Завия Мулая Идриса II
Завия Мулая Идриса II | |
---|---|
Завия Идрис II | |
![]() Вид на Завию Мулая Идриса II. | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Статус | активный |
Расположение | |
Расположение | Фес-эль-Бали , Фес , Марокко |
Географические координаты | 34 ° 03'53,45 "N 4 ° 58'29,00" W / 34,0648472 ° N 4,9747222 ° W |
Архитектура | |
Тип | Завия, мечеть, мавзолей |
Стиль | Марокканский ( мавританский ) |
Технические характеристики | |
Минарет (а) | 1 |
Материалы | кирпич, дерево, лепнина , керамическая плитка |
Завия Мулая Идриса II — это завия ( исламская святыня и религиозный комплекс, также пишется как зауя ) в Фесе , Марокко . Здесь находится могила Идриса II (или Мулая Идриса II, если включить его шарифский титул), который правил Марокко с 807 по 828 год и считается главным основателем города Фес. [1] [2] Он расположен в самом сердце Фес-эль-Бали , Феса, внесенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО старой медины , и считается одной из самых святых святынь в Марокко. [3] [4] Нынешнее здание претерпело масштабную реконструкцию при Мулае Исмаиле в начале 18 века, что придало святилищу его нынешний вид, включая минарет и мавзолей с большой пирамидальной крышей.
На заднем плане: Мулай Идрис II
[ редактировать ]
Идрис II , родившийся в 791 году, был сыном и преемником I. Идриса Идрис I был потомком Мухаммеда , который бежал с территории, контролируемой Аббасидами, после битвы при Фахе, потому что он поддерживал побежденных прошиитских повстанцев . Он использовал свой престиж как потомок Мухаммеда, чтобы заключить союз с местными берберами в 789 году и быстро стал самым важным религиозным и политическим лидером в регионе. Он умер вскоре после этого в 791 году, незадолго до рождения его сына Идриса (II). После того, как Идрис II официально занял пост правителя в 803 году, он значительно расширил власть нового государства Идрисидов . С помощью новых арабских иммигрантов он добился независимости от своих берберских союзников и расширил контроль Идрисидов, включив в него большую часть территории сегодняшнего Марокко и части восточного Алжира. [2] В результате он сыграл центральную роль в ранней исламизации Марокко и, возможно, стал первым настоящим «марокканским» исламским правителем. [2] Он умер в 828 году. [2]
Важно отметить, что Идрис II несет ответственность за перенос столицы своего государства из Валили (бывшего Волюбилиса ) на территорию нынешнего Феса, основав в 809 году новый город на западном берегу реки напротив другого поселения на восточном берегу, основанного его отцом. в 789 году. Он и его преемники превратили Фес в важную столицу и городской центр Марокко, а престиж города возрос благодаря созданию таких учреждений, как мечеть Каравийин и университет в 859 году. [1] [2] Репутация Мулая Идриса II поддерживалась и возрождалась с течением времени. Его стали считать покровителем города Фес, а его святыня является одной из самых святых в Марокко. [3] [4]
История завии
[ редактировать ]
Ранняя история (9–13 вв.)
[ редактировать ]мало Достоверной информации о святыне до периода династии Маринидов (14–15 вв.) . Историю как святыни, так и окружающей ее религиозной культуры невозможно четко проследить до возрождения шарифов ( семей и династий, признанных потомками Мухаммеда) в политической и религиозной жизни Марокко, которое медленно происходило в период Маринидов. [5]
Хотя среди источников существуют разногласия относительно того, что случилось с телом Идриса II после его смерти, большинство полагает, что он был похоронен в мечети, которую он построил рядом со своим дворцом Дар аль-Кайтун (Дом Палатки) в центре Феса. , возможно, в мавзолее на его восточной стороне. [5] [6] Это здание позже стало называться мечетью Шурафа (или мечетью шарифов), и оно служило мечетью ранней пятницы (главной мечетью, где читалась пятничная проповедь, хутба ) города. Он мог быть построен примерно в то же время, когда Идрис II основал свое поселение в этой местности в 808 или 809 году. [7] : 33, 49 [8] Автор XI века Аль-Бакри описал мечеть как состоящую из гипостильного молитвенного зала с тремя поперечными нефами, ориентированными примерно с востока на запад, и большого двора ( сана ), засаженного оливковыми деревьями. [8]
Во время соперничества между Омейядами Кордовы и Фатимидами в 10 веке Фес и северное Марокко попали под господство зенатских берберов , свергнувших Идрисидов в 917–921 годах. [2] Мусса ибн Аби аль-Афья, которого Зената поставила во главе Феса, преследовал потомков Идриса, изгонял их из города и принимал меры по дискредитации их репутации. [5] [9] Среди прочего, он публично отрицал, что в мечети Шурафа находится настоящая могила Идриса II, продвигая историю (сообщаемую в некоторых источниках), что вместо этого Идрис II был похоронен рядом со своим отцом в городе Мулай Идрис Зерхун (около 50 километров). к западу от Феса). [5] Наконец, в какой-то момент примерно в этот период хутба (пятничная проповедь) была перенесена в мечеть Аль-Каравийин, тем самым лишив мечеть Шурафа статуса главной мечети общины. Этот перенос произошел либо в 919–18, либо в 933 году, оба датируются сразу после короткого периода господства Фатимидов над городом, что позволяет предположить, что перенос мог произойти по инициативе Фатимидов. [10]
В последующие десятилетия дальнейшая смена режима и военное вмешательство держав за пределами Марокко привели к политической нестабильности и полному лишению избирательных прав Идрисидов. [9] В 1069 году Фес был завоеван Альморавидами , которые пропагандировали более строгую и ортодоксальную версию суннитского ислама (следующую Малики мазхабу ), враждебную культу « святых ». [2] что привело к очередному исходу шарифских семей из города. [5] Когда Идрисиды потеряли власть и Фес перешел под контроль других правителей, враждебно относившихся к их влиянию, мечеть и мавзолей были заброшены и в конечном итоге заброшены, а вместе с ними и культ Мулая Идриса II. [5] [3] [4] К тому времени по престижу его также затмил Каравийин, который стал самым важным учреждением в Фесе. [6] За это время было разрушено и большинство гробниц святых в городе. [5]
Период Маринидов (14-16 вв.)
[ редактировать ]Религиозное и политическое значение шарифов ( арабов, заявлявших о своем происхождении от пророка Мухаммеда) начало возрождаться и перерабатываться при династии Маринидов. Как и предшествующие им династии Альморавидов и Альмохадов , Мариниды были берберами, а не арабами. Однако, в отличие от этих предыдущих династий, их политическая легитимность не была основана на программе религиозных реформ или на сильной роли в защите мусульманской границы в Аль-Андалусе ( Испания ) в то время. В результате они искали новые основы легитимности. Среди других средств они сделали это, построив множество новых медресе, Малики продвигая суннитский мазхаб и его ученых (которые стали их бюрократией), и в то же время осторожно поощряя различные шарифские династии и фракции внутри Марокко для поддержки. [3] [2]
Для Маринидов, базирующихся в Фесе, культ Идрисидов и его связь с самим Фесом все еще рассматривались как возможная угроза, и их отношение к нему изначально было прохладным и двойственным. Примечательно, что когда тело Идриса I было якобы вновь обнаружено в Валили (Волюбилисе) в 1318 году, что вызвало волнение среди местных жителей, официальные лица Маринидов быстро предприняли меры, чтобы предотвратить распространение этой истории. [3] Однако более поздние правители Маринидов изменили свое отношение и постепенно адаптировали историю Идрисидов, чтобы вместо этого подчеркнуть роль Маринидов как их символических преемников. Мариниды представляли себя правителями, возрождавшими и сохранявшими ортодоксальное исламское государство в Марокко. Соответственно, писатели и чиновники под их правлением (и при более поздних Ваттасидах ) вновь подчеркнули связь между Фесом и его основателями-идрисидами, представляя бывших идрисидов как окончательно суннитских правителей (несмотря на то, что Идрис I бежал в Марокко из-за своих к шиитам симпатий ). ), и изображая Маринидов как активных сторонников культа Мулая Идриса I и Мулая Идриса II. [3]
После того, как крыша и стены завии полностью рухнули в 1308 году после длительного периода запустения, чиновники Маринидов разрешили восстановить мечеть потомкам Идриса, которые восстановили ее в точности такой, какая она была. [6] [5] Однако более важное событие произошло в 1437 году: во время подготовки к повторному восстановлению здания на месте было обнаружено захороненное тело, которое ученые-юристы того времени признали телом Идриса II. [3] [2] [6] Хроники события сообщают, что официальные лица Маринида были причастны к решению впоследствии повторно похоронить тело на том же месте при восстановлении завии. [5] [4] Мраморная панель, рассказывающая об этом событии, была помещена на стену над гробницей и видна до сих пор. [5] Современные учёные сомневаются в деталях этой истории. [5] но, тем не менее, это событие знаменует собой рост престижа завии. Культ вокруг Мулая Идриса II медленно возрождался, и к 16 веку он был силен и даже активно поощрялся правителями Ваттасидов (преемниками Маринидов), при этом вокруг гробницы проходили регулярные церемонии. [1]
Периоды Саади и Алауиты (с 16 века по настоящее время)
[ редактировать ]
На более национальном уровне возрожденный престиж шарифов в целом был настолько успешным, что две шарифские династии, Саади и Алави (нынешняя монархия по сей день), впоследствии захватили власть и управляли Марокко. Идрисиды, первые шарифские правители раннего исламского Марокко, легче вписываются в повествование о политической легитимности этих династий. Возможно, из-за этого за это время были внесены многочисленные вклады в завию, кульминацией которых стала крупная реконструкция в начале 18 века, которая придала святилищу его нынешний вид.

В 1557 году султан Саади Мохаммад аль-Шейх построил над мавзолеем новую крышу, чтобы сделать его более монументальным. [5] В 1603 году, в последний год правления султана Ахмада аль-Мансура , его сын, эмир (принц) Зайдан Абу Маали , добавил больше украшений внутри мавзолея. [5] Вскоре после этого, в 1610 или 1611 году, по инициативе и за счет щедрого частного лица по имени Харун аль-Андалузи, был куплен частный дом рядом с мавзолеем, а его имущество превращено во двор или сан для мечети, в то время как другой чиновник Саади ( кади ар-Рассани аль-Андалузи) построил фонтан в центре двора. [5] В 1644 году другой человек (по имени аль-Хадж Али ибн Касем аль-Кумини) пожертвовал средства на украшение внутреннего двора, а также подарил дополнительные предметы для использования в мавзолее. [5]
При династии Алауитов первый султан Алауитов Мулай Рашид сделал щедрые пожертвования завии в 1669 году. [5] Два других алауитских чиновника, в 1679 и 1714 годах, установили новые фонтаны и перенаправили новые источники воды в мечеть (в одном случае - из Каравийина). [5] Что наиболее важно, Мулай Исмаил , могущественный и долго правивший султан Алауитов, приказал перестроить всю завию между 1717 и 1720 годами, включая нынешний минарет и мавзолей с большой пирамидальной крышей. [4] [5] Это придало комплексу его нынешние (или почти) размеры и общее убранство, которое он имеет сегодня. В 1824 году другой алауитский султан, Абд ар-Рахман (или Абдеррахман), построил новую пристройку мечети на участке, прилегающем к мавзолею, что ознаменовало последнюю значительную модификацию конструкции. [4] [6]
Знаменитый марокканский суфийский каллиграф Мухаммад аль-Кандуси , живший в Фесе с 1828 года до своей смерти в 1861 году, был ответственным за нанесение большого каллиграфического изображения имени Аллаха на южной стене двора завии. [12] [13] [14] С XIX века завия реставрировалась еще несколько раз. Он был отремонтирован в 1956 году по инициативе короля Мухаммеда V , и некоторые украшения снаружи здания относятся к этому времени. [6] Последний раз комплекс подвергался реставрации в период с 2011 по 2014 год под руководством архитектора Рашида Халуи. [15] [16]
География
[ редактировать ]Городская среда
[ редактировать ]
Наиболее выдающимися внешними особенностями Завии являются ее минарет, самый высокий в старом городе Фес. [4] [6] и большая пирамидальная крыша с зеленой черепицей над мавзолеем. В результате это одно из самых заметных и легко узнаваемых зданий на горизонте старой Медины . Однако вблизи завию часто скрывают узкие улочки и плотно застроенные здания старого города. На восточной стороне Завии находится сеть крытых улиц, образующих базар, известный как Киссария ( также пишется кисария или кайсарийа ), исторически центральный и самый престижный рынок в городе, расположенный между двумя наиболее важными мечетями Завии. город (мечеть Каравийин и мечеть/завия Идриса II). [7] Дальше на запад, на южной стороне площади Неджарин , находится исторический Хаммам Мулай Идрис, который связан с его могилой и традиционно считается дарующим некоторые из его благословений. [17] [7] [18]
Святилище ( хорм )
[ редактировать ]
Некоторые улицы вокруг и ведущие к завии в определенных местах отмечены горизонтальной деревянной перекладиной, под которую пешеходы должны пригнуться, чтобы пройти. Они обозначали пределы святилища или харама Завии (также хорма ), защищенного и освященного пространства. Вплоть до начала французской колониальной оккупации в 1912 году немусульманам и вьючным животным (например, мулам, обычно используемым в старом городе) было запрещено проходить за пределы этой точки, и любому мусульманину, находившемуся в этом пространстве, разрешалось просить убежища от ареста. или уголовное преследование. [19] [4] [20] Сегодня немусульманам не разрешается входить в само здание, но теперь они могут подходить к его дверям и обходить его по периметру. [20]
Этот хорм или святилище также содержит множество других зданий, которые обычно входили в жилище ( наделение ) завии. К ним относятся:
- Джама Мкалкин , небольшая мечеть, где исторически могли останавливаться просители убежища, расположена к северо-западу от главного здания Завии. [19]
- Дар аль-Кайтун или Дар Завия , небольшой дом, который считается бывшим домом самого Идриса II, где могли останавливаться женщины, ищущие убежища, или беженцы, расположенный на южной стороне Джама Мкалкин. [19]
- Бойня , расположенная на северной стороне Завии, недалеко от Киссарии . [19]
- Дом хатиба ( проповедника), расположенный на южной стороне завии и примечательный приподнятым над улицей проходом, соединяющим его непосредственно с самой завией. [19]
- Гробница Лаллы Кензы, по общему мнению, матери Идриса II, но, возможно, еще одной женщины-идрисидки, которая владела здесь магазином и которой позже разрешили здесь похоронить. Он расположен на улице Дерб Деллала на западной стороне Завии. [19]
Завия Мулая Идриса была не единственной в городе, имевшей привилегированный статус хорма . Другие крупные суфийские святилища в городе, часто связанные с конкретным основателем, также предлагали убежище таким же образом. Этими другими святилищами были Завия Сиди Абделькадера аль-Фасси , [21] [22] Завия Сиди Ахмеда эш-Шави, Завия Сиди Али Бугалеба, Завия Мулая Ахмеда эс-Скалли и Завия Сиди Ахмеда ат-Тиджани . [7] : 600
Архитектура
[ редактировать ]Самый монументальный входной портал здания Завия находится на его северной стороне, у подножия минарета и в конце переулка, ведущего прямо от главной базара улицы Талаа Кебира . Этот вход ведет в сан или главный двор, в котором находится центральный фонтан из белого мрамора времен правления Мулая Исмаила (18 век). [4] а также настенные фонтаны, используемые для омовений (омовений и ритуальных очищений). Большое каллиграфическое изображение имени Аллаха на южной стене двора Завии - работа Мухаммеда аль-Кандуси XIX века. [12] [13] [14]
- Минарет Завии
- Северные ворота
- Северные ворота
- Двор ( сан ); взгляд на запад, в сторону входа в мавзолей
В южном конце двора находится большой мавзолей, где находится могила Мулая Идриса II. Стены и михраб камеры богато украшены резной и расписной лепниной, мозаичными плитками ( зеллидж ), белыми и черными мраморными колоннами. [6] Потолок камеры представляет собой большой деревянный купол, вероятно, состоящий из сотен или тысяч маленьких деревянных частей, соединенных вместе, чтобы создать звездообразный узор, что типично для мавританской и марокканской архитектуры. [23] [24] Сама гробница покрыта деревянным балдахином, инкрустированным золотом и медью и искусно украшенным золотой арабской каллиграфией . [4] [6] В мавзолей также можно попасть напрямую через двери из кедрового дерева на западной стороне здания через столь же богато украшенный вестибюль. [4] (Эти двери также являются ближайшими к внутренней части Мавзолея, через которые немусульмане могут пройти. [20] ) Восточная сторона комплекса, примыкающая к внутреннему двору и мавзолею, представляет собой крытое гипостильное помещение для молитвы, включающее помещение мечети, построенное султаном Абд ар-Рахманом в 1824 году.
- Западные двери мавзолея, за которыми находится вестибюль, ведущий прямо в мавзолей.
- Западный вестибюль, обеспечивающий прямой доступ к камере мавзолея за пределами
- Камера мавзолея
- Михраб камеры мавзолея с лепниной и изразцовым декором.
Ряд богато украшенных мраморных колонн, капителей и панелей по всему комплексу, а также богато украшенная мраморная арка для окна комнаты муваккита или камеры хронометриста ( Дар аль-Муваккит ), выходящей во внутренний двор, по-видимому, созданы Саади. , вероятно, изъятый Мулаем Исмаилом из дворцов Саади, таких как знаменитый Эль-Бади в Марракеше, и повторно использованный в новых престижных зданиях в других местах. [11] Еще одна небольшая мраморная колонна, встроенная во внешний южный фасад мавзолея, вероятно, имеет альморавидское происхождение. [25]
Снаружи здания есть несколько входов меньшего размера и других элементов, обычно отмеченных замысловатым декором. Примечательно, что на внешней южной стене здания есть зарешеченное окно, которое соединяется непосредственно с гробницей и где проходящие мусульмане могут вознести короткие молитвы, чтобы благословить Мулая Идрисса II. Рядом с ним также есть небольшое отверстие, где прохожие могут раздавать деньги в качестве закята (милостыни) на завию. [4]
- Меньший дверной проем в завию в ее юго-восточном углу, окруженный крашеным деревом, резной лепниной и зеллиджем.
- Улица на южной стороне Завии; мост или надземный переход через улицу соединяет здание завии (слева) непосредственно с домом хатиба ( справа)
- Украшение на внешней стене мавзолея с решетчатым окном в гробницу (внизу в центре), где можно вознести молитвы Идрису II.
- Мраморная колонна (слева), встроенная во внешнюю южную стену мавзолея, предположительно являющаяся сполией периода Альморавидов.
- Украшение на внешней южной стене мавзолея и прорезь (внизу) для подачи милостыни.
Религиозные практики и церемонии
[ редактировать ]Могила Мулая Идриса II привлекает марокканских посетителей и паломников со всей страны из-за ее религиозной и исторической важности, и многие до сих пор приходят в поисках бараки или благословения, прикасаясь к могиле. [4] Завия на протяжении веков играла роль в ежегодном праздновании Мулуда (годовщины со дня рождения Пророка Мухаммеда), особенно в качестве отправной точки для шествия городских гильдий ремесленников, которое происходит до сих пор. [4]
Муссем Мулая Идриса II — самый важный мусс ( суфийский религиозный праздник) в городе и один из самых важных в Марокко. Фестиваль проводится уже сотни лет и спонсируется всеми традиционными торговыми и ремесленными гильдиями города. Каждый год все гильдии вместе маршируют по городу в процессии, кульминацией которой является мавзолей Идриса II. Каждая гильдия жертвует подарки завии. Одним из них является кесва , большая ткань, украшенная стихами Корана, которая накинута на катафалк Идриса II . Неделя муссема отмечена и другими культурными мероприятиями и развлечениями. [26] [27] : 86, 130 [28] [29] [7] : 301–302
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Фес». Британская энциклопедия . 2007. Краткая энциклопедия Britannica. 3 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521337674 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Линц, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле (2014). Средневековое Марокко: империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 432–435. ISBN 9782350314907 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Металси, Мохамед (2003). Фес: важный город . Париж: Международное издание ACR. стр. 192–194. ISBN 978-2867701528 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Гаудио, Аттилио (1982). Фес: жемчужина исламской цивилизации . Париж: Пресса ЮНЕСКО: Новые латинские издания. стр. 123–131. ISBN 2723301591 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Меззин, Мохамед. «Мавзолей Мулая Идриса» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 6 января 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе . Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эль Хаммар, Абдельтиф (2005). Мечети и оратории Мекнеса (9–18 вв.): религиозная география, архитектура и проблема Киблы (кандидатская диссертация) (на французском языке). Университет Люмьер-Лион 2. с. 535.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ривет, Дэниел (2012). История Марокко: от Мулая Идриса до Мухаммеда VI . Фаярд. стр. 88–92. ISBN 9782213638478 .
- ^ Терраса, Анри (1968). Мечеть аль-Карауин в Фесе; с исследованием Гастона Девердана об исторических надписях мечети . Париж: Библиотека К. Клинксик. п. 12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550–1650 гг . Париж: ЛиенАрт. стр. 264–272. ISBN 9782359061826 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Скали, Фаузи (2007). Святые и святыни Феса . Марсам. п. 185. ИСБН 9789954210864 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мернер, Клара. «Аль-Кандуси, каллиграф с зеркалом Пророка» . SaphirNews.com | Ежедневные новости о ситуации с мусульманами во Франции (на французском языке) . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Мухаммад аль-Кандуси» . Карта Аулии . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ «Фез: Восстановление мавзолея Мулая Дрисса застопорилось» . Экономист (на французском языке). 03 июля 2013 г. Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ «Реставрационные работы мавзолея Мулая Идрисса» . www.monarchitecte.ma . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ Сибли, Магда; Джексон, Иэн (2012). «Архитектура исламских общественных бань Северной Африки и Ближнего Востока: анализ их внутренних пространственных конфигураций». Ежеквартальный журнал архитектурных исследований . 16 (2): 155–170. дои : 10.1017/S1359135512000462 . S2CID 111065262 .
- ^ Секрет, Эдм. (1942). «Хаммамы Феса» (PDF) . Бюллетень Института гигиены Марокко . 2 :61–78.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Брессолетт, Анри (2016). Открытие Феса . Харматтан. ISBN 978-2343090221 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Приблизительный путеводитель по Марокко . Лондон: Грубые гиды. 2016. с. 174. ИСБН 9780241236680 .
- ^ Скали, Фаузи (2007). Святые и святыни Феса . Марсам. стр. 61–62. ISBN 9789954210864 .
- ^ Фес и святость, от основания до появления Протектората (808–1912): Агиография, духовная традиция и пророческое наследие в городе Маулай Идрис . Рабат: Центр Жака-Берка. 2014. ISBN 9791092046175 .
- ^ Барруканд, Марианна; Беднорц, Ахим (2007). Мавританская архитектура в Андалусии . Сумки. ISBN 9783822831038 .
- ^ Доддс, Джеррилин Д., изд. (1992). Аль-Андалус: Искусство исламской Испании . Метрополитен-музей, Нью-Йорк. ISBN 0870996371 .
- ^ Лосось, Ксавье (2021). Маринид Фес: столица искусств, 1276–1465 гг . Линкарт. стр. 29–30. ISBN 9782359063356 .
- ^ Грубый путеводитель по Марокко (12-е изд.). Грубые гиды. 2019. С. 43–44, 186.
- ^ Гаудио, Аттилио (1982). Фес: жемчужина исламской цивилизации . Париж: ЮНЕСКО Пресс: Новые латинские издания. ISBN 2723301591 .
- ^ «Муссем Мулай Идрисс – Региональный совет СЭЗ туризма» . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ «Фес: Открытие ежегодного Мулай Идрисс Аль Азхар Муссем» . LesEco.ma (на французском языке). 26 сентября 2019 г. Проверено 21 октября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Мавзолей Мулая Идриса в Центре исламского искусства (виртуальный музей). Включает фотографии и план завии.