Jump to content

Завия из Сиди-Бель-Аббеса

Координаты : 31 ° 38'20,1 ″ с.ш. 7 ° 59'27,9 ″ з.д.  /  31,638917 ° с.ш. 7,991083 ° з.д.  / 31,638917; -7,991083
Завия Сиди Абу аль-Аббас ас-Сабти
Уголок Сиди-Бель-Аббес
Завиа Сади-Блеабас
Один из главных дворов комплекса с мавзолеем справа и минаретом слева.
Религия
Принадлежность ислам
Расположение
Расположение Марракеш , Марокко
Географические координаты 31 ° 38'20,1 ″ с.ш. 7 ° 59'27,9 ″ з.д.  /  31,638917 ° с.ш. 7,991083 ° з.д.  / 31,638917; -7,991083
Архитектура
Тип завия
Стиль Саадийский , марокканский , исламский
Дата установления после 1204 г. н. э.
Завершенный нынешний комплекс построен между 1603 и 1608 годами; ремонты 1720 и 1756 годов; другие дополнения и ремонт в разные даты

Завия Сиди-Бель-Аббес или Зауя Сиди-Бель-Аббес ( араб . زاوية سيدي بلعباس , бербер . Сиди-Бель-Аббес) — религиозный комплекс исламский в Марракеше , Марокко . Комплекс сосредоточен вокруг мавзолея Абу аль-Аббаса ас-Сабти (или Сиди Бель Аббеса), суфийского учителя, умершего в 1204 году. Он является самым почитаемым из семи святых Марракеша , обычно считающимся «святым покровителем» Марракеша. город. [1] [2] [3] : 107  Архитектура завии частично относится к позднему периоду Саадов (начало 17 века), но с тех пор несколько раз видоизменялась и реставрировалась. [2] [4] [5] [6]

Абу аль-Аббас ас-Сабти (полное имя: Сиди Ахмед ибн Джафар аль-Хазраджи Абу аль-Аббас ас-Сабти [2] : 272  [7] ) родился в Сеуте в 1129 или 1130 году. Он учился у Абу Абдаллаха аль-Фаххара, который, в свою очередь, был учеником Кади Айяда (еще одного из семи святых, похороненных в Марракеше). [8] В 1146 году он переехал в Марракеш в последние недели осады города Альмохадами и обосновался там после его захвата, в основном останавливаясь на холме Джбель-Гиллиз (или Гелиз). [7] [5] За это время он получил некоторую финансовую поддержку от режима Альмохадов. [7] Доктрина Абу аль-Аббаса была относительно простой: большое внимание уделялось благотворительности ( закят и садака ), побуждавшей богатых отдавать бедным. [7] [2] [5] Он отличался щедростью, что, в свою очередь, принесло ему немалую популярность. [7] Когда он умер в 1204 году, его похоронили в безымянной могиле на бывшем кладбище Сиди-Марван, недалеко от Баб-Тахзута (северные ворота города в то время). [2] Со временем он приобрел репутацию творца чудес и стал самым важным святым покровителем Марракеша, а точнее, покровителем торговли. [2] [7] Говорят также, что его барака (благословение) помогает или лечит болезни, особенно слепым; репутация, которая более или менее сохранилась до наших дней. [2] Со временем над его могилой был построен мавзолей, который стал местом популярного паломничества. [5] Мавзолей над его могилой существовал как минимум с 14 века. [5]

Однако нынешний комплекс вокруг его могилы был первоначально построен саадским султаном Абу Фарисом Абдаллой во время его правления между 1603 и 1608 годами. [2] : 430  Абу Фарис построил мечеть и минарет, а также медресе и библиотеку. Сообщается, что он был побужден сделать это, потому что страдал от тяжелой эпилепсии (которую приписывали джиннам ) и надеялся, что, покровительствуя могиле Сиди Бель Аббеса, он сможет получить благословения, которые вылечат его. [2] : 430 

Первоначально завия располагалась за пределами городских стен , недалеко от бывших северных ворот Баб-Тахзута, но его завия привлекала в этот район все больше и больше поселенцев, пока за стенами города здесь не возник процветающий район. В конце 17 века Абу аль-Аббас был выбран одним из « Семи святых » Марракеша, а его могила стала одной из остановок в связанном с ним зияре (паломничестве), организованном по инициативе алауитского султана Мулая Исмаила ( правил 1672–1727). [2] : 571–575  [3] Мулай Исмаил также перестроил новую камеру мавзолея над гробницей в [5] [2] : 474  В 18 веке, во время правления алауитского султана Мухаммада ибн Абдаллы (также называемого «Мохаммед бен Абдаллах»), стены города были наконец расширены, чтобы охватить Завию и ее окрестности, образуя новую северную точку города. [2] [3] Мухаммад ибн Абдаллах также отремонтировал мавзолей и мечеть в 1756 году и перестроил медресе. [5] [2] : 509  В 19 веке комплекс был снова расширен. [5] В 1850 году (во время правления Абд эр-Рахмана длинный линейный базар, специализирующийся на пассажах ) вдоль улицы, ведущей к южному входу в Завию, был построен , а в 1870 году (во время правления Мухаммеда IV ) в здании был построен сложный фонтан. двор, обращенный к входу в мавзолей. [6] [2] : 534  Комплекс был вновь отреставрирован в 1988 году по приказу короля Хасана II. [9]

Архитектура

[ редактировать ]

Общая планировка

[ редактировать ]

Завия расположена прямо к северу от бывших городских ворот Баб-Тахзут . Архитектурный комплекс завии включает в себя множество зданий разного назначения, построенных в разные периоды. Большинство построек расположены вокруг двух больших открытых дворов, соединенных друг с другом: один на северо-западе и один на юго-востоке. Комплекс имеет несколько входов, но к главному южному входу (с видом на Баб-Тахзут и центр города) ведет длинный линейный базар (или разновидность кайсарии ), состоящий из улицы, окруженной рядами магазинов с обеих сторон, созданной в 19 век. Это ведет к небольшому треугольному двору на его северном конце, который переходит в другой длинный прямоугольный двор или переулок, который, в свою очередь, ведет к юго-восточному главному двору комплекса. Этот четырехугольный двор со всех сторон окружен рядами небольших комнат с арочными входами, выходящими прямо во двор. С запада его также примыкает мечеть комплекса, а на северной стороне находится здание мавзолея. Напротив входа в мавзолей, в середине южной стороны, находится высокий богато украшенный настенный фонтан XIX века. Из северо-западного угла этого двора есть вход, ведущий в следующий главный двор комплекса, более крупный и немного более неровный. Этот двор снова окружен мечетью с южной стороны и мавзолеем с восточной стороны, но вокруг него также расположено несколько других построек, которые являются частью комплекса. Северо-восточный угол двора занят скотобойней (часть услуг комплекса по обеспечению продовольствием), его северный край занят жилыми постройками, а западная сторона фланкирована комплексом построек, включающим комплекс уборные и приют для слепых . К юго-западу от второго главного двора и к западу от здания мечети находится прямоугольное строение — медресе, а дальше к западу от него, на другой стороне другой северо-западной улицы, находится хаммам ( баня ) . [6] [9]

Внешний вид мечети, вид с севера, вход справа.
Минарет востока мечети, вид с

Мечеть в настоящее время является единственным строением комплекса, которое в значительной степени восходит к постройке Саади при Абу Фарисе (начало 17 века). Ее планировка и убранство почти идентичны мечети Муассин, построенной Саадами ранее в прошлом веке, хотя она меньше последней. [5] Мечеть имеет обычную гипостальную внутреннюю форму с двором ( сан ), занимающим большую часть ее северной половины. Длина здания 38 метров с севера на юг и ширина 30 метров с востока на запад. [9] Его главный вход, расположенный на центральной оси, открывается с южной стороны большого северо-западного двора комплекса. Этот вход ведет во внутренний двор мечети с небольшим фонтаном посередине и с трех сторон окружен крытой галереей, которая, в свою очередь, сливается с внутренним молитвенным залом на южной стороне. Молитвенный зал, занимающий остальную часть здания, разделен рядами подковообразных арок на 7 нефов/нефов, идущих перпендикулярно южной стене. Южная стена также является направлением киблы , направлением молитвы; мечеть и соседние с ней здания фактически ориентированы на 18 градусов к востоку (или против часовой стрелки) от меридиана север-юг, чтобы соответствовать предполагаемому направлению молитвы. Центральный неф мечети немного шире остальных, а арки прямо перед южной стеной киблы заменены другим проходом, идущим параллельно этой стене; таким образом, формируется Т-образный план, который можно найти в большинстве средневековых мечетей региона. В середине южной стены, на одной линии с центральным нефом, находится мечеть. михраб (ниша в стене, символизирующая направление молитвы). [9] [5]

Убранство мечети аналогично оформлению мечети Муассина и мечети Баб-Дуккала . Он состоит из арабесок и геометрических мотивов, вырезанных на лепнине вокруг сводов молитвенного зала, а также более обширного резного лепного декора на стене вокруг михраба. Хотя скульптурные украшения довольно прекрасны и соответствуют более раннему качеству саадского мастерства, в настоящее время они покрыты толстыми слоями краски, которые слегка притупляют их черты. Помимо арабесковых мотивов, резьба вокруг арки михраба включает арабские надписи в прямоугольной рамке. Надписи включают басмалу , таслию (фразу, призывающую к Божьему благословению) и стихи с 36 по 37 24-й суры ( Ан-Нур ) Корана . [5] Отверстие самой ниши михраба с обеих сторон окружено тремя колоннами с богато украшенными капителями , каждая из которых вырезана из цельного куска мрамора . Пространство перед михрабом покрыто прямоугольным куполом, вырезанным из мукарнаса (сталактитового или сотового украшения), как и юго-восточный и юго-западный углы мечети, а меньший восьмиугольный купол мукарнаса покрывает пространство внутри самого михраба. Южный проход, проходящий перед стеной киблы, также ограничен дополнительным параллельным рядом арок «ламбрекенов» которых , внутренние части вырезаны мукарнами . Двор мечети украшен украшением зеллидж вдоль нижней части окружающих его арочных колонн, а центральная арка на ее южной стороне (ведущая к нефу, совмещенному с михрабом) заполнена деревянной аназа , верхняя часть которой внутри вырезана религиозными надписями. квадратная рамка. Внешние крыши мечети покрыты зеленой черепицей, типичной для других марокканских мечетей. [5]

Минарет мечети, возвышающийся из северо-восточного угла и затмевающий восточный двор комплекса, несколько более оригинален для своего времени и оказал неизгладимое влияние на более позднюю марокканскую архитектуру . [5] Минарет имеет обычное квадратное основание и двухъярусную композицию: главный вал увенчан меньшим второстепенным валом или фонарем, который, в свою очередь, увенчан небольшим куполом и навершием . Однако его отделка поверхности отказывается от более ранней традиции мотивов себки и вместо этого представляет собой несколько ярусов декоративных глухих арок, обрамляющих окна минарета. Самый нижний ярус представляет собой двойные многодольные арки на южном фасаде и большую арку в виде ламбрекена на восточном фасаде, второй ярус представляет собой двойные арки в виде ламбрекенов на каждом фасаде, а третий (самый высокий) ярус представляет собой ряд небольших арок, чередующихся между круглыми и заостренными. лопастные профили. Верх главного вала увенчан лепкой из зубчатых зубцов , похожих на зубцы, встречающиеся на минаретах других мечетей. [5]

В юго-западном углу мечети, простирающейся от южного прохода вдоль стены киблы, находится комната, называемая бейт аль-итикаф ( араб . بيت الاعتكف ), которая служила местом для духовного уединения. На южной стороне мечети, за михрабом, находится квадратная комната, служившая библиотекой, похожая на библиотечную камеру Саади, добавленную ранее к мечети Каравийин в Фесе . [5]

Мавзолей

[ редактировать ]

Камера мавзолея, расположенная к северо-востоку от мечети, представляет собой квадратную камеру, покрытую пирамидальной зеленой крышей (аналогично камерам мавзолея в других завиях города). Он датируется реконструкцией Мулая Исмаила в начале 18 века. Его внутренний потолок состоит из купола из крашеного дерева, а стены украшены плиткой зеллидж , резной лепниной и витражами. В здание мавзолея можно попасть через монументальный портал на северной стороне главного юго-восточного двора комплекса. Портал покрыт аналогичным декором и увенчан пещерным деревянным навесом. Этот вход сначала ведет во внутренний двор с центральным фонтаном. Двор имеет ширину около 9 метров с востока на запад и 14 метров в длину с севера на юг, а в камеру мавзолея можно попасть через богато украшенный дверной проем за арочным портиком на его западной стороне. За северной стеной мавзолея существует небольшое обнесенное стеной кладбище, но теперь кладбище покрупнее простирается далеко за его пределы на север и восток. [9]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Марракуш». Энциклопедия ислама . Том. 6. Э.Дж. Брилл. п. 591. ИСБН  9789004090828 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: Формирование городских пространств древней столицы Марокко . Париж: L'Harmattan. ISBN  2747523888 .
  4. ^ Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550-1650 гг . Париж: ЛиенАрт. стр. 110–117. ISBN  9782359061826 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Трики, Хамид (1986). Марракеш (PDF) . Сингапур: Marka Print Pte Ltd., стр. 29–29.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ханиф, Н. (2002). Биографическая энциклопедия суфиев: Африка и Европа Саруп и сыновья. стр. 100-1 143–145.
  8. ^ Бенченеб, Х. (1995). «ас-Сабти» . В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. VIII (2-е изд.). Лейден, Нидерланды: Э.Дж. БРИЛЛ . п. 691. ИСБН  9004098348 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и «Завия Сиди Бель Аббес» . Архнет . Проверено 26 сентября 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 12a6fa00abcbdc5e1fb408b2b4d3083f__1709067600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/3f/12a6fa00abcbdc5e1fb408b2b4d3083f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zawiya of Sidi Bel Abbes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)