Мечеть Аль-Хамра
Мечеть аль-Хамра | |
---|---|
Красная мечеть (арабский) Красная мечетьⴴ (берберская) | |
Религия | |
Секта | ( Малики ) Сунниты |
Статус | активный |
Расположение | |
Расположение | Фес , Марокко |
Географические координаты | 34 ° 03'19,1 ″ с.ш. 4 ° 59'23,9 ″ з.д. / 34,055306 ° с.ш. 4,989972 ° з.д. |
Архитектура | |
Тип | мечеть |
Стиль | Маринидский , марокканский , мавританский , исламский |
Основатель | Абу аль-Хасан |
Дата установления | (неподтверждено) 1339 г. н.э. |
Технические характеристики | |
Минарет (а) | 1 |
Высота минарета | (ок.) 23,8 м |
Материалы | кирпич, дерево |
Мечеть аль-Хамра или Красная мечеть ( араб . الجامع الاحمر , берберские языки : мечеть аль-Хамра ) — мечеть эпохи Маринидов в Фесе , Марокко . Это местная пятничная мечеть, расположенная на Гранд-Рю («Большая улица») Фес-эль-Дждида , города-дворца, основанного правителями Маринидов.
Историческая справка
[ редактировать ]Фундамент
[ редактировать ]Мечеть никогда не была точно датирована, поскольку на ней нет надписи на фундаменте. [1] но известно, что он был построен в период Маринидов, почти наверняка в 14 веке. [2] Роже Ле Турно предположил, что он, скорее всего, был построен в конце 13 или начале 14 века. [3] Анри Брезолетт утверждал, что мечеть должна быть построена до 1323 года, поскольку она упоминается в вакфной надписи того года в медресе Сахридж . [4] [1] Жорж Марсе предположил, на основании ее сильного сходства с мечетью Сиди Бумедьен в Тлемсене , что она была построена тем же архитектором и под тем же правителем, что и последняя, тем самым положив ее фундамент во времена правления султана Абу аль-Хасана . между 1331 и 1348 годами. [5] Автор Ричард Паркер называет дату 1339 годом (но не указывает, на каких источниках это основано). [6] Другие даты, предложенные более поздними авторами, включают середину 14 века, во время правления султана Абу Инана (1348–1358), и 1320 год, во время правления Абу Саида Усмана . [2]
С мечетью также связаны дом для омовения ( мидаа ), хаммам и группа магазинов, построенных вместе через дорогу, хотя исследований, позволяющих уточнить, был ли этот комплекс частью первоначальной постройки, еще не проводилось. и дизайн мечети. [7]
Имя
[ редактировать ]Название мечети Джама Хамра. [8] [5] или Джама аль-Хамра , [3] означает либо «Красная мечеть», либо «Мечеть Красного». Поскольку форма слова хамра , грамматически женская Ле Турно предположил, что оно относится либо к красному минарету , либо к красной женщине (как правдоподобные, так и грамматически женские слова). [3] До того, как он был отремонтирован с добавлением украшения зеллидж , первоначальный цвет минарета, возможно, был ближе к оттенку красного, что является еще одной гипотезой. [2] Борис Маслоу сообщил, что одна легенда приписывает мечеть неопознанному «Красному султану», но более правдоподобная легенда приписывает ее «красной женщине» из клана Бану Марин (Маринид), которая пришла из Тафилальта и посвятила свое состояние строительству. мечеть. [8] В таком случае мечеть также будет известна как Джама Лалла Хамра («Мечеть Красной женщины»). [8]
Архитектура
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Мечеть имеет аналогичную планировку с близлежащей Великой мечетью Фес-эль-Дждид и другими крупными мечетями Маринидов того времени. [2] [5] Мечеть имеет прямоугольный план с прямоугольным двором ( сан ) в северной части, окруженным с трех сторон аркадными галереями и главным молитвенным залом с юга. Минарет расположен в северо-западном углу, с видом на главную улицу. Мечеть имеет три входа: один на севере по центральной оси здания и еще два на востоке и западе в южных углах двора. Мечеть имеет наклонные деревянные крыши, покрытые сверху зеленой черепицей, типичной для марокканских мечетей. [8]
Двор ( сан )
[ редактировать ]Двор, окруженный арочными галереями, имеет размеры 11,3 на 13,7 метра. [8] В его центре находится (или раньше был) центральный фонтан с мраморной чашей, а под галереей в юго-западном углу находится настенный фонтан, украшенный зеллидж мозаичной плиткой ; оба служили для помощи в омовении . [8] Солнечные часы находятся на одной из колонн северной аркады двора.
Молитвенный зал
[ редактировать ]Как и большинство марокканских мечетей, интерьер мечети представляет собой гипостильное пространство с рядами мавританских арок, идущих перпендикулярно южной стене киблы . Другой ряд арок проходит близко и параллельно южной стене, образуя поперечный неф или проход перед михрабом и стеной киблы. [8] Деревянные потолки нефов молитвенного зала выполнены в марокканском стиле берхла с деревянными рамами и балками, образующими геометрические мотивы . Они датируются оригинальной постройкой Маринидов. [2]
Квадратное пространство непосредственно перед михрабом украшено лепными резными поверхностями и перекрыто деревянным каркасным куполом, образующим геометрические звездчатые узоры и подчеркнутым расписным декором. Переход купола в квадратное пространство внизу образован резьбой мукарнас . [8] Сам михраб состоит из ниши, покрытой куполом мукарнаса за подковообразной аркой, а стена вокруг михраба покрыта типичным лепным резным декором с арабесками , каллиграфическими и геометрическими мотивами. [8] В отличие от многих других сохранившихся мечетей Маринидов, украшение этого михраба, а также прилегающего к нему деревянного купола, похоже, все еще датируется периодом Маринидов. [2] В стене над михрабом расположены три окна с лепной решеткой, как это принято и в других мечетях. По обе стороны михраба есть двери; правый ведет к складскому помещению минбара , а левый ведет к палате имама и джама аль-гнаиз , небольшой часовне, посвященной погребальным обрядам. [8]
Минарет
[ редактировать ]Минарет имеет квадратное основание со стороной 4,5 метра. [8] Главный вал минарета имеет высоту 19,2 метра, над которым находится второстепенная мини-башня (2,5 метра с каждой стороны и 4,6 метра в высоту), увенчанная небольшим куполом и металлическим навершием со сферами. [8] Внутри минарета можно подняться по длинной лестнице, которая огибает квадратное ядро башни и ведет на платформу наверху главного вала. Единственные окна находятся на южной стороне минарета. [8]
Фасады минарета покрыты типичными марокканскими мотивами. Хотя на первый взгляд они кажутся похожими, каждый мотив немного отличается и представляет собой вариацию узора дардж ва ктаф (или себка ). Внизу каждого фасада расположен ряд глухих арок , которые сливаются с мотивом выше и заполнены мозаичной плиткой ( зеллидж ). [8] Вокруг верхней части главной шахты, над основными мотивами, находится широкая полоса плитки с геометрическими узорами. Над ним главная башня увенчана декоративными зубцами , также покрытыми геометрической плиткой. [8]
Борис Маслоу утверждал, что южная и восточная стороны минарета, а также вторичная шахта на его вершине были когда-то повреждены и переделаны в наше время. [8] Красочная плитка зеллидж , заполняющая пустые пространства мотивов дардж-ва-ктафа в середине фасадов минарета, вероятно, была добавлена в конце 18 или начале 19 века, возможно, во времена правления Мулая Слимана , когда аналогичный декор из плитки был добавлен к другие минареты Маринидов (например, мечеть Храблиин и мечеть Абу аль-Хасана ). [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брессолетт, Анри (2016). Открытие Феса . Харматтан. ISBN 978-2343090221 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Лосось, Ксавье (2021). Маринид Фес: столица искусств, 1276–1465 гг . Линкарт. стр. 91–103. ISBN 9782359063356 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе (на французском языке). Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания. п. 64.
- ^ Брессолетт, Анри; Деларозьер, Жан (1983). «Фез-Дждид от основания в 1276 году до середины ХХ века». Гесперис-Тамуда : 245–318.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе (на французском языке). Париж: Графика и ремесла. п. 277.
- ^ Паркер, Ричард (1981). Практическое руководство по исламским памятникам в Марокко . Шарлоттсвилл, Вирджиния: The Baraka Press. п. 149.
- ^ Алмела, Иньиго (2019). «Религиозная архитектура как инструмент обновления города: два религиозных комплекса периода Саади в Марракеше». Аль-Масак . 31 (3): 272–302.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Маслоу, Борис (1937). Мечети Феса и северного Марокко . Париж: Éditions d'art et d'histoire. стр. 38–53.
- ^ Лосось, Ксавье (2021). Маринид Фес: столица искусств, 1276–1465 гг . Линкарт. п. 124. ИСБН 9782359063356 .