Медресе Бу Инания
Медресе Бу Инания | |
---|---|
Школа Бу Инания (арабский) Вторичный Анании (берберский) | |
![]() Главный двор и минарет | |
![]() | |
Общая информация | |
Статус | историческое место, туристическая достопримечательность, действующая мечеть |
Тип | медресе и мечеть |
Архитектурный стиль | Маринид , мавританский / марроканский |
Расположение | Фес , Марокко |
Координаты | 34 ° 03'43 "N 4 ° 58'58" W / 34,06194 ° N 4,98278 ° W |
Назван в честь | Султан Абу Инан Фарис |
Строительство началось | 28 декабря 1350 г. н. э. (28 Рамадана 751 г. хиджры ) |
Завершенный | 1355 г. н. э. (756 г. хиджры ) |
Технические детали | |
Материал | кедр, кирпич, лепнина , плитка |
Количество этажей | 2 |
Медресе Бу Инания или Бу Инания Медресе ( араб . المدرسة البوعنانية , латинизированное : al-madrasa ʾabū ʿinānīya ; берберские языки : ʾabū ʿinānīya ) — медресе в Фесе , Марокко , построенное в 135 г. 0–55 гг. н. э. , Абу Инан Фарис . Это единственное медресе в Марокко, которое одновременно выполняло функции общинной мечети. [1] Он широко известен как высшая точка архитектуры Маринидов и исторической марокканской архитектуры в целом. [2] [3] [1] [4]
История [ править ]

Основатель и покровитель: Султан Абу Инан [ править ]
Название Боу Инания ( Бу 'Инания ) происходит от имени его основателя, маринидского султана Фариса ибн Али Абу Инана аль-Мутаваккиля (обычно Абу Инан или для краткости Абу Инан ). [2] [5] Первоначально оно называлось Медресе аль-Муттаваккилия, название Медресе Бу Инания . но вместо этого было сохранено [6] Он был сыном и преемником султана Абу аль-Хасана , во время правления которого империя Маринидов достигла своего апогея и расширилась вплоть до Туниса на востоке. [7] [5] Абу Инану, восставшему против своего отца и провозгласившему себя султаном в 1348 году, не удалось удержать все эти новые восточные территории, но марокканское государство во время его правления тем не менее процветало. [1] [7] Он был убит своим визирем 10 января 1358 года в возрасте 31 года. [7] Его смерть ознаменовала начало окончательного упадка династии, при этом последующие правители Маринидов были в основном номинальными главами, контролируемыми могущественными визирями. [7]
роль медресе Маринидов Контекст :
Мариниды были плодовитыми строителями медресе , типа учреждения, которое зародилось на северо-востоке Ирана в начале 11 века и постепенно распространилось дальше на запад. [4] Эти учреждения служили для обучения исламских ученых , особенно в области исламского права и юриспруденции ( фикха ). Медресе в суннитском мире в целом противоречило более « неортодоксальным » религиозным доктринам, включая доктрину, которую поддерживала династия Альмохадов . Таким образом, он процветал только в Марокко при династии Маринидов, пришедшей на смену Альмохадам. [4] Для Маринидов медресе сыграли роль в укреплении политической легитимности их династии. Они использовали свое покровительство для поощрения лояльности влиятельных, но крайне независимых религиозных элит Феса, а также для того, чтобы представить себя перед населением как защитников и пропагандистов ортодоксального суннитского ислама. [4] [1] Медресе также служили для обучения ученых и элиты, управлявшей бюрократией своего государства. [1]
Медресе Бу Инания было самым большим и важным медресе, созданным династией Маринидов и превратившимся в одно из важнейших религиозных учреждений Феса и Марокко. [6] [3] Это было единственное подобное медресе, получившее статус соборной мечети пятничная проповедь ( хутба ). или «пятничной мечети», что означало, что здесь, как и в других важнейших мечетях города, произносилась [4] [1] В результате он был полностью оснащен всеми удобствами крупной мечети и религиозного комплекса, а также богато украшен. [6] Архитектура и убранство медресе также считаются кульминацией этого типа архитектуры Маринидов. [1]
Фундамент и строительство [ править ]

Существует ряд апокрифических историй о создании медресе. В одной из историй утверждается, что Абу Инан чувствовал вину за насильственное свержение своего отца (султана Абу аль-Хасана) и собрал ряд религиозных ученых, чтобы посоветовать ему, как он может искупить свою вину и попросить прощения у Бога (Аллаха). Они посоветовали ему выбрать место в верхнем городе, которое тогда служило свалкой, и превратить его в место религиозного обучения; таким образом, очистив и улучшив часть города, он сделал бы то же самое и для своей совести. [2]
Надпись на фундаменте здания, расположенного внутри молитвенного зала, указывает на то, что строительство медресе началось 28 декабря 1350 года н.э. (28 Рамадана 751 года хиджры ) и закончилось в 1355 году (756 года хиджры). [1] : 474 [8] : 197 В надписи также отмечается обширный список пожертвований типа «мортмейн» (т.е. собственности и других источников дохода), которые были предназначены для финансирования деятельности медресе и которые были частью его хабуса или вакфа (исламского благотворительного фонда). [1]
Известно, что проект строительства был очень дорогим из-за масштаба и роскоши здания. В одном апокрифическом анекдоте говорится, что султан, увидев полную стоимость строительства, представленную ему нервными руководителями строительства, разорвал бухгалтерскую книгу и бросил ее в реку, заявив при этом: «То, что красиво, не дорого, независимо от того, насколько велико сумма». [6] [2]
история и Более реставрации поздняя
Несмотря на значительные инвестиции султана Абу Инана в архитектуру медресе и его вакф , оно, похоже, не смогло успешно конкурировать по престижу и важности более крупного и старого Каравийина как центра обучения. Некоторое время он действовал автономно, но вполне вероятно, что через пару столетий привилегия высшего образования в Фесе была де-факто централизована через карауинов. [9]
Здание медресе претерпело многочисленные реставрации, особенно в 17 веке после разрушительного землетрясения. [10] Во время правления султана Мулая Слимана (1792-1822 гг.) были реконструированы целые участки стены. [2] В ХХ веке была проведена реставрация убранства медресе. [2]
Архитектура [ править ]

Медресе на самом деле представляет собой комплекс зданий, которые вместе обеспечивают помещения, необходимые для использования в качестве медресе и мечети. Главное здание имеет форму неправильного прямоугольника размерами 34,65 на 38,95 метра. [1] : 474 Он расположен между Талаа Кебира и Талаа Сегира, двумя самыми важными улицами Фес-эль-Бали , и выровнен на юго-востоке с тем, что тогда считалось киблой (направлением молитвы). Эта основная структура включает в себя учебные помещения, мечеть или молитвенный зал, жилые помещения для студентов и комнату для омовения. Прямо через дорогу на севере находится еще один, более крупный дом для омовения ( дар аль-вуду ) с туалетами . [11] Рядом с ним находится Дар аль-Магана или «Дом часов», на фасаде которого находятся знаменитые, но в настоящее время нефункциональные гидравлические часы.
Входы [ править ]
Медресе имеет два входа: один на улице Талаа Кебира, совмещенный с михрабом и центральной осью здания, и другой на Талаа Сегира сзади. Вход в Талаа Кебира имеет подковообразную арку, окруженную лепниной . Лестница ведет в вестибюль, а затем прямо в главный двор. Вестибюль покрыт таким же богатым орнаментом, как и остальная часть медресе, и имеет потолок из кедрового дерева, украшенный искусной резьбой мукарнас . [3]
Другой дверной проем слева от главного входа, известный как Баб аль-Хафа («Дверь босоногого»), ведет прямо на внешнюю галерею главного двора и оттуда дает прямой доступ к студенческим комнатам и комнате для омовения. в северо-восточной части здания. Вестибюль этого входа перекрыт цилиндрическим сводом, облицованным лепным декором со звездчатым геометрическим мотивом. [11] Соседняя комната для омовения сосредоточена вокруг прямоугольного бассейна с водой и окружена другими небольшими камерами. [4] [1]
Задний вход, открывающийся со стороны Талаа Сегира, ведет по изгибающемуся коридору в главный двор. [4] Этот вход отмечен очень прекрасным декором, в том числе резным деревянным навесом, расположенным над панелью с резным лепным декором. Прямо над дверным проемом находится деревянная перемычка с резной арабской надписью, в которой Абу Инан назван основателем медресе. [11] В этой части здания также находилась кораническая школа для детей (похожая на куттаб ). [3]
- Главный вход на Талаа Кебира . улицу
- Вестибюль медресе (вход Талаа Кебира)
- Деревянный потолок из мукарнаса над вестибюлем
- Баб аль-Хафа , второй вход со стороны Талаа Кебира.
- Декоративный навес над задним входом на улице Талаа Сегира
Главный двор и прилегающие к нему помещения [ править ]
Здание сосредоточено вокруг большого прямоугольного двора, вымощенного мрамором, немного глубже, чем его ширина. В его центре находится фонтан и бассейн для омовения, как это принято во многих мечетях- санах . Двор с трех сторон окружен узкой галереей, частично скрытой деревянными ширмами между колоннами, поддерживающими стены верхнего этажа. Проходы галереи ведут в другие помещения, в основном жилые кельи для студентов медресе, расположенные вокруг двора. [2] [4] [3] В северо-западном и северо-восточном углах здания расположены лестницы, ведущие на верхний этаж, где расположены жилые помещения для студентов, окна некоторых из которых выходят во двор. [1] [4]
- Двор, вид на северо-запад в сторону входа.
- Внутренний двор, вид на северо-восток в сторону одной из боковых комнат для занятий.
- Двор, вид на юго-восток в сторону молитвенного зала.
- Галерейный переход вокруг двора
На восточной и западной сторонах двора, на одной линии с центральным фонтаном, расположены две большие квадратные камеры размером 5 метров каждая, служившие классами. [4] [1] Вход в них осуществляется через арки с замысловатыми интрадосами , вырезанными из мукарнаса , которые охраняются высокими дверями из кедрового дерева, поверхности которых украшены тонкой резьбой с переплетающимися геометрическими узорами звезд с арабесками , а также полосами арабских каллиграфических надписей. Внутри камеры украшены более лепными резными поверхностями и перекрыты деревянными куполами с узором из расходящихся ребер. [1] Эти две боковые камеры сравнивали с айванами , что привело к предположению , классической архитектуры медресе дальше на востоке Египта , такими как медресе султана Хасана в Каире что архитектор был знаком с такими моделями. [4] : 293 Проходы галереи, огибающие обе стороны двора, также соединяются с коридорами, огибающими боковые палаты, позволяя студентам из окружающих помещений пройти прямо от входа в медресе до молитвенного зала, не проходя при желании через двор. . [11]
- Дверные проемы в одну из боковых учебных комнат
- Интерьер одной из боковых камер
- Деревянный купольный потолок над одной из боковых камер.
- Коридоры, огибающие боковые помещения, соединяющие разные части галереи первого этажа.
Молитвенный зал [ править ]

Вдоль южного края двора проходит небольшой канал с водой, взятой из Уэд-эль-Лемтияин, одного из каналов, ответвляющихся от Уэд-Фес (река Фес), снабжающей город водой. [1] [12] Канал, вероятно, также служил эстетической и, возможно, символической цели, а также помогал в омовении. [3] Канал пересекают два небольших моста по углам двора, которые ведут в молитвенный зал на другой стороне, граничащей с южной стороной двора. [4]

Эта территория мечети открыта во двор через продолжение арок галереи вокруг двора, и поэтому ее интерьер виден снаружи, хотя и закрыт для посетителей-немусульман. Интерьер разделен поперечным рядом арок, опирающихся на из мрамора и оникса . колонны [2] [4] В западном конце молитвенного зала находится бейт аль-итикаф , небольшая комната, предназначенная для уединения или частной молитвы. Комната, открытая для остальной части молитвенного зала через окно с двойной аркой, возвышается над дверным проемом, ведущим к заднему входу в медресе с улицы. [11]
мечети Дальняя (южная) стена молитвенного зала отмечена михрабом — нишей, символизирующей направление молитвы ( кибла ). Стены вокруг михраба окружены типичным резным лепным декором. В верхних стенах — окна с декоративными лепными решетками, вставленными цветным стеклом . Каждый из двух нефов мечети покрыт берхлой или наклонным потолком с деревянным каркасом, как это можно увидеть во многих других марокканских мечетях. [4]
угрожать [ править ]

Минарет , сложенный из кирпича, возвышается над северо - западным углом медресе. [3] Бу Инания — одно из немногих медресе в Марокко, имеющее минарет, который является одной из его наиболее отличительных особенностей и отмечает его статус пятничной мечети . [4] : 292 [8] : 198 (Другие медресе Маринидов в Марокко с минаретами включают медресе Саффарин , [4] : 286 медресе Фес-эль-Дждид , [13] и медресе Челла , [8] : 205 хотя они менее заметны и некоторые из них, вероятно, были добавлены после первоначальных построек медресе. [13] [8] : 179 ) Как и большинство марокканских минаретов, он имеет квадратный вал и увенчан небольшой вторичной башней, увенчанной куполом и металлическим наконечником со сферами. Четыре фасада минарета покрыты несколько разными вариациями мотива дардж ва ктаф (отдалённо похожего на форму геральдической лилии или пальметты ), обычного для марокканской архитектуры . Пустое пространство внутри мотива заполнено мозаичной плиткой Zellij . [1] Над этими мотивами находится более обширная полоса зелли, опоясывающая вершину минарета. Меньший вторичный вал украшен аналогичным образом. Этот стиль минарета похож на другие постройки Маринидов той эпохи, такие как мечеть Храблийин (построенная дальше по улице Талаа Кебира) и минарет Челла, построенные примерно в тот же период. [1]
Украшение [ править ]
Убранство медресе очень изысканно и перекликается со стилем, который был создан немного более ранними и меньшими, но столь же богато украшенными медресе аль-Аттарин и медресе аль-Сахридж . [4] [1] Этот стиль наиболее заметен во дворе, но повторяется и в других частях здания. Нижние стены и колонны покрыты сложной зеллий мозаикой , образующей сложные геометрические узоры , а полоса эпиграфических или каллиграфических плиток в сграффито стиле [14] проходит над ним вдоль большей части двора. Средние и верхние стены над ним покрыты тонкой резной лепниной с гармоничным разнообразием мотивов, включая арабески , мукарны (особенно вокруг окон и в арках, ведущих в боковые помещения), арабские каллиграфические надписи (особенно в середине колонн). и вокруг восточных и западных дверных проемов), а также больше геометрических узоров. Пространства между колоннами галереи и под окнами выделены резными элементами из кедра, а стены над лепным декором также переходят на поверхности из кедра с резными арабесками и арабскими надписями. Наконец, верхнюю часть стен затеняет деревянный навес, поддерживаемый кронштейнами. [4] [3] [1]
И молитвенный зал, и боковые кабинеты главного двора украшены лепным декором вдоль верхних стен, а также окнами с цветным стеклом, вставленными в лепные решетки. Михраб молитвенного зала сам по себе также богато украшен резной лепниной, как и другие марокканские мечети. [2] [3] [4] Двери из кедрового дерева в боковые камеры на северо-восточной и юго-западной сторонах двора также украшены тонкой резьбой, украшены полосами арабской каллиграфии и в основном покрыты переплетающимся геометрическим звездным узором с арабесками.
- Zellij Плитка с геометрическими мотивами (внизу), плиткой типа сграффито (в центре) и лепным декором (вверху) с арабской каллиграфией.
- Резные геометрические и арабесковые детали на кедровых дверях боковых камер со стороны двора.
- Скульптура Мукарнаса во внутренней арке у входа в боковые камеры.
- Окна из цветного стекла наверху в молитвенном зале с лепными решетками и окружающим лепным декором.
Дом для омовения ( Дар аль-Вуду ) [ править ]

Напротив главного входа в медресе находится вход в дар аль- вуду («дом омовения ») для омовения конечностей и лица перед молитвой . Как и остальная часть медресе, оно было построено султаном Абу Инаном и служило как медресе, так и широкой публике. [3] В него поступает большое количество воды, которая используется для смывания отходов из расположенных внутри него туалетов . На верхних стенах внутри сохранились остатки убранства эпохи Маринидов из лепнины и кедрового дерева. [3]
Водяные часы ( Дар аль-Магана ) [ править ]

Также напротив медресе Бу Инания находится Дар аль-Магана , дом, на уличном фасаде которого изображены знаменитые, но до конца не изученные гидравлические часы . Символическое и практическое значение часов заключалось в их использовании для определения правильного времени молитвы мечети , и за этой системой следил муваккит (хронометрист) . Считается, что сооружение также было построено Абу Инаном рядом с его комплексом медресе, причем один летописец (ад-Джазнаи) сообщает, что оно было завершено 6 мая 1357 года (14 Джумада аль-авваль , 758 г. хиджры ). [15] Фасад здания имеет 13 консолей ( карнизов ), искусно вырезанных из кедрового дерева, между которыми расположены панели резных арабесок и стилизованный куфический декор. Над ними двенадцать окон, окруженных лепным резным декором, над которыми, в свою очередь, расположены два ряда выступающих деревянных карнизов. Самый верхний ряд консолей длиннее нижних и предположительно поддерживал парапет или навес, который с тех пор исчез. [15]
На каждой из 13 консолей под окнами когда-то стояла бронзовая чаша, которую можно увидеть на старых фотографиях. [15] [3] Исторические сведения описывают, как каждый час свинцовый шарик или гиря падали в одну из чаш, издавая звонкий звук, одновременно открывая «двери» или ставни соответствующего окна. Точный механизм, который управлял этой системой, исчез, и его работа сегодня неизвестна. Вероятно, он питался каким-то образом от проточной воды, и похоже, что гири или шары могли быть подвешены на тросе, прикрепленном к выступающим консолям над окнами. [15] Сохранившиеся бронзовые чаши часов были удалены в конце 20 века для дальнейшего изучения, хотя само сооружение было восстановлено в начале 2000-х годов. [16] [15]
Минбар [ править ]

Первоначальный минбар мечети медресе сегодня размещен в музее Дар Бата (расположен недалеко от Баб Бу Джелуда ), а более поздняя замена теперь присутствует в самой мечети. [1] Минбар датируется 1350–1355 годами, когда строилось медресе, и известен как один из лучших образцов Маринидов такого рода. [17] [1] Минбары, часто описываемые или переводимые как « кафедра », в этот период были в основном символическим объектом в мечетях; Конструкция минбара Бу Инания не позволяла имаму на практике подняться на него. [1]
Форма и украшение минбара, как и большинства минбаров Марокко после периода Альморавидов , в конечном итоге были заимствованы из знаменитого минбара мечети Кутубия , который был заказан в 1137 году правителем Альморавидов Али ибн Юсуфом и изготовлен в Кордове , Испания ( Аль-Андалус) . ). [18] Этот минбар установил престижную художественную традицию, берущую свое начало от более раннего Омейядов Аль-Андалуса, которой подражали и подражали в последующие периоды, хотя более поздние минбары различались по своей точной форме и выбору декоративных методов. [18] : 53–62
Как и минбар Кутубия, минбар Боу Инания изготовлен из дерева, в том числе черного дерева и других дорогих пород дерева, и украшен смесью маркетри и резных деталей, собранных вместе. [17] [1] Основной орнамент на его основных поверхностях с обеих сторон сосредоточен вокруг восьмиконечных звезд, из которых затем переплетаются полосы, украшенные инкрустацией из слоновой кости, и повторяют тот же узор на остальной поверхности. Пространства между этими полосами образуют другие геометрические фигуры, заполненные деревянными панелями с замысловато вырезанными арабесками . Этот мотив аналогичен мотиву, найденному на минбаре Кутубийя, и даже в большей степени на минбаре Альмохадов , расположенном несколько позже в мечети Касба в Марракеше (построенном между 1189 и 1195 годами), который следовал той же традиции. [19] : 60–62 Арка над первой ступенью минбара содержит надпись, ныне частично исчезнувшую, которая относится к Абу Инану и его титулам. [1]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Эттахири, Ахмед (2014). «Буинания Феса, жемчужина медресе Маринидов». В Линце, Янник; Делери, Клэр; Туил Леонетти, Булле (ред.). Средневековое Марокко: империя от Африки до Испании (на французском языке). Париж: издания Лувра. стр. 474–481. ISBN 9782350314907 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Тури, Абдельазиз; Бенабуд, Мухаммед; Буджибар Эль-Хатиб, Найма; Лахдар, Камаль; Меззин, Мохамед (2010). Андалузское Марокко: открытие в живом искусстве (2-е изд.). Министерство по делам культуры Марокко и Музей без границ. ISBN 978-3902782311 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Паркер, Ричард (1981). Практическое руководство по исламским памятникам в Марокко . Шарлоттсвилл, Вирджиния: The Baraka Press. стр. 129–131.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе (на французском языке). Париж: Графика и ремесла. стр. 284–294.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Босворт, Клиффорд Эдмунд (1996). Новые исламские династии . Издательство Эдинбургского университета. стр. 15–17.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гаудио, Аттилио (1982). Фес: жемчужина исламской цивилизации . Париж: Пресса ЮНЕСКО: Новые латинские издания. п. 113. ИСБН 2723301591 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521337674 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300218701 .
- ^ Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе . Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания. стр. 71, 453–454.
- ^ Тури, Абдельазиз; Бенабуд, Мхаммад; Буджибар Эль-Хатиб, Найма; Лахдар, Камаль; Меззин, Мохамед (2010). Андалузское Марокко: открытие искусства жизни (2-е изд.). Министерство культуры Королевства Марокко и Музей без границ. ISBN 978-3902782311 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Лосось, Ксавье (2021). Маринид Фес: столица искусств, 1276–1465 (на французском языке). Линкарт. стр. 210–249. ISBN 9782359063356 .
- ^ Мохамед Меззин «Мадраса Буинания» в книге «Открой для себя исламское искусство» , Музей без границ, 2020. 2020. http://islamicart.museumwnf.org/database_item.php?id=monument;ISL;ma;Mon01;11;en
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Терраса, Анри (1962). «Медресе Маринидов в Фесе-Дждиде». Аль-Андалус . 29 : 246–253.
- ^ Дежорж, Жерар; Портер, Ив (2001). Искусство исламской плитки . Перевод Радзиновича, Дэвида. Фламмарион. стр. 66–68. ISBN 208010876X .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Линц, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле, ред. (2014). Средневековое Марокко: Империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 492–493. ISBN 9782350314907 .
- ^ «Гидравлические часы Феса практически восстановлены» . Экономист (на французском языке). 08 июля 2003 г. Проверено 18 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карбони, Стефано (1998). «Историческое и художественное значение минбара мечети Кутубия». Минбар мечети Кутубия (французское издание). Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Ediciones El Viso, SA, Мадрид; Министерство культуры Королевства Марокко.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блум, Джонатан; Туфик, Ахмед; Карбони, Стефано; Султаниан, Джек; Вилмеринг, Антуан М.; Минор, Марк Д.; Завацкий, Эндрю; Хбиби, Эль Мостафа (1998). Минбар мечети Кутубия . Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Ediciones El Viso, SA, Мадрид; Министр по делам культуры, Королевский дворец Марокко.
- ^ Блум, Джонатан; Туфик, Ахмед; Карбони, Стефано; Султаниан, Джек; Вилмеринг, Антуан М.; Минор, Марк Д.; Завацкий, Эндрю; Хбиби, Эль Мостафа (1998). Минбар мечети Кутубия . Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Ediciones El Viso, SA, Мадрид; Министр по делам культуры, Королевский дворец Марокко.
Внешние ссылки [ править ]

- Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ ( архив ) (получено 12 ноября 2008 г.)
- Медресе на Archnet.org
- Образцы исламского искусства. Архивировано 18 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- Медресе Бу Инания Медресе Бу Инания, фотографии из архива цифровых фотографий Манар аль-Атар