   855022840 .
  11. ^ Готрайх, Эмили (2020). Еврейское Марокко . ИБ Таурис. ISBN  978-1-78076-849-6 .
  12. ^ Янг, Кроуфорд (1979). Политика культурного плюрализма . Университет Висконсин Пресс. ISBN  978-0-299-06744-1 .
  13. ^ Ябилади.com. «Ахмед Букмах, учитель, создавший первые в Марокко учебники арабского языка» . ru.yabiladi.com . Проверено 19 августа 2020 г.
  14. ^ «Ахмед Бокмах... от театра и политики к написанию серии «Читай» . Хеспресс (на арабском языке) . Проверено 19 августа 2020 г.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Алалу, Али (2006). «Язык и идеология в Магрибе: франкофония и другие языки» . Французский обзор . 80 (2): 408–421. ISSN   0016-111X . JSTOR   25480661 .
  16. ^ ЮНЕСКО (31 декабря 2019 г.). Создание обществ знаний в арабском регионе (на арабском языке). Издательство ЮНЕСКО. ISBN  978-92-3-600090-9 .
  17. ^ «Французский университет и культурная миссия в Марокко» . data.bnf.fr. Проверено 17 мая 2020 г.
  18. ^ Кастаньос, Жан-Клод (1973). «Социально-экономические аспекты французского культурного сотрудничества в Марокко» . Французский обзор педагогики . 22 (1): 36–41. дои : 10.3406/rfp.1973.1825 .
  19. ^ Диен, Хаят, 2004 г., «Реформа среднего образования в Марокко: проблемы и перспективы». Перспективы, том XXXIV.№2, стр.212.
  20. ^ Миллер, История современного Марокко (2013), стр. 162–168–169 .
  21. ^ «Почему Хасан II не любил интеллектуалов?» . Мугры (на арабском языке) . Проверено 20 апреля 2020 г. Я говорю вам, что никакой опасности для какой-либо страны не представляет человек, похожий на интеллектуала, а вы похожи на интеллектуалов... Я бы хотел, чтобы вы были невеждами.
  22. ^ Сьюзан Оссман, Изображение Касабланки: портреты власти в современном городе ; Издательство Калифорнийского университета, 1994 г.; п. 37 .
  23. ^ «Статьи... Восстание 23 марта 1965 года ». Плантатор . Проверено 20 апреля 2020 г.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Вот как Хасан II устранил философию » . Тель Килл на арабском языке (на арабском языке) . Проверено 20 апреля 2020 г.
  25. ^ «История... когда Алляль Аль-Фасси призвал к арабизации в 1973 году» (на арабском языке) . Проверено 20 апреля 2020 г.
  26. ^ Миллер, Сьюзан Гилсон, История современного Марокко , издательство Кембриджского университета, стр. 170, ISBN  978-1-139-04583-4
  27. ^ «Досье арабизации» . Ламалиф . 58:14 , апрель 1973 года.
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Флагманский доклад БВСА. «Непройденный путь: реформы образования в БВСА». » . Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия. 2008.
  29. ^ «Национальная хартия образования и обучения » . www.men.gov.ma. Проверено 10 августа 2022 г.
  30. ^ «Национальная хартия образования и обучения» . www.men.gov.ma. Проверено 10 августа 2022 г.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Презентация о структуре министерства » . www.men.gov.ma. Проверено 10 августа 2022 г.
  32. ^ «Образование: рамочный закон, принятый в Палате представителей» . Telquel.ma (на французском языке) . Проверено 10 августа 2022 г.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эннаджи, Моха (20 января 2005 г.). Многоязычие, культурная идентичность и образование в Марокко . Springer Science & Business Media. п. 37. ИСБН  9780387239798 .
  34. ^ Эннаджи, Моха (20 января 2005 г.). Многоязычие, культурная идентичность и образование в Марокко . Springer Science & Business Media. п. 106. ИСБН  9780387239798 .
  35. ^ «Кампус Франции Chiffres Cles, август 2018 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 сентября 2018 г. Проверено 23 января 2020 г.
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Укрепление образования в мусульманском мире: профиль страны и анализ (стр. 18)» (PDF) . ЮСАИД. 2004. [ постоянная мертвая ссылка ]
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Энциклопедия ТИМСС 2007 г.
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Статистический институт ЮНЕСКО , 2008 г.
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Всемирный банк 2009.Edstats» .
  40. ^ Марокко: вызов традициям и современности - Страница 58 Джеймс Н. Сатер - 2009 «Помимо высокого уровня отсева в государственных университетах Марокко, это указывает на то, что растущая часть молодого населения Марокко получала религиозное образование , но не могла работать. в религиозной сфере   ...» .
  41. ^ «Академия Марокко | Марокко на английском, арабском и французском языках» . мароккодемия . Проверено 02 октября 2018 г.
  42. ^ Путеводитель по стране Марокко - страница 23 IBP США - 2006 «В Марокко расположены 14 государственных университетов. Университет Мухаммеда V в Рабате - одна из самых известных школ страны с факультетами права, естественных наук, гуманитарных наук и медицины. Университет Карауина , в Фесе, это давний центр...
  43. ^ Отчет: Марокко, 2009 г. - страница 252 Oxford Business Group «...   тем не менее, для многих культурная, художественная и духовная столица Марокко остается Фесом. Лучше всего сохранившаяся ... Школа работает в Университете Карауин с 859 года, что делает ее крупнейшей старейший постоянно действующий университет в мире   ..."
  44. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дриучи, Ахмед (2006), Глобальное руководство по управленческому образованию
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хамди, Амр (июнь 2007 г.). «Обзор ИКТ и образования в Африке: страновой отчет Египта. ИКТ в образовании в Марокко» .
  46. ^ «Всемирный банк, 2005 г. «Программа поддержки реформы базового образования». Документ об оценке проекта. Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия» (PDF) .
  47. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Политика и стратегии грамотности в странах Магриба: сравнительные перспективы Алжира, Мавритании и Марокко. Исследовательский документ, подготовленный для региональных конференций ЮНЕСКО в поддержку глобальной грамотности , Организация Объединенных Наций, 2007 г.
  48. ^ «Политические заметки Королевства Марокко, условия для более высокого и инклюзивного роста (стр. 215), глава 11» (PDF) . Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия. 2008.
  49. ^ «Марокканский парламент принял закон о реформе образования» . Почта Северной Африки . 23 июля 2019 г. Проверено 14 августа 2019 г.
  50. ^ Штатный писатель. «Марокканцы требуют, чтобы английский заменил французский в качестве первого иностранного языка страны» . новый араб . Проверено 31 октября 2022 г.
  51. ^ КМС, ЕС. «Готово ли Марокко избавиться от французской культурной колонизации?» . Газета «Аль-Эстиклал» . Проверено 31 октября 2022 г.
  52. ^ «Марокканская кампания по принятию английского языка вместо французского» . Ближневосточный монитор . 21 сентября 2021 г. Проверено 31 октября 2022 г.
  53. ^ «Марокканцы хотят, чтобы английский заменил французский в качестве первого официального иностранного языка страны» . Глаз Ближнего Востока . Проверено 31 октября 2022 г.
  54. ^ Ануар, Суад. «Марокко опровергает слухи о замене французского языка в образовании» . Мировые новости Марокко . Проверено 31 октября 2022 г.
  55. ^ «ЭЭП» . Министерство национального образования. Архивировано из оригинала 17 февраля 2010 г. Проверено 25 февраля 2010 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f9d672539481a13c84e8132d6edd10d4__1718024520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/d4/f9d672539481a13c84e8132d6edd10d4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Education in Morocco - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)