Jump to content

Завия Мулая Идриса II

Координаты : 34 ° 03'53,45 "N 4 ° 58'29,00" W  /  34,0648472 ° N 4,9747222 ° W  / 34,0648472; -4,9747222
Завия Мулая Идриса II
Завия Идрис II
Вид на Завию Мулая Идриса II.
Религия
Принадлежность ислам
Статус активный
Расположение
Расположение Фес-эль-Бали , Фес , Марокко
Географические координаты 34 ° 03'53,45 "N 4 ° 58'29,00" W  /  34,0648472 ° N 4,9747222 ° W  / 34,0648472; -4,9747222
Архитектура
Тип Завия, мечеть, мавзолей
Стиль Марокканский ( мавританский )
Технические характеристики
Минарет (а) 1
Материалы кирпич, дерево, лепнина , керамическая плитка

Завия Мулая Идриса II — это завия ( исламская святыня и религиозный комплекс, также пишется как зауя ) в Фесе , Марокко . Здесь находится могила Идриса II (или Мулая Идриса II, если включить его шарифский титул), который правил Марокко с 807 по 828 год и считается главным основателем города Фес. [1] [2] Он расположен в самом сердце Фес-эль-Бали , Феса, внесенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО старой медины , и считается одной из самых святых святынь в Марокко. [3] [4] Нынешнее здание претерпело масштабную реконструкцию при Мулае Исмаиле в начале 18 века, что придало святилищу его нынешний вид, включая минарет и мавзолей с большой пирамидальной крышей.

На заднем плане: Мулай Идрис II

[ редактировать ]
Могила Идриса II в мавзолее

Идрис II , родившийся в 791 году, был сыном и преемником I. Идриса Идрис I был потомком Мухаммеда , который бежал с территории, контролируемой Аббасидами, после битвы при Фахе, потому что он поддерживал побежденных прошиитских повстанцев . Он использовал свой престиж как потомок Мухаммеда, чтобы заключить союз с местными берберами в 789 году и быстро стал самым важным религиозным и политическим лидером в регионе. Он умер вскоре после этого в 791 году, незадолго до рождения его сына Идриса (II). После того, как Идрис II официально занял пост правителя в 803 году, он значительно расширил власть нового государства Идрисидов . С помощью новых арабских иммигрантов он добился независимости от своих берберских союзников и расширил контроль Идрисидов, включив в него большую часть территории сегодняшнего Марокко и части восточного Алжира. [2] В результате он сыграл центральную роль в ранней исламизации Марокко и, возможно, стал первым настоящим «марокканским» исламским правителем. [2] Он умер в 828 году. [2]

Важно отметить, что Идрис II несет ответственность за перенос столицы своего государства из Валили (бывшего Волюбилиса ) на территорию нынешнего Феса, основав в 809 году новый город на западном берегу реки напротив другого поселения на восточном берегу, основанного его отцом. в 789 году. Он и его преемники превратили Фес в важную столицу и городской центр Марокко, а престиж города возрос благодаря созданию таких учреждений, как мечеть Каравийин и университет в 859 году. [1] [2] Репутация Мулая Идриса II поддерживалась и возрождалась с течением времени. Его стали считать покровителем города Фес, а его святыня является одной из самых святых в Марокко. [3] [4]

История завии

[ редактировать ]
Завия с высоким минаретом в самом сердце Фес-эль-Бали.

Ранняя история (9–13 вв.)

[ редактировать ]

мало Достоверной информации о святыне до периода династии Маринидов (14–15 вв.) . Историю как святыни, так и окружающей ее религиозной культуры невозможно четко проследить до возрождения шарифов ( семей и династий, признанных потомками Мухаммеда) в политической и религиозной жизни Марокко, которое медленно происходило в период Маринидов. [5]

Хотя среди источников существуют разногласия относительно того, что случилось с телом Идриса II после его смерти, большинство полагает, что он был похоронен в мечети, которую он построил рядом со своим дворцом Дар аль-Кайтун (Дом Палатки) в центре Феса. , возможно, в мавзолее на его восточной стороне. [5] [6] Это здание позже стало называться мечетью Шурафа (или мечетью шарифов), и оно служило мечетью ранней пятницы (главной мечетью, где читалась пятничная проповедь, хутба ) города. Он мог быть построен примерно в то же время, когда Идрис II основал свое поселение в этой местности в 808 или 809 году. [7] : 33, 49  [8] Автор XI века Аль-Бакри описал мечеть как состоящую из гипостильного молитвенного зала с тремя поперечными нефами, ориентированными примерно с востока на запад, и большого двора ( сана ), засаженного оливковыми деревьями. [8]

Во время соперничества между Омейядами Кордовы и Фатимидами в 10 веке Фес и северное Марокко попали под господство зенатских берберов , свергнувших Идрисидов в 917–921 годах. [2] Мусса ибн Аби аль-Афья, которого Зената поставила во главе Феса, преследовал потомков Идриса, изгонял их из города и принимал меры по дискредитации их репутации. [5] [9] Среди прочего, он публично отрицал, что в мечети Шурафа находится настоящая могила Идриса II, продвигая историю (сообщаемую в некоторых источниках), что вместо этого Идрис II был похоронен рядом со своим отцом в городе Мулай Идрис Зерхун (около 50 километров). к западу от Феса). [5] Наконец, в какой-то момент примерно в этот период хутба (пятничная проповедь) была перенесена в мечеть Аль-Каравийин, тем самым лишив мечеть Шурафа статуса главной мечети общины. Этот перенос произошел либо в 919–18, либо в 933 году, оба датируются сразу после короткого периода господства Фатимидов над городом, что позволяет предположить, что перенос мог произойти по инициативе Фатимидов. [10]

В последующие десятилетия дальнейшая смена режима и военное вмешательство держав за пределами Марокко привели к политической нестабильности и полному лишению избирательных прав Идрисидов. [9] В 1069 году Фес был завоеван Альморавидами , которые пропагандировали более строгую и ортодоксальную версию суннитского ислама (следующую Малики мазхабу ), враждебную культу « святых ». [2] что привело к очередному исходу шарифских семей из города. [5] Когда Идрисиды потеряли власть и Фес перешел под контроль других правителей, враждебно относившихся к их влиянию, мечеть и мавзолей были заброшены и в конечном итоге заброшены, а вместе с ними и культ Мулая Идриса II. [5] [3] [4] К тому времени по престижу его также затмил Каравийин, который стал самым важным учреждением в Фесе. [6] За это время было разрушено и большинство гробниц святых в городе. [5]

Период Маринидов (14-16 вв.)

[ редактировать ]

Религиозное и политическое значение шарифов ( арабов, заявлявших о своем происхождении от пророка Мухаммеда) начало возрождаться и перерабатываться при династии Маринидов. Как и предшествующие им династии Альморавидов и Альмохадов , Мариниды были берберами, а не арабами. Однако, в отличие от этих предыдущих династий, их политическая легитимность не была основана на программе религиозных реформ или на сильной роли в защите мусульманской границы в Аль-Андалусе ( Испания ) в то время. В результате они искали новые основы легитимности. Среди других средств они сделали это, построив множество новых медресе, Малики продвигая суннитский мазхаб и его ученых (которые стали их бюрократией), и в то же время осторожно поощряя различные шарифские династии и фракции внутри Марокко для поддержки. [3] [2]

Для Маринидов, базирующихся в Фесе, культ Идрисидов и его связь с самим Фесом все еще рассматривались как возможная угроза, и их отношение к нему изначально было прохладным и двойственным. Примечательно, что когда тело Идриса I было якобы вновь обнаружено в Валили (Волюбилисе) в 1318 году, что вызвало волнение среди местных жителей, официальные лица Маринидов быстро предприняли меры, чтобы предотвратить распространение этой истории. [3] Однако более поздние правители Маринидов изменили свое отношение и постепенно адаптировали историю Идрисидов, чтобы вместо этого подчеркнуть роль Маринидов как их символических преемников. Мариниды представляли себя правителями, возрождавшими и сохранявшими ортодоксальное исламское государство в Марокко. Соответственно, писатели и чиновники под их правлением (и при более поздних Ваттасидах ) вновь подчеркнули связь между Фесом и его основателями-идрисидами, представляя бывших идрисидов как окончательно суннитских правителей (несмотря на то, что Идрис I бежал в Марокко из-за своих к шиитам симпатий ). ), и изображая Маринидов как активных сторонников культа Мулая Идриса I и Мулая Идриса II. [3]

После того, как крыша и стены завии полностью рухнули в 1308 году после длительного периода запустения, чиновники Маринидов разрешили восстановить мечеть потомкам Идриса, которые восстановили ее в точности такой, какая она была. [6] [5] Однако более важное событие произошло в 1437 году: во время подготовки к повторному восстановлению здания на месте было обнаружено захороненное тело, которое ученые-юристы того времени признали телом Идриса II. [3] [2] [6] Хроники события сообщают, что официальные лица Маринида были причастны к решению впоследствии повторно похоронить тело на том же месте при восстановлении завии. [5] [4] Мраморная панель, рассказывающая об этом событии, была помещена на стену над гробницей и видна до сих пор. [5] Современные учёные сомневаются в деталях этой истории. [5] но, тем не менее, это событие знаменует собой рост престижа завии. Культ вокруг Мулая Идриса II медленно возрождался, и к 16 веку он был силен и даже активно поощрялся правителями Ваттасидов (преемниками Маринидов), при этом вокруг гробницы проходили регулярные церемонии. [1]

Периоды Саади и Алауиты (с 16 века по настоящее время)

[ редактировать ]
XVIII века Вид со двора на минарет и слева на окно дар аль-муваккит мечети (комната хронометриста ). Окно украшено скульптурной мраморной аркой, которая, как полагают, является Саади, сполией привезенной из Марракеша и установленной здесь султаном Мулаем Исмаилом . [11]

На более национальном уровне возрожденный престиж шарифов в целом был настолько успешным, что две шарифские династии, Саади и Алави (нынешняя монархия по сей день), впоследствии захватили власть и управляли Марокко. Идрисиды, первые шарифские правители раннего исламского Марокко, легче вписываются в повествование о политической легитимности этих династий. Возможно, из-за этого за это время были внесены многочисленные вклады в завию, кульминацией которых стала крупная реконструкция в начале 18 века, которая придала святилищу его нынешний вид.

Вид на большую картину аль-Кандуси XIX века со словом «Аллах» во дворе завии.

В 1557 году султан Саади Мохаммад аль-Шейх построил над мавзолеем новую крышу, чтобы сделать его более монументальным. [5] В 1603 году, в последний год правления султана Ахмада аль-Мансура , его сын, эмир (принц) Зайдан Абу Маали , добавил больше украшений внутри мавзолея. [5] Вскоре после этого, в 1610 или 1611 году, по инициативе и за счет щедрого частного лица по имени Харун аль-Андалузи, был куплен частный дом рядом с мавзолеем, а его имущество превращено во двор или сан для мечети, в то время как другой чиновник Саади ( кади ар-Рассани аль-Андалузи) построил фонтан в центре двора. [5] В 1644 году другой человек (по имени аль-Хадж Али ибн Касем аль-Кумини) пожертвовал средства на украшение внутреннего двора, а также подарил дополнительные предметы для использования в мавзолее. [5]

При династии Алауитов первый султан Алауитов Мулай Рашид сделал щедрые пожертвования завии в 1669 году. [5] Два других алауитских чиновника, в 1679 и 1714 годах, установили новые фонтаны и перенаправили новые источники воды в мечеть (в одном случае - из Каравийина). [5] Что наиболее важно, Мулай Исмаил , могущественный и долго правивший султан Алауитов, приказал перестроить всю завию между 1717 и 1720 годами, включая нынешний минарет и мавзолей с большой пирамидальной крышей. [4] [5] Это придало комплексу его нынешние (или почти) размеры и общее убранство, которое он имеет сегодня. В 1824 году другой алауитский султан, Абд ар-Рахман (или Абдеррахман), построил новую пристройку мечети на участке, прилегающем к мавзолею, что ознаменовало последнюю значительную модификацию конструкции. [4] [6]

Знаменитый марокканский суфийский каллиграф Мухаммад аль-Кандуси , живший в Фесе с 1828 года до своей смерти в 1861 году, был ответственным за нанесение большого каллиграфического изображения имени Аллаха на южной стене двора завии. [12] [13] [14] С XIX века завия реставрировалась еще несколько раз. Он был отремонтирован в 1956 году по инициативе короля Мухаммеда V , и некоторые украшения снаружи здания относятся к этому времени. [6] Последний раз комплекс подвергался реставрации в период с 2011 по 2014 год под руководством архитектора Рашида Халуи. [15] [16]

География

[ редактировать ]

Городская среда

[ редактировать ]
Вид на крышу купола хаммама Мулая Идриса, старого хаммама рядом с сегодняшним музеем Неджарин , который был связан с завией Мулая Идриса II.

Наиболее выдающимися внешними особенностями Завии являются ее минарет, самый высокий в старом городе Фес. [4] [6] и большая пирамидальная крыша с зеленой черепицей над мавзолеем. В результате это одно из самых заметных и легко узнаваемых зданий на горизонте старой Медины . Однако вблизи завию часто скрывают узкие улочки и плотно застроенные здания старого города. На восточной стороне Завии находится сеть крытых улиц, образующих базар, известный как Киссария ( также пишется кисария или кайсарийа ), исторически центральный и самый престижный рынок в городе, расположенный между двумя наиболее важными мечетями Завии. город (мечеть Каравийин и мечеть/завия Идриса II). [7] Дальше на запад, на южной стороне площади Неджарин , находится исторический Хаммам Мулай Идрис, который связан с его могилой и традиционно считается дарующим некоторые из его благословений. [17] [7] [18]

Святилище ( хорм )

[ редактировать ]
Деревянная перекладина напротив входа с улицы, недалеко от завии, обозначает границу святилища. Животным (например, мулам) исторически не разрешалось проходить мимо этой точки.

Некоторые улицы вокруг и ведущие к завии в определенных местах отмечены горизонтальной деревянной перекладиной, под которую пешеходы должны пригнуться, чтобы пройти. Они обозначали пределы святилища или харама Завии (также хорма ), защищенного и освященного пространства. Вплоть до начала французской колониальной оккупации в 1912 году немусульманам и вьючным животным (например, мулам, обычно используемым в старом городе) было запрещено проходить за пределы этой точки, и любому мусульманину, находившемуся в этом пространстве, разрешалось просить убежища от ареста. или уголовное преследование. [19] [4] [20] Сегодня немусульманам не разрешается входить в само здание, но теперь они могут подходить к его дверям и обходить его по периметру. [20]

Этот хорм или святилище также содержит множество других зданий, которые обычно входили в жилище ( наделение ) завии. К ним относятся:

  • Джама Мкалкин , небольшая мечеть, где исторически могли останавливаться просители убежища, расположена к северо-западу от главного здания Завии. [19]
  • Дар аль-Кайтун или Дар Завия , небольшой дом, который считается бывшим домом самого Идриса II, где могли останавливаться женщины, ищущие убежища, или беженцы, расположенный на южной стороне Джама Мкалкин. [19]
  • Бойня , расположенная на северной стороне Завии, недалеко от Киссарии . [19]
  • Дом хатиба ( проповедника), расположенный на южной стороне завии и примечательный приподнятым над улицей проходом, соединяющим его непосредственно с самой завией. [19]
  • Гробница Лаллы Кензы, по общему мнению, матери Идриса II, но, возможно, еще одной женщины-идрисидки, которая владела здесь магазином и которой позже разрешили здесь похоронить. Он расположен на улице Дерб Деллала на западной стороне Завии. [19]

Завия Мулая Идриса была не единственной в городе, имевшей привилегированный статус хорма . Другие крупные суфийские святилища в городе, часто связанные с конкретным основателем, также предлагали убежище таким же образом. Этими другими святилищами были Завия Сиди Абделькадера аль-Фасси , [21] [22] Завия Сиди Ахмеда эш-Шави, Завия Сиди Али Бугалеба, Завия Мулая Ахмеда эс-Скалли и Завия Сиди Ахмеда ат-Тиджани . [7] : 600 

Архитектура

[ редактировать ]

Самый монументальный входной портал здания Завия находится на его северной стороне, у подножия минарета и в конце переулка, ведущего прямо от главной базара улицы Талаа Кебира . Этот вход ведет в сан или главный двор, в котором находится центральный фонтан из белого мрамора времен правления Мулая Исмаила (18 век). [4] а также настенные фонтаны, используемые для омовений (омовений и ритуальных очищений). Большое каллиграфическое изображение имени Аллаха на южной стене двора Завии - работа Мухаммеда аль-Кандуси XIX века. [12] [13] [14]

В южном конце двора находится большой мавзолей, где находится могила Мулая Идриса II. Стены и михраб камеры богато украшены резной и расписной лепниной, мозаичными плитками ( зеллидж ), белыми и черными мраморными колоннами. [6] Потолок камеры представляет собой большой деревянный купол, вероятно, состоящий из сотен или тысяч маленьких деревянных частей, соединенных вместе, чтобы создать звездообразный узор, что типично для мавританской и марокканской архитектуры. [23] [24] Сама гробница покрыта деревянным балдахином, инкрустированным золотом и медью и искусно украшенным золотой арабской каллиграфией . [4] [6] В мавзолей также можно попасть напрямую через двери из кедрового дерева на западной стороне здания через столь же богато украшенный вестибюль. [4] (Эти двери также являются ближайшими к внутренней части Мавзолея, через которые немусульмане могут пройти. [20] ) Восточная сторона комплекса, примыкающая к внутреннему двору и мавзолею, представляет собой крытое гипостильное помещение для молитвы, включающее помещение мечети, построенное султаном Абд ар-Рахманом в 1824 году.

Ряд богато украшенных мраморных колонн, капителей и панелей по всему комплексу, а также богато украшенная мраморная арка для окна комнаты муваккита или камеры хронометриста ( Дар аль-Муваккит ), выходящей во внутренний двор, по-видимому, созданы Саади. , вероятно, изъятый ​​Мулаем Исмаилом из дворцов Саади, таких как знаменитый Эль-Бади в Марракеше, и повторно использованный в новых престижных зданиях в других местах. [11] Еще одна небольшая мраморная колонна, встроенная во внешний южный фасад мавзолея, вероятно, имеет альморавидское происхождение. [25]

Снаружи здания есть несколько входов меньшего размера и других элементов, обычно отмеченных замысловатым декором. Примечательно, что на внешней южной стене здания есть зарешеченное окно, которое соединяется непосредственно с гробницей и где проходящие мусульмане могут вознести короткие молитвы, чтобы благословить Мулая Идрисса II. Рядом с ним также есть небольшое отверстие, где прохожие могут раздавать деньги в качестве закята (милостыни) на завию. [4]

Религиозные практики и церемонии

[ редактировать ]

Могила Мулая Идриса II привлекает марокканских посетителей и паломников со всей страны из-за ее религиозной и исторической важности, и многие до сих пор приходят в поисках бараки или благословения, прикасаясь к могиле. [4] Завия на протяжении веков играла роль в ежегодном праздновании Мулуда (годовщины со дня рождения Пророка Мухаммеда), особенно в качестве отправной точки для шествия городских гильдий ремесленников, которое происходит до сих пор. [4]

Муссем Мулая Идриса II — самый важный мусс ( суфийский религиозный праздник) в городе и один из самых важных в Марокко. Фестиваль проводится уже сотни лет и спонсируется всеми традиционными торговыми и ремесленными гильдиями города. Каждый год все гильдии вместе маршируют по городу в процессии, кульминацией которой является мавзолей Идриса II. Каждая гильдия жертвует подарки завии. Одним из них является кесва , большая ткань, украшенная стихами Корана, которая накинута на катафалк Идриса II . Неделя муссема отмечена и другими культурными мероприятиями и развлечениями. [26] [27] : 86, 130  [28] [29] [7] : 301–302 

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Фес». Британская энциклопедия . 2007. Краткая энциклопедия Britannica. 3 марта 2007 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0521337674 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Линц, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле (2014). Средневековое Марокко: империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 432–435. ISBN  9782350314907 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Металси, Мохамед (2003). Фес: важный город . Париж: Международное издание ACR. стр. 192–194. ISBN  978-2867701528 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Гаудио, Аттилио (1982). Фес: жемчужина исламской цивилизации . Париж: Пресса ЮНЕСКО: Новые латинские издания. стр. 123–131. ISBN  2723301591 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Меззин, Мохамед. «Мавзолей Мулая Идриса» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 6 января 2018 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе . Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эль Хаммар, Абдельтиф (2005). Мечети и оратории Мекнеса (9–18 вв.): религиозная география, архитектура и проблема Киблы (кандидатская диссертация) (на французском языке). Университет Люмьер-Лион 2. с. 535.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ривет, Дэниел (2012). История Марокко: от Мулая Идриса до Мухаммеда VI . Фаярд. стр. 88–92. ISBN  9782213638478 .
  10. ^ Терраса, Анри (1968). Мечеть аль-Карауин в Фесе; с исследованием Гастона Девердана об исторических надписях мечети . Париж: Библиотека К. Клинксик. п. 12.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550–1650 гг . Париж: ЛиенАрт. стр. 264–272. ISBN  9782359061826 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Скали, Фаузи (2007). Святые и святыни Феса . Марсам. п. 185. ИСБН  9789954210864 .
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мернер, Клара. «Аль-Кандуси, каллиграф с зеркалом Пророка» . SaphirNews.com | Ежедневные новости о ситуации с мусульманами во Франции (на французском языке) . Проверено 14 сентября 2020 г.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Мухаммад аль-Кандуси» . Карта Аулии . Проверено 14 сентября 2020 г.
  15. ^ «Фез: Восстановление мавзолея Мулая Дрисса застопорилось» . Экономист (на французском языке). 03 июля 2013 г. Проверено 14 сентября 2020 г.
  16. ^ «Реставрационные работы мавзолея Мулая Идрисса» . www.monarchitecte.ma . Проверено 14 сентября 2020 г.
  17. ^ Сибли, Магда; Джексон, Иэн (2012). «Архитектура исламских общественных бань Северной Африки и Ближнего Востока: анализ их внутренних пространственных конфигураций». Ежеквартальный журнал архитектурных исследований . 16 (2): 155–170. дои : 10.1017/S1359135512000462 . S2CID   111065262 .
  18. ^ Секрет, Эдм. (1942). «Хаммамы Феса» (PDF) . Бюллетень Института гигиены Марокко . 2 :61–78.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Брессолетт, Анри (2016). Открытие Феса . Харматтан. ISBN  978-2343090221 .
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Приблизительный путеводитель по Марокко . Лондон: Грубые гиды. 2016. с. 174. ИСБН  9780241236680 .
  21. ^ Скали, Фаузи (2007). Святые и святыни Феса . Марсам. стр. 61–62. ISBN  9789954210864 .
  22. ^ Фес и святость, от основания до появления Протектората (808–1912): Агиография, духовная традиция и пророческое наследие в городе Маулай Идрис . Рабат: Центр Жака-Берка. 2014. ISBN  9791092046175 .
  23. ^ Барруканд, Марианна; Беднорц, Ахим (2007). Мавританская архитектура в Андалусии . Сумки. ISBN  9783822831038 .
  24. ^ Доддс, Джеррилин Д., изд. (1992). Аль-Андалус: Искусство исламской Испании . Метрополитен-музей, Нью-Йорк. ISBN  0870996371 .
  25. ^ Лосось, Ксавье (2021). Маринид Фес: столица искусств, 1276–1465 гг . Линкарт. стр. 29–30. ISBN  9782359063356 .
  26. ^ Грубый путеводитель по Марокко (12-е изд.). Грубые гиды. 2019. С. 43–44, 186.
  27. ^ Гаудио, Аттилио (1982). Фес: жемчужина исламской цивилизации . Париж: ЮНЕСКО Пресс: Новые латинские издания. ISBN  2723301591 .
  28. ^ «Муссем Мулай Идрисс – Региональный совет СЭЗ туризма» . Проверено 21 октября 2021 г.
  29. ^ «Фес: Открытие ежегодного Мулай Идрисс Аль Азхар Муссем» . LesEco.ma (на французском языке). 26 сентября 2019 г. Проверено 21 октября 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 66a0afd81acd6a8b0a3fd37bf4cee3ff__1717417020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/ff/66a0afd81acd6a8b0a3fd37bf4cee3ff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zawiya of Moulay Idris II - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)