Завия Сиди Мухаммада Бен Сулеймана аль-Джазули
Завия Сиди Мухаммада Бен Сулеймана аль-Джазули | |
---|---|
Островной угол | |
![]() Северная сторона завии. Сооружение с зеленой пирамидальной крышей представляет собой камеру мавзолея. | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Расположение | |
Расположение | Марракеш , Марокко |
Географические координаты | 31 ° 38'11,1 ″ с.ш. 7 ° 59'30,7 ″ з.д. / 31,636417 ° с.ш. 7,991861 ° з.д. |
Архитектура | |
Тип | завия |
Стиль | Саадийский , марокканский , исламский |
Основатель | Ахмад аль-Арадж |
Дата установления | 1523-24 гг. н.э. |
Завия Сиди Мухаммада Бен Слимана аль-Джазули (также Завия Сиди Бен Слимана аль-Джазули или Завия аль-Джазулия , среди других вариаций) — исламский религиозный комплекс ( завия ) в Марракеше , Марокко . Он сосредоточен вокруг могилы мусульманского ученого XV века и суфийского святого Мухаммада аль-Джазули (также известного как Имам аль-Джазули, полное имя: Абу Абдулла Мухаммад ибн Сулейман ибн Абу Бакр аль-Джазули аль-Симлали ), который является одним из семи святых Марракеша .
Историческая справка
[ редактировать ]Аль-Джазули был важной фигурой в истории марокканского суфизма . Он жил в то время, когда местные суфийские движения также заполняли пустоту политического руководства в борьбе с вторжением португальских и испанских войск в страну. [1] Родом из региона Су на юге Марокко, он много времени проводил в Фесе , где написал свою самую известную работу — «Далаил аль-Хайрат» . [2] и приобрел огромное влияние на завий и последователей по всей стране. [1] : 335–36 Впоследствии он путешествовал по побережью Марокко, пока не умер недалеко от Эс-Сувейры в 1465 году и не был похоронен в деревне Афугал. [1] : 336 [3]
Позже ранние саадцы , которые также были из региона Су, присоединились к последователям аль-Джазули, установив свою собственную политическую власть на юге Марокко. Таким образом, когда Ахмад аль-Арадж (действительный основатель династии Саадитов) переехал в Марракеш в 1521 году, он быстро организовал перевозку сюда тела аль-Джазули в 1523-24 годах вместе с телом его собственного отца (который был похоронен близ аль-Джазули в 1517 г.). [1] [4] Саади построили вокруг нового мавзолея религиозный комплекс и мечеть. [5] : 123
После правления Мухаммада аль-Шейха (брата Ахмада, сумевшего свергнуть его с престола) династия дистанцировалась от учеников аль-Джазули. [1] Тем не менее, аль-Джазули стал считаться одним из семи святых Марракеша , и его могила была известной остановкой для паломников в город. [5] [3] [6] Хотя мечеть комплекса, возможно, все еще датируется периодом Саадов, остальная часть завии с годами часто видоизменялась и реставрировалась, особенно в 18 веке. [4] Алауитский , султан Мулай Исмаил отвечал за строительство нынешнего мавзолея с большим пирамидальным куполом а также за расширение пристроенной мечети и преобразование ее в пятничную мечеть . [1] : 474 К этому же периоду относится и уличный фонтан комплекса. [7] Завия была значительно восстановлена или модифицирована при Мулае Мухаммаде ибн Абдалле (который был назначен губернатором Марракеша в 1746 году и правил султаном с 1757 по 1790 год) и отремонтирована в 1867-68 годах при Мулае Мухаммаде ибн Абд ар-Рахмане . [1] : 509, 533
Архитектура и планировка
[ редактировать ]
Мечеть и мавзолейный комплекс
[ редактировать ]Завия представляет собой комплекс структур и сооружений, обеспечивающих ряд услуг и функций. Их архитектура аналогична архитектуре других саадских религиозных комплексов конца 16 века, таких как мечеть Муассин и мечеть Баб-Дуккала , а также более поздняя Завия Сиди-Бель-Аббеса . Центр комплекса занимает мечеть прямоугольной формы, состоящая из почти квадратного двора ( сана ) и внутреннего молитвенного зала, разделенного на пять нефов рядами арок. [8] Интерьер мечети не богато украшен. [4] К северу от сана находится еще один двор, ведущий к мавзолею аль-Джазули: большая квадратная камера, возвышающаяся над окружающими постройками и покрытая куполом с деревянным каркасом , а снаружи - пирамидальной крышей с зеленой черепицей, видимой с улица и типична для марокканских королевских и религиозных построек. [8] Сразу на восточной стороне мавзолея находятся два главных входа в завию, а также украшенный уличный фонтан . Позади них находится небольшая комната, служившая медресе или школой. Оставшуюся часть комплекса, на его восточной стороне, занимают дом мукаддама , приют для паломников, и большая мидха ( дом для омовения ) с центральным водоемом и 14 уборными. [8]
Кладбище и мавзолей Саади.
[ редактировать ]Создание завии также привело к созданию небольшого кладбища вдоль ее западного фланга (отдельного от фактического мавзолея аль-Джазули), которое также служило самым первым местом захоронения династии Саади в Марракеше (до более поздних гробниц Саади в Марракеше). Касба ) . Вскоре после того, как Мухаммад аль-Шейх был убит османами в 1557 году, Ахмад аль-Арадж (его брат) был казнен вместе со всеми его возможными наследниками мужского пола, что позволило Мулаю Абдалле аль-Галибу беспрепятственно прийти к власти. [4] Через некоторое время Ахмад и его сыновья были похоронены возле мавзолея аль-Джазули по инициативе местного учёного Абу Амру аль-Кастали аль-Мурракши. [4] Согласно надписи на его надгробии, его дочь Айша была ответственна за возведение куполообразного мавзолея, известного как Кубба аль-Ашраф , над его могилой. Его надгробие, вырезанное из черного мрамора , исчезло где-то после 1946 года. Считается, что другое надгробие в мавзолее принадлежит отцу Ахмада, Мухаммаду ибн Абд ар-Рахману (также известному как аль-Каим би-Амрилла), хотя это не подтверждается никакой надписью. [4] Конструкция мавзолея представляет собой простую кирпичную камеру с куполом на восьмиугольном основании. Внутри верхние стены камеры украшены арабесками и эпиграфическими мотивами высеченными на гипсе . [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
- ^ Джазули, Мухаммад ибн Сулейман; Эфенди, Кайишзаде Хафиз Осман Нури (1877). «Пути к благам» . Всемирная цифровая библиотека (на арабском языке). Балабакк, Аль-Бика, Ливан . Проверено 17 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Аллилу, Азиз (14 декабря 2014 г.). «Кто такие семь увековеченных «святых» Марракеша?» . Мировые новости Марокко . Проверено 17 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550-1650 гг . Париж: ЛиенАрт. ISBN 9782359061826 .
- ^ Jump up to: а б Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: Формирование городских пространств древней столицы Марокко . Париж: L'Harmattan. ISBN 2747523888 .
- ^ прочтите, Духовное путешествие Мохаммеда Хана, 14 минут (16 мая 2015 г.). «Нерассказанный Марракеш: Семь святых» . Священные шаги . Проверено 17 мая 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Площадь Джам аль-Фна » . Бюллетень наследия Марракеша и его региона . 2 (3). Дом фотографии Марракеша: 22 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.